Действия Кришны похожи на человеческие

Майапур - 09 October 1974
В основе материальных отношений лежит зависть. Кришна всегда принимает сторону служения. Наша обязанность – следовать словам Кришны, а не подражать Ему. Три качества пандита. Вайшнав сочувствует другим. Майа-сукхайа. О важности проповеди. Обычным людям может казаться, что Господь пристрастен, но Его деяния абсолютны. Чтобы понять это, нужно подняться над материальной двойственностью. Лекция по «Шримад-Бхагаватам», песнь первая, глава восьмая, текст двадцать девятый. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 9 октября 1974 года в Майяпуре.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:25:13 | качество: mp3 128kB/s 23 Mb | прослушано: 90 | скачано: 226 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», песнь первая, глава восьмая, текст двадцать девятый. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 9 октября 1974 года в Майяпуре.

00:00:16 Преданный:
— Перевод: «О Господь, никто не может понять Твои трансцендентные игры, которые кажутся развлечениями человека и способны ввести в заблуждение кого угодно. Ты ни к кому не питаешь ни особого пристрастия, ни неприязни. Людям только кажется, что Ты пристрастен».
[ШБ 1.8.29]

00:00:32 Шрила Прабхупада:
– на веда каш́чид бхагавам̇ш́ чикӣршитам̇
тавехама̄насйа нр̣н̣а̄м̇ вид̣амбанам
на йасйа каш́чид дайито ’сти кархичид
двешйаш́ ча йасмин вишама̄ матир нр̣н̣а̄м

00:00:48 Итак, Кунтидеви проясняет вопрос: люди могут думать, что Кришна питал пристрастие к семье Пандавов и что Он завидовал Куру. Потому что Он всегда принимал сторону Пандавов. Об этом говорилось. Как мирские люди – мы. Иногда мы заводим друзей и врагов. Мы завидуем кому-то, с кем-то мы очень дружим. Такова материальная природа. Материальная природа – это зависть, как правило: если кто-то удовлетворяет мои чувства, то он мой друг. Это тоже временно. Как только чувственным наслаждениям что-то мешает, мы снова завидуем. Но в основе лежит зависть. И Кунтидеви говорит: «Поскольку Ты играл роль человека, и кажется, что Ты пристрастен к кому-то и Ты завидуешь кому-то. Это вид̣амбанам. Твои действия вводят в заблуждение. На самом деле, Ты не таков. Но поскольку Ты играешь роль обычного человека (не обычного, но человека), поэтому кажется, что в Своих отношениях с кем-то Ты пристрастен, а по отношению к кому-то являешься врагом. Но это не так».

00:02:55 Итак, люди не могут понять Кришну, потому что Кришну можно постичь, только если вы преданы. [санскрит] Мудхи не могут понять Кришну. Кришна играет как обычный человек. Мудхи не могут этого понять. Например, Кришна убил Путану. Но она получила положение сродни положению Его матери. Со стороны казалось, что Кришна убил Путану. Но Кришна отнёсся к ней как к Своей матери, хотя она пришла убить Кришну, отравив Его ядом, которым она смазала свою грудь. Но Кришна подумал: «Эта женщина, она пришла убить Меня, но поскольку Я сосал её грудь, она Моя мать». Так или иначе, Кришна всегда принимает сторону служения, даже если оно небольшое. Поэтому в «Бхагавад-гите» говорится: св-алпам апй асйа [БГ 2.40]. Даже если служение совсем незначительное, тем не менее, оно спасает человека от величайшей опасности.

