Без Кришны мы не сможем быть счастливы

Майапур - 20 октября 1974
Описание того, как даже в материальном смысле мы можем стать счастливыми. Наша единственная беда в том, что мы забыли о Кришне. Людям нужны города, деревни с красивыми садами, чистыми реками. История охотника-вайшнава. Благополучие людей зависит от даров природы, а не от гигантских промышленных предприятий. Зачем нужна металлическая посуда. Движение сознание Кришны всеобъемлюще. Цель ведической культуры в том, чтобы все люди были счастливы. Используйте всё в служении Кришне.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:35:15 | качество: mp3 128kB/s 32 Mb | прослушано: 43 | скачано: 134 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, глава восьмая, текст сорок. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 20 октября 1974 года в Майапуре.
Преданный:
— Перевод: «Все эти города и деревни процветают во всех отношениях, потому что злаки и травы растут в изобилии, деревья усыпаны плодами, реки полноводны, горы изобилуют минералами, а океан полон богатств. И всё это благодаря тому, что их коснулся Твой взгляд».

00:00:33 Шрила Прабхупада:
име джана-пада̄х̣ свр̣ддха̄х̣
супакваушадхи-вӣрудхах̣
вана̄дри-надй-уданванто
хй эдханте тава вӣкшитаих̣

[ШБ 1.8.40]

00:00:50 Итак, здесь даётся очень хорошее описание того, как в материальном даже смысле мы можем стать счастливыми. Всё это описание материального счастья. Свр̣ддха̄х̣ – цветущие города, деревни. Почему они цветущие? Травы, растения, деревья – всё это в пышности растёт и в достатке удовлетворяет нужды человека. Для человека полезно каждое растение, просто мы не знаем, как этим пользоваться. Опытные люди собирают множество аушадхи. Мы пренебрегаем этими травами, овощами, но поскольку мы не умеем этим пользоваться, поэтому нам приходится платить очень много по счетам врачей. Но в природе есть всё в совершенстве.
Система Кришны совершенна. Кришна дал нам полное целое. И хотя мы пришли в материальный мир, чтобы страдать здесь из-за нашего бунтарского отношения к Кришне. Мы предназначены для служения Кришне, но мы восстаём: «Зачем мне служить Кришне? Я буду служить своим чувствам! Я буду существовать независимо, без Кришны». В этом наша беда, это невозможно. Мы уже говорили об этом. О том, что без Кришны не может быть и речи о счастье.

00:03:14 Это называется невежеством. Наша единственная беда в том, что мы забыли о Кришне. Мы пришли, чтобы наслаждаться материальным миром. Материальные наслаждения – это чувственные удовольствия. Таков материальный мир. В духовном мире нет чувственных наслаждений, там только деятельность ради удовлетворения Кришны. Это духовный мир. Так называемый материальный мир можно превратить в духовный мир, если добавить сознание Кришны. Когда всё используется для удовлетворения Кришны – это духовный мир. В противном случае, это материальный мир.

00:04:14 В высшем смысле вообще нет материального мира. Сарвам̇ кхалв идам̇ брахма [«Чхандогья Упанишада» 3.14.1]. Всё есть Кришна и энергия Кришны. Энергия Кришны неотлична от Кришны. К примеру, солнце не отличается от солнечного света. Хотя Солнце очень далеко, в миллионах миль, тем не менее, мы можем чувствовать, что такое Солнце, ощущая на себе энергию Солнца – солнечный свет. Мы можем понять, что Солнце представляет собой совокупность жара и света. Хотя мы не можем оказаться на самом Солнце, но по солнечному свету мы можем понять природу Солнца. Точно так же мы можем понять Кришну посредством Его разных энергий.

00:05:22 У Него многочисленные энергии. И вот эти растения тоже создаются энергией Кришны, и мы пользуемся ими. Итак, если мы хотим быть счастливыми, всё это необходимо. Джана-пада̄х̣ – нам необходимы города и деревни, потому что мы люди, мы не можем жить в лесу. Есть такие нецивилизованные люди, которые предназначены для жизни в лесу, потому что они нецивилизованные. Но цивилизованные люди нуждаются в хороших городах, в деревнях, полных садов, парков, хороших дорог, хороших зданий. Всё это описано в «Шримад-Бхагаватам», где даётся описание города Двараки, Матхуры, ещё в те дни существовавших. До сих пор остались некие примеры этого: в Матхуре, за пределами города очень много садов. Раньше цари и великие люди принимали гостей, и эти сады, в этих садах находились гостевые домики, где останавливались гости. Можно об этом прочитать из разных книг, из ведических писаний.

