Цитаты из лекций и ведических писаний

856 Освобожденный мудрец

Освобожденный мудрец не заинтересован в событиях прошлого, настоящего и будущего, он смотрит на состояние мира с удивлением. Постоянно вовлеченный в действия, подобающие случаю, упрочившись в счастливой середине между крайними и противоположными точками зрения, он существует, отвергая любой вид обусловленности или намерения. Он твёрд в высшем состоянии наполненности, и потому не волнуется и не возбуждается от событий в мире. 

Во всех противостояниях он находится в нейтральной позиции, но при этом он одарен сочувствием и уважением ко всем, оставаясь незатронутым кажущимся миром. Если с ним заговорят, он отвечает просто и соответственно ситуации, если с ним не заговаривают, он молчит; он ничего не ищет и ничего не ненавидит. Мир его не задевает. 

Он говорит то, что верно для всех, и если его спрашивают, он убедительно объясняет свою точку зрения. Он знает, что соответствует и что не соответствует данному моменту. Он понимает точку зрения других людей. Он утвердился в высшем состоянии; оставаясь спокойным и бесстрастным в сердце, он удивленно смотрит на состояние мира. Таково состояние мудрых, достигших освобождения ещё в этой жизни.

855 Женская комната

Когда женщина одна живет, она позволяет себе одну комнату, как только замуж выходит – «до свидания» своя комната. Даже у тех, у которых большие квартиры, я спрашиваю. «Мы въехали в новую квартиру, праздник, радость-то какая!». У сына, говорит, комната, у мужа комната! Я говорю: « А у вас?». «Спальня». Я говорю: «Это не ваша комната. Спальня – это комната с мужем. Ваша комната где?» Тишина. Ну, как, кухня, говорит. Да, поздравляю. Стоило брать лизинг на 30 лет, чтобы на кухне провести все эти 30 лет.

Т.е. идея о том, что беречь отношения «неосознанной компетентностью», значит нужна своя комната, из которой я могу не выходить, пока не буду выглядеть так, какой хочу, чтобы меня увидел муж. Все. Никакой там спальни. Если я хочу, чтобы он меня увидел сразу, как я проснулась, значит, он увидит такой. Если я хочу, чтобы только красивой, причесанной, возможно накрашенной, не важно, такой тогда меня увидит. Традиции не было, меня лично, знаете, кто, Чернышевский научил. Если со школы помните Чернышевского, да, помните, такое есть «Что делать?». По-моему персонаж Анна Павловна ее звали. У нее была своя комната. Это традиции. Это древние, действительно. У женщины должна быть своя комната. Всегда. Это то место, где она должна бить посуду, где она должна рвать записки своего мужа, потому что она на него обижена. Может быть, я не знаю, по-разному. Там, где она должна привести себя в порядок, там, где она может быть в плохом настроении, где она может быть, когда она очень плохо выглядит, когда ее тело проходит определенные этапы, кризисы какие-то. Все. Там, где она может почитать, или побыть одна, если есть потребность. Туда, куда она может позволить прийти мужу, если она хочет.

Разные вещи, это естественно, и это не так экономически сложно. Это комплекс внутренний, что женщина не может себе позволить одну комнату. Люди покупают большие дома, и в них все равно нет комнаты женщины. Нет комнаты женщины.

854 Осознанность, здесь и сейчас

Наша жизнь, она только здесь и сейчас. И когда мы живем здесь и сейчас, то мы начинаем делать всё совершенным образом, то эта энергия, она течет через нас. Эта энергия сознания, божественного сознания, начинает течь через нас, и всё, с чем мы соприкасаемся, наполняется этой энергией. И один из принципов, чтобы быть успешным в жизни, что бы вы ни делали — нужно быть внимательным. Не так ли? Где вы можете достигнуть успеха невнимательно? Да нигде, практически, да? То есть, очень важна внимательность, концентрация — вы делаете всё осознанно. И тогда всё, что вы ни делаете, становится совершенным.

И эти мелкие вещи, они строят жизнь в итоге. Наша жизнь выстраивается, но всё начинается с мелких аспектов. И когда мы выходим из времени, мы только здесь и сейчас делаем, тогда мы соединяемся с этой энергией Божественности, Вечности. Ом Тат Сат — Вечность, Знание, Блаженство. Но для того, чтобы войти в это состояние, очень важно жить здесь и сейчас.

853 Мы сами выбираем с кем и о чем говорить

Мы должны просто проявлять смирение, терпение, не нужно сильно афишировать свои духовные воззрения. В Библии приводятся слова Иисуса Христа: «Не мечите бисер перед свиньями». Если вы чувствуете, что люди абсолютно не интересуются духовной жизнью, то вы имеете право просто молчать и ничего не говорить об этом. У каждого свои убеждения, у каждого свои воззрения, каждый имеет право на свободу. 

