Слушайте Бхагават-гиту как это делал Арджуна

Лос-Анджелес - 08 December 1973
Бхагавад-гита – это наставления, данные Верховной Личностью Бога. Если вы хотите понять Бхагавад-гиту, вы должны постигать её так, как тот, кто выслушал её непосредственно от самого источника. Система парампары. Слова Бхагавад-гиты неотличны от Кришны. Нужно строго следовать наставлениям своего гуру. Верховного Брахмана способны понять только преданные. Начало – это шраддха, прежде всего вы должны верить, что Кришна – Верховная Личность Бога. Чтобы поддерживать свою веру крепкой, мы должны общаться с преданными. Чтобы подняться на уровень понимания, нужно избавиться от греха. Раджас и тамас, невежество и глупая активность.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:31:10 | качество: mp3 96kB/s 21 Mb | прослушано: 82 | скачано: 289 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:04 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, пятнадцатая глава, текст тридцатый. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 8 декабря 1973 года в Лос-Анджелесе.

00:00:22 Преданный: — Перевод: «Казалось, что из-за игр и деяний Господа и из-за Его отсутствия Арджуна забыл наставления, данные Личностью Бога. Но на самом деле это было не так, и он вновь стал хозяином своих чувств»
[ШБ 1.15.30.

00:00:44 Шрила Прабхупада: — Итак, здесь говорится о том, что есть «Бхагавад-гита». Гӣтам̇ бхагавата̄. Бхагавата – значит Верховной Личностью Бога, а гита – рассказана. Они говорят пропета. Вы можете так сказать, но гита – значит рассказана. Поэтому её называют Бхагавад-гита. Наставления, данные Верховной Личностью Бога, самим. Поэтому это называется Бхагавад-гита.

00:01:28 Арджуна говорит, что эту науку передал ему Верховная Личность Бога. если мы читаем «Бхагавад-гиту», мы должны идти за такими душами, как Арджуна. Потому что Арджуна выслушал «Бхагавад-гиту» непосредственно от Верховной Личности Бога. И он говорит, что эта наука гӣтам̇ бхагавата̄. Зачем её толковать? Ведь тот, кто непосредственно выслушал эту науку от Бхагавана, Верховной Личности Бога, говорит, что о ней рассказал Верховный Господь. Тот, кто слушает непосредственно, говорит одно, а вы говорите другое. У вас нет прав на это. Это называется системой парампары. Тот, кто выслушал Бхагавад-гиту от самого Кришны, всё, что он говорит, необходимо принимать. Вы не можете давать своих интерпретаций. Такова традиция парампары. Если вы хотите понять Бхагавад-гиту, вы должны постигать её так, как тот, кто выслушал её непосредственно от самого источника. Это называется традиция парампары. Допустим, я услышал что-то от своего духовного учителя. Я передаю вам то же самое. Это парампара. Вы не можете даже представить себе, что говорил мой духовный учитель, и даже если вы читаете какие-то книги, вы не сможете их понять до тех пор, пока не выслушаете это от меня. Это называется системой парампары. Вы не можете перепрыгивать через вышестоящего гуру, пренебрегая ачарьей, который стоит последним в цепи от вас.

00:03:47 Например, движение Чайтаньи Махапрабху. Мы не можем понять самого Чайтанью Махапрабху непосредственно, это невозможно. Мы должны постигать его через Госвами. Поэтому в «Чайтанья-Чаритамрите» вы прочтёте, в конце каждой главы автор пишет: [санскрит]. Таков путь. Он не говорит: «Я сам постиг непосредственно Господа Чайтанья Махапрабху», – нет, это глупо. Вы не способны понять Чайтанью Махапрабху. Поэтому вновь и вновь он говорит: рӯпа-рагхуна̄тха-паде. «Я Кришнадас Кавираджа, который всегда находится у стоп Госвами». Такова система парампары.

00:05:02 Так же Нароттам дас Тхакур говорит: «Я слуга того, кто принял шесть Госвами своими учителями. Я не собираюсь становиться слугой кого-либо ещё, кто не принимает этот путь». Поэтому мы говорим, мы возносим наши молитвы нашему духовному учителю. Рупануга-варая те. Поскольку он следует Рупе Госвами, поэтому мы принимаем его духовным учителем. Человек не может стать выше Рупы Госвами, нет. Такова система парампары.

