Юдхиштхира - совершенный преданный

Майапур - 16 июня 1973
Махараджу Юдхиштхиру называли Дхармараждем – тем, кто очень строго следует религиозным принципам. Дхарма – это указания, данные Господом. Кришна пришёл как преданный, чтобы научить тому, как в совершенстве предаться Кришне. Юдхиштхира Махарадж сокрушался, что столько людей погибло из-за него на войне. Почему нельзя слушать «Шримад-Бхагаватам» от профессиональных чтецов. Высшая цель жизни – это преданность Богу. Кришна не заставляет никого становиться кришна-бхактой, но Он даёт возможность, объясняет всё. Чтобы достичь совершенства нужно следовать за совершенным лидером.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:27:19 | качество: mp3 96kB/s 19 Mb | прослушано: 65 | скачано: 134 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:02 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, глава десятая, текст первый. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 16 июня 1973 года в Майапуре, Индия.

00:00:22 Преданный: — Перевод: «Шаунака Муни спросил: Как Махараджа Юдхиштхира, величайший из всех религиозных людей, уничтожив врагов, стремившихся присвоить его законное наследство, с помощью братьев правил подданными? Я уверен, что он не мог беспечно наслаждаться царствованием»
ШБ 1.10.1

00:00:43 Шрила Прабхупада: — Здесь самые важные слова – это йудхишт̣хиро дхарма-бхр̣та̄м̇ варишт̣хах̣. Махараджу Юдхиштхиру называли Дхармараждем – тем, кто очень строго следует религиозным принципам. Ради него погибло шестьдесят четыре крора людей на поле битвы Курукшетра. И он не был счастлив. Хотя это сражение, эта война была религиозной, она произошла не по его прихоти. Как, например, в наши дни политики объявляют войны без всякой необходимости, чтобы удовлетворять собственные амбиции. Как, например, в нашей стране без необходимости на то людей разделили на Индию и Пакистан. И чтобы ублажать свои прихоти, политики объявляют друг другу войны, при этом никто не выигрывает. И эти войны ведутся не в соответствии с религиозными принципами.

00:02:07 Итак, сражения по прихоти политиков не одобряются писаниями. Война должна быть дхарма-юддхой. То есть вестись по религиозным принципам. Что же значит религиозный принцип? Здесь сказано хатва̄ а̄тата̄йино. А̄тата̄йа – значит агрессор. Если кто-то врывается в ваш дом, чтобы похитить вашу жену, чтобы силой отнять вашу собственность или поджечь ваш дом – такого называют ататай, его следует убить на месте. Ненасилие в данном случае будет глупостью. Если кто-то нападает на вас без повода – вы должны убить его. Но если мы думаем: «О, этот человек идёт убить меня, хорошо, я обниму его». Нет, это не вайшнавизм, мы не должны так поступать. Если он действует как агрессор, а̄тата̄йинах̣, вы должны драться с ним и убить его. И это соответствует религиозным принципам.

00:03:51 Итак, Юдхиштхира Махарадж настолько строго следовал религиозным принципам, что даже Кришна, когда Он посоветовал ему: «Иди и солги Дроначарье». Поскольку Дроначарья не верил никому. «Иди и скажи ему: твой сын Ашваттхама погиб». Юдхиштхира Махарадж колебался: «Как я могу солгать?» Конечно, это пример чрезмерного рвения в следовании религиозным принципам. Это ещё одна мораль. Когда Кришна сказал: «Иди и солги», – он должен был сразу же это исполнить. И это дхарма. Потому что дхарма – это то, что дано Верховной Личностью Бога. Вы не можете придумать дхарму.

