Сокрушение Юдхиштхиры

Майапур - 29 октября 1974
Как только человек рождается, он становится должником. Мы в долгу перед полубогами, мудрецами (риши), перед коровами, перед родственниками. Если вы не платите по счетам, то вам придётся страдать, это карма. В чём состоит истинное образование. Когда нужно отвергнуть родственников, друзей, духовного учителя: примеры Прахлада, Вибхишаны, Бали Махараджа. Настоящая защита детей состоит в том, чтобы спасти их от круговорота рождения и смерти. Только тот, кто всей душой принял прибежище у Кришны, может освободиться от долгов.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:33:31 | качество: mp3 128kB/s 31 Mb | прослушано: 65 | скачано: 132 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», песнь первая, глава восьмая, текст сорок девятый. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 29 октября 1974 года в Майапуре.
Преданный:
— Перевод: «Я убил много юношей, брахманов, доброжелателей, друзей, родителей, наставников и братьев. Даже если я проживу миллионы лет, мне не избежать ада, который уготован мне за эти грехи».

00:00:30 Шрила Прабхупада:
ба̄ла-двиджа-сухр̣н-митра-питр̣-бхра̄тр̣-гуру-друхах̣
на ме сйа̄н нирайа̄н мокшо
хй апи варша̄йута̄йутаих̣

[ШБ 1.8.49]

00:00:51 Согласно ведической цивилизации необходима особая защита для детей, брахманов, женщин, святых людей и коров. Особая защита. Ба̄ла-двиджа-сухр̣н-митра. Как, например, мы повторяем мантру намо брахманья-девая го-брахмана-хитайа ча. Сначала говорится о коровах и брахманах. А почему не о других? Есть столько животных, столько людей. Почему именно го-брахмана-хитайа ча? На это следует обратить внимание. Пока в обществе не будут заботиться об этих двух видах живых существ – это общество не является человеческим.

00:01:54 Двиджа – это слово главным образом относится к брахманам, хотя двиджей называют брахманов, кшатриев и вайшьев, поскольку все они дваждырождённые. Первое рождение человек получает от отца и матери, второе рождение – от духовного учителя и духовного знания. Поэтому особенно брахманов называют двиджа-шрештха. Среди двиджей самый важный двиджа – это брахман. Конечно, другие тоже хорошие, но при условии, что они следуют наставлениям двиджа-шрештх. Двиджа-шрештха. Шрештха – значит наилуший, лучший из двиджей.
Прежде всего нужно позаботиться об их благополучии. Го-брахмана-хитайа ча. На первом месте го, коровы, защита коров. В современном обществе люди не знают, им неизвестны даже азы поклонения Высшему Существу, которое состоит в том, чтобы защищать коров и брахманов.

00:03:35 Кроме того, как только человек рождается, он становится должником во многих отношениях. Мы становимся должны полубогам, как только мы рождаемся как человек. Не как кошки и собаки. Кошки и собаки, они не должны никому, поскольку у них нет разума. Итак, прежде всего мы в долгу перед полубогами: Солнце, Луна, Индра, Чандра и многие другие. Почему мы становимся должником? Потому что Солнце даёт свет, мы пользуемся солнечным светом. Если бы не было солнечного света, вы бы даже не смогли жить.

00:04:49 Солнечный свет очень важен. Говорится, что когда солнце отклоняется по своей орбите, то весь мир либо замерзает, либо становится очень жарко. Солнце очень важно. У солнца есть орбита. Солнце очень могущественная планета, очень важная планета из всех остальных планет. Раджа – это царь планет. Солнце – царь всех планет. Поскольку без солнца все планеты замёрзнут. Если же солнце становится слишком ярким, то всё загорится. На последнем этапе уничтожения творения вся вселенная будет охвачена пламенем из-за обжигающего жара солнца. А затем будут потоки дождя, который будет продолжаться сотни лет. Сначала вся вселенная будет охвачена пламенем, затем сто лет будут идти проливные дожди. Так будет уничтожено творение.

