Бремя негодяев

Лос-Анджелес - 26 марта 1974
Кто-то говорит, что Кришна низошёл в этот мир по просьбе Брахмы, когда тот взмолился о Его приходе, вняв мольбам Земли, изнывающей от бремени. На самом деле никакой повод не заставляет Его приходить. Брахма – первое живое существо, рождённое непосредственно от Господа. Нет никого, равного Вишну, даже Господь и Брахма и Господь Шива находятся ниже Его. О том, что значит быть всемогущим.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:36:10 | качество: mp3 96kB/s 25 Mb | прослушано: 60 | скачано: 143 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:02 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», песнь первая, глава восьмая, текст тридцать четвёртый. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 26 апреля 1973 года в Лос-Анджелесе.
Преданный: Перевод: «Третьи же утверждают, что мир, перегруженный, подобно лодке в море, наполнился печалью, и Брахма, приходящийся Тебе сыном, молился Тебе, и потому Ты явился, чтобы облегчить бремя этого мира»
[ШБ 1.8.34].

00:00:41 Шрила Прабхупада: Итак, Кунтидеви рассказывает о разных утверждениях разных людей о том, почему явился Кришна. Кто-то говорит, что Он явился по просьбе Деваки и Васудевы, кто-то говорит, что Он явился по просьбе Брахмы.
Бхува-бхара, говорится так. Бхува — это слово означает обременённый. Как только возникает чрезмерное бремя, неизбежно возникнет война, голод, эпидемии, засухи, и всему приходит конец. Это естественно. Это результат чрезмерного бремени, так действует закон природы. Это называется...в экономике есть такой закон. Итак, почему мир начинает страдать от чрезмерного бремени? Земля. И не только земля — есть многие миллионы других планет, помимо Земли. Они несут на себе огромные горы, огромные океаны, но почему они начинают страдать от бремени?

00:02:15 Да, прежде всего вы должны понять, каким образом эта планета парит в воздухе. Она плавает в пространстве, как сказано в “Бхагавад-гите”, га̄м а̄виш́йа [БГ 15.13]. Потому что Кришна входит в неё. Кришна, например, Он входит в каждый атом. Он является Духом, Высшим духом. Итак, поскольку Высший дух пребывает внутри этой планеты, поэтому она плавает. Это не некая невесомость. Она очень тяжёлая, эта планета. Вы можете сами проверить: это тело будет плавать в воде, пока вы живы. Как только душа покидает тело, тело сразу же идёт ко дну, действует закон гравитации. Так называемый закон гравитации. Это просто пример. До тех пор, пока ребёнок жив, вы можете поднять его одной рукой. Но как только он умирает, он становится тяжелее. Это естественно.

00:03:45 Итак, всё становится легче, при условии, что там находится душа. Аналогичным образом, когда мы достигаем высокого духовного уровня, нам ничто не будет мешать. Сейчас мы не можем летать по воздуху, но, когда вы освободитесь от своего тела, когда вы станете чистой душой, то в долю секунды вы можете достичь Вайкунтхи, вы станете настолько лёгкими.
Итак, вывод таков: когда мир переполняется демонами, непреданными, он и начинает испытывать беспокойства. Мать-земля чувствует тяжёлое бремя на себе. И в этот момент приходит Кришна. Поэтому сказано: бха̄ра̄вата̄ран̣а̄йа̄нйа — “Чтобы облегчить это бремя”. Кто-то говорит... Например, если лодка или корабль перегружены, это очень опасно. Она может пойти ко дну в любую минуту.

00:05:25 Итак, мать-земля испытывала чрезмерное бремя и потому обратилась к Брахме, чтобы пожаловаться на демонов. Она изнывала от бремени. А Брахма является главным живым существом в этой вселенной, и потому, когда возникает нужда и другие обращаются к нему, Брахма обращается к Вишну, чтобы снять это чрезмерное бремя. И тогда Господь нисходит на землю, в этот мир. Об этом говорится в “Бхагавад-гите”: абхйуттха̄нам адхармасйа [БГ 4.7]. “Когда принципы религии приходят в упадок, тогда, — как говорит Кришна, — Я нисхожу в этот мир”.

