Очистите сердце Хари-киртаном
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:01 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», Первая песнь, глава вторая, текст шестой. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 18 апреля 1974 года в Хайдарабаде, Индия.
00:00:14 Преданный:
— Перевод: «Высшим занятием [дхармой] для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным».
00:00:33 Шрила Прабхупада:
— Са ваи пумсам паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
ахаитукй апратихата
йайатма супрасӣдати.
Атма супрасӣдати
00:00:50 Иногда слово атма переводится как тело, атма так же означает ум и так же душа.
Как правило, людей интересует удовлетворение тела. Индрийа̄н̣и пара̄н̣й а̄хур индрийебхйах̣ парам̇ манах̣ (БГ 3.42). Тело состоит из чувств. Те, кто пребывает на низшей ступени жизни, а дело в том, что на таком уровне мы считаем себя телом, как животные. Животные считают себя телом. Но когда человек углубляет свои познания, он понимает: «Я не тело». Ахам брахмасми – я вечная душа. В действительности, как я говорил на пресс-конференции, это и есть знание.
00:02:04 До тех пор, пока человек придерживается представлений, что он тело, пока он считает себя американцем, индийцем, южно-индийцем или северо-индийцем, чёрным или белым, - всё это разные проявления телесного сознания. До тех пор человек остаётся животным. И так утверждают шастры. И это действительно так. В шастре сказано:
00:02:36 йасйа̄тма-буддхих̣ кун̣апе три-дха̄туке
сва-дхӣх̣ калатра̄дишу бхаума иджйа-дхӣх̣
йат-тӣртха-буддхих̣ салиле на кархичидж
джанешв абхиджн̃ешу са эва го-кхарах̣ (ШБ 10.84.13)
00:02:46 Го-кхарах. Го – значит коровы, кхарах – осёл. Йасйа̄тма-буддхих̣ кун̣апе три-дха̄туке – каждый, кто считает себя мешком из костей и плоти, является животным. По представлениям животных, а именно это психология «я индиец, американец, я индус, мусульманин, христианин», – всё это касается тела. Даже если я говорю, что я индус и отличаюсь от христиан и мусульман, это свидетельствует о том, что я придерживаюсь телесного мировоззрения. Даже если я считаю себя брахманом – это тоже телесное представление.
Когда человек отождествляет себя с телом – он может исповедовать какую-то религию, но эта религия будет отличаться от вашей религии или от моей религии, потому что у вас есть тело, допустим, вы индус, а я в теле христианина или мусульманина. Поэтому я думаю, что вы отличаетесь от меня, а я отличаюсь от вас.
00:04:07 Когда человек поднимается на более высокий уровень, когда он поднимается на уровень духовного понимания, эти понятия перестают существовать. И вы практически можете в этом убедиться. В нашем Движении Сознания Кришны есть люди из всех стран, из разных религий, из разных движений, культур. Есть преданные, которые пришли из христианства, есть преданные, которые пришли из иудаизма, из ислама, из индуизма. Вы можете убедиться на практике: у нас есть всевозможные преданные. Но они позабыли об этом телесном отождествлении. Это практический пример. Если не полностью, то практически все они, они не думают об этом. Иначе эти американцы не приехали сюда, чтобы брать на себя тяготы проповеди сознания Кришны в Индии. Мы не можем им предоставить тех удобств, которыми они наслаждаются в своей стране, их уровень жизни там выше нашего в Индии.
00:05:25 Почему же они присоединились к Движению Сознания Кришны? Да потому что они перестали отождествлять себя с телом. Они больше не гордятся: «Я американец» или «Я европеец». Вы знаете, во времена Британского правления, англичане всегда поддерживали этот комплекс превосходства, они считали себя «Европейцами». И все так думают. Если человек занял какое-то положение в материальном мире, то он естественно начинает испытывать чувство превосходства над другими, это вполне понятное явление.
Но здесь сказано:
00:06:08 са ваи пумсам паро дхармо
йато бхактир адхокшадже.
