Цитаты из лекций и ведических писаний

13 November 2024

1055 Но я же не убиваю!

В Ведах говорится, что тот человек, который так или иначе связан с убийством животных, он берёт часть кармы. Тот человек, кто переносит мясо, тот, кто продает мясо и тот человек, который покупает мясо (фактически тот человек, который заказывает убийство). То есть, все эти люди, они в равной степени несут карму. И тот, кто рекламирует мясо. Потому что если б они не рекламировали, люди бы не покупали, и кто-то бы не убивал в данный момент. То есть, по сути дела, мы участвуем в этой цепочке, то есть, это равнозначная карма.

Некоторые люди говорят: "Но я же не убиваю!" Но нанять киллера - это то же самое, что непосредственно быть убийцей. Кстати, тот, кто нанимает киллера, он иногда даже больший срок получает, чем сам убийца. Это равнозначно. Поэтому человек должен быть в этом достаточно принципиальным... я просто описываю, что это карму очень суровую дает.

02 October 2024

1054 Режим дня семейного человека

Проснувшись в брахма-мухурту, до рассвета, человек должен сосредоточиться на духовных и материальных обязанностях, которые ему предстоит выполнить в течение дня. Следуя заповедям священных писаний, утром нужно опорожнить кишечник в отведенном для этого месте, умыться, прополоскать рот, вымыть руки и другие части тела.

Омывшись свежей прохладной водой и надев чистую одежду, надо приступить к обязанностям, соответствующим своему сословию. В зависимости от самочувствия в полдень можно еще раз сделать омовение, после чего необходимо совершить обряд поклонения Господу и ритуальное подношение усопшим предкам.

Когда будет готов обед, часть его следует отложить для животных и для обездоленных. Затем нужно выйти на порог и ждать гостей. Если придут гости, их надо радушно встретить и накормить. Это должны быть не жители того же города, а нищие и голодные путники, которые пришли издалека и не имеют в этом городе родственников. При этом не стоит интересоваться их родословной. В первую очередь следует дать поесть безгрешному брахману.

Накормив затем членов своей семьи, прежде всего беременных женщин, детей и стариков, нужно, сев лицом на север или на восток, пообедать самому. Пища должна быть свежей, полезной и здоровой. Нельзя есть пищу, к которой притрагивались грешники. Питаться следует в одно и то же время, используя только чистую посуду.

Закончив трапезу, надо обратить свои помыслы к Господу. Затем, поборов в себе лень, нужно выполнить какую-нибудь легкую работу, а остаток дня надлежит посвятить чтению или обсуждению священных писаний.

На закате нужно с полной сосредоточенностью совершить предписанные для этого времени суток обряды, а потом, как и в обед, покормить гостей и поесть самому.

С наступлением ночи необходимо предоставить гостям место для отдыха. Спать надо в чистой постели головой на восток или юг, потому что сон головой на запад или север приводит к болезням.

Следует избегать неподобающего общения с женой, которое противоречит религиозным заповедям. Иначе говоря, если семьянин будет честно трудиться, чтобы содержать членов своей семьи, гостей и бездомных, соблюдая при этом заповеди священных писаний, предназначенные для поддержания чистоты тела и ума, его сердца никогда не коснется скверна греха.

29 September 2024

1053 Бери ношу по плечу

Определение квалификации человека имеет очень большое значение. Квалификация – это способность выполнять ту или иную деятельность и пределы этой способности.

Не следует думать, что все люди в одинаковой степени способны совершать любые благочестивые поступки. Даже если кто-то и обладает качествами, необходимыми для определенного рода деятельности, при этом он может не быть способен выполнять её так, чтобы она принесла благие результаты. Если мы беремся за дело, не рассчитав своих возможностей, никто не сможет с уверенностью сказать, приведет наша деятельность к желаемому результату или нет. Вот почему очень важно знать, на что мы способны. 

Поскольку самостоятельно оценить себя невозможно, требуется помощь того, кто сведущ в этом вопросе, то есть гуру. При совершении того или иного обряда или доброго дела священнослужитель должен знать, какой метод избрать. Таким образом, каждому необходим истинный гуру и опытный священнослужитель. Принятый сейчас способ избрания гуру и священнослужителя не имеет ничего общего с тем, о чем говорится в священных писаниях, поскольку формальное принятие гуру и священнослужителя лишено всякого смысла. Нужно постараться найти достойного человека. Если поблизости нет таких людей, их нужно искать в другом месте. 

Понять это поможет следующий пример: Одним из видов благочестивой деятельности является рытье водоемов. Для того чтобы собственноручно выкопать водоем, требуется большая физическая сила, инструменты, участок земли и помощники. Если это мероприятие связано с затратами, также необходимы деньги. Другими словами, способность человека вырыть водоем напрямую зависит от его силы, наличия инструмента, земли, помощников и денег. Если чего-то не будет хватать, работа не принесет никакого результата и станет лишь пустой тратой сил, времени и средств.

Аналогичным образом, необходимыми условиями для вступления в брак являются хорошее здоровье, способность содержать семью и образ мыслей, присущий семейному человеку. Иначе говоря, каковы бы ни были намерения человека, он всегда должен учитывать свои способности и возможности.