Но если вы чувствуете, что среди людей есть кто-то, кто вам сочувствует, кто вас понимает, то с этим человеком вы можете как-то побеседовать, рассказать ему что-то, раскрыть свою душу и помочь. Помочь этому человеку в духовной жизни. Тогда вы получите не только моральное удовлетворение, но и огромное духовное благо. В главе 18 «Бхагавад-гиты», мы её будем читать, Господь Кришна говорит: «Для меня нет никого дороже, чем тот, кто рассказывает эту истину обо Мне Моим преданным».

Вы должны просто ориентироваться на обстоятельства. Если среди окружающих вас людей нет понимания или эти люди атеисты, тогда самое простое – просто молча исполнять свои обязанности, делать своё дело, никому не навязывая своих взглядов. Если же вы чувствуете какое-то взаимопонимание, то с этим человеком или с несколькими вы можете поделиться.

852 Зачем нужно изучать демонические качества

Я напомню определения, какие качества относятся к демоническим натурам из Бхагавад Гиты. Итак: “Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество. Таковы качества людей, обладающих демонической природой, о сын Притхи”. Вот, казалось бы, таких шесть качеств, которые включают в себя определения того, кем является человек демонической природы. Но так или иначе мы можем обнаружить эти качества. Они могут проявляться как-то в нас, это не означает, что мы являемся демонами по своей природе. Дело в том, что в человеке преобладает, то и определяет его наклонности, его природу. Поэтому вот такие всплески этих чувств, качеств мы можем обнаружить.Это происходит определённое низшее влияние. Но если мы не находимся постоянно в этом состоянии, если это не является ведущими для нас чувствами или настроением, если мы можем это осознавать и контролировать, это означает, что демоническая природа всё-таки не одержала над нами полную победу. И поэтому для того, чтобы мы могли контролировать эти побуждения в себе, для того, чтобы мы их хорошо понимали, мы должны ознакомиться, то есть хорошо понять, как проявляется демоническая природа. 

851 Принять свою обусловленность как факт

Живые существа сами себя заключают в тюрьму, нас никто не держит, мы сами себя держим очень надёжно, введённые в заблуждение демонической природой. Мы все в той или иной мере находимся под этим влиянием, так как мы находимся под влиянием нашего ложного эго, ума, чувств. Иногда нам кажется, что мы почитали об этом и всё, мы свободны, но это совершенно не так. Потому что стоит немножко поместить нас в какую-то зону дискомфорта, кто-то чуть-чуть на нас «наедет» и мы моментально испытываем боль, то есть наше ложное эго моментально болит, и мы это почувствуем.

Поэтому сейчас очень популярно, и психологи рекомендуют, соблюдение своих границ, дистанции. Как говорится «один из успехов гармоничных отношений - это правильно выстроенная дистанция». А почему? Потому что мы все находимся в плену ложного эго, оно очень болезненное, мы задеваем, и нас легко задевают и понятно, что мы не можем имитировать, что этого нет. И сейчас мы вот об этом почитали, и мы начнём действовать как освобождённое живое существо. Но мы должны хорошо понимать свой уровень и не имитировать то, чего мы ещё не достигли. Потому что таким образом мы просто будем ещё больше в иллюзии, поэтому важно понимать уровень нашего состояния, в котором мы находимся, уровень нашей обусловленности, и учитывать в общении с другими живыми существами, и в отношениях с самим собой.

То есть это важно понимать, это не нужно идеализировать и это не нужно демонизировать, это просто нужно принимать как условия. Вот такие условия у меня есть и в этом нужно действовать. Поэтому вот это ложное эго, гордыня, это опьянение собственной силой, могуществом делают человека очень чувствительным; у него очень болезненное внутреннее состояние и такой человек, как мы говорим, находящийся под влиянием демонической природы, находится в очень уязвимом состоянии и любое дуновение ветра, образно говоря, может причинять ему боль.

850 Холостяцкий комфорт – враг счастья и развития

Немножко надо этот комфорт и безопасность отпустить. Комфорт чаще всего – враг счастья. Удобная одинокая жизнь, она конечно, спокойнее, чем счастливая жизнь, исполненная всяких разных переживаний, всяких разных страхов, всяких разных ломок внутренних, необходимости поднимать свою самооценку для женщин, необходимости разочароваться в своём величии мужчинам, потому, что мужчина нигде так не разочаровывается, как в отношениях с любимым человеком. Понимает, что он несдержан, что он гневлив, что он раздражителен, что он эгоистичен, что ему плевать на её природу, что он хочет сделать из неё второго мужчину, что на самом деле привык жить только своими ценностями, что, действительно, они живут одной идей – «как сделать мужчину счастливым». Что единственное, что их объединяет – как сделать мужчину счастливым. Их умы поглощены этим, и женщины и мужчины – как сделать мужчину счастливым, как сделать мужчину счастливым. Мужчина это понимает с горечью. Он понимает, что я не дотягиваю по качествам, что-то надо делать. Мне никто не показал так, как этот человек, который меня любит рядом со мной, что у меня, в принципе нет качеств, чтобы быть счастливым.

