Важно удовлетворить Кришну

Майапур - 17 июня 1973
Законы природы устроены так, что не позволяют вам жить спокойно. Наш долг – служить Кришне. Невозможно стать Богом при помощи каких-то мистических практик. Примеры того, как Кришна, будучи маленьким мальчиком, обладал всей полнотой знания и силой Бога. Ишвара всегда доволен, но когда Он видит, что люди становятся Его преданными – это доставляет Ему ещё больше наслаждения. Прити (любовь) – это самое важное качество. Вайшнав не принадлежит материальным гунам. Реальность материального мира.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:27:54 | качество: mp3 96kB/s 18 Mb | прослушано: 78 | скачано: 156 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:02 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, десятая глава, текст второй. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 17 июня 1973 года в Майапуре, Индия.

00:00:25 Преданный: — Перевод: «Сута Госвами сказал: Господь Шри Кришна, Верховная Личность Бога и хранитель мира, был доволен тем, что вернул царство Махарадже Юдхиштхире и восстановил династию Куру, уничтоженную огнём гнева, который подобен пожару в зарослях бамбука» [ШБ 1.10.2].

00:00:48 Шрила Прабхупада: Два слова: вам̇ш́ам̇ курох̣. Вамша – значит династия Куру. Другое слово: вам̇ш́а-дава̄гни. Вамша – значит бамбук. Эта династия подобна бамбуку. Бамбук густо растёт друг с другом. И так же растёт эта династия. Один мужчина, одна женщина соединяются, у них рождаются дети, и у тех рождаются дети – так династия разрастается. Итак, рост династии и рост бамбука – практически одно и то же. Бамбук – это тоже живые существа. Другое слово здесь: дава̄гни, лесной пожар. Когда под воздействием ветра бамбук трётся друг об друга, возникает жар. Электричество вырабатывается, и возникает огонь. В этом причина пожара в лесу. Никто не устраивает в лесу пожара. Конечно, сейчас в вашей стране это происходит, но как правило пожар в лесу возникает в результате трения бамбука.

00:02:54 Такова природа этого мира, поэтому мы поём самсара-давагни. Что это значит? В этом мире вы можете пытаться жить в мире, тихо, но пожар сам собой возникает. Такова природа этого мира. Ибо законы природы устроены так, что не позволяют вам жить спокойно, это невозможно. Например, в тюрьме. Не подумайте, что вы можете сесть в тюрьму и жить там припеваючи, нет. Дело в том, что тюрьма предназначена для преступников. Каждый, кто оказался в этом материальном мире – преступник. Они все преступники. Почему?

00:04:24 Наш долг – служить Кришне. По своей конституциональной природе мы таковы. Но эти негодяи, вечные слуги Кришны, нитья-кришна-даса, когда они забывают о Кришне, когда говорят: «Зачем мне служить Кришне? Я сам стану Кришной», – это проявление майи. Как только вы забываете о служении Господу, это ваш долг, поскольку мы неотъемлемые части Кришны. Например, палец есть неотделимая часть моего тела. Обязанность пальца – исполнять мои указания. Я говорю: «Палец, двигайся сюда», – и он сразу же выполняет. Таков долг неотъемлемой части тела. Я желаю: «Сейчас нога должна подняться вверх», – и нога поднимается.

00:05:42 Аналогично этому мы, будучи неотъемлемыми частями Кришны, обязаны исполнять указания Кришны. Но как только мы забываем наш долг, или если мы желаем подражать как эти майавади: они хотят подражать Кришне, они хотят стать Кришной. Никто не может стать Кришной. Негодяи думают, что при помощи мистической йоги человек может стать Богом. Это обман, никто не может стать Богом. Богом невозможно стать, Бог всегда есть Бог. Исключено, чтобы тот, кто не был Богом, стал Им при помощи какой-то мистической силы. Такая теория бытует среди майавади. Согласно ей, с помощью мистической йоги можно стать Богом.