21 September 2024

1052 Стремление к счастью

Стремление к счастью, то есть поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности, не зависит от того, в какой мы форме находимся, червяка или человека. Мы всё равно ищем счастья, это врождённое свойство сознания. Как вот один герой советского фильма сказал, что: «Хорошо жить, а жить хорошо ещё лучше». То есть мы всё равно хотим лучше жить. Проблема в том, что вот это «жить лучше» мы подменяем ложными понятиями, жить лучше это значит когда у тебя много силы и власти. Мы думаем, что от этого станет лучше жить.

Счастье – оно наполняет смыслом наше существование. Мы живём следующую минуту, только потому что мы хотим обрести счастье. Если б у нас не было этого внутреннего стремления к счастью, то мы бы превратились в материю. Материя, она не стремится ни к чему, сознание стремится к чему-то, а к чему-то – это к счастью. Это... ну, это часть нашего я.

25 August 2024

1051 Если человек сам не может выбраться из невежества, то какой шанс у него вообще возвыситься, и как это происходит?

Это даже не вопрос, это - утверждение. То есть можно забрать слово "если" и получится предложение. Человек не может сам выйти из-под влияния невежества. Так же, как связанный человек не может сам себя развязать: должен кто- то подойти и развязать его. И поэтому, да, человек не может выйти из-под влияния невежества сам.  Но тут есть несколько моментов, что нас всегда определяет наше общение. Поэтому, если человек сам чувствует, что он в невежестве, то он должен искать другое общение. Тут разные нюансы, что он может сделать в своей жизни, как может её реорганизовать, чтобы в его жизни было больше возможностей общения с людьми, которые не находятся под влиянием невежества, которые находятся в благости или в страсти с благостью.  Потому что, находясь в общении с такими людьми, мы будем этим проникаться, потому что гуны распространяются через общение. Это очень важный такой постулат. Поэтому "с кем поведёшься, от того и наберёшься" - это не случайная такая поговорка, это о гунах природы. Поэтому мы должны понимать, что я не в состоянии выбраться из этого болота. 

И поэтому тут нужно развивать разум и понимать, что я не в состоянии, поэтому я веду себя туда, даже если у меня нет настроения, мне не хочется. Вот в этом разум в помощь, это тот механизм, тот рычаг, который вытаскивает, может вытащить нас из любого болота. Нам может что-то нравится/не нравится, но у разума есть такое понимание, такое слово как "надо", он нас ведёт туда, где нам помогут. Поэтому мы должны сами себе найти лекарства, которые нам помогут, понимая, что вкуса у нас к этому может и не быть. Но мы понимаем, что это надо, лекарство может быть горькое. Обычно лекарства все обладают горькой такой природой, и все целебные травы, в основном, горькой природы, нам может казаться, что не очень-то хочется, вкуса к этому нет. Но, если мы понимаем, что это надо, мы понемножечку начинаем общаться с людьми, которые транслируют другие гуны, другие энергии, с ситуациями, которые транслируют другие энергии, с местами, которые транслируют другие энергии, таким образом мы заражаемся, заряжаемся и переходим под влияние других сил. 

Опять же, если это вопрос относительно других людей, как на них повлиять, то начиная с питания: что-то в гуне благости нужно приносить, освещённую пищу, освещённую воду; какие-то звуки ставить другие для них, мантры, молитвы и песнопения, голос святого (о чём часто говорит Олег Геннадьевич Торсунов) - то есть переход в другую гуну. И как-то обуславливаться этому человеку, насколько это возможно. То есть тут уже нюансы у каждого свои, человек уже сам определяет, что можно сделать. Можно вот так действовать, вносить влияние более высших энергий в свою жизнь, в идеале благость, или лучше всего - это духовное, это самое мощное лекарство. Человек может бессознательно повторять мантры, молитвы какие-то, насколько он может, или включать их, чтобы было влияние в пространстве. Тогда это будет поднимать и очищать и человека, и окружение.

23 August 2024

1050 Христианство – это Брахма-вада

Преданный: А вот христиане, у них есть представления о ревнивом, мстительном Боге. Он не в силах терпеть, когда поклоняются кому-то другому, кроме Него.

Шридхар Махарадж: Да, это хорошо, в этой степени это приемлемое явление. Адам и Ева были шаранагата, предавшимися душами, и они попробовали плод древа познания, но речь идет о эгоистическом интересе, это и был плод. Они пали и вынуждены были вести жизнь труда. До этого, когда они были преданными, у них не было трудностей в жизни.

Затем речь идет о конкретике, частностях: какими будут характеристики этого Бога, в какой расе мы будем общаться с Ним. Однажды некие христианские священники задали Прабхупаде вопрос: «В христианстве также присутствует мадхурья-раса. В средние века в христианской среде существовала традиция рассматривать Христа как мистического жениха, и существует также соответствующая притча. Христос рассматривается как мистический жених, поэтому мадхурья-раса, раса супружества, также присутствует в христианстве», — заявили священники.

Но Прабхупад ответил: «Речь идет о сыне Бога, о Его Преданном, нечто в этом роде, но не о Боге. Ваша концепция Бога — это концепция Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа. Сын означает Гуру, спаситель. Бог-сын, Бог-отец и Бог-дух. Дух, возможно, занимает высочайшее положение, и если так, тогда вся христианская концепция — это нечто вроде Брахмавады, нирвишеша, вы понимаете? Бог как дух, Бог как дух и как сын, то есть гуру, и если Бог — это дух, возможно, Он занимает высочайшее положение, превосходящее концепцию отца и сына, гуру. Тогда христианство — это нечто вроде идеи нирвишеша-брахмана. Когда мы говорим о христианской Троице.

