Религиозные правила регулируют нашу жизнь

Майапур - 15 June 1973
В этом стихе говорится о долге царя и о том, как действия царя находят одобрение у других. Царь, духовный учитель, отец являются представителями Бога, они должны вести подопечных к сознанию Кришны. Особая привилегия человеческой жизни. Дхарма (долг) различных сословий общества. Принадлежность к варне определяется в соответствии с качествами и деятельностью человека. Даже млеччха-яваны могут развить качества брахмана. Почему монархия пришла в упадок, и в чём недостаток демократии. Источник Вед – это духовный мир, поэтому это знание совершенно.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:31:00 | качество: mp3 96kB/s 21 Mb | прослушано: 71 | скачано: 195 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, девятая глава, текст сорок девять. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 15 июня 1973 года в Майапуре, Индия.

00:00:18 Преданный: — Перевод: «После этого великий религиозный царь Махараджа Юдхиштхира стал править царством в строгом соответствии с законами и правилами царствования, одобренными его дядей и подтверждёнными Господом Шри Кришной»
ШБ 1.9.49

00:00:40 Шрила Прабхупада: — Это очень важный стих. Здесь говорится о долге царя и о том, как действия царя находят одобрение у других. Сначала Дхритараштра, дядя Махараджа Юдхиштхиры, одобрил его поступки. Почему? Потому что между двоюродными братьями – Пандавами и Кауравами – была война. Все Кауравы были убиты. Со стороны Пандавов тоже погибли все кроме пятерых братьев, и сыновья Пандавов тоже были убиты. К войне не принуждали – обстоятельства вынуждали сражаться. Но это была дхарма-юддха. Кшатрии объявляли своё право на трон, на царство, являя свою силу в сражении, демонстрируя свою доблесть, а не прибегая к каким-либо дипломатическим уловкам. И Пандавы доказали свою силу. И Дхритараштра был впечатлён.

00:02:25 Царство принадлежало ему, но из-за того, что он был слеп, он не мог унаследовать трон. Он страдал телесным недугом. У царя должно быть полноценное здоровье. Слепой человек не может быть царём, это невозможно. Итак, после смерти своего младшего брата Панду он подумал, что на самом деле царство принадлежало ему. А сейчас после смерти своего брата его сыновья должны унаследовать трон. Такой была политическая подоплёка битвы на Курукшетре.

00:03:16 Но сейчас, когда всему пришёл конец, всё было определено в этой битве, Дхритараштра признал: «Да, мои дорогие племянники, вы можете сейчас стать царями. Мы приложили все наши усилия, но вы вышли победителями. Поэтому я тоже признаю, что ты должен стать царём». Сказано питра̄ ча̄нумато. Не подумайте, что Махарадж Юдхиштхира занял трон против воли Дхритараштры. Нет, он попросил у него разрешения: «Мой дорогой дядя, теперь ты должен решать, кто станет царём: мы станем или ты останешься царём». И тот сказал: «Нет, ты станешь царём. Теперь ты заслужил это право».

00:04:22 И далее это было подтверждено Кришной, Ва̄судевой, поскольку царь является представителем Бога. Царь не обычный человек. Например, духовный учитель – это представитель Бога. Аналогично, царь тоже представитель Бога. То же самое можно сказать про отца. Это утверждение шастр. Поскольку эти люди ведут человека: царь ведёт, духовный учитель является поводырём, отец ведёт нас. В чём заключается это руководство? В том, чтобы при помощи образования и культуры человек стал сознающим Кришну. Вот что значит вести, быть учителем. Учитель – это не тот, кто воспитывает из вас хиппи. Такого человека нельзя назвать проводником, руководителем. Он ведёт вас в неверном направлении. Что значит вести? Это значит вести людей к тому, чтобы они обрели сознание Бога. Такова ведическая цивилизация. А не превращать их в существ с сознанием кошек и собак.

00:06:11 Животные не знают, что цель жизни – это постичь Бога, Вишну. Животные не способны знать это. Даже если вы их учите этому, они не способны это постичь, это невозможно. Но люди, какими бы падшими они ни были, если им дать должное руководство, если их правильным образом научить – они могут обрести сознание Бога. В этом состоит особая привилегия человеческой жизни, животные лишены этого. Вы можете научить животное танцевать, можете. Как в цирке животных дрессируют проделывать разные трюки. Но животное невозможно научить сознавать Бога. Иногда под должным руководством, в очень редких случаях, животные тоже обретают сознание Бога.