00:06:54 Но мы не хотим таких дешёвых богов. Они могут стать так называемым богом, но нас интересует истинный Бог, Кришна. Когда Кришне было всего три месяца, Он был Богом. Он не практиковал мистическую йогу, чтобы убить Путану. Разум Бога, Его сила естественна. Хотя Кришна лежал на коленях мамы Яшоды, как маленький младенец, но Он обладал всей силой Бога, сва̄бха̄викӣ джн̃а̄на-бала-крийа̄ [«Шветашватара-упанишад», 6.8]. Как Он убил Путану, как Он убил Агхасуру, Бакасуру? Кришна в совершенстве знает, как это сделать. Все друзья Кришны входили в пасть Агхасуры. И Кришна видел это: «Все Мои друзья вошли в пасть Агхасуры, как же расправиться с этим демоном?» В конце концов Он вошёл Сам. И в самой глотке Он начал увеличиваться в размерах. Представьте себе, откуда Он знает, как это нужно делать? Сва̄бха̄викӣ. Кришна был маленьким мальчиком, никто не учил Его тому, как убить Агхасуру, Бакасуру. Но Он знает. Он увеличился в размерах в горле, и демон начал задыхаться и умер.

00:08:47 Точно так же демон Кеши появился в облике коня, и Кришна втолкнул Свою руку ему в пасть. Если вы хотите обуздать коня, вы должны подчинить себе его пасть. Конём управляют, управляя его губами, поэтому на коня надевают сбрую, закрепив в пасти, и наездник управляет им. Кришна был мальчиком, откуда Он знал, что этот демон пришёл в облике коня? «Чтобы подчинить его, Я должен овладеть его пастью». И Он втолкнул Свою руку в его пасть. И конь почувствовал, словно ему в глотку засунули раскалённый прут, и он испустил дух. Точно так же, когда Кришна сражался с быком. Как его звали? Ариштасура. Он знал: чтобы обуздать быка, нужно схватить его за рога. Он схватил за рога и убил его. Это сва̄бха̄викӣ, это присуще Ему от природы. Он знает всё.

00:10:16 Итак, здесь сказано: [санскрит]. Ишвара доволен. Ишвара всегда доволен, Он никогда не проявляет неудовольствие. Однако, когда Он видит, что люди становятся Его преданными, что они действуют как Его неотъемлемые части – это доставляет Ему ещё больше наслаждения. Это бхакти. Чтобы понять, доволен ли Бог, вы должны совершать преданное служение. Доволен Бог или нет – как вы можете это понять?

00:11:32 Вы не сможете понять, кто есть Бог, кто есть Кришна. Как правило, все люди не знают, кто есть Бог. Что говорить о том, чтобы понять, доволен Бог или нет. Они даже не знают, кто такой Бог! Таково положение мира. Они не знают, кто такой Бог. И им не дают никакого образования, чтобы они поняли это, хотя человеческая жизнь предназначена для постижения Бога. В этом смысл человеческой жизни, атхато брахма джигьяса.

00:12:14 Животные, утром, например, птицы чирикают: «Куда нам сейчас полететь? Где отыскать пищу? Где мы сегодня поедим? Куда полетим?». Вот о чём они спрашивают. Точно так же мы, люди, мы приходим на биржу и справляемся о ценах на какие-то товары. Ради чего? Ради того, чтобы поесть. Мы не задаём эти вопросы: атхато брахма джигьяса. Человеческая жизнь должна быть посвящена вопросам о Брахмане. Что есть Абсолютная Истина? Каково моё положение в отношениях с Абсолютной Истиной? Каков мой долг по отношению к Абсолютной Истине? Какова моя высшая цель жизни? Мы должны обсуждать эти вопросы.

