Сат и асат общение

Майапур - 25 June 1973
Мы должны избегать общения с материалистами (асат), которые стремятся к деньгам и женщинам. Бхава-сагара – океан материальной жизни. Разумный человек задаётся вопросом: как положить конец круговороту рождений и смерти? Это знание можно обрести благодаря сат-санге, общению с преданными Господа. Если человек слушает настоящего преданного, он тотчас же обретает семя бхакти. Попытайтесь понять, почему Кришна рождается, почему Он действует, как обычный человек. Нишкинчана – это тот, кто больше не обладает ничем материальным. Если вы стали отрешённым, с целью преодолеть бхава-сагару, то стремление к деньгам и женщинам – это хуже смерти, хуже самоубийства.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:30:30 | качество: mp3 96kB/s 21 Mb | прослушано: 75 | скачано: 203 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:04 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, десятая глава, тексты одиннадцатый и двенадцатый. Прочитана Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 25 июня 1973 года в Майапуре, Индия.
Преданный: — Перевод: «Разумные люди, постигшие Верховного Господа в общении с чистыми преданными и освободившиеся от дурного общения с материалистами, не могут жить без повествований о славе Господа, даже если слышали их всего лишь раз. Так каково же было выносить разлуку с Ним Пандавам, которые доверительно общались с Ним, виделись с Ним лицом к лицу, прикасались к Нему, беседовали с Ним, спали, сидели и обедали рядом с Ним?»
[ШБ 1.10.11-12].

00:01:21 Шрила Прабхупада:Сата̄м̇ прасан̇га̄т. Сат-сан̇га. Сат – это преданные, асат – непреданные. В своих поучениях о нравственности Чанакья Пандит советует: [санскрит]. Хотя Чанакья Пандит был великим политиком, тем не менее, он был учёным брахманом, и зная все моральные устоит он даёт такой совет: тйаджа дурджана-сам̇саргам̇. Это ключевое условие в развитии человека. Старайтесь избегать, не старайтесь – вы должны, вы должны избегать общения с материалистами.

00:02:31 Кто такие материалисты? Это те, кто стремятся к деньгам и женщинам. Это материалисты. Те, кого интересует только деньги и женщины, материалистичны. Шри Чайтанья Махапрабху говорил, что общение с подобными людьми, жаждущими денег и женщин, хуже смерти. Лучше предпочесть смерть, чем общаться с ними. Когда его просили встретиться с царём Пратапарудрой, поскольку тот был царём и подолгу вынужден был общаться с женщинами, соприкасаться с деньгами, Господь Чайтанья отказался встречаться с ним. «Нет, – сказал он, – я не могу встретиться с царём». И сказав это, он процитировал один стих: [санскрит].

00:03:51 Люди не знают, что такое бхава-са̄гара [ЧЧ Мадхья 11.8]. Они не знают даже этого. Однако это первый урок ведических текстов: как выбраться из бхава-синдху, бхава-сагары, из материального океана. Вселенная представляет собой океан. И все эти планеты называются двипами. К примеру, эта планета называется джамбу-двипа, Бхарата-варша. На самом деле она подобна двипе. Сейчас те, кто летает по небу, перелетает с одного острова на другой, с одной планеты на другую. Если мы говорим о двипе, то соответственно мы также должны говорить об океане, или море. Итак, вся эта вселенная с её планетами называется двипой. Поэтому эти двипы плавают в океане воздуха. У вас есть этот опыт. Океан воды. Над водой воздух, океан воздуха. Затем космос.

00:05:18 Итак, бхава-са̄гарасйа. Вся вселенная – это бхава-са̄гара. Сагара – значит океан или море. Бхава – это круговорот рождений и смерти, бхава. В «Бхагавад-гите» сказано, что тот, кто родился, существует какое-то время, затем он покидает своё тело и рождается вновь. Татха̄ деха̄нтара-пра̄птир дхӣрас татра на мухйати [БГ 2.13]. Нам приходится. Пока мы находимся в материальном океане, нам приходится считаться с законами природы, рождаться и умирать вновь и вновь. Это называется бхава-сагара. Мы вечные. Нужно немного разума, чтобы понять: я вечен, почему мне приходиться рождаться то в одном теле, то в другом, вновь покидать его, не зная, каким будет моё следующее тело. Нет никакой гарантии. Это будет определяться вашей деятельностью. Мы можем родиться насекомым или полубогом, мы можем стать деревом, животным – кем угодно, в соответствии с нашей кармой. Карман̣а̄ даива-нетрен̣а [ШБ 3.31.1].

