Мантра смирения

Лос-Анджелес - 13 December 1973
Совершая карму и соприкасаясь с определёнными гунами, мы создаём условия своей следующей жизни. наука переселения души. Кришна принимает разные проявления, но все Его формы духовны. Мы не можем создавать религию. Религия – это следование законам Бога. Движение сознания Кришны тоже является воплощением Кришны. Когда вы хотите служить Богу в смирении, с преданностью, тогда Он откроется вам.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:30:25 | качество: mp3 96kB/s 21 Mb | прослушано: 93 | скачано: 207 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:04 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, пятнадцатая глава, текст тридцать пятый. Прочитана Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 13 декабря 1973 года в Лос-Анджелесе.

00:00:25 Преданный: — Перевод: «Верховный Господь оставил проявленное Им тело, для того чтобы облегчить бремя Земли. Подобно магу, Он оставляет одно тело и принимает другие, такие как, например, воплощение рыбы и прочие».
[ШБ 1.15.35].

00:01:05 Шрила Прабхупада:Говиндаади пуруша. Ади пуруша – это изначальная личность. Сам Кришна в «Бхагавад-гите» говорит: «Я Верховная Личность». Есть разные образы Бога. Есть разные воплощения. Например, Кришна находится в сердце каждого. Это одно из воплощений Господа – антарьями, Сверхдуша. Представьте себе, как много таких форм. Живым существам нет числа, и это воплощение, ӣш́варах̣ сарва-бхӯта̄на̄м̇, это воплощение Господа пребывает в сердце каждого. Сколько же их? Вы не сможете посчитать. Мало того, говорится, ан̣д̣а̄нтара-стхам. В каждой вселенной Он пребывает как Гарбходакашайи Вишну.

00:02:44 Мы всегда должны помнить, что без души материя не может развиваться. Это практический вопрос. Например, семя, живое существо, чтобы поменять тело, оказывается в семени мужчины. Карман̣а̄ даива-нетрен̣а [ШБ 3.31.1]. Таков процесс смены тела. Даива-нетрен̣а. Вот как вы меняете своё тело. Это вам не подчиняется. После своей смерти вы теряете сознание. Например, когда вы лежите на хирургическом операционном столе, вы полностью находитесь во власти хирурга. Он кладёт вас на стол, вы без сознания, и он проводит операцию, как считает нужным. И вы не возражаете. Точно так же мы пребываем в трёх состояниях. Сейчас мы говорим, мы в бодрствующем состоянии. Но ночью мы спим. Это называется состоянием свапна, состоянием сна. Есть ещё одно состояние, когда вы не видите никаких снов, вы просто бессознательны. Например, если кто-то лежит на хирургическом столе. Возможно, у вас есть такой опыт. Вы совершенно вне сознания находитесь. И затем, когда вы приходите в сознание из бессознательного состояния, вы погружаетесь в состояние сна. И из состояния сна вы переходите в состояние бодрствования. Точно так же из состояния бодрствования вы переходите в состояние сна. И из состояния сна вы переходите в бессознательное состояние.

00:05:00 И в бессознательном состоянии, лёжа на операционном столе, вы не способны контролировать ситуацию, вы просто не знаете, что происходит. Точно так же, сейчас, совершая определённую карму, вы создаёте условия своей следующей жизни. Так же как чиновник в большой корпорации создаёт своё положение своей деятельностью, и от его деятельности будет зависеть, повысят ли его или наоборот понизят его положение. Он создаёт это положение.

00:05:40 Точно так же мы создаём собственную следующую жизнь. И нынешняя наша жизнь является возможностью создать следующую жизнь. Татха̄ деха̄нтара-пра̄птих̣ [Бхагавад-гита 2.13]. Вам придётся поменять тело. И следующее ваше тело будет зависеть от вашей деятельности. Карму создаёт не Кришна, не Бог. Карму создаёте вы. Вам это нравится. Кому-то хочется приходить сюда, кому-то не хочется сюда приходить. У вас есть эта независимость. У вас есть эта свобода. В противном случае, в Лос-Анджелесе живёт миллионы людей. Кто сюда приходит? Никто. Потому что им неинтересно сознание Кришны.

