Во тьме невежества нам нужен свет Шримад-Бхагаватам

Рим - 27 мая 1974
Постижение себя – обязательное качество для осознания Бхагаватам. Веды постигают при помощи слушания. Веды содержат в себе всё знание. Шримад-Бхагаватам даёт свет тому, кто хочет пройти сквозь тьму невежества. Разумный человек задаётся вопросом о том, как выйти из тьмы на свет. Вайшнав даёт знание людям из сострадания. ШБ 1.2.3 - итог введения к Шримад-Бхагаватам.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:33:25 | качество: mp3 128kB/s 31 Mb | прослушано: 139 | скачано: 85 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», песнь Первая, глава 2, текст 3. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 27 мая 1974 года в Риме.

00:00:15 Преданный:
— В глубоком почтении я склоняюсь перед ним [Шукой] — духовным учителем всех мудрецов, сыном Вьясадевы. Из великого сострадания к вульгарным материалистам, пытающимся выбраться из темнейших областей материального бытия, он поведал это сокровеннейшее дополнение к сливкам ведического знания, усвоив его на собственном опыте.

00:00:38 Шрила Прабхупада:
йах сванубхавам акхила-шрути-сарам экам
адхйатма-дӣпам атитӣршатам тамо ’ндхам
самсаринам карунайаха пурана-гухйам
там вйаса-сӯнум упайами гурум мунӣнам

00:01:01 Сута Госвами выражает своё почтение духовному учителю, Шукадеве Госвами. Когда мы выражаем почтение духовному учителю или кому-либо, мы прославляем его трансцендентные качества. Вот что значит прославлять.
Например, мы почитаем Кришну, прославляем Его. Это очень важный элемент – прославлять духовного учителя за его деяния, за то, что он действительно делает. Это прославление.

00:01:42 Что же сделал Шукадева Госвами, сванубхавам? Прежде всего он выслушал «Шримад-Бхагаватам» от своего отца, Вьясадевы, и всецело постиг его. Он не был профессиональным чтецом «Бхагаватам». Например, в Индии сейчас есть такая категория людей, особенно во Вриндаване, госвами. Они зарабатывают на этом. Появилось очень много чтецов «Бхагаватам», которые делают это с большим артистизмом, но они не смогли сделать даже одного человека сознающим Кришну. Потому что они сами не постигли себя, сванубхавам.

00:02:33 Конечно, мы делали всё, от нас зависящее, и за несколько лет появилось так много людей, сознающих Кришну. В этом секрет. До тех пор, пока человек не стал сванубхавам, до тех пора пока он не постиг себя, пока он не живёт по «Бхагаватам», он не может проповедовать «Бхагаватам». Просто граммофонное пересказывание не поможет, не возымеет действия. Поэтому секретарь Чайтаньи Махапрабху, Сварупа Дамодар, рекомендовал бхагавата пада гийа бхагавата стхане – если вы хотите читать «Шримад-Бхагаватам», вы должны обратиться к тому, кто является живым воплощением «Бхагаватам». В противном случае, не может быть и речи о том, чтобы осознать «Бхагаватам».

00:03:27 Итак, Шукадева Госвами получил это учение от своего отца Вьясадевы - махабхагаваты, и он сам осознал это, сванубхавам.
Что это за книга? Акхила-шрути-сарам экам. Акхила – значит для всех. Есть множество писаний, много религиозных писаний, особенно Веды. Шрути – значит Веда. Шрути постигают при помощи слушания, не читая. Вы можете постичь принципы Вед, даже если вы неграмотный, при условии, что вы будете слушать об этом, воспринимать на слух эту науку. Бог дал вам уши. Если вы постараетесь смиренно слушать, чтобы воспринимать некое знание, это принесёт плоды.

