Грязные люди могут очиститься

Лос-Анджелес - 14 May 1973
В материальном мире каждое живое существо испытывает естественную склонность к половой жизни, к употреблению мяса и одурманивающих средств. Но эти вещи должны быть ограничены, потому что это плохо. Метод, позволяющий очистить сердце от грязи, это санкиртана-ягья. Духовное образование начинается с понимания, что я не есть это материальное тело.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:28:31 | качество: mp3 96kB/s 19 Mb | прослушано: 101 | скачано: 253 | избрано: 12
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:15 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, восьмая глава, текст пятьдесят два. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 14 мая 1973 года в Лос-Анджелесе.
Преданный: «Как невозможно очистить грязную воду, фильтруя её через грязь, или вином отмыть горшок из-под вина, так невозможно нейтрализовать последствия убийства людей принесением в жертву животных»
[ШБ 1.8.52].

00:01:04 Шрила Прабхупада: — Итак, здесь поднимается один из самых важных моментов. Сура̄кр̣там означает – при соприкосновении с вином объект оскверняется. Вино очень нечисто. Например, у вас есть большой кувшин с молоком, но, если вы бросите туда одну каплю вина – молоко сразу же станет нечистым. Вы можете сделать химический анализ, понять, что оно осквернилось. Сурайа̄, вино, сейчас мы употребляем каждый день, мы настолько нечисты. И бхӯта-хатйа̄м, убийство животных.
Современная цивилизация убивает животных в больших, в огромных масштабах и в огромных масштабах производит вино, особенно в Западных странах. А сейчас и Индия идёт тем же путём. Таково положение в мире. То, что осуждал Махарадж Юдхиштхира, все те элементы в настоящий момент поощряются правительством. Такова разница между этим правительством и правительством Махараджи Юдхиштхиры, вы можете представить себе.

00:02:52 Итак, этот пример очень хороший. Грязная вода, если вы принесёте грязную воду и захотите её профильтровать, добавляя туда ещё грязи, вы не сможете это сделать. Вы должны положить туда какой-нибудь химический элемент, например, алум, квасцов. Если вы бросите в глинистую воду немного сульфата алюминия, квасцов, то тотчас же вся грязь выпадет в осадок. И мутная вода очистится и станет изначально чистой.

00:03:42 Итак, сейчас мы обсуждаем загрязнённую атмосферу. Всё это есть, греховная деятельность – это глина, это грязь. Но есть метод, позволяющий противодействовать этому. И этот метод предписывается здесь. Итак, в настоящий момент весь мир представляет собой мутную воду. Но вы не сможете очистить эту муть, добавляя туда ещё грязи. Люди как раз это пытаются делать. Они не пытаются. Есть ведический метод. Например, если вы совершили какой-то неблаговидный поступок, сделайте ещё что-нибудь неблаговидное – это называется пра̄йаш́читта. Но «Бхагавата» не признаёт такую прайашчитту. Пра̄йаш́читтам̇ вимарш́анам [ШБ 6.1.11]. С помощью такого способа очищения. Предположим, вы украли. Это грех. И вас бросили в тюрьму на полгода. Но это не означает, что вы стали честным человеком, это совсем не означает, что вы исправились.

00:05:07 И это можно сравнить вот с этим: чтобы очистить мутную воду, мы кладём туда ещё один кусок глины. Это не поможет. Мы должны положить туда что-нибудь действенное. И это только мантра Харе Кришна. Весь мир – это грязь, он нечист, он наполнен грехом. Если вы хотите очистить атмосферу современного мира, то вот вам единственное средство. Нет другого пути. На самом деле мы практически убеждаемся в том, что благодаря повторению святого имени Господа, мантры Харе Кришна, греховные люди очищаются, становятся вайшнавами, брахманами. Они на самом деле были падшими и греховными.