00:06:40 Итак, таково положение вещей. Вы сами создаёте свою ситуацию. Например, во время хирургической операции вам вырезают фурункул. Вы создали этот фурункул, заразившись где-то. Хирург, который проводит операцию, не виновен в этом. Аналогичным образом, ваше перемещение в следующее тело – не творение рук Бога, а ваше творение. Ка̄ран̣ам̇ гун̣а-сан̇го ’сйа сад-асад-йони-джанмасу [БГ 13.22]. Те, кто читали «Бхагавад-гиту», видели этот стих. Почему один рождается в плохой семье, другой – в очень порядочной семье? Один рождается животным, другой – человеком, а третий – полубогом? Почему, в чём причина?Ка̄ран̣ам̇ гун̣а-сан̇го ’сйа. Каранам. Причина в том, что он заражается гунами материальной природы. Материальная природа состоит из трёх гун: саттва, раджа и тамо-гуна. И от вас зависит, если вы будете соприкасаться с тамо-гуной, то в следующей жизни вы станете животным, или деревом, или рыбой – есть множество низших форм жизни. Те, кто пребывает под влиянием гуны тьмы, опускаются вниз, адхах̣. Адхо гаччханти [БГ 14.18]. Они деградируют.

00:08:30 Итак, мы создаём эту ситуацию. И после смерти мы утрачиваем сознание. И высший представитель, пракрити, заботится о вас в этот период. Например, ветер переносит аромат. Вы не видите, как проходит этот воздух, как он движется, но вы чувствуете аромат: «О, какой приятный аромат». Потому что воздух переносит его. Вы не видите, как это происходит. Итак, эти негодяи-учёные думают, что поскольку вы не видите душу, её не существует. Они не знают тонких законов о том, как душа переносится из тела в тело. Душа очень маленькая, одна десятитысячная часть кончика волоса. Как ваша материальная наука способна её постичь? Поэтому они говорят: «Души не существует». Но душа есть. Её переносят, она переносится тонким разумом, тонким умом и эго. Это тонкие материальные элементы, душа покрывается ими. Пока она находится в материальном мире, у неё есть тонкое тело, и тонкое тело переносит её в следующее грубое тело. Такова наука переселения души.

00:10:03 Итак, вы тоже меняете тело. Мы все вынуждены менять тело. Точно так же у Кришны тоже есть ананда-рупам. Наша рупам, наша форма, является имитацией одной из форм Кришны. Это лишь имитация. Но Его формы не подобны нашим. Его формы другие. Он существует в разных духовных формах. Ананда – значит безграничный. Но все Его формы духовны. И Он меняет их. Йатха̄ нат̣ах̣ [ШБ 1.8.19]. Он меняет. Например, нат̣ах̣. Нат̣ах – значит актёр. Актёр театра. Например, на сцене актёр иногда играет роль царя, в следующий раз он переодевается и выходит как некто другой. Это пример. Точно так же Кришна действует аналогичным образом, но у Него другие проявления. Он принимает разные проявления. Почему? Бхӯ-бха̄рах̣ кшапитах̣. Бхӯ-бха̄рах̣. Он приходит в разных формах, чтобы облегчить бремя земли. Бхӯ-бха̄рах̣. Чтобы уменьшить бремя земли.

00:12:20 Когда на земле становится много демонов, развивается демоническая цивилизация, планета начинает изнывать под бременем греховной деятельности. Это очень легко понять. Когда в государстве все становятся мошенниками, негодяями, то это тяжёлым грузом висит на шее страны. Что это значит? Это означает, что государству много времени и сил приходится тратить на организацию полиции, армии и так далее. Точно так же, если люди все законопослушны, тогда правительству не надо нести это бремя. Всё происходит очень хорошо. Управлять обществом становится просто. Аналогичным образом, это огромное государство, вселенское государство, и когда люди превращаются в негодяев, в мошенников, демонов, то это становится тяжёлым бременем.

00:13:22 Поэтому в «Бхагавад-гите» Кришна говорит: дхармасйа гла̄них̣ бхавати [БГ 4.7]. Дхарма – это не просто некие сентименты. Дхарма, как правило, переводится как религия. И все могут говорить: «У меня есть моя религия, у вас – своя религия, не беспокойте, не пытайтесь меня обратить», ­– люди говорят так. Но на самом деле не в этом смысл слова дхарма. Это «вы следуете своим сентиментам, я - своим сентиментам» – нет, не в этом смысл. Это не дхарма. Ваши сентименты, вы сами создаёте себе дхарму. Например, в Индии наш Ганди проповедовал ненасилие. И некоторые индусы спросили у него: «Господин, вы проповедуете ненасилие. Эти мусульмане убивают коров, так почему бы вам не попросить их прекратить насилие?» И он ответил: «Но это их религия, как я могу их остановить?» Что это за глупость? Если вы верите в философию ненасилия, кто-то может сказать: «Это моя религия», – и вы не можете в это вмешиваться? Если кто-то говорит, например, государство должно сохранять нейтралитет к религии, если кто-то говорит: «Моя религия позволяет мне глотки», – разве государство это позволит? «Продолжайте исповедовать свою религию». Разве государство позволит такое? Нет.

