Бхакты и Бхагаван

Лос-Анджелес - 17 мая 1973
Достойные брахманы – это лучшие из людей. Все люди не могут принадлежат лишь к одному классу. В Кали-югу в чести не качества людей, а только деньги. Кто такой Бхагаван. Кришна совершенен во всём. Величие Бхишмадева.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:17:24 | качество: mp3 96kB/s 12 Mb | прослушано: 48 | скачано: 138 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:13 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, девятая глава, текст третий. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 17 мая 1973 года в Лос-Анджелесе.

00:01:00 Преданный: Перевод: «О мудрец среди брахманов, Господь Шри Кришна, Личность Бога, взойдя на колесницу Арджуны, тоже последовал за ними. Поэтому царь Юдхиштхира выглядел очень величественно, подобно Кувере, окружённому своими спутниками [гухьяками]»
[ШБ 1.9.3].

00:01:24 Шрила Прабхупада: Итак, в присутствии учёных брахманов Сута Госвами рассказывает. Эта встреча произошла в Наймишаранье пять тысяч лет или более того назад. По крайней мере пять тысяч лет. Все собравшиеся там участники были великими учёными-брахманами. Поэтому здесь говорится випрарше – там были не только брахманы, но и риши. Риши – значит святой человек. Они были раджарши, святые. Святым может стать кто угодно при условии, если он живёт как святой человек. Неважно, брахман он или кшатрий. Как правило, брахманы и кшатрии, первый и второй класс человеческого общества, могут жить как святые в лесу или в Гималаях. Они могут жить так же и дома.

00:02:35 В другом месте этих брахманов называют двиджа-шрештха, лучшими из брахманов. Брахман уже является лучшим человеком, но если он становится святым – эпитет брахман-шрештха ещё в большей степени относится к нему. В другом месте этих брахманов называли так: атах̣ пумбхир двиджа-ш́решт̣ха̄ варн̣а̄ш́рама-вибха̄гаш́ах̣ [ШБ 1.2.13]. Вы все брахманы, лучшие из людей. Человеческое общество подразумевает сословия: людей первого класса, второго класса, третьего, четвёртого. Такова ведическая цивилизация. Все люди не могут принадлежат лишь к одному классу, нет, почему? Классы должны быть, я уже говорил об этом.

00:03:39 Итак, достойные брахманы считались людьми первого класса, высшим классом. Ко второму классу относились кшатрии. К третьему – вайшьи, торговые люди, нацеленные на преувеличение своего капитала. Согласно ведической цивилизации они относятся к людям третьего класса, но в настоящий момент те, кто зарабатывает много денег, считаются людьми первого класса, а их достоинства, их качества характера совершенно не принимаются в расчёт. Если он так или иначе смог сколотить состояние, то он считается человеком первого класса. Такова Кали-юга.

00:04:21 В Кали-югу достоинства не в чести, в чести только деньги. Сказано, что без денег вы не можете даже справедливости добиться. В суде все ожидают должного поведения, но в Кали-югу, говорится, что в Кали-югу даже в справедливом суде невозможно добиться справедливости без денег. Это правда. Если у вас нет денег – вы даже не сможете нанять хорошего адвоката. Иногда вам даже приходится также и подкупать судью. Таково положение вещей сейчас. В вашей стране множество великих людей были арестованы за их лживость. Кали-юга настолько осквернена, что министр лжёт, и судья лжёт, что говорить про обычных людей! Людей интересует только возможность тем или иным способом добыть денег, и тогда вас будут считать достойным человеком, настоящим аристократом. Внутри вы можете оставаться совершенно грязным человеком, но если у вас карманы наполнены монетами и банкнотами, то вы хороший.

00:05:53 Раньше так не было. У человека должны были быть качества. Варн̣а̄ш́рама-вибха̄гаш́ах̣. Должны существовать сословия, но люди стремятся создать бесклассовое общество. И это общество сознания Кришны. У нас нет такого разделения. Разделение относится к трём гунам материальной природы. В противном случае, брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры – все эти классы важны в том случае, когда человек находится во власти материальной природы. Если же вы становитесь преданным, материальная природа уже не властна над вами.

00:06:47 В этом разница между человеком с совершенным сознанием Кришны и мирским человеком. Разница в том, что преданный, сознающий Кришну, более не пребывает под влиянием трёх гун материальной природы. Однако, как правило, все находятся под этим влиянием. Поэтому их называют двиджа-шрештха – лучшие из брахманов. Даже брахманы пребывают во власти материальной природы. Но если этот брахман становится вайшнавом, преданным, то он считается лучшим из брахманов. Атах̣ пумбхир двиджа-ш́решт̣ха̄. Он становится риши.

00:07:43 Ратхена. Они не шли пешком, все эти уважаемые лица: брахманы и Бхагаван. Бхагава̄н апи. Здесь автор мог бы сказать: «Кришна апи». Нет. Он говорит намеренно: бхагава̄н апи. Все остальные здесь упомянуты по своим собственным именам: имя Юдхиштхиры, Дхананджая – имя Арджуны, имена других. Но когда речь заходит о Кришне, Он упомянут здесь как Бхагаван, Верховная Личность Бога. Я уже много раз объяснял смысл этого слова – Бхагаван. Бхага – значит достояние. Слово бхагья образуется от слова бхага. Очень удачливого человека называют бхагьяван. Итак, бхага – значит достояние, или богатство, ван – значит тот, кто обладает этими богатствами.

