Через знание о Кришне к Бхакти

Нью-Дели - 18 ноября 1973
Кто такой Бхагаван? Осознание безличного Брахмана – это ещё не совершенство. Все стремятся к ананде. Шраддха – это непоколебимая вера в то, что став преданным Кришны, вы достигнете всего совершенства. Философию вайшнавов можно постичь, только став слугой слуги слуги Господа, а не господином. Совершенное знание основано на шрути (Ведах) и преданности.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:42:30 | качество: mp3 96kB/s 29 Mb | прослушано: 100 | скачано: 113 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:15 Лекция по «Шримад-Бхагаватам» песнь Первая, глава вторая, текст двенадцатый. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 18 ноября 1973 года в Дели, Индия.
Шрила Прабхупада:
тач чхраддадха̄на̄ мунайо
джн̃а̄на-ваира̄гйа-йуктайа̄
паш́йантй а̄тмани ча̄тма̄нам̇
бхактйа̄ ш́рута-гр̣хӣтайа̄

[ШБ 1.2.12]

00:01:46 Мы говорили о наставлениях Суты Госвами: в чём цель жизни. Единственная обязанность человека – вопрошать об Абсолютной Истине, таттва-джиджн̃а̄са̄ [ШБ 1.2.10]. В предыдущем стихе говорилось о таттве. Итак, Абсолютная Истина одна, в этом нет сомнений, но в зависимости от нашего угла зрения мы воспринимаем Абсолютную Истину по-разному. Хотя Абсолютная Истина одна. Одни осознают Абсолютную Истину как безличный Брахман, другие осознают её как локализованную Параматму, Сверхдушу, а третьи осознают её как Верховную Личность Бога – это последнее слово: Верховная Личность Бога. Последнее слово в науке понимания Абсолютной Истины.

00:03:18 Итак, наш Госвами Бхавананда объяснил, что такое Абсолютная Истина, Кришна. Бхагава̄н ити. Кто такой Бхагаван? Об этом тоже сказано. Бхагаван – это шад-айшварья-пурна, Он исполнен шести достояний. Бхага – значит достояние, богатство. Как например, мы говорим бхагйаван, слово бхагйаван образуется от слова бхага. Бхага бхаварте шри-карна, бхагйа. Слово ван – это ватуп, асти артхе ватуп. Если кто-то чем-то обладает, то аффикс ват или мат используется в этой связи. Итак, Бхагаван означает – тот, кто обладает богатствами, достояниями. Бхагаван. Когда Кришна присутствовал на этой планете, никто не мог превзойти Его в Его достояниях, это факт, и все об этом знают.

00:04:34 Люди хотят наслаждаться – это естественная склонность. Люди хотят наслаждаться обществом женщин. Здесь мы тоже наблюдаем, что богатые люди хотят общаться с красивыми, привлекательными женщинами. Я видел в западных странах, в Париже, очень много клубов. Что такое клуб? Люди ходят туда, чтобы наслаждаться обществом привлекательных женщин, все знают об этом. Склонность такая есть. Это тоже проявление богатства. Я уже говорил про это богатство. Здесь в материальном мире мы наблюдаем то же самое, но в искажённом виде, не как истинную реальность. Поэтому мы разочарованы. Итак, есть две категории философов: философы-эмпирики, философы-теоретики по этой причине отвергают материальное, желая превратить всё в ничто. Они осуждают общение с женщинами, желают отказаться от него. Но у них нет знаний о том, что общение с женщинами и мужчинами в духовном мире проявлено во всём великолепии. В противном случае, почему Кришна общается с гопи?

