Господь - пурнам, Он выше майи

Женева - 14 июля 1974
Анартха – нечто нежелательное, несущественное. Карма-канда-вичар – закон сохранения энергии. Люди более разумные (брахманы) пользуются тем, что создали шудры. Все беспокойства в нашем сознании возникают из-за нечистоты нашего ума. Майя не властна над Кришной, но она покрывает нас, живые существа сбиты с толку майей. Пока мы во власти майи – у нас будут проблемы. Чтобы избавиться от всех анартх, примите сознание Кришны. Низшие из людей, мудхи, не смогут принять это, пока не склонят головы перед возвышенным преданным Кришны.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:24:16 | качество: mp3 128kB/s 22 Mb | прослушано: 67 | скачано: 119 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по Шримад-Бхагаватам, песнь Первая, глава седьмая, текст шестой. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 31 мая 1974 года в Женеве.
Преданный:
— Перевод: «Связующий процесс преданного служения может непосредственно облегчить все материальные страдания живого существа, которые чужды его природе. Но люди в большинстве своём не знают этого. Потому Вьясадева составил это ведическое писание, которое связано с Высшей Истиной»
[ШБ 1.7.6].

00:00:40 Шрила Прабхупада:
— Анартха. Артха – нечто важное, существенное, артха. Анартха – это прямая противоположность. В нашей нынешней материальной жизни мы приумножили всё нежелательное, анартха. Поэтому мы запутались. Например, вчера я разговаривал с президентом, который думал об экономических проблемах. В чём проблема? Нет проблем! Повсюду, в любой части мира, вы можете жить. Вы можете просто иметь какой-то надел земли, каких-то животных, то есть коров. Других животных тоже можете держать, нет ничего плохого в этом, но коровы обязательно должны быть среди животных. Вы не можете уничтожать коров. Если вы хотите есть мясо, а это индийская традиция, согласно индийской системе есть некая уступка для тех, кто привык есть мясо. Так же как в сексуальной жизни есть уступка, так же в отношении мяса есть уступка. Есть так же уступки для тех, кто желает выпивать. В этом нет ничего непрактичного. Допустим, человек пристрастился к спиртному или к мясу, если я ему скажу: «Ты должен всё бросить, прямо сейчас», – он не согласится с этим. Например, в Индии был введён запрет: Ганди, повинуясь некому сентиментальному порыву, он хотел без какой-либо агитации, просветительской деятельности пресечь употребление спиртного. И началось незаконное употребление и производство спиртного, настолько сильное, что правительство увидело: «Мы терпим убытки, потому что эти люди перегоняют вино незаконным способом». Поэтому, чтобы сохранить доходы, правительство само стало производить спиртное и разрешило людям употреблять алкоголь.

00:03:08 Если у людей нет здравомыслия, то в этом случае, если вы запрещаете им что-то одно, вам придётся вводить что-то другое. Это карма-канда-вичар. То есть, если вам нужно возвести высокий небоскрёб, чтобы получить материалы, вам нужно где-то выкопать большую яму, в которой образуется озеро. Вы оттуда достаёте и сюда складываете. Это карма. Вы не сможете сами создать эти материалы. Допустим, вы построили высокий небоскрёб, но вы взяли эти материалы откуда-то из другого места. То есть закон сохранения энергии работает, вы не можете увеличить запас материалов, это невозможно.

00:04:03 Вот так мы запутываемся. Это называется анартха. Поэтому тот человек спрашивал: «Что, если все примут сознание Кришны?» Но это невозможно, все не примут сознание Кришны, это невозможно. Но он думал так. Иногда люди выдвигают такой аргумент: «А если все будут сознавать Кришну, кто будет следить за этим бизнесом, за этим, за тем?» Шудры позаботятся об этом. Сословие брахманов воспользуется этим, а шудры будут работать тяжело. Например, мы пользуемся сейчас этим микрофоном ради Кришны, но мы его не создавали, мы не производили его. Это не наше дело, пусть шудры этим занимаются. Шудры всегда найдутся, они будут это делать.

