В Кали югу нет очистительных обрядов

Рим - 26 мая 1974
Описание личности Шукадевы Госвами. Даша-видха-самскары – элементы образования, предназначенные для очищения сознания. Гарбхадхана-самскара. Качества кшатриев и брахманов. История Джарасандхи. Бхагавад-гита 9.32. В чём состоит главная обязанность вайшнавов. У каждого есть потенциал вернуться домой к Богу. Индия и Пакистан.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:32:21 | качество: mp3 128kB/s 30 Mb | прослушано: 145 | скачано: 90 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», Первая песнь, глава 2, текст 2. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 26 мая 1974 года в Риме.
Преданный:

00:00:11 — Перевод. Шрила Сута Госвами сказал: «Я в почтении склоняюсь перед этим великим мудрецом, Шукадевой Госвами, способным проникнуть в сердце каждого. Когда он, не пройдя очищения священным шнуром и обрядов, предназначенных для высших каст, покинул свой дом, чтобы принять отречение от мира - санньясу, его отец Вьясадева, страшась разлуки с ним, воскликнул: “О сын мой!” Но лишь деревья, переживавшие ту же боль разлуки, эхом откликнулись на возглас убитого горем отца».

00:00:48 Шрила Прабхупада:
Правраджантам означает «покинуть дом, приняв уклад отречения от мира». Это называется правраджантам, поэтому санньяси называют паривраджакачарьей. Санньяси должен путешествовать, не имея прибежища, не имея дома, это называется правраджйа.
Итак, Шукадева Госвами находился 16 лет в лоне своей матери. Он не выходил. Он слушал своего отца, находясь в её чреве. Это называется парамахамса. Парамахамсе не зачем проходить какие-то церемонии для очищения, потому что парамахамса уже чист.

00:01:56 Ан значит «без». Упета значит «принимать прибежище у гуру или проходить церемонию награждения священным шнуром», упанаяна. Эта церемония вручения священного шнура именуется упанаяна. Это означает, что он не следовал этому правилу, потому что находился в утробе матери. Не пройдя никаких самскар, он тотчас же родился, появился на свет. И конечно отец ожидал, что сын останется дома, каждый отец ожидает этого, но он, то есть Шукадева Госвами, сразу же после своего рождения ушёл из дома. Он ждал того момента, когда ему выдастся возможность уйти из дома, и только тогда он родился. Отец был убит горем от разлуки с сыном. Поэтому дваипайанах означает Вьясадева. Вираха-катара – он очень был опечален. Этот сын находился в утробе 16 лет, и, как только он родился, тотчас же покинул дом! «Мой дорогой сын, куда же ты уходишь?» Но тот не откликнулся ни на чей зов, он пошёл не оглядываясь. Путрети – мой дорогой сын, тан-майатайа – поглощённый в мысли о путре. И он услышал эхо от деревьев. Он кричал: «Дорогой сынок, куда ты уходишь?! Куда ты уходишь?» И лес откликнулся эхом: «Куда ты уходишь… Куда ты уходишь…»

00:04:19 Всё это прилагательные, относящиеся к Шукадеве Госвами. Эта личность, за которой шёл отец, не ответил ему, но деревья ответили отцу эхом. Шукадева Госвами был духовным учителем Суты Госвами, поэтому, прежде чем что-либо сказать (таков этикет), необходимо выразить почтение духовному учителю. Система варн и ашрамов предписывает её последователям исполнение многих обязанностей, упорядочивающих жизнь.

00:05:08 Есть даша-видха-самскары – определённые церемонии, предназначенные для очищения. Это научная система, позволяющая возвести родившегося ребёнка на уровень цивилизованности. Животные тоже зачинают детей, прямо на улице. Если человек так же поступает, как кошки и собаки, как может он ожидать, что у него будут разумные дети с хорошими качествами? Поэтому существует метод для зачатия детей. Прежде чем зачинать детей, проводится церемония гарбхадхана-самскара – оплодотворение жены, гарбхадхана. Это не сексуальное наслаждение, поэтому в «Бхагавад-гите» есть такие слова: дхарма̄вируддхо ка̄мо ’сми.