00:06:34 Например, когда в стране появляется слишком много преступников, беззаконие, преступность повышается, это становится чрезмерным бременем для государства. Люди испытывают беспокойства. И тогда правители начинают ломать голову над тем, что же делать. Аналогично, когда мир переполнен атеистами, демонами, неверующими, мир становится перегружен этим всем. В противном случае люди будут жить вполне хорошо. Вот, например, в государстве, если люди, если граждане законопослушны, то управлять такой страной несложно, и всё происходит очень хорошо. Однако, если люди становятся преступниками, это превращается в тяжёлое бремя для правителей страны. Такое происходит, потому что это материальный мир. И демоны с полубогами всегда существовали. Но когда демоническая сила нарастает, тогда мир начинает изнывать под бременем.

00:08:02 А̄тма-бху [ШБ 1.8.34] — так зовут Брахму. Он родился непосредственно от Высшей души, от Вишну. Он не рождается, как это происходит с нами, из утробы матери. Итак, Брахма родился из пупка Гарбходакашайи Вишну, поэтому по-другому его называют Атмабху, Сваямбху. Это разные имена Брахмы. Брахма является одним из великих учителей, он также перечисляется среди остальных учителей. Двадаша-махаджана, двенадцать великих авторитетов ведического знания.
Мы должны следовать за махаджаной, за великими учителями. Если мы хотим всё знать, то Веды призывают: необходимо обратиться к гуру. Что значит гуру? Авторитет. Изначальный гуру — это Кришна. Как Кришна, например, учит Арджуну, точно так же Он учил Брахму. Об этом сказано в “Шримад-Бхагаватам”.

00:10:08 Это должно стать темой исследовательской деятельности: поиск изначального источника творения. Джанма̄дй асйа йатах̣ [ШБ 1.1.1]. Откуда возникает джанма, стхити и пралайа? У нас есть этот опыт. Джанма, мы родились в определённый день, родилось это тело. Стхити, мы остаёмся, это тело будет существовать сколько-то лет: десять, двадцать, пятьдесят — в зависимости от тела. И затем ему приходит конец.
Итак, откуда появляется это тело, и куда, закончив своё существование, оно уходит? Есть множество разных научных законов сохранения энергии и так далее. Итак, кто тот, кто сохраняет эту энергию? Кто является источником энергии? Об этом сказано в “Шримад-Бхагаватам”: джанма̄дй асйа йатах̣. Есть такой источник. Не подумайте, что это нечто несуществующее, как некоторые негодяи считают, что это возникло из ничего. Как что-то может возникнуть из ничего? Этому нет подтверждения, но они делают подобные заявления. Поэтому они слепы. Нет, “Бхагаватам” говорит: джанма̄дй асйа йатах̣. Изначальный источник, из которого всё возникло, и в ком всё существует, и в кого всё входит. Это слова Вед.

00:12:13 Итак, какова природа этого, откуда всё проявляется, где всё существует и затем, после прекращения своего существования, входит в него? Пракр̣тим̇ йа̄нти ма̄мика̄м [БГ 9.7]. В “Бхагавад-гите” Кришна говорит: "Пракрити входит в Меня”. Они не знают об этом, что это за источник. Поэтому “Бхагаватам” говорит: этот верховный источник [санскрит]. Абхиджн̃ах̣ — это означает в совершенстве сознающий. Гья — значит знание. Абхигья, Его знания совершенны. Они не такие, как наши знания. Мы не знаем, у нас нет достаточного знания о том, откуда мы появились, и куда мы отправимся после смерти, этого мы не знаем, поэтому нас нельзя назвать абхигья. Но Высший источник является абхигья.

00:13:35 Он не камень, не пустота, нет. Как это возможно? Такое удивительное творение — каждый может оценить это сотворённое космическое мироздание, насколько совершенно оно устроено. Солнце восходит в точности в нужное время, не отклоняясь даже на одну десятитысячную долю секунды. Луна восходит, времена года меняются, плоды, цветы проявляются. И таким образом всё это мироздание функционирует очень упорядоченно, систематично, и каждый это понимает. Итак, если бы не было некого Абхигья, совершенного разума, который знает всё, как это всё создано. Но они говорят, что это возникло из ничего, что это за глупость! Разве может такое возникнуть из ничего? Разве это логично? Нет. “Бхагаватам” говорит: нет, это возникает, это проявляется из личности, являющейся абхигья, совершенным.

