Люди в невежестве

Майапур - 15 октября 1974
Всё в материальном мире претерпевает шесть видов изменений. Из-за своих кармических желаний мы находимся в невежестве и страдаем. Чтобы помнить о Кришне, нужно практиковать преданное служение. Шраванам киртанам вишнох смаранам – все эти процессы совершенны настолько, что, обратившись хотя бы к одному из них, материальное скверна будет смыта.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:36:09 | качество: mp3 128kB/s 33 Mb | прослушано: 74 | скачано: 141 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», песнь первая, глава восьмая, текст тридцать пятый. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 15 октября 1974 года в Майапуре.
Преданный: «Четвёртые полагают, что Ты являешься, чтобы восстановить преданное служение, которое включает в себя слушание, памятование, поклонение и так далее, чтобы обусловленные души, испытывающие материальные муки, могли воспользоваться им и получить освобождение».
Шрила Прабхупада:
бхаве ’смин клиш́йама̄на̄на̄м
авидйа̄-ка̄ма-кармабхих̣
ш́раван̣а-смаран̣а̄рха̄н̣и
каришйанн ити кечана

[ШБ 1.8.35]

00:00:47 Это очень важный стих. Бхаве ’смин. Асмин означает это. Бхаве – материальный мир. Бхава – это то, что растёт. То есть то, что родилось. Соответственно, оно растёт. В материальном мире существует шесть видов изменений: прежде всего, это рождение, затем рост, затем пребывание в стабильном состоянии какое-то время, затем произведение побочных продуктов, далее увядание и исчезновение. Это шесть видов изменений. К примеру, это тело. Оно родилось в определённый момент. Оно выросло – ребёнок растёт. Созрев, какое-то время оно остаётся в стабильном состоянии, оно не увядает сразу. Пока оно стабильно, оно производит потомство: из этого тела выйдут множество сыновей, дочерей. Даже дерево тоже даёт потомство, все. Затем тело стареет, теряет силу. И когда совсем состарится, наступает конец. Это называется шад-викара. Всё это происходит из-за тела.

00:02:32 Итак, когда телу приходит конец – конец не приходит мне. Я существую. Хотя грубое тело перестаёт существовать, я нахожусь в тонком теле. Ум, разум и эго. Тонкое тело переносит меня в другое грубое тело. Так называемые учёные, врачи не способны увидеть тонкое тело, хотя следует принять это. Как, например, у меня есть ум, у вас есть, но я не вижу вашего ума, вы не видите моего ума. У меня есть разум, у вас есть – у всех. Все знают. Но вы не способны видеть мой разум, я не могу увидеть ваш. Это очень тонкая материя.

00:03:23 За пределами этого есть душа, вечная душа. Она ещё более тонка, очень крошечная. Что же могут увидеть эти мирские учёные? Они не видят даже материального ума, разума, эго, что говорить о душе? Поэтому они говорят: «Тело – это всё, и нет ничего кроме тела». Но это не так. Факт в том, что вечная душа очень, очень мала. Кешагра [«Шветашватара-упанишад» 5.9], кончик волоса, агра-бха̄га, передняя часть, ш́ата-бха̄гасйа, разделите. Можете разделить? Возьмите один волосок, разделите его на сотню частей – вы не сможете, это невозможно. Но указания даются. Если вы можете – сделайте. Ш́ата-бха̄гасйа, затем возьмите одну сотую кончика волоса и снова разделите её на сто частей. Это невозможно. На это так называемые учёные не способны.

00:04:33 Но как же узнать? Вы должны узнавать от авторитета. Это не поддаётся экспериментам, это не продукт экспериментального знания. Потому что ваше знание настолько несовершенно, вы не можете иметь с этим дела. Но эти негодяи думают, поскольку они не могут иметь с этим дела, они считают, что материя – причина жизни, вот и всё. Материя. Они просто не справились. Возьмите материю в лаборатории, химические вещества и произведите маленькое насекомое, с ножками, с глазками. Смотрите, маленькая букашка, очень-очень маленькая, тем не менее у неё есть глаза, ноги – всё. Иначе, как она может летать? Очень маленькая.