849 Родители не должны отставать от развития

Когда ребенок уже с компьютером разбирается, сотовым телефоном пользуется, а вы как динозавр: «Что это? Ух ты!» Вот вы и будете для него динозавром. Предки, которые отмирают, они ничего не соображают уже вообще. У детей возникает мысль, что они просто недоразвитые. Я видел, как одной бабушке сотовый телефон дали. «Что это такое?» «Телефон». «А где трубка?» «Мама», смотрите, «Мама, вот это и есть трубка». «А где кнопки, открой крышечку», открывает. Простую вещь человек не может сделать, кнопочку нажать. Не может. Почему? Вы задумывались? Почему она не может этого сделать? Да просто не хочет и всё. Ну о чем она будет с молодыми говорить? И ему не интересно вообще с мамой, приглашать её куда-то в гости. Сидит «динозавр»... У них своя туса. «Твоя долго здесь будет сидеть эта? Она нам мешает жить, надо как-то убрать».

В древности отцы, вместе со своими сыновьями в походы ходили, и сражались вместе и так далее. То есть, никогда не было такого, чтобы отец отставал от развития. Наоборот, он всегда обгонял. Это правило. Раньше вы должны были обгонять, он должен круче разбираться в этой технике. «Нет проблем, сынок. Что ты умным себя считаешь, да?! Ну-ка, вот так сможешь?» Он такой: «Опа, вот какие предки у меня, надо же, а? Соображают, оказывается!».

То есть, родители должны быть всегда совершенством перед своими детьми. Если вы видите, что, допустим, ребенок спортом не занимается, если отец щуплик такой: «Сынок, надо тебе как-то здоровьем заняться. Советую. Советую заняться». Бесполезно. То есть, он должен на своём примере показать, сам должен заниматься спортом. Он должен хорошо выглядеть, отец должен быть всегда авторитетом для своего сына, чтобы дети гордились своим отцом. Это не означает, что в компании молодежи он будет на их сленге говорить. Нет. Но он знает, он знает чем они живут. И другие дети тоже будут уважать твоего отца.

Это означает, не быть безразличным к детям и к их судьбе. То есть, что у них вообще происходит в жизни. А у нас что получается? Дети сами по себе живут, мы сами по себе. Мы в своём мирке, они в своём мирке. Если вы не интересуетесь их жизнью, почему они должны интересоваться вашей жизнью? Логично? Нелогично. Они так думают: «Нелогично. Мы не хотим со своими родителями иметь никаких дел» . И это проблема именно родителей.

848 Где взять энтузиазм в жизни?

Люди, у которых нет духовного фундамента в жизни, какими бы они не были бы интеллектуалами, какое бы они не занимали положение в обществе, насколько у них ни было бы все хорошо в физическом плане, рано или поздно эти сферы дают какие-то такие трещины, и человек впадает в состояние такого кризиса, так называемого, экзистенционального. Т.е. для чего я живу, к чему все это, зачем мне все это богатство, зачем мне все эти вещи, слава и все прочее, если я не понимаю, кто я такой и зачем я живу. Поэтому вот это вот духовное основание – оно является таким организующим, главным.

И здесь очень важно, чтобы вот эти все четыре сферы – физическая, социально-эмоциональная, интеллектуальная и духовная – они находились в гармонии. Если они все находятся в гармонии, то их пересечение – оно как бы и рождает так называемое поле энтузиазма. Если человек, допустим, нездоров, или у него нет денег, или ему негде жить – это означает, страдает его физическая сфера. Если он никак не может утвердиться в обществе, не умеет общаться, у него нет друзей, нет семьи., то страдает его социально-эмоциональная сфера. Если человек не читает, не смотрит, не учится, не получает никакого знания - это означает, что застой в интеллектуальной сфере, и человеку, особенно в наш век, будет достаточно трудно где-то, так сказать, устроиться. В целом, он достаточно обделенным будет, если он не получает знания какого-то. Ну а если у него нет духовности, тогда все остальное, как я сказал, обессмысливается с течением времени.

847 Сознание мухи и пчелы

Пчела летит только к меду, ей неинтересны испражнения всякие, валяются. Муха хочет разобраться в этом вопросе всегда. Она говорит: «Почему у нас все не так?» Надо влететь в испражнения и поковыряться в них. В испражнениях каждого человека надо поковыряться обязательно. «Почему он обманывает всех? Давайте разбираться будем. Почему он ушел от жены? Почему Алла Пугачева выходит замуж и уходит от другого? Почему Ельцин пьет?» Еще что-то... Давайте разбираться будем в этом вопросе сегодня. И завтра, и послезавтра. Мы будем этим заниматься каждый день. И наш разум останется абсолютно без психической энергии. Он станет абсолютно неспособным ничего постичь в жизни».

Разумный человек не будет общаться с теми, кто погряз в невежестве, кто постоянно сплетничает. Разумный человек будет искать общество тех, кто говорят об истине. Почему разумный человек не хочет идти туда, где сплетничают? Потому, что у него «сознание пчелы». Ему незачем сплетничать, он хочет позитивного знания, он хочет быть счастливым. Ему незачем уничтожать свою жизнь тем, что он будет разговаривать о всяких глупостях. Понимаете идею?