00:07:13 Так или иначе, мы должны стремиться стать счастливыми, даже в городах и деревнях при помощи всего этого, аушадхи-вӣрудхах̣ – лекарственных трав, растений. Далее говорится: леса, а̄дри-надй. Нади – это не просто какая-то грязная нади, река, это очень чистая вода с волнами. Я видел в нынешней современной цивилизации множество рек: в Европе, в Париже, в Москве и в Германии. Все реки очень-очень грязные. Очень грязные. Там нельзя купаться, не говоря уже о том, чтобы пить такую воду. Очень грязные из-за вот этой ужасной промышленности. Даже в нашем Нью-Йорке заливы, моря тоже загрязнены. Столько грязи там. Сколько нужно будет воде, чтобы очиститься? По крайней мере, реки в городах нужно содержать в безупречной чистоте. Но они не смогут это сделать, потому что у них очень много грязной деятельности: разные предприятия, фирмы, заводы.

00:08:46 В Калькутте тоже. Очень много заводов по производству джута вдоль реки, фабрики стоят, и всё они сбрасывают в Гангу. Но тем не менее Ганга, она настолько могущественна, что она остаётся чистой. Сотни, тысячи людей до сих пор омываются в Ганге, и у них хорошее здоровье. Те, кто регулярно купаются в Ганге, у них хорошее здоровье. В городах, в деревнях должна быть река. В Индии вы увидите, что все важные города в Индии находятся на берегу Ганги, на берегу Ямуны, на берегу Нармады, Кришны, Кавери и так далее. Все важные города. И Чанакья Пандит говорит: «Не поселяйтесь в городе или в деревне, где нет реки, где нет друзей и где нет храма. Не поселяйтесь там». Если не будет реки, не будет друзей и не будет храма, то этот великий город – это просто великий лес. Это запрещено.

00:10:18 Так что мы должны радоваться этим вещам. Города и деревни – это не огромные скотобойни, кинотеатры, бордели, заводы – вся эта грязь. Здесь об этом не говорится ничего. Здесь Кунтидеви говорит: име джана-пада̄х̣ свр̣ддха̄х̣. Она никогда не говорит, что вот эти деревни, города процветают благодаря всевозможной промышленности, предприятиям, бойням, борделям, кинотеатрам, клубам, ночным клубам. Нет ничего подобного. В те дни такого ничего не было. Это современные изобретения, которые превращают весь мир в ад. В противном случае, если вы хотите быть богатыми, то где вам взять богатство? Из морей, из рек, из гор вы можете брать драгоценные камни, серебро, золото, разные ископаемые природные. И богатство Индии в былые времена зиждилось на вот этих вещах: на золоте, серебре, драгоценных камнях, жемчуге, шёлке. Не промышленности. Всё это люди доставали из леса, благодаря травам, благодаря злакам. Всё это продукты природы. Из рек.

00:12:06 Святые в основном поселяются на берегу реки. Они до сих пор, они ставят хижины на берегах реки. До сих пор. Если мудрец хочет поселиться в уединённом месте, они избирают какое-нибудь место на берегу реки, строят небольшую хижину. До сих пор можно найти во многих местах, особенно на берегу Ганги, Нармады, Гадавери, Кавери. Много святых, особенно на берегу Ямуны и Ганги. Если вы отправитесь в Аллахабад, вы увидите: они живут очень спокойно в маленькой хижине на берегу Ганги.

00:13:01 Когда Нарада Муни встретил охотника, своего ученика, он привёл его к берегу реки Ганги и дал ему растение Туласи и сказал: «Сядь здесь, повторяй мантру Харе Кришна, кланяйся Туласи». И тот очень беспокоился, потому что он был охотником, он прекратил своё главное ремесло – убивать. И он подумал: «А может Гуру Махарадж обманет меня? Он лишил меня своего дела, он сломал мне мой лук и стрелы, а сейчас притащил меня сюда, чтобы я здесь сидел и повторял Харе Кришна?» И тогда он спросил: «А как насчёт моей пищи, сэр? Я сяду здесь, и что я буду есть?» И Нарада Муни заверил его: «Не переживай, я тебе пошлю пищу. Садись здесь, повторяй, а я пошлю». И он немного сомневался.

