хочешь помочь?
NO |

Цитаты из лекций и ведических писаний

556 Ниргуна

Наиболее тонкое и фундаментальное измерение бытия — это измерение Абсолютного Целого, независимого от всех локальных, национальных, социальных и так называемых религиозных концепций. За пределами всего этого существует универсальное восприятие вещей, эти концепции должны быть уничтожены, и тогда нам откроется это абсолютное измерение, которое есть ниргуна. Ниргуна означает позитивное тонкое измерение бытия, свободное от всех локальных точек зрения, это ниргуна. Он такой, какой Он есть, и это Высачайший Центр, и необходимо научиться видеть в таком свете, находиться в гармонии с волнами этого измерения.

555 Преданность Красоте

Некоторые из них говорят: «Мы не хотим освобождения, мы чувствуем себя прекрасно там, где мы находимся» – прямо противоположное мнение. Они не хотят избавляться от рабства. Человеческое рабство этого мира - скверно, но не рабство Красоте, Прекрасной Pеальности.

После достижения мукти (достижение освобождения от ложной концепции), которое очень нелегко достижимо, по-прежнему трудно обрести бхакти.

Малейшее соприкосновение с Надмирной Реальностью наполнит твое сердце высочайшей радостью, экстазом. Подлинная преданность Красоте – высочайший эффект.

В конечном счете эта преданность привлекает Кришну в твоё сердце, бхакти обладает подобным качеством. Искреннее, исключительное стремление к Нему, безграничная жажда Его, она способна привлечь к тебе Кришну – это бхакти, подлинная Преданность.

554 Накопительство – это глобальная проблема

Для поддержания жизни в теле нам нужна пища, одежда, деньги и т.д., однако не следует накапливать их больше, чем это необходимо для удовлетворения наших насущных потребностей. Если придерживаться этого естественного принципа, то поддерживать существование тела будет совсем нетрудно.

Природа распорядилась так, что живые существа, стоящие на более низких ступенях эволюционной лестницы, никогда не едят и не собирают больше, чем необходимо. Вот почему в мире животных, как правило, не существует экономических проблем, потому что там всего хватает. Если оставить на улице мешок с рисом, то птицы, прилетев, склюют несколько зерен и улетят, а человек, однако, унесет с собою весь мешок. Он съест столько, сколько вместит его желудок, а остальное оставит про запас. Священные писания запрещают человеку брать больше, чем ему необходимо (пратйахара). Нарушение этого принципа является причиной нынешних страданий всего человечества.

553 Напрасные суждения об окружающих

Не следует хвалить или осуждать чужие поступки и наклонности. Но нужно взирать на мир как на единение природы и сознания. Ученый муж, опустившийся до восхваления и осуждения чужого нрава и поведения, теряет мудрость в хитросплетениях двойственности. Как во время сновидений человек не сознает окружающий мир, а в глубоком сне вовсе теряет сознание, так, погруженный в явленную двойственность, душа оказывается в плену наваждений.

552 Скупость – глупость

Богатство не идет на пользу скупцам, ибо в нынешней жизни они лишают себя удовольствий, а в следующей – отправляются в ад. Как малейший след проказы лишает человека телесной красоты, так жадность, даже в малом количестве, лишает доброго имени, пускай заслуженного, и истребляет все добродетели.

Всю нашу жизнь мы чего-то ищем, добываем, умножаем, защищаем накопленное, меняем на удовольствия, тратим и теряем наши богатства, и все это делается с тяжким трудом, в страхе, тревоге и самообмане.

Воровство, насилие, ложь, двуличие, похоть, гнев, душевное расстройство, высокомерие, склочность, враждебность, безверие, зависть и развращенность, пристрастие к играм и к вину — вот те пятнадцать пороков, что рождены от жадности к богатствам. Впрочем, сами скупцы видят в них добродетели. Кто ищет истинные ценности, должен отринуть земные богатства.

Жена и брат твой, родители и друзья предадут тебя за грош и переметнутся в стан твоих злейших врагов, едва оскудеет рука твоя. Родня дорожит тобою, покуда у тебя водятся монеты. Стоит золотому ручейку иссякнуть, близкие возненавидят тебя пуще заклятых недругов. Злобой воспылают их глаза, едва перестанут они слышать звон твоего золота.