00:05:55 Здесь говорится о том же самом. Арджуна, выслушавший это знание непосредственно от Кришны. Иногда некоторые люди говорят: «Арджуна слушал самого Кришну, но сейчас Кришны перед нами нет, как же я могу признать это знание?» Но речь идёт не о том, чтобы непосредственно слушать это от Кришны, поскольку у вас нет представления об Абсолютном знании: слова Бхагавад-гиты неотличны от Кришны. Они неотличны от Кришны. Когда вы слушаете Бхагавад-гиту, вы слушаете непосредственно от самого Кришны, потому что Кришна неотличен от своих слов. Он абсолютен. Кришна, Его имя, Его образ, Его качества, Его наставления – всё, что связано с Кришной, всё это Кришна. Всё это Кришна. Это необходимо понять. Всё это неотлично от Кришны.

00:07:04 Поэтому образ Кришны находится здесь. Он Кришна, это не статуя, это не мраморная статуя, нет, это Кришна. Он предстал перед вами, потому что вы не способны видеть Кришну. Вы можете видеть камень, дерево, поэтому Он принял такую форму. Вы думаете, что это камень и дерево, но это не так. Это Кришна. Это называется Абсолютная Истина. Аналогично, слова Кришны так же неотличны от самого Кришны. И слова Кришны содержатся в Бхагавад-гите. Это Кришна.

00:07:47 Например, брахман из Южной Индии, он был неграмотным, он не умел читать Бхагавад-гиту. Но его Гуру Махарадж сказал: «Ты должен читать каждый день восемнадцать глав Бхагавад-гиты». Тот был озадачен: «Я же неграмотен, я не могу читать». Но всё равно он взял Бхагавад-гиту. И он сидел в храме Раманадхи. Он взял Бхагавад-гиту и делал так. Он не умел читать. И знающие его друзья шутили над ним: «Ну что, брахман, что ты читаешь? Бхагавад-гиту?» Он не отвечал, потому что знал, что друзья подшучивают над ним, над его неграмотностью. Но когда туда пришёл Чайтанья Махапрабху, он тоже был в недоумении, этот брахман: «Ты читаешь Бхагавад-гиту?» Он сказал: «Господин, я неграмотен. Я не умею читать. Но мой Гуру Махарадж наказал мне читать, что я могу поделать? Я взял книгу». Он строго следовал наставлениям своего гуру. Он неграмотен, он не умеет читать, он не способен на это, но его Гуру Махарадж наказал ему: «Ты должен читать Бхагавад-гиту каждый день, восемнадцать глав». Что это такое? Это называется вйаваса̄йа̄тмика̄ буддхих̣ [БГ 2.44]. Может быть я на многое неспособен, но это не важно. Если я стараюсь следовать словам своего Гуру Махараджа, то я стану совершенным. Таков секрет.

00:09:51 Если у человека крепкая вера в Верховную Личность Бога и такая же вера в гуру, то писания откроются ему. Это не вопрос образования, это не вопрос учёности. Это вопрос веры в Кришну и гуру. Поэтому «Чайтанья-Чаритамрита» говорит, не образованием, не учёностью – он не говорит об этом, Чайтанья Махапрабху говорит: гуру-кр̣шн̣а-кр̣па̄йа – милостью гуру, милостью Кришны. Это зависит от милости. Это зависит не от образованности, не от богатства, нет. Путь бхакти-марги зависит от милости Господа. Вы должны искать этой милости. Праса̄да-леш́а. Леша – значит частичка. Тот, кто получил даже небольшую частичку милости Всевышнего, способен понять Его. Другие же могут продолжать рассуждать и теоретизировать миллионы лет, они не способны понять.