00:04:59 Это называется аджагар-вритти. Аджагар-вритти означает: мышка выкапывает норку в поле, чтобы там жить припеваючи. Вы знаете, вы видели такие норки на полях. А аджагар, большая змея, пользуется этими норками. Она заползает туда, съедает мышку и живёт там преспокойно. Мышка готовит для змеи удобное место. Змее нужно просто заползти туда и жить себе. Вот что мы делаем. Вы шудры, вы создаёте все эти возможности, а мы просто приезжаем и пользуемся ими. Вот что мы делаем. Вы строите дом, хороший дом, а мы въезжаем в него, поселяемся там. Джордж Харрисон заплатил за тот дом, мы въехали. Мы не знаем, как заработать пятьдесят пять лакхов. Так поступает Кришна. Пусть менее разумные люди работают тяжело, а люди более разумные пользуются этими возможностями.

00:06:15 Но, в конце концов, это анартха. Когда наши потребности чрезмерно раздуваются – это анартха, в этом нет необходимости. Вот сейчас они раздуты: столько нежелательного. И мы запутываемся. Но Шукадева Госвами говорит, чтобы свести эту анартху к минимуму, необходимо обратиться к бхакти-йоге. Вчера пришёл один человек и делился, что возникла эта анартха, эта проблема с хиппи, наркотиками и одурманивающими веществами. Теперь они хотят как-то сократить эту проблему. И они приходят в наш центр, чтобы мы им что-то посоветовали. Но наш совет всегда один: начинайте повторять Святое Имя. Что он сказал, он согласился с нашим принципом или нет?

00:07:23 Преданный:
— Он сомневался.
Шрила Прабхупада:
— Вот видите. Он не признает этого. Он пришёл за советом, но если вы что-то говорите, если ваше мнение совпадает с тем, какое мнение уже у него сформировано, тогда он согласится. У него уже есть позиция. Если вы говорите: «Да, это хорошо», – то вы хороший человек. Если же вы говорите что-то другое, то: «Я не хочу этому следовать». Вот что происходит.
На самом деле решение всем этим анартхам единственное – бхакти-йога, шраванам. Бхакти-йога означает шраванам-киртанам. Пусть все, по всему миру, получат возможность шраванам-киртанам, и все проблемы мира тогда будут решены, это факт. И вы на собственной жизни можете убедиться, сколько вас сопровождает анартх. Сейчас все они отступают. Са̄кша̄д [ШБ 1.7.6]. Просто благодаря повторению Святого Имени. Наслаждайтесь танцами, пением Святого Имени. Но люди не станут в этом принимать участие. Однако это единственное средство.

00:08:49 Поскольку вы привлеклись повторением мантры Харе Кришна, танцами, вы теряете ко всему остальному интерес. Сейчас утро, в каждом доме, вы можете увидеть, они либо спят, либо пьют чай в постели, не помыв рот, и все эти микробы попадают им в организм вместе с чаем, внутрь, в их пищеварительную систему. Они, таким образом, получают множество заболеваний. Но они этого не понимают. Однако здесь люди следуют бхакти-йоге. Они встают рано утром, моются, становятся чистыми, повторяют мантру Харе Кришна, читают книги. Это бхакти-йога. Люди естественным образом всего достигают. Они соблюдают принципы гигиены, заботятся о здоровье, решают свои экономические вопросы, социальные – всё будет решено. И я не шучу.

00:09:53 Почему возникает анартха, каким образом? Об этом говорится в предыдущем стихе. Всё возможно просто благодаря бхакти-йоге. Бхакти-йога, благодаря бхакти-йоге. Его ум, ум Вьясадевы, очистился. Его ум стал кристально чистым. Все беспокойства в нашем сознании из-за нечистоты нашего ума. Итак, Шри Чайтанья Махапрабху дал нам движение санкиртаны, для того чтобы мы очистили своё сердце, своё сознание, свой ум. Следуя наставлениям своего духовного учителя, Нарады, Вьясадева медитировал в бхакти-йоге и увидел Верховную Личность Бога. Пурнам – значит совершенный, полный. Мы так же пуруши, живые существа. Пуруша – значит наслаждающийся. Мы пытаемся наслаждаться, но мы не полные, нам чего-то не хватает. У нас столько желаний наслаждаться, но мы не можем их удовлетворить, потому что нам не хватает полноты. Видьяпати спел песню… На раскалённом побережье требуется столько воды, но если кто-то скажет: «Хорошо, я предоставлю вам воду». «Ну дайте мне воды!» «Одну каплю», – это вас не удовлетворит. У нас столько желаний. Так называемый материальный прогресс не способен удовлетворить все эти желания, это невозможно.