00:07:26 Итак, долг царя – позаботиться о том, чтобы его подданные становились сознающими Бога. Это обязанность царя. Прежде всего, это обязанность отца, обязанность духовного учителя и в конечном итоге это обязанность царя. Это его долг. Поэтому сказано: дхармен̣а. Дхармена – значит благодаря религиозным принципам. Что значит религиозный принцип? Религиозный принцип – это вести каждого к сознанию Бога. Вот что значит религиозный принцип. Дхармена. Поэтому существует варнашрама-дхарма. В ведической культуре варны и ашрамы считаются дхармой. Дхарма – значит долг, ваша обязанность, которую вы должны исполнять. Это обязанность. Если вы этого не делаете, вы будете страдать. Дхармам̇ ту са̄кша̄д бхагават-пран̣ӣтам̇ [ШБ 6.3.19]. Откуда рождается дхарма? От Бхагавана, Бога. Он даёт эти дхармы. А царь, духовный учитель, будучи представителями Бога, обязаны направлять людей к развитию этого сознания Бога. Это называется развитием человеческой цивилизации, дхармена.

00:09:21 Поэтому это долг царя – соблюдать свою дхарму кшатрия. Долг кшатрия – защищать подданных, охранять их жизнь, их собственность и вести их постепенно к развитию сознания Кришны. Это долг кшатрия. Долг брахмана – направлять кшатриев, следить за тем, действительно ли они исполняют свой долг в согласии с шастрой. Таков долг брахмана. Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Точно так же обязанность вайшьи – это развивать экономику государства. А долг шудры, так как шудры принадлежат к четвёртому сословию и не наделены высоким интеллектом, потому их долг – служить трём высшим сословиям: брахманам, кшатриям, вайшьям. Такова система.

00:10:40 В соответствии с качествами и деятельностью. Качествами брахмана и деятельностью брахмана. Качествами кшатрия и деятельностью кшатрия. Качествами вайшьи и деятельностью вайшьи. Качества подразумевают образования, культуру. Например, врач. Когда он сдаёт экзамен в медицинском колледже – это определяет его качества. Или юрист, если он сдаёт экзамен в университете, это свидетельствует о его качествах. Но одного лишь прохождения экзамена недостаточно. Если он просто сидит дома, его нельзя назвать по-настоящему врачом – он должен работать как врач. (Сядь должным образом, не так).

00:11:56 Он должен не только иметь качества, но он также должен действовать как брахман, тогда его будут признавать брахманом. Сейчас всё перевёрнуто с ног на голову. Если кто-то родился в семье брахмана, его называют брахманом. Все остальные шудры, они могут заниматься всякой ерундой, тем не менее, их считают брахманами. И обязанность государства – следить за тем, насколько вы квалифицированы как брахман. Вы говорите, что вы брахман. Но насколько вы квалифицированы как брахман. Действуете ли вы как брахман?

00:12:39 Это обязанность государства, следить за этим. Это долг царя – следить, чтобы так называемые брахманы не сбивали людей с толку. Как, например, в наше время так называемые брахманы работают сапожниками и называют себя брахманами. Нет, не так. К примеру, врач. Если врач хочет практиковаться, он должен получить сертификат от медкомиссии, которая регистрирует врачей. Медицинский совет, совет врачей, проследит, насколько он соответствует квалификации врача. И сдал ли он экзамен должным образом. Если он это сделал, то ему позволяют практиковать как врачу. Поэтому когда врач выписывает вам рецепт, вместе со своим именем он также вписывает своё звание и регистрационный номер. Это свидетельствует о том, что он одобрен как врач и он может практиковать, допущен к практике. Это здравый смысл, и такова система в любом государстве. То же самое относится и к юристам.

00:14:10 Поэтому обязанность государства или монарха – следить за тем, что те, кто называют себя брахманами, насколько они соответствуют своей квалификации и действуют ли они как брахманы. Тот, кто называет себя кшатрием, – действительно ли он обладает качествами кшатрия и действует как кшатрий? То же самое относится к вайшьям. Шудры – это общая масса людей. Шудры – это те, кто лишены образования и культуры. Их называют шудрами. Это оставшаяся часть населения. Прежде всего брахманы, кшатрии, вайшьи, и те, кто не обладают достаточным интеллектом, именуются шудрами. Тем не менее, у шудр тоже есть предписанные обязанности. Если есть другие, те, кто ниже шудр, им не хватает даже качеств шудр, они делают всё, что угодно, бесконтрольно – таких людей называют млеччха-явана. Млеччха-явана. Это панчама, пятое сословие. Первый класс – это брахманы, второй – это кшатрии, третий класс – вайшьи, четвёртый класс – шудры. А все остальные, те, кто находится за пределами этой системы, относятся к пятому классу, и их именуют чандалами.