00:05:30 Итак, мы претерпеваем бхаву. То есть бхава: от маленького насекомого до самого Брахмы. А̄-брахма-бхувана̄ стамбха. А̄брахма. Это называется бхавой. Существует 8 400 000 форм жизни разных форм. Мы заканчиваем существование в одно теле, входим в другое тело. Татха̄ деха̄нтара-пра̄птих̣ [БГ 2.13] – Кришна говорит. Либо вы отвергаете слово Кришны, либо вам придётся отвергнуть так называемые научные исследования. Но мы преданы сознанию Кришны, мы не можем отвергнуть слова Кришны. Так что мы признаём: татха̄ деха̄нтара-пра̄птих̣. Кришна говорит: вам придётся воплотиться в другом теле, каждому. Он не говорит, что после этого тела следующим телом будет такое же. Он этого не говорит. Поскольку это будет зависеть, и об этом говорится здесь: [санскрит]. Авидйа̄. Каждое живое существо в материальном мире пребывает под влиянием авидьи. Авидйа̄-карма-сам̇джн̃а̄нйа̄ [ЧЧ Мадхья 8.153].

00:07:12 У Бога много энергий, у Кришны. Многие миллионы. Они разделяются на три основные категории: внешняя энергия, внутренняя энергия (это две) и третья – пограничная энергия. Пограничная энергия и внутренняя энергия имеют то же качество. Они тождественны по качеству. Есть ещё одна энергия, она называется внешней энергией. Что это такое? [Санскрит] Вишну-шакти, энергия Господа, это пара. Она духовна. Кшетра-джн̃а̄кхйа̄ татха̄ пара̄ [ЧЧ Мадхья 6.154]. Кшетра-гья, живые существа. В «Бхагавад-гите» сказано о кшетра-гья: тот, кто знает кшетру. Об этом в «Бхагавад-гите» сказано. Живое существо – это кшетра-гья. Кшетра-гья – это тоже пара. Внутренняя энергия, высшая энергия. Но помимо этих двух шакти есть иная шакти – тритья-шакти, авидья, невежество.

00:09:08 Здесь в материальном мире все пребывают в невежестве, все. Даже Брахма. Брахма пребывал в невежестве, но ему было дано знание, дано Кришной. Тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе [ШБ 1.1.1]. А̄ди-кави – значит Брахма. Итак, ведическое знание, тене брахма, брахма – значит ведическое знание, шабда-брахман. Итак, существовало некогда только одно существо, Брахма. Но он получил знание. От кого? Хр̣да̄. Поскольку тогда не было иной возможности передать знание кроме как изнутри. Буддхи-йогам̇, это чайтья-гуру, Кришна, Параматма. Так что Брахма также получил образование. Это означает, начиная с Брахмы до самого маленького насекомого, все они пребывают в невежестве. Все глупцы и негодяи. Таково наше положение изначально в этом мире. Никто не должен гордиться своим знанием – все негодяи. Все.

00:10:32 Здесь сказано: [санскрит]. Итак, Брахма желает: «Если я смогу получить возможность положения Брахмы, я смогу создавать большую вселенную», – он также думал так. А маленькие насекомые, они тоже думают так: «Если я смогу создать маленькую норку в полу этой комнаты, тогда я могу жить там спокойно, есть». Та же склонность. Как Брахма думает: он хочет создать вселенную, вы думаете: хотите создать небоскрёб, муравей мечтает создать норку в комнате. Качество деятельности то же самое. Но, поскольку мы глупцы, не понимаем, что всё это материальное, оно не продлится вечно. Из-за невежества мы думаем, что это будет очень хорошо, так замечательно, так прекрасно. Ка̄ма-кармабхих̣. Мы создаём каму, желания, и работаем ради этого. Поэтому клиш́йанти.

00:11:55 Стать Брахмой не так-то легко. Брахма – это большой пост. Это очень достойное живое существо, способное совершать суровую аскезу. Он тоже живое существо. Например, вы в Америке живёте, вы граждане этой страны, президент Никсон или Форд тоже граждане этой страны, но благодаря своему тяжёлому труду и дипломатии они смогли добиться своего положения. Но вот он обычный гражданин. Например, президент Никсон, сейчас он разжалован, он больше не президент, обычный гражданин. Точно так же если вы захотите, вы тоже можете стать Брахмой. Ка̄ма-кармабхих̣.