00:12:11 Вьясадева увидел пӯрн̣ам̇ пурушам̇. Пӯрн̣ам̇ пурушам̇ ма̄йа̄м̇ ча тад-апа̄ш́райам [ШБ 1.7.4]. Он также увидел майю, но майя не властна над Кришной, потому что Кришна – пурнам. Майя не властна над Ним. Когда ярко светит свет – тьмы не может быть. Сколько бы тьмы ни было, если взойдёт солнце, от неё не останется и следа. В пределах орбиты солнца, поскольку солнце огромно, его орбита огромна. Даже если вся вселенная наполнена тьмой, от этой тьмы не останется и следа, представьте себе. Это факт. Эта вселенская тьма рассеивается в присутствии солнца. Потому что солнце исполнено света. Это не имитация света. Сейчас мы пользуемся имитацией света, но если большое облако найдёт на солнце, то здесь всё потемнеет сразу. Но свет солнца – это полный свет. Точно так же Кришна – это пӯрн̣ам̇ пурушам̇.

00:13:30 Философы-майавади думают, что, когда приходит Кришна, Он расходует Свою энергию, и потому майя покрывает Его. Это майавада. Что значит майавада? Они считают, что майя всё покрывает, и майя покрывает так же Кришну. Такова философия майавады. Поскольку майя покрыла меня, вас – всех, поэтому и Кришна тоже во власти майи. Потому что если Кришна, Абсолютная Истина, Брахман, не покроется майей, Он не сможет принять никакую форму – так гласит философия майавады. Мы воплощаемся в какой-то форме, потому что пракрити, материальная природа, способствует, содействует нам в этом. Точно так же, согласно этой философии, когда Абсолютная Истина, Брахман, воплощается в этом материальном мире, Он воплощается в материальном теле. Но это не правда. Кришна говорит: самбхава̄мй а̄тма-ма̄йайа̄ [БГ 4.6] – «Я не нахожусь во власти внешней энергии, Я прихожу под влиянием Собственной энергии». Этого не понимают философы-майавади, поэтому их называют мудхами – ослами, глупцами, негодяями. «Так как Я пришёл сюда в образе человека, они считают, что Кришна один из людей». Но это не так. Если мы взираем на Кришну с позиции бхакти-йоги, как это делал Вьясадева… Ум должен быть пропитан бхакти-йогой, и тогда вы сможете увидеть Верховную Личность пӯрн̣ам̇, не подверженного майе.

00:15:27 Что же касается майи, хотя майя очень могущественна, это понятно, апа̄ш́райам – она стоит позади, она не может стать спереди. Это как тьма не может находиться перед солнцем. Если вы стоите перед солнцем, лицом к солнцу, то тьма будет позади вас, не спереди. Точно так же тьма, майя, не может стоять перед Кришной. Она всегда позади. Эта майя не может скрыть Кришну, но она скрывает нас. Поэтому следующий стих говорит: [санскрит]. Эта майя настолько могущественна, она овладела всеми живыми существами. Они сбиты с толку, зачарованы ею.

00:16:27 Мы, живые существа, околдованы майей. Особенно те, кто не приняли сознание Кришны. Они сбиты с толку, они думают, что материальный мир – это всё, что существует. И поэтому у них столько проблем, одни проблемы. Этот человек думал: «Как же решить экономическую проблему?» Он в майе. Но если бы он следовал бхакти-йоге, он смог бы понять, что проблем нет, совсем! Проблем никаких нет, это лишь майя, это просто иллюзия. Проблем нет, все проблемы решены. Вы можете практически в этом убедиться.  У нас сто филиалов, и нет у нас никаких проблем, потому что есть Кришна. Мы на путешествия тратим лакхи рупий. Я путешествую, но какой-то человек не может даже раз в жизни увидеть Лондон или Нью-Йорк, тот, кто живёт в Индии. Я по четыре раза в году летаю. У нас нет проблем, потому что у нас есть Кришна. Мы тратим лакхи, лакхи рупий, но откуда приходят деньги? Кришна посылает. У нас нет проблем. Мы потратили в Бомбее восемнадцать-двадцать лакхов рупий. Люди удивляются: эта собственность стоит пятьдесят лакхов. Люди удивляются, а некоторые из них очень завидуют. Если вы придёте туда, вы увидите, что это прекрасное место. Это как райский сад: двадцать тысяч квадратных ярдов, у нас шесть зданий там.