00:15:07 Тене означает: Он передал это знание. Кому — а̄ди-кавайе, изначальному существу. Брахма является изначальным существом. Поэтому он соприкоснулся с изначальным источником, он получает знания из изначального источника. Например, мы знаем, что мы получаем знания от другого человека, когда мы встречаемся с ним, но Брахма был один. Как же он обрёл знание? Об этом сказано в “Бхагаватам”: тене брахма хр̣да. Хр̣да̄ — значит через сердце. Потому что Верховная Личность, Параматма, также находится в сердце. Итак, хотя Брахма был один, он получал знания по наитию, от Всевышнего. Тене брахма. Брахма — значит знание, Брахма — значит Веда. Ведическое знание сначала было передано ему. Брахма хр̣да. Ведическое знание даётся каждому, потому что Кришна находится в сердце каждого. Сарвасйа ча̄хам̇ хр̣ди саннивишт̣о [БГ 15.15] — Он пребывает в сердце каждого.

00:16:46 Но необходимо иметь нужные качества, чтобы обрести это знание. Кришна помогает нам изнутри, Он даёт нам знания изнутри и также снаружи. Извне Он даёт нам знания как духовный учитель, а изнутри как Сверхдуша, чайтья-гуру. Так мы получаем знания.
Итак, Брахма получает знания от Кришны, и Брахма распространяет это ведическое знание, поэтому он является авторитетом в этом. Мы принадлежим к Брахма-сампрадае. Наша сампрадая Чайтаньи Махапрабху. Есть четыре сампрадаи: одна от Брахмы, одна от Шри Лакшми, одна от Шамбу, Господа Шивы, и одна от Кумаров. Итак, есть четыре сампрадаи вайшнавов. Мы должны обратиться к авторитетному представителю Брахмы, Кришны, и тогда мы сможем обрести истинное знание.

00:18:10 Поэтому воплощённая Земля обратилась к Брахме. Бхува̄ртхитах̣ джа̄тах̣ [ШБ 1.8.34]. Брахма вознёс молитвы Верховной Личности Бога. Он сказал Ему: “Земля оказалось в таком положении, сейчас она изнывает под бременем демонов”. И Кришна приходит. Он нисходит. Кто-то говорит, Кришна нисходит в этот мир по просьбе Брахмы, когда тот взмолился о Его приходе, вняв мольбам Земли, изнывающей от бремени. И Кришна пришёл в этот мир. И мы видели в нашей книге о Кришне, мы читали о том, как Он убивал демонов. Кришна говорит: “Я нисхожу в этот мир, паритра̄н̣а̄йа са̄дхӯна̄м̇ вина̄ш́а̄йа [БГ 4.8], чтобы уничтожить демонов”.

00:19:37 Итак, Кришна делает это, уничтожает демонов. Хотя Его убийства и защита тождественны, между ними нет никакой разницы, потому что Он Абсолют. Он уничтожает демонов, поэтому у Кришны, Нараяны, в двух руках булава и диск, они предназначены для того, чтобы убивать демонов. А в двух других руках Он держит раковину и лотос, для того чтобы благословлять преданных. Преданные находятся под Его защитой. Кришна трубит в Свою раковину, провозглашая: “Мои преданные никогда не погибнут”. А лотос — это символ благословения. Его держит в руках Лакшмиджи, она также даёт иногда благословение.

00:20:44 Итак, кто-то говорит, что Кришна низошёл ради этой цели, кто-то говорит, что Кришна низошёл ради той цели, но истинный вывод заключается в том, что Кришна приходит ради собственного наслаждения. Никакой повод не заставляет Его прийти. Кришна полностью независим. Например, мы рождаемся, вынуждаемые к этому нашей кармой. Кришна не приходит, Его не принуждает к этому чья-то просьба или Его карма. Он приходит по Своей доброй воле.
А̄тма-ма̄йайа̄ [ШБ 10.3.46]. Его не заставляет никакая другая майа делать это. Как, например, мы вынуждены действовать под давлением энергии Кришны, внешней энергии, материальной энергии. Мы вынуждены рождаться. Кришна не рождается так же. Атма-майа. Майа находится во власти Кришны, как она может управлять Кришной. Тот, кто думает, что Кришна подобен нам, и Он раб майи, таких людей называют мудхами.

00:22:10 Прочти немного из комментария.
Преданный: — Брахма, первое существо, рождённое сразу после сотворения мира, является сыном Самого Нараяны. Вначале Нараяна в форме Гарбходакашайи Вишну вошёл в материальную вселенную. Без контакта с духом материя не способна творить.
Шрила Прабхупада: — Так начинается творение. Те, кто пытаются отыскать изначальную причину материального творения, должны знать этот факт. О том, что творение возникает, когда есть вечная душа, то есть живое существо. Материя создаётся душой. А не наоборот, не душа создаётся материей, это теория мошенников. Они утверждают, что жизнь, жизненная энергия возникает под воздействием материальных условий, это теория буддистов. В настоящий момент весь мир пребывает под влиянием теории буддизма, которая гласит, что материя при определённых условиях порождает жизнь. Нет, это не так.