00:12:46 Поэтому Бхактивинод Тхакур говорит [санскрит]. Это песня Бхактивинода Тхакура: «Позвольте мне стать насекомым в доме, где живёт преданный. Потому что, если я паду на пыль преданного, моя жизнь будет успешной». Поэтому Бхактивинод говорит: кӣт̣а-джанма хао йатха̄ туйа̄ да̄са. Брахма-джанма – это не легко достичь, это очень трудно. Но если Брахма является бахир-мукха, то есть не преданный Кришны, это тоже возможно. Поскольку мы в невежестве, и майя влияет на нас, в любое время мы можем забыть о Кришне, поэтому мы всегда должны быть заняты сознанием Кришны, чтобы не забыть о Кришне.

00:13:49 Об этом сказано здесь: ш́раван̣а-смаран̣а̄рха̄н̣а. Шравана означает слушать, смарана – значит помнить, и архана – значит поклоняться Божеству. Если вы посвящаете всегда себя этому делу… Эти центры открываются только ради этой цели: пение святых имён, танцы, поклонение – чтобы мы не забывали о Кришне. Итак, сада̄ тад-бха̄ва-бха̄витах̣ [БГ 8.6]. Если мы всегда размышляем о Кришне, тогда в конце жизни у нас есть шанс анте на̄ра̄йан̣а-смр̣тих̣ [ШБ 2.1.6]. У нас есть шанс.

00:14:40 Всё это нужно практиковать. Как, например, если вы хотите танцевать на сцене, вы должны много репетировать, танцевать, учиться. И тогда, если вы становитесь опытным танцором, вы будете танцевать на сцене, и вам будут аплодировать: «О, как здорово! Какой хороший танцор!» Но вы не можете сказать: «Я сейчас прямо выйду на сцену и сразу стану хорошим танцором». Это невозможно. Если человек скажет: «Нет, нет, я не буду ходить на репетиции, дайте мне сцену!» Нет, директор не позволит ему, он негодяй. Он негодяй. Вы не можете стать хорошим танцором, не практикуясь.
Итак, истинная цель жизни – это анте на̄ра̄йан̣а-смр̣тих̣. Если во время смерти вы можете помнить о Кришне – тогда ваша жизнь успешна. Смарана. Это необходимо практиковать.

00:16:04 [Ищут стих вторая песнь, четвёртая глава]
Итак, асмин бхаве. В этом проблема. Негодяем невдомёк: они настолько поглощены этим невежеством. Как, например, некоторые из контрабандистов, они продолжают свою работу. Некоторые из них знают так же, что: «Нас поймают, накажут», но тем не менее они продолжают это делать. Вор знает: «Если меня арестуют за эти преступления, меня накажут», – он знает об этом. И возможно его даже несколько раз наказывали, тем не менее, он совершает то же самое. Он по-прежнему крадёт. Почему? Невежество. Поэтому используется именно это слово: авидья. Он никогда не задумывается, он настолько погружён в невежество, что у него нет времени, чтобы подумать: «Вновь и вновь я краду, вновь и вновь меня арестовывают и наказывают, бросают в тюрьму – зачем же я это делаю?» Результат не очень хорош.

00:17:33 Если, например, человек слишком озабочен сексуальным желанием, он страдает от разных венерических заболеваний, ему делают операцию, тем не менее, он ходит к проститутке. Снова то же самое. Это авайдха стри-санга, это незаконно. И законно тоже. После секса женщина беременеет. И она должна страдать десять месяцев. Иногда роды тоже могут быть опасными. И мужчина тоже: когда у него появляется ребёнок, он должен заботиться о ребёнке, должен тяжело работать, чтобы давать ему образование. И это законный секс. Даже законный секс сопряжён со столькими трудностями, что говорить о незаконном сексе! Если вы убиваете ребёнка, принимаете противозачаточные средства. Поэтому шастра говорит: баху-дух̣кха-бха̄джах̣ [ШБ 7.9.45]. Сексуальная жизнь ведёт к стольким проблемам, стольким беспокойствам. Баху-дух̣кха-бха̄джах̣. Законный или незаконный секс – одни беспокойства.

