Сконцентрируйтесь на Боге

Лос-Анджелес - 19 December 1973
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:29:54 | качество: mp3 96kB/s 20 Mb | прослушано: 59 | скачано: 208 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Шримад Бхагаватам 1.15.41, первая Песнь, глава пятнадцатая, текст 41, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 19 декабря 1973 года в Лос-Анджелесе.
वाचं जुहाव मनसि तत्प्राण इतरे च तम् ।
मृत्यावपानं सोत्सर्गं तं पञ्चत्वे ह्यजोहवीत् ॥ ४१ ॥

ва̄чам̇ джуха̄ва манаси тат пра̄н̣а итаре ча там
мр̣тйа̄в апа̄нам̇ сотсаргам̇ там̇ пан̃чатве хй аджохавӣт

00:00:22 Преданный: Перевод: «Затем он слил все органы чувств с умом, ум с жизнью, жизнь с дыханием, всё свое бытие с телом из пяти элементов, а тело со смертью. И тогда, как чистая душа, он избавился от материальной концепции жизни».
Шрила Прабхупада: Читай комментарий.

00:00:43 Преданный: Подобно своему брату Арджуне, Махарадж Юдхиштхира сосредоточился и постепенно освободился от всякого материального рабства. Сначала он сконцентрировал всю деятельность своих чувств и слил их с умом или иначе говоря, обратил свой ум к трансцендентному служению Господу. Поскольку вся материальная деятельность совершается умом в виде деятельности материальных чувств и её последствий, а он отправлялся обратно к Богу, он молился, чтобы его ум прекратил всю материальную деятельность и обратился к трансцендентному служению Господу. В материальной деятельности не было больше необходимости. В действительности остановить деятельность ума невозможно, потому что она является отражением вечной души, но её можно качественно изменить, изменив точку приложения этой деятельности, перенеся ее с материи на трансцендентное служение Господу. Когда человек очищает свой ум от загрязнения жизненным дыханием, тем самым освобождая его от загрязнения повторяющимися рождениями и смертями и помещая его в чистое духовное бытие, материальная окраска ума меняется, всё проявляется временным феноменом, материальным телом, которое порождается умом в момент смерти. Если ум очищен практикой трансцендентного служения Господу и постоянно погружен в служение лотосным стопам Господа, после смерти он уже никак не сможет создать новое материальное тело. Это освобождает ум от материального загрязнения, в котором он находился. Чистая же душа может вернуться домой обратно к Богу.

00:02:21 Шрила Прабхупада: Итак, этот стих описывает практику йоги. Практика йоги заключается в обуздании пяти потоков тела: прана, апана, вьяна и так далее. С помощью дыхательных упражнений. Это практика йоги. Из этого описания следует, что Махараджа Юдхиштхира владел этой практикой йоги. Не только Махарадж Юдхиштхира, практически любой человек из высшего сословия, особенно брахманы и кшатрии, все они владели этим искусством йоги. В момент смерти они могли воспользоваться им, чтобы оставить свое тело. Это совершенство йоги. Йоги могут уйти из жизни, вернее покинуть свое тело, избавиться от него по собственному желанию, а не побуждаемые материальными условиями. В этом смысл практики йоги.

00:03:50 Как правило человек умирает, принуждаемый материальными законами. Но йог, он управляет своей смертью. Например, Бхишмадев, особенно Бхишмадев. Отец дал ему благословение, что до тех пор, пока он сам не пожелает умереть, он не умрет. Бхишмадев получил это благословение от своего отца, потому что дал очень суровый обет. Вы знаете эту историю. Отец Бхшмадевы влюбился в одну девушку - Сатьявати и пожелал жениться на ней. Кшатрии могут так поступать. Но отец Сатьявати не согласился, хотя тот был царем и мог жениться на ком угодно, но тем не менее он попросил разрешения у родителей, но отец сказал: «нет, я не могу отдать тебе свою дочь». - «Почему»? - «Потому что у тебя взрослый сын и он станет цармм. Почему моя дочь должна выходить за тебя замуж? Должна становится твоей служанкой? Нет». И Бхишмадев понял: «мой отец хочет жениться на этой девушке Сатьявати, но этому мешают некие обстоятельства, и он обратился к отцу: «Почему бы тебе не отдать моему отцу свою дочь»? Тот сказал: «Потому что ты его старший сын, ты будешь царём». И тот сразу же пообещал: «Нет, сын твоей дочери будет царём. Я не стану царём. Отдай свою дочь моему отцу». Тот сказал: «нет, нет, тем не менее это невозможно». - «Почему?» - «Потому что ты может быть не станешь цармм, но твой сын станет царём. Я не хочу этого». Таким образом Бхишмадев сказал: «Тогда я не женюсь». - «Хорошо», и тогда тот согласился отдать дочь Сатьявати.