00:13:15 Возможно, эти вопросы обсуждают в движении сознания Кришны, ни в каком другом движении. Они не знают, майавади отрицают существование Бога – они сами становятся Богом. Факт в том, что мы должны понимать: Ишвара, Верховный Господь, Верховная Личность Бога есть прӣта-мана̄. Такой была жизнь гопи: они хотят, чтобы Кришна всегда был прита-мана, доволен. И это наша философия, гаудия-вайшнавов: как сделать так, чтобы Кришна был прита-мана. Вот чего мы хотим. Здесь, в материальном мире все пытаются доставить удовлетворение себе, прита-мана. Все пытаются сами стать счастливыми. Только бхакти-марга, путь преданного служения, является прямой противоположностью. Это старания, направленные на то, чтобы доставить Кришне удовлетворение.

00:14:45 Здесь сказано: когда всему пришёл конец. Кришна знает, как расправляться с демонами, как поджигать. Например, если в лесу разгорелся пожар, сразу же множество деревьев, множество животных погибают, превращаются в пепел. Итак, при помощи различных тактических уловок Кришна собрал всех демонов на поле битвы Курукшетра и устроил пожар, сражение. И они погибли. Когда Арджуна колебался, он сомневался, стоит ли ему сражаться. В конце концов Кришна сказал Арджуне: «Почему ты колеблешься? Всё это Мой план. Сражаешься ты или не сражаешься – не важно, эти люди домой не вернуться, они погибнут здесь. Просто стань нимитта [БГ 11.33], непосредственной причиной. Всё уже устроено. Но если ты будешь сражаться, то тебе будет отдана эта заслуга. Я хочу, чтобы Мои преданные получили славу. Я всё делаю Сам».

00:16:16 На самом деле, всё. Например, это движение сознания Кришны быстро распространяется по всему миру, за четыре, за пять лет. Разве это моя заслуга? Нет. Это заслуга Кришны. Но поскольку я пытался сделать это, люди естественным образом отдают заслугу мне. Они говорят: «Свамиджи, вы сотворили чудо!» Я никакого чуда не творил. Это сделал Кришна. Не имея силы Кришны, никто не может распространять Его послание. Об этом сказано в «Чайтанья-Чаритамрите».

00:17:07 Точно так же Кришна всегда готов помогать нам, при условии, что мы тоже готовы сотрудничать с Ним. Если мы сотрудничаем с Ним, делаем то, что Кришна желает, если мы хотим сделать немного, хотя бы немного – Кришна сразу же поможет вам. Если вы поработали на один процент – Кришна поможет вам на десять процентов. Но вы получите заслугу за сто процентов при помощи Кришны. Кришна даст вам разум.

00:17:47 Если вы посвятили себя сататам, двадцать четыре часа в сутки, не отвлекаясь ни на что другое, сарва-дхарма̄н паритйаджйа – оставив все остальные бессмысленные занятия. Сарва-дхарма̄н. Если вы заняты служением Кришне прӣти-пӯрвакам [БГ 10.10] – с любовью, а не как рутину: «О, опять мне придётся повторять Харе Кришна… Ну хорошо, Харе Кришна Харе Кришна…» Не так. С прити, с любовью повторяйте каждое имя: Харе Кришна, и слушайте: «Вот Кришна, вот Радхарани». Вот так нужно повторять, качественно. А не так. Не так. Прити.

00:18:44 Необходимо прити, это самое важное качество. Суть в бхакти. Не подумайте, что Кришна голоден, и поэтому Его нужно хорошо покормить, и Он будет это есть. Не важно, как бы вы Ему это ни давали, вот пури, халаву – Кришна должен съесть это. Кришна не голоден, чтобы есть вашу пури и халаву. Но если есть бхакти, если есть любовь, тогда Он будет есть. Тад ахам̇ аш́на̄ми [БГ 9.26] – «Тогда Я ем, если есть бхакти, если есть любовь». «Кришна, что я могу сделать для Тебя? Я такой крошечный, Ты такой великий! Тем не менее, я попытался что-то сделать, попробуй, пожалуйста», – это мантра, настоящая мантра. Без каких-либо формальностей при произнесении мантры. Кришна не говорит: «Тот, кто предлагает Мне с ведическими мантрами», – Он никогда нигде такого не говорит. Кришна говорит: бхактйа̄, с преданностью.

