Как избежать встречи с Ямадутами
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Лекция по Шримад Бхагаватам 1.16.7, песнь 1, глава 16, текст 7, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 04 января 1974 года в Лос-Анджелесе.
00:00:13 क्षुद्रायुषां नृणामङ्ग मर्त्यानामृतमिच्छताम् ।
इहोपहूतो भगवान्मृत्यु: शामित्रकर्मणि ॥ ७ ॥
kṣudrāyuṣāṁ nṛṇām aṅga martyānām ṛtam icchatām
ihopahūto bhagavān mṛtyuḥ śāmitra-karmaṇi
Перевод: «О, Сута Госвами, среди людей есть те, кто желает освободиться от смерти и обрести вечную жизнь. Они избегают гибели, призывая повелителя смерти Ямараджу».
00:00:29 Шрила Прабхупада: Кшудрайушам нрнам. Кшудра – означает «очень маленькое», айушам – «продолжительность жизни». Мы можем провести сравнение с жизнью муравья или с жизнью бактерии. Они тоже живые существа. Продолжительность их жизни очень коротка. Есть много мух, которые рождаются ночью, вечером и всю ночь они очень активны: заняты едой, сном, продолжением рода и страхом. Все эти качества присущи и им тоже. В Индии таких насекомых называют девали. По вечером они собираются у лампочки: один, два, три. К полуночи их количество достигает тысячи миллионов, а утром, когда заканчивается ночь, вы обнаруживаете целые тучки этих мертвых насекомых. Целые кучи, миллионы.
00:02:02 Итак, есть разные уровни жизни. Этот мир называется Мритью Локой. Так называют этот материальный мир, место, где все умирают. Но есть разные уровни жизни, имеющие разную продолжительность. Одно живое существо существует четыре минуты, другое – 10 минут, третье – 100 минут. Потом, есть те, кто живут днями, сто дней, год, один год четыре года, пять лет, самое большее – 100 лет на этой планете.
00:02:47 Человек может дожить до ста лет, самое большее, но на других планетах есть другие живые существа, полубоги, на высшей планете Брахмалоке. Как вы узнали из Бхагавад Гиты, жизнь на Брахмалоке по нашим меркам очень долгая. 12 часов на Брахмалоке, наших 12 часов, с утра до вечера для нас тянутся миллионы лет. Итак, даже, если вы отправитесь на эту планету Брахмалоку, как вы пытаетесь отправиться на Луну… Из шастр мы узнаем, что на Луне они живут до 10 тысяч лет по райскому летоисчислению. На каждой планете, в каждом обществе летоисчисление отличается. Подсчитано, что на Луне вы можете жить до 10 тысяч лет и в этом летоисчислении [не понятно] наши шесть месяцев равны одному дню на Луне. Только представьте себе сколько лет они могут жить.
00:04:46 Но Бхагаван Шри Кришна сообщает нам, что куда бы вы ни отправились, Ямарадж всегда наготове, представитель Кришны – Ямарадж. К примеру, судья является представителем правительства, и он всегда наготове прийти как раз в тот момент, когда заканчивается ваша жизнь. Итак, в конце жизни все испытывают совершенное разочарование, поэтому есть определенный интервал. К концу жизни большинство людей, особенно обычных людей, они больше не хотят уже жить. Даже с точки зрения тела, старого тела, которое измучено болезнями, ревматизмом. В нем уже нет жизни, для старика нет уже наслаждений, материальных наслаждений, он хочет наслаждаться, но не может, поэтому, как правило они утрачивают к жизни всякий интерес.
00:06:21 Однажды, Акбар мусульманский монгольский император Индии задал один очень хороший вопрос. Он жил в пятнадцатом столетии, 500 лет назад. У него были очень разумные министры и они отвечали на его вопросы. Тот или иной министр отвечал ему: «это так – то и так – то, господин». Так он спросил у одного министра, я забыл, как его звали. «Сколько же еще вожделение будет жить во мне»? Половое желание. И тот ответил: «До самой смерти». Император сказал: «нет, нет, как это возможно, у человека есть желание, но он не может его никак удовлетворить, его инструменты стали совершенно бесполезными, но желание остается. «Нет, я не верю в это, я не верю, я не доволен этим ответом». «Хорошо, господин, я удовлетворю твой интерес». И, однажды неожиданно пришел министр к Акбару: «господин, вы должны прямо сейчас пойти со мной и возьмите вашу юную дочь с собой». Акбар догадался, что у этой просьбы есть какой – то скрытый смысл и он сразу же приготовился, взял с собой свою молодую дочь. Он спросил: «куда мы идем»? - «Вы узнаете». И он вошел в дом, где при смерти лежал старик, очень старый человек. Министр попросил императора: «когда будете заходить в комнату, пожалуйста постарайтесь смотреть внимательно на лицо умирающего человека. Акбар был очень разумен, и он смотрел на лицо, и он заметил, что человек смотрел на юную девушку, а не на императора. И тогда император сказал: «да, я получил от тебя ответ.