00:11:28 Итак, Бхагавад-гита как она есть. Поэтому мы опубликовали её именно под этим названием, потому мы что мы представляем Бхагавад-гиту такой, какой её постиг Арджуна. Мы не идём к доктору Радхакришнану, к этому учёному, к тому учёному, к тому мошеннику, нет, мы не ходим к ним. Мы этим не занимаемся. Такова парампара. Здесь Арджуна говорит: «Бхагавата. То, что я выслушал от Верховной Личности Бога, от Бхагавана». Бхагаван – это тот, кто обладает шестью достояниями в полной мере. Я много раз уже об этом говорил. Он слушал самого Господа, и он говорит бхагавата. Как вы можете говорить, что Кришна не Бхагаван, а обычный человек? Как вы можете так говорить? Тот, кто выслушал это послание от самого Господа, он говорит прямо об этом. Это называется парампарой.

00:12:37 Если мы постигаем Бхагавад-гиту как её постиг Арджуна – это совершенный путь. Это Бхагавад-гита как она есть. Если же вы пытаетесь понять Бхагавад-гиту как говорят некоторые мошенники-комментаторы, то вы просто тратите своё время на этот вздор. Он может быть большим учёным, великим политиком, в нашей стране известные политики давали свои комментарии, великие йоги давали свои комментарии, великие учёные. Всё это бесполезные комментарии. Поверьте, бесполезные. Если вы читаете такие комментарии к Бхагавад-гите – это просто пустая трата времени. Если вы действительно хотите постичь Бхагавад-гиту, то делайте это, идя по стопам Арджуны. Арджуна слышал её непосредственно от Кришны.

00:13:43 Итак, в Бхагавад-гите Арджуна говорит, поняв Бхагавад-гиту, выслушав её от Кришны, он сказал: «Ты Парабрахма». Бхава̄н – значит твоя светлость. «Ты парамбрахма, Верховный Брахман». Он Верховный Брахман. Брахма – значит дух, брахма – значит величайший. Он не двусмысленно объяснил, что мы все души, каждый из нас. Но Он – верховная душа, парам. Парам – значит Всевышний. Он не обычное существо. Он приходит как человек, но Он верховный человек. В этом разница. Верховный человек. Но тот, кто не может понять, тот, кто думает: «О, Кришна как мы. У него две руки, две ноги и одна голова. У нас тоже это есть. Он как я». Такой человек – мудха, негодяй. Поэтому в Бхагавад-гите сказано: аваджа̄нанти ма̄м̇ мӯд̣ха̄ [БГ 9.11]. «Эти глупцы, негодяи высмеивают Меня». Ма̄нушӣм̇ танум а̄ш́ритам парам̇ бха̄вам аджа̄нанто. Они лишены знания о парам бхавам.

00:15:036 Итак, парам бхавам способны понять только преданные. Как сказал Кришна: будха̄ бха̄ва-саманвита̄х̣ [БГ 10.8]. Будха̄ бха̄ва-саманвита̄х̣. Эта бхава значит усвоение, понимание: «О, Кришна так велик». Вот что такое бхава. Это подлинное понимание. Когда вы действительно понимаете уровень бхавы. Бхава-бхакти. Когда вы посвящаете себя только служению Кришне. Парам бхавам. Те, кто не поднялись на уровень бхавы, не способны понять Кришну. Уровень бхавы придёт, и всё можно достичь на уровне бхавы. Есть метод, и этот метод описан Рупой Госвами. Метод, позволяющий подняться на уровень бхавы. Что это значит? Это уровень, предшествующий совершенству. Мы должны подняться на уровень бхавы, и следующая ступень будет совершенством. Полное совершенство.

00:17:01 Как же подняться на уровень бхавы? Об этом говорит Рупа Госвами. А̄дау ш́раддха̄. Прежде всего мы должны обладать некоторой верой. Например, многие люди приходят сюда, и они интересуются, что же делают эти люди в сознании Кришны, давайте посмотрим. Итак, шраддха. Это называется шраддха. Настоящая шраддха – это полная вера. Об этом сказано в «Чайтанья-чаритамрите». Тот, кто обладает такой верой, крепкой верой, в то, что Кришна – Верховная Личность Бога, такая вера непоколебима, она тверда. «Да, Кришна – Верховная Личность», – это называется шраддха, это начало шраддхи. Если у вас по-прежнему остаются сомнения, вы ещё не поднялись даже на уровень шраддхи. Вы ещё на поверхностном уровне. Вы можете подняться, но когда вы действительно поверите, что Кришна – Верховная Личность Бога, и если я служу Кришне – я совершенен. Это шраддха. И чем больше ваша шраддха, тем дальше вы продвигаетесь. Но начало – это шраддха. А̄дау ш́раддха̄.