00:15:25 Точно так же мы не можем создавать религию. Мы не можем создавать религию, говорить: «Это моя религия». Тогда все будут создавать удобные себе религии. И поскольку вы создали множество ложных религий, поэтому Кришна говорит: сарва-дхарма̄н паритйаджйа – «Негодяй, перестань следовать всем этим религиям, истинная религия – это преданность Мне». Вот что такое религия. В противном случае, почему Кришна говорит: «Хватит следовать всем этим религиям»? Сарва-дхарма̄н паритйаджйа. Он говорит это в начале: дхарма-сам̇стха̄пана̄ртха̄йа [БГ 4.8] – «Я пришёл, Я низошёл, чтобы восстановить принципы религии». Значит ли это, что Он пришёл, чтобы оказать поддержку индуизму, или исламу, или христианству? Нет. Он пришёл, чтобы восстановить религию. Но люди не знают, что такое религия. Они создали свою религию. И некоторые мошенники-свами поддерживают это: «Ята мат тата пат. Можете создавать свою религию, это личное дело каждого. Вы можете создать свою религию и быть довольным этим», – вот что происходит. Под именем религии каждый мошенник создаёт свою религию и довольствуется этим: «У меня есть своя религия».

00:17:05 Но они не знают, эти мошенники не знают, что есть истинная религия. Религия – это следование законам Бога, простое определение. Подчиняться законам. Если вы религиозны, вы не можете отрицать Бога. Без Бога не может быть религии. Если кто-то говорит: «Мне нет дела до Бога. Моя религия позволяет мне резать глотки». Разве это религия? Поэтому необходимо знать, что такое религия. Очень простое определение: дхармам̇ ту са̄кша̄д бхагават-пран̣ӣтам̇ [ШБ 6.3.19]. Религия – это закон, данный Богом. Это религия.

00:18:02 Итак, какой Бог даёт закон? Такой: «Перестаньте следовать всем этим абсурдным религиями, просто предайтесь Мне». Итак, религиозный человек – это не индус, не мусульманин, не христианин, не буддист. Это тот, кто признаёт Бога и предаётся ему, вот что такое религия. Когда религия оскверняется, тогда Кришна приходит. Как бхӯ-бха̄рах̣. Поскольку как только… религия – это следование законам Бога. И дхармасйа гла̄них̣  бхавати – это когда люди не подчиняются законам Бога. И это дхармасйа гла̄них̣. Отклонение в исполнении, в следовании религии. К примеру, когда вы начинаете нарушать законы, правительство сердится и арестует вас, наказывает вас. Если же вы подчиняетесь законам правительства, то правительство не будет вас преследовать, вы будете жить в мире, спокойствии.

00:19:37 Итак, бхӯ-бха̄рах̣. Когда люди становятся безверными, не подчиняются законам Бога. И это создаёт бремя для Земли. Как можно говорить, что моя религия – это резать глотки? Никто такое не может сказать, это не религия. Это означает, что у человека нет никакого сознания Бога, он негодяй. Человек, сознающий Бога, каков признак человека, сознающего Бога? Об этом сказано в «Бхагавад-гите»: [санскрит]. Это признак совершенного сознания Бога, сознания Кришны. Пан̣д̣ита̄х̣ сама-дарш́инах̣ [БГ 5.18]. Тот, кто постиг Бога, является пандитом, учёным. Не будучи учёным, глупец, негодяй не способен постичь Бога. Тот, кто постиг Бога, является пандитом, учёным человеком, потому что он обрёл знание. Веда – значит знание. Каков смысл знания? Это Веда, знание. Любое знание, неважно: это политика, или наука, или философия, или математика – есть разные отрасли знания, но конечной целью любого знания должно быть постижение Бога. Это знание. Поскольку вы, люди, развиваете знание, но в чём цель знания? Цель знания – постичь Бога. В этом разница между собакой и мной. У неё нет цели знания, она просто ест, прыгает, лает и всё. Такова жизнь собаки. Если вы будете так жить: есть, спать, зачинать детей, лаять на политических конференциях, то вы собака, вы не Бог, вы не богоподобны. Никто не может стать Богом, вы можете стать богоподобным.

00:22:35 Точно так же люди уподобились кошкам и собакам. И это дхармасйа гла̄них̣. Поэтому Господь приходит, даёт наставления, но люди не пользуются возможностью этого. Они не пользуются этим. Всё есть. Поэтому наше движение сознания Кришны вызволяет этих негодяев из их невежества и даёт им сознание Кришны. Это самая лучшая филантропическая деятельность. Люди в следующей жизни станут собаками, но мы пытаемся спасти их: не становитесь собаками, становитесь богоподобными. Таково наше движение. Но они настойчивы, чтобы стать собаками. Они даже приходят сюда, и снова потом падают. Они настойчивы в своём желании стать собаками. Так действуют законы природы, что тут поделаешь.