00:06:18 Госвами, шесть Госвами, Шринивас Ачарья рассказывает про их жизнь. Рупа Госвами, Санатана Госвами были министрами в правительстве Наваба Хуссейн Шаха, они были очень богатыми людьми. И конечно министру приходится общаться с именитыми землевладельцами, знатью. Но про них сказано, что, когда они примкнули к движению Чайтаньи Махапрабху, оставив посты министров, Шринивас Ачарья говорит: тйактва турнам ашеша-мандала-пати-шреним [Шринивас ачарья, Шри Сад-госвами-аштака].  Мандала-пати означает – большие, великие замендары, знать. Они оставили общение со всеми этими людьми. Здесь нам приходится льстить, и мы считаем за большую удачу возможность общения с влиятельными богатыми людьми. Но эти Госвами отказались от такого общения, тйактва турнам ашеша. Не только от одного или двух. Они были министрами, и все приходили льстить им. Серьёзные землевладельцы приходили к ним, но они отказались от этого общения. Тйактва турнам ашеша-мандала-пати-шреним сада туччха-ват. Туччха-ват – это слово указывает на нечто совершенно незначительное. И кем они стали? Дина-ганешакау, чтобы проявить благосклонность к бедным душам, дина-ганеша. Ганешакау. Гана – значит люди, общая масса людей. Из сострадания к ним, к этим людям, они стали отшельниками. Каупина-кантха – это последняя ступень санньясы, парамахамса, когда человек носит лишь нижнее бельё, набедренную повязку. Каупина-кантхашритау.

00:08:47 Мы это видели в своей жизни – если кто-то, находясь на очень высоком посту, отрекается от этого, он не может вынести жизнь, мы видели это в Калькутте. Был один влиятельный человек, вы слышали возможно о нём, господин C.R. Das, лейтенант Ганди. Он отказался от своей службы. Это было пятьдесят лет назад, он зарабатывал в те дни пятьдесят тысяч рупий, это не шутка. И он стал отшельником. Все последователи Ганди стали монахами, не став монахом, вы не могли заниматься благотворительной деятельностью, такова ведическая традиция, санньяса. Но он не смог жить, отказавшись от своей работы адвоката, он просто не смог прожить больше одного года. Потому что раньше он жил, утопая в роскоши, и вдруг внезапно он стал монахом, отшельником. Он просто не вынес такой жизни.

00:09:51 Мы видели это, но здесь мы наблюдаем, что Госвами тоже были великими людьми, министрами, но как они жили? Гопи-бхава, они жили одними мыслями об экстатической любви гопи. Гопи-бхавамрита. Она сравнивается с океаном. Океан прекрасный, там постоянно плещутся волны, точно так же отношения гопи с Кришной сравниваются с океаном блаженства. И эти Госвами были всегда погружены в мысли об этом.
Итак, достояния Кришны, Его отношения с гопи – это отнюдь не нечто заурядное. У Господа есть энергия наслаждения, анандамайа-бхйасат [«Веданта-сутра» 1.1.12]. Верховная Абсолютная Истина является источником всего наслаждения, анандамайа-бхйасат.

00:11:37 Итак, уровень осознания Брахмана, Параматмы и Бхагавана. Если вы осознали Бхагавана, то вы постигли и Брахмана, и Параматму. Например, если у вас есть сто тысяч рупий, то у вас есть и десять, и пятьдесят рупий. Точно так же если вы познали Кришну, Бхагавана, то вы естественным образом постигаете и Брахман, и Параматму. Однако, если вы не идёте дальше осознания Брахмана или Параматмы, например, гьяни заинтересованы только в аспекте Брахмана. Вы не сможете продолжать свой путь, если не осознаете Параматму и Бхагаван – чит и ананду.

00:12:39 Если вы постигните только аспект сат (ом тат сат), это не принесёт вам удовлетворения, потому что вы являетесь неотъемлемой частью сач-чит-ананда-виграхи. Виграха означает – форма. У вас тоже есть форма, ибо вы неотъемлемая часть Формы, поэтому у вас есть форма. Форма эта возможно отличается от той формы, которая у вас сейчас в материальном мире, поэтому Кришна – Источник всех форм, сарва-йонишу каунтейа [БГ 14.4]. Сарва-йонишу. Есть 8 400 000 форм живых существ, и Кришна говорит: сарва-йонишу каунтейа. Сколько бы ни было форм, сколько бы ни было видов жизни: «Я Отец, дающий семя», – говорит Кришна.

00:13:41 Итак, Кришна является Отцом всех живых существ. Они борются за жизнь, за выживание в этом материальном мире, пытаясь удовлетворить различные желания, и поэтому переселяются из одного тела в другое. И так они скитаются в этом материальном мире. В этом их беда, настоящая беда. Поэтому Кришна говорит, что истинная проблема – это джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи дух̣кха-доша̄нударш́анам [БГ 13.9]. Это истинная проблема. И смысл духовного пути заключается в том, чтобы выбраться из сетей круговорота рождений, смерти, старости и болезней. Вот что такое настоящая проблема.

