Кришна защищает коров и брахманов
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:01 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, глава восьмая, текст сорок третий. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 5 мая 1973 года в Лос-Анджелесе.
Преданный:
— Перевод: «О Кришна, друг Арджуны, о предводитель потомков Вришни, Ты уничтожил политические группировки, приносившие беспокойство этой планете. Твоя доблесть никогда не убывает. Ты владеешь трансцендентной обителью и нисходишь, чтобы облегчить страдания коров, брахманов и преданных. Ты — владыка всех мистических сил и Ты — учитель всей вселенной. Ты — всемогущий Бог, и я почтительно склоняюсь пред Тобой»
[ШБ 1.8.43].
00:00:52 Шрила Прабхупада:
— Итак, к Господу Кришне здесь обращаются как кр̣шн̣а-сакха. Хотя Арджуна является сыном Кунти, Он младше Кунти, но она знает, что Кришна связан с Арджуной более близкими отношениями чем с ней. Она знает это. Другое значение кр̣шн̣а-сакха таково: Кришна́ – это имя Драупади. Кришна спас Драупади от унижения. Была попытка раздеть её со стороны Дурьйодханы и Карны, но Кришна спас её. И в этой связи Кришну также называют кр̣шн̣а-сакха.
00:01:47 Вр̣шн̣й-р̣шабха. Ришабха – значит глава. Главного человека называют ришабхой. В династии Вришни Кришна является главным. Династия Вришни прославилась, потому что Кришна явился в этой династии. Мы уже раньше говорили об этом, малайа чанданам. Например, сандал. Поскольку сандал произрастает на Малайе, теперь это называется Малайзия, поэтому он называется малайа чандан. Иногда его выращивают в горах Малайа.
00:02:51 Итак, р̣шабха̄вани-дхруг-ра̄джанйа. Дхруг – значит восставший. На самом деле царь должен быть представителем Бога. Честь царя в любой стране, царей почитают с пышностью, почему? Он тоже человек, как и все остальные граждане. Почему же царя так почитают? Как духовного учителя. Духовный учитель почитаем. Его не только почитают, в шастре говорится: на̄ваманйета кархичит а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н [ШБ 11.17.27]. К духовному учителю не следует относиться как к обычному человеку. И мы практически видим, что к царю или президенту не относятся как к обычному человеку. Почему, по какой причине? В чём дело? А дело в том, что царя так же по-другому называют нарадевой – Бог в облике человека. Нарадева. Итак, царю оказываются почести, потому что царь должен быть представителем Бога. Поэтому его почитают. Его обязанность…
00:04:49 Кришна поддерживает, эко йо бахӯна̄м̇ видадха̄ти ка̄ма̄н [«Катха-упанишад», 2.2.13]. Кто такой Бог? Это высшее живое существо. Нитйо нитйа̄на̄м̇. Мы тоже живые существа. Мы все живые существа в разных формах, в восьми миллионах четырёхстах тысячах форм. Мы все живые существа. И Кришна тоже живое существо, Кришна не нечто безликое. Бог не что-то безличное. Например, мы личности, вы личность, каждый из нас, сидящих здесь. У нас есть качества личности, у нас есть индивидуальность.
00:05:41 Имперсоналисты не могут понять: «Мы индивидуальное существо, как же Всевышний, изначальная причина всего, как Он может быть личностью?» Дело в том, что наш опыт говорит нам, что моё знание, или знание любого индивидуума, ограничено. Но как безграничное может быть личностью? Ведь мы ограничены, а Бог безграничен. Поэтому майавади, не обладающие должными познаниями, они, отталкиваясь от идеи ограниченности личности, считают, что Бог, будучи безграничным, должен быть безличным. Они сравнивают Его с материальными объектами. Например, небо мы считаем безграничным. Небо безлично. Их философия такова, что, поскольку Бог безграничен, следовательно, Он должен быть безличен.
00:06:56 Но Веды не об этом говорят. Веду утверждают, что Он тоже личность. Бог тоже личность. Например, мы видим Кришну. Кришна – личность и мы тоже личности. Разница в том, что этой личности поклоняются, а мы поклоняющиеся. В этом разница. В противном случае, Он личность и мы личности. Но, например, царь. Царь тоже личность, и граждане страны тоже личности, президент – личность, и его граждане – личности. Но в чём разница? Разница в том, что президент, или царь, или духовный учитель – это личности, которые занимают возвышенное положение, и им поклоняются. В этом разница.