Бога называют Адхокшаджей – Тот, Кто находится за пределами материальных представлений. Акшаджа означает непосредственное восприятие, то есть я собственными глазами могу видеть это, я могу слышать это своими ушами, я могу чувствовать это своим носом. Но всё это неприложимо к Господу. Потому что наши чувства несовершенны, мы не способны получить – почувствовать и увидеть Господа непосредственно своими чувствами.
00:06:47 видйа̄-винайа-сампанне
бра̄хман̣е гави хастини
ш́уни чаива ш́ва-па̄ке ча
пан̣д̣ита̄х̣ сама-дарш́инах̣ (БГ 5.18)
00:06:54 Пан̣д̣ита̄х – по-настоящему учёный, мудрый человек, сама-дарш́инах̣ – он не разделяет: «Вот это – учёный брахман, а это – собака». Он знает, что и в собаке находится та же вечная душа, как и в теле учёного брахмана. И он понимает, что живое существо действует так, как ему велит его тело. Пан̣д̣ита̄х̣ сама-дарш́инах̣.
Поэтому йато бхактир адхокшадже – когда человек поднимается над материальными чувствами, вот тогда начинается бхакти. Бхакти – это не нечто заурядное. В «Бхагавад-гите» также сказано:
00:07:40 брахма-бхӯтах̣ прасанна̄тма̄
на ш́очати на ка̄н̇кшати
самах̣ сарвешу бхӯтешу
мад-бхактим̇ лабхате пара̄м (БГ 18.54).
00:07:54 Кто достоин совершать преданное служение, бхакти? Те, кто совершает преданное служение, не находятся на материальном уровне, мы должны это понимать. Йато бхактир адхокшадже ахаитукй апратихата. И бхакти – это не бизнес. Что бы мы ни взяли, какие бы отношения, куда бы мы ни пошли, мы везде видим деловые отношения: если ты дашь мне это – тогда я буду тебя любить, если ты удовлетворишь мои чувства – тогда я буду любить тебя. Так и другая сторона, он или она, говорят: «Если удовлетворишь мои чувства, я буду любить тебя. Если этого не будет – не будет и любви». Это бизнес.
00:08:41 Поэтому адхокшадже. С Верховной Личностью Бога мы не должны строить никаких деловых отношений, ахаитукй. Это называется ахаитукй. Не должно быть мотива. Так как Бог даст мне хлеба, как в христианских церквях, они молятся: «Боже, дай нам хлеб наш насущный». Это тоже хорошо, потому что человек обратился к Богу. Атеисты не желают даже говорить с Богом, не говоря уж о том, чтобы молиться Ему. Но в «Бхагавад-гите» сказано:
00:09:21 чатур-видха̄ бхаджанте ма̄м̇
джана̄х̣ сукр̣тино ’рджуна
а̄рто джиджн̃а̄сур артха̄ртхӣ
джн̃а̄нӣ ча бхаратаршабха (БГ 7.16).
00:09:29 Четыре категорий людей, страдающих людей: это люди, которые испытывают тяготы и мучения; это люди, которые нуждаются в деньгах, артха̄ртхӣ; те, которые хотят материальных наслаждений; и гьяни – это четыре категории людей, которые заинтересованы в понимании Бога. Но при условии, что они сукр̣тино. Если человек благочестив, если он безгрешен. Потому что если человек не безгрешен – он не будет испытывать никакого интереса к Богу. Чем мы греховнее – тем меньше у нас интереса к Богу.
Почему в настоящий момент люди не интересуются темами постижения Бога? Потому что все они грешники. «Бхагавад-гита» говорит: чатур-видха̄ бхаджанте ма̄м̇ джана̄х̣ сукр̣тино ’рджуна. Сукр̣тино – те, кто ведёт благочестивую жизнь.
00:10:30 В другом месте Кришна говорит:
йеша̄м̇ тв анта-гатам̇ па̄пам̇
джана̄на̄м̇ пун̣йа-карман̣а̄м
те двандва-моха-нирмукта̄
бхаджанте ма̄м̇ др̣д̣ха-врата̄х̣ (БГ 7.28)
00:10:41 Бхагавад-бхаджан не предназначен для обычных людей. Люди должны быть продвинуты духовно. Поэтому говорится: са ваи пумсам паро дхармо. Два слова: пара и апара. Пара – значит духовное, апара – значит материальное.