Мне рассказывали, в Германии однажды был поставлен спектакль, в рамках которого публике показывали образ Бога. На некоем балконе находилась фигура, человек-бог, так сказать, который был очень серьезен, суров, с седой бородой, и Он распоряжался с этого балкона в рамках спектакля. Так они Его демонстрируют. Супружество отсутствуют в христианстве. Речь идет лишь об отцовстве, о Боге-отце, и они изображают Его как старца с седой бородой.

Но с точки зрения расы, ананды, экстаза, Бог должен быть центром всех различных рас, центром супружества и сыновства. Родители также являются слугами, все ими являются, Он должен находиться в центре. Речь не идёт о каком-то крайнем проявлении Целого, Он должен находиться в центре. Концепция здесь такова: Бог находится в центре. Из всех поисков расы — это верховный поиск, и интенсивность расы следует принимать в расчет. Бог должен находиться в центре всех рас. Ананда, раса, жизненная полнота, насыщение, очарование, или красота — это самое драгоценное явление, которое только можно обнаружить. И когда речь идет о полноте такой расы высочайшего типа, именно это явление следует рассматривать как высочайший Абсолют, который способен привлечь всех не своей мощью, силой, но своим очарованием.

Кришна — это Центр привлекательности, и это явление следует рассматривать как высочайшее существование, влечение. Он привлекает красотой, любовью, очарованием, великодушием, а не действует силой. Если присутствует насилие, тогда нет свободы. Полнота свободы необходима, чтобы привлекать их и это возможно лишь благодаря красоте. Все расы представлены в Нём. Таким образом мы должны приближаться к Центру, и когда мы приближаемся, этот Центр предстаёт как Кришна. Насколько это сладостно и воодушевляющее...

02 August 2024

1049 Ясновидение доступно, но это не главное

Известно, что некоторые преданные во Вриндаване могут почувствовать на расстоянии, что в храм забегает собака... Когда наше сознание поднимается на определённый уровень, где оно не подвержено влиянию ума и чисто, как зеркало, мы способны улавливать распространяющиеся волны информации. Каждое событие во вселенной посылает в пространство информацию о себе, и если очистить сознание, то можно уловить эти волны.

Другими словами, если настроиться на определённый лад, можно “считывать” любое событие. Когда сознанию не мешают «помехи» собственных мыслей, всё, что оно воспринимает, происходит или происходило на самом деле. Таким образом, Вьясадева мог считывать информацию о разных событиях. Он знал, что и где происходит. Он как бы заглушал собственные мысли и настраивал ум на сверхвысокую частоту.

Эти способности, сиддхи, относятся к сфере сверхъестественного. Настоящего вайшнава они не интересуют. Преданные равнодушны к чудесам, их привлекает самое главное чудо: то, что находится в центре всего. Остальное для них несущественно. Но иногда случается, что они непроизвольно чувствуют события на расстоянии.

02 August 2024

1048 Разумная проповедь

Мы выбираем средний путь — разумное отречение, йукта-вайрагью. Отречься от борьбы — значит не пользоваться энергией, которую нам даёт Господь. Увязнуть в борьбе — значит разбрасываться этой энергией. Наш путь посередине: умеренная борьба и умеренное отречение.

натй ашнатас ту йуго 'сти, на чаикантам-анашнатах на чати-свапна-шиласйа, джаграто наива чарджуна «О Арджуна, не может исповедовать йогу тот, кто слишком много или слишком мало ест и слишком много или слишком мало спит». (Бхагавад-Гита, 6.16)

Нужно во всём знать меру. В духовной жизни недопустимы крайности. Это относится к проповеди. Если она кого-то раздражает, лучше удалиться и не причинять людям неудобств. Но если кто-то проявляет интерес, то отдайте ему всё своё сознание Кришны. Главное — раздавать нектар. Если не получается правой рукой, раздавайте левой — не будьте упрямыми.

Наша задача — спасти как можно больше людей из разных слоёв общества. Поэтому нужно проповедовать при первой удобной возможности, избегая ненужного риска. Борьба порождает ненависть. Любить борьбу — значит ненавидеть врага. Ненависть приковывает к врагу, а не к Кришне. Наш путь лежит не через ненависть к негативному, а через любовь к позитивному. Одно дело — сражаться с врагом, другое — давать людям нектар.

Чтобы донести до них сознание Кришны, нужно знать не только, что ты проповедуешь, но и свои возможности. Неправильно излагая предмет, ты принесёшь больше вреда, чем не проповедуя вообще. Полуправда опасней лжи.

19 July 2024

1047 Любить — значит отдавать

Любовь означает «ради другого», похоть — «ради себя». Любить значит отдавать, а не потреблять. Безраздельная любовь к Всевышнему — это безраздельная самоотдача, абсолютное самопожертвование...

... Живя долгое время в отражённой реальности, мы свыклись с атмосферой страха и подозрений; мы настолько одержимы идеей самовыживания, что не представляем жизни в любви и доверии. Это называется погрязнуть в иллюзии. Мы настолько отвыкли от доброты и правды, что не мыслим себя вне лжи и зла. В этом наша беда. В «Потерянном рае» Мильтона Сатана говорит от лица обитателей мира насилия: «Лучше править в аду, чем служить на небесах». Это так. В аду каждый сам за себя — таковы правила игры. Лучше быть начальником в камере пыток, чем подчинённым на свободе.