00:15:51 Но движение сознания Кришны настолько прекрасно, что даже чандалы могут подняться на уровень брахманов. Даже если чандал обучается как преданный, он может стать лучше достойного брахмана. Таковы предписания шастр. Там также упомянуто слово яваны. Явана-млеччха – это те, кто, как правило, ест мясо, особенно мясо коров. Их называют яванами, млеччхами. Высшее сословие не могут быть мясоедами, мясо могут употреблять только представители низших сословий. Если кто-то отказывается от мяса, от плохих привычек: от недозволенных половых отношений, от употребления мяса, от одурманивающих средств, от азартных игр – если он научился вести себя как достойный брахман, то его можно признать таковым.

00:17:27 И это разрешено в «Бхагавад-гите». Негодяи говорят, что млеччхи и яваны не могут стать брахманами. Поскольку мы воспитываем брахманов из сословий млеччх и яванов, они протестуют. Некоторые из них возражают, говорят: «Свами Бхактиведанта разрушает религию индуизма». Эти негодяи не знают, что я действую в строгом соответствии с шастрой. Шастры говорят, Кришна Сам говорит: «Всякий, кто родился в низкой семье, – па̄па-йони [БГ 9.32], ма̄м̇ хи па̄ртха вйапа̄ш́ритйа, – если он посвящает себя Мне, действует в соответствии с регулирующими принципами». Вйапа̄ш́ритйа – в соответствии с принципами. Те ’пи йа̄нти пара̄м̇ гатим – тотчас же становится достойным, пара̄м̇ гатим – достижение высшего совершенства жизни.

00:18:48 Важное слово – папа-йони. Здесь не говорится, что папа-йони останутся всегда папа-йони. Почему? Они должны получить возможность просветления, обретения просветления. Это брахманизм. Брахман – это человек щедрый. И антипод брахмана – это крипана, скупец. Брахман должен давать возможность каждому, даже папа-йони, возможность стать брахманом. Это истинный брахман. А тот негодяй, который думает, что я, только я останусь брахманом, а остальные останутся млеччхами и яванами – это не брахманы, это шудры. Потому что их ум извращён. Он не хочет видеть, чтобы другие стали брахманами, он скупой, крипана. Кр̣пан̣а̄х̣ пхала-хетавах̣ [БГ 2.49].

00:19:48 Итак, наше движение не предназначено для крипанов – оно предназначено для брахманов. Мы хотим стать брахманами сами, и мы хотим сделать других брахманами. Ибо в настоящий момент общество нуждается в брахманах. Всё человеческое общество сейчас управляется шудрами, все шудры. Калау ш́ӯдра-самбхавах̣ – в Кали-югу все шудры. Может быть, они родились в семьях брахманов, но поскольку у них нет культуры. Культура начинается с гарбхадхана-самскары, если гарбхадхана-самскару не соблюдают, даже в брахманической семье человек сразу становится шудрой – таково утверждение шастры. Никто не соблюдает гарбхадхана-самскару, поэтому в соответствии с шастрами все шудры. Неужели сейчас, в силу того, что все шудры, люди не смогут стать брахманами? Нет, их можно научить. Если шудра или чандала может стать преданным Кришны, хари-бхакти-пара̄йан̣ах̣, то тогда благодаря обучению он может стать лучше, выше брахмана.

00:21:22 Таковы принципы государства. Поэтому это называется чака̄ра ра̄джйам̇ дхармен̣а [ШБ 1.9.49]. Дхармена, установление дхармы. Каким образом? Царь, Юдхиштхира Махарадж, его отец Панду, его отец, его отец – такова преемственность. Когда родился Махараджа Парикшит, и ему проводили церемонию наречения именем, все учёные брахманы предсказали, что этот мальчик будет могущественным царём, он будет очень щедрым, великим – это описание вы найдёте в «Шримад-Бхагаватам». Махарадж Юдхиштхира спросил: «Будет ли этот мальчик любить своих праджей, как его предки?» Это первое, что он спросил.

00:22:37 Поэтому, чтобы следовать традиции, питр̣-паита̄махам̇, предков… В былые времена все цари следовали по стопам своих предков. Например, Махараджа Парикшит, внук Махараджи Юдхиштхиры, увидев, что какой-то чёрный человек пытается убить корову, он сразу же достал саблю и сказал: «Ты думаешь, что поскольку нет Арджуны, нет Юдхиштхиры, ты имеешь право делать всё, что тебе заблагорассудится?» – это были его предки, он вспоминал своих предков, – «Но я по-прежнему здесь, я его представитель, ты не имеешь право так поступать».