В «Бхагавад-гите» в другом месте говорится: материальная природа, бхӯмир а̄по ’нало ва̄йух̣, земля, вода, огонь, воздух, ум, разум – это материальные элементы, апарейам. Но они апара. Апара – значит материальные, низшие. Но есть другая, духовная природы. Это джива-бхута, живые существа. Живые существа относятся к категории пара. И Кришна тоже пара.
00:11:43 Когда живое существо посвящает себя служению Высшему Духу, Кришне, это называется паро дхарма, духовная религия, не апара. Апара – значит материальное. Но паро значит высшее, или духовное. Необходимо подходить к религиозным принципам на духовном уровне. И это настоящая, подлинная дхарма. Са ваи пумсам паро дхармо.
Неважно, какой религиозной системе вы следуете, потому что в действительности религия означает следовать воле Бога, Его законам. Это религия. Это простое определение религии.
00:12:35 Так же как добропорядочные граждане – это те, кто следует законам государства, они не нарушают их. И аналогично, любой человек, не имеет значения – индус он, мусульманин, христианин и так далее – не имеет значения, если он преданный Верховного Господа, то его религиозная система высшей категории, высшего уровня.
В противном случае – ш́рама эва хи кевалам, если вы не развиваете своей любви к Богу. Как правило, мы любим какие-то материальные объекты: прежде всего, себя; то, что также связано с нашим телом; наша любовь расширяется на семью, на общество, на общину, нацию… но всё это – телесное мировоззрение. Когда же мы действительно развиваем нашу любовь к Богу – вот это истинная религия, это религия совершенная. Са ваи пумсам паро дхармо.
00:13:43 Пхалена паричийате. Например, бизнесмен. Не имеет значения, какой у него бизнес, если у него есть деньги, то мы можем сказать, что он успешный бизнесмен. А сам род занятий не столь важен. Аналогично, не важно, какой религии вы следуете, если в вас усиливается любовь к Богу, если вы понимаете, кто такой Бог, каковы ваши отношения с Богом, если вы понимаете, какова цель жизни, какова цель человеческой жизни, тогда вы достигли успеха.
00:14:23 Поэтому здесь говорится: са ваи пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже. Адхокшадже, Верховный Господь, не открывается материальному зрению, этими глазами не увидеть Его. Индрийа, наши нынешние чувства, несовершенны. Они очень ограничены. Этими чувствами мы не способны постичь смысл Маха-мантры Харе Кришна. Но она настолько могущественна, что, если вы продолжаете произносить Маха-мантру Харе Кришна, даже не понимая, что она значит, вы очиститесь и однажды вы поймёте.
В этом смысл нашего Движения. Иначе как эти европейцы и эти американцы дошли до своего уровня? Они никогда не слышали, кто такой Кришна, но почему они всё оставили? Они молодые юноши, девушки, они могли бы наслаждаться жизнью в своей прекрасной стране, но это Имя настолько могущественно.
00:15:28 Я начала это Движение просто с пения Харе Кришна, и мы продолжаем по-прежнему. Итак, Маха-мантра Харе Кришна настолько могущественна. Понимаете вы её или не понимаете, если вы продолжаете регулярно повторять Святое Имя, однажды вы придёте на этот уровень ясного понимания, кто такой Бог. Вот что такое Движение Сознания Кришны, движение Харе Кришна.
Поэтому мы просим вас, если вы хотите подняться на высокий уровень понимания смысла религии, то это единственный путь в настоящий момент, в эту эпоху. Потому что другие пути очень сложны. Следует ли вы индуизму или какой-то другой религии – повсюду сам процесс очень сложен. Люди не могут следовать ему должным образом.
00:16:23 Поэтому шастра предписывает:
харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха̄ (Ч.-ч., Ади, 17.21).
