Контроль чувств ради духовности

Гавайи - 16 January 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:24:21 | качество: mp3 128kB/s 22 Mb | прослушано: 56 | скачано: 201 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Шримад Бхагаватам, Песнь первая, глава шестнадцатая, текст 20, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 16 января 1974 года в Лос- Анжелесе.
Перевод: «Я потерял три ноги и теперь стою на одной. О моем ли состоянии ты скорбишь? Или же ты в великой тревоге, потому что отныне преступные мясоеды будут эксплуатировать тебя. А может быть ты сокрушаешься о том, что полубоги лишились своей доли жертвенных подношений? Потому что сейчас люди перестали совершать жертвоприношения? Или ты скорбишь о живых существах, страдающих от голода и засухи?»

00:00:42 Шрила Прабхупада: Читай комментарий.
Ученик: «С течением времени в век Кали будут постепенно: сокращаться продолжительность жизни, убывать милосердие, ухудшаться память, и ослабевать моральные принципы. Поскольку дхарма, принцип религии на 3\4 будут утрачены, этот символический бык стоял только на одной ноге. Когда 3\4 населения мира становятся безбожниками, жизнь животных превращается в ад. Век Кали безбожной цивилизации начнут создавать множество так называемых религиозных обществ, в которых будут прямо или косвенно игнорировать Личность Бога. Так общество неверующих сделает мир непригодным для обитания более здравомыслящей части населения.

00:01:38 Существует классификация людей в соответствии с глубиной их веры в Верховную Личность Бога. Верующие люди первого класса – это верующие вайшнавы, брахманы. За ними идут кшатрии, а потом вайшьи, затем шудры, млеччхи, яваны и наконец чандалы. Деградация человеческой природы начинается с…
Шрила Прабхупада: Чандалы — это те, кто едят собак. В человеческом обществе, общество делится на высшие и низшие классы по привычкам в питании. Люди высших сословий, таких, как брахманы, вайшнавы, они едят очень чистый прасад. Дело в том, что вайшнав, также брахман, не став брахманом, никто не может стать вайшнавом, поэтому когда выговорите о вайшнаве, необходимо полагать, что он уже брахман, поэтому, чтобы поднять начинающих преданных на уровень совершенства, мы даем им священный шнур брахманов. Но, если люди после того, как пообещали следовать всему, а потом нарушают свои обещания, это отвратительно. Если они получили посвящение перед Божеством, перед Господом, перед огнем, они не должны нарушать это обещание. Это очень греховно, если вынарушаете свое обещание. В противном случае вы не должны просить посвящения, если вы не можете держать обещание.

00:03:42 Итак, люди делятся на сословия первого, второго, третьего, четвертого класса в зависимости от гуны и кармы, от качества и деятельности. Это описывается в Бхагавад Гите. Такова система. Нельзя силой стать человеком высшего сословия. В соответствии с шастрой кто является человеком первого, второго, третьего класса и тд. Необходимо судить об этом, опираясь на шастру: гуна карма вибхашага, когда человек поднимается над гунами при помощи преданного служения. Гуна означает качество. Преданный, занимает положение первого класса в человеческом обществе, потому что преданный посвящает себя преданному служению. Об этом говорится в Бхагавад Гите. Каждый, кто посвятил себя на сто процентов преданному служению Господу, лишенному каких-либо мотивов, [не понятно] не разбавляя этот путь, вот такой человек. Гуна- означает материальное качество, добродетель, страсть, невежество — это гуны, [не понятно], абсолютно трансцендентен, находящийся над брахма бхуйаа калпате. Это ступень самопознания. Если человек не поднялся, не познал себя, как он может учить других? Это обман! Если человек не закончил институт, но при этом становится учителем, он не учитель, а обманщик.

00:06:06 Прежде всего человек должен быть квалифицированным. Что значит квалификация? Человек должен подняться над тремя качествами материальной природы. Вы должны подняться даже над качеством добродетели. В материальном мире мы сами придумываем эти понятия: это хорошо, это плохо. В действительности всё в материальном мире плохо, всё. Это просто домыслы нашего ума, создаем эти понятия хорошего и плохого. До тех пор, пока человек пребывает в материальном мире, всё плохо, даже так называемая религиозная практика тоже, это тоже плохо в материальном мире. Поэтому Бхагавад Гита говорит, необходимо подняться даже над качеством благости, так называемой благости. В действительности благости нет, потому что здесь люди могут одеваться, как будто находятся на уровне добродетели, но при этом они рассуждают, как животные. У такой благости нет никакой ценности. Истинная благость, истинная добродетель - [не понятно] это когда человек превосходит качества материальной природы, когда он поднимается над качествами брахмана. Качество брахмана, допустим в сравнении с другими качествами, качество брахмана являются наивысшими. Когда человек обладает этими качествами: правдивостью (сатьям), шама - укрощает чувства, тама - он повелевает своим умом, он терпелив, несмотря на все причины для нетерпения, он чистоплотен, далее гьянам - он обладает полным знанием, то есть он понимает, кто такой я, кто такой Бог, что есть материальный мир, каковы наши отношения. Это называется знанием. Если это знание на практике применять в жизни, это называется вигьяна. Астикйам- твердая вера в шастры и в Бога. Это астикйам. Если вы твердо верите в явленные писания, вы астикйа.