00:06:33 Итак, мы настолько в долгу перед Солнцем, перед Луной, перед царём рая, поскольку они дают нам все эти потребности. Индра посылает облака. Благодаря электричеству, мы знаем, как это происходит. Из облака проливается достаточно дождя. Самое щедрое: облако даёт вам дождь, даже если в этом нет нужды. В горах в этом нет нужды, в океане нет нужды, но, если облако есть, оно не скупится – даже в океане проливает дождь. Поэтому, если человек очень щедр, великодушен, его сравнивают с облаком. Если вы хотите побрызгать хотя бы немного квадратных метров, полить, вам приходится идти на такие усилия, но вы видите, как туча распространяет дождь очень щедро. Более чем достаточно, даже в горах льёт дождь, в море.

00:07:58 Итак, мы в долгу перед полубогами. Например, нам нужен платить налог департаменту водоснабжения, или за свет. Если не платите за свет, вам его отключат. Но мы не платим никаких счетов богу Солнца. Мы пользуемся солнечным светом, но что мы платим взамен? Ничего. Поэтому рекомендуется совершение ягьи, так сказано в «Бхагавад-гите». Ты родился с ответственностью совершения ягьи. Если ты совершаешь ягью, если совершаешь жертвоприношение именем Сурьи, во имя Чандры, во имя Индры, Вайю – тогда они будут довольны и дадут тебе достаточно солнечного света, лунного света, достаточно дождя. И тогда ты будешь счастлив. Поэтому в Ведах рекомендуется совершать дева-ягью.

00:09:34 Но эта ягья совершается не для удовлетворения какого-то отдельного полубога. Даже если вы совершаете какую-то ягью для удовлетворения полубога, в ягье пребывает Нараяна. Ягья проводится в присутствии нараяна-шилы, шалаграма-шилы, потому что Он ягья-пуруша. В действительности, когда вы платите налог за свет или за воду, не нужно думать, что директор, ответственный за электроснабжение или водоснабжение, забирает себе эти деньги. Он не забирает, они поступают в казну правительства. Точно так же говорится в «Бхагавад-гите»: авидхи-пӯрвакам [БГ 9.23].

00:10:45 Налоговая служба. Есть разные налоговые ведомства, но, если вы выплатите все деньги в правительственную казну, правительство по счетам распределит по департаментам эти деньги. Точно так же вы можете совершать дева-ягью во имя какого-то конкретного полубога, но всё это можно, всех полубогов можно удовлетворить, совершив одну ягью. То есть когда вы становитесь сознающим Кришну. А как стать сознающим Кришну? Об этом также сказано в шастре. Нарада-муни говорит Махарадже Юдхиштхире, нам нужно платить столько налогов деватам, полубогам, поскольку мы пользуемся множеством материальных элементов, которыми управляют разные деваты.

00:11:59 Мы также в долгу перед риши. Риши – то есть святые люди. К примеру, мы читаем этот «Шримад-Бхагаватам». Кто дал этот «Шримад-Бхагаватам»? Вьясадева. Мы в долгу перед ним. Вьясадева дал нам «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» составлен Вьясадевой, мы пользуемся этим знанием, поэтому мы настолько в долгу перед Вьясадевой. Мы в долгу перед полубогами, мы в долгу перед Вьясадевой и другими риши. «Ману-самхита» – мы в долгу перед великим Ману. Мы в долгу перед Парашарой, он дал дхарма-шастры. Таким образом есть множество ведических текстов, и мы пользуемся ими, поэтому мы непременно в долгу перед девами, риши.
Так же бхута. Мы берём молоко у коров. Бхута, апта. Это друзья, родственники. Мы пользуемся преимуществами семьи, пользуемся помощью отца, матери, старшего брата, слуги. Таким образом мы не можем брать служение ни от кого, не будучи в долгу перед ним. Мы не можем просто пользоваться этим.