00:04:31 Смирение. Это осознал Брахма, когда встретил Кришну. Он произнёс этот стих:
гйане прайасам удапасйа наманта эва
дживанти сан-мукхаритам бхавадийа-вартам

00:04:53 — люди, стремящиеся постичь Абсолютную Истину, опираясь на свою эрудицию, на свои познания и гордясь этим, никогда не смогут этого сделать. Нужно отказаться от этой недозволенной попытки постичь Абсолютную Истину, опираясь на собственные познания, – это невозможно. Кришна не дешёвка, чтобы, упражняясь в философских рассуждениях, вы смогли постичь Его. Кришна говорит: «Я не открываюсь каждому, Я скрыт йогамайей. Люди не смогут Меня понять». И многие гьяни, йоги, карми не могут понять. Нет! Тогда что? Кришна говорит: «Бхактйа̄ ма̄м абхиджа̄на̄ти», – только путём преданного служения. Преданное служение подразумевает смирение, предание, прежде всего предание. «Вы не сможете познать Меня при помощи так называемой кармы, гьяны, йоги, дхьяны – это невозможно. Бхактйа̄ ма̄м абхиджа̄на̄ти». Бхакти – значит предаваться.

00:06:30 Итак, здесь говорится: шрути-сарам экам. Эта «Бхагаватам» является шрути-сарам, как сливки. Вы пахтаете молоко. Допустим, с 20 литров молока вы получаете 5 килограмм масла, сарам, – это сливки, это суть. Если вы хотите понять, в чём суть, вы должны пахтать. У вас может быть много молока, но с молока вы должны снимать сливки. Это разумный подход.

00:07:15 И «Шримад-Бхагаватам» является такими сливками ведического знания. Поэтому говорится: нигама-калпа-тарор галитам пхалам. Нигама значит Веды. Калпа-тарох – Веды подобны древу желаний. Что такое древо желаний? Оно может дать вам всё, что вы хотите. Вы можете получить всё благодаря Ведам. Например, в Индии есть аюрведа. Это материальный предмет. И тем не менее об этом говорится в Веде. Дханурведа – воинское искусство. Есть множество Вед. Веды – значит знание.

00:07:55 Итак, ведическое знание настолько совершенно, что вы можете получить любое знание: материальное или духовное – совершенное знание. Вот что такое Веды. Это не нечто заурядное. И Веду постигают слушая.
В былые времена не было необходимости в книгах. Сейчас наша память не такая острая из-за Кали-юги. Поэтому Вьясадева записал это знание в форме книг. Он облёк его в слова. Потому что он предвидел, что люди в эту эпоху станут тугодумами, поэтому, если они получат это знание в виде книг, то они смогут получить какое-то благо из этого. Хотя раньше ведические знания никогда не записывались в форме книг. Шрути – значит то, что слушают. Способности ученика были настолько высоки, что, услышав однажды духовного учителя, он записывал всё услышанное в свою память мгновенно.

00:09:17 Поэтому брахмачари способен на это. Если вы остаётесь брахмачари, ваш мозг будет настолько сильным, что, как только вы услышите что-то один раз, вы запомните это. В этом благо жизни брахмачари. Если же ученикам позволяют сексуальную распущенность, с чего у них будет сильный мозг? Это научная истина: если человек остаётся брахмачари, то он способен понять знания, полученные от гуру, просто слушая его, услышав его один раз.

00:09:54 Был случай: один англичанин отчитывал другого индийца разными ругательствами, называл его глупцом, тупицей. И тот индиец заявил в суд, что этот англичанин меня оскорблял. «А где свидетели?», – спросили у него. И истец заявил, что был там один брахман, он был свидетелем, он в это время мылся в Ганге. И его призвали в суд. У этого брахмана была настолько острая память, что он повторил слово в слово всё, что он услышал, как граммофон. Как магнитофонная запись. Он сказал: «Я не знаю, что значат эти слова, но вот такие слова он произнёс». У людей была настолько острая память.

00:10:47 Это брахман. Единожды услышав от духовного учителя, он запоминал всё. Духовный учитель значит шротрийам. Это тот, кто хорошо слушал своего духовного учителя. Поэтому ведическое знание воспринимается на слух. Неважно – грамотный человек или неграмотный. Поэтому это знание называется шрути – то, что воспринимается на слух.