00:14:35 Поэтому Кришна приходит в этот мир: «Зачем вы гниёте в этом материальном мире? Зачем вы так тяжело боретесь здесь?» Ради ананды. Все борются ради ананды. Но не знают, есть ли в этом ананда. Анандамайа-бхйасат. Кришна, Верховная Абсолютная Истина является источником ананды, поэтому вы можете видеть: на изображениях Кришна всегда рисуется в блаженстве. Кришна даже на поле битвы, Он улыбается, ананда. Он не скорбит. Это скорбит Арджуна, но Он не скорбит. Потому что Он – анандамайа-бхйасат.
Итак, там есть всё: наслаждение, за которым мы бегаем здесь в материальном мире. Там есть всё, полностью, во всей полноте. Полная ананда. Вы можете проникнуть в анандамайа-лилу. И Он практически продемонстрировал это во Вриндаване: Он играет со Своими мальчиками-пастушками, танцует с гопи, Он играет как маленький ребёнок со Своим отцом и матерью Яшодой, Он любит Радхарани – там есть всё. Поэтому здесь сказано: [санскрит]. Вы можете созерцать все эти анандамайа-лилы а̄тмани, в себе. Как? Шраддадха̄на̄. Шраддха.

00:16:29 Шраддха, я уже говорил много раз, об этом сказано в «Чайтанья-Чаритамрите»: [санскрит]. Вот что такое шраддха. Это когда вы непоколебимо верите. Непоколебимо. Вы тверды в своей вере. Вере в чём? Кр̣шн̣е бхакти каиле сарва-карма кр̣та хайа [ЧЧ, Мадхья 22.62]. Если вы стали преданным Кришны – вы достигли всего совершенства. Вот что такое шраддха, вера в это. Потому что Кришна говорит в завершении Своих наставлений «Бхагавад-гиты»: ш́аран̣ам̇ враджа [БГ 18.66]. «Добровольно предайся Мне, и тогда Я позабочусь о тебе. Не нужно ни о чём рассуждать, действуй прямо сейчас», – так говорит Кришна.

00:17:42 Итак, если человек следует этому принципу, то это называется шраддхой. Здесь сказано… Дело в том, что после «Бхагавад-гиты» была написана «Бхагавата». Тот, кто признаёт Кришну Верховной Личностью Бога, познал «Бхагавад-гиту» как она есть, а не читая какие-то ложные, неверные толкования. Тот, кто постигает её как она есть, обретает шраддху. Чхраддадха̄на̄ мунайо. И как только он становится преданной душой, он становится одним из муни, великих мудрецов, широкомыслящих людей, муни, махатма. О какой шраддхе здесь говорится? Гьяна-ваира̄гйа-йуктайа̄.

00:18:34 Должно быть две вещи: гьяна и вайрагья. Я уже говорил, что на самом деле наша цель жизни как людей – это обретать знание и развивать вайрагью, отрешённость. Если мы просто говорим о знании – это бесполезно, должна быть также и вайрагья. Поэтому Шрипад Шанкарачарья не любил просто говорить, он говорил: «Прежде всего станьте санньяси, – такова была его проповедь, – только после этого говорите». Итак, гьяна-ваира̄гйа. Тот, кто действительно является гьяни, должен быть и вайраги. Вайраги – значит вигата-рага. Мы не раги, рага – значит привязанность. Мы питаем материальные привязанности. Но когда вы действительно становитесь гьяни, вы должны быть не привязаны к материи. Это называется гьяна-ваира̄гйа-йуктайа̄.
А̄тмани – внутри себя он созерцает Параматму. Совершенный йог всегда созерцает Верховную Личность Бога внутри себя.