00:04:38 И далее она объясняет: на йасйа каш́чид дайито [ШБ 1.8.29]. Дайито – значит благоприятный. Никто не завидует. «Бхагавад-гита» также подтверждает. Как мы недавно говорили: подобно тому как солнце одинаково относится к каждому, но мы не все одинаково относимся к солнцу, воспринимая его лучи. Где-то солнце закрыто облаками, кто-то сидит в тёмной комнате. Таким образом мы не в состоянии равно воспринимать солнечный свет, но солнце поровну распределяет свой солнечный свет.
Чанакья Пандит говорит: чандала-вешмани. Чандала – это неприкасаемый, тот, кто питается собаками. В ведическом представлении те, кто едят собак, неприкасаемые. И они действительно должны быть неприкасаемыми. Мясоеды – неприкасаемые. Есть разного рода мясоеды: кто-то ест коз, кто-то баранов, кто-то коров, кто-то свиней, иные – собак. Например, индусы едят козлятину, но не едят коров, это по религиозным соображениям. Мусульмане едят коров, но не едят свиней. Харам. Мусульмане говорят: «Свинина – это харам». Так что у каждого есть какие-то различия. Но чандалы, они едят всё, вплоть до собак. Мы видели в Корее. В Китае тоже, они едят собак. Есть в Индии, в штате Асам есть употребляющие собачатину люди. Итак, есть разного рода люди, питающиеся плотью. В аюрведической дравйа-гане описываются разного типа мясо, плоть и благо, которое человек получает, или вред, который человек получает, поедая то или иное мясо. Этот анализ, он был сделан ещё очень давно.

00:07:30 Итак, хотя Кришна играет роль человека, Его деяния трансцендентны. В этом различия между Кришной и нами. Он убивает, Он убил столько демонов. С самого детства, в одном из Своих аспектов Кришна убивал. Он убил Путану, Агхасуру, Бакасуру, этого асуру, того асуру, затем Кеши – очень многих асуров Он убил. Но когда Он убивает и когда мы убиваем – это разные вещи. И в «Ишопанишад» сказано: апапа виддхам [Ишопанишад, мантра 8]. Это Кришна. Если мы подражаем Кришне, мы не можем Ему подражать, поэтому наша обязанность – следовать словам Кришны, а не подражать Ему. Это сродни самоубийству: мы должны следовать наставлениям Кришны, какие Он даёт в «Бхагавад-гите», но если мы обнаглели настолько, что подражаем Его раса-лиле, тогда мы отправимся в ад. Однако майавади иногда это делают. В «Бхагаватам» это запрещено, имитация.

00:09:00 Как этот стих гласит. Эти игры Господа Кришны, который Вишну, с гопи, им не только нельзя подражать – даже думать об этом нельзя, что мы тоже так можем, это запрещено. Далее, вопрос Парикшита Махараджа состоял в следующем. Кришна пришёл, чтобы установить религиозные принципы, [санскрит]. Так зачем Кришна это сделал? Поскольку запрещается близко общаться с чужой женой или дочерью. Согласно ведической культуре никакой мужчина не может общаться с женщиной близко, кроме своей жены. Даже в обычных отношениях. Матриват пара-дарешу. Чанакья Пандит сказал, что кроме вашей жены все женщины – ваши матери.

00:10:25 Кто является пандитом, учёным человеком? [Санскрит]. Это описание пандита. «Бхагавад-гита» описывает, кто такой пандит: пан̣д̣ита̄х̣ сама-дарш́инах̣ [БГ 5.18]. Вот кто такой пандит. Сейчас стало модным, если у вас нет университетской степени, даже если может вы знающий человек – вас не признают как пандита. Однако, в ведических писаниях пандит – это нечто другое. Это наставление о нравственности Чанакья Пандита. Он говорит: матриват пара-дарешу пара-дравйешу лоштрават. Он даёт описание того, кто такой пандит. Три качества: тот, кто относится ко всем женщинам кроме своей жены, как к матери – это пандит. Тот, кто относится к чужим деньгам как к мусору на улице – это пандит. И тот, кто относится к каждому, даже к муравью, как к самому себе. «Если кто-то уколет моё тело, я страдаю, я чувствую боль, так зачем мне причинять боль даже муравью?»