846 Почему важно любить?

Вот скажите, пожалуйста, мне: кого больше всего наказывает женщина или мужчина, который дает себе клятву, что я никогда больше никого не полюблю! Ну кого он больше всего наказал? Себя! Потому что наша природа – любить. Никто так не страдает, как тот человек, который не любит! Я знаю людей, которых не любят, но они абсолютно счастливые люди, совершенно счастливые люди, потому что они любят всех. Я читал о таких людях, я вижу даже таких людей, их не принимает никто, их все считают странными, их практику считают странной, их настроение считают странным, их молитвы считают странными, но они счастливы абсолютно. Потому что чувствуют огромную любовь ко всем.

Но есть люди, которых любят многие, но они крайне несчастливы. Почему? Потому что «я никого любить не буду, меня предали однажды, мне сделали больно, или меня обманули, я хочу наказать весь мир». Поэтому мы не можем понять, себе представить не можем даже, сколько жизненных сил уходит на то, чтобы не видеть, не чувствовать и не знать, пока мы это не прекратим делать. Пока мы это отрицание в своей жизни не выключим, не остановим его, мы не можем этого понять, а когда останавливаем - мы в ужасе! Сколько лет зря ушло на ерунду, просто вообще на самоубийство просто, на то, чтобы просто убить в себе жизнь, чтоб поверить, что счастья не бывает! Нету!

Потому любить - это большая смелость! «Леди и джентльмены» – это не «Титаник». Открыться человеку - и есть принцип счастья, который называется «любить так, как в первый раз». Помните эти принципы? Могу напомнить вам, очень интересные. Может быть, порядок нарушу чуть-чуть. Живи так, как будто чудеса возможны, учись так, как будто бы ты ничего не знаешь, всегда учись так, как будто ты новичок, люби так, как будто бы ты любишь впервые, это означает: у меня есть ужасная боль, ужасный шрам, ужасных прошлых отношений или нескольких отношений, но я нахожу смелость несмотря на это.

845 Почему одним легко вставать по утрам, а другим сложно?

Это социальное с одной стороны условие, то есть привычка. Выработалась привычка. С другой стороны есть причины, которые не дают возможность пробудиться утром легко. И знаете, какая самая главная причина? Эта причина – когда человек не выполняет свое предназначение. То есть когда мы действуем не по своему предназначению, у нас утром просто нет желания вставать. Тело нас заставляет продолжать спать, потому что хоть откуда-то нужно счастье извлечь. Потому что сон – это одна из форм получения счастья. Когда уже совсем ничего нет – лег, поспал и так вот успокоил нервы.

Перегрузка так же, то есть когда мы накануне длительное время перегружаемся... Поздно принятая пища, т.к. день прожит, а счастья нет, то счастье можно не только из сна извлекать, но и из пищи. Когда нам не хватило этих трех приемов, уже время спать, но чего-то не хватает... Мы идем, открываем холодильник, а холодильник - лучший транквилизатор, все успокаивается, депрессия уходит сразу же, все лечится. И потом ложимся спать. А утром думаем: «Что-то странно, трудно встать...».

844 Для чего нужны отношения в жизни?

Отношения хорошо показывают, насколько человек прогрессирует, как он относится к жизни. Самое оскорбительное отношение к жизни, это оставаться одному. Самое неблагодарное отношение к жизни – это оставаться одиноким. Я согласен абсолютно со словами персонажей старого фильма, Нона Мордюкова играла, сейчас я вспомню, когда она сказала: «Простите, но одинокий мужчина, это ведь неприлично!». И точно также он ей в конце фильма сказал: «Вы извините, но одинокая женщина, это же неприлично». И неприлично, это прежде всего с точки зрения духовной.

Эта жизнь предназначена человеку для совершенствования. Совершенствование происходит в отношениях. Человек начинает совершенствоваться только, если он начинает пытаться строить отношения. Вот в это время, в этот момент, он понимает самое главное. Что он понимает? Насколько он несовершенен, правильно? А в чем самое большое несовершенство? Самое большое несовершенство, в том, что мы хотим, чтобы весь мир был похож на нас. Это такая тенденция, как бы нашей природы.

843 В поиске недостатков нет никакого смысла

В самом деле, зачем тратить силы и время на анализ чужого поведения? От этого больше вреда, чем пользы. Даже если мне удастся найти изъян у кого-то, особенно у преданного, этот изъян перейдет ко мне. Если пить чужую отраву, отравишься сам. Лучше не касаться недостатков других, гораздо полезнее подмечать в окружающих добродетели.

Во времена Гуру Махараджа в нашей Миссии было заведено так: если тебе кто-то не нравился, ты должен был при всех перечислить его положительные качества. Заставляя искать добродетели в преданных, Гуру Махарадж помогал нам расти духовно. У каждого есть положительные качества, но когда кто-то тебе не нравится, ты стараешься эти качества не замечать. Необходимо признавать достоинства других, и делать это нужно ради собственного блага.