00:20:10 Другие могут критиковать вас: «Эти американские вайшнавы, они не знают, как это делать, как то делать». Пусть критикуют, но Кришна говорит: бхактйа̄. Будьте совершенным преданным, и тогда ваша жизнь будет совершенной. Кришна не говорит: «Индийский преданный, который проводит различия между теми, к кому можно прикасаться, и неприкасаемыми, великие пандиты: Дева Госвами, Анидаса Госвами», – Кришна не делает таких различий. Кришна говорит: бхактйа̄, йо ме бхактйа̄ прайаччхати. Кришна хочет видеть, насколько вы стали искренним преданным, вот что Он хочет. Кришна не смотрит: «А, ты родился в семье брахмана, ты родился в семье шудры», – нет.

00:21:12 Поэтому в шастрах запрещено: ваишн̣аве джа̄ти-буддхих̣. Вайшнав не принадлежит к материальной касте, он трансцендентен. Потому что он служит Кришне на трансцендентном уровне, он не на материальном уровне. Это гуна. Эти брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры принадлежат категории трёх гун саттва-гуна, ражда-гуна, тама-гуна. Но чистые преданные запредельны этим трём гунам. Они выше. Они не принадлежат этим гунам, нет. Каждый, кто посвятил себя преданному служению авйабхича̄рен̣а [БГ 14.26], не отклоняясь, кто придерживается правил и ограничений, сразу же са гун̣а̄н саматӣтйаита̄н. Во множественном числе все эти гуны: саттва-гуна, ражда-гуна, тама-гуна. Он выше брахмана. Вайшнав выше брахмана.

00:22:42 Итак, этот мир есть творение Кришны. Мы можем думать, что Брахма сотворил эту вселенную, но это не так. Кришна говорит: ахам а̄дир хи дева̄на̄м̇ [БГ 10.2] – «Я был до всех полубогов». Он источник полубогов. Всё исходит из Него. Поэтому Кришну называют Бхавабхавана. Этот мир именуется бхава-самсарой. Бхава-самсара. Бхава значит проявляется. Есть ещё один мир, духовный мир, он не есть бхава, он не проявляется, он всегда существует. Нитья-лока, Вайкунтха-лока.

00:23:56 Но материальный мир называют бхава. Бхава-самсара. Бхава – это то, что возникает и вновь исчезает. Здесь всё, например, ваше тело, моё тело, появляется в определённый момент времени и исчезает в определённый момент времени. Точно так же тело вселенной возникает в определённый момент времени и также в определённый момент исчезает. Оно проявляется и снова исчезает. Поэтому этот мир называют бхава-самсарой. Тем не менее, хотя он временен, здесь всё так замечательно устроено. Здесь всё совершенно, он не ложен. Майавади говорят, что мир не существует. Мы так не говорим. Почему он не существует? Это совершенное творение Кришны. Как можно низводить Кришну, говоря, что этот мир ложен. Нет, он не ложен, он реален, при условии, что вы знаете, как им пользоваться. Если вы думаете, что вы наслаждающийся этим миром – это есть ложное сознание. Вы не наслаждающийся, наслаждающийся – Кришна. Это реальность. Тогда этот мир является реальностью. Как только вы думаете, что это моё, ахам мамети, я тело и всё, связанное с телом, моё. Это моха.

00:25:47 Но как только вы приходите к пониманию бхава-бхавана – этот мир создан Кришной, и Он хочет, чтобы мы правильно поддерживали его. Кто будет поддерживать? Его представители, не демоны. Поэтому царь считается представителем Кришны. Он будет должным образом поддерживать этот мир. Вайшнав знает, как всё использовать для Кришны. Цель этого творения заключается в том, чтобы предоставить обусловленным душам ещё одну возможность достичь освобождения. Таково предназначение этого мира. Когда весь мир уничтожается, все живые существа вновь входят в тело Махавишну. Когда снова возникает творение, живые существа вновь проявляются, и в соответствии со своим прошлым занимают положение. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 31 января 2022