00:12:07 В высшем смысле… Как, например, вайшнав Прахлада Махарадж, он испытывает сострадание, пара-духкха-духкхи. Это вайшнав. Поскольку, когда человек становится сознающим Кришну, он может понять: кем я был раньше и кто я сейчас. Он счастлив, он чувствует это. «Так зачем эти люди должны страдать без сознания Кришны?» Это самах̣ сарвешу бхӯтешу [БГ 18.54]. Поэтому нужна проповедь. Он проповедует. Каништха-адхикари вайшнав, он замыкается на храмовом поклонении только, и всё. Показать Божество, получить деньги за это и наполнить желудок. Мой Гуру Махарадж осуждал это. Конечно, он осуждал это в том смысле, что те, кто считают, что у меня есть вот этот храм, пусть люди приходят сюда, побуждаемые неким чувством, они будут платить – и это будет для меня источником прибыли, чтоб я мог хорошо питаться. Это очень предосудительно. Мой Гуру Махарадж говорил: [санскрит]. Следует быть честным, нужно работать, чтобы зарабатывать деньги. Как Арджуна. Кришна никогда не говорил: «Арджуна, садись, Я Твой друг, Я всё для тебя сделаю, спи». Нет, Арджуна был кшатрием, он должен сражаться. Но каништха-адхикари другой.

00:14:14 Но мадхьяма-адхикари испытывает сострадание к другим. [Санскрит]. Уттама-адхикари не различают. Уттама-адхикари видят, что все служат Кришне, все хорошие. Но мадхьяма-адхикари должен различать. Кр̣па̄-упекша̄ [ШБ 11.2.46]. Он очень добр к невинным, но он пренебрегает завистливыми. Завистливыми он пренебрегает. Он отказывается от них: пусть завидуют. Это мадхьяма-адхикари. И ӣш́варе – по отношению к Верховному Господу он испытывает прему. Мадхьяма-адхикари учится любить Кришну и дружить с преданными Кришны. Итак, это мадхьяма-адхикари. Есть уттама-адхикари, каништха-адхикари – есть разные типы преданных, не все одинаковые, всё зависит от стадии.

00:15:29 Итак, атмават сарва-бхутешу [Чанакья-шлока 10]. Вайшнав сочувствует другим. Вайшнав понимает: те, кто не сознают Кришну, те, кто забыли о Кришне, – они гниют под влиянием чар майи, нужно сделать что-то для них. Это вайшнав. Например, Прахлада Махарадж сказал: дуратйайа-ваитаран̣йа̄ [ШБ 7.9.43], «Я не боюсь неодолимой Вайтарани». В шастрах говорится, что вам нужно пересечь Вайтарани перед тем, как вы попадёте в духовный мир. И Прахлада Махарадж сказал: «Я не боюсь Вайтарани, это легко. Потому что я знаю, что лишь прославляя Твою Светлость, я способен на это. Это вполне возможно».
Итак, чистый вайшнав, как Харидас Тхакур, может просто повторять святое имя. Чайтанья Махапрабху советовал, он давал совет всем, особенно своим сокровенным преданным, как, например, Рагхунатхе дасу Госвами он посоветовал: «Повторяй святое имя и не употребляй очень вкусной пищи, не одевайся роскошно, но повторяй святое имя». Всем, кто бы ни обращался к Чайтанье Махапрабху, он давал такой совет: «Повторяйте святое имя».

00:017:25 Итак, Прахлада Махарадж сказал: «Я знаю, у меня нет проблем, потому что я понял, какова ценность повторения Твоего святого имени, но у меня есть другие дела». Какие? Ш́оче тато вимукха-четас. «Я озабочен судьбой этих негодяев, которые не сознают Кришну. Они тратят время и силы на ма̄йа̄-сукха̄йа бхарам удвахато вимӯд̣ха̄н». Негодяи, ради майа-сукхи, ради временного материального счастья, они создают столько сложных построек: огромные небоскрёбы, прекрасные дороги, замечательные машины, одежда, ночные клубы – всё ради майа-сукхайа. Это счастье временно, тем не менее, они позабыли о Кришне, который сделает их жизнь успешной и счастливой, они не знают Его. Бхарам – значит чепуха, глупости. Те, кто стараются ради всего этого, те негодяи, ш́оче. «Вот ради них, за них я беспокоюсь, о них я переживаю». Это вайшнав.