Но подлинное счастье — в служении, в подчинении Абсолютному Благу. Вы спросите, есть ли оно? Есть. Если есть относительное благо, значит есть и Абсолютное. Чтобы возродиться в Мире служения, нужно убить в себе корысть, стремление во всём искать выгоду. «Умереть, чтобы жить».

... Поэтому во время посвящения учитель говорит: «Выбрось мусор прошлых впечатлений, разрушь привычную систему ценностей. Нет ни друзей, ни врагов, ни добра, ни зла, — в том смысле, в каком ты привык это понимать. Начни создавать себя заново и начни заново открывать мир. Убей в себе берущего и возродись как отдающий». Без этого посвящение бессмысленно. Подлинную Реальность можно увидеть, только расставшись с прошлым опытом, накопленным нами в мире корысти.

19 July 2024

1046 Духовная жизнь и политика

Когда я впервые проникся уважением к учению Махапрабху, я всё равно не понимал, почему Он, воплощение Бога, не положил конец антиведическому правлению? Почему допустил, что противники ведической культуры правят Индией? Ему ничего не стоило уничтожить их. Почему Он не сделал этого? Постепенно я стал понимать: государство, политика, несправедливость власти — ничто по сравнению с духовной жизнью.

Царица Кунти даже радовалась невзгодам: «Пусть я буду терпеть лишения. Это поможет помнить о Тебе, мой Господь. Когда у меня в жизни всё хорошо, я забываю о Твоей Милости, а это самое большое несчастье». Общество и семья не помеха для души, ищущей Бога. По карме нам положено родиться в тех или иных условиях, но они не должны быть препятствием для духовной жизни. Наша задача — разрушить стереотипы, самскары, из которых состоит наша психическая оболочка. Избавиться от майи — значит избавиться от психической оболочки, которую мы сооружали вокруг себя на протяжении многих жизней.

10 July 2024

1045 Возрождение вайшнавизма

До прихода Бхактивинода Тхакура вайшнавизм как таковой почти перестал существовать. Подражатели, сахаджии, и другие мнимые последователи Махапрабху сделали всё возможное, чтобы похоронить вайшнавизм. Бхактивинод Тхакур буквально возродил его. Но главное — он ясно изложил богословие вайшнавов, развенчал мёртвые догмы и отделил суть от формы. Благодаря ему вайшнавизм стали принимать мыслящие люди, не связанные религиозными догмами и стереотипами. Он бросил нам спасательный круг из Высшей Реальности.

Для дискредитации гаудия-вайшнавизма особенно «постарались» пресловутые бабаджи. Они объявляли себя выше всех каст, позволяли себе жениться или просто жить с женщинами. Ссылаясь на слова Махапрабху, что воспевание Святого Имени очищает от всех грехов, прошлых и настоящих, они заявляли, что им не нужны никакие правила, и откровенно предавались разврату. Дескать, повторяй «харе кришна» и делай, что хочешь. Что самое отвратительное — они прикрывались при этом вайшнавизмом. Своими словами и поведением они порочили доброе имя Махапрабху и позорили вайшнавов. Даже инициацию они превратили в средство обогащения.

Бхактивинод Тхакур показал красоту идеи преданности и создал Гаудия Матх, чтобы воплотить эту идею в жизнь, дать людям возможность учиться преданному служению. Прабхупада считал своей задачей привлечь к вайшнавизму образованную часть общества. Организация нужна для того, чтобы души, ищущие связи с Высшей Реальностью, могли объединиться.

18 June 2011

1044 Как мы можем повлиять на образование ребенка?

Первая задача – в ребенке нужно убрать эго. Всеми своими примерами, почтением к старшим, почтением к учителям, убирайте его эго! Сейчас многие дети в западных странах не могут получить высшее образование из-за денег. Они даже не могут своим трудом заработать в связи с жесткой системой. А эта система, она абсолютно коррумпирована. Вот и всё. Поэтому талантливые люди остаются «не при делах», как говорится. Они не могут себя применить в жизни. Каковы последствия такой коррупции?

Педагоги не заинтересованы в том, что бы ученики были специалистами. Даже идеи нет такой. Есть идея просто набрать студентов, получить с них денег и растянуть информацию на как можно дольше. И мы видим, что, например, бухгалтерия, там по пять лет многие учатся. Вот чему там можно так долго учиться? Любой мастер, он скажет, то, что я получил можно сжать на два, три месяца. Правильно? Это специально растягивается, что бы сосать из людей деньги.

Итак, они заинтересованы, потому что идёт торг, но это деятельность уже вайшьи. Вайшьи – это торговое сословие. Это не браманическая деятельность. Они не своё место занимают. И начинается торговля дипломами. Всё! Как только пошла торговля дипломами – нет чести школы. Что такое честь школы? Они выпускают бездарности. И всем это становится очевидно, что этот институт, или это учебное заведение выпускает неучей...

18 June 2024

1043 Самопредание - единственный пропуск

Самопредание, не пытайся измерить, не пытайся использовать рассудок и справедливость. Рассудок и справедливость. Ты окажешься в проигрыше, если будешь уповать на справедливость. Земля милости, или вперед, иди, ступай, предайся. Такова концепция высочайшего царства, высочайшей обители, это Голока, Вайкунтха. Абсолютное благо, полное отсутствие зла, скверны. Если есть какая-то скверна, то она во мне. Таким должно быть общее понимание руководства.

