Квалификация постичь Кришну

Майапур - 30 сентября 1974
Муни – это очень вдумчивые люди. Парамахамса – тот, кто заинтересован только в духовном. Только муни и парамахамсы способны постичь Бога. Чтобы очиститься от грехов, нужна благочестивая деятельность, поэтому очень важно поклонение в храме и слушание о Кришне. Книги, прославляющие Господа, революционны. Главная миссия Кришны не в том, чтобы низвергнуть демонов, для этого есть Дурга, а в том, чтобы доставить удовольствие преданным. Любой человек: женщина, вайшья, шудра – может постичь Кришну, следуя пути бхакти-йоги.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:30:08 | качество: mp3 128kB/s 27 Mb | прослушано: 245 | скачано: 109 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», песнь первая, глава восьмая, текст двадцатый. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 30 сентября 1974 года в Майапуре.
Преданный:
— Перевод: «Ты нисходишь Сам, чтобы донести трансцендентную науку преданного служения до сердец возвышенных трансценденталистов и спекулятивных мыслителей, которые очистились, научившись отличать материю от духа. Что же тогда должны делать мы, женщины, чтобы в совершенстве познать Тебя?»
[ШБ 1.8.20]

00:00:39 Шрила Прабхупада:
Кришну осознают те, у кого есть квалификация. И эта квалификация описана здесь. Первое качество – это парамахамса. Парама – значит лучший, хамса – лебеди. Есть разные лебеди, вы видели. Из них белые большие лебеди считаются лучшими. У этого хамсы, или лебедя, есть особое качество: если дать ему молоко, смешанное с водой, этот хамса извлечёт молоко из воды, оставив воду. У каждого животного есть особое качество, например, ящерица способна передвигаться очень быстро по гладкой отвесной стене. Никакая ваша наука не позволит это сделать, вы не способны на это. Стервятник поднимается очень высоко, у него очень маленькие глаза, но эти стервятники способны с расстояния нескольких миль увидеть труп. Итак, у каждого есть особая способность, это дар Божий. Точно так же, лебедь является животным, и у него есть это особое качество – они способны отделять воду от молока.

00:02:45 Этот мир представляет собой смесь духовного и материального. Например, ваше тело, моё тело – это тоже смесь. Всё представляет собой смесь духа и материи. Тот, кто способен отделять дух от материи, именуется парамахамсой. Итак, кто такой парамахамса? Мунӣна̄м, муни – это очень вдумчивый человек. Если вы вдумчивы, тогда вы сможете различать между материей и духом. Тело движется, но те, кто не является муни, вдумчивыми, думают, что тело движется автоматически. В действительности же это не так, потому что оно движется потому, что есть дух. И муни, вдумчивые люди, могут это понять. Глупые не могут. Глупцы не способны понять, что в основе тела существует некая сила, которая способствует, содействует движению тела. Они не понимают утверждения «Бхагавад-гиты»: татха̄ деха̄нтара-пра̄птих̣ [БГ 2.13]. Эта движущая сила вечна, она не исчезает после смерти тела, она переносится в другое тело. Они не способны понять этого, потому что они не являются муни. Муни – значит очень вдумчивые.

00:04:54 Как же можно стать совершенным муни? Об этом так же сказано здесь. Амала. Мала – значит грязь. Амала – это прямая противоположность, а – значит «не». Сердце такого человека очищено от всей грязи. Амала̄тмана̄м. Такова квалификация. Парамахамса – это тот, кто заинтересован только в духовном, как лебедь заинтересован только в молоке, не в воде. Аналогично, следует стать парамахамсой: нужно интересоваться духовным продвижением в жизни, не материальным, это нужно отвергать. Итак, эта квалификация для того, чтобы постичь Кришну. Тот, кто заинтересован в духовных вещах, мудрый, вдумчивый, тот, кто очистился от всякой грязи в своём сознании, в своём уме – вот квалификация того, кто способен постичь Кришну.

00:06:23 Почему всё это: неразборчивость, грязь – почему всё это накопилось в сердце? Из-за наших грехов: чем больше мы грешим, тем больше грязи покрывает наше сознание, и нам будет трудно понять, кто такой Кришна. Поэтому Кришна говорит: йеша̄м̇ тв анта-гатам̇ па̄пам̇ [БГ 7.28] – тот, кто освободился от последствий своих грехов. Те, кто совершает благодеяния, они не делают ничего порочного, поэтому они остаются чистыми, не оскверняясь. Поэтому благочестивая деятельность рекомендуется. Для обычных людей шастра рекомендует: омывайтесь в Ганге, это делает человека благочестивым; если он просто каждый день, регулярно, совершает омовение, то он естественным образом станет благочестивым. Или нужно ходить в храм, кланяться. И маленький мальчик, он не понимает Кришну, но поскольку он танцует, поёт, иногда он звонит в колокол – всё это благочестивая деятельность. Люди это делают автоматически, очень много людей, поэтому храм необходим. Храм необходим.