00:09:11 Итак, эти желания. Это коренная причина нашего прихода в материальный мир, желания наслаждаться. В духовном мире тоже есть наслаждения, но там в духовном мире наслаждающимся является Кришна, все остальные служат Его наслаждению. К примеру, в странах Запада женщины заявляют: почему у нас не должно быть равных прав с мужчинами» Но по природе они отличаются от мужчин. Мужчина – наслаждающийся, а женщина служит наслаждению. Таково положение. Бхокта и бхогья. В вашей стране много социальных проблем. Я не хочу сейчас вдаваться во все это. Но это очень серьезные проблемы. Однако они не знают, как упорядочить человеческую жизнь, потому что не знают какова цель этой жизни. Это им не известно. Итак, цель жизни: остановить круговорот рождения и смерти. В этом состоит цель жизни. Так называемые ученые не знают об этом и не трудятся ради этого, им это не известно.
00:10:57 Так здесь сказано: «те, чья жизнь коротка». Хотя это маленькая, короткая жизнь, человеческая жизнь, в сравнении с продолжительностью жизни на других планетах, очень, очень мала, но они не знают, как исполнить миссию своей этой жизни. У животных форм сознание не развито, но человек, хотя он тоже не вечен, адхрувам, Прахлада Махарадж сказал: адхрувам. Дхрува означает «определенный». Он советовал: [Шрила Прабхупада цитирует на санскрите] он дал такой совет. Прахлада Махарадж общался со своими одноклассниками, ему было всего пять лет, он учил их: «станьте сознающими Кришну. Повторяйте Харе Кришна». Этому его научил Нарада. Он слушал Нараду, и он был убежден, что это единственный наш долг – продвижение в сознании Кришны, повторяя мантру Харе Кришна. Он был сыном Хираньякашипу. Тот не назначал ему учителя, который учил бы его сознанию Кришны, но, когда Прахлада Махарадж находился в утробе своей матери, Нарада Муни рассказывал его матери о сознании Кришны. Она должна была какое – то время жить под опекой Нарада Муни, когда ее муж Хираньякашипу потерпел поражение от полубогов.
00:13:18 Итак, женщина была обеспокоена, она с нетерпением ждала возвращения своего мужа и тогда ее ребенок находился у нее в лоне, и она попросила у Нарады благословений: «господин, пожалуйста сделай так, чтобы мой ребенок не родился у меня до тех пор, пока не вернется мой муж». Нарада Муни сказал: «хорошо, всё будет так». И Нарада Муни давал ей уроки сознания Кришны, но она была рассеянной, однако ребенок в ее утробе слушал, он слушал. Об этом рассказывается в Бхагаватам. Когда друг спросил у Прахлада Махараджа: «дорогой Прахлада, нас учил один и тот же учитель, что и тебя, ты – царевич, ты не можешь никуда выходить, откуда же ты научился всему этому, всем этим замечательным наставлениям»? Тот ответил: «эти наставления я получил от Нарады. Нарада давал моей матери наставления, но будучи женщиной, она обо всем забыла, но я помню». В этом была разница между ребенком в утробе и взрослой женщиной. Представьте себе. Это природа. Они забывают.
00:15:12 Поэтому Вьясадева написал Махабхарату, он дал наставления Вед в форме летописи, полных рассказов о битве на Курукшетре, потому что стри, шудры, женщины, шудры, двиджа – банду - люди, которые родились в благородней семье, но ведут себя совсем по – другому. Их называют двиджа – банду. Они не могут напрямую понять уроков Вед, это невозможно. У них нет этого разума. Стри, шудра и двиджа – банду. Поэтому Веданта – сутра говорит: [Шрила Прабхупада цитирует на санскрите], они не могут понять, поэтому они учатся через Махабхарату, через летописи. Летописи они могут слушать. Прахлада Махарадж говорит: с самого детства, каумара, у человека есть долг. Каумара – это возраст, начинающийся с пятого года и до десятого. Этот возраст называется каумара. Люди должны учиться этому, тому, что проблема заключается в том, чтобы положить конец джанма, мритью, джара, вьядхи. Вот, что такое образование. Это уроки Бхагаватам. Мы говорим о Шримад Бхагаватам. Это тема посвящена тому, как подняться над материальным миром, как перенестись в духовный мир, тем самым положить конец рождению, смерти, старости, болезням. К этому сводится вся тема Шримад Бхагаватам.