00:07:00 Итак, эта невежественная цивилизация, люди не понимают, что есть бхава-сагара, что такое бхава. Они ничего этого не знают, мошенники. И при этом они считают себя цивилизованными людьми. Никакого знания. На самом деле, когда человек становится по-настоящему разумным, он понимает: «Если я вечен, зачем мне приходится вновь и вновь рождаться и умирать?» Это разум. Тем не менее, люди смиряются с тем, что им приходится рождаться и умирать. Они не против, даже студенты в университете говорят: «Что плохого, если в следующей жизни я стану животным?» Представьте себе, насколько люди опустились! В университете Гавайев один студент сказал: «Даже если я стану животным – что в этом плохого?» Взгляните, насколько деградировало общество. Они готовы стать животными, кошками, собаками, деревьями.

00:08:08 Итак, когда человек выбирается из этого дремучего невежества и начинает задаваться вопросом, как вырваться из бхава-сагары. Как, например, если вас бросят в воду, в море, даже если вы опытный пловец, вам не захочется там оставаться, вы захотите выбраться. Аналогично, хотя мы можем много раз менять своё тело, тем не менее, в момент смерти нам не нравится, никому не нравится умирать. Но никто не задумывается о том, как остановить эту смерть. В «Бхагавад-гите» сказано: с разрушением тела душа не уничтожается, она живёт. Это называется самопознанием. Нужно иметь здравомыслие, нужно задумываться: «Если я вечен, если я не умираю со смертью этого тела, и мне не нравится умирать, как же это всё остановить?» Это признак разума. Как положить конец круговороту рождений и смерти?

00:09:30 Но цивилизация людей, так называемых людей, настолько деградировала. У людей нет мозгов, чтобы задуматься о таких вопросах. О том, как остановить этот круг, есть ли возможность остановить этот круг рождения и смерти. У них нет знания об этом. Тем не менее, они называют себя людьми. Они подобны животным. Даже крупные профессора в Европе говорят: «Свамиджи, после смерти всему приходит конец». Они не понимают даже азбучных истин «Бхагавад-гиты». Не только они, многие политики, многие негодяи пользуются «Бхагавад-гитой», но не понимают её. Они тратят всё своё время на политику, но первая истина «Бхагавад-гиты»: на ханйате ханйама̄не ш́арӣре [БГ 2.20].

00:10:42 Ни один из политиков не учит народ тому, что есть рождение после смерти. Вы слышали что-нибудь подобное от какого-нибудь политика? Но они берут «Бхагавад-гиту» и фотографируются с ней. «О, он великий читатель Бхагавад-гиты!» Но понимает ли он «Бхагавад-гиту»? Он мошенник. Если бы он понимал «Бхагавад-гиту», почему бы он стал заниматься политикой? И даже если он политик, цари, такие цари, как Махараджа Юдхиштхира, Кришна – они тоже занимались политикой, но они знали реальность. В этом разница. Кто может быть лучшим политиком, чем Кришна? Он даёт эти наставления: дехино ’смин йатха̄ дехе [БГ 2.13].

00:11:29 Итак, если люди не знают путь жизни, если они не знают о том, как мы меняем тело, как прекратить этот процесс, то какой смысл в человеке? Это знание можно обрести благодаря сат-санге. Это и есть сат-санга – общение с преданными Господа. Нельзя общаться одновременно и с теми, и с другими. Если вы хотите общаться с преданными, вам необходимо отказаться от общения с непреданными. Это естественно. Например, наши эти ученики, хотя они молоды, они не только молоды, но происходят из очень благополучных семей в Америке и Европе. Здесь юноши даже представить себе не могут, какие возможности для наслаждения им доступны. Здесь наши молодые люди не могут найти себе работу, большинство из них безработны. В Европе, Америке – особенно в Америке – нет проблемы безработицы. Каждый человек может за какой-то час заработать десять долларов. Десять долларов, то есть сто рупий.

00:13:25 Один из моих учеников, Трайадхиша, утром он отсутствовал. Я спросил его: «Почему тебя не было?» Он сказал: «Мне нужны были деньги, и я пошёл, чтобы быстренько заработать». «Как ты заработал?» «Я пошёл в лавку, где чистят обувь, и почистил обувь какому-то человеку и получил пять долларов». Они знают, как заработать денег. У них нет недостатка в деньгах. Даже в отеле. Человек идёт туда, моет несколько тарелок и получает десять долларов. Итак, им доступны деньги и женщины. У них достаточно возможностей для наслаждения, но теперь они всё оставили. Почему? Благодаря сат-санге. Благодаря сат-санге. Они больше не соприкасаются с деньгами и женщинами. Сат-санга очень могущественна. Очень могущественна.