00:11:15 И из всех ведических текстов «Шримад-Бхагаватам» является сливками. Прежде всего Вьясадева описал Веды в четырёх Ведах. И дальше он изложил их в форме Упанишад. В дальнейшем он так же записал пураны. Некоторые негодяи говорят, что пураны были записаны не Вьясадевой! Только негодяи так говорят. Пураны – это дополнения к Ведам. Пурана означает – то, что завершает. Так же другое значение слова пурана – означает древняя история.

00:12:01 Итак, пураны – это ведические наставления в форме историй. Например, «Махабхарата». «Махабхарата» – это эпос, исторический эпос, но в «Махабхарате» содержатся все Веды: там говорится об идеальном царе, о царстве. Практически, она говорит о политике, но она основана на ведической литературе. И «Бхагавад-гита» включена в «Махабхарату».

00:12:30 Итак, «Шримад-Бхагаватам» – это суть всей ведической литературы, шрути-сарам экам. Вы не сможете предоставить ничего другого, экам. Как Бог один, точно так же, чтобы постичь Его, есть только одна литературы, одно писание – это «Шримад-Бхагаватам». «Бхагавад-гита» – это предварительное изучение «Шримад-Бхагаватам», шрути-сарам экам.

00:13:00 Адхйатма-дӣпам, что это значит? Как душа пребывает в теле, но из-за невежества, из-за нехватки знания мы не способны постичь атму, Параматму. Мы не можем понять этого. Итак, во тьме вам необходим фонарик. Точно так же «Шримад-Бхагаватам» подобен такому фонарику, с помощью которого вы сможете увидеть атму и Параматму, адхйатма-дӣпам. Дӣпам – значит свет, лампа.

00:13:36 Почему это необходимо? Так же как тому, кто хочет пройти сквозь тьму, необходим свет. Допустим, тут освещённое помещение, а там туннель, в туннеле вам потребуется свет, чтобы выйти через него в другое светлое помещение. Точно так же этот мир, материальный мир, наполнен тьмой. В этом разница между материальным и духовным миром. Материальный мир – это тьма, где вы не понимаете Бога, не понимаете себя. Это материальный мир. Люди очень активны в материальном мире, но они не знают, куда они направляются. В действительности, они во тьме. Материальный мир – это тьма. Так называемые учёные, учителя. Они так же пребывают во тьме. И они ведут других людей во тьму.

00:14:49 Поскольку этот мир тёмен, нам требуется солнечный свет, лунный свет, электричество. Как только солнце скрывается, вы испытываете тьму. Ночью темно. Но, по милости Кришны, Он устроил так, что всё освещается. Но есть иной мир, где нет необходимости

00:15:16
на тад бха̄сайате сӯрйо
на ш́аш́а̄н̇ко на па̄ваках̣
.
Есть иной мир, где нет нужды во всём этом, в источниках света: в лунном свете или в солнечном. Бог настолько добр, что в каждой вселенной, которая представляет собой сплошную тьму, смотрите, как ярко светит Солнце! Это проявление Его доброты.

00:15:51 Поэтому Солнце называется глазом всех планет. Например, вы живёте в хорошем городе: в Риме, в Лондоне, в Америке. Но как только наступит тьма – вы ничего не видите. И так, такова милость Кришны – Он даёт её в форме солнечного света. Поэтому вы способны видеть, вы можете наслаждаться.
Даётся такое описание Солнца: савита... Савита – значит Солнце. Йаччакшур эша. Савита в действительности означает глаза. Без солнечного света вы неспособны видеть ни в каком уголке вселенной, ни на какой планете. И фактически Солнце считается глазами. Солнце – это один глаз, второй глаз – это Луна. Это глаза вират-рупы, Абсолюта.