00:13:47 Поэтому мы запутываемся, мы становимся должниками. И это называется карма. Если вы не платите по счетам, то вам придётся страдать. Вам придётся страдать, поскольку вы только берёте. Эти негодяи не знают. Они настолько неблагодарны. Они берут молоко от коров, а когда коровы перестают давать молоко: «Ну хорошо, пошлём их на бойни». Если человек взял молоко, то он в долгу перед коровой. Но он при этом ещё и убивает корову. Насколько же он запутывается в своей карме, он не понимает! Мудха. Душкр̣тино мӯд̣ха̄х̣.
Те, кто совершают грехи, они все мудхи. Они не понимают. Поэтому, поскольку они мудхи, поскольку они душкритинах, они не могут понять Кришну. Мудхи и душкритины, грешники, не могут понять. Поэтому, как правило, мы видим, что люди низкорождённые, не имеющие знания, не имеющие благочестия, они все атеисты, безбожники. Они не могут понять. Как поймут они? Ведь они мудхи, нара̄дхама̄х̣. Кто такой нарадхама? Это человек, у которого есть возможность понять реальность, но такие люди не пользуются этим преимуществом. Нарадхама, они низшие из людей.

00:15:39 А если взять образованного человека, ма̄йайа̄пахр̣та-джн̃а̄на̄. Так сказать, образованного: кандидата наук, доктора наук. И в чём их образование? То же самое: ахара-нидра-бхайа-майтхунам – как есть, как спать. Их образование предназначено для того, чтобы научиться есть, спать. Но собаки тоже это делают. Ма̄йайа̄пахр̣та-джн̃а̄на̄. Истинное знание, истинное образование – в том, чтобы понять, как всё устроено в природе. Джанма̄дй асйа йатах̣ [ШБ 1.1.1]. Но их это не интересует. Для них образование – это как найти себе такую службу, чтобы получать зарплату, жить удобно с женой, детьми. Чем собаки занимаются? Собаку тоже интересует еда, секс с другой, с самкой. И каждые полгода полдюжины щенков появляются. Поэтому ма̄йайа̄пахр̣та-джн̃а̄на̄. Несмотря на то, что они вроде бы образованны, их истинное знание отнято у них. Истинное знание – это вопрошание об Абсолютной Истине, атхато брахма джигьяса. Вот так мы живём.

00:17:10 Итак, Юдхиштхира Махарадж сказал: ба̄ла-двиджа. Он говорит ба̄ла-двиджа-сухр̣н-митра. Мы не должны действовать против них. Ба̄ла. Чанакья Пандит говорит: та мать является врагом и тот отец является врагом, которые не заботятся о детях. Не думают, как дать им образование, как сделать их сознающими Бога, сознающими Кришну. Они враги. Так что любой отец, любая мать, которые не дают образования для духовного продвижения в жизни, – враги, они не отец и не мать. Например, Прахлада Махарадж. Прахлада Махарадж сам видел, как его отца убивают. Почему? Потому что он был, отец был против сознания Кришны. Он был против сознания Кришны. Отца убивали. То же самое, сухр̣т-митра, как, например, Вибхишана. Он брат Раваны. Но он участвовал в плане убийства Раваны вместе с Рамачандрой. Он сказал Рамачандре: «Этот мой брат должен быть убит». Сухр̣т-митра.

00:18:54 Есть много примеров. Бали Махарадж отверг своего духовного учителя: «Ты обманщик, ты не можешь стать моим духовным учителем». Почему? Потому что, когда Бали Махарадж собирался пообещать, Шукрачарья ему посоветовал: «Ничего не обещай, Он же Вишну, Он пришёл в образе карлика, чтобы всё у тебя отнять». И тогда Бали Махарадж понял: «Этот Шукрачарья глупец». Кто такой Шукрачарья? Джата-госаи – они становятся ачарьями по происхождению, родовые ачарьи. В Индии есть такое понятие как гуру-вамша. Гуру – это духовный учитель, это ученическая преемственность, вот это вот гуру-вамша. Гуру не становятся по рождению. Но такое происходит, как это было с Шукрачарьей. «Вот, это семья моего гуру… У него родился ребёнок, поэтому надо что-то пожертвовать». Его заслуга в том, что он зачал ребёнка, поэтому нужно что-то пожертвовать. Вот что происходит. Шукрачарья.