00:06:27 А здесь сказано: сура̄кр̣там – капля вина всё портит. А сейчас люди каждый день пьют вино. Даётся такой пример: вот, допустим, капля вина, и эта капля оскверняет всё место. Если вы принесёте ещё литр вина и разольёте его, смочите всё вином – это не поможет, это не правильный метод. Вы должны принести чистую воду и вымыть всё чистой водой, тогда вы очистите место. Вы не сможете сказать: «Вино ведь тоже жидкость, почему бы не очистить всё с помощью вина?» Нет. Итак, ведические представления совершенно отличаются от нынешних. В соответствии с современной наукой, они кладут, помещают предметы в алкоголь, чтобы стерилизовать их. Но они от этого становятся ещё более грязными. Если вы что-либо кладёте в алкоголь, в спирт, то это становится ещё более нечистым.
Итак, есть много разных вещей. Наше положение дживы, как живого существа, чисто по своей природе, потому что мы неотъемлемая часть Бога, Кришны. Мы накопили много нечистоты, привязанности к материальным вещам. И йаджн̃аих̣ бхӯта-хатйа̄м. Бхӯта-хатйа̄ здесь называется грехом. Так же как вино греховно и нечисто, это не греховно, оно нечисто. Бхӯта-хатйа̄, убийство животных – это тоже грех. Вы не можете нейтрализовать это, совершая ягью, потому что в ягье также присутствует элемент бхута-хатйа.

00:08:52 Даже если нет бхута-хатьи, это называется панча-суна-ягья: пять незаметных грехов, которые мы совершаем. Например, мы идём по улице, по земле ползают множество муравьёв, насекомых, которых мы убиваем. Я не знаю, я не сознательно делаю, я не хочу убивать их, но я убиваю их. Когда вы разжигаете огонь, то в самом кострище живёт множество маленьких муравьёв. Как только вы зажигаете пламя, вы даже не видите, как эти маленькие муравьи погибают. Точно так же, когда вы ставите кувшин с водой, то множество микробов и других крошечных живых существ погибают.
Аналогично, ступка и пестик. В Индии в традиционных консервативных семьях не покупают молотые специи. Нет, они покупают цельные специи и толкут их с помощью пестика в ступке. Это очень хорошая система. И когда вы это делаете, вы убиваете множество крошечных живых существ. И даже когда вы дышите или пьёте воду, вы убиваете множество живых существ. Это бхута-хайтам. Вы убиваете. Ненамеренно, вы даже не замечаете этого. Поэтому в ведической традиции есть такое предписание: панча-суна-ягья. Панча – значит пять, суна – значит бхута-хайтйа, убийство животных. Стрийах̣ сӯна̄ па̄нам̇ дйӯтам̇ [ШБ 1.17.38]. Суна – это значит насилие.

00:10:49 Итак, мы запрещаем эти четыре греха: убийство животных, незаконные половые связи – стрийах̣ сӯна̄. Панча-суна. Стрийах̣- сӯна̄-па̄нам. Па̄на – значит одурманивающие средства и дйӯта – значит азартные игры. Эти четыре вида греховной деятельности, из них суна – это первое, и она так же разделяется на несколько категорий, по меньшей мере на пять. Осознанно мы не убиваем никого, но неумышленно мы это делаем, поэтому мы должны совершать каждый день ягью, чтобы противодействовать, нейтрализовать последствия греха неумышленного убийства животных. Такова ведическая жизнь.

00:11:46 Итак, Юдхиштхира Махарадж говорит, что невозможно нейтрализовать. Но косвенно Юдхиштхира Махарадж говорит, он говорит лишь о негативной стороне, но позитивная сторона такова: в эту эпоху если вы просто поёте маха-мантру Харе Кришна, вы очищаетесь. Такова рекомендация Чайтанья Махапрабху чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ [ЧЧ Антья 20.12]. Есть два вида искупления: одно с помощью предписанного метода. Я приведу вам известный пример: вы украли что-нибудь, одно искупление – это если вас посадят в тюрьму, и какое-то время вы там проведёте, это искупление. Если вы убили человека – вас повесят. Таковы законы. Когда царь приказывает повесить кого-либо за убийство, царь не совершает греха – царь помогает убийце.

00:13:06 Царь помогает этому негодяю искупить грех убийства. В противном случае, если его не повесят, тогда в следующей жизни он будет испытывать большие беды. В следующей жизни он станет животным, и его будут убивать. Люди не знают этих законов. Почему убивают этих животных? Есть закон природы, они были убийцами в своей прошлой жизни, когда они были людьми. Сейчас они родились животными, им дали тело животных, которых убивают. Таков закон природы. Когда животное убивают на жертвоприношении и произносят мантру… Смысл этой мантры таков, эти жертвоприношения животных рекомендуются для тех, кто едят животных, кто ест мясо, не для всех. Чтобы ограничить, в Ведах даётся рекомендация, предписывается принесение животных в жертву во время ягьи.