00:18:53 Тр̣пйанти неха кр̣пан̣а̄. Но поскольку человек невежественен – он не удовлетворён, он снова делает то же самое. Это называется бхава-рога. Ива дух̣кха-дух̣кхам. Одни беспокойства. Поэтому ведическая цивилизация обучает юношей оставаться брахмачари. Чтобы не идти на эти тяготы, беспокойства. Но если человек не способен на это, ему позволяется жениться. Итак, в начале он воспитывается как брахмачари. И поэтому он не будет оставаться всегда в семейной жизни. Вскоре он удалится от дел и станет ванапрастхой, а затем санньяси. Это обучение. Это требует обучения.

00:19:47 Итак, здесь сказано: клиш́йама̄на̄на̄м. Все страдают: птицы, звери, деревья, растения, даже Брахма, даже Индра. Индра также не в безопасности, он всегда тревожится, чтобы у него не появились конкуренты. Итак, здесь в материальном мире все клиш́йама̄на̄на̄м, страдают. По крайней мере, от беспокойств. Все в материальном мире постоянно снедаемы беспокойствами, клиш́йама̄на̄на̄м.
Поэтому говорится, почему клиш́йама̄на̄на̄м, почему они всегда страдают, беспокоятся: авидйа̄-ка̄ма-кармабхих̣. Поскольку они негодяи. Поэтому Кришна так подчёркивает: «Негодяй, прекрати всё это, предайся Мне!» Поскольку все негодяи. И это также великая милость Кришны. Он – Верховный отец, поэтому Он прямо говорит: сарва-гухйатамам̇ [БГ 18.64] – «Это самое сокровенное знание, Я даю его тебе. Негодяй, оставь всё и просто предайся Мне». Вот что необходимо. И Кунти говорит: «Ты пришёл, чтобы научить таких негодяев, занять их этим делом: шраванам, смарана, архана».

00:21:38 Шраванам. Дело в том, что это бхакти. Но они настолько невежественны, что, как только вайшнавы начинают шраванам киртанам вишнох, негодяй-свами говорит: «Нет, можно совершать шраванам любого имени, любого имени. Почему именно Вишну? Кали тоже». Вы знаете, в Бенгалии есть группа «Кали-киртан». Что за чушь – кали-киртан! В шастрах нет такого явления как кали-киртан. Киртан означает шраванам киртанам вишнох. Вишну-киртан. Но эти негодяи придумали новый киртан, потому что у них очень плодовитый ум и они могут что-то изобрести. Йата мат тата пат – я это придумал, что это? Кали-киртан, Дурга-киртан. Но шастра об этом не говорит. Чайтанья Махапрабху об этом не говорит. Шастра говорит: харер нама! Святое имя Хари, Кришны. Не какое-либо другое имя.

00:22:45 Итак, шраванам киртанам вишнох. Когда речь идёт о шраванам, арханам, то речь идёт о Вишну. Итак, шраванам киртанам описан Шукадевой Госвами во второй песне, четвёртой главе. Очень хорошо он описал. Он говорит: [санскрит, ШБ 2.4.15]. Он очень хорошо объяснил. Шукадева Госвами прежде чем рассказать «Шримад-Бхагаватам» склоняется перед Кришной. Как он говорит: «Я склоняюсь, тасмаи, перед Ним». Субхадра-ш́равасе. Одно лишь слушанье о Нём – это субхадра, а не абхадра. Субхадра.