Что проку искать дурное в преданных, если Сам Кришна берет на Себя опеку о предавшихся Ему душах. Хорошие они или плохие — не наша забота, они принадлежат Кришне и Ему решать. Если будет надо, Он устранит любой недостаток в Своем слуге. Раз Он этого не делает, значит Ему так нужно. Именно под таким углом зрения нужно смотреть на недостатки преданных. Ни в коем случае нельзя осуждать тех, кто находится под непосредственной заботой Кришны, поскольку это грозит большими неприятностями. В преданных лучше видеть добродетели, а не пороки — не потому, что это красиво звучит, а потому, что это в высшей степени полезно.

842 Определение людей демонической природы

Если говорить о демонической природе, то она связана с тем что, человек, находящийся под влиянием этой природы, не склонен признавать высшие законы судьбы. Он склонен действовать, как он считает. Есть такое выражение в Христианстве: «страх Божий», то есть страх перед Богом. Это не присутствует в демонической природе. Они не видят никаких высших законов, считают, что они сами пишут эти законы. Их действия могут быть самые вероломные или ничем не ограниченные. Это во всех отношениях может быть проявлено: в отношениях между людьми и в семейной жизни, в чём угодно, в поступках, в частных вещах, в глобальных. Это одно из определений людей, которые находятся под влиянием демонической природы.

841 Божественные качества ведут человека к освобождению

Зачем нам нужно знать о божественных и демонических качествах, что нам это даст? Мы порассуждаем, как на уроке литературы, о героях того или иного произведения, или это действительно имеет для нас прикладную пользу? В 5 тексте 16 главы Бхагавад Гиты, говорится, что “божественные качества ведут человека к освобождению, а демонические обрекают его на рабство. Тебе, о сын Панду, не о чем беспокоиться, ты от рождения наделён божественными качествами» - это Кришна обращается к Арджуне, к воину, который находится на поле битвы.

И здесь говорится о том, что божественные качества ведут человека к освобождению. Это то, для чего нам нужно культивировать божественные качества, что нам это даст. Что просто о нас скажут: «Ой, какой хороший человек!» или нам будет приятно что мы такие хорошие, мы будем чувствовать гордость, что я такой хороший человек, и тщеславие от этого, как бы перенесемся на другой полюс? Нет. Здесь идея культивирования божественных качеств связана с тем, что качества, которые ближе всего к душе находятся, это отражение нашей истинной природы. И они ведут нас к освобождению, от влияния жестких законов материи. Тогда как человек, находящийся в демонической природе, обрекает себя на рабство.

А что такое рабство в материи? Это рождение, старость, болезнь и смерть и плюс различные страдания, которые приносят нам чрезмерные страсти. Человек внутренне уже может находиться в собственном аду, когда его негативные эмоции и страсти, неудовлетворения, злости, обиды, это его уже поджаривает в тонком эмоциональном плане. Тогда как культивация божественных качеств даёт ощущение радости, лёгкости, очень возвышенное состояние, человеку внутренне уже хорошо в компании самого себя. Тогда как демонические качества обрекают на рабство: человек находится в очень зависимом состоянии, он совершенно не самодостаточен. Ему постоянно нужно что-то получать извне, он зависит от оценки, от того, чтобы эксплуатировать других живых существ, то есть такое жалкое рабское состояние. Это важно знать и понимать.

840 Как избавиться от демонического менталитета

В Бхагавад Гите (глава 16) говорится что “эти демонические качества присущи им от природы, они получают их еще в утробе матери и, вырастая, проявляют их в полной мере”. То есть это не что-то такое, что упало на нашу голову и такое спонтанно хаотическое, нет. Это природа, на санскрите называется «Дайва» - божественная материальная природа. И это очень сильные вещи, это влияния, которые сильнее нашего. И мы можем и должны понимать эти моменты и относиться к ним с определённым почтением и уважением: относиться к природе, понимая, что она могущественнее и сильнее нас. Поэтому мы может принять прибежище либо в духовной природе, либо в материальной. Тем не менее, когда мы понимаем, что это действует природа, мы уже культивируем в себе божественные качества.

Демонические проявления как раз связаны с тем, что человек не признает никаких авторитетов, он думает, что он сам так действует, что он является причиной всего. Он видит себя в центре, сильно проявлен эгоцентризм. Но когда человек понимает, что есть некие могущественные силы, которые намного могущественнее чем он, это уже помогает ему уйти от демонического менталитета.

839 Стоит взглянуть на свой ум со стороны

Мы должны пользоваться любой возможностью, чтобы взглянуть на свой ум со стороны и еще больше утвердить его в служении Господу. Первым делом необходимо определить, до какой степени беспокойство проникло в нашу жизнь. Это поможет нам определить уровень нашей веры. Садху, святой, должен быть дридха-вратой, т. е. обладать твердой верой и решимостью, а также дхирой, очень серьезным и сосредоточенным. Таков ли наш образ мыслей?