00:18:42 Итак, как же можно взрастить шраддху, веру? Садху-санга. Если вы всегда поддерживаете общение с преданными, то ваша шраддха может усилиться. Если вы просто верите: «Да, Кришна – Верховная Личность Бога», но вы не живёте с садху или преданными, то вскоре вы лишитесь своей веры, и придёт конец. Итак, чтобы поддерживать нормальную температуру, чтобы всегда оставаться тёплыми… Если вы уходите – то это уйдёт, вы снова станете холодными. Таков метод.

00:19:35 Итак, прежде всего вы должны верить, что Кришна – Верховная Личность Бога. И чтобы поддерживать свою веру крепкой, мы должны продолжать общаться с преданными. В противном случае вся та небольшая вера, которую вы обрели, будет утрачена. Вы снова станете рабом майи. Если вы действительно общаетесь с садху, то на следующей ступени бхаджана-крийа̄. Это уровень посвящения, поклонения Кришне. Затем анартха-нивр̣ттих̣ сйа̄т. Если вы по-настоящему занимаетесь преданным служением, анартха – всё нежелательное уйдёт из вашей жизни. Например, наши ученики, они не употребляют одурманивающих средств, не вступают в недозволенные половые отношения, не играют в азартные игры, не едят мясо. Вы не сможете этому следовать, если вы будете просто слушать, это невозможно. Если вы совершаете бхаджана-крийа̄, если вы действительно следуете, повторяете шестнадцать кругов, то тогда вы сможете следовать, как и все остальные. В противном случае, если вы духовно слабы, вы не сможете следовать этим принципам. Правительство тратит столько денег на то, чтобы бороться с пьянством, с наркоманией в вашей стране, но все их попытки терпят фиаско. Однако здесь, находясь в общении с чистыми душами, человек может с лёгкостью отказаться от этих привычек. Вы можете убедиться, насколько велика сила такого общения.

00:21:22 И после того, как человек освобождается от греха, он поднимается на уровень понимания. До тех пор, пока человек грешен, он не способен понять. Тот, кто до конца избавился от всех грехов, анта-гатам̇. Как же мы можем освободиться от греха, если мы не действуем праведно? Мы должны же чем-то заниматься. Если вы не заняты какой-либо праведной деятельностью, вы не сможете освободиться от греха. Вы вынуждены действовать. Если вы не действуете благочестиво, вы вынуждены будете действовать нечестиво. Философы-майявади, они просто хотят остановить греховную деятельность, но они не занимаются благочестивой деятельностью, поэтому они терпят неудачу. Должно быть и то, и другое. Парам̇ др̣шт̣ва̄ нивартате [БГ 2.59]. Если вы получаете что-то лучшее, то вы сможете оставить что-то низшее. Однако, если вы не получаете чего-то лучшего, вы не сможете оставить плохое.

00:22:50 Итак, вы сможете отказаться от неблагочестивой деятельности при условии, если вы полностью заняты преданным служением. В противном случае, ничего не выйдет. Одних лишь нравственных наставлений: «Воровство плохо, не крадите», – никому это не нравится. Никому не нравится. Это практический опыт. Какой-нибудь человек украл что-то, его ловят и отводят в полицию. Итак, все видели и слышали о том, что правительство говорит, что если ты крадёшь – тебя накажут. И в Библии и в других религиозных писаниях говорится, что воровство плохо. Человек слышал об этом, и он видел, что вора бросают в тюрьму. Итак, человек на собственном опыте убеждается, он слышит и видит, но несмотря на весь этот собственный опыт, почему же он всё равно крадёт? Потому что у него нет нормального общения. Он знает, что воровать плохо. В противном случае, почему он ворует по ночам? Потому что никто не видит. Он знает, что это что-то плохое. Но почему он не может отказаться от своей дурной привычки? Потому что у него нет хорошего общения. Только и всего.