00:14:12 Так или иначе, как только эти новости разошлись по округе, что охотник стал вайшнавом, просто из любопытства люди приходили посмотреть на охотника-вайшнава. Когда человек становится вайшнавом, он уже не охотник, и он уже не принадлежит какой-либо касте. Но люди обычно говорили: охотник-вайшнав, они так прозвали его. Обычай грихастх таков: когда грихастха идёт к святому, он должен приносить какой-то подарок с собой. Не важно, каким бы значимым он ни был, по крайней мере, горсть риса, или дала, или муки. Нужно дать что-то. Если человек приходит в храм, здесь в Индии до сих пор много храмов, люди приходят сюда. Бедные люди приносят горсть муки, или риса, или дала. Что-то полезное. А в храме стоят три горшка, и они кладут дал в дал, муку в муку и рис в рис.

00:15:39 Таким образом, жители храма могут жить. Им не придётся ходить куда-то. Но у людей, они утратили такую привычку. Они приходят с пустыми руками на даршан. «Я тебе ничего не дам. Ты же святой человек, дай мне даршан, дай мне аширват, а я буду наслаждаться. Вот так. Я тебе ничего не дам, а ты мне дай аширват. Дай мне пыль со своих стоп, и я получу благо, а ты голодай». Так не делается.
Итак, охотник следовал наставлениям своего Гуру Махараджа, Нарады Муни, повторяя Харе Кришна. Он сидел, ни о чём не беспокоясь. Люди приходили, и они удивлялись. Очень много людей приходило, приносили горы муки, горы риса, овощей. И он даже стал немного волноваться: «А что мне со всем этим делать? Тут столько всего! Почему Гуру Махарадж столько всего посылает? Нас всего двое – муж и жена, почему он всё это посылает?»

00:16:59 В действительности, тот вайшнав, который зависит от Кришны, ни в чём не нуждается. Он ни в чём не испытывает недостатка. Йога-кшемам̇ ваха̄мй ахам [БГ 9.22]. Если человек действительно зависит от Кришны, не может быть и речи о дефиците, нехватке чего-то. Так заповедовал Шукадева Госвами. Он говорит святым людям, быть независимыми. И он советует: «Почему вы так переживаете о том, чтобы у вас была хорошая постель? Есть же хорошая мягкая трава. У вас есть подушки: ваши руки, ваши ладони. Вы можете лежать здесь. Зачем держать кувшин с водой?» Потому что санньяси, отказавшись от всего, держит при себе горшок для воды, и Шукадева Госвами критикует: «Зачем держать этот кувшин для воды? У тебя есть ладони, ты можешь брать воду из реки в ладонях и пить её».

00:18:18 И старая одежда, например, люди выбрасывают старую одежду. Раньше грихастхи на разных церемониях, они совершали омовение, затем они выбрасывали свою одежду, чтобы бедные люди могли брать её и пользоваться ею, и грихастхи надевали новую. На каждой религиозной церемонии они так делали. И в нашем детстве мы также видели это: как только проходила новая церемония, или пуджа, люди надевали новую одежду. Даже пуджа в домах семейных людей проходила каждый месяц практически: Лакшми-пуджа, Картика-пуджа. В действительности, есть двенадцать месяцев, но фестивалей тринадцать. Было трудно приспособиться, потому что каждый месяц был какой-то фестиваль. У нас есть этот опыт: на Лакшми-пуджу все люди надевали новую одежду, по крайней мере, дети и домохозяйки приходили в новой одежде на каждую церемонию. И сколько стоила одежда? Очень дёшево. Одна рупия и четыре анны, одна рупия и шесть анн за пару. Мы видели это. И так фестиваль.

00:19:51 Не было нехватки в чём-либо. Почему? Люди были склонны к религии. Даже у бедняков, которые просили милостыню, всего было в достатке. В храме всего было в достатке. Это называется свр̣ддха̄х̣, богатство. Все города, маленькие городки были преисполнены богатством. Деревни были богаты. Не было нехватки в чём-либо. Они зависели от деревьев, растений, реки, горы, моря. Опытные люди, они могут нырять на дно и собирать жемчуг. Очень ценная вещь. По-прежнему есть такие. Для богатых людей – драгоценные камни, шёлк. Они имели всё это. Хорошая пища, хорошее здание. Бедный человек, может быть, ему не требовались драгоценные камни, но они не голодали – всё было, всё, что нужно.