Они не знают, как обманывать, они не знают, что такое обмануть, но сама природа их бытия такова, что они могут только помогать другим, творить благо. Их вечная природа такова. Как вступить в то измерения бытия? Вот в чем вопрос. Как я могу войти, вступить в такое измерение бытия, столь ценное и благородное измерение бытия? Как я могу отправиться, прийти туда, как я могу получить визу, открывающую доступ в эту землю? Это самый важный вопрос.

Выше рассудка только милость, только любовь, только благо. Мы не в силах постичь сейчас здесь что это такое. Но природа этого явления такова и как достичь этого измерения? Вот в чем состоит трудность. Через веру только, говорят нам, благодаря вере, не благодаря рассудку. Рассудок не поможет тебе, но твоя вера может помочь тебе. Шраддха, лаульям, твоё искреннее желание, горячее желание, стремление, отчаянное стремление и вера. Самопредание, риск. Твой опыт этого мира не позволит тебе соприкоснуться, обрести какое бы то ни было соприкосновение, или связь с тем измерением, оно прямо противоположно по своей природе и очень высоко.

14 May 2024

1042 Как смирение очищает сознание

Есть одна история про одного преданного, которому один человек сильно завидовал. Это было в Индии. И этот преданный пошёл и принял омовение в Ганге, вышел, сел под деревом для того, чтобы повторить гаятри. А этот завистник залез на дерево, он думал, что этот человек притворялся каким-то святым, но на самом деле он не святой. Я его разоблачу! Я всем покажу, что он также находится под влиянием гнева.

И он начал на него сверху плеваться. А как гаятри правильно повторить, когда на вас сверху плюются? И вот этот преданный увидел, что его оплевали, но он даже не посмотрел наверх. Он просто пошёл на Гангу, снова принял омовение и опять сел под то же дерево. Но тот завистливый человек думает: «Ну, ничего себе, он урок не понял!». И ещё раз его оплевал. Преданный опять пошёл омовение сделал и сел под то же дерево.

И тогда это человек понял: «Это настоящий святой, а я его так оскорбил!». Он спустился с дерева, поклонился преданному и говорит: «Пожалуйста прости меня, я думал, что ты просто притворяешься святым, а ты на самом деле совершенно невозмутим. Как так? Объясни мне, как же ты так смог сохранять спокойствие?»

И преданный говорит: «Я тебе благодарен за то, что ты сделал, потому что когда я хотел гаятри повторять, внешне я вроде бы был чистым, а сознание у меня не было чистым. А ты меня оплевал, и я понял, что нужно ещё раз омовение сделать! Потом ещё раз оплевал, и я понял, что ещё раз надо омовение сделать. То есть благодаря тебе, я три раза принял омовение в Ганге. И потом уже у меня было такое чистое сознание, что даже ты решил перестать на меня плевать и спустился. Я тебе очень благодарен – без тебя я бы разве столько омовений совершил?! Без тебя я бы свое сознание не очистил»

08 May 2024

1041 Субъективное чувство собственной значимости

Путешествуя по Европе, я не переставал изумляться уникальному рельефу этой местности, языку и обычаям местных жителей. Я попал сюда с американского среднего Запада, и все эти различия просто не помещались в моем сознании. Глядя в окно машины я терялся в своих собственных мыслях.

Всю свою жизнь я был обусловлен той культурой, в которой вырос, и которая требовала объяснять окружающую действительность лишь одним определенным образом. Отчего же это так? Похоже, что у нас людей уже изначально имеются наклонности, уходящие своими корнями далеко вглубь, которые дают ощущение собственного превосходства над всеми другими, и это, в частности, касается национальности, расы, религии, или занимаемого социального положения.

Мы считаем своё положение нормальным, а все иные – чудными или худшими. Субъективное, спесивое чувство собственной значимости принижает нас до слепого фанатизма или сектантства, порождает ненависть, страх, приводя к эксплуатации и даже войне.

Я молил Бога, чтобы мои путешествия помогли раскрыть мой ум, и дать понимание того, как люди в совершенно иных культурах видят жизнь, как они видят мир и Бога.

01 May 2024

1040 Жизнь без любви не имеет смысла

По мере роста, взросления в этом мире человеческих существ они начинают осознавать факт своего существования, своего бытия. И они начинают стремиться также к состоянию полноты и к осуществлению себя в качестве живых существ. И что является такой полнотой, таким осуществлением себя? Это нечто очень простое. Это называется любить и быть любимым. В этом смысл и цель человеческого существования. Любить самому и быть любимым кем-то.

И если этот потенциал, потенциал любви, не осуществляется, не реализуется в человеческой жизни, тогда сама возможность, которую дало человеческое рождение, теряется, тратится напрасно

30 April 2024

1039 Пожалуйста, приручи меня!

Есть такое произведение, оно называется «Маленький принц» А.Экзюпери. Там очень и очень тонко подмечена динамика взаимоотношений. Потому что люди очень жаждут взаимоотношений, тем не менее, люди достаточно примитивны во взаимоотношениях в наше время – большинство, я не говорю, что многие. Но жажда взаимоотношения никуда не уходит, они всё-таки этого очень хотят и в этом самый большой дефицит. 