00:07:53 Почему одной личности должны поклоняться многие другие личности? Потому что одна личность обеспечивает всем необходимым множество личностей, эко йо бахӯна̄м̇ видадха̄ти ка̄ма̄н. Бог тоже личность, Он один, а нас множество. Богу поклоняются, потому что Он обеспечивает всем каждого. Он даёт пищу, Он поддерживает, Он даёт нам всё необходимое для жизни – Бог обеспечивает нас всем. Поэтому мы должны поклоняться Ему. Нам необходима вода – Бог дал нам океаны воды, запасы воды. Пользуйтесь. Как всё замечательно организовано: чистая вода смешана с солью, чтобы она не портилась. Господь всё идеально устроил. Если вам нужна питьевая вода, то та же вода дистиллируется. По воле Бога солнце испаряет, выпаривает воду, она поднимается в небо, дистиллируется, очищается.
00:09:05 Как Бог обеспечивает каждого всем? Нам необходим свет, нам необходимо тепло. В обычной жизни тоже, в государстве есть отдел, который занимается отоплением, освещением, водоснабжением. Зачем? Нам всё это необходимо, все эти удобства. Почему бы вам не увидеть, что всё это уже устроено в мире. Всё, что делается в стране, это уже второстепенно. Но прежде всего всем этим обеспечил нас Бог. Господь дал нам воду при помощи дождя. Вы можете собрать эту воду и держать, хранить её в водохранилище. Без дождя вы не способны достать воды. Поэтому изначальный снабженец – это Бог. Эко йо бахӯна̄м̇ видадха̄ти ка̄ма̄н. Он личность, у Него есть разум. Он знает, что все они будут нуждаться во всём этом: в тепле, в свете, в воде. Без воды вы не сможете выращивать пищу. Даже те, кто едят животных, – если бы Бог не обеспечил всем этим, как бы они смогли есть мясо? Животных тоже нужно кормить травой, и только после этого вы можете отвезти его на скотобойню, построенную своим изощрённым разумом.
00:10:35 Бог кормит нас пищей, тем не менее, мы бунтуем. Это называется авани-дхруг. Эти негодяи, нарушающие законы Бога, они бунтовщики. И долг царя – следить, как представитель Кришны, как представитель Бога. В противном случае, какое право он имеет на все эти почести со стороны граждан? У него нет права на это. И поскольку цари в былые времена, в каждой стране были цари, монархи, поскольку они нарушали законы Бога – они сами объявляли себя Богом: «У меня столько собственности, у меня огромное царство, я Бог, я Господь всего, что меня окружает!» Когда они узурпировали власть Бога, все эти монархи, теперь им пришёл конец из-за этого. Потому что они не действовали как представители Бога. Они думали, что это их собственность, царство. Нет, это не правда. Факт в том, что всё принадлежит Богу. Ишавасьям идам сарвам.
00:12:02 Итак, представитель должен быть очень покорным, и тогда его положение сохранится. Например, так называемые духовные учителя заявляют: «Я Бог!» У них нет такого положения. У них нет права на это. Они бунтовщики. Духовный учитель должен распространять сознание Бога, сознание Кришны, помогать всем сознавать Кришну. Они должны быть самыми сокровенными слугами Бога, а не богами. Например, Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит: [санскрит]. Духовного учителя почитают наравне с Верховной Личностью Бога, ему оказывают почести. Са̄кша̄д-дхаритвена. Харитва – значит как Богу. И об этом сказано во всех шастрах, это не выдумка, что духовный учитель равен Богу. Са̄кша̄д-дхаритвена самаста-ша̄страир. Об этом сказано. Поскольку об этом сказано в шастрах, татха̄, поэтому те, кто достиг высокого уровня, садбхих, те, кто достигли высокого духовного уровня, они подчиняются духовным наставлениям.
00:13:54 И что, тогда духовный учитель такой же, как Бог? На следующей строчке говорится: кинту прабхор ях прия эва тасья. Духовный учитель – не Бог. Разница в том, что есть севья-бхагаван и севака-бхагаван. Севья – значит тот, кому поклоняются. А севака – это тот, кто поклоняется. Духовный учитель – Бог, а Кришна – тоже Бог. Но Кришна – тот Бог, которому поклоняются, а духовный учитель – это Бог, который поклоняется. Он Бог, но он поклоняющийся Бог. Таково объяснение. Майавади не могут этого понять. «Так как духовного учителя необходимо принимать как Бога, поэтому я стал духовным учителем, и поэтому я стал Богом», – и это проявление непокорности. Бог наделил вас положением, если вы хотите узурпировать Его власть, хотя вы на это и не способны, тогда вы просто негодяй, бунтовщик, вас нужно наказать!