00:20:17 У меня спрашивали, почему Кришна тёмного цвета. Но об этом сказано в «Брахма-самхите»: Шьямасундара. Здесь никому не нравится смотреть на чернокожего, но Кришна темнокожий, но в то же время Он изысканно прекрасен. Это невозможно понять материальным умом. В другом месте сказано: асита̄мбуда-сундара̄н̇гам [«Брахма-самхита» 5.30]. Его тело подобно чёрной туче, кандарпа-коти-каманийа. Мы знаем, кто такой Кандарпа – это Купидон, он очень красив. Но если вы умножите красоту Кандарпы в миллион раз, он всё равно не сравнится с красотой Кришны. Итак, эти противоречивые понятия не способны понять те, кто не обладает бальзамом любви к Богу. Преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена [«Брахма-самхита» 5.38]. Анджана. Мы знаем, что это такое, – это определённая мазь. Итак, всё начинается с шраддхи. Адау шраддха [«Бхакти-расамрита-синдху» 1.4.15]. Если у вас есть эта вера, «Бхагавад-гита» предназначена для того, чтобы создать предварительную веру, чтобы понять Бога. Это «Бхагавад-гита».

00:22:04 Дело в том, что мы не знаем, мы не можем понять Бога своими несовершенными чувствами. Наши нынешние чувства стремятся только к материальным наслаждениям. Как они смогут постичь Кришну? Это невозможно. Поэтому здесь сказано: гьяна-ваира̄гйа-йуктайа̄. Вы сможете понять, только если у вас есть гьяна. Гьяна – значит брахма-бхута. Тот, кто постиг: ахам брахмасми, тот, кто понимает: я не тело, я вечная душа. Итак, брахма-бхӯтах̣ прасанна̄тма̄ [БГ 18.54]. Сейчас мы отождествляем себя с телом, отношениями, связанными с телом: я американец, я индиец, я брахман, я кшатрий, я чёрный, я белый, я сильный, я слабый, я толстый, я худой и так далее – всё это обозначения. Итак, мы должны освободиться от всех отождествлений, это гьяна. Сарвопа̄дхи-винирмуктам̇ [ЧЧ,Мадхья 19.170]. Упа̄дхи. Это упа̄дхи. Это телесное мировоззрение, оно называется упа̄дхи. Итак, сарва-упа̄дхи – когда вы до конца освобождаетесь от всех отождествлений, перестаёте считать себя американцем, индийцем, брахманом, шудрой. Вы начинаете понимать, что я вечный слуга Кришны, гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣ [ЧЧ,Мадхья 13.80].

00:23:40 Чайтанья Махапрабху так проповедовал: «Я не брахман, я не шудра, я не царь, я не вайшья, не санньяси. Я не что из этого, ибо всё это – материальные обозначения». Варнашрама. Четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, и четыре ашрама: брахмачари, грихастха, ванапрастха и санньяса. Итак, каждый из нас принадлежит к одной из этих восьми категорий. Чайтанья Махапрабху говорит, что я не принадлежу ни к одной из этих категорий, на̄хам̇ випро на ча нара-патир на ча йатир ва̄. Так кто же вы тогда? Гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣. Гопӣ-бхартух̣ – защитник гопи, гопӣ-бхартух̣ – Господин гопи, это Кришна. Пада-камалайор – Его лотосных стоп слуга. Слуга его слуги, его слуги, его слуги, его слуги, его слуги. Слуга слуги.

00:24:47 Чем больше вы служите слугам Его слуг – тем больше вы освобождаетесь. Здесь в материальном мире все люди хотят быть господами: «Я его господин, его господин, его господин». Мы пытаемся стать господами. Но там всё в точности до наоборот. Вайшнавы, философия вайшнавов заключается в том, чтобы стать слугой слуги слуги слуги – сотни раз слуги. Дело в том, что эту философию можно постичь, только став слугой, а не господином. Это называется гьяна-ваира̄гйа-йуктайа̄. Ибо до тех пор, пока вы хотите стать господином, вы по-прежнему находитесь в агьяне. Вы не можете быть господином, как вы можете стать господином? Истинный господин – Кришна. Бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇ [БГ 5.29]. Как вы можете стать господином? Разве вы можете превзойти Кришну? Он сарва-лока-махеш́варам.

00:25:52 Итак, это гьяна. Как проповедует Чайтанья Махапрабху, мы не должны пытаться стать господином или богом, мы должны стать слугой Бога. И не только слугой, но слугой слуги слуги слуги – сотни раз. И тогда вы станете совершенным. Таково требование Кришны: прежде всего станьте слугой. Дело в том, что это ваше истинное положение, Чайтанья Махапрабху подтверждает это: джӣвера ‘сварӯпа’ хайа нитйа кр̣шн̣а-да̄са [ЧЧ,Мадхья 20.108]. Это наше положение. И это гьяна. Всякий, кто заявляет, объявляет себя кем-то иным, не обладает знанием – это агьяна.