В эту эпоху, какой бы религии вы ни следовали, вы не способны строго следовать правилам и ограничениям этой религии. Но, если вы повторяете Маха-мантру Харе Кришна, харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам – здесь повторяются эти слова трижды. И в конце говорится: «только» – и нет альтернативы. Почему так подчёркивается это слово? Калау – в этот век Кали, в эту эпоху ссор. Кали означает, что ссоры разгораются по малейшему поводу. Это Кали.
00:17:17 Поэтому мы просим об одном. Каждый, у кого есть какой-то вкус к духовной жизни, повторяйте эту Маха-мантру:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
И во многих местах в шастре даётся эта рекомендация:
кр̣те йад дхйа̄йато вишн̣ум̇
трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣
два̄паре паричарйа̄йа̄м̇
калау тад дхари-кӣртана̄т (ШБ 12.3.52).
00:17:53 В Сатья-югу все они были святыми, тогда люди были способны медитировать. Кр̣те йад дхйа̄йато вишн̣ум̇ – они так же медитировали на Господа Вишну.
В Трета-югу люди совершали пышные жертвоприношения. Но это сейчас тоже невозможно. Вы не можете проводить больших жертвоприношений, это очень дорого: вам требуется много гхи, злаков, вы должны раздавать много всего – это не осуществимо.
00:18:33 Двапара-юга – поклонение в храме. В Индии, особенно в Южной Индии, есть много храмов, которым по две, по три тысячи лет, и поклонение в этих храмах происходит с незапамятных времён: уже по пять, по шесть тысяч лет. Но это тоже невозможно. В настоящий момент люди настолько деградировали, что они также не могут поклоняться. Для этого необходимо строго следовать определённым правилам, иначе люди падают. В Индии столько храмов, о которых уже никто не заботиться. Поэтому люди сейчас против открытия новых храмов, и это факт. Но тем не менее, это необходимо делать.
00:19:21 Однако в Кали-югу, калау тад дхари-кӣртана̄т – то, чего вы достигаете в Сатья-югу при помощи медитации, чего вы достигаете в Трета-югу, совершая великие жертвоприношения, чего вы достигаете в Двапара-югу, поклоняясь пышно в храме – того же результата, калау, вы в эту эпоху достигаете Хари-киртаном, повторяя мантру Харе Кришна.
Если вы будете регулярно петь и повторять эту мантру Харе Кришна, в результате – чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ – наше сердце очистится. Потому что из-за нечистоты в нашем сердце, мы не способны постичь Бога. Но если ваше сердце очистится, вы сможете постичь Бога, в любом положении, какое занимаете. Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇. Как только ваше сердце очистится, вашим беспокойствам в материальном мире, тройственным страданиям, придёт конец.
00:20:29 Они сравниваются с пожаром в лесу. Лесной пожар не так легко погасить, но это возможно, есть процесс. Так устроил Бог, что, когда с неба начинает лить дождь, пожар в лесу гаснет. Аналогично, когда приходит милость Кришны, бушующий пожар материального существования будет погашен. И тогда настоящая духовная жизнь начинается. Это невозможно, пока вы испытываете материальные беспокойства, но эти материальные беспокойства невозможно устранить, следуя каким-то собственным, выдуманным методам. Эту проблему можно решить только милостью Кришны.
00:21:23 Итак, духовная жизнь – это настоящая жизнь. Материальная жизнь – жизнь искусственная, она временная. Каждый может жить духовной жизнью, са ваи пумсам паро дхармо, если встанет на путь преданного служения Господу. Необходимо бхакти.
В шастрах есть множество примеров. Если вы обратитесь к шастрам, «Бхагавад-гита» представляет собой суть всех ведических текстов, читайте её внимательно. И мы представляем «Бхагавад-гиту как она есть», не давая никаких ложных толкований. Мы не даём собственных интерпретаций, мы представляем «Бхагавад-гиту» как она есть. И этот метод работает.
Я так же прошу людей в Индии читать «Бхагавад-гиту как она есть» – вы поймёте, что такое наука, описывающая Бога и ваша жизнь будет успешной.