00:17:00 Когда Он видит, тогда и вы можете видеть. Если Он не видит, вы видеть не способны. Мы очень гордимся своими глазами, говорим: «Можете ли вы показать мне Бога?» Кто вы такой, негодяй? Если бы Бог не видел, вы бы тоже не смогли видеть, почему вы так гордитесь своим зрением? «Мы не видим», – говорим мы. Но кто вы такой? Негодяй, вы гордитесь своими несовершенными глазами и думаете, что сможете увидеть Бога!
Прежде всего поймите, что вы неспособны видеть без помощи Бога.  Солнце – это глаз Бога, и благодаря этому вы можете видеть. Поэтому ваше зрение зависит от зрения Господа, а вы так гордитесь этим.

00:17:52 Представьте себе, этот мир весь полон негодяев, они говорят: «Мы не видели Бога!» А что вы вообще видели? Вы не видите даже самого себя! Вы смотрите на своих родителей, а когда они умирают, вы плачете: «О, мой отец ушёл!» Куда он ушёл, он лежит перед вами! Почему вы говорите он ушёл?
«Нет, он ушёл!» — что это значит? Вы же видите тело своего отца, вы всегда его видели, он лежит перед вами. Почему вы так говорите? Это означает, что вы никогда не видели своего отца, вы никогда не видели своего брата. И тем не менее мы гордимся: «Можете ли вы показать мне Бога?»

00:18:36 Человек даже не задумывается о том, насколько он ограничен. Без солнечного света я не способен удовлетворять даже собственные потребности! Поэтому говорится: адхйатма-дӣпам, это свет. Если вы хотите увидеть Бога, вы должны смотреть при помощи этого света.
И для кого видеть необходимо? Не для обычных негодяев. Это важно для того, кто всерьёз задумывается: почему мы оказались во тьме? Нам требуется свет. Если бы Бог не дал нам света, солнечного света, мы бы всегда пребывали во тьме. Мы не способны видеть, тамо ’ндхам.

00:19:25 Итак, разумные люди, которые задаются вопросом: зачем мне оставаться в этой тьме? Например, днём. Если мы находимся в тёмной комнате, но слышим: «Зачем оставаться во тьме? Здесь столько света, столько солнечного света, выходите наружу!» Мы сразу захотим выйти: «Зачем мне прозябать в этой тёмной, мрачной комнате?»
Точно так же здравомыслящий человек, разумный человек задумается: «Я оказался в материальном мире, наполненном тьмой. Есть ли где-либо свет, куда бы я мог выйти?» вот это разум.

00:20:11 В северном полушарии шесть месяцев отсутствует солнечный свет. Почему вы изобретаете столько электрических источников света? Потому что мы нуждаемся в свете.
Следовательно, разумные люди должны задаться вопросом: материальный мир по природе тёмен. Есть ли другая природа, где всегда светло? Поэтому говорится: «Шримад-Бхагаватам» нужен таким разумным людям, которые хотят выйти из тьмы на свет. Веды сообщают: не оставайтесь во тьме! Выходите на свет, джйотир гама. Джйотир – значит свет.

00:21:09 Итак, Веды предписывают: не оставайтесь во тьме, выходите на свет. Когда человек проявляет интерес в том, как выйти к свету, для вот такого человека предназначен «Шримад-Бхагаватам».
Поэтому говорится: атитӣршатам. Титӣршатам – значит превосходить, преодолевать, ати – желать, преодолеть. Атитӣршатам тамо ’ндхам – преодолеть тьму. Кто же пребывает во тьме? Почему эти люди во тьме?

00:21:43 Самсаринам, они отбывают наказание, потому что забыли о Кришне. Они отрицают верховное положение Кришны, поэтому оказались во тьме. Как тот, кто отрицает законы правительства, оказывается за решёткой. Они преступники.

00:22:05 Аналогично, негодяи, которые забыли о Кришне, о Боге, которые не хотят служить Ему и желают оставаться независимыми не служа, они становятся слугами тюрьмы, майи. Преступники, которым наплевать на правительство, на законы, они думают: «Нам всё позволено!» Хорошо. Окажетесь здесь, мы заставим вас. Точно так же мы отрицаем власть Бога: «Нет нам дела до Бога!» Но майя начеку – она будет пинать вас, учить вас послушанию. И она научит.