00:06:18 Где «Бхагавад-гита»? Найди дхарма̄вируддхо ка̄мо ’сми. Это в седьмой главе. Нет, почему бы тебе не обратиться к алфавитному указателю? Седьмая глава, да. В которой Кришна говорит: «Сексуальная жизнь, которая не противоречит принципам дхармы, или принципам варнашрамы, это Я», – говорит Он. Половая жизнь – это так же Кришна. Ты нашёл? Читай.

00:07:11 Преданный:
Балам̇ балавата̄м̇ ча̄хам̇
ка̄ма-ра̄га-виварджитам
дхарма̄вируддхо бхӯтешу
ка̄мо ’сми бхаратаршабха

Шрила Прабхупада:
Дхарма̄вируддхо…
Преданный:
— Дхарма̄вируддхо бхӯтешу
ка̄мо ’сми бхаратаршабха

00:07:23 Шрила Прабхупада:
— Читай.
Преданный:
— Я сила сильных, лишённая страсти и желания. Я половая жизнь, не противоречащая религиозным принципам, о потомок Бхаратов.
Шрила Прабхупада:

00:07:46 — Да, это называется гарбхадхана-самскара, она предназначена для того, чтобы зачинать лучших детей. Кришна говорит, что Я такая половая жизнь. Это самскара.
Итак, раньше, по крайней мере, среди высших сословий общества, а именно брахманов, кшатриев и вайшьев, было принято соблюдать гарбхадхана-самскару. Это не является какой-то тайной, потому что человек собирается зачать ребёнка. Этот ребёнок должен быть достойным, достойным человеком. Поэтому проводится такая самскара прежде всего.

00:08:38 Затем, когда жена беременеет, проводятся другие самскары. Потом упанаяна-самскара, виваха-самскара, до самой смерти. До рождения и до самой смерти проводятся самскары. Об этом сказано в «Шримад-Бхагаватам»: асамскрита. Нынешнее правительство не проходило никаких самскар. Раньше цари, представители высших каст, цари и другие высшие касты: брахманы и кшатрии особенно, так же вайшьи – проходили самскары, церемонии очищения.

00:09:42 Самскары – это определённые элементы образования, которые позволяют человеку продвигаться в своём сознании. Например, мы посылаем детей в школы, в колледжи, для того чтобы они могли получать образование, двигаться дальше в своём развитии. Также и самскары предназначены для очищения, для того чтобы человек мог действовать в жизни. Если я прошёл самскару брахмана, если я получил священный шнур, то я должен действовать как брахман. Это очень практично, например, если вы сдали экзамен на инженера, то вы обязаны действовать как инженер. Не думайте, что раз вы обрели квалификацию инженера, вы теперь должны действовать как продавец. Нет. Вы должны действовать как инженер. Вы для этого имеете все качества.

00:10:48 Точно так же ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣шт̣ам̇ гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣ – Кришна говорит, что это общественное деление на брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр устроено Мною в соответствии с качествами и родом занятий человека. Это определяется не только работой, не только видом деятельности и не только качествами – должны быть и качества, и деятельность. То есть, если вы действуете как брахман, то у вас должны быть все качества настоящего брахмана. Если вы хотите действовать как кшатрий, то вы должны обладать всеми качествами кшатрия и действовать.

00:11:41 Кшатрий никогда не боится сражаться. Если кто-то бросает ему вызов: «Я сражусь с тобой! Я хочу драться с тобой!», кшатрий никогда не откажется. Если кто-то назвался кшатрием и говорит вам: «Я хочу сыграть с тобой в шахматы или другую азартную игру» (кшатриям позволяется играть в азартные игры)… Играя в азартные игры, Пандавы всё потеряли. Кауравы, их братья, обхитрили их, потому что кшатрий не может отказаться. Они сказали: «Мы хотим сыграть с вами, делайте ставки». И те проиграли своё царство, жену – всё. И они были изгнаны. Они хитростью так унизили их во всех отношениях.

00:12:33 Поскольку кшатрий не может отказаться, если противник приходит к кшатрию и говорит: «Я хочу сразиться с тобой», – кшатрий не может отказаться, и они будут сражаться до смерти. Кто-то должен умереть. Как Джарасандха. Джарасандха и Кришна, так же Арджуна и Бхима. Они много раз сражались с Джарасандхой. Но он всякий раз приводил с собою несметное войско, и Кришна убивал их всех. Но в один прекрасный момент Кришна захотел убить только Джарасандху, Он не хотел убивать неповинных солдат. Поэтому Кришна, Арджуна и Бхима пошли к Джарасандхе. Они переоделись брахманами. Джарасандха, он был очень щедр по отношению к брахманам, если брахманы просили у него что-то. «Да, чего вы хотите?» И они сказали: «Мы хотим сразиться с тобой». Джарасандха догадался: они просто переоделись, они кшатрии. Джарасандха сказал: «Хорошо, я согласен. Кто со мной будет сражаться? Вас трое». И они сказали: «Выбирай любого». Джарасандха ответил: «Кришна убежал от меня, Кришна – ранчор». Иногда Он так поступал.