00:09:11 Дело в том, что вы не можете придумать себе своего Бога, так называемую инкарнацию Бога. Нет. Вы должны обладать полным, совершенным знанием о Боге, опираясь на авторитет священных писаний. Вот это сознание Бога. Если вы не следуете предписаниям шастр, авторитетных писаний и считаете нечто Богом, это не Бог. Или вы считаете что - то религией, но это не религия. Если вы пренебрегаете наставлениями шастр, тогда [не понятно], вы никогда не обретете счастья. Не может идти речи о сиддхи, о достижении совершенства и можно забыть про счатье, асукхам напарам гатим, не говоря уже о том, чтобы вернуться домой к Богу. Все это бесполезно. Поэтому мы должны подчиняться садху, шастре, гуру. Что это за звук? Попросите кого - нибудь прекратить!

00:10:34 Итак, садху — значит святой. Шастра — это богооткровенное писание, садху, шастры и гуру - духовный учитель. Итак, мы должны следовать по стопам святых людей, махаджан [не понятно]. Таков путь. Мы должны следовать за великими душами, такими, как Госвами. Наротам Дас Тхакур говорит: «я становлюсь слугой, слугой или учеником того, кто следует по стопам шести Госвами». В противном случае человек становится гуру. Как, например в наши дни люди становятся такими, они придумывают себе гуру, но так не делается. Гуру — это тот, кто состоит в ученической преемственности, тот, кто строго следует по стопам шат Госвами. Каждый, кто следует по стопам Госвами, Рупы Госвами. Рупа Госвами дает в своем «Пади - шамрите» наставление: [Шрила Прабхупада цитирует на санскрите]. Таково наставление Рупы Госвами: вачо вегам. Вачо вегам — это побуждение говорить. Вегам, что значит вегам? Да, побуждение. Например, я несу какую нибудь чепуху, болтаю, вот это вачо вегам, в этом нет никакой ценности. Лучше не говорить, чем говорить всякие глупости. Вот, что значит это слово, всевозможные глупые разговоры, глупая литература, которая не имеет никакой ценности. Необходимо обуздывать это побуждение. Это называется вачо вегам. Кродха вегам, кродха — это гнев. У нас также есть это побуждение. Допустим, меня кто - то оскорбил. Конечно, я рассержусь, это естественно, но, если я способен совладать с этим, «ну хорошо, глупый человек, оскорбил меня, я не должен терять самообладания». Вот, что значит умение управлять гневом. Манаса вегам, ум. Ум фактически наш водитель, он тащит нас туда - сюда, туда - сюда, неважно греховно это или благочестиво, ум все время требует или отвергает что - то. Удара вегам — это побуждение желудка: я съем это, я съем то, я съем это. Зачем? Нужно есть только Бхагавад - прасад. Прасад сарва дукханам. И упастха вегам – побуждение гениталий. Это самое важное. Джива вегам, удара вегам и затем гениталии, они идут на одной прямой линии. Если вы сможете совладать с этими тремя побуждениями, тармади джихвади.

00:14:13 Бхактивинод Тхакур говорит: из всех чувств, начиная с языка, кончая гениталиями, у нас есть много побуждений, у нас есть ум, который что - то требует, мы испытываем гнев, затем говорить, есть, гениталии что - то требуют, таким образом нас растаскивает множество этих побуждений, но из них самый страшный, самый сильный враг - это наш язык, жива вегам. Если человек способен обуздать побуждение языка, то он естественным образом сможет положить конец побуждениям желудка и гениталий. Эти три находятся на одной линии. Этому нужно учиться. Тот, кто достиг успеха в укрощении всех этих побуждений, триптахим сахишья, он имеет право принимать учеников по всему миру. «Я не могу обуздать свой язык, я не могу совладать со своими гениталиями, я становлюсь духовным учителем», это нонсенс. Прежде всего научитесь, постарайтесь совладать со всем этим, станьте настоящим подвижником, дхира, которого не беспокоят никакие побуждения. Используется слово дхира, в данном случае дхира значит уравновешенный, влавдеющий собой. Его называют дхирой. До тех пор, пока вы не стали дхирой, вы не способны постичь духовную жизнь, это исключено. Поэтому Кришна в Бхагавад Гите говорит: «татха дехантара прабтих дхирас татра на мухйати». Вы не можете даже понять этого. До тех пор, пока вы не станете дхирой, вы не сможете понять, что такое духовная жизнь, что есть дух. Не думайте, что я могу что - то выдумать, что - то состряпать, сделать что - то, стать лидером и духовным учителем. Всё это чепуха. Дхирас татра на мухйати, используйте это слово дхира и в «Кумара самбхава» объясняется смысл этого слово дхира.