00:08:11 Невинные люди, новички, для них поклонение в храме очень важно. Созерцая Божество, склоняясь перед Божеством, принимая чаринамриту, звоня в колокол, танцуя, принимая немного прасада, касаясь стоп вайшнава или касаясь тела вайшнава, они обретают благочестие. Поэтому даётся такая возможность обычным людям. С самого начала никто не способен стать муни, как это возможно? Это невозможно. Поэтому поклонение Божествам, поклонение в храме очень важно для обычных людей. Они просто приходят, что-то делают – так они становятся благочестивыми.

00:09:12 Другая благочестивая деятельность – это слушание о Кришне. Звук. Даже если человек не понимает о чём говорится здесь, но Кришна… Например, я говорю по-ангийски, те, кто не понимают английского, они не понимают, о чём я говорю, но я говорю о Кришне. И то, что они слушают, Кришна, слово «Кришна» – этого достаточно. Когда моему Гуру Махараджу показали одну статью, чтобы он одобрил её для печати, он просто сказал: «Посмотрите, сколько раз там упоминается Кришна или Чайтанья Махапрабху?» Вот и всё. Если автор статьи упомянул в ней Кришну, Чайтанью много раз, то он одобрял эту статью. Он говорил: «Это хорошо». И это факт.

00:10:39 Любое сочинение, в котором где-то или иногда содержится прославление Верховного Господа, любая литература, тад-ва̄г-висарго джаната̄гха-виплаво [ШБ 1.5.11] – такая литература революционна. Она производит переворот, виплавах̣ означает переворот. Что за виплавах̣? К примеру, во время революции одна политическая партия одерживает победу над другой политической партией. Мы понимаем, что революция означает политическая революция, то есть одни политические идеи одерживают верх над другими политическими идеями, это называется революцией. В английском это слово «революция», а в санскрите это слово виплавах̣. Если такие книги… Например, мы издаём книги. Мы не являемся великими учёными, у нас нет такой квалификации, чтобы писать прекрасные произведения, в наших книгах, возможно, есть много ошибок; как бы то ни было, но эти книги революционны, это факт. Они революционны, иначе почему такие именитые учёные, профессора, возглавляющие университеты, библиотеки, они знают, что эти книги произведут революцию во всём мире? Потому что в западном мире такого прецедента нет, они согласны с этим. Почему это революционные книги? Потому что в них есть попытка прославить Кришну, Верховную Личность Бога, и ничего более. Эти книги не написаны для литературной карьеры.

00:12:57 Шлока. Чтобы написать санскритскую шлоку, нужно быть эрудированным учёным. Существует множество правил. Не подумайте, что вы можете стать поэтом, сочинив что-либо. Нет, есть определённые правила, которым необходимо следовать, и тогда вы можете сочинять стихи. Например, есть размер определённый. Есть размер. У каждой шлоки есть размер. Поэтому, даже если эти шлоки написаны не в соответствии со стандартным размером, иногда этот размер нарушен, тем не менее, поскольку в них прославляется Верховный Господь, на̄ма̄нй анантасйа, ананта – это Всевышний, бесконечный; поскольку там Его имена содержатся, поэтому мой Гуру Махарадж признавал это. Если там есть имя Ананты, Верховного Господа, Кришны, Нараяны, Чайтаньи. Ш́р̣н̣ванти га̄йанти гр̣н̣анти са̄дхавах̣, са̄дхавах̣ – это святые люди; хотя эти произведения написаны на несовершенном языке, святые слушают эти произведения, потому что они прославляют Верховного Господа. Такова система, такова традиция. Так или иначе, мы должны привязаться к Кришне. Это наша единственная задача. И не важно, какой язык, даже если он несовершенный. Иногда, часто мы неправильно произносим санскрит, мы не очень опытны в этом. Есть много опытных санскритологов, которые правильно произносят, мы не очень опытны. Но мы пытаемся, мы пытаемся. Но поскольку там есть имя Кришны – этого достаточно.