Как говорила мать Тереза, что самый большой дефицит в этом мире - это дефицит любви. И он этим дефицитом и остаётся. В этой повести «Маленький принц» описывается как раз вся динамика отношений, очень тонко подмечена, таким простым языком, может, немножко детским, но это и есть язык эмоций и чувств. И там описана такая ситуация, кто не читал, можете поинтересоваться. Маленький Принц попал на другую планету, на Землю, он упал со своей планеты, и оказался в пустыни. И первым, кого он увидел, был Лис. И это сказочный Лис, поэтому он умел разговаривать. И когда его увидел Маленький Принц, он к нему обратился и сказал ему: «Поиграй со мной». А Лис ему сказал: «Я не могу играть с тобой, потому что я не приручен. Ты должен меня приручить. Он спросил Лиса: «А что значит – приручить?» И вот тут я зачитаю небольшой их диалог, что говорил Лис. 

«Пожалуйста, приручи меня». Маленький Принц ответил: «Я бы рад, но у меня так мало времени, мне ещё нужно найти друзей и узнать разные вещи». «Узнать можно лишь те вещи, которые приручишь, - сказал Лис- у людей же не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах, но ведь нет таких магазинах, где торговали бы друзьями. И поэтому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг – приручи меня». «А что для этого надо делать», - спросил Маленький Принц. «Надо запастись терпением,- ответил Лис. Сперва сядь вон там, поодаль, на траву. Вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать. А ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днём садись немножко ближе». На завтра Маленький Принц вновь пришёл на тоже место. «Лучше всегда приходи в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в 4 часа, я уже с трёх часов почувствую себя счастливым, и чем ближе к назначенному часу – тем счастливее. А в 4 часа я уже начну волноваться и тревожиться, я узнаю цену счастью. А если ты приходишь всякий раз в другое место, я не знаю, к какому часу готовить своё сердце. Нужно соблюдать обряды». 

Это очень мудрый диалог, высказывания, которые описывает собой то, чем являются отношения. Любые серьёзные отношения строятся на доверии, а доверие – это вещь недешёвая. Очень часто люди торопятся. Так как сейчас мы привыкли всё получать сразу, всё у нас как магазин готовой продукции, тебе нужен этот продукт, другому – этот, нажал на кнопку, а какой-то производитель тебе предлагает ещё лучше продукт. То есть у человека формируется некоторое потребительское сознание, и это потребительское сознание распространяет себя и на сферу отношений. А отношения – это не потребительство. Это очень тонкая сфера, и должно родиться доверие. 

29 April 2024

1038 Над отношениями нужно работать

В действительности суть того, чем мы являемся - это отношения. И веды говорят, что здесь, в этом материальном мире, существует энергия, котороя противоположна ему. Советские ученые ещё в 70-е годы открыли такой феномен как античастица и антиматерия. И, если кто-то помнит, одно из открытий это было то, что если есть частица и античастица, то есть материя и антиматерия и если они сталкиваются, то происходит взрыв. Вот и всё.

Так вот, оказывается, антиматерией является наша духовная природа. Она именно «анти», она противоположна материальному абсолютно. Не то чтобы нам противно материальное, но оно в противоречии находится. Иными словами, отношения, они находятся как бы в противофазе материального. Материальное существование склонно само по себе уничтожать отношения. Так действует время, – если человек не смог правильно построить отношения, то потеряв связь физическую с близким человеком, он теряет уже всякую связь. То есть материальный мир его победил. Например, если у людей длятся отношения ровно столько, сколько они рядом физически - скажите это очень крепкие отношения? Если вы дружили пока учились вместе, а как закончили обучение - разбежались. А такая дружба была! Весь класс такой дружный. А я говорю, где ваш класс сейчас дружный? «Не знаю..., даже на одноклассниках никого нет. Никого не встречаю. Больше ни с кем не общаюсь. Все живут своей жизнью...», я говорю - да что же это за отношения?

Интересное качество отношений, согласно ведическому писанию то, что они вечны. Настоящие отношения вечны, поэтому мы ищем дружбу крепкую. Поэтому мы ищем любви вечной... мы как раз ищем, прямо на земле ищем. Почему в песне поётся «Не обещайте деве юной любови вечной на земле». Почему? Потому что земля эта материальная, а любовь вечная - она духовную природу имеет. Они в противоречии. И поэтому они никогда не могут сосуществовать вместе. Отношения и материальный мир не могут, естественно, вместе существовать. Для того, что бы они могли существовать, их надо постоянно поддерживать. Отношения имеют такую тенденцию - они распадаются, если в них не вкладывать силы, энергию не вкладывать. Не исследовать как их сделать более жизнестойкими, как говорят, не трудиться над отношениями , не работать над ними. Такая особенность.

24 April 2024

1037 Человеческие добродетели

К человеческим добродетелям относятся: правдивость, милосердие и воздержание; чистоплотность, терпение, добропорядочность и неприятие зла; целомудренность, умение обуздать страсти и гнев, ненасилие, щедрость, тяга к знанию и учениям мудрых, прямодушие и довольство тем, что имеешь; готовность служить святым; бегство от суетных дел и жертвенность с учетом потребности нуждающегося. Человеку разумному также свойственно самопостижение, немногословность, благорасположение и дружелюбность ко всем живым тварям. Человеку также должно слушать о деяниях и учении Господа, прославлять Его, помнить о Нем, посвящать Ему молитву, выражать почтение, быть Ему добрым слугой, верным другом и преданным рабом. О царь, всякий, независимо от сословия, кому присущи эти добродетели и устремления, именуется по праву человеком и тем угоден Господу Богу.