00:17:27 Итак, мартйанам ртам иччхатам. Мартйанам, они должны сознавать: «я не желаю умирать. Почему смерть приходит ко мне непрошенной». Это разумный вопрос. Это самый разумный вопрос человека. Я не хочу умирать. Например, если возникнет какой – нибудь катаклизм, у меня есть такой опыт, у нас дом шатался, люди кричали, особенно женщины, я видел это часто, как только земля начинает дрожать сильно, все очень боятся: «о, сейчас мы погибнем», все боятся смерти, но никто не задумывается: как же найти решение этой проблеме. Но решение есть, поэтому здесь говорится мартйанам. Мартйанам – это те, кто обречены на смерть. Ртам иччхатам, если они хотят жить, если они хотят остановить приход Ямараджа, Ямарадж – это тот, кто забирает каждого из нас после кончины нашего тела, и он посылает нас в то место, которое соответствует нашей карме. Ямарадж приходит за вами, когда вы грешны. Ямарадж не приходит за преданными. Об этом сказано в Шримад Бхагаватам.
00:19:26 Аджамил был великим грешником. В момент своей смерти ему довелось вспомнить Нараяну. Он очень любил своего младшего ребенка. Ямарадж пришел не сам, он прислал своих представителей – ямадутов. Они выглядели очень устрашающе. В момент смерти Аджамила увидел этих страшных существ, и он очень испугался: «кто это»? Он подумал, поскольку он очень любил своего младшего сына, которого звали Нараяной, он позвал его: «Нараяна, пожалуйста подойди, я очень боюсь». Но только посмотрите на силу повторения имени Нараяны, он тотчас же удостоился Вайкунтхи. Он не имел в виду Нараяну, но Вишванатха Чакраварти Тхакур в своем комментарии говорит, что он вспомнил настоящего Нараяну, когда позвал своего ребенка Нараяну, он вспомнил настоящего Нараяну, потому что в детстве своем, прежде чем он стал юношей, он был очень искренним преданным Нараяны, он был сыном брахмана, но он оказался во власти проститутки, поэтому начав общаться с проституткой, он перестал совершать всякую духовную деятельность и это естественно, привязавшись к этой проститутке, он превратился в пьяницу, в вора, начал играть в азартные игры, есть мясо, ухаживать за женщинами, все эти пороки приобрел, общаясь с проституткой.
00:22:02 В эту эпоху, всё, что мы делаем – это водимся с проститутками, только посмотрите на наше положение, насколько же мы опустились. Проституцией занимаются открыто. Вот, что такое современная цивилизация. Из общения с одной проституткой, Аджамила – сын брахмана, воспитанный, следующий всем правилам, ограничениям, но стоило ему свестись с проституткой, он стал падшим. Итак, этот человек вспомнил Нараяну. Согласно Вишванатха Чакраварти Тхакуру, одного призыва его сына было недостаточно, он действительно вспомнил Нараяну. Но, согласно шастре Нараяна – это святое имя Господа. Если человек повторяет его даже с пренебрежением, он также получает возможность обрести освобождение. Это факт.
00:23:12 В Нрисимха – пуране есть такое утверждение: на одного мусульманина напал дикий вепрь. Эти кабаны могут убить своими клыками. И когда это происходило, когда этот кабан нанес смертельные раны, мусульманин закричал Харам. Харам – это слово на курде, оно также содержится в пуранах. Харама. Харама - значит «проклятый». Мусульмане не едят свинину. Например, индусы не едят коров. Точно также свинина является харам для мусульман. Он не имел в виду Рама, он хотел сказать «проклятая свинья», харам, но он получил плоды повторения Ха Рама, «О мой Господь, Рамачандра». Он получил плоды этого повторения.
00:24:34 Итак, святое имя Кришны – Нараяна, из сотни, тысячи имен Кришны, Верховной Личности Бога, если вы повторяете любое имя Бога, вы получаете результат. Так заповедовал Шри Чайтанья Махапрабху. Верховная Личность Бога тождественен Своему имени. Это наставление Чайтаньи Махапрабху. Если мы повторяем Святое Имя Кришны, то оно не отлично от Самого Кришны, от Верховной Личности. Это абсолютизм Кришны. Кришна и форма Кришны, между ними нет разницы. Форма Кришны может дать вам тот же результат, какой дает Он Сам, лично присутствуя перед вами. Таково абсолютное положение Кришны. Итак, в Имени Кришны содержится вся сила Кришны, как личности. Поэтому это так важно. В эту эпоху мы настолько падшие, мы не способны постичь Кришну, как Он есть, но, если мы общаемся с Именем Кришны, это тоже общение с Кришной. Таково преимущество этого времени. Нам нама кари, общаясь с Кришной в Его звуковой форме, вы очищаетесь. В этом преимущество.