00:26:45 И это подтверждается в «Бхагавад-гите», я несколько раз уже говорил об этом: бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте [БГ 7.19]. Спустя многие жизни, проведённые в попытках стать господином, когда человек действительно становится гьянаваном, гьянава̄н ма̄м̇ прападйате – это истинный знак того, что он предался Кришне. Он обрёл истинное знание, это не просто сентименты, потому что бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте – он прошёл, он получил опыт многих жизней, старался стать господином, богом и так далее. Но когда он действительно становится гьянаваном, он осознаёт: ма̄м̇ прападйате ва̄судевах̣ сарвам ити. Когда он понимает: Ва̄судева, Кришна, является изначальным источником, является Всем. Это настоящая гьяна, это истинное знание. Поэтому вы должны стать вайраги, вы должны отказаться от вашего гордого сознания господина, бога и так далее. Это называется гьяна вайрагья.

00:27:53 И здесь снова это подтверждается: бхактйа̄. Если используется слово бхакти – не может быть и речи о том, чтобы стать господином. Когда используется слово бхакти, бхакти – это среда между Бхагаваном и бхактой. Отношения между Бхагаваном и бхактой называются бхакти. Бхакти, бхаджа-дхату севайам. Есть севака, слуга, а есть севья – господин. Одному поклоняются, другой служит. А сам процесс называется бхакти. Здесь тоже сказано: бхактйа̄. Какое бхакти? Бхактйа̄ ш́рута-гр̣хӣтайа̄. Ш́рута – слушая шрути, Веды. Всё это основано полностью, целиком и полностью, на ведическом знании, не на сентиментах. Сентиментальное бхакти тоже может иметь место, потому что человек принимает Кришну, поэтому какая-то ценность в этом есть, но настоящее бхакти, как говорит Шри Джива Госвами, основано на понимании «Веданта-сутры». И такое бхакти совершенно, оно основано на гьяне, на знании и вайрагье.

00:29:21 И Кришна тоже говорит: [санскрит]. «Брахма-сутра» – это «Веданта-сутра». На самом деле в «Веданта-сутре» говорится только о бхакти, но к сожалению люди по-другому истолковывают «Веданту», следуя «Шарирака-Бхашье», но все ачарьи: Рамануджачарья, Мадхавачарья – все они дали свои комментарии на «Веданта-сутру». Итак, ведантист – это не только тот, кто майавади, на самом деле ведантисты – это преданные, потому что веда анта, веда – значит знание, а анта – значит последнее слово. Последнее слово – это Бхагаван, это Веданта. Здесь сказано: брахмети парама̄тмети бхагава̄н ити ш́абдйате [ШБ 1.2.11]. Если вы, изучая «Веданту», осознаёте только Брахман – это не совершенство. Если вы осознаёте только Параматму, изучая «Веданту», – это тоже несовершенно, несовершенный уровень. Но, когда вы постигаете Бхагавана – вы достигаете совершенства, это подтверждается в «Бхагавад-гите»: ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйо [БГ 15.15]. Если, изучив «Веданту» и все ведические писания, вы не познали Кришну, то ш́рама эва хи кевалам [ШБ 1.2.8].

00:30:57 Всё это необходимо: гьяна и вайрагья. Это очень легко можно обрести: ва̄судеве бхагавати бхакти-йогах̣ прайоджитах̣ [ШБ 1.2.7]. Если встать на путь бхакти-йоги по отношению к Верховной Личности Бога, Ва̄судеве, то в очень короткое время, джанайатй а̄ш́у (а̄ш́у – значит очень скоро) – гьянам ваира̄гйам̇ ахаитукам.
Я видел пример: эти европейские и американские юноши и девушки, я видел, как в них развивается отречение, вайрагья. У них есть огромные возможности для материальных наслаждений. Материальные наслаждения – что это такое? Это деньги и женщины, таков стандарт материальных наслаждений. Но эти юноши и девушки, у них всего в достатке: деньги валяются на улице, женщины ходят по улицам свободно, вы можете выбирать себе сколько хотите – таковы страны Запада. Но они от всего отказались. Это ваира̄гйам̇. Почему? Гьяна. Они обрели истинное знание: кр̣шн̣ас ту бхагава̄н свайам [ШБ 1.3.28], как сказал Бхавананда Махарадж. Они тверды в своей вере. Кр̣шн̣ас ту бхагава̄н свайам. Мы посвятим свою жизнь Кришне – и это настоящая гьяна и вайрагья.