00:14:51 Если у вас есть настоящая сат-санга – мы не говорим о профессиональных чтецах «Бхагаватам» – нет, мы говорим о просветлённых душах. Те, кто постиг «Бхгавату», «Шримад Бхагавад-гиту», их называют сат. Мы не говорим о тех, кто зарабатывает себе на жизнь этим, это не сат. Те, кто читает «Бхагавад-гиту» и «Бхагавату» ради мирских материальных благ, не являются сат, это асат. Те, кто действительно читает «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам» ради удовлетворения Бхагавана – они сат.

00:15:41 Итак, тот, кто обрёл общение с сат, не может больше общаться с асат. Вот вам яркий пример: Хришикеша. Он ушёл из нашего общества. Он общался с какими-то людьми асат, то есть с непреданными. Как правило, под асат мы понимаем негодяев и воров, но непреданные ещё хуже негодяев и воров. И он не смог общаться с ними. Это была борьба для него. В конце концов он покинул их. Тот, кто однажды получил опыт искреннего общения с преданными, не способен больше общаться с непреданными. Таков критерий, определяющий истинную сат-сангу. Если хотя бы однажды, сакр̣т, здесь сказано. Если хотя бы однажды сата̄м̇ прасан̇га̄т, сат-санга настолько могущественна, если человек смиренно слушает в обществе сат об имени, славе Верховного Господа, то он сразу же испытывает вкус к этому.

00:17:31 О том же сказано в другом месте. Если человек слушает настоящего преданного, он тотчас же обретает семя бхакти. Биджа. Как, например, если юноша вирьямана, как только он вступает в половые отношения, то девушка обязательно забеременеет от него. Точно так же слушая настоящих преданных, вирьямана, человек обретает семя бхакти. То есть он обретает интерес к сознанию Кришны. Хр̣т, нашему сердцу это доставляет наслаждение, это доставляет наслаждение нашему слуху. Нам очень приятно слушать это. Хр̣т-карн̣а-раса̄йана̄х̣ [ШБ 3.25.25]. Раса̄йана̄х̣ – значит доставляющий наслаждение. Как только мы слушаем от сата̄м̇, наши уши, сердце будут испытывать наслаждение. Тадж-джошан̣а̄д, если он практикует это, если он задумывается об этом, тадж-джошан̣а̄д, а̄ш́у – значит незамедлительно, апаварга-вартмани, становится на путь освобождения. Таков метод. Поэтому необходима сат-санга.

00:19:20 Мы открыли такой большой зал, мы приглашаем людей участвовать в этой сат-санге, но никто не проявляет интереса. Поэтому, если у кого-то рождается этот интерес, это говорит о том, что это очень разумный человек. Он разумен, потому что желает остановить это колесо рождений и смерти. Это проблема. Эту проблему так называемые учёные, философы, учителя, политики отставляют в сторону. Главная наша задача – это решить проблему рождений и смерти. Но они пренебрегают этим. Они строят планы экономического развития и другие планы. Экономическое развитие…предположим, вы стали богатым человеком на двадцать или пятьдесят лет, самое большее в настоящий момент. Но в следующей жизни вы станете кошкой и собакой, то какой смысл в вашем экономическом развитии?

00:20:28 Они не знают, что есть жизнь после смерти. Мы должны подготовиться к следующей жизни. Карман̣а̄ даива-нетрен̣а [ШБ 3.31.1]. И тогда, в соответствии с моей кармой, благодаря высшей воле я получаю следующее рождение. В «Бхагавад-гите» сказано чётко и ясно: [санскрит]. Кришна говорит: «Попытайся постичь Мою джанму. Я рождаюсь». Он аджа. Каждый из нас аджа. На джа̄йате на мрийате [БГ 2.20]. Мы не рождаемся и не умираем, потому что мы неотделимые части Кришны. И Кришна тоже должен быть аджей.

00:21:24 Итак, Кришна рождается. Есть Джанмаштами. Если кто-либо попытается понять, почему аджа, нерождённый, рождается? А также Бог, Кришна, которому не нужно ничего делать, об этом говорят Веды, почему Он вынужден действовать? На самом деле, Ему не нужно ничего делать. Он должен только наслаждаться. Например, мы видим Божество, Кришна, Он не работает на заводе управляющим менеджером. Он наслаждается обществом Радхарани. Нам приходится работать. Если мы будем наслаждаться нашей так называемой Радхарани, мы умрём с голоду. Нам приходится работать. Но Бог не такой.

00:22:40 Об этом говорят Веды, Упанишады. Ему ничего не нужно делать. Это настоящий Бог. Если Бог вынужден работать, если Он вынужден делать что-то, то что это за Бог? Здесь мы видим, что так называемые имитации Бога, даже богатые люди не обязаны что-либо делать, так зачем Богу работать? Поэтому Бог приходит. Он аджа, Он нерождённый, но Он приходит, джанма. Он так же действует, Он работает, карма. Например, Кришна, Он работал как пастушок. Он работал, как обычный политик. Он действовал как обычный философ. Он оставил наставления «Бхагавад-гиты» и много других наставлений, возвышенных наставлений.