00:06:30 Его отец Шантану Махарадж увидел, что Бхишма так любит своего отца, что ради ублажения чувств отца он пожертвовал своими удовольствиями и он дал своему сыну благословение: «Дорогой сынок, ты дал такой суровый обет. Я даю тебе благословение: ты не умрешь пока сам того не захочешь». Поэтому Бхишмадев лежал на ложе из стрел и покинул материальный мир, когда пожелал. Йоги способны на это. Йоги управляют душой. Душа плавает в разных воздушных потоках, и они управляют ими. Это называется шат-чакра. Начиная с ануса к животу, от живота к сердцу, от сердца к ключицам, от ключиц к нёбу и сюда. Тот, кто может привести душу сюда в эту точку, может выбраться и из этого отверстие, которое называется брахмарандра. Они способны на это. Йоги по желанию собственному, они могут это сделать и направиться либо непосредственно в духовный мир, либо, если они желают того, то могут перенестись на высшие планетарные системы. Это позволяет практика йоги. Они могут отправиться куда хотят и отсюда следует, что Юдхиштхира Махарадж в совершенстве владел этим искусством. Точно также мы видим это на примере жизни других царей.

00:08:32 Итак, высшее сословие совершали такую практику йоги, поэтому они были такими здравомыслящими, устойчивыми и решительными. Все были йогами. Поэтому в Бхагавад Гите описывается раджарши, имам враджарши йавидуху. Риши – святые знают, как практиковать йогу. В былые времена цари были такими же, как риши. Они восседали на троне, исполняя свой долг по отношению к подданым. Они не были политическими оппортунистами. Нет. Сейчас люди превратились в политических оппортунистов. Как только они получают возможности, они хватаются за свою власть. В былые времена, как например, Бхишмадева, на самом деле он бы стал царем, но он не был оппортунистом. Ради служения своему отцу, он отказался от всего. Это называется раджарши. Итак, вачамши. Если вы способны обуздать свой ум, вы сможете укротить слова, свою речь. Есть кая, мана и вакья. У нас есть тело, ум и речь. Речь очень важна. Вы можете болтать о всякой ерунде денно и нощно, вы можете говорить о Кришне и повторять мантру Харе Кришна. Это тоже звук. Так, если вы несете всякую чепуху, вы отправитесь в ад. Если же вы говорите о Кришне и повторяете мантру Харе Кришна, вы отправляетесь домой к Богу. Это свидетельствует о важности речи. Благодаря одной лишь речи.

00:10:57 Итак, это вопрос укрощения. Йога – это индрийа самъяма, укрощение чувств. Это йога Настоящая цель йоги. Потому что наши чувства подобны ядовитым змеям. Многие люди падают жертвой этих чувств, они становятся жертвами чувств. Итак, практика йоги – это обуздание чувств. В этом истинный смысл йоги. Есть некий механический процесс. Он называется практика йоги и потому практика йоги предназначена для тех, кто слишком сильно отождествляет себя с телом. В противном случае, тот, кто убежден в том, что я не тело, не видит необходимости совершать все эти физические упражнения. Однако, этот путь предназначен для тех, кто слишком отождествляет себя с телом. Для них рекомендуются следовать практике йоги. С помощью этого механического процесса, перемещая воздушные потоки в теле, человек может овладеть своими чувствами.