00:23:31 Итак, предки. Итак, как только монархия становится личной собственностью: цари думали, что это царство моё, я могу делать всё, что хочу, тем не менее, царство принадлежит мне. И как только они начали так думать, рассуждать – монархия пришла в упадок. Поэтому сейчас монархия исчезла с лица земли. Но так называемая демократия тоже не хороша. Потому что демократия подразумевает голосование. Голоса отдают шудры, невежественные шудры. Какой смысл выбирать кого-то, если избиратели тоже глупцы и негодяи, а претендующий на пост – это большой глупец, большой негодяй! Он что-то предпринял, чтобы так или иначе заработать эти голоса.

00:24:32 Поэтому вы видите, как происходит грабёж. Правительство есть, но по ночам вы не чувствуете себя в безопасности, вы должны сами о себе заботиться. И вы боитесь: придут ли бандиты или не придут. Так какой смысл в этом правительстве, если бандиты ходят по земле? Негодяи, грабители, воры. Какой смысл тогда в правительстве? Никакого. В настоящий момент правительство – это те же самые разбойники и мошенники, которые стали министрами и набивают себе кошельки и спят. А вы заботитесь сами о себе. Вот что происходит. Нет, не такое царство. Здесь сказано: [санскрит]. Он был таким великим, могущественным. Согласно традиции, питр̣-паита̄махам̇, Махарадж Юдхиштхира получил одобрение своего дяди, одобрение Кришны, и он взял бразды правления в свои руки. И дхармен̣а – он правил строго в соответствии с принципами шастр. Это царь.

00:25:54 Итак, в «Бхагавате» вы найдёте всё: политику, социологию, религию, культуру, философию, науку – вы прочтёте обо всём. Не подумайте, что это просто догма, просто какие-то слова, какая-то сказка. Нет, это не так. Это великая наука. Поэтому вначале сказано: нигама [ШБ 1.1.3], что значит ведическое писание. Нигама. Итак, суть, квинтэссенция ведической литературы – это «Шримад-Бхагаватам». Веда – значит знание. Я несколько раз объяснял. Веда содержит всевозможные знания. Аюрведа – знание о врачевании. Дханурведа – воинское искусство. Веда – значит знание.

00:27:07 Это калпа-тарох̣, нигама калпа-тарох̣. Ведическое знание сравнивается с калпа-тарох̣, то есть с древом желаний. Вы можете получить всё, что хотите, от этого дерева. Например, в этом мире на манго растут только манго, на ананасовой пальме растёт только ананас. Если мы попросим ананасовую пальму дать манго – это невозможно. Но в духовном мире есть такие деревья. Это описывается в «Брахма-самхите» [санскрит]. Это калпа-врикша. Вы можете получить от любого дерева всё, что вам хочется. Это духовное дерево.

00:28:06 Калпа-тару, Веды. Само слово калпа-тару означает, что оно не материально. Оно происходит из духовного мира. Веда. Итак, источник Вед – это духовный мир. Поэтому вы не найдёте в истории начало Вед, потому что Веды запредельны истории творения. Поэтому ведическое знание совершенно. Любое знание в этом материальном мире сопряжено с четырьмя видами изъянов, несовершенств: ошибки, иллюзия, несовершенство и обман. Но ведическое знание не таково. Ведическое знание совершенно. Поэтому среди учёного сообщества, если вы цитируете Веды, ваши слова признаются сразу же. Например, в суде, если вы ссылаетесь на Кодекс, то ваши доводы принимаются. Аналогично, ведическое знание настолько совершенно, что если вы ссылаетесь на какой-то стих из Вед, из Упанишад, например, расо ваи сах̣. Сах – этот Кришна является источником всего наслаждения. Есть множество утверждений.

00:30:05 Итак, дхармен̣а ра̄джйам̇ чака̄ра. Не по прихоти, не по решению верховного суда, нет. Не было необходимости в решениях верховного суда, если было подтверждение старших. Например, Махарадж Дхритараштра одобрил: «Да, мой дорогой мальчик, ты можешь стать царём». Кришна одобрил: «Ты можешь стать царём». И он стал царём. Они так же сражались, и в битве он оказался победителем. Но, тем не менее, Дхритараштра и Кришна одобрили его кандидатуру, и тогда он взял бразды правления в свои руки и правил подданными дхармен̣а – как это делали его предки, предшественники. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 13 January 2022