00:08:59 Итак, Кришна обладает всеми достояниями, шестью: всей силой, всей властью, всей красотой, всем знанием, во всей полноте. Бхагаван – это тот, кто обладает шестью достояниями в полной мере, пурнам. Это Бхагаван. Есть множество негодяев, которые провозглашают себя воплощением Бога, Бхагаваном. Но вы должны проверять, обладает ли он всеми достояниями в полной мере. Айшварйасйа самаграсйа. Прежде всего, богатство. Обладает ли он всем богатством? Тогда он Бхагаван. Никто не может заявить, что мне принадлежит всё. Может быть, у меня больше богатства, чем у вас, но я не могу заявить, что все богатства принадлежат мне. Если же вы нашли того, например, вас или меня, если вы видите, что он обладает всеми богатствами, всей силой, всей властью, всем знанием, всем красотой – то это Бхагаван. И Кришна обладает всеми этими достояниями.

00:10:27 С Кришной никто не сравнится в богатстве. Я несколько раз уже приводил пример. В человеческом обществе есть брак. Кришна женился на шестнадцати тысячах восьмистах женщинах. И у каждой жены был отдельный дворец, мраморный дворец, инкрустированный драгоценными камнями, и мебель из слоновой кости и золота, и кровати, занавесы из шёлка. Не только дворец, но также у каждого дворца был свой сад, где росли цветочные деревья париджата. Эти париджата были принесены с райских планет. В этом мире париджата не растёт. Кришна принёс париджату из райских планет.

00:11:25 Его жена Сатьябхама попросила, и оба они, Сатьябхама и Кришна, отправились на райскую планету. Как правило, женщинам что-то хочется. И она попросила мужа: «Кришна, я хочу этот цветок». «Хорошо». И Он подарил ей один цветок. И Он также сказал: «Почему только цветок? Я принесу целое дерево тебе, чтобы у тебя каждый день были эти цветы». И когда Он это делал, появился Индра, царь райских планет: «Нет, господин, вы не можете так поступить. Вы не можете забрать это дерево на низшие планеты. Нет, я не позволю». Кришна сказал: «Нет, Моя жена хочет. Я должен».

00:12:27 Это Кришна. Он совершенен. Он как муж-подкаблучник удовлетворяет прихоти своей жены во всех отношениях. Когда Он играет роль ребёнка матушки Яшоды, Он играет в совершенстве эту роль. Когда Он играет роль мужа, Ему не нужна никакая жена или мать, Он Верховный, но когда он играет роль мужа, Он играет её роль в совершенстве. Жена может думать: «Как мой муж привязан ко мне!» И она остаётся довольной. Но Кришна не привязан ни к кому, и в этом заключается верховное положение Кришны. Хотя Ему приходилось удовлетворять шестнадцать тысяч сто восемь жён, все, каждая из них была довольна. Каждая из них думала, что Кришна ко мне привязан сильнее, чем к другим жёнам.

00:13:33 Так играл Кришна. Поэтому Его называют Бхагаваном. Он совершенен во всех отношениях, в любой сфере деятельности: в сражении, в богатстве, в семейной жизни, в отречении также. Если вы изучите жизнь Кришны, вы обнаружите, что во всём, во всех отношениях Он совершенен. В красоте, в знании. Кришна дал нам немного знания под названием «Бхагавад-гита». Пять тысяч лет назад Он дал это знание. Но тем не менее по всему миру до сих пор изучают «Бхагавад-гиту». В нашем движении мы продаём больше всех «Бхагавад-гиту». Разве не так? Мы продаём «Бхагавад-гиту» повсеместно. В большом объёме. Потому что она исполнена знаний. Там содержится совершенное знание обо всём. Можете ли вы показать в мире какую-либо книгу, которая продаётся с таким же успехом и настолько же совершенную? Такой книги нет.

00:14:41 Не подумайте, что мы преданные Кришны, поэтому мы превозносим своё писание, но это подтвердит любой учёный, любой философ, что нет другой такой книги. Я не знаю точно, но один джентльмен сказал мне, что профессор Эйнштейн также читал «Бхагавад-гиту», Гитлер читал «Бхагавад-гиту» – такие великие люди. Но я знаю много учёных, даже среди мусульман – они тоже читают «Бхагавад-гиту».

00:15:13 Итак, это показатель знания, знания Кришны. Попытайтесь понять Бхагавана. Он не дешёвка. Не подумайте, что любой негодяй может прийти и заявить, что я Бхагаван, поклоняйтесь мне. Нет. Не воспринимайте это так дешёво. Бхагаван – это не обычное явление. Он должен быть совершенным во всём, айшварйасйа самаграсйа.

00:15:42 Поэтому Кришна, Верховная Личность Бога, назван здесь бхагава̄н апи. Апи. Почему апи? В правилах санскрита каждое слово исполнено смысла. Апи означает: хотя Он Бхагаван, Верховная Личность Бога, тем не менее, Он направился повидаться с Бхишмадевой. Только представьте себе положение Бхишмадева. Он лежал на смертном одре. Конечно, Пандавы были его внуками, и это был их долг повидаться с ним. Но почему Кришна должен идти туда? Поэтому здесь говорится: бхагава̄н апи. Несмотря на то, что Он Бхагаван, Верховная Личность Бога, Он тоже отправился туда, чтобы выразить ему почтение. Насколько он был велик, просто представьте себе! Все брахманы, все мудрецы, об этом будет сказано, будет приведён целый список великих душ, которые там были. Бхишма был великой душой, он был не обычным человеком. Все самые уважаемые граждане пришли, чтобы выразить ему дань уважения.

00:17:08 Но он не собирался умирать. Потому что Бхишма мог умереть только по своему желанию. И он лежал на смертном одре в ожидании, что он увидит Кришну в последние минуты своей жизни. Поэтому он был таким великим. И Кришна шёл к нему.
Теперь можете петь Харе Кришна.

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 15 декабря 2021