00:18:08 В действительности, когда мы приходим в сознание Кришны, у нас нет проблем. Проблемы сами мы создаём себе. Пока мы во власти майи – у нас проблемы. Иначе проблем нет. Поэтому говорится: йайа̄ саммохито джӣва [ШБ 1.7.5]. Джива. Живые существа, заключённые в материальные тела, именуются дживами. Джива-бхута. Но все остальные – брахма-бхута. Пока живое существо покрыто майей, его называют дживой, саммохито джӣва. Если же оно не саммохито, если оно не в иллюзии – оно Брахман. Ахам брахмасми. Околдованное майей, саммохито джӣва, каково её положение? А̄тма̄нам̇, душа, из-за того что находится под влиянием майи, считает: «Я завишу от материальной природы, три-гун̣а̄тмакам – я завишу от этих трёх материальных качеств: саттва-гуна, раджо-гуна, тамо-гуна». Поэтому тот, кто строго следует принципу бхакти-йоги, не соприкасается с три-гуной. Он тотчас же оказывается в своём изначальном положении, брахма-бхута. Это наука. До тех же пор, пока мы схвачены майей, скрыты майей, наше положение – саммохито джӣва а̄тма̄нам̇ три-гун̣а̄тмакам. Мы думаем: «Я принадлежу материальной природе». Хотя он трансцендентен, он душа, он думает о стольких проблемах. Анартхам. Он думает о множестве проблем. Как этот человек пришёл, чтобы посоветоваться. Но как только мы что-то предложили ему: «Вот вам лекарство», – он отказался от него. Они просто пытаются протолкнуть свою философию.

00:20:36 Об этом говорится в следующем стихе: если вы хотите избавиться от этих проблем, примите сознание Кришны. Всё устроится, это факт. Эти негодяи не знают этого. Эти мошенники, мудхи. Люди, не сознающие Кришну, называются мудхами, низшие среди людей. Они не станут предаваться Кришне из-за своей зловредной греховной жизни, полностью одураченные, душкр̣тино мӯд̣ха̄х̣ [БГ 7.15], низшие среди людей. Что значит среди людей? В человеческой форме жизни у живого существа есть возможность понять Кришну, но тот, кто не следует этому, не пользуется этой возможностью, именуется нара̄дхама̄х̣ – низшим из людей. У человека есть эта возможность, но люди ею не пользуются. Но почему? У людей столько учёных степеней, магистры, доктора наук, нобелевские лауреаты, почему они не принимают этого? Ма̄йайа̄пахр̣та-гьяна̄, потому что майя отняла у них знание. И они не станут этому следовать, майя не позволит им принять это.

00:22:07 Поэтому «Бхагаватам» говорит: [санскрит]. Чтобы выйти из-под влияния майи, необходимо предаться Кришне. Кришна говорит: [санскрит]. Это лёгкий путь – если вы предаётесь Кришне, вы тотчас же избавляетесь от всех этих проблем. Но люди не следуют этому. Кришна Сам провозглашает это, но люди не обращаются к этому пути. Поэтому «Бхагаватам» говорит, почему они так поступают. Они не принимают предложение Кришны: «Предайтесь».  Анартха. Ведь анартхи тотчас же уйдут, но они не станут этому следовать. Почему? Почему нет? Потому что они должны предаться Его преданному. Они не могут принять сознание Кришны, пока не склонят свои головы к стопам Его преданного. Па̄да-раджах [ШБ 7.5.32] – значит пыль лотосных стоп махӣйаса̄м̇, возвышенного преданного, нишкин̃чана̄на̄м̇, который не имеет ничего общего с материальным миром. До тех пор пока человек не получит пыли с лотосных стоп преданного Кришны, он не сможет предаться Кришне, это невозможно. Поэтому долг преданных – путешествовать из места в место, чтобы давать людям возможность обратиться к сознанию Кришны, и тогда все их проблемы будут решены. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | 01 июля 2020