00:32:21 Бхактйа̄. Вот что нужно понимать под словом бхактйа̄. Дело в том, что без бхакти вы не попадёте в царство Бога, это невозможно. Об этом сказано в «Бхагавад-гите». Виш́ате [БГ 18.55] – значит войти. Кто удостаивается духовного мира? Есть духовный мир, другой мир: парас тасма̄т ту бха̄во ’нйо’ вйакто ’вйакта̄т сана̄танах̣ [БГ 8.20]. Санатана-дхама. Вы не сможете проникнуть в неё, не будучи бхактой. Бхактйа̄ ма̄м абхиджа̄на̄ти. Те, кто достигают духовного мира, Брахман, нирвишеша-брахман, из-за недостатка в бхакти вынуждены снова пасть вниз. Об этом сказано в «Бхагавате».

00:33:35 Есть такие люди, которые думают: «Сейчас я наконец обрёл освобождение». Йе ’нйе ’равинда̄кша вимукта-ма̄нинас [ШБ 10.2.32]. Вимукта-ма̄нинас – означает, они лишь воображают, что обрели освобождение. Но авиш́уддха-буддхайах̣ – их разум ещё не очистился. И каков результат? Допустим, человек достигает уровня осознания Брахмана. Он не мукта? Да, он мукта, хорошо. Но его разум ещё не чист. Почему? Предаваясь суровому подвижничеству, они достигают Брахма-локи. Парам̇ падам̇ патанти адхах̣ – они вновь падают. Вновь падают, почему? Например, безличное небо. Вы можете взлететь в небо на вашем скоростном самолёте, но если вы не найдёте прибежище ни на какой из планет – вы вынуждены вернуться вниз. Например, сейчас они отправляются на Луну. Он летают туда и возвращаются, почему бы им там не остаться? Вообще сомнительно, что они туда летают.

00:34:53 Так или иначе, таково положение нирвишеша-вады: они не способны проникнуть на планеты Вайкунтхи, потому что они не бхакты. Если вы не бхакты, вас никто не примет туда, на планеты Вайкунтхи. Как, например, здесь: на небе миллионы планет, также и в Брахмаджьоти плавают миллионы и миллионы планет, их называют Вайкунтхалоками. Но на те Вайкунтхалоки могут взять только преданных, только бхакт, непреданные неспособны проникнуть туда. Непреданные могут достичь Брахмалоки, сияния Брахмана, состоящего из вечных душ. Но вечная душа – это неотъемлемая часть Верховного Господа, который анандамайа. Но там они не обретают ананды, они лишь возвышаются до положения вечности. Но вечность без ананды…

00:35:54 Представьте себе, предположим, вам предоставили очень хорошее место и сказали: «Живи здесь вечно, но ты будешь жить только один, никто другой не будет с тобой». Как долго вы сможете прожить? Ведь как живое существо, вы неотъемлемая часть Кришны, вы хотите ананды. А для ананды необходимо общество, дружба, любовь. Это ананда. Это не имперсонализм, это персонализм. До тех пор, пока вы не войдёте в личное окружение Кришны, исполненное разнообразных игр, вы не сможете обрести ананды. До тех пор, пока вы не обретёте необходимых качеств, чтобы танцевать с Кришной, чтобы играть с Кришной, чтобы стать отцом Кришны, матерью Кришны, наслаждаться анандамайам, а̄нанда-чинмайа-раса-пратибха̄вита̄бхис [«Брахма-самхита» 5.37], вы не сможете быть счастливыми.