00:26:51 Итак, на каждом лежит долг положить конец этой проблеме рождения и смерти, повторяя мантру Харе Кришна. Это единственный долг и этому необходимо учиться с самого начала жизни. Например, эти благочестивые дети, танцующие здесь, принимающие участие в этих собраниях. С одной стороны, можно видеть, что это единственный метод, единственная практика постижения Кришны, в которой может принять участие даже ребенок. У него нет образования, нет знания, но метод настолько замечателен. Что они тоже могут участвовать в этом, они могут наслаждаться вместе со своими родителями и нет никакой другой такой системы йоги, есть много разных систем йоги, но эта система бхакти – йога настолько совершенна, что и прадед ребенка, и сам ребенок, все могут принимать в этом участие, это очень практично. Они танцуют здесь, иногда они повторяют Святое Имя и все это ложится на их духовный счет. Мы знакомим людей с поклонением Божествам, но каждый может прийти, любоваться Божеством, может повторять Святое Имя, танцевать, играть на караталах. Так или иначе, если человек занят в служении Кришне, это зачтется ему в заслугу. Ваши духовные достижения будут зачтены, поэтому в Бхагавад Гите сказано: даже, если вы не очень много прошли по этому пути бхакти, это может спасти вас от величайшей опасности в жизни. Примером тому является Аджамила. В начале своей жизни Аджамила совершал служение Господу, следуя наставлениям своего отца и это пошло ему в заслугу. Поэтому, когда он превратился в отъявленного грешника и умирал, он смог произнести Имя Нараяны и спасся. Хотя это считается случайностью, но даже эта случайность принесла ему благо.
00:29:56 Как только он произнес Имя Нараяны, он удостоился подняться на Вайкунтху и тотчас же Нараяна послал своих людей. Нараяна: «идите и спасите этого человека. Ямадуты изводят его». Ямадуты уводили его тем временем и вдруг пришли посланцы с Вайкунтхи – нарайнадуты и сказали: «нет, вы не можете забрать его». Они удивились: «кто эти прекрасные существа»? Потому что ямадуты были уродливыми, и они никогда не видели таких прекрасных существ, особенно с Вайкунтхи, с четырьмя руками, очень красивые. На Вайкунтхе люди выглядят как Нараяна. Также, как на этой планете есть президент и выглядит он также, как другие люди, у него тоже две руки, как и у нас. Точно также на Вайкунтха локе президентом является Верховная Личность Бога и у Него четыре руки, поэтому преданные – те, кто живут там, обладают теми же отличительными признаками, четырьмя руками. Итак, ямадуты были удивлены: «вы так красиво выглядите. Почему вы мешаете исполнять наш долг. Этот человек грешник. Наш долг – отправить его к Ямараджу, мритью». И они начали спорить. Но нараянадуты помешали им сделать свое дело и когда они пришли к своему господину Ямараджу, они сказали: «в нашей жизни еще никогда такого не было, чтобы кто – то отнял у нас того, кого нужно было привести сюда. Неужели есть те, кто превосходит тебя»? И он объяснил: «да, я слуга Нараяны». Тогда Ямараджа сказал: «вы никогда не должны подходить к преданному, это не в вашей юрисдикции».
00:32:20 Полицейская власть распространяется на преступников, не на порядочных граждан. Аналогично, долг Ямараджа и долг его слуг – забирать к Ямарадже только этих грешников, но преданных, преданные не должны быть грешниками, естественно, они должны быть безгрешными и это подтверждается в Бхагавад Гите. Не став безгрешным, человек не сможет полностью посвятить себя сознанию Кришны. Человек безраздельно, без остатка может посвятить себя сознанию Кришны только, если он абсолютно безгрешен. Конечно, если вы стали сознавать Кришну, но у вас остались еще следы греха, постепенно они уйдут, но нужно быть очень внимательным. Не думайте, что так как я сознаю Кришну, став сознающим Кришну, повторяя мантру Харе Кришна, я выхожу из – под власти греха. Эта мысль никогда не должна посещать нас, мы должны быть очень осторожными и внимательными, потому что майя очень сильна. Как только она получает возможность, она сразу же хватает вас. Поэтому говорится, ртам иччхатам. Они должны стараться избегать греховной деятельности, если действительно хотят вырваться из круговорота рождения и смерти. Такова программа. Итак, Движение сознания Кришны поддерживает это желание. Нужно быть серьезным и следовать сознанию Кришны, следовать правилам, ограничениям очень простым и повторять мантру Харе Кришна и тогда вы спасетесь от мритью, от Ямараджа.
Спасибо вам большое.
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 07 March 2024
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 24 March 2024