23 April 2024

1036 Постоянство направленное на позитив - ключ к успеху

Поддерживать что-то – это самое сложное занятие: легко что-то начинать, легко что-то заканчивать, но сложно что-либо поддерживать. Для того чтобы поддерживать нужно качество благости, нужно вот это постоянство. И для того чтобы в нашей жизни что-то имело место то, чего мы хотим, очень важно обладать этим качеством постоянства. 

Люди часто в чём-то разочаровываются, потому что вот этого качества благости, качества поддержания им не хватает. Они начинают заниматься то тем, то этим – не работает, какие-то взлёты-падения, а результата не видно. И люди, бывает, просто разочаровываются, и оставляют свои действия. Но именно постоянством проверяется то, что приходит в нашу жизнь, какие-то определённые дары, будут они нам даны или нет. Если мы проявляем терпение и постоянство (это похожие по своей природе качества, немножко отличаются, но тем не менее, они похожи), если мы проходим тест, то нам этот определённый дар будет дан.

Для всего необходима гуна благости. Для того чтобы что-то в нашей жизни произошло, чтобы мы что-то получили, мы обязательно будем проверены на то, насколько мы обладаем вот этим качеством благости, качеством постоянства и тогда мы можем получить тот или иной дар. Как есть два секрета, для того чтобы что-то получить, то, что мы хотим внедрить в нашу жизнь: любая привычка, любая ценность, которой мы хотим обладать в нашей жизни; всегда будет два теста – это должно быть непрерывно что-либо и это должно быть постоянно. То есть это должно быть в течение времени, проверено фактором времени – это означает постоянство, то, что мы делаем регулярно. Поэтому люди, обладающие постоянством, чаще добиваются успеха, как в отношениях, так и в том, что они делают. 

12 April 2024

1035 На чём основывается внутренняя чистота?

Чистота внутри - это очень простая вещь, но не очень просто достижимая. Она основывается на нашей истинной природе, на том, кто мы есть. Потому что нечистота связана с тем, чем мы НЕ являемся по сути, вот и всё. Чистота - это то, кто мы есть по сути. Она непосредственно связана с нашей духовной природой, с нашей сутью. Всё, что с этим не связано, является нечистотой. Очень просто. Но не так просто в достижении на практике. Но во всяком случае алгоритм таков. И очень важно понять: очищение - вещь простая, но она требует процесса, который может быть не столь прост. Это требует присутствия разума в нашей жизни, который очень ценен и важен и имеет много составляющих, необходимых для того, чтобы достичь божественной простоты, чистоты. Простота тоже связана с чистотой.

24 March 2024

1034 Описание личности Шримати Радхарани, Её ежедневных обрядов

И мы можем найти в Священных Писаниях, в Ведах, в "Шри Чайтанья Чаритамрита Мадхья Лила" много описаний Шримати Радхарани и её взаимодействий с Верховной Личностью Бога. Но они очень сокровенные, они не подходят для широкого формата радиопередач, и поэтому, мы не будем касаться их. Но, тем не менее, есть некие точки определённые, которые мы можем рассмотреть, и здесь говорится, что“Транцендентное тело Шримати Радхарани светозарно и исполнено божественного благоухания” То есть, вся красота, весь свет исходит от Её тела, потому что все привлекаются красотой. И Она - источник красоты, и Она - та, которая привлекает самого привлекательного, то есть, - Верховную Личность Бога. В “Шри Чайтанья Чаритамрита Мадхья Лила” говорится о том, что Она омывается в трёх видах нектара.

И “Первый раз, Шримати Радхарани омывается в нектаре милосердия”. То есть, сама любовь и красота, божественная женственность - они неотъемлемо связаны с такими качествами, как милосердие.И проявление милосердия в Верховной Божественной Личности, женского Его проявления - безгранично. То есть, Она и есть проявление этого милосердия. И, поэтому, изначальная женственность, - это также проявление милосердия, то есть, её отражение. “Второй раз Шримати Радхарани омывается в нектаре юности”. То есть, и душа, обладая женской природой, она никогда не стареет, она всегда юна. Вот, и поэтому, красота, женственность, она непосредственно связана с проявлением юности. И женщины, конечно, все мы боимся стареть. Это всё вызывает определённые чувства, самый большой страх обычно у женщин. Но, тем не менее, если она связана с Божественной женственностью, то вот это состояние юности, присущее её душе, оно будет с ней всегда, и оно не будет зависеть от вот этой временной материальной оболочки, в которую заключена душа. Поэтому, от такой женщины, или такой человека никогда не будет исходить ощущения старости, или чего-то такого распадающегося, разлагающегося. То есть, там всегда будет вот эта жизнь, огонь, вот эта юность.