00:21:04 (Читает комментарий) «Благополучие людей зависит от даров природы, а не от гигантских промышленных предприятий». Это комментарий. Эти гигантские промышленные предприятия – это угра-карма. Как, например, сейчас в Дели промышленность, в каждом городе есть предприятия, эти промышленные зоны. Огромные, они развиваются. Особенно, когда вы едете из Вриндавана в Дели. Первый завод, который вы видите, это шины Гудиер, очень огромное предприятие. И людей привлекает это, они приезжают сюда. «Приезжайте сюда, здесь платят хорошо! Почему вы работаете в поле так тяжело, приезжайте сюда, вы получите хорошую зарплату». И они едут. Но в результате они несчастны. И когда они несчастны, им приходится употреблять вино, мясо. И так весь мир. В Индии такого не было раньше. Движение Ганди преследовало цель остановить это вино, употребление мяса. Мы тоже запрещаем это, но в настоящее время правительство поощряет это, и это очень грустная картина.

00:22:52 «Гигантские промышленные предприятия — порождение безбожной цивилизации. Они уничтожают в людях стремление к возвышенным целям». Безбожная цивилизация уже больше не зависит от даров природы. Они думают, что промышленные предприятия принесут им больше денег, и они будут счастливы. Чтобы оставаться удовлетворёнными продуктами, злаками, овощами и дарами природы – они считают, что это примитивная идея. Они считают, что это примитивная жизнь. Когда люди не цивилизованны – они зависят от природы, но когда люди продвигаются, когда становится развитая цивилизация, они должны придумывать новые предприятия, промышленность. Вместо того чтобы есть с металлических тарелок, цивилизованный человек должен есть с пластмассовых. Сейчас пластиковая посуда, даже не металлическая, распространена.

00:24:04 Тем не менее, согласно ведической цивилизации, индусы, они даже не касались глиняной посуда или пластиковой, никогда. Даже стеклянной не касались. Особенно в южной Индии они очень строги. Бедные люди предпочитали есть с банановых листьев, а богатые люди ели с серебряной посуды. Им даже не нравилось использовать какие-то низкосортные металлы: латунь и так далее. Это даже хорошая экономия: если у вас металлическая посуда, если вам нужны деньги, вы можете тотчас же обменять свои ценности, свою посуду на деньги. Там были ломбарды, в них принималось всё: красивое бенаресское сари или металлическая посуда. Это были такие деревенские банки. Допустим, если вам нужны пять рупий, у вас не было ничего. Как достать денег? Вы берёте что-то из своей утвари, идёте в ломбард и получаете деньги. Вы избавляетесь от этих беспокойств. Затем вы снова возвращаетесь. Но что это: китайская посуда, китайские кастрюльки? Что они дадут вам с экономической точки зрения? Зависеть от природы – это очень хорошо.

00:25:57 (Читает дальше). «Чем больше мы будем развивать такую промышленность, доставляющую столько беспокойств и выкачивающую из человека его жизненную энергию, тем более беспокойными и неудовлетворенными будут становиться люди, – это доказано практикой, – и лишь немногие смогут жить в роскоши за счет эксплуатации других». Итак, наше движение сознание Кришны всеобъемлюще. Если люди думают, что это религиозное движение – нет. Религиозное движение – это нечто иное. Движение сознания Кришны, Кришна – это не какая-то придуманная нами идея. Кришна говорит в «Бхагавад-гите», Он вдохновляет людей сознавать Кришну разными путями. Он советует, как жить: анна̄д бхаванти бхӯта̄ни [БГ 3.14], как должно делиться общество: ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣шт̣ам̇ [БГ 4.13]. Он обо всём говорит: о социальной стороне, о политической.

00:27:17 В политике Он так же вдохновляет Арджуну «Ты должен сражаться. Они поступили с тобой так несправедливо, ты обязан сражаться. Не считай, что он твой брат». Даже когда Арджуна сказал: «Да, хорошо, я буду сражаться со своими врагами, но как я могу убить Бхишмадеву? Он не мой враг, он мой учитель, он мой дед. Мы в раннем возрасте потеряли отца, а он заботился о нас, как я могу его убить? Как я могу убить своего учителя Дроначарью?» Но Кришна сказал: «Ты обязан их убить». «Почему?» «Потому, что они приняли не ту сторону. Потому что Бхишмадева несмотря на свою учёность всё равно перешёл на сторону Дурьйодханы, лишь ради того, чтобы получить содержание». В действительности Бхишмадева перешёл на сторону Дурьйодханы, считая, что эти люди содержат меня, как я могу во время опасности отказаться от них? Точно так же Дроначарья. Хотя он был гуру, учителем воинского дела, он также перешёл на сторону Дурьйодханы ради денег. Карна. Никто не перешёл на эту сторону.