Кто считает себя единственным владельцем своего благосостояния и потому не делится с иными благоприобретателями – богами, мудрецами, предками, родными, близкими и соседями, и даже собственной плоти отказывает в удовольствиях – тот чахнет над сокровищами, как лесной дух якша, и участь лесного духа ждет его.

Жадный до новых богатств, я растерял все, что имел. Воистину говорят, разум дан человеку, чтобы употребить богатство, юность и здоровье для достижения главной цели жизни. Трепеща над богатствами, я обратился в дряхлого старика, и жизнь прожил без смысла.

551 Правильные вопросы

Вопрошать хорошо, но нужно еще задавать правильные вопросы, вопрошать должным образом, научным образом. Поиск определенного явления, которое равняется «поиску всего». Ищи это явление, которое разрешит все твои проблемы. А поиск того, сего, поиск A, B, C, D — это все безумная идея.

Ищи одно явление — то явление, которое удовлетворит тебя тотально. Это возможно. Если мы знаем это явление, мы знаем все явления. Если ты обретаешь это явление, ты обретаешь всё. Возможно ли это? Да, это возможно. И когда в нас рождается подобная вера, это подлинная вера

Это явление известно как шрадха на санскрите. Возможно, подобные выражения существуют и в других языках. Идея в том, что существует Центральная Истина, и если я знаю эту Истину, я знаю всё. Если я обретаю это явление, я обретаю всё.

Если ты хочешь быть учеником, изучай подобное явление, которое обладает абсолютными характеристиками, великими качествами. Не занимайся поиском частного, но ищи концепции целого.

Это приводит нас к следующему пониманию — Центр, который управляет множеством, единство Целого. Из одной точки вся наша концепция контролируется и направляется из одного места, точки. Такая идея. Один как Владыка целого. Если я знаком с этим Единым, целое известно мне.

550 4 истины

Есть четыре вещи, в которых можно быть совершенно уверенным: 1. кто привержен истине, тому не страшны никакие беды; 2. кто предан Всевышнему, тот не зависит от милости смертных; 3. алчущий власти не остановится ни перед каким злодеянием; и, наконец, 4. нет таких благ, от которых не отказалась бы душа, преданная Кришне

549 Поиск центральной Истины

В целом мы считаем, что если мы соберем максимум денег, то с их помощью мы купим чувственные наслаждения, таково расхожее представление. Но «Шримад Бхагаватам» говорит: следует полностью изменить отношение к этим вещам. Наши взаимоотношения с этим материальным миром будут основаны не на стремлении к чувственным наслаждениям, но речь идет лишь о том, чтобы сохранить телесное здоровье.

С помощью здоровья можно зарабатывать деньги, а деньги следует использовать не ради чувственных наслаждений, а для того, чтобы продолжать выполнять долг. Долг же должен быть направлен на достижение высшей цели жизни, таттва-джигьяса, поиск Истины.

Материя должна быть использована для достижения здоровья — это деньги, деньги. Это должное выполнение долга, а долг следует выполнять таким образом, чтобы исследовать природу себя и окружающего мира. Кто я? Какова природа окружающего мира и где мое подлинное удовлетворение?

Это единственное требование для нас — стремиться к нашей истинной цели, вопрошать, искать, кто я, где я, кто мой Господь. Все эти вещи должны быть обсуждаемы и исследуемы, такой должна быть цель нашей жизни, мы будем идти этим путем. Какова природа окружающего мира? Кто я? Где я нахожусь? Какова моя цель? Все эти вещи, поиск себя и исследование своей природы и природы окружающего мира.

Веданта говорит: «Атхато Брахма-джигьяса» – «настало время вопрошать». Какова цель твоей жизни? Цель жизни всех нас только одна. Что же это такое? Поиск центральной Истины, и этот поиск должен носить универсальный характер. Это цель — поиск этого явления, которое имеет универсальную природу. Поиск центральной Истины, зная которую всё может быть познано, обретая которую мы обретаем всё. Это возможно!

548 Высшая потребность человека

На поверхности может показаться, что мы хотим быть владыками всего, власти, способности контролировать: «Все будет подвластно моему контролю, чего бы я ни захотел, осуществится», но это не так.