00:20:20 Итак, Шукрачарья был отвергнут Бали Махараджем: «Нет, не нужно этого семейного гуру, джата-госаи, нужен настоящий гуру». Почему он отверг его? Когда Шукрачарья думал: «Этот человек, Бали, собирается всё отдать Вишну, Вамане, как же мне тогда жить? Ведь я что-то получаю от этого человека, и я живу на это. Если он отдаст всё Вишну, то в каком положении я окажусь? Мы же голодать будем!» Вот только об этом они думают: как эксплуатировать ученика, брать у него деньги и набивать живот. Вот это бизнес Шукрачарьи. Поэтому Бали Махарадж отверг: «Нет, нет, я не хочу». Итак, есть много примеров. Сваджана-тйага. Когда гопи шли к Кришне, все эти сваджана, их братья, сыновья, муж – все запрещали им: «Куда ты идёшь! Куда?» Или же эти ягьика-брахманы, им тоже не было дела до Кришны.

00:21:54 Поэтому вывод в том, что вы можете освободиться от долгов. Деварши-бхӯта̄пта-нр̣н̣а̄м̇ питР̣̄н̣а̄м̇ [ШБ 11.5.41]. Кто может освободиться от долгов? Тот, кто всей душой принял прибежище у Кришны, сарва̄тмана̄ – всей душой. Он уже больше не р̣н̣ӣ, он отплатил по всем долгам. Каким образом? Кришна говорит об этом: «Если вы опасаетесь, что, не расплатившись с долгами перед столько многими личностями: перед деватами, риши, бхутами, людьми – если вы думаете, что, просто предавшись Мне, вы тем не менее навлечёте на себя наказание за то, что не отплатили по счетам стольким людям», – Кришна уверяет, ма̄ ш́учах̣, –«не беспокойтесь, Я защищу вас».

00:23:11 Так что с материальной точки зрения все должны быть готовы платить. Но означает ли это, что если человек становится преданным, он превращается в безответственного человека? Нет, всё это приходит естественным образом, автоматически. Как, например, мы защищаем детей. Здесь столько детей, почему, какова цель? Цель в том, что мы хотим увидеть, чтобы все становились сознающими Кришну. И забота о детях, их образование, пища для них, кров для них – это автоматически происходит, это настоящая защита. Как, например, в странах Запада, они кормят детей мясом молотым, смешивают это с водой, варят и потом кормят этим с ложечки. Они становятся толстыми, конечно же, от этого. Но это не настоящая забота о детях. Не настоящая.

00:24:30 Шастра говорит, что, пока вы не спасёте ребёнка от неизбежной опасности, смерти, то вы и не защищаете его. Что это за защита? Допустим вы откормите ребёнка, он станет толстым, но означает ли это, что, поскольку он толстый, он сильный, поэтому он не умрёт? Он умрёт. Как вы можете защитить его от смерти? Поэтому шастра говорит: не нужно становиться отцом или матерью, вот это настоящий противозачаточный метод. Если человек сознаёт Кришну, то он знает: какой смысл производить детей на свет как кошки и собаки? Какой прок в этом? Если я произведу на свет каких-то детей, они должны сознавать Кришну. Чтобы это было их последнее рождение. Потому что, если вы будете сознавать Кришну, тогда вам не нужно будет рождаться больше. Вы отправитесь к Кришне, домой. Вот это необходимо. Отец, мать, опекуны – их долг давать образование своим подопечным таким образом, чтобы они обрели совершенное сознание Кришны и спаслись от круговорота рождений и смерти.