00:05:07 В наше время люди придумывают разные дхармы. Но это не дхарма. Дхарма – это указания, данные Господом. Например, Кришна говорит: [санскрит]. Мы придумали множество разных дхарм: индуистская дхарма, исламская, христианская дхарма, дхарма парси, буддистская дхарма. Эта дхарма, та дхарма. Это не дхарма. Это порождение нашего ума, нашей фантазии. И это приводит к противоречиям. Например, индусы считают, что убийство коров – это адхарма, а мусульмане считают, что убийство коров – это их дхарма. Какая из них верна? Является ли убийство коров адхармой или дхармой?

00:06:18 Итак, это порождение нашего ума. «Чайтанья-чаритамрита» говорит: это умственное измышление. Истинная дхарма – это наставления, данные Верховной Личностью Бога, вот что такое дхарма. Поэтому Кришна говорит: «Оставь все свои придуманные дхармы. Вот истинная дхарма. Ш́аран̣ам̇ враджа [БГ 18.66], предайся Мне. Это истинная дхарма». Например, закон. Законы могут вводиться только правительством. Вы не можете придумать закон у себя дома. Это не закон. Закон – это указание, данные правительством. Верховное правительство – это Верховная Личность Бога.

00:07:47 Нет никого лучше Кришны, поэтому указания, данные Кришной – это дхарма. Наше движение сознания Кришны есть эта дхарма. Кришна говорит: «Оставь все остальные так называемые дхармы: эту дхарму, ту дхарму, множество разных дхарм. Просто предайся Мне». И мы проповедуем тот же принцип. И это подтверждает Шри Чайтанья Махапрабху. Это дхарма. Чайтанья Махапрабху не придумывал никаких новых систем дхармы, нет. Чайтанья Махапрабху – это Сам Кришна.

00:09:13 Единственная разница заключается в том, что он Сам Кришна. Разница в том, что Кришна как Верховная Личность Бога говорит прямо: «Оставь всю глупость и просто предайся Мне». Это Кришна. Поскольку Он Верховная Личность Бога, Он Сам, непосредственно, даёт это указание. И тот же Кришна… Дело в том, что люди неправильно Его поняли. Даже великие учёные говорят: «Кришна слишком много требует». Но это негодяи, они не знают, они не могут понять Кришну. Поэтому, поскольку люди неправильно Его поняли, Кришна пришёл как преданный, чтобы научить тому, как в совершенстве предаться Кришне. Сам Кришна пришёл. Например, иногда мой слуга делает мне массаж. И я беру его голову и делаю ему массаж и говорю: «Вот, делай так же». Я не его слуга, но я учу его. Точно так же Шри Чайтанья Махапрабху – это Сам Кришна, но он в совершенстве учит нас тому, как обращаться к Кришне, как служить Кришне. Тот же самый принцип. Кришна говорит: «Предайся Мне», а Чайтанья Махапрабху говорит: «Предайся Кришне». В принципе разницы нет. Принципиальной разницы нет.

00:11:03 Итак, здесь Юдхиштхира Махарадж, дхарма-бхр̣та̄м̇ варишт̣хах̣ – из всех тех, кто следует религиозным принципам, он является наилучшим примером, варишт̣хах̣. И он очень сокрушался: «Ради себя, ради того, чтобы возвести меня на трон, столькие люди отдали свои жизни». Не только его двоюродные братья, воины. Тогда, пять тысяч лет назад, эти цари, или императоры, Хастинапура правили всем миром. Эта планета называлась Бхарата-варша, вся планета. Не только небольшой участок земли – весь мир назывался Бхарата-варшей. Прежде Земля называлась Илаврита-варша. Но со времён правления Махараджи Бхараты планета стала называться Бхарата-варша.

00:12:29 Итак, Пандавы, или Куру, были правителями мира. И когда между двоюродными братьями разразилась война, люди присоединялись к обеим сторонам со всех уголков мира: кто-то к одной стороне, кто-то к другой. Думаю, в «Махабхарате» сказано, что на поле битвы погибло шестьдесят четыре крора людей и многие пропали без вести, никто не знает их местонахождение.