00:23:33 Итак, это следует понять: почему Нерождённый рождается. Тот, кто не обязан ничего делать, почему Он приходит в образе человека и работает? Всё это трансцендентные темы. Это не обычные темы. Кришна приходит, Он действует, Он сражается, Кришна любит – всё это трансцендентные темы, апракрита. Итак, джанма карма ме дивйам йо джанати таттватах̣ [БГ 4.9]. Если кто-либо понимает эту тему: почему Кришна рождается, почему Он действует, как обычный человек – всё это трансцендентные темы – если человек понимает это, он обретает освобождение. Благодаря одному только пониманию Кришны, природы Его деяний, Его рождения.

00:24:35 Если мы способны это понять… у нас есть «Бхагавад-гита», вы можете читать её и пытаться понять «Бхагавад-гиту» как она есть. И благодаря этому, покинув это тело, вы больше не родитесь в материальном мире, пунар джанма. Пунар джанма означает в материальном мире. В духовном мире нет ни джанмы, ни смерти. Пунар джанма наити. Тогда куда? Он что, исчезает? Нет, ма̄м эти – он приходит ко Мне. Он возвращается домой к Богу. Это совершенство.

00:25:14 Итак, каждый, кто проявляет интерес к достижению высшего совершенства, тот, кто стремится больше не рождаться в материальном мире, но вернуться домой к Богу, Чайтанья Махапрабху говорит – для таких людей: [санскрит]. К примеру, мы находимся на этом берегу моря, мы хотим переплыть на другой берег. Точно так же сейчас мы находимся на этом берегу бхава-самудры, материального мира, если мы хотим перебраться на другую сторону, в духовный мир, мы должны стать нишкинчана. Нишкинчана – это тот, кто больше не обладает ничем материальным. Это нишкинчана. Если мы жаждем материальных вещей. Поэтому санньяса. Санньяса – это тот, кто обладает только Кришной, ничем другим.

00:26:29 Вы должны чем-то обладать. Допустим, у вас есть что-то. Например, какая-нибудь медная монета или серебряная монета. Если вы выбросите её, то что вы получите? Всё, что у вас было, вы потеряли. Но если вы бросите медную монету и выбросите серебряную монету и возьмёте золотую вместо них, то вы получаете выгоду. Это выгода. Итак, нишкинчана. Если мы просто становимся нишкинчана, отрекаемся от всего, как это делают санньяси-майявади. Они говорят: брахма сатья джаган митья. Да, но брахма сатья – они не понимают, в чём состоит истинный смысл сатья-васту. Сатья-васту – это Бхагаван, они не ищут Бхагавана. Они нацелены лишь на свет и сияние Бхагавана, брахмаджьоти. Это их удовлетворяет.

00:27:48 Итак, есть много стихов, описывающих сат-сангу и асат-сангу. Чайтанья Махапрабху советует: [санскрит]. Итак, нишкинчана. Не стремитесь больше к деньгам и к женщинам. Чайтанья Махапрабху отказывался встречаться с теми, кто жаждет денег и женщин, потому что благодаря их общению мы сами заражаемся этим. Допустим, я принял санньясу. Если я встречаюсь с грихастхой, у которого очень верная, красивая жена, если я подумаю: «О, я оставил свою жену, если бы она у меня была, я был бы счастлив». Это приводит меня к немедленному падению, потому что в уме своём я общаюсь с йошит, с женщиной. Допустим, мы идём на встречу с богатым человеком. Я вижу, что у него много денег, хорошая машина, хорошее здание. Я думаю: «О, я принял санньясу. Если бы у меня всё это было, я бы…» И это сразу ведёт к падению.

00:29:19 Поэтому Чайтанья Махапрабху строго запрещает. Если вы стали нишкинчана, если вы стали отрешённым, с целью преодолеть бхава-сагару, перебраться на другой берег океана, то стремление к деньгам и женщинам – это хуже смерти, хуже самоубийства. Если вы принимаете яд – это преступление. Точно так же он говорит, если человек, находящийся в отрешённом укладе жизни, начинает думать о деньгах и женщинах, то он совершает самоубийство, которое ещё более губительно, чем обычное самоубийство. Если вы выпьете яд, то вы преступник. Если вы выживете, то по закону вас накажут. Возможно, вы знаете это. Вас накажут за попытку самоубийства. Если вы выживете, по закону вас накажут: «Почему ты совершаешь самоубийство? Это преступление». Точно так же, если человек в отрешённом укладе жизни стремится к деньгам и к женщинам, это хуже самоубийства. Так говорит Чайтанья Махапрабху. Таково значение этих слов. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 26 May 2022