00:23:33 На самом деле истина в том, что материя развивается за счёт жизни, за счёт живой силы. Это мы очень легко можем понять. Помимо того, что мы знаем, как во чреве матери развивается тело, мы можем видеть, что, если ребёнок рождается, он начинает расти, его тело развивается. Но если ребёнок рождается мёртвым, если в нём нет души, тело не будет развиваться. Все об этом знают. Поэтому душа является основой развития материи, а не наоборот. Не дух возникает под влиянием материи, это не так. Это знают все. Почему мертворождённый не растёт? Потому что в нём нет души. Дерево растёт до тех пор, пока в нём есть жизнь. Маленькое семечко баньяна, посадите его в землю, полейте щедро водой — оно начнёт расти. Потому что там есть душа. Но если по той или иной причине, например, возьмите семечко и поджарьте его на огне, посадите — оно не взойдёт. Потому что там нет вечной души.

00:25:14 Поэтому они пытаются отыскать изначальную причину творения. Изначальная причина творения — это вечная душа, за счёт которой всё приходит в рост, материя развивается благодаря вечной душе. Аналогичным образом вся эта вселенная развивается и функционирует благодаря присутствию Гарбходакашайи Вишну.
Итак, продолжай.
Преданный: — Этот принцип соблюдается с самого начала творения. Верховный Дух вошёл во вселенную, и из цветка лотоса, выросшего из трансцендентного живота Вишну, родился Брахма, первое живое существо.

00:26:01 Шрила Прабхупада: — Например, иногда мы видим. Допустим, Брахма. Он появился из лотоса. Кто-то может сказать, что этот лотос является материей. Нет, цветок лотоса вырос из пупка Вишну. Изначальная причина — Вишну. Если вы посчитаете этот лотос материей, то вы должны признать, что он вырос из души, из духа. Это было начало. То есть душа, дух является основой творения.
Что, разве это трудно понять? Мы можем практически убедиться в этом. Если бы не было души, материи не было бы. Например, тело. Ваше тело, моё тело, тело слона. Оно выросло, потому что есть душа. Но, как только душа уходит, рост прекращается. Рост прекращается и тело тяжелеет. Из-за души, присутствующей в теле, тело становится легче. Вы можете провести эксперимент. Взвесьте труп, мёртвое тело, и живое тело. Вы увидите разницу. Какая разница, что говорят наши учёные?

00:27:27 Сварупа Дамодара говорит: “Разница в том, что в живом теле есть душа, а мёртвое тело лишено души”.
Шрила Прабхупада:— Нет, почему мёртвое тело тяжелее, чем живое? Почему? Потому что там нет души. Учёные делали эксперименты на этот счёт.
Итак, этот мир плавает в пространстве, потому что в нём есть вечная душа. Поэтому он парит. Об этом сказано в “Бхагавад-гите”: га̄м а̄виш́йа [БГ 15.13] — “Я вхожу”. Как только душа покидает, всё разрушается. Разрушение этого космического творения как раз действует по этому принципу. Продолжай.

00:28:28 Преданный: — Поэтому Вишну еще называют Падманабхой, а Брахма называют а̄тма-бхӯ, потому что он рождён непосредственно от отца без контакта с матерью Лакшмиджи. Лакшмиджи находилась рядом с Нараяной, занятая служением Господу, но Нараяна зачал Брахму без контакта с Лакшмиджи.
Шрила Прабхупада: — Вот что значит быть всемогущим. Кришна всемогущ. Если мы хотим зачать ребёнка, нам нужна помощь жены, я не могу породить ребёнка в одиночку. Есть некоторые исключения, но в общем это невозможно. Однако Кришна, Господь Вишну, произвёл на свет Брахму без помощи Своей жены Лакшми. Она присутствовала при этом.

00:29:25 Вот что значит всемогущество: Он не зависит ни от чего. Вот что значит всемогущий. Мы говорим: “Бог всемогущ”, — а вот пример Его всемогущности. Если я хочу зачать ребёнка, я должен жениться на женщине, но Кришна, или Вишну, даже в присутствии Своей жены не пользуется её помощью и производит на свет Брахму. Вот что значит быть всемогущим. Продолжай.
Преданный: — Таково могущество Господа. На это стоит обратить внимание тем, кто по глупости считает, что Нараяна подобен прочим живым существам.