00:22:51 Эти негодяи, они превратились в безбожников, они страдают денно и нощно, испытывая тройственные страдания: адхьятмика, адхидайвика, адхибхаутика. Тем не менее, они не приходят в чувство. Настолько тупые. Это разум, когда человек приходит к пониманию: «Я не хочу всех этих страданий! Почему они приходят ко мне непрошенные?» Вот тогда он становится действительно порядочным человеком.

00:23:21 Как в тюрьме – никто не хочет работать на каменоломне в тюрьме, но надзиратель говорит: «Ты должен сломать столько-то камней. И вот тебе палка, если не будешь работать!» Так же и майя пинает нас: «Ты должен это делать. Ты хотел питаться без разбора всем подряд? Хорошо, вот, рождайся в этом теле свиньи, поедай испражнения». Так действует майя, пракрити. Она даёт вам тело, и вам приходится страдать в зависимости от своего тела.

00:23:01 Почему есть разные тела, с разными наслаждениями? Все находятся в материальном мире. Почему один стал свиньёй, другой – собакой, третий – богатым человеком, четвёртый – полубогом? Почему так? Кто это распределяет? Кто хочет стать кошкой, собакой? Кто не хочет стать царём? Но почему так происходит? Кто это распределяет? Кто это делает? Негодяи не могут этого понять!

00:23:29 Поэтому, в своём невежестве, они не верят в своё следующее рождение. Но откуда появляется всё это разнообразие жизни? У них нет мозгов, чтобы понять это! Так называемые учёные изобретают разные фальшивые теории. В зависимости от вашего желания пракрити даст вам возможности.
Живое существо думает: «Я независимо». Вимудха, негодяй. Картахам. Оно не карта. Когда приходит смерть, вам не хочется умирать! Но почему смерть приходит? Почему вы вынуждены умирать? Что скажут ваши учёные? – Ну, это естественно, с этим не поборешься. Вы не хотите воевать, но смерть приходит к вам силой! Даже если вам не нравится, вы говорите: «Ой, это естественно». Вы не можете объяснить, почему смерть приходит к вам против вашего желания.

00:25:29 Джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи – вы не хотите стареть, почему вы вынуждены стареть? Вы не хотите болеть, почему вы вынуждены болеть? У них нет разума, они настолько тупоголовы, они не хотят никаких решений.
Но решение есть. Поэтому и говорится: самсаринам, они тупые негодяи. Они идут, повинуясь законам природы, перерождаясь из одной формы жизни в другую. Всё это страдания. Чтобы выбраться из этих мучительных условий, Шукадева Госвами говорит: карунайаха. Карунайаха означает из сострадания.

00:26:12 Люди страдают. И вайшнав идёт на все эти тяготы, чтобы обратиться к негодяям, тупицам, чтобы рассказать им о сознании Бога. Почему он это делает? Из сострадания. Они очень сострадательны. «Столько людей страдают из-за недостатка знания! Я должен постараться дать им знание», – думает вайшнав. Карунайаха. Такова квалификация вайшнава.
Он очень добрый, титикшава каруника. Как Иисус Христос, он был распят на кресте и тем не менее он говорил: «Отец, они не ведают, что творят». Он был настолько сострадательным! Эти негодяи не знают, что они делают, тем не менее, я прошу Тебя простить их – это вайшнав. Он сам страдает. Но тем не менее он настолько сострадательный.

00:27:08 Недавно была опубликована статья, где описывалось, что Иисус Христос, хотя он и был распят, не умер на кресте. Да, он отправился в Кашмир, есть исторические свидетельства этому. Если он был представителем Бога, истинным представителем Бога, сыном Бога, как эти негодяи могли убить его? Это лишь было разыграно.
Так или иначе, преданные настолько сострадательны. Титикшава — они терпят всевозможные страдания и тяготы в этом материальном мире, тем не менее, они стараются донести знания. Бог есть, есть Царство Бога. Вы здесь страдаете, пожалуйста, поступайте так-то и так-то, чтобы вы могли вернуться к Богу. Это вайшнав, карунайаха. Из сострадания он это делает.