00:14:33 Но есть другое значение. В этом материальном мире каждое живое существо испытывает естественную склонность к половой жизни, к употреблению мяса и одурманивающих средств. Эти наклонности естественны. Они присущи живым существам, и никто не должен учить их этому. Никто не учит в школе, как заниматься сексом, все знают. Это естественно. Но почему об этом говорят Веды? Дело в том, что даже без брака сексуальная жизнь имеет место. Зачем же тогда жениться, люди могут задать такой вопрос. Но есть необходимость в этом, Веды говорят о необходимости жениться, это ведическая традиция. Зачем Веды призывают к браку? Чтобы ограничить. Потому что половая жизнь без брака не ограничена. Но как только мы говорим о ведических принципах, то сразу становится вопрос об ограничении.
Итак, смысл в том, чтобы ограничить это. У людей есть эта привычка, и вследствие этой привычки они всё больше, всё глубже запутываются в законах материальной природы. Поэтому существуют ограничения. Например, каждый может дома производить вино, это не так уж и трудно, каждый может это сделать. В Индии они это делают, это называется дхено-мада. Дхено-мада. Мада – значит вино, а дхено – значит сделанное из риса. Например, мы готовим рис, если вы отварите его и оставите в воде на несколько дней или на месяц, он превратится в алкогольный напиток.

00:16:49 Но почему правительство ограничивает: нет, вы не можете производить вино, вы должны покупать его у лицензированного магазина! Почему? Потому что это ограничение, если правительство позволило бы: вы можете сами производить вино и пить его, то не было бы никаких границ, все бы пили его.
Итак, необходимо ограничивать это. Почему? Потому что это плохо. Никто, например, не запрещает вам делать чапати, нет. Потому что это не плохо. Такого закона нет, нет запрета на приготовление хорошей пищи, потому что это очень хорошо. Но если что-то плохо, тогда необходимо ограничение. Поэтому половая жизнь ограничивается, употребление вина ограничивается, употребление мяса ограничивается и азартные игры ограничиваются. Потому что всё это плохо. Вы не можете стать хорошим, потакая себе во всём этом. Это невозможно. Например, вы не сможете очистить мутную воду, добавляя туда глины, это невозможно.

00:18:12 Итак, человеческая жизнь предназначена для очищения. Саттва-шуддхи. Может кто-то напомнить стих из «Бхагавад-гиты»? Абхайам̇ саттва-сам̇ш́уддхир [БГ 16.1]. Саттва-сам̇ш́уддхир – это очень важные слова. Саттва – значит моё существование. Я вечен. Я существую. Но я страдаю. Я страдаю. К примеру, сейчас я болею простудой, это не есть моё естественное состояние, но холодная погода отразилась на мне, и я страдаю. Поэтому мой долг – вылечиться, принимать лекарства, идти на приём к врачу. Это называется саттва-сам̇ш́уддхир – очищение своего существования. От природы по своему изначальному положению каждое живое существо настолько же чисто, как Бог. Но Бог не становится нечистым, мы становимся нечистыми. Поэтому мы страдаем.

00:19:37 Итак, мы можем очиститься от этой грязи в этой жизни, в человеческой форме жизни. Поэтому человеческая форма жизни предназначена для очищения. Следовательно, существует множество священных писаний, есть множество учителей, есть множество правил и ограничений, они не предназначены для животных, потому что они не смогут очиститься. Они должны подняться до этого уровня с помощью эволюции, они должны стать человеком, и тогда у них будет возможность очиститься.
Поэтому, будучи человеком, если мы не очищаем своего существования, то нам придётся продолжать своё грязное существование. То есть мы будем продолжать перевоплощаться из одного тела в другое и претерпевать рождение, смерть, старость и болезнь. Это есть следствие нечистоты. Но люди не знают, что смерть не является обязательной для меня. Дело в том, что я не чист, поэтому я умираю. Рождение не является чем-то обязательным для меня – я рождаюсь, потому что я не чист. Джанма, мритйу… Четыре вещи: джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи [БГ 13.9]. Джанма, рождение, есть следствие моего нечистого сознания.