00:15:19 Итак, Кришна приходит. Какова миссия Кришны? Мы говорили этим утром – какова миссия Кришны. Паритра̄н̣а̄йа са̄дхӯна̄м̇ вина̄ш́а̄йа ча душкр̣та̄м [БГ 4.8] – это Кришна-карма, это Его деяния. Поэтому Кришна говорит: джанма карма ме дивйам [БГ 4.9]. Мы приходим сюда, и Кришна тоже приходит в этот мир. В чём же разница? Разница в том, что мы вынуждены приходить сюда под воздействием законов природы, в соответствии с нашей кармой. Мы совершаем какую-то деятельность, греховную или благочестивую, в основном греховную, и мы формируем следующую жизнь, и мы вынуждены попадать в какое-то тело. Сейчас возможно я в человеческом теле, в следующей жизни в соответствии со своей кармой меня вынудят родиться собакой. Так что нас вынуждают. Это не вопрос выбора. Я не могу сказать природе: «Не помещай меня в тело собаки, пожалуйста, помести меня в тело царя». Нет. Карман̣а̄ даива-нетрен̣а [ШБ 3.31.1] – это решение принимает высшая власть. Вы не можете диктовать: «Я стану таким», – нет, это невозможно. Карман̣а̄ даива-нетрен̣а.

00:17:01 Итак, мы вынуждены приходить сюда и страдать или наслаждаться плодами нашей прошлой кармы, но Кришна не такой. Кришна не приходит под воздействием природы или под влиянием Своей кармы. Кришна говорит, Он тоже действует, совершает карму, чтобы показать пример, но Он не подвержен результатам Своей кармы. Поэтому Кришна говорит: на ма̄м̇ карма̄н̣и лимпанти [БГ 4.14]. И у Него нет даже желания действовать ради чего-то, чтобы обрести что-то, потому что Он самодостаточный. Зачем Ему пытаться ради чего-то материального, какую-то выгоду извлекать? Кришне не нужна выгода, Он самодостаточен. Чтобы Он ни захотел – Он тотчас же это получает. Он всеведущ, всемогущ. Кришне не зачем что-то делать. Но зачем тогда Он приходит? Паритра̄н̣а̄йа са̄дхӯна̄м̇ вина̄ш́а̄йа ча душкр̣та̄м. У Него есть определённая миссия, Он говорит: «Я прихожу ради этой цели – чтобы вызволить садху, преданных, и низвергнуть демонов».

00:18:38 Вина̄ш́а̄йа ча душкр̣та̄м – это не главная Его цель. Ради того, чтобы уничтожить демонов, достаточно одного циклона. Если Кришна прикажет Варуне: «Создай жуткий циклон в этом районе», – и сотни тысяч демонов будут убиты в мгновение ока. Но Он не ради этой цели приходит, Он не приходит, чтобы убивать. Поскольку, когда Он приходит, чтобы защитить преданных, то Он заодно и убивает каких-то демонов. Например, вы идёте куда-то, и вы не собираетесь ничего покупать, но вы видите: «О, что-то продаётся по низкой цене, почему бы ни купить!» Вы не ходите к другу, чтобы бизнесом заниматься, но иногда такое происходит. Точно так же, это не задача Кришны, чтобы убивать демонов. У Кришны много представителей.

00:19:54 У Него есть Дурга, энергия. Вы видели изображение Дурги: у неё десять рук, в каждой руке она держит какое-то оружие. Сейчас, скоро будет Дурга-пуджа, вы можете увидеть божество Дурги с десятью руками. Это материальная природа. Десять рук – значит десять направлений: север, юг, восток, запад, четыре угла, это восемь, и так же зенит и надир. Десять направлений. Материальная природа, Дурга, управляет всей вселенной, в десяти направлениях. Чхайева [БС 5.44]. Но как она функционирует? Не независимо. Она действует как тень. Изначальное тело и тень – две разные реальности, но тень движется за телом. Поэтому используется это слово – чхайева. Это огромная сила, материальная природа, могущественная. Сршти-стхити. Она может создавать, может уничтожать. В любое мгновение, если произойдёт землетрясение, может прийти огромная волна и закрыть землю, а в море вы можете увидеть, что возник остров. Каждый знает, что это происходит. Сршти-стхити-пралайа. С одной стороны, пралайа, с другой стороны, творение. Всё это осуществляет материальная природа. Но как она функционирует? Она действует под управлением кого-то ещё, и это Говинда. И Говинда так же говорит в «Бхагавад-гите»: майа̄дхйакшен̣а пракр̣тих̣ сӯйате са-чара̄чарам [БГ 9.10] – «Она действует, повинуясь Мне».