На поверхности может показаться, что мы хотим власти, могущества, но не могущества. Иногда мы думаем, что хотим знать все: «Я не хочу контролировать все, но я хочу знать все и вся, я не хочу быть невежественным». Некоторые люди могут так думать, но это также не есть высшее достижение, способное утолить наше чаяние.

В действительности то, чего мы хотим, мы хотим знать о поиске нашего сердца. Если мы будем исследовать этот вопрос должным образом, мы увидим, что все люди вымаливают любовь и нежность, обожание всего, – это внутренняя, самая сокровенная, глубинная потребность повсюду - любовь и нежность.

Все ваши чаяния лишь кажущиеся, мнимые, они не укоренены глубоко. Самая глубинная жажда дживы обращена к этому явлению – любви и красоте, нежности и гармонии, не к могуществу, знанию или чему-либо еще. Это диагноз всего живого, это черта, которая роднит их всех, но чтобы достичь подобной ясной стадии жажды, понимания своей глубинной потребности, мы не находим подобное понимание везде и повсюду. Лишь немногие души можно найти, души, которые осознают свою самую глубинную потребность.

547 Имя Кришны

Имя Кришны, услышанное или воспетое, исцеляет душу от всех пороков, смывает грех и рассеивает мрак. Он - первый Учитель, от которого исходит преемственность знаний. От него черпают знание все ученые мужи. Не мудрено, что Шри Кришна, чьё оружие есть неудержимое колесо времени, освободил от гнета Землю-матушку.

Шри Кришна есть последнее пристанище для всякой живой твари. Он – возлюбленный Сын Деваки и Яшоды. Он – доблестный вождь семейства Ядавов, могучей рукою истребляющий зло и злодеев. Одним лишь напоминанием о Себе Он избавляет от порока всех живых существ – движущихся и недвижимых. Улыбкой Своею Кришна возбуждает любовное желание в сердцах женщин Вриндавана. Слава Его не померкнет в веках!

Дабы не исчезло в мире богослужение, Господь нисходит сюда в облике богов, людей и зверей, и принимает служение от смертных. Всякий, жаждущий служения у стоп Всевышнего, да внемлет сказаниям о Его играх, что вершит Он в разных обличиях. Внимая повестям о забавах Всевышнего, человек искупает последствия своих праведных и неправедных дел.

Кто с восторженным сердцем размышляет, внемлет и поёт о чудесных деяниях Спасителя, тот непременно ступит в Его лучезарное царствие, где всесильная смерть не имеет власти. Ради чертогов Господних обыватели и их цари оставляли свои домы и нищими уходили в лесное затворничество.

546 Определения фундаментальных понятий

Уравновешенность есть погруженность мыслями в Меня. Самообладание – подчинение себе чувств. Терпеливость – это умение пережить страдания. Стойкость – способность не поддаваться побуждениям языка и детородного члена, противляться чревоугодию и похоти.

Великодушие – это непокушение на чужое имущество. Воздержание – отказ от удовольствий. Отвага – это противостояние страсти наслаждений. Правдивость – это восприятие чужих радостей и печалей как своих собственных.

Красноречие – это способность говорить правду в приятном виде, по примеру древних мудрецов. Чистота – воздержание от скверных действий и мыслей. Отрешение есть неприкаянное странствие по свету.

Подлинное богатство – это верность долгу. Жертвенность – подношение себя Мне, Высшему Владыке. Благодарение есть умение дарить ближним блаженство молитвы. Сила – удержание дыхательного круготока в теле.

Достояние – это Моя власть над всем сущим. Достижение – суть любовная преданность Мне. Ученость – способность отстранить себя от окружающего обмана. Великодушие – отказ от неправедных дел. Благолепие – это обладание такими добродетелями как отрешенность. Счастье – безразличие к земным радостям и горю, несчастье – надежда обрести счастье среди бренных вещей. Мудр тот, кто знает, как освободиться из рабства, глупец - кто мнит себя плотью и кровью.

Истинный путь жизни – тот, что ведет ко Мне, ложный – что вызывает волнение в душе. Рай есть состояние умиротворения. Ад – это помрачение.

Твой истинный друг – это твой учитель. Твой дом в здешнем мире – только твоё тело. Богат тот, кто стяжал благой нрав и добродетели. Беден – кто недоволен судьбою. Подлец – кто не умеет совладать с желаниями. Благороден тот, кто умеет сдержать страсти. Падкий до чувственных удовольствий губит себя и чинит страдания другим.