00:19:09 Итак, поскольку вы проповедуете, вас обучают как проповедников, особенно в странах Запада. Ваш долг, я несколько раз просил вас, вы американцы, вы удачливы. У вас есть вот эти четыре вещи: джанмаиш́варйа-ш́рута-ш́рӣ [ШБ 1.8.26]. Теперь, поскольку эти люди злоупотребляют этими четырьмя материальными благами, употребляя их лишь на чувственные удовольствия, майа-сукхайа. Майа-сукхайа означает материальные наслаждения. Их нужно вызволить из когтей майи, они должны принять сознание Кришны. Это проповедь. Проповедь нужна, это миссия Шри Чайтаньи Махапрабху.

00:20:18 Конечно, Шри Чайтанья Махапрабху родился здесь, но он не оставался здесь, он не оставался здесь. Он мог бы остаться здесь очень легко. Его влияние было огромным. Его знали как Нимая Пандита, образованного учёного. Все знали об этом. Он был очень уважаем. Иначе, как бы он мог собрать сто тысяч народу в течение одного дня, чтобы отправиться в дом Кази? Это означает, что у него было очень большое влияние. Тем не менее, у него была очень хорошая жена, молодая жена, самая любящая мать, и Чайтанья Махапрабху мог без каких-либо трудностей остаться и жить в месте своего рождения. Какие у него могут быть трудности? Он Сам Кришна, Сам Нараяна! И с ним была Лакшми. Тем не менее, чтобы показать пример лично, он оставил дом, он принял санньясу и проповедовал. Так что настолько важна проповедь. И Кришна также говорит: [санскрит].

00:21:43 Итак, Кришна тоже играл роль обычного человека. Но в Своей жизни Он демонстрировал то, как Кришна приходит сюда, ради чего Он приходит, почему Он принял участие в битве на Курукшетре. Всё это необходимо понять. Пока мы не поймём всё это: зачем Кришна пришёл, зачем Он участвовал в битве – если мы просто воспринимаем Кришну как обычного человека… Он играл роль обычного человека, если кто-то начинает насмехаться, какой-нибудь мудха, это вид̣амбанам, он будет обманут. Об этом говорится здесь. Видамбанам, они не могут понять. Преданные могут понять. Кунти могла понять.

00:23:01 Хотя Кришна играет роль обычного человека, Он действует на благо каждого. Его деяния благи как по отношению к Его другу, так и по отношению к Его врагу. Играет ли Он роль врага или друга – это то же самое, поскольку Он Абсолют. В абсолютном мире нет такого как хорошее и плохое, там всё хорошо, в абсолютном мире. Когда Кришна убивает – это настолько же хорошо, как и когда Он спасает. И Кунти это понимала, преданный может это понять. У Господа нет пристрастий. Никто не должен неправильно понимать, считая, что Кришна пристрастен к кому-то. Нет. Это кажущаяся пристрастность или враждебность, или дружелюбность – это материальная двойственность. В этом мире мы не можем понять добра без зла. Это относительный мир, мы не можем понять, кто такой отец, если нет сына. Мы не можем понять, кто такой хороший человек, если нет плохого. Так что всё это двойственность. Это относительный мир, всё это должно существовать в материальном мире.

00:24:27 Поэтому, для того чтобы достичь духовного мира, человек должен подняться над этой двойственностью. Эта двойственность представляет собою смесь гун материальной природы. Трайгунья, санскритское слово. Итак, Кришна посоветовал Арджуне: нистраи-гун̣йо бхава̄рджуна [БГ 2.45]. Как же подняться над трайгуньей? Просто за счёт преданного служения, чистого преданного служения. Так что мы должны сознавать Кришну всегда, служить Ему.

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 11 January 2021