00:36:51 Поэтому а̄рухйа кр̣ччхрен̣а [ШБ 10.2.32]. Брахма-пада, Верховный, парам̇ падам̇. Адхах̣ – они падают. Поэтому иногда мы наблюдаем: великие санньяси, они говорят: брахма сатья джаган митья, отрекаются от этого мира, принимают санньясу. Но через некоторое время они начинают заниматься политикой, социологией. Зачем? Если джагат – это митья, зачем вы проявляете интерес к политике и социологии, благотворительности? Это означает, что они так и не смогли обрести ананду, не получив соприкосновение с лотосными стопами Кришны. Поэтому они приходят и ищут ананду здесь, в этом мире. Это практический пример.

00:37:42 Итак, просто уровень осознания Брахмана – это ещё не совершенство. Уровень осознания Параматмы – тоже не совершенство. Но если вы осознаёте Бхагавана – вы осознаёте одновременно и Брахман, и Параматму, и Бхагавана. И это приносит ананду. И это доступно, как оно есть. Ш́рута-гр̣хӣтайа̄ – благодаря слушанию. Поэтому Рупа Госвами говорит: [санскрит]. Тот, кто не понимает философию бхакти с позиции шрути, Веды, смрити… Например, «Бхагавад-гита» – это смрити. Ш́рути-смр̣ти-пура̄н̣а̄ди [«Бхакти-расамрита-синдху» 1.2.101] и «Нарада-панчаратра». Не ссылаясь на эти книги знания, если вы становитесь так называемым преданным, Рупа Госвами не признаёт этого. Здесь тоже сказано об этом: ш́рута-гр̣хӣтайа̄ – совершенное знание, основанное на Ведах и преданности. Сухое ведическое знание превращает вас в имперсоналиста и вы достигаете только «половинчатого просветления». Поэтому необходимо бхакти.

00:39:12 Бхакти не должно быть осквернено желанием обрести карму и гьяну. Людей интересует дхарма, артха, кама, мокша, но «Бхагавата» говорит: выше этого – дхармах̣ проджджхита-каитаво ‘тра [ШБ 1.1.2]. Здесь в «Шримад-бхагаватам» говорится, что дхарма, артха, кама, мокша – это обман, потому что они не дают вам непосредственного преданного служения Господу. Поэтому Вьясадева говорит: [санскрит].

00:40:02 Итак, если мы хотим постичь настоящую реальность, ва̄ставам васту, это Кришна, мы должны следовать этому процессу. Какому? Вы должны получать знание о бхакти по цепи парампары: эвам̇ парампара̄-пра̄птам [БГ 4.2]. Парампара. Адау гурвашраям. Поэтому мы должны принять гуру, который состоит в цепи парампары. Например, Арджуна, он находится в парампаре. Дело в том, что парампара была утрачена, и Кришна вновь рассказал «Бхагавад-гиту» Арджуне. Итак, пытайтесь понять «Бхагавад-гиту», как Арджуна пытался понять её. И тогда вы сможете понять Кришну. Ваше понимание будет совершенным. Если же вы пытаетесь привнести свой собственный смысл, воображение – вы просто напрасно тратите время. Не делайте этого, попытайтесь понять Кришну, какой Он есть, как Он Сам говорит о Себе. Разве это трудно? Если Кришна говорит, если Бог говорит: «Я такой», – зачем вы придумываете какие-то способы понимания Бога, попусту теряя время? Бог даёт Своё имя, Свой адрес, Бог описывает Свои деяния – всё есть.

00:41:33 Почему бы вам не понять Бога? Зачем вы заняты какими-то исследованиями? Не тратьте время зря, пытаясь постичь Бога, проводя исследования. Бог Сам проповедует вам: «Я Бог, Я здесь». Ман-мана̄ бхава мад-бхакто [БГ 18.65].
Итак, это Движение Сознания Кришны не есть нечто выдуманное. Это авторитетный путь. Кришна говорит: ман-мана̄ бхава мад-бхакто. И мы проповедуем именно эту философию. И это не трудно: каждый способен на это. Каждый. Не подумайте, что я тут какие-то чудеса вам показываю. Что тут чудесного? Они говорят, что я сотворил чудо. Я не знаю, какое чудо я сотворил. Я знаю только то, как представлять Кришну каков Он есть. Таков секрет. Каждый может понять Кришну как Он есть, изучая «Бхагавад-гиту» и «Шримад-бхагаватам». Зачем проводить исследования, зачем изобретать какие-то средства? Это бесполезная трата времени. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | 30 мая 2020