Глубоко проанализировав свое поведение, многие люди осознают, что тревоги и беспокойства пронизывают все их существование. Эти беспокойства чаще всего связаны со здоровьем или экономическими проблемами, но порой бывают совершенно бессмысленными. Например, люди думают, что надеть, куда отправиться на выходные, чем там заниматься, или о том, что о них думают другие. Все эти беспокойства целиком основаны на телесных представлениях, на представлении о себе как о центре вселенной. Слишком большая обеспокоенность приводит к чрезмерному акценту на теле, на материи. Преданный не должен так мыслить. Всевышний Господь настоятельно рекомендует нам отбросить колебания, страх и тревоги, несмотря на постоянные нападки материальной энергии.

838 Углубленный самоанализ

То, что мы получили от нашего духовного наставника, усвоено нами лишь в общих чертах. Теперь же обстоятельства сложились так, что нам приходится тщательно исследовать себя на каждом шагу. Нам нужно анализировать себя. Начался самоанализ, атма-никшeпа. Мы подвергаемся испытанию. Что мы восприняли от нашего духовного наставника, и как? По-настоящему, или только с виду? Пришла пора очищения, испытания: истинные мы ученики, последователи, или только прикидываемся таковыми? Каким должен быть подлинный ученик?

Если мы живем в обществе, то насколько глубоки наши убеждения? Как относились мы к тому, чему учил нас гуру? Насколько укоренилось в нас его учение? Пришел огонь, чтобы испытать, сможем ли мы выстоять? В самом ли деле мы приняли учение гурудева? Или это притворство, подделка? Огонь покажет.

Неблагоприятные обстоятельства дают нам прекрасную возможность налечь на садхану, духовную практику. Все эти трудности нужны для нашей практики, нашего продвижения. В противном случае мы так и не поймем, что такое прогресс, превратимся в лицемеров, будем и другим раздавать подделки. Поэтому потрясения необходимы, чтобы дать нам возможность очиститься. 00:10:13Бог не ошибается. Окружающим повелевает Он. Это не наше дело. Нам не дано распоряжаться судьбами того, что нас окружает. Мы вольны распорядиться лишь самими собой. Окружающий мир — в руках Господа. Господь не сделал мне ничего плохого. Если я искренен, то приспособлюсь к этому окружению и докажу Ему свою веру. Наш патриотизм проверяется тем, насколько стойки мы при любых поворотах битвы. Испытания покажут, настоящие мы воины, или нет.

837 Почему разочаровываются люди, приходя в религиозные учреждения

Мы часто можем слышать: люди, которые приходят в какие-то духовные движения или сами развиваются, [мы сами тоже развиваемся, пытаемся развить своё сознание], и иногда бывает, что люди испытывают разочарование, так как они проходят в духовную, религиозную атмосферу, могут встретить людей, которые транслируют гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость, то есть качества демонической природы. На самом деле, каждый, кто идёт по этому пути, должен развиваться и получать знания из священных писаний. Там есть чёткие определения: кто есть кто. И там мы видим, что люди проявляют такие качества, придя уже в духовное движение, или эти качества есть у нас, то мы должны понимать, что это не результат духовной практики или это не то, что есть духовная практика, а это просто люди, обладающие демоническими качествами, или мы обладающие демоническими качествами.

Прежде всего мы должны сами развивать свой разум и уметь ориентироваться в своей же собственной философии. Потому что очень часто бывает, что люди, приходящие в духовные движения, религии, они разочаровываются, встретив там вот эти проявления. Но дело в том, что об этом предупреждают, что это существует, это люди, обладающие демоническими качествами. Говорится: “Люди, обладающие демоническими качествами, выставляют себя поборниками религии и защитниками духовного прогресса”. А другие - более наивные, менее образованные люди, полагают, что в религии и духовных движениях находятся лицемеры. Опять же напомню, что об этом есть предупреждение, чтобы человек, идущий по этому пути, мог ориентироваться. Что не все, кто себя как-то обозначили в соответствии с этими обозначениями, являются таковыми по сути в соответствии с этими обозначениями. Поэтому очень важно быть самому образованным в философии, развивать свой собственный разум, чтобы не просто быть слепым последователем, а чтобы уметь этими понятиями апеллировать, чтобы самому уметь разбираться.

Эта тенденция не нова, это всегда было, что люди, обладающие демонической природой, привлекаются тем, что даёт им власть, потому что говорится, что им свойственны такие качества как гордость, высокомерие тщеславие. То есть у них будет повод гордиться, что они выше, что они лучше других людей и что они могут как-то управлять. Потому что, действительно, духовная практика даёт определённую силу, могущество. Чистота – это сила и духовное направление, и если человек практикует этот путь, ему дается эта сила. И не будучи свободным от влияния этой демонической природы, человек может неправильно её использовать. То есть пытаясь возвыситься над другими людьми, манипулируя ими, их умами и чувствуя свою власть, испытывая при этом высокомерие, так как он ощущает свою силу и возвышение над другими. И об этом есть информация: “они всегда высокомерны и горды своей образованностью. Желая, чтобы перед ними преклонялись, они требуют уважения и почёта, хотя и не заслуживают его”. И сама постановка вопроса требует уважения и почёта. То есть уважения и почёта требовать невозможно, как невозможно требовать любви, это то что приходит само в сердце человека. То есть это те чувства, которые проявляются естественным образом в виде качества. Уважение и почёт – это вторичное проявление того что в человеке есть качество, есть определенные достоинства и как следствие этого приходит уважение и почёт. То есть когда есть требование этого, это то что уже не заслуживает уважение и почёт. Поэтому здесь тоже важно определиться с этими вещами.