Итак, Уддхава, Я дал определение предметам, о коих ты вопрошал. Стяжавшему вышеназванные добродетели открываются врата свободы. Более Мне нечего сказать о пороках и добродетелях, ибо самое разделение на добро и зло есть порок, чрезвычайно пагубный для души. А лучшая добродетель – вовсе не различать добра и зла.

545 24 заповеди

Уддхава сказал: - О Кришна! О Сокрушитель врагов! Скажи мне, сколько есть на свете правил и запретов? Что такое самообладание и уравновешенность, стойкость и терпение, великодушие, воздержание и отвага, правдивость и красноречие, отрешенность и достояние, предмет желаний, жертвоприношение и благодарение?

Господи, Распорядитель Удачи! Расскажи мне, что есть сила, великодушие и выгода для отдельного существа? Что есть ученость, смирение и благолепие? Кого считать мудрым, а кого - глупцом? Что есть истинный путь, и что - ложный? Что такое рай и ад? Кто - подлинный друг, и где подлинный дом? Кто таков богатый, и кто - бедный? Кто - подлец, и кто - благородный? О Владыка праведных, прошу, растолкуй мне о пороке и добродетели.

Всевышний отвечал: - Ненасилие, правдивость, нежелание завладеть чужим, отрешенность, милосердие, отсутствие чувства собственности, приятие священного предания, воздержание, молчание, стойкость, всепрощение и бесстрашие – вот двенадцать главных правил и запретов.

Чистота тела и мысли, молитва, умеренность в быту, жертвенность, вера, гостеприимство, поклонение Мне, посещение святынь, действия из добрых побуждений, удовлетворенность и служение учителю – вот двенадцать вторичных правил и запретов. Кто следует этим двадцати четырем заповедям, тот обретет все, чего пожелает.

544 Вечное и временное

Если бы люди знали свою судьбу, то большинство из них были бы сбиты с толку бесполезностью своей жизни. Если бы мы поняли, что в конце концов вся Вселенная подвергается полному разрушению, то в чем бы мы нашли смысл всех прожитых в ней жизней?

Мы живем и строим города, которые разрушит война. Мы храним то, что с течением времени обесценится. Мы копим богатства, которые в свой срок придётся оставить. Мы строим храмы, которые опустеют. Мы любим тех, кто покинет нас. Если нет смысла во всех внешних действиях человека, тогда смысл должен быть внутри самой личности. Мы строим города, чтобы ощутить величие человека.

Мы воюем, чтобы стать героями. Мы храним важные вещи, чтобы помнить. Мы копим богатства, чтобы сделать великий дар. Мы строим храм в собственном сердце, который никогда не опустеет. Мы любим тех, кто уходит, чтобы найти настоящую вечную любовь.

543 Реализуйте себя!

Вам нужно научиться жить своей жизнью, если вы хотите реализовать себя. Не поддавайтесь хандре – не думайте, что у вас нет шансов! В истории есть много примеров, когда люди без особых способностей просто верили в себя и достигали очень многого. И есть множество примеров, когда по-настоящему талантливые люди так ничего и не добивались в жизни, считая, что у них мало шансов... Все выдающиеся люди потому и выдающиеся, что у них хватило смелости выделиться из общей массы людей... Почти ко всем из них вначале относились несерьезно. Живите настоящим! Если вы сами себе не испортите жизнь своим менталитетом, у вас должно быть все просто прекрасно.

542 Закон времени

Время проявляется в нашей жизни как возраст. Если в нашей жизни что-то не сделать вовремя: что-то сделать слишком поздно или даже слишком рано, то это может помешать человеку стать счастливым. Сильно помешать его счастью в жизни. Поэтому если нарушаются принципы законы времени и не уважаются возрастные особенности психики человека, то могут быть очень большие проблемы.

541 Неизбежные расставания – часть жизни странника

...Мы полюбили друг друга, словно отец и сын, но будучи странствующими садху чувствовали, что больше никогда не встретимся друг с другом. Этот сладостно-горький опыт, когда люди узнают друг друга и развивают дорогие сердцу взаимоотношения, чтобы затем идти дальше и никогда более не встречаться с этим человеком, составлял часть той жизни, которую я для себя выбрал. Мне это давалось тяжело, однако, несмотря на боль расставания, радость наших отношений была жива в моём сердце.