00:14:18 Он сделал это ради того, чтобы спасти жизни ни в чём неповинных воинов, и потом Он воспользовался другим шансом убить Джарасандху. Но Джарасандха думал, что Кришна убежал от него. Так или иначе, он сказал: «Кришна меня боится, я с ним сражаться не буду, я отказываюсь с ним сражаться. Арджуна младше меня, поэтому я не буду сражаться с младшим. Но я могу согласиться вступить в дуэль с Бхимой». И они начали сражаться: Бхима и Джарасандха. Таков дух кшатрия. Кшатрий не может отказаться. Они были у него в гостях, эти трое: Кришна, Арджуна и Бхима. Они были его гостями. И они сражались весь день: утром, позавтракав, они начинали сражаться, и это сражение продолжалось весь день. А вечером они опять становились гостями. Их хорошо принимали, они обедали вместе, разговаривали по-дружески. Это дух кшатриев. Так они сражались в течение 27 или 28 дней и позднее с подсказки Кришны Бхима убил Джарасандху. Таков дух кшатриев.

00:15:42 Также у брахманов есть определённые качества. Итак, Шукадева Госвами, он не проходил никаких очистительных церемоний, потому что он был парамахамсой, он был выше всего этого. Поэтому анупетам.

00:16:01 Система варн и ашрамов приписывает её последователям исполнение многих обязанностей, упорядочивающих жизнь: 10 видов церемоний, очищающих практик. В соответствии с этими обязанностями человек, желающий изучать Веды, должен обратиться к истинному духовному учителю с просьбой принять его в ученики. Не следует заключать, что сын брахмана автоматически становится брахманом. Каждый может стать брахманом. Например, есть Джабалу-упанишад, где описывается история Сатьякамы Джабалу. Этот Сатьякама был сыном проститутки, он не был сыном брахмана. Он хотел стать брахманом. Он отправился к Гаутаме-муни: «Господин, пожалуйста, дайте мне посвящение, я хочу стать брахманом». Шудрам не давали посвящение в былые времена. Поэтому Гаутама-муни спросил: «Кто ты? Потому что, знаешь, я ведь не даю посвящение тем, кто не родился у отца-брахмана».

00:17:16 И он сказал: «Я не знаю». «Иди к своей матери и спроси, чей ты сын». Мама сказала: «Я тоже не знаю». И он вернулся и сказал: «Господин, моя мама не знает, чей я сын». И Гаутама-муни принял его в ученики, потому что тот был правдив. Он увидел, что у него есть качества брахмана: он правдивый. Никто не желает признаваться в том, что он сын проститутки. Но тот признался: «Да, моя мама не знает, от кого я был зачат». Это качество брахмана. Особенно в Кали-югу люди не проходят системы очищения в соответствии с Ведами, а потому существует панчаратрика-видхи, согласно которому, если у человека есть хотя бы какие-то задатки брахмана, то духовный учитель принимает его, воспитывает, даёт ему посвящение и делает из него полноценного брахмана.

00:18:27 Итак, священный шнур – отличительный знак тех, кто способен изучать Веды под руководством ачарьи, истинного духовного учителя. Авторитетного духовного учителя называют ачарьей. И ачарья может стать авторитетным духовным учителем. Ачарья – это тот, кто знает смысл, вывод шастр, и он ведёт себя в соответствии с регулирующими принципами шастр и учит этому своих учеников. Вот такого человека называют ачарьей. Ачарья – это тот, чьё поведение и чьи действия являются примером для подражания, это ачарья.

00:19:14 Человек как правило рождается обыкновенным существом, а благодаря очистительным церемониям он получает второе рождение. Это называется двиджа. Если человек родился, его ещё не считают человеком, потому что пока он не прошёл очистительных церемоний, его не признают человеком. Поэтому пока в обществе не появится варнашрама-дхарма, членов такого общества не считают людьми. Их называют животными, или млеччхами, яванами.