00:26:09 Это первостепенная обязанность: защищать ба̄ла-двиджа. Но Юдхиштхира Махарадж думает, что он убил стольких юношей. На другой стороне был внук Махараджа Юдхиштхиры. Сыновья брата и ваши сыновья – это то же самое. Большая семья, и он убил многих юношей. И двиджа – Дроначарья был брахманом, он также убил его на битве. Ба̄ла-двиджа. И сухр̣тКарна был другом. Было много других друзей, примкнувшихся к другой стороне. Так что он убил сухр̣т митра, друзей, и питр̣. Например, дед или Дроначарья, Крипачарья – они все были убиты. Они возраста его деда, отца. Дроначарья был гуру, духовным учителем, учителем воинскому искусству. Друхах̣. И он рассуждал об этом.

00:27:28 Но он упускал одну важную деталь: всё, что он делал, он делал это, следуя наставлениям Кришны. Поэтому для обычного человека это великий грех. Если мы действуем, побуждаемыми чувственными наслаждениями, убиваем многих людей, то мы ответственны за это. Но что касается Пандавов, они не делали это ради своих наслаждений материальных, они делали это для Кришны. Поэтому всё, что они делали, было правильно. В противном случае, в обычной такой ситуации, человек ответственен.
Как, например, бали-дана. Если подношение делается богине Кали, если это делается правильно, то коза, которую приносят в жертву перед богиней Кали, сразу же получает человеческое тело. А иначе ей бы понадобилось миллионы лет, чтобы прийти в человеческое тело. Но поскольку её приносят в жертву, и читается ведическая мантра. Но этот человек, который убивает, он вынужден стать козой в следующей жизни, чтобы его принесла эта коза в жертву, которая родится человеком. Поэтому это называется карма-бандха.

00:29:15 Есть правила и ограничения. Его единственная цель – это есть мясо, он может пойти на этот риск. Ешь мясо, но ты должен предоставить при этом возможность животному стать сразу же человеком после смерти. Чтобы он мог воспользоваться этим… мамса. Са мам кхадати ити мамсах. Был один царь, который убил множество животных в жертвоприношении. Когда он попал в рай, я забыл, знаменитый царь… Многие души, они были готовы убить его, потому что он убил много животных. Поэтому сказано, обычно нирайа̄т мокшах̣ – нам придётся брать за это ответственность. Почему? Миллион, один миллион.

00:30:38 Это карма-чакра. Мы получаем какую-то возможность и готовим свою следующую жизнь, это называется карма-чакра. Все наслаждаются плодами своей прошлой кармы. И кто наслаждается? Начиная с царя Индры, царя рая, он очень могущественный, высокое положение занимает. Начиная с этого Индры и кончая насекомым, которого называют индра-гопа. Начиная с насекомого, известного как индра, и до другого Индры, великого Индры, все связаны своей карма-пхалой. Те, кто полностью предались Кришне, бхакти-бхаджам, карммани нирддахати [БС 5.54], их карма нирддахати, то есть результат практически сведён к нулю. Даже если какая-то карма-пхала остаётся, то очень, очень малая. Приводится пример: если человека должны были осудить на казнь, должны были отрубить ему голову, но по милости Кришны его от этого спасут, допустим, он порежет себе ножом руку. Вот так это рассматривается. Как правило, преданный полностью освобождается от всей карма-пхалы.

00:32:48 Обычно мы в долгу перед многими. Не только бала, двиджа, гопа, но также перед риши, деватами. Мы должны об этом заботиться, платить по счетам. Но если мы полностью предаёмся Кришне… Не по отношению к каким-то другим полубогам это сказано, а мукундам̇. Мук – значит освобождение, тот, кто даёт освобождение. Гато мукундам̇ парихр̣тйа картам [ШБ 11.5.41]. Тот, кто полностью предаётся Мукунде, Кришне, он полностью освобождается от всех своих долгов перед многими. Таков наш долг: без остатка предаться Кришне и спастись от последствий массы грехов, совершённых нами в прошлом. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | 11 октября 2021