00:15:10 Поэтому сказано: «Поэтому Ты низошёл, чтобы уничтожить всех этих мошенников, которые претендуют на Твоё положение, бунтовщиков». Это естественно. Например, все вассальные цари. Есть один император, есть вассальные цари. Иногда вассалы заявляют: «Теперь мы не будем платить налоги». В Индии так случалось. Это происходит везде. Вассалы, заминдары, землевладельцы – иногда они думают: «А с чего это я должен платить налоги?» И тогда они становятся бунтовщиками. Итак, одна из миссий Кришны – это уничтожать этих бунтовщиков, которые отрицают верховное положение Бога, которые сами себя провозглашают Богом. Поэтому сказано: авани-дхруг. На поверхности Земли бунтовщики. Ра̄джанйа-вам̇ш́а-дахана̄. Он убивает таких людей.
00:16:30 Апаварга. Анапаварга-видья. Анапа, а апаварга. Там говорится анапаварга? Неубывающий. Слово апаварга. Анапаварга, всё правильно. Паварга и анапаварга. Это значит снова паварга. Анапаварга. Паварга и анапаварга. Паварга – значит путь беспокойств, паварга. Те, кто знают санскрит, им известен алфавит. Это пятая строчка. Па, пха, ба, бха, ма.
00:17:44 Итак, па – это паришрама, труд. Этот мир, в этом мире вам приходится тяжело трудиться, чтобы поддерживать себя. В «Бхагавад-гите» сказано: [санскрит]. Кришна никогда не давал Арджуне совет: «Садись, Я твой друг, Я всё за тебя сделаю. Ты просто посиди и покури ганджу». Кришна такого никогда не говорил. Кришна делал всё, тем не менее, Арджуна должен был сражаться. Он вдохновлял его: «Ты должен сражаться». И Арджуна не говорил: «Кришна, Ты мой дорогой друг, поэтому лучше Тебе всё это сделать, а я посижу, покурю ганджу». Нет, Арджуна тоже такого не говорил. Это не сознание Кришны. «О, Боже, сделай всё за меня, а я покурю ганджу!» Это не сознание Бога. Сознание Бога подразумевает деятельность ради Бога, это сознание Бога, это сознание Кришны.
00:19:01 Это слово предназначено для этой цели. Без деятельности вы не можете даже жить, вы не можете поддерживать своё тело. Поэтому говорится: паришрама. Па – значит паришрама, тяжёлый труд. Вы не сможете получить, даже если вы лев, царь зверей, очень могущественный, тем не менее, вам необходимо будет искать свой хлеб в джунглях. Говорится: [санскрит]. Суптасья симхасья. Супта – значит сон. Если лев думает: «Я царь леса, поэтому я буду спать, а все звери сами залезут ко мне в пасть», – нет, сэр, это невозможно, вы должны искать свою пищу, хотя вы и лев. Итак, каждому приходится искать, с большим трудом. Хотя лев очень силён, ему приходится искать свою пищу – другое животное, чтобы съесть его. С большим трудом. Это не так легко.
00:20:25 Итак, паварга – значит труд. А пха – значит пена. Когда вы трудитесь в поте лица, на ваших устах выступает пена, пха. Па, пха, ба. И несмотря на такой тяжкий труд, он остаётся ба – значит бесплодным, он не приносит результата. Па, пха, ба. И бха. Бха – значит страх, бхайа – страх. Хотя вы так тяжело трудитесь, всегда остаётся какой-то страх. Может случиться это, может случиться то – вы боитесь, это природа. Ахара-нидра-бхайа-майтхуна. Бхайа. Эта жизнь, материальное тело, подразумевает еду, сон, страх. Это один из признаков. Хотя я сытно и вкусно питаюсь, я думаю при этом: «Я переедаю, поэтому могу заболеть». Поэтому страх всегда присутствует. Птица, посмотрите на неё, как она ест: она смотрит по сторонам. Почему? Потому что боится врага.