00:28:04 Пурана. Есть 18 пуран, из них «Бхагаватам» тоже пурана. Эта пурана очень сокровенна, это не обычное писание. Его называют безупречным, безупречной пураной, потому что в этой пуране, в этой летописи, дополнению к ведическому знанию, содержится только описание преданного служения.

00:28:35 Дхармах проджджхита – это религия, религия бхагавата, настолько совершенна, что она свободна от всех форм религиозности, основанных на обмане. Весь этот обман выброшен из «Бхагаватам». Есть множество так называемых религий, основанных на несовершенном знании. Они не могут научить людей тому, как достичь совершенства, они остаются при своих недостатках. Известные священники, кардиналы, чем они занимаются? Они просто нарушают заповеди Бога! Иисус Христос сказал: «Не убий». Но они только и делают, что едят мясо. Не нужно принимать одурманивающее вещество, но они принимают. Они даже не могут научиться следовать всему этому. Даже так называемые священники.

00:29:34 По этому принципу «Бхагаватам» настолько замечательна, что даже небольшое обучение, свалпам апй асйа дхармасйа, даже небольшое обучение может возвысить самого падшего до самого высочайшего положения. Это «Бхагаватам», совершенное писание, пурана-гухйам.
Кто же это сделал? Шукадева Госвами. Он прежде всего объяснил «Шримад-Бхагаватам» Парикшиту Махараджу. С этого начинается учение «Бхагаватам». Он усвоил его под руководством своего отца. Шраванам, а затем киртанам. Это тоже киртан. Парикшит Махарадж просто слушал. Это киртан – повторение «Бхагаватам». Когда преданный пересказывает «Бхагаватам» – это также киртан. Не думайте, что киртан – это то, что мы обычно делаем, нет, пересказ «Бхагаватам» – это тоже киртан.

00:30:40 Говорится: вайасаки, значит сын… вйаса-сӯнум. Вйаса-сӯнум – значит Шукадева Госвами, сын Вьясадевы. Упайами – я в почтении склоняюсь. Гурум мунӣнам – он не только мой гуру, но он так же гуру великих мудрецов, мунӣнам. Муни – это вдумчивый человек, философ.
В этой молитве Шрила Сута Госвами фактически подводит итог введению к «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» является сутью ведических текстов, здесь это объясняется. «Шримад-Бхагаватам» является естественным комментарием на «Веданта-сутру».

00:31:35 Как я сказал вам, Вьясадева составил, он разделил, изначально была только одна Веда, Адхарва-веда. Он разделил её в зависимости от понимания людей. Сама-веда, Адхарва-веда, Яджур-веда и Риг-веда. Потом он объяснил Веды в пуранах. Затем он обобщил всё это в Веданта-сутре. Всё это знание в виде афоризмов, в виде кодов записано в Веданта-сутре, джанмади асйа йатах атхато брахма-джигйаса.
И затем вновь эти афоризмы были объяснены в «Шримад-Бхагаватам». «Веданта-сутра», или «Брахма-сутра», были составлены Вьясадевой, для того чтобы представить сливки ведического знания. «Шримад-Бхагаватам» – это естественный комментарий к этим сливкам.

00:32:43 Шрила Шукадева Госвами – он досконально осознал, постиг Веданта-сутру. И, следовательно, он так же постиг комментарий к Веданта-сутре, «Шримад-Бхагаватам». Чтобы явить свою безграничную милость, карунайаха, к сбитым с толку материалистичным людям, которые желают пересечь океан невежества, он впервые изложил это сокровенное знание.
То есть это знание не предназначено для обычных людей, это очень трудно, потому что люди недостойны понять «Шримад-Бхагаватам». Это писание предназначено именно для тех, кто стремится выбраться из тьмы, особенно для них. Но тем не менее все пребывают во тьме, и мы пытаемся, Движение Сознания Кришны – это попытка … (обрыв записи)

транскрибирование: Анна Дубровина | 09 января 2020