00:22:08 Так что касается убийства, или разрушения, эта Дурга, или энергия, энергия Кришны, – этого достаточно. Ему Самому нет необходимости приходить и убивать демонов – она этим занята. Вы видели, как Дурга убивает демона, асуру? Вы видели это изображение? Там нарисован так же асура и лев, и она схватила асуру за волосы и трезубцем своим вонзила ему в грудь. Лев его так же схватил, так что он в полной её власти. Асура в полной её власти. Но если асура предпримет больше попыток спастись, Дурга заняла этим убийством асуры только две руки: одной рукой она схватила его за волосы, в другой трезубец – только две руки; но если он проявит больше силы, то у неё есть ещё запасных восемь рук с разными видами оружия. Так что вы не сможете превозмочь власть материальной природы, это невозможно. Итак, чтобы убить асуру, каким бы могущественным он ни был, – мы видели, было столько асуров в этом мире: был Ленин, был Сталин, был Гитлер, был Хираньякашипу – масса, но они не смогли выжить, это невозможно. Асурам придёт конец.

00:24:12 Кришне нет необходимости приходить, чтобы убивать душкр̣та̄м, асуров, Он приходит только для того, чтобы защитить и доставить наслаждение Своим преданным – в этом Его цель. Поэтому и говорится, для них, бхакти-йога-видха̄на̄ртхам̇ [ШБ 1.8.20], для того чтобы увеличить их бхакти-йогу, если вы преданный Кришны и вы страдаете от демонов, если Кришна спасёт вас, то ваша преданность только возрастает. Видите, Кришна приходил столько раз: например, Его преданный, Прахлада Махарадж, страдал от своего отца, и Господь пришёл. Точно так же Камса докучал Васудеве и Деваки, поэтому Господь пришёл.

00:25:11 Итак, паритра̄н̣а̄йа са̄дхӯна̄м̇ [БГ 4.8], они садху, преданные, и ради них Господь приходит. Каков Его интерес, зачем Он их спасает? Бхакти-йога-видха̄на̄ртхам̇, чтобы показать людям, что бхакти-йога настолько могущественный метод, настолько прекрасный, что он защитит вас от всех опасностей. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: св-алпам апй асйа дхармасйа [БГ 2.40]. Если даже вы немного продвинетесь на пути бхакти-йоги, это вас спасёт от величайшей опасности. Бхакти-йога прекрасна. Что такое бхакти-йога? Это когда вы утрачиваете интерес к материальным вещам. Это бхакти-йога. Такой человек, его интересует только Кришна, ничего кроме Кришны. Итак, Кришна приходит, чтобы учить бхакти-йоге. Это бхакти-йога, когда мы ничего уже не желаем кроме Кришны – это бхакти-йога.

00:26:50 Кунти была женщиной. Как правило, женщин не интересуют духовные вопросы. Это факт. Поэтому, если их так или иначе интересует это, это тоже хорошо. Кришна говорит: стрийо ваиш́йа̄с татха̄ ш́ӯдра̄с [БГ 9.32]. Стрийо ваиш́йа̄с – употребляются эти три термина, почему именно они? Потому что женщины не очень интересуются этим, как правило. Могут быть особые женщины, иногда они становятся преданными. Поэтому Кришна говорит: те ’пи йа̄нти пара̄м̇ гатим, как только они становятся преданными, они так же возносятся, но, как правило, у них нет сильного интереса. Вайшьи, торговцы, их интересуют деньги. Женщин интересуют чувственные наслаждения, шудры невежественны, глупцы. Поэтому Он упоминает эти три термина: стрийо ваиш́йа̄с татха̄ ш́ӯдра̄с. Хотя обычно они не интересуются этим, но, если они заинтересовались, не стоит считать, что, если они заинтересовались, они где-то позади, нет. Они на равных с мужчинами достигают совершенства.

00:28:20 И Кунти в смирении своём, она представляет себя так, она говорит: «Мы, женщины, стрийах». Но она не обычная женщина, она преданная. Точно так же любая женщина-преданная, она такая же, как Кунти. Итак, из смирения своего, она говорит, выставляет себя женщиной, менее разумной. «Как мы можем увидеть Тебя, Кришна? Ты предназначен для парамахамс, для бхакти-йогов, Ты предназначен для великих муни, Ты так велик, Ты для тех, чьё сердце чисто! Как же мы можем увидеть Тебя, мы, женщины?» В своём смирении она так говорит. Она совершенно знает Кришну. И следуя по её стопам, любая женщина может также постичь Кришну. Кришна готов открыть Себя любому, мы лишь должны следовать этому пути, чтобы оценить Кришну, чтобы постичь Кришну, увидеть Кришну, говорить с Ним, гулять с Ним – всё это есть, и это называется бхакти-йога. И мы уже упоминали, где можно научиться этой науке. Об этом говорится в «Нектаре преданности», о совершенстве, совершенной науке бхакти-йоги. Если человек заинтересован в том, чтобы увидеть Кришну, то этому ничто не мешает. Нет препятствий. Любой может. Стрийо ваиш́йа̄с татха̄ ш́ӯдра̄с. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | 26 августа 2020