00:13:07 На самом деле, Юдхиштхира Махарадж, дхарма-бхр̣та̄м̇ варишт̣хах̣, был таким великим, выдающимся последователем религиозных принципов. И он очень сильно сожалел, говоря: «Ради меня столькие люди сложили свои головы». Он не был счастлив. Поэтому в нашей шастре сказано, что когда ты совершаешь грех без необходимости, чтобы противодействовать этому нужно поститься, рекомендуется пост. Поэтому Юдхиштхира Махарадж постился. Он ел столько, чтобы поддерживать жизнь в теле.

00:14:04 Поэтому Шаунака Муни спрашивает: [санскрит]. Он совершал праяшчиту, как же он взял бразды правления царством в свои руки? Таким был его вопрос, Шаунаки Риши. На самом деле, «Шримад-Бхагаватам» начинается с беседы Шукадевы Госвами и Махараджа Парикшита. На этой встрече присутствовал Сута Госвами, и он услышал объяснение «Бхагаватам» от Шукадевы Госвами. Это называется парампарой.

00:15:11 Как правило, профессиональные чтецы «Бхагаватам» не следует системе парампары. Для них это просто возможность заработать деньги. Например, мы читаем «Шримад-Бхагаватам», мы говорим о войнах, но профессиональные чтецы сразу же переходят к раса-лиле, как будто во всём остальном нет никакой необходимости. Каждый, кто слушает «Бхагаватам» от этих профессиональных чтецов, не знает других тем «Шримад-Бхагаватам», потому что у них не было возможности послушать об этом – они не обсуждают этого. Всякий раз, когда читается «Бхагаватам», это означает, что они говорят о раса-лиле.

00:16:10 Потому что раса-лила для негодяев очень вкусна, они думают, что Кришна – обычный юноша, а гопи – обычные девушки. И так же, как они читают в романах, в драмах о женщине с мужчиной, об их отношениях, они сравнивают это с «Бхагаватам», считая, что «Бхагаватам» – это то же самое. Они думают так. В «Шримад-Бхагаватам» часть, описывающая игры Кришны с гопи, является самой сокровенной, и этими темами наслаждаются освобождённые души, а не обычные люди, которых привлекает половая жизнь. Они не достойны слушать «Шримад-Бхагаватам», раса-лилу. Не достойны.

00:17:21 К сожалению, эти профессиональные чтецы не начинают «Шримад-Бхагаватам» с самого начала, где обсуждается «Веданта-сутра» атхато брахма джигьяса, джанма̄дй асйа йатах̣ [ШБ 1.1.1]. «Бхагаватам» начинается с этого слова «Веданта-сутры». В начале «Шримад-Бхагаватам» приводится объяснение «Веданта-сутры». Шрила Джива Госвами в этой связи рекомендует изучать «Шримад-Бхагаватам» от того, кто знает «Веданта-сутру». Бхакти рождается благодаря ш́рута-гр̣хӣтайа̄ [ШБ 1.2.12], благодаря изучению «Веданта-сутры». Бхакти – это не сентименты, бхакти – это трансцендентная наука.

00:18:51 Поэтому в «Бхагавад-гите» сказано джн̃а̄нӣ виш́ишйате [БГ 7.17]. Вы должны обладать доскональным знанием о том, кто такой Кришна. Вы не должны считать Кришну какой-то выдумкой. Даже великие учёные, доктор Радхакришнан, Ганди – они не могут понять Кришну. Как они могут понять? Кришна недоступен пониманию глупцов и негодяев. Поэтому понять Кришну не так-то просто. Из многих миллионов людей, все они мошенники и глупцы, животные, что они смогут понять о Кришне!

00:19:49 Поэтому Кришна Сам говорит: сиддхи [БГ 7.3]. Сиддхи – значит совершенство. Мы путешествуем по всему миру, и мы видим, что повсюду только мошенники и глупцы. Никто не пытается достичь совершенства в своей жизни. В чём заключается совершенство? Парама̄м̇ сиддхим̇ [БГ 8.15]. Совершенство жизни – это возвращение домой к Богу. Никто не знает, кто такой Бог, никто не знает, как вернуться к Нему.