540 Соломинка в чужом глазу

Сегодня река открыла мне, что людям свойственно судить о других по их внешности и выискивать только отрицательные качества, но если мы начинаем всматриваться глубже, то обнаруживаем несметное количество перемешанных друг с другом особенностей характера, составляющих природу конкретной личности. А обнаруженные нами недостатки могут возникать в результате различных травмирующих обстоятельств, являясь своего рода психологической реакцией на всякие эмоциональные раны, оскорбления, отвержения, потрясения или разочарования, незащищенность, страдания, унижения или болезнь.

Я размышлял о людях, которые чуть не убили меня в Стамбуле, о расистах с ненавистью выступавших против черных во время марша за гражданские права, о тех, кто плохо относился ко мне из-за моих длинных волос и даже о себе самом, о своём собственном осуждении людей, против образа жизни которых я восставал, считая что старшее поколение американцев не правы в своей вечной озабоченности о деньгах и безопасности, упуская тот момент, что все они пережили великую депрессию, те лишения и невзгоды, которые я был просто не в состоянии понять.

Если мы понимаем первопричину того, что принято считать в ком-то плохим, то вместо ненависти мы проникнемся состраданием, поскольку всякая душа изначально является безгрешной. Святые люди ненавидят болезнь, но любят самого больного.

539 Мы непременно получаем то, что заслужили

Нам трудно увидеть связь законов Бога в разных трактатах. Они есть, факт – так как фактически описываются один в один. Законы кармы неумолимы. Они всегда действуют. Действие всегда вызывает противодействие, наука это доказала. Есть сопротивление материала, всё это разобрано в сопромате. Сопромат - сложная наука.

И можно называть это как угодно, но мы непременно получаем то, что мы заслужили. Возможно, это случится прямо сегодня. Возможно, через десять жизней, но это происходит. Бог обычно не вмешивается в этот закон причины и следствия. Бог не вмешивается в этот закон, но это не значит, что Он не может вмешаться. Поэтому если у человека есть вера, если он искренне обращается к Богу, то почему он не может подкорректировать то, что происходит? Легко может, никакой проблемы нет.

Мы могли что-то совершить 50 жизней назад, или в детстве оторвать кузнечику ногу. Знаете, дети очень весёлые, ловят бабочку, отрывают крылья, там. Ещё что-нибудь, гадают на ромашке: «Любит – не любит…». И ромашка: «И! У! А! У! И!» «Плохая ромашка! Не любит…» То есть, мы могли что-то делать неосознанно, какие-то агрессивные действия, так сказать. Иногда, когда дети бесконтрольны, у них проявляются низшие эмоции, поэтому они могут достаточно быть жестоки, могут быть мстительны. Для этого нужен воспитатель.

Воспитатель нужен чтобы в его присутствии не проявлялись низменные эмоции, потому что сам ребёнок ещё не контролирует их проявление, он ещё не знает, что это плохо. Он ещё не знает, что это плохо, он ещё, в общем-то, не особенно понимает все эти законы морали, культуры, поэтому кто-то должен быть рядом, чтобы сказал точно «это ай-ай-ай, а это молодец». Понимаете?

Вот это – «ай-ай-ай», а это – «молодец». Как только воспитатель куда-то уходит, как только у него нет времени, что угодно может произойти. Эмоции могут выйти из-под контроля, и такие вот вещи происходят какие-то даже в детстве. Всё, оторвал там кузнечику ножку, и только через 50 жизней ему трамваем отрезает ногу, он думает: «За что?» Ну к сожалению, таков закон, глаз за глаз, зуб за зуб, ножка за ножку, всё честно, почка за почку. Понимаете? Печень за печень. Крылышко за крылышко. Происходит, к сожалению, происходит. Почему мы не помним всего этого?

538 Конечная цель усилий

Действуя неосмысленно, человек не добьется цели, даже сделав работу безупречно. С другой стороны, несовершенно сделанная работа непременно увенчается успехом, если знать, ради чего она делается.