00:19:54 Цивилизованное общество должно состоять из людей, которые прошли, которые следовали всем регулирующим принципам. Но, как говорит «Бхагаватам», в настоящий момент люди не проходят никаких очистительных церемоний. Все эти посты, правительственные посты, занимают люди асамскритах крийа-хина. Так что же они будут делать? Они не знают, в чём состоит ответственность правительства. Они не знают этого, поэтому весь мир пребывает в состоянии хаоса. Они сами не являются совершенными людьми, идеальными людьми, совершенными брахманами, кшатриями, они тоже подобны животным, шудры. Как они смогут должным образом править? Раньше так не было. Особенно что касается брахманов и кшатриев – они должны проходить эти церемонии очищения. Человек как правило рождается обыкновенным существом и благодаря очистительным церемониям он получает второе рождение. Это называется двиджей – второе рождение, полученное от духовного учителя.

00:21:19 Увидев всё в новом свете он, в поисках духовного руководства, обращается к духовному учителю, чтобы тот помог ему понять Веды.

00:21:27 Таков наш путь. В начале мы не просим никого получать посвящение или становится брахманом, нет мы просто приглашаем человека присоединяться к пению Святого Имени. Таков наш метод. Мы должны этому строго следовать. В начале мы не должны просить человека: «Делай то, делай это». Он не способен на это, это невозможно. Поэтому всем необходимо давать эту возможность, потому что в Кали-югу никто не проходит этих церемоний очищения. Все рождаются шудрами или даже ниже, чандалами. Но людьми также не следует пренебрегать: не нужно думать, что так как все люди падшие, они ниже шудр, и чандалы, я буду пренебрегать ими, а сам буду повторять Харе Кришна. Нет, так не надо поступать. Обязанность вайшнава – вызволять этих падших душ. Как Кришна говорит в «Бхагавад-гите»…

00:22:32 Найди этот стих.
Кришна говорит: «Каждый, кто принимает у Меня прибежище, неважно, даже если они низший из низкорождённых», — раньше, даже женщины и представители торгового сословия, и шудры, также считались папайони. Папайони – это те, у кого не очень развит интеллект.

00:23:15 Папайони.
Преданный:
Ма̄м̇ хи па̄ртха вйапа̄ш́ритйа
йе ’пи сйух̣ па̄па-йонайах̣
стрийо ваиш́йа̄с татха̄ ш́ӯдра̄с
те ’пи йа̄нти пара̄м̇ гатим

00:23:30«О сын Притхи, те, кто принял у меня прибежище, пусть даже они низкого происхождения: женщины, вайшьи (торговцы), а также шудры (рабочие) – могут достичь высшей цели».
Шрила Прабхупада:
— Итак, это высшая цель – возвращение к Богу, домой – предназначена для каждого. Бог – для всех. Бог не говорит: «Только брахманы, пожалуйста, приходите ко Мне, другим путь закрыт». Нет, Он приглашает всех! Даже низших из низших, низкорождённых – па̄пайона: женщин, шудр, вайшьев – всех! И сейчас Кришна говорит, у каждого есть потенциал вернуться ко Мне, домой к Богу. Кришна Сам утверждает это.

00:24:29 Кто даст им необходимое качество, что бы они могли это сделать? Это вайшнавы. Те, кто действительно являются искренними слугами Кришны, это их долг. Кришна говорит: «Все достойны прийти ко Мне, если следуют правилам и ограничениям, вйапа̄ш́ритйа». Что значит вйапа̄ш́ритйа?

00:24:56 Преданный:
— Принимая прибежище у Меня.
Шрила Прабхупада:
—Да. Нужно желать вернуться домой к Богу и принять прибежище у Его представителя. Вот такие люди могут возвыситься.

00:25:14 Но, к сожалению, в Индии, хотя у людей есть «Бхагавад-гита», они пренебрегают ей. Так называемые брахманы, так называемые госвами, они пренебрегают этим процессом. Например, в Индии мусульмане, определённая категория мусульман захотела отделиться, и так появился Пакистан и Индостан. Мусульмане протестовали: «Индия собирается стать независимой! Но мы не хотим жить с индусами, мы хотим отделиться!»