836 Ведическая Русь

Христианство пришло на смену Ведизму на Руси, который выродился из язычества, а сейчас та же самая ведическая традиция вновь появилась в нашей стране, уже немножко в другом историческом контексте. Говорить о том, что для нас является более традиционным достаточно бессмысленно, поскольку любая культура в какой-то момент является новшеством и лишь спустя несколько поколений превращается уже во что-то такое привычное и общепринятое. А цикличность истории невозможно остановить и поэтому, как известно, все возвращается на круги своя, вот. Некорректно, конечно, оценивать одну традицию с точки зрения другой. т.к. в этом случае субъективизма практически не избежать. Учитывая это, я, будучи последователем Вед, постараюсь, на сколько это возможно, в процессе этого анализа, стоять на позиции знания реальных фактов, а не на позиции веры в то, что наше всегда лучше просто потому, что оно наше...

835 Что делать, чтобы не осуждать?

Есть две крайности, в которые имеет тенденцию впадать обусловленный ум, не проработанный ум или со слабым разумом. Одна крайность – это идеализация, то есть все кругом такие ангелы и это просто потому, что надо “посылать любовь” - некое такое удешевление этого понимания, и на всех смотреть - всё как бы в розовых очках находится. Тоже проявление своего рода невежества. Либо другая крайность: демонизировать окружающих. Обычно эти два колебания маятника идут друг за другом. В начале я всё принимаю, но я всё вижу идеализированном ключе. И, конечно, следующая картина после идеализации - это демонизация. Я начинаю копаться, что называется, в ранах и гное и видеть только это. Это характеристика незрелого ума – склонность к полярности. Разум умеет нюансы различать. Есть такая пословица: «дьявол проявляется в крайностях, а Бог в мелочах», то есть, когда мы начинаем видеть вот эти нюансы.

Вы задали вопрос как относиться к проявлению всяких негативных деструктивных вещей в людях, которые практикуют или даже старше нас. Важно принять: да это есть. То есть не пытаться, с одной стороны, замазать себе глаза, говорить, что этого нет, это у меня такое видение или я там как-то неправильно смотрю. Это называется на английском ignor, то есть игнорирование и так же гуна невежества на английском называется ignorance, невежество. Невежество как бы имеет корень с игнорированием. Поэтому это не надо игнорировать, это нужно принять, да, это есть, это существует. Но вместе с тем нужно расширить картину своего сознания. То есть у человека есть ещё и такие, такие, такие качества.

Ошибочно - это когда мы видим только один полюс человека, тогда мы находимся в заблуждении. Но когда мы видим, что, несмотря на то, что человек достаточно жёстко может быть обусловлен природой материальной, тем не менее, мы смотрим на его intention, то есть на его стремление, куда он стремится. Может быть, ему тяжелее чем нам, но он стремится к развитию, к какому-то позитивному направлению. Нужно научиться видеть вот эти вещи и взаимодействовать с его светлой стороной.

При этом мы не обязательно должны близко взаимодействовать с его негативными какими-то проявлениями, поэтому нам не обязательно близко общаться с теми, кто так жёстко обусловлен и ему сложно со своей природой. То есть мы должны уважать всех, видеть их позитивное - куда направлена их душа, ценить их за это, уважать, потому что не так много таких людей в Кали югу и это уникально. Но мы должны использовать разум, видеть эти различные нюансы и взаимодействовать соответственно этому видению.

834 Скрытность - признак неверности

Признак неверности для женщины является неоткрытие своих мыслей мужу, если она имеет свои какие-то идеи, взгляды и втихаря все делает от мужа - это является признаком неверности, она уже склонна к измене в мыслях. Дальше - когда муж делает замечание, жена мысленно всё время спорит, но может делать вид, что не спорит на самом деле. Это значит, она не верна тоже, признак неверности в мыслях. Дальше - она строит личные планы, не советуясь с мужем, у неё планы сами развиваются в голове; она сама решает, как чего делать, где - не советуется – признак неверности. И считать своего мужа не самым лучшим вариантом - мы об этом уже говорили...

833 Зачем создано столько религий и столько противоречий на духовном пути?