00:16:48 Например, Господь Шива потерял свою жену. Она совершила самоубийство на глазах у отца. Это произошло на дакша - ягье и Господь Шива совершал медитацию йоги, а тем временем его жена деви родилась, как дочь Гималаев, царя Гималаев, ее звали Парвати. Произошло сражение между полубогами и демонами и полубоги подумали, что, если от семени Господа Шивы родится сын Карттикея, то он сможет одержать победу над всеми этими демонами, иначе это будет очень трудно. Но Господь Шива был погружен в медитацию после смерти своей жены. Тем временем его жена родилась в Гималаях. Итак, сейчас нужно было устроить так, чтобы он соединился с Парвати, они составили такой план. Молодая Парвати, прекрасная девушка и Господь Шива, он медитировал обнаженным. Она же предлагала ему цветы, его гениталиям, тем не менее это никак не обеспокоило его. Юная девушка касается гениталий человека, но он никак не обеспокоен этим. Это дхира. Это пример совершенного дхиры. Даже присутствие возбуждающих факторов, такой человек не приходит в возбуждение, его называют дхирой. В противном случае все возбуждаются, это естественно. Юноша видит девушку, девушка видит юношу, естественно у них просыпается сексуальное желание. Это естественно. Но тот, кто способен совладать с этим, именуется дхирой, дхирас татха на мухйати.

00:19:07 Вот, что такое практика йоги. Это практика йоги, это контроль. Когда будет необходимость, я воспользуюсь этим, как Кардама Муни. Кардама Муни женился на самой красивой дочери Ману, она просто служила ему, не думайте, что сразу обратилась к нему и вступили в связь. Кардама Муни увидел, что это девушка пришла ко мне, я принял ее своей женой, но она всю себя посвящает служению, хотя она царская дочь, дочь великого царя, однако я не предоставил ей никаких удобств, она отощала, исхудала от этого. Он пообещал: «я принимаю твою дочь, но как только у нее появятся дети, я оставлю ее». Он пообещал ее отцу. На этих условиях он принял ее дочь. Отец пришел с дочерью и сказал, что «моя дочь избрала тебя в мужья, пожалуйста прими ее». И он согласился, но при этом условии: «как только у твоей дочери появятся дети, я уйду из дома, на этих условиях я приму». Это примеры дхира.

00:20:39 Если у вас нет духовного сознания, этому очень трудно следовать, но по милости Чайтаньи Махапрабху это легко сейчас распространяется. Такова милость Шри Чайтаньи Махапрабху. Но, если вы злоупотребляете даже этими возможностями, если мы не знаем в чем цель жизни, то мы упускаем эту возможность. Продолжай читать.
Ученик: «Деградация человеческой природы начинается с млеччх, а чандалы ее последняя ступень. Все эти термины, приводимые в ведических писаниях…
Шрила Прабхупада: это совершенная жизнь [не понятно], а низшая жизнь, практически все сейчас живут такой низшей жизнью, это жизнь чандалов, тех, кто едят собак. Это описание шастр. Продолжай.
Ученик: «Все эти термины, приводимые в ведических писаниях, никогда не прилагались только к определенной общине или роду.

00:21:49 Шрила Прабхупада: не думайте, что раз человек родился в семье низкорожденных, допустим у чандалов, собакоедов, это совсем не означает, что он должен оставаться в этом положении. К примеру, есть не образованные люди, не думайте, что им нужно оставаться в этом положении не грамотных людей, они могут стать образованными, они могут получить образование и в этом смысл Движения сознания Кришны. Ни у кого, ни у какого человека, ни у какой общины нет никаких препятствий в обретении сознания Бога, потому что Сам Бог говорит, Кришна говорит: папа - йони. Рождение в низких классах общества называется папа - йони, но Кришна говорит: «ну и что папа - йони, пусть». В былые времена, во времена ведической цивилизации даже женщин, шудр и вайшьев также относили к папа - йони, не говоря уже о других, но Кришна говорит «ну и что». Каким бы папа - йони человек бы ни был, [не понятно] если он принимает прибежище у Моего преданного, и действует под его руководством, тогда это называется [не понятно], то он тоже [не понятно], он тоже может вернуться домой к Богу, нет препятствий.

00:23:37 Но человек должен очистить себя, следуя пути очищения. Это называется самскара, самскара двиджа, благодаря очистительному процессу человек очищается и это говорит о том, что он не должен больше грешить. Вот, что значит очищение. Он полностью должен очиститься от всякой греховной деятельности. Поэтому Кришна бхаджан это не так трудно, мы должны лишь следовать четырем принципам воздержания от греховной жизни: не вступать в недозволенные половые отношения, не играть в азартные игры, не употреблять одурманивающих средств и не есть мяса, и повторять Харе Кришна и быть счастливым.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 06 September 2024
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 06 September 2024