00:25:56 Зачем? Потому что у них был плохой опыт того, что индусы с ними плохо обращались. Даже шудры. В Южной Индии, это была очень плохая практика. Если шудра идёт по улице, ему приходилось кричать: «Я шудра, иду по улице! Пожалуйста, закройте свои двери!» Брахманы закрывали свои двери, чтобы даже не видеть шудру, иначе всё осквернится: их зерно и всё остальное. Они закрывали двери.

00:26:38 Сейчас в результате что мы видим? Южная Индия и коммунисты, так называемые низкие люди, шудры и чандалы – теперь они в большинстве. Они сформировали правительство по этому принципу: как только брахман нанимается на правительственную службу, ему отказывают. И теперь брахманы прячутся, они скрывают, что они брахманы, потому что иначе они не получат работы. Вот так вот.

00:27:11 Вот это пренебрежение – это не Ведическая культура. Поскольку вот эти мусульмане, которые выросли в Индии, они же не пришли из Афганистана, или из Турции, или из ещё каких-то мусульманских стран, они были индийцами. Но им не предоставили никаких возможностей жить духовной культурой. Брахманы монополизировали её, хотя ничего сами не делали. Они деградировали. Но в государстве шудры и чандалы, они считались отбросами общества, с ними плохо обращались, поэтому, когда Аурангзеб издал свой закон о налоге (согласно этому закону все немусульмане должны платить налог), и люди низших сословий подумали: «Зачем мы будем платить этот налог? Индусы так плохо к нам относятся! Какой смысл оставаться индусом и ещё платить налог?» И поэтому в массовом порядке эти изгои общества становились мусульманами, принимали ислам. Такова история. В сущности, эти мусульмане не пришли из других исламских стран, они родились здесь.

00:28:39 Таким образом создавалась исламская община, постепенно. И Британское правительство воспользовалось этим: они зародили вражду между индусами и мусульманами, они хотели править Индией. И, зная об этом недовольстве мусульман индусами, они сыграли на этом. Они были умелыми политиками. И в конце концов британцы подкупили Джинну, сказали: «Бери сколько хочешь денег».

00:29:13 Как иногда нам говорят, что американское правительство подкупило этих американских юношей… Кто об этом говорит? А, репортёр из газеты. Да, говорят, что эти американские юноши получают поддержку от американского правительства, которое попросило их стать вайшнавами. Какие глупые люди! Посмотрите, эти американские юноши, они отказались от всех своих американских удобств, комфорта, они последовали за мной. Я им никаких удобств не предлагаю: они едят то, что я им даю, и тем не менее, они говорят, что их подкупили. У них даже здравого смысла нет. Ну вот они так думают.

00:29:58 Но иногда политики так поступают. Поскольку британцы, они подумали, сейчас Индия станет независимой, этому надо помешать. Нужно раздробить страну. Такова европейская история. Раньше Римская Империя была единой нацией. То есть все европейцы составляли одну нацию, ведь так? Но, когда империя развалилась, она разделилась на разные нации: Германию, Англию, Францию. Я вижу, по всей Европе одна культура, одна цивилизация. Как они стали немцами, англичанами? Я не знаю.

00:30:41 Так или иначе, так поступают политики. Потому что этим людям не представили возможностей. О чём я хочу сказать? Кришна говорит, что всем нужно дать возможность вернуться домой к Богу, к Кришне.
Чья это обязанность? Это обязанность слуг Кришны. Например, Прахлада Махарадж сказал: «Мой Господь, я не хочу возвращаться домой к Богу один, я хочу забрать с собой всех этих безбожников, непреданных, я хочу взять их с собой. Если я не смогу научить их, чтобы они смогли вернуться домой, – я сам не готов отправиться туда». Вайшнав – это тот, у кого нет проблем. У самого у него нет проблем, но он очень печалится, когда видит, как страдают другие, без сознания Кришны. Это вайшнав.

00:31:51 У вайшнава самого проблем нет. Он может где угодно сесть, повторять Харе Кришна, и у него всё будет. Кришна сказал: «Йога-кшемам̇ ваха̄мй ахам». У него нет проблем. Но долг вайшнава исполнить волю Кришны. Как Кришна говорит... Если у каждого есть потенциал вернуться домой к Богу, то долг вайшнава – учить весь мир тому, как вернуться к Богу. В этом смысл Движения Сознания Кришны.

транскрибирование: Анна Дубровина | 09 января 2020