00:30:09 Шрила Прабхупада: — Да. Поэтому в шастрах это запрещено. Не сравнивайте себя с Нараяной. Не ставьте себя на один уровень с Нараяной, это невозможно. Но негодяи, великие свами, заявляют: "Даридра-нараяна”, — Нараяна стал даридрой. Они выдумывают, выдуманное слово, где это слово “даридра-нараяна” содержится в шастрах? Но они выдумали его — Нараяна стал даридрой, и Он пришёл к моему порогу, чтобы просить милостыню. Нараяна является господином Лакшми, сахасра-ш́ата-лакшмӣ, и вдруг Он стал даридрой, нищим. Вот такая глупость имеет место.

00:31:00 Поэтому шастра говорит: [санскрит]. Эти мошенники утверждают, что Нараяна, Брахма, Шива, все остальные, множество полубогов, я, вы — все мы равны, все мы на одном уровне. Это безумие. Нараяна — асамордхва. Никто не может стать равным Ему или превзойти Его. Например, Кришна говорит в “Бхагавад-гите”: “Нет истины выше Меня”. Нет никого равного Ему, асамордхва. Асама — значит Ему нет равных, и на урдхва — все ниже. Таково положение.
Итак, всё это глупые теории, порождённые недостатком знания. Поэтому шастра запрещает: не приравнивайте никого, даже Брахму и Рудру. Брахма, Вишну, Рудра (Господь Шива) — они находятся на самом деле на одном уровне, и тем не менее Вишну является Верховным Господом. Никто не должен приравнивать Брахму, Рудру к Вишну. Что же говорить о других! Те, кто приравнивают, са па̄шан̣д̣ӣ [ЧЧ Мадхья 18.116]. Пашанди означает неверующие, атеисты, демоны. Вот что значит пашанди. Продолжай.

00:33:08 Преданный: — Нараяна — не обычное существо. Он — Сама Личность Бога, и каждая часть Его трансцендентного тела обладает всеми возможностями всех прочих чувств. Обыкновенное живое существо зачинает ребенка в процессе полового сношения, и другого способа зачатия, кроме предназначенного ему, у него нет.
Шрила Прабхупада: — Как правило, рождение, живое существо рождается из утробы матери, но Нараяна — всемогущий, Он рождает ребёнка из Своего пупка. Вот что значит быть всемогущим. Почему? Почему так происходит? Потому что это Нараяна. Каждая часть Его тела обладает теми же способностями. Об этом сказано в “Брахма-самхите”. Ангани [БС 5.32], разные части тела. Таково духовное тело: разные части тела Кришны, или Нараяны, обладают всеми способностями. Как, например, я могу видеть с помощью своих глаз, но Кришна может есть Своими глазами.

00:34:19 Итак, глупые мошенники говорят: “Вы предлагаете Кришне пищу, но почему вы думаете, что Он её ест? Он лежит там у Себя, Он не ест”. Люди не знают, эти негодяи не знают, что Кришна может есть глазами. Просто глядя на пищу. Как, например, прачка, который отказался дать Кришне в Матхуре одежду, Кришна тотчас же Своей рукой срезал ему голову. Вы знаете эту историю. Как это возможно — срезать голову рукой? Вот что значит быть могущественным. Прочитай ещё немного.
Преданный: — Но поскольку Нараяна всемогущ, Он не обусловлен никаким состоянием энергии. Он совершенен и волен Своими различными энергиями легко и совершенно творить всё.

00:35:22 Шрила Прабхупада: — Об это сказано в начале “Шримад-бхагаватам”: абхиджн̃ах̣ свара̄т̣ [ШБ 1.1.1]. Сварат — значит Он не зависит ни от кого, Он самодостаточен во всём. Вот кто такой Бог. В наше время появляется множество воплощений бога, но как только появляется зубная боль: “О, позовите врача! Спасите меня, спасите меня!” Ты же Бог! Спаси себя сам, зачем тебе врач? Вот что делают эти мошенники. Поэтому очень трудно проповедовать сознание Кришны: весь мир изнывает от бремени этих негодяев и демонов, их ждёт атомная бомба. Да, им придёт конец. Всем демонам придёт конец. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | 25 февраля 2021