00:23:47 Итак, бхӯ-бха̄рах̣. Это движение сознания Кришны тоже является воплощением Кришны. Кришна абсолютен. Кришна и сознание Кришны – суть одно, это Абсолют. В относительном мире сознание отличается от самой личности, но в абсолютном мире сознание и субъект сознания неотличны. Имя Кришны и Кришна неотличны друг от друга. Кришна и Его форма неотличны друг от друга. Поэтому когда вы поклоняетесь образу Кришны – это не пустое времяпрепровождение. Это поклонение Кришне. Кришна всемогущ, Он может принимать ваше служение, представая перед вами в Своей форме. Кришна способен это делать. В этом проявление Его всемогущности. В противном случае, почему Кришна говорит: патрам̇ пушпам̇ пхалам̇ тойам̇ [БГ 9.26] – «Если кто-то предлагает Мне какую-либо пищу, неважно, дорогая она, вкусная - не суть важно. Даже патрам̇ пушпам̇, небольшой цветок, небольшой плод, который может достать любой бедняк». Например, если вы очень-очень бедны, и вам нечего предложить Кришне, но вы хотите что-то предложить, Кришна говорит: «Хорошо, предложи Мне небольшой плод, цветочек». Если у вас нет денег, чтобы купить, вы можете прийти к другу: «Дорогой, я хочу предложить Кришне небольшой цветок». Если он человек, он не откажет вам: «Хорошо, возьми». Если он собака, то это другой вопрос. Если он человек, вы можете взять этот небольшой цветочек и фрукт, вы можете достать это где угодно, в любой части мира.

00:26:19 Итак, Кришне поклоняться очень легко, и это универсальный метод. Другие методы поклонения требуют множества компонентов, и только тогда вы сможете поклоняться. Или у вас должен быть храм, или церковь, вы должны иметь какое-то место поклонения. Но Кришна присутствует повсюду, вы можете собирать эти патрам̇ пушпам̇ пхалам̇ где угодно, вы можете поклоняться Кришне где угодно. Но вы должны научиться тому, как поклоняться Кришне. И в чём состоит это обучение? Бхактйа̄. Таков метод. Поэтому Кришна говорит: [санскрит]. Патрам пушпам не играет большой роли, а большую роль играет бхакти, преданность. Вот что необходимо. Если без бхакти вы поднесёте Кришне огромный поднос с едой, Кришна не голоден, чтобы у вас есть, Он не примет. Он не примет ничего, если вы не предлагаете Ему это с любовью, бхактйа̄. С любовью и в духе служения: «Мой дорогой Кришна, Ты так богат, мне нечего Тебе предложить, потому что у Тебя всё есть. Но я пытался собрать это, в силу своих способностей я предлагаю Тебе это, пожалуйста, прими». Это мантра. Вам не нужны какие-то сложные мантры, вам нужно смирение, кротость. «Кришна, я совершенно незначительный человек, мне нечего Тебе дать. И Ты также и не голоден, у Тебя лакшмӣ-сахасра-ш́ата-самбхрама-севйама̄нам [«Брахма-самхита» 5.29]. Миллионы, множество миллионов богинь удачи служат Кришне. А здесь мы молимся богине удачи: «Моя дорогая богиня процветания, пожалуйста, пошли мне немного богатства, я очень беден». Таково наше положение, мы молимся. Но положение Кришны: лакшмӣ-сахасра-ш́ата-самбхрама-севйама̄нам. Богиня процветания молится Кришне. Например, гопи – все они богини процветания: «Кришна, пожалуйста, прими наше служение».

00:29:04 Так зачем Кришне приходить к вам и есть у вас? Но Он приходит, потому что Он желает вашей преданности. Это необходимо, вот что требуется. Поэтому мы должны служить Кришне, потому что без бхакти, Кришна много раз говорил: бхактйа̄ ма̄м абхиджа̄на̄ти [БГ 18.55]. Только благодаря бхакти. Вы не сможете постичь Кришну при помощи вашего так называемого образования, учёности, научных знаний, рассуждений – всё это бесполезно, это всё глупость. Вы не сможете постичь Кришну. Кришна ясно говорит: бхактйа̄ ма̄м абхиджа̄на̄ти. Бхактйа – только преданным служением можно постичь Его. Бхакти – значит служение. Когда вы обретаете этот дух служения, когда вы хотите служить Кришне в смирении, с преданностью, тогда Кришна откроется вам. В противном случае вы не сможете постичь Кришну. Если вы думаете: «Я богатый человек, я могу Кришне столько всего предложить: роскошные одежды, богатую пищу – сейчас Кришна в моей власти». Нет, Кришна не дешёвка. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 03 May 2023