00:21:08 Поэтому, если мы очищаем наше сознание, развивая сознание Кришны, мы становимся чистыми. Таков путь движения сознания Кришны. Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇. Чайтанья Махапрабху говорит: очищение сердца. Все эти очистительные методы основаны на очищении сердца. Если я считаю себя неким продуктом материи, учёные говорят: я есть производная материи, они не понимают природу духовного «я». Я действую согласно этому материальному представлению, и это есть нечистота моего сознания. Прежде всего мы должны понять: я не материальное тело.
Поэтому духовное образование начинается с тела. Как Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: дехино ’смин йатха̄ дехе [БГ 2.13]. Асмин дехе – в этом теле находится духовная искра, которая и является собственником тела. С этого начинается духовное образование. Учёные не могут даже себе представить, у них нет никакого представления о том, откуда мы начинаем своё образование в духовной жизни, это выше их понимания. Выше понимания учёных. Как они могут понять это движение? Это выше их способности. Когда они получат сто или тысячу Нобелевских премий, тогда возможно они смогут понять, откуда начинается движение сознания Кришны. Они не знают даже, с чего начинается движение сознания Кришны.

00:23:20 Поэтому, как правило, люди не могут понять движение сознания Кришны. Они полагают, что это какая-то религиозная сентиментальная секта, подобно множеству других религиозных конфессий. Нет, это самое научное движение, позволяющее очистить жизнь живого существа так, чтобы оно обрело вечную, исполненную блаженства и знания жизнь. Таково движение сознания Кришны. Очищение. Йена шуддхйед саттвам [ШБ 5.5.1].
Чтобы излечиться от простуды, от кашля, вы должны принимать разные лекарства, ходить к врачам, потратиться на это, зачем? Вы хотите излечиться. Точно так же если вы понимаете, что эта моя болезнь: перевоплощение, старость, болезни – то вы должны быть готовы пойти на жертвы. Например, вы жертвуете своими деньгами, чтобы вылечиться от болезни. Точно так же шастра говорит: человеческая жизнь предназначена для тапасьи. Тапо дивйам йена шуддхйед саттвам. Человеческая жизнь предназначена для тапасьи, не для того чтобы потакать себе в услаждении чувств, как это делают животные. Тапасья. Для тапасьи всё это предписано, и Юдхиштхира Махарадж говорит об этом.

00:25:13 Итак, движение сознания Кришны обучает людей становиться тапасви. Тапасви – те, кто следует определённым регулирующим правилам, тапасья, чтобы излечиться от этой вечной болезни: смерти, рождения, старости, болезни. Таково движение сознания Кришны, и весь ведический путь предназначен для этой цели, для очищения существования живого существа, чтобы оно могло спастись от круговорота рождения, смерти, старости и болезни. Прочитай немного комментарий.
Преданный: — «Разумеется, ашвамедха-ягьи или гомедха-ягьи, жертвоприношения коня или быка, совершаются не ради убийства животных. Господь Чайтанья говорил, что животные, принесённые на жертвенный алтарь ягьи, омолаживаются и получают новую жизнь. Это делалось только для того, чтобы доказать действенность ведических гимнов. Правильно декламируя ведические гимны, исполнитель, несомненно, избавляется от последствий грехов, но если такие жертвоприношения проводятся не по правилам и под некомпетентным руководством, ответственность за убийство животных ложится на их исполнителя».

00:26:36 Шрила Прабхупада: — Это большая тема. Писания рекомендуют проводить жертвоприношения, но не ради убийства животных, а лишь ради того, чтобы проверить правильность повторения ведических мантр. Потому что старое животное, предложенное жертвенному огню, с помощью ведических мантр возрождается вновь и омолаживается. В этом смысл жертвоприношения животных на ягьях.
В эту эпоху нет таких опытных брахманов, которые могут должным образом повторять мантры или вести себя как следует. Потому что жизнь сейчас отвратительна, поэтому не осталось опытных брахманов, и поэтому такие жертвоприношения запрещены в эту эпоху. Всё это запрещено в эту эпоху, ибо нет людей, способных это правильно делать.

00:27:51 Итак, в Кали-югу рекомендуется следующее жертвоприношение: йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир йаджанти хи су-медхасах̣ [ШБ 11.5.32]. Санкиртана-ягья, эта ягья поможет вам. Самое главное – сердце, ум, если санкиртана-ягья очистит ваш ум, ваше сердце, тогда вы под нимаетесь на уровень знания, и тогда естественным образом всё остальное принесёт пользу, возымеет действие.
Итак, в эту эпоху рекомендуется эта ягья. Другие ягьи не принесут результата, и они не рекомендуются. Но санкиртана-ягья рекомендуется. Каждый может присоединиться к ней и очиститься, утвердиться в духовной жизни, и его жизнь станет успешной. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 15 December 2021