Создано, потому что есть определённые желания. То есть в материальном мире всё движется кармой людей и, в принципе, он был создан для того, чтобы живое существо, которое захотело жить отдельно от Верховной Личности Бога, почувствовать себя Богом, оно могло почувствовать себя здесь. И поэтому здесь включилась карма и поэтому здесь живые существа реализуют свои желания быть Богом, как-то себя здесь проявить. И в материальном мире всё происходит благодаря желаниям живых существ и всё, что мы имеем здесь, это результат или плод наших же желаний, поэтому так вот Вселенная или Господь они выполняют все желания живых существ. И поэтому всё то, что мы видим, происходит благодаря желаниям. И конечно желания, как мы видим, не совсем правильные, они деструктивные. Это как в магазине: можно купить всё, что угодно, но всё имеет свою цену. То, что мы имеем, это цена наших желаний, поэтому так как у людей здесь есть некий эгоцентризм, и с течением времени этот эгоцентризм усиливается.

Всё во Вселенной происходит циклично: Золотой век, Серебряный, Бронзовый и вот Кали-юга (Железный век), в котором мы находимся. И чем больше прогрессирует влияние времени в таком деструктивном аспекте, тем больше есть желание как-то отделяться, быть более эгоцентричными, поэтому возникли разные языки, разные общности людей, всё больше и больше разделений происходит. И поэтому существуют разные языки и разные страны, как говорится, что в предыдущей эпохе весь мир был как одна страна, и люди говорили на одном языке, и даже Земля не была разделена материками, была единая культура, общности людей. Но с течением времени и желания людей тоже меняются, и поэтому всё больше и больше есть вот этой обособленности. И так как Господь никогда не забывает живых существ, то есть мы-то Его забываем, Он-то нас нет. Как с отцом: дети могут забыть о родителях, родители - нет, но мы говорим о нормальных расстановках этих отношений.

И поэтому Он посылает Своих представителей, но дело в том, что, если это всё было как бы одинаково, то просто люди бы не поняли. Допустим, если Он пришлёт своего представителя, который объяснял это когда-то что-то людям Золотого века, у них были свой язык и способности более расширены и всё было по-другому, то люди Железного века не поймут. И поэтому в соответствии с местом, временем и обстоятельствами посылаются, приходят определенные посланники, миссии из духовного мира для того, чтобы донести это знание, понимание - то, что бы было понятно о чем идёт речь. И так как проходит какое-то время, меняются обстоятельства, что-то опять меняется, опять приходит Посланник, чтобы вот это знание как бы адаптировать для определённой общности людей, а то уже, которое тогда приносилось, оно кажется уже немножко другим и каким-то более странным, или на другом языке, но это всё связано именно с нами, именно с желаниями людей здесь, с их кармой, которые меняется. И в соответствии с этим им пытаются адаптировать понимание вечных законов, которые, в общем-то, те же во всех посланиях. Но в соответствии с местом, временем и обстоятельствами, они излагаются по-разному, хотя внешне оно выглядит по-разному, но суть она одна. Вот поэтому оно внешне различается потому, что меняется какой-то такой фон жизни человечества.

832 Гнев и злость - это невежество?

В Бхагавад-гите говорится, что гнев - это производное гуны невежества, потому что природа гнева разрушительна. И, в принципе, мы можем это проследить даже на самих себе… Допустим, когда мы гневаемся, когда мы находимся под влиянием этого чувства, то способны разрушить всё вокруг себя: мы способны разрушить отношения, разрушить свою жизнь. И в этот момент, когда мы гневаемся, под влиянием гнева что происходит? Стирается память, то есть, мы забываем всё, что позитивного, хорошего у нас было с тем на кого мы гневаемся. То есть это очень ослепляющее чувство, которое наше сознание выводит на какой-то уровень бессознательного: без сознания в этот момент находимся и это есть неведение, невежество.

Да, конечно, гнев можно использовать в правильном русле, говорится, что гнев свойственен кшатрием или воинам, потому что какой-то элемент гнева должен присутствовать, иначе не сможет воевать. Но это контролируемый гнев, когда мы разумом понимаем, что мы делаем, для чего мы делаем. Так же контролируемый гнев может быть полезен, когда мы испытываем его в отношении невежества, в отношении собственного невежества, когда нам надоедает, что мы просто как марионетки под влиянием каких-то импульсов движемся. И мы просто берём себя в руки и начинаем активно что-то делать: мы воюем с каким-то беспорядком в своей жизни или с реальным беспорядком в своём доме, иногда нужно хорошо рассердиться, то есть, этот гнев [опять же, контролируемый гнев] может быть таким генератором, который запустит очень позитивные вещи. И недаром в астрологии планета Марс символизирует (обозначает) воинов, гнев, то есть, Марс олицетворяет собой гнев. Сильный и такой сбалансированный Марс в карте позволяет человеку довести вещи до конца, то есть быть успешным в своих начинаниях - Марс также символизирует такое волевое начало. Поэтому сама по себе эта энергия гнева может быть очень позитивная, очень конструктивная. Она может выражаться в таком качестве как воля, когда человек просто подгоняем пониманием тем, что он не хочет быть в невежестве, он не хочет быть так как это было раньше с ним. Это заставляет его действовать позитивным образом - своего рода, это вот такой контролируемый гнев или энергия Марса направленная в мирных целях, что называется.