00:12:28 Всё основано на чувствах, поэтому сознание зависит от чувств, от очищения чувств. Душа вечна и чувства, ее чувства вечны. Вы не способны прекратить деятельность чувств души. Это невозможно. Например, некоторые думают, если мы прекратим. Например, Вишвамитра Муни был великим йогом, и он прекратил деятельность чувств, он хотел прекратить. Он закрыл глаза: «я не буду смотреть на красивых женщин,», но он потерпел неудачу, как только услышал звон ножных колокольчиков апсары Менаки. Итак, наши чувства очень сильны, если вы подавите одно чувство, вылезет другое чувство, чтобы убить вас, потому что они наши враги, [санскрит], мы боремся за существование, сражаясь с чувствами и умом, но в остальном, как объясняется в Бхагавад Гите, «живые существа – Мои неотъемлемые части, иными словами они такие же, как Я. Зачем они гниют в этом материальном мире?». Из–за ума и чувств.

00:14:01 Итак, практики йоги позволяет вам прежде всего обуздать ум. Затем вам нужно укротить чувства. В этом совершенство йоги. Амбариша Махарадж, великий преданный владел своим умом, чувствами, благодаря следующему пути и начинается он с савай манах Кришна падаравиндайо. Это бхакти йога.

00:14:32 Но мы не должны предпринимать искусственной попытки обуздать ум и чувства, мы потерпим фиаско. В большинстве случаев это кончается неудачей. В некоторых случаях достигают совершенства или успеха, но в большинстве случаев люди терпят неудачу на этом пути, потому что особенно в этот век у людей нет обучения, они живут не воздержанной жизнью, поступают, как им хочется, никакой традиции брахмачарьи. Нечему их не учат. Раньше в ведической цивилизации мальчиков посылали в гурукулу, чтобы они учились в брахмачарьи. Сейчас об этом не может быть и речи. Поэтому так называемая практики йоги – это просто бесполезная трата времени. Они не могут нечего. Это невозможно.

00:15:25 Поэтому система бхакти йоги позволяет занять чувства и ум в служении Кришне. Если ваш ум занят служением Кришне, то у него практически не остается возможностей отклоняться на что-либо ещё. Он отклоняется, но, если вы практикуете, Кришна поможет вам. Кришна находится в вас. Если вы искренне пытаетесь очиститься, очистить свой ум, тело, слова, вы должны начать с того, чтобы слушать о Кришне. Всё, что касается Кришны, прежде всего мы должны желать слушать. Если вы хотите знать о Кришне, то естественным образом вы будете склонны задавать вопросы, а кто такой Кришна. Кто такой Кришна? Как наша книга Кришна. Теперь продается. Потому что появилось Движение сознания Кришны и люди желают знать кто такой Кришна, у нас возникает естественное желание купить книгу, прочесть. На самом деле, это первое, что нужно сделать. Например, мы говорим: на Бога уповаем. Это девиз американской нации, американского правительства. И естественно люди должны задаваться вопросом, а кто же на самом деле Бог. Они должны научно к этому подходить. Мы говорим: на Бога уповаем, но они не знают, кто такой Бог. И тогда о каком уповании идет речь?