00:21:42 Это бха. Па, пха, ба, бха и ма. В конце концов, марана, мритью, смерть. Это называется паварга. Паварга значит па, пха, ба, бха, ма. Па – значит тяжёлый труд, пха – такой тяжёлый, что пена выступает на губах, ба – значит разочарование, и бха – это страх, а ма – это мритью. Вот что такое паварга. Паварга, и прямая противоположность паварги – это апаварга. Отсутствие тяжёлого труда, пены, разочарования, страха и смерти. Это духовный мир. Это духовный мир. Паварга всегда сопровождается всеми этими вещами. А апаварга – прямая противоположность.
00:22:49 Поэтому одно из имён Кришны – Анапаварга-вирья. Он являет вам путь, позволяющий стать анапаварга. Напаварга, анапаварга. Здесь Кришна говорит: [санскрит]. Почему существует паварга, почему существует пять этих беспокойств? Потому что у вас есть материальное тело. Как только вы воплощаетесь в материальном теле, неважно в каком: теле президента Никсона или теле простого смертного – вам придётся проходить через эти паварги: па, пха, ба, бха, ма. Будь вы полубогом, или человеком, или животным, или насекомым, или даже Брахмой – кем бы вы ни были, как только вы обретаете материальное тело, вам придётся проходить через эти трудности. Это называется материальным существованием. А апаварга – прямая противоположность. Ради этой цели Кришна приходит, чтобы указать вам путь анапаварга. Анапаварга – это путь. Вы должны принять. Кришна говорит, Он откровенно говорит вам: «Предайся Мне, Я дарую тебе анапаваргу. Я окажу тебе защиту». У Него есть сила, способность это сделать.
00:24:32 И говинда. Говинда означает тот, кто дарует наслаждение коровам и чувствам. Аватара – значит воплощение. Он ади-пуруша. Ахам а̄дир хи дева̄на̄м̇ [БГ 10.2]. Он изначальная личность даже среди полубогов, Брахма, Вишну. Люди не должны неправильно понимать. Брахма, Вишну и Махешвара – они считают, что они изначальные. Нет, Кришна говорит, они не изначальные. Брахма, Вишну и Махешвара – не изначальные. Ахам а̄дир хи дева̄на̄м̇ – «Я изначальная личность из этих полубогов». Поэтому мы вновь и вновь говорим, что мы должны поклоняться ади пурушам – изначальной личности. Говиндам а̄ди-пурушам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми. Не второстепенной – первой, первой изначальной личности.
00:25:51 Так что же делает Говинда? Сура̄рти, го. Этот демоничный мир является страшным врагом коров. Только взгляните, они содержат сотни, тысячи скотобоен. Невинные животные, они дают вам молоко – самую важную пищу. Даже после смерти они дают вам свою шкуру, чтобы вы могли шить обувь. И вы настолько бессовестные, убиваете их, и вы хотите быть счастливыми в этом мире? Какие они грешники! Они не понимают. Почему мы так отстаиваем защиту коров? Потому что они очень, очень важны. Нет такого предписания: «Нельзя есть плоть тигров». Вы можете есть. Мясоеды, те, кто едят мясо, им рекомендуется есть плоть коз и других низших животных, иногда даже собак они едят или свиней. Вы можете есть. Но никогда не употребляйте мясо коров. Невинные животные, это самое важное животное. Оно служит вам даже после своей смерти. При своей жизни она оказывает вам очень важное служение, давая вам молоко, но даже после смерти она продолжает служить вам, давая вам кожу, копыта, рога, вы пользуетесь ими. Но тем не менее, нынешнее человеческое общество настолько неблагодарно, настолько бессовестно, что убивает коров.
00:27:58 И Кришна приходит, чтобы наказать этих негодяев. Поэтому сказано: го-двиджа-сура̄рти-хара. Кришна приходит, поэтому мы поклоняемся Кришне. Брахмана. Чтобы человеческое общество было совершенно, в нём должны защищаться го и двиджа. Двиджа – значит брахманы. Брахманы – это те, кто знают Брахман, Бога. Эти два класса должны получать всяческую защиту. Поэтому Кришне поклоняются в этом мире.
Здесь говорится о том же самом, говиндая, го-двиджа арти-хара. Двиджа. Когда класс брахманов, когда коровы начинают изнывать от рук негодяев-демонов, тогда приходит Кришна, йада̄ йада̄ хи дхармасйа гла̄нир бхавати бха̄рата [БГ 4.7]. Всё это адхармы. Итак, в эту эпоху, в Кали-югу, люди стали такими грешными и так страдают, поэтому Кришна нисходит в образе своего имени. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Я остановлюсь на этом.