00:20:51 Поэтому не так просто понять Кришну и стать преданным Кришны. Это очень-очень трудно. Но Шри Чайтанья Махапрабху, маха-ваданьяватара, распространил эту науку о Кришне и любовь к Кришне, пользуясь таким лёгким способом, что по его милости даже самый огрубевший человек сможет понять это, если он воспользуется милостью Шри Чайтаньи Махапрабху.

00:21:40 Итак, Юдхиштхира Махарадж был кришна-бхактой. И потому говорится: он был самой выдающейся личностью, ибо он знает, он согласился сражаться со своими двоюродными братьями, потому что Кришна желал этого. Когда Арджуна сказал: «Мой дорогой Кришна, в этой войне нет нужды, потому что на другой стороне стоят мои братья, племянники, я предпочитаю отдать им царство, а сам буду жить подаянием. Но я не хочу сражаться с братьями». И Кришна сразу же осудил его за это: «Какую чушь ты несёшь! Ты обязан сражаться!» Но тем не менее он не желал. Поэтому Господь рассказал ему целую «Бхагавад-гиту».

00:22:49 Объяснив ему «Бхагавад-гиту», Он спросил у Арджуны: «Обрёл ли ты решимость сражаться?» Эта свобода выбора была дана Арджуне: «Я объяснил тебе всё, теперь поступай как пожелаешь». Кришна не заставляет никого становиться кришна-бхактой. Но Он даёт возможность, Он объясняет всё: «Если ты стал кришна-бхактой, преданной душой, ты будешь счастлив. В противном случае, счастья не видать». Это Кришна. Гуру, Он говорит: [санскрит]. Он не принуждает. Теперь нам решать: предаваться Кришне или нет. Таковы наставления «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам».

00:23:55 Высшая цель жизни – это преданность Кришне, это высшая цель жизни. Но они не знают об этом, на те видух̣ сва̄ртха-гатим̇ хи вишн̣ум̇ [ШБ 7.5.31]. Они не знают. Они думают о каком-то мирском счастье, о том, чтобы жить среди полубогов, и это осуждается в «Бхагавад-гите». Они утратили свой разум – те, кто отправляется поклоняться полубогам ради преходящих благ, ради временных благ. Те, кому не хватает разума. И вместо мозгов у них коровий навоз – такие люди поклоняются полубогам. В этом нет необходимости. Нет необходимости.

00:25:01 Конечно, мы не относимся с неуважением к полубогам, мы почитаем их, но мы не согласны, что Кришна находится на том же уровне, что и полубоги, как говорят майавади. «Можете повторять мантру Харе Кришна или Дурга Дурга, Кали Кали – это то же самое», – это невежество. Это невежество. Харер нама. Шастры говорят: харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам. В шастрах не говорится: повторяйте любое имя, прозвище собаки, прозвище кошки – всё будет хорошо. Шастра не говорит об этом.

00:26:05 Каждый, кто избегает или пренебрегает наставлениями шастры и поступает по собственной прихоти, никогда не достигнет совершенства. На сукхам̇ на пара̄м̇ гатим [БГ 16.23]. Поэтому наш принцип, движения сознания Кришны – это строгое следование Кришне. Наш лидер – Кришна. Каждому необходим лидер. Я много раз говорил, что мы должны следовать за лидером. Когда я разговаривал с профессором Котовским в Москве, я спросил его: «В чём разница между вашей философией и нашей философией? Вы следуете за Лениным, мы следуем за Кришной. Мы должны следовать за лидером, этого не избежать». И он молчал, он не мог ответить. Чтобы достичь совершенства, необходимо следовать за лидером. Так зачем нам следовать за лидерами-негодями? Давайте будем следовать за совершенным лидером Кришной и достигнем совершенства. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 13 января 2022