00:29:06 Итак, Кришна поступал справедливо. Такова политика: зуб за зуб. Это политика. Чанакья Пандит говорит, если кто-то шатха, шатха – значит очень хитрый, вы тоже должны быть хитрыми. Такова политика. Вы не должны в этот момент быть брахманом, либеральным, нет. Идея такова, что в «Бхагавад-гите» Кришна обо всё говорит должным образом, всё правильно. И в этом смысл всей ведической литературы, она не одностороння.
Здесь Кунти обращается к Кришне. Она говорит о том, как благодаря общению с Кришной люди будут счастливы, как они будут жить счастливо в городах и деревнях. Всё это описано. Поэтому мы должны всегда помнить, что это движение сознания Кришны предназначено для развития всего общества. Это не сентиментальное религиозное движение. Если люди… (обрыв записи). И оно основано на учении Кришны, на учении «Бхагаватам». Здесь всё описано. Чем больше мы растём, чем больше наша сила, потому что сейчас мы слабы, люди не понимают серьёзности этого движения, но когда у нас будет больше сил, мы вырастем и у нас будет больше людей, нам нужно принимать участие во всевозможной деятельности человеческого общества, чтобы сделать их счастливыми. Сарве сукхинах бхаванту.

00:31:15 Такова ведическая культура. Цель ведической культуры в том, чтобы все были счастливы. Особенно вайшнавы. Вайшнав пара-духкха-духкхи. Вайшнав не испытывает несчастий, поскольку у него есть Кришна. Тот, у кого есть Кришна, у него нет причин для несчастий, у него всё есть. Но он несчастен, когда видит, что другие, эти негодяи, которые забыли о Кришне, они несчастны. Вайшнав несчастен, когда видит несчастье этих людей.
Таким был Прахлад Махарадж «Я думаю, я скорблю об этих негодяях, которые забыли о Тебе. Забыв о Тебе, они пытаются стать счастливыми, занимаясь всевозможной нехорошей деятельностью». Ма̄йа̄-сукха̄йа бхарам удвахато вимӯд̣ха̄н [ШБ 7.9.43]. Они хотят быть счастливыми, изобретая разные механизмы, в том числе чтобы бриться. Их внимание направлено не туда. Они хотят механизм, для того чтобы чистить зубы, механизм, чтобы бриться. Это означает, что они злоупотребляют своим разумом. Поэтому долг вайшнава – то что, люди изобрели, нужно использовать в служении Кришне, и учить их тому, как занимать всё в служении Кришне. Нирбандхах̣ кр̣шн̣а-самбандхе [БРС 1.2.255].

00:33:23 Наша политика такова: мы пользуемся этим микрофоном. Не нужно думать, что, если не было бы микрофона, мы перестали бы говорить и проповедовать, нет. У нас нет влечения к этому микрофону. Но если есть микрофон, мы пользуемся им для распространения сознания Кришны. Эту формулу дал Рупа Госвами. Кто-то может сказать: «Если вы осуждаете материальную цивилизацию, почему вы пользуетесь этим всем?» Но это не означает, что мы привязаны к этому. Но если это помогает распространять сознание Кришны, мы можем это использовать. Мы можем использовать современные изобретения, но мы не привязаны к ним. Не нужно думать, что без них мы сразу развалимся, перестанем действовать. Нет, не в этом наша политика. Мы можем делать это с этим или без этого, но мы можем использовать это, и это помогает. То есть энергия того человека, который изобрёл этот микрофон, его энергия используется для целей Кришны.

00:34:47 Итак, используйте всё в служении Кришне. Без Кришны мы не можем быть счастливыми, таков правильный вывод. И об этом сказано здесь: «Всё процветало только благодаря Твоему присутствию». И как мы неоднократно говорили, мы можем всегда держать Кришну при себе, благодаря своему сознанию Кришны. И тогда всё будет хорошо. Мы будем счастливы как в городе, так и в лесу – повсюду. Спасибо вам.

транскрибирование: Анна Дубровина | 26 апреля 2021