537 Великие души деревьев

Укрывшись под сенью векового дерева, что огромным зонтом раскинулось над берегом Ямуны, пастухи решили переждать полуденное солнце. Вдруг Кришна молвил задумчиво: ... Подумать только, как милосердны, терпеливы и дружелюбны эти деревья! Ведь каждое из них живет ради других. Летом они укрывают нас от солнца, в пору дождей от небесной влаги, осенью от буйных ветров, зимою согревают, сгорая в огне. Деревья радуют нас пахучими цветами и сладкими плодами. Каждый найдет у дерева прибежище. Воистину вся жизнь этих великих душ - непрерывная череда самопожертвования.

Все что имеют эти благословенные существа – листья, почки, цветы, плоды, коренья, кора, соки, - все это они отдают во благо даже врагам своим, кто приходит к ним с острыми зубами и топорами. Даже пеплом своим и тенью служать они всякому нуждающемуся, не слыша в ответ и слова благодарности.

Разве не в том предназначение жизни, чтобы имуществом своим, делами, словами, мыслями, да и всем своим существом служить во благо ближнему? И кто, как не дерево больше всех отвечает этому благородному призванию!

536 Спокойствие в Боге

Кто не делит вещи на свои и чужие, не превозносит себя над другими существами и одинаково благосклонен ко всем тварям Божьим, тот доволен всегда и всегда умиротворен.

535 Как можно любить того, кого не знаешь?

Если мы сконцентрированы на двери, мы входим в дверь; если мы не сконцентрированы на двери – попадаем мимо, лбом о косяк, бум. И так примерно выглядит современная духовная практика - это человек с разбитым лбом. Он все время мимо, все время мимо, мимо, мимо. И в результате он разочарован. Но он сам не сконцентрирован.

Даже простые вещи требуют концентрации! Даже ложкой в рот не попадешь, если ты не сконцентрирован - не поешь как следует. Поэтому и в духовной жизни происходит то же самое. А как можно полюбить то, что даже попробовать не можешь? Как можно полюбить шоколадку, если не можешь шоколадкой в рот попасть? Как ребёнок, у него все лицо в шоколаде, а он так и не попал ни разу в рот - как можно её полюбить?

Как можно полюбить Бога, если ты не сконцентрирован на Боге? Невозможно Его полюбить, не чувствуется вкус! Лоб разбит - вкуса нет, в дверь не смог ни разу попасть. Это иллюзия. Иллюзия – это вот расконцентрированность. Поэтому и принцип духовной практики – это вернуть концентрированность, вернуть её назад, возвратить её.

534 Чистота сознания

Чистота необходима с нашей стороны. Будь то христианство, или ислам, или индуизм, или буддизм. А погрязать в чувственных наслаждениях – это никогда не может быть высшим стандартом жизни. Самоконтроль необходим. Но для чего, самоконтроль для чего? Для того, чтобы искать спасения от ущербной области, в которой мы находимся в настоящее время.

533 Признаки деградации

Деградация сначала начинается с ощущений, с чувств, как правильно-как неправильно, с окружения. Самый первый признак деградации – это смена окружения. Когда друзья меняются, хорошие на плохих, это значит, что деградация идет, это сто процентов. Когда друзья плохие на хороших меняются, значит, идет прогресс.

Самый явный признак прогресса, что за одну жизнь проделана очень большая работа, это когда человек имеет плохую семейную карму, имея ужасные отношения со своим супругом, способен был преодолеть эти плохие отношения, наладил их, отношения стали очень хорошими. Это означает, что этот человек очень сильно изменил свою карму. Он прогрессирует очень сильно, это явный признак прогресса. Также об этом говорит и улучшение отношений с родителями и с детьми, потому что родственники указывают на самую тяжелую карму, какая только существует.

532 Добрая жена

Удовлетворённая жена есть богатство мужа, его слава и удача. Жена для мужа – спасительное судно в море житейских невзгод, она помогает мужчине осознать ничтожность мирских уз, понуждает искать отрешённости. Добрая жена – помощница мужу в исполнении долга, недаром добрая жена слывёт лучшей половиною мужчины. Воистину, нет такой цели, которой не достиг бы человек в союзе с доброй женою. Точно крепостная стена, верная женщина отражает натиск похоти на мужчину, не даёт любимому пасть жертвой губительного блуда.

^ наверх