И также, “в третий раз Шримати Радхарани омывается в нектаре собственного сияния и облачается в одежды стыдливости”. Здесь говорится о том, что женственность состоит вот из этих качеств: из милосердия, вот эта юность, вечная молодость (это не связано с телесным представлением, это - внутреннее состояние, состояние души - как бы, состояние Жизни: то, что живёт и развивается, а не что идёт к разложению). И третье - состояние Её вот этого сияния, светозарности и вместе с тем это состояние стыдливости, или состояние целомудрия. То есть, так как также Она является проявлением любви, страсти и всё, что связано с тем, что мы называем любовью, но, вместе с тем, оно связано и с целомудрием. То есть, непосредственно Божественная женственность связана с таким качеством как целомудрие. Несмотря на то, что Она является источником всех купидонов, всех амуров и всё-всё, что нас может привлечь и там как-то проявить нашу страсть и желания и всё-всё остальное, тем не менее… Она обладает всеми объектами привлечения, тем не менее, если мы говорим о Божественной женственности, она облачена ещё в одежду целомудрия, в одежду стыдливости, как здесь описано.

Вот, и это, если говорить вскользь, несколько таких штрихов, которые, конечно же, не дадут нам более полной картины представления о том, как проявляется божественная женственность. Но, опять же, это каждый должен открыть для себя, развиваясь духовно, очищая своё существование, двигаясь навстречу вот этой божественной женственности в её различных проявлениях и в соответствии с местом, временем и обстоятельств. То есть, в различных культурах это может быть по-разному, но суть - одна. И она будет открываться. Мы все имеем доступ к ней.

24 March 2024

1033 Источник божественной женственности

Само имя “Радхарани” происходит от санскритского корня “радхана”, что означает “поклонение”, или “служение”. То есть, Она - та, кто является наиболее близкой и самой квалифицированной слугой Верховной Личности Бога. Она там, где Он. То есть, Она полностью сконцентрирована на Нём. И, поэтому, не может быть Божественной женственности без Божественной высшей Личности, без Верховной Личности Бога. Она - неотъемлемая Его часть. Поэтому, если мы говорим о божественности в применении к женственности, то мы должны понимать, что божественная женщина - это та, которая связана с божественным. Она связана с Верховной Личностью Бога.

24 March 2024

1032 Твори добро на всей Земле

Ведическая культура – это культура, которая была построена на жертве, на благотворительности, на вот этой вот способности отдавать своё время, отдавать свои силы, отдавать свои какие-то возможности, там, какие-то средства для помощи другим. И благодаря вот этой вот жертвенности одних, это стимулировало жертвенность других, и в целом общество было такой как бы живой взаимопомощи, где люди были связаны не какими-то формальными контрактами, формальными правами и обязанностями, а именно живыми отношениями, основанными на любви и понимании и вот на этом принципе дадати – принцип давания.

Самое главное вот это божественное качество, потому что Бог – это тот, кто все даёт. И когда мы учимся давать, то это и формирует, восстанавливает нашу божественную природу, и именно это - то, что помогает нам наладить отношения на всех трех уровнях – отношения с младшими, отношения с равными, отношения со старшими. Когда мы отдаем то, что мы можем – даем милость младшим, даем дружбу равным и отдаем своё уважение, почтение, служение старшим людям.

03 March 2024

1031 В потоке ...

Слепые лидеры учат всех: «Это в ваших интересах: ешьте всё, что хотите, пейте сколько хотите, продолжайте играть в азартные игры». Вот такие лидеры ничем не ограничивают. Если такой Свамиджи приезжает, он говорит: «Нет, нет, можете есть всё, что хотите!». О, хороший Свами! А этот Свамиджи очень консервативен. Как Ален Гизнберг сказал мне: «Свамиджи, вы очень консервативны». Потому что я ограничиваю. Но он не знает, что человек извлечет истинное благо тогда, когда вы действительно консервативны, иначе вы просто будете плыть на волнах майи.

Поэтому Бхактивинод Тхакур говорит: «Вас смывают волны материальной энергии, иллюзии. Почему вы себя поставили в такое опасное положение? Иногда вы тонете, иногда вы оказываетесь на поверхности. Это борьба за существование...». И как говорит Бхактивинод Тхакур, единственное избавление, если вы последуете этому принципу: «я вечный слуга Кришны», тогда сразу же вы выбираетесь из этого потока майи. 

Все, кто находится в материальном мире, несутся на волнах трех гун материальной природы. Иногда вас несет волна благости, иногда страсти, иногда невежества, но всех несут эти волны. Материальные качества природы уносят всех. Необходимо подняться над этим. Как это возможно? Об этом также говорится в Бхагавад Гите 2.45: त्रैगुण्यविषया वेदा निस्त्रैगुण्यो भवार्जुन । निर्द्वन्द्वो नित्यसत्त्वस्थो निर्योगक्षेम आत्मवान् ॥ ४५ ॥ trai-guṇya-viṣayā vedā nistrai-guṇyo bhavārjuna nirdvandvo nitya-sattva-stho niryoga-kṣema ātmavān

«В Ведах в основном говорится о деятельности в трех гунах материальной природы. Поднимись же над этими гунами, о Арджуна. Перестань зависеть от всех проявлений двойственности, избавься от стремления приобрести или сохранить что-либо в этом мире и утвердись в понимании своего истинного «я»»

Поэтому долг царя, долг правительства, долг отца, долг гуру, долг мужа – позаботиться о том, чтобы его зависящие от него, воспитывались в сознании Кришны и так могли избавиться от смерти. Люди не знают, что их уносит в этот поток. Майя хватает, бросает нас в круговорот рождений и смерти. Они этого не знают, и они не хотят никакого решения.