00:24:15 Поэтому мы назвали это общество обществом сознания Кришны. Это не только сознание Кришны, это общество сознания Кришны. Нельзя недооценивать того блага, которое приносит общество. Если мы продолжаем наше преданное служение и продолжаем общаться с преданными, мы сможем освободиться от греха. И когда вы полностью очищаетесь от греховной деятельности, вы обретаете ништху: «Да». Твёрдую веру. Ништха – значит твёрдая вера. Тато ништ̣ха̄. Тато ручи. Ручи – значит вкус. Почему вы слушаете каждый день о Кришне? Одно и то же. Мы не говорим ничего нового. Мы говорим: «Кришна – Верховная Личность Бога, и вы должны предаться». Каждый день мы говорим об этом. Но почему вы продолжаете приходить? Слушать эти избитые слова. Потому что вам доставляет это наслаждение, это называется ручи, вкус. Да, я хочу слушать это вновь и вновь: «Кришна – Верховный Господь, я его вечный слуга». У вас есть вкус. Если у человека нет вкуса, он будет говорить: «Что за избитые фразы? Харе Кришна, Харе Кришна – двадцать четыре часа в сутки!» Вы повторяете, потому что у вас есть вкус. У других нет. Другие не могут это делать. Это называется ручи. Ручи – значит асакти, влечение. Я должен идти туда, я должен петь святое Имя, я должен это делать. Затем приходит бхава: я буду общаться с Кришной. И затем приходит любовь к Кришне. Это совершенство.

00:26:31 Итак, те, кто не достигли этого уровня, прежде всего мы должны освободиться от греха, анартха. Анартха – это то, что вам не нужно, но вы привыкли к этому. Майя так сильна, что вам совсем не нужно курить, но майя рекламирует вам: «Какие классные сигареты, выкури!» Это называется майя. Вам они не нужны. Они не приносят наслаждения, но, тем не менее, вы привязаны к этому. Это называется майя, иллюзия. У нас так много друзей, замечательных друзей по всему миру, но на самом деле вам всё это не нужно. Они просто искушают вас. Вот виски, вот вино, такое-то вино. Вот женщины, вот возможности для секса. Вот сигареты, вот мясо. Поэтому движение сознания Кришны является единственной гуманитарной деятельностью, которая может спасти человечество. Все помогают людям отправиться в ад, это факт. Только и делают, что помогают им. Столько невинных людей отправляются на бойню образования, культуры, так называемого общества, дружбы – всё это порочный круг.

00:28:02 Поэтому здесь сказано, Арджуна говорит: [санскрит]. Это замечательное наставление Бхагавад-гиты было прервано временем. Кала. Все знают, что функция времени – разрушать. Вы строите очень хороший дом, но проходит пять-десять лет, и вам снова приходится его ремонтировать, потому что время разрушает. Время разрушает – такова функция времени. Кала. Карма. Наша карма. Поскольку мы всё время занимаемся греховной деятельностью, карма. Кала, карма и тамах, невежество. Тамас – значит тьма. И признаком тама-гуны является лень и сон. Ленивые и сонливые. Вы должны знать, что такие люди находятся под влиянием тама-гуны. Раджа-гуна – это глупые действия. Например, эти люди носятся туда-сюда. Они в раджа-гуне. Но в действительности в этом мире две гуны: раджас и тамас, невежество и глупая активность. Эта безрассудная активность очень опасна. Есть четыре категории разума: ленивый разум, активный разум, ленивая глупость и активная глупость. К активно глупым относится четвёртая категория людей. В настоящий момент люди очень активны, но при этом они все невежественны. Поэтому мир в опасности. Активная глупость. Если глупец ничего не делает – это лучше. Но как только он становится активным, он тотчас представляет опасность для окружающих.

00:30:25 Итак, раджас-тамо-бха̄ва̄х̣ преобладают сейчас. Добродетели, саттва-гуны, нет. Очень редко это встречается. Признак добродетели – это когда человек видит всё в правильном свете, это добродетель. Пракаша. Например, на солнце вы можете всё очень ясно увидеть. Аналогично, тот, кто ясно видит реальность таковой, какая она есть, находится в гуне добродетели. Есть три гуны материальной природы. Те, кто поступает глупо, находится в раджа-гуне. Те, кто не знают, в чём смысл жизни, они просто ленивы и невежественны – это тама-гуна. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 12 May 2023