00:17:28 Допустим, если какой–то друг говорит: «доверься банку Америки», но, если он не знает, что это за банк Америки, как он может довериться ему, как он может вложить в него свои деньги? В этом проблема. Это просто девиз. В противном случае, все должны интересоваться, почему правительство выбрало такой девиз «на Бога уповаем», а кто такой Бог, никто не знает. О каком уповании может идти речь? Поэтому, всё это просто ерунда. Но, если вы действительно хотите узнать о Боге, есть наука, есть учитель, всё есть. Сам Бог находится в вашем сердце, ишвара сарва бхутанам. Если вы действительно серьезно настроены познать Бога, Бог внутри вас, Он поймет: «это живое существо серьезно хочет постичь Меня», и Он поможет вам сразу же. Об этом сказано в Бхагавад Гите. Тешам, такие люди сататам юктанам, всегда горят желанием узнать о Боге. Бога можно постичь, Бог всемогущ, и Он понимает, что это живое существо сейчас серьезно хочет слушать о Боге и поэтому такая любознательность, такой интерес – это очень хороший знак. Мой Гуру Махарадж принял меня в ученики, потому что он увидел с самого начала, что мне было очень интересно слушать его. Итак, в начале к нему пришло много людей, и я был один из них и меня представили моему Гуру Махараджу, сказав: «эти люди хотят получить посвящение, хотят стать вашими учениками» и когда пришла моя очередь, он сразу же сказал: «да, я приму этого юношу своим учеником, потому что он слушает с горячим желанием». Такую характеристику он мне дал и на самом деле я был очень любознателен, я не понимал, что говорит мой Гуру Махарадж, но тем не менее я спрашивал других: «о чем говорит Гуру Махарадж, я послушаю». Я не понимал. Он использовал очень сложные философские термины и тогда у меня не было способностей понять это и тем не менее я хотел слушать его, понимал его или нет. Итак, это очень хорошее качество. И те, кто приходит сюда слушать о Боге, очень удачливы. Кришна поможет им. Шраванам. Бхакти йоги начинается с практики шраванам, восприятия на слух. Поэтому во время посвящения мантру произносят в ухо.

00:20:46 И далее идет киртанам. Есть девять разных методов и самый важный из них – слушать. Как только у вас появляется желание слушать, вы должны сосредоточить свой ум. Ум сосредотачивается естественным образом, но, если мы засыпаем, это уже другой вопрос. Пусть лектор что–нибудь говорит, а я отдохну. Это другой вопрос. Но, если вы слушаете, если вы горите желанием слушать, то ум будет занят. Без внимания вы не можете слушать. Если ум что–то, о чем–то думает, вы думаете о покупках каких–нибудь, своим видом вы показываете, что вы слушаете, но вы не слушаете. Поэтому ум прежде всего должен быть занят. Если вы займете свой ум слушанием, тогда вы сможете описывать реальность Вайкунтхи, духовного мира. Мы должны практиковать это, это бхакти йога. Прежде всего мы должны занять свой ум. И как только вы займете свой ум слушанием о Кришне, Кришна поможет вам очистить ум. Таково мнение Шри Чайтаньи Махапрабху. Потому что мы не способны постичь Бога, мы не способны увидеть Бога, мы не знаем Бога, потому что в нашем уме скопилось много грязи. В противном случае, как только ум очищается, как только он избавляется от всей грязи, вы обретаете способность видеть Бога каждое внимание. И это не трудно. Бог находится здесь, Кришна. Но, если ум не чист, он не способен видеть Бога, ему это кажется статуей, камнем, это каменная статуя. Если ум чист, как говорит Чайтанья Махапрабху, как только он увидел Джаганатху, Он сразу же потерял сознание. На самом деле это факт. Здесь находится Кришна. Кришна всепроникающ, это одно из качеств Бога – вездесущность, Он присутствует повсюду. Почему же не в храме? Он присутствует здесь, но у нас нет глаз, чтобы увидеть Его, потому что наш ум не чист. Мы не можем пользоваться этими чувствами, чтобы увидеть Бога. В этом проблема. Поэтому с помощью бхакти, с помощью преданного служения, вы должны очистить свой ум, очистить свои чувства, и как только ваш ум станет чистым, очистятся и чувства и этому помогает Сам Кришна, как Он говорит в Шримад Бхагаватам, как только Кришна замечает, что вы горите желанием слушать о Нем. Начав слушать, вы можете еще не понимать Кришну, но, если вы просто продолжаете слушать с некоторым вниманием, хотя вы может быть и не понимаете, тем не менее вы станете праведником, потому что грязь – это покрытие из наших не благочестивых поступков. Если вы слушаете о Кришне, то постепенно вы станете праведными, просто благодаря слушанию.

00:25:00 Как, например, если вам ставят какую–то прививку от какой–нибудь болезни, вакцину, понимаете вы или не понимаете, она подействует. Допустим, если вы принимаете яд. Если даже вы не понимаете, что такое яд, он подействует. Точно также Кришна катха настолько могущественна, что, если вы просто слушаете, даже, если вы не понимаете, вы станете праведником и став праведником…Не став праведником, никто не способен