00:23:57 Итак, Шукадева Госвами говорит: йат-кӣртанам̇ йат-смаран̣ам̇. Вы можете прославлять Кришну. Есть множество прославлений, весь «Бхагаватам» – это прославление. Это прославление Шукадева Госвами. Либо вы прославляете Его, либо просто медитируете на Него. Йад-ӣкшан̣ам̇ – если вы просто садитесь перед Божеством и созерцаете Его. Вы можете ничего больше не делать, просто созерцайте: «Как красиво Кришна одет, как прекрасно одета Радхарани». Если вы просто смотрите на это, йад-ӣкшан̣ам̇. Если вы не способны повторять святое имя, если ваш ум не может сосредоточиться, он так обеспокоен, вы не можете сосредоточить свой ум на Кришне, тогда вам даётся возможность: вот Божество, просто смотрите на Него, просто смотрите. А если вы и служите ещё Божеству, у вас есть все возможности двадцать четыре часа в сутки созерцать Божество. Когда вы моете пол в алтарной – вы видите, когда одеваете Божества – вы видите, когда вы омываете Его – вы видите, вы предлагаете пищу Ему – вы видите Его.

00:25:36 Таков метод. Но люди настолько негодны, что не приходят даже посмотреть. Настолько они пали. Они не приходят. «О, поклонение Божествам! Что это такое, идолопоклонство!» Они будут поклоняться статуе Ганди, этой статуе, той статуе, но, когда просишь их: «Приходите сюда, смотрите на Божество, поклоняйтесь Ему хорошо», – «Нет, это идолопоклонство». Я видел в Калькутте. Сэр Ашутош Мукерджи, стоит его статуя на площади Чоуринги, и утром дворники чистят статую своими щётками, потому что весь год вороны испражняются ему на лицо, и там образуется толстый слой экскрементов, корка. Я видел, как они счищают всё это. Вот их арчанам. Вот это приемлемо. А если вы поклоняетесь Божеству, омываете Божество – это идолопоклонство. А счищать щётками, мётлами лицо сэра Ашутоша Мукерджи от экскрементов – это очень хорошо.

00:27:09 Посмотрите, насколько они невежественны, негодяи! Утром дворники делают свою работу, а вечером съезжаются большие люди с гирляндами, поклоняются, затем они разъезжаются, и снова на следующее утро вороны испражняются на эту статую. Вот это поклонение приемлемо. А если вы установите Божество Кришны и будете хорошо Ему поклоняться – «Это всё для глупцов и негодяев, для неразумных людей!» А он очень разумен. Вот что происходит, по всему миру. Они поклоняются Наполеону, я видел в Париже статую Наполеона. «Франция и Наполеон едины». Я спросил: «Ну хорошо, Франция здесь, а где ваш Наполеон?»

00:28:05 Итак, всё это происходит по всему миру. Почему? Авидья. Болезнь – это авидья. Люди настолько одержимы вот этой авидйа̄-ка̄ма-кармабхих̣. Чтобы дать им образование, чтобы вызволить из цепких когтей авидйа̄-ка̄ма-кармабхих̣, необходимо шраванам киртанам вишнох смаранам. В этом суть. Это объясняется также в этом стихе Шукадевой Госвами. Киртанам, смаранам. А если вы не в состоянии это делать, например, эти дети не могут медитировать, но они могут просто сесть и смотреть на Кришну: вот Кришна, вот Радхарани. Это тоже. Маленький ребёнок, он тоже получает благо. Животные получают благо просто от того, что видят.

00:29:14 Йад-ванданам̇. Если вы ещё более разумны, вы можете возносить молитву. И так, и так. Йад-ванданам̇ йач-чхраван̣ам̇ йад-архан̣ам. Если вы более опытны, если ваш духовный учитель обучил вас поклонению, то вы можете совершать арчанам. Шраванам, то же самое. Вознесение молитв. Поэтому я говорю, что христиане тоже вайшнавы. Мусульмане тоже вайшнавы. На очень низком уровне. Поскольку они возносят молитву, йад-ванданам̇, они молятся: «Дай нам хлеб наш насущный». Они многого не знают, но есть начало, оно положено. Положено начало, поскольку они обратились. Чатур-видха̄ бхаджанте ма̄м̇ сукр̣тино ’рджуна [БГ 7.16]. Они посещают церковь, мечеть, это тоже благочестивая деятельность. Однажды они станут чистым вайшнавом. Однажды. Но это начало хорошее.

00:30:29 Однако атеизм: «Не ходите в церковь, не ходите в храм, не ходите в мечеть», – эта пропаганда очень, очень опасна для человеческого общества. Делайте что-то, старайтесь понять, это образование. Ребёнка посылают в школу: пусть он учит алфавит, однажды, если у него будет интерес, он может стать очень хорошим учёным. Но когда люди отказываются вовсе от религии, становятся светским обществом, открывают только заводы, выпускают гайки и болты, тяжело трудятся, пьют и едят мясо – что это за цивилизация? Поэтому мы страдаем. Опять же, бхава.

00:31:21 Здесь сказано: авидйа̄-ка̄ма-кармабхих̣. В невежестве своём они думают, что, открывая эти заводы, они станут счастливыми. Это авидья. Человек не знает, что это невежество. Зачем тебе открывать заводы? Это называется угра-карма. Нет необходимости открывать эти заводы: у тебя есть земля, столько здесь земли. Производите свои продукты питания, анна̄д бхаванти бхӯта̄ни [БГ 3.14]. Ешьте сытно, питайтесь зерном, молоком – это будет доступно без заводов. На заводах вы не сможете выпускать молоко и зерно. Нынешний дефицит пищи – это всё от того, что все в городе работают, выпуская гайки и болты. А кто выращивает зерно? Это решение экономической проблемы, анна̄д бхаванти бхӯта̄ни.

00:32:20 Поэтому мы пытаемся занять наших людей производством своей пищи. Будьте самодостаточны, чтобы эти негодяи видели, как можно жить умиротворённо, питаясь зерном и молоком, и повторять Харе Кришна. Такова наша миссия. Мы не отрицаем пищи. Люди стремятся совершать даридра-нараяна севу. Но почему даридра-нараяна, почему не богатый Нараяна, почему бедный Нараяна? Все должны получать бхагават-прасадам. Мы не разделяем: даридра-нараяна или богатый Нараяна, дхани-нараяна. Все могут приходить и принимать прасад.

00:33:05 Итак, этот метод сознания Кришны должен активно проповедоваться по всему миру. Просто созерцая Божество, присоединяясь к пению мантры Харе Кришна, шраванам киртанам. Здесь сказано: йат-кӣртанам̇. Сначала употребляется слово киртанам, просто благодаря киртану. Йат-кӣртанам̇ йат-смаран̣ам̇. Если вы совершаете киртан, то вы сможете думать о Кришне. Я танцевал два часа: «Харе Кришна! Харе Кришна!» А что это значит? Это смарана, вы совершаете смарану Кришны. Человек может думать: «Что такое? Я по глупости пропел два часа – Кришна, Кришна». Но это означает смарана. Кришна поймал вас.
Затем йад-ӣкшан̣ам̇. Как, например, люди покупают нашу книгу «Кришна», потому что движение сознания Кришны распространяются, поэтому они покупают её, от любопытства: «Что это за Кришна? Ну-ка, посмотрю, почитаю». И там они видят изображение Радхи и Кришны. Если они откроют книгу, они увидят ещё больше, йад-ӣкшан̣ам̇. Затем ванданам: столько молитв там, прославляющих Кришну. Затем шраванам: другие услышат, кто-то будет читать. Если он удачлив достаточно, то он будет сознавать Кришну.Йад-архан̣ам, он будет поклоняться Божеству.

00:34:51 Итак, эти процессы: шраванам киртанам вишнох смаранам, они настолько совершенны, что как только вы обращаетесь к ним, даже не ко всем им… Либо ко всем им, или к некоторым из них, или хотя бы к одному из них, тогда что происходит: [санскрит]. Я поклоняюсь Верховной Личности Бога, просто памятуя о Нём, прославляя Его, видя Его – столько всего происходит. И Шукадева Госвами является величайшим учителем, он один из авторитетов, Вайасаких. Балир ваийа̄сакир [ШБ 6.3.20]. Из двенадцати авторитетов Шукадева является одним из них. Маха̄джано йена гатах̣ са пантха̄х̣ [ЧЧ Мадхья 17.186]. Мы должны следовать авторитету. И он говорит: просто следуя этим методам, шраванам киртанам вишнох, материальная скверна смоется. Когда? Мгновенно, сэр, мгновенно. Не нужно будет ждать, садйо. Вот в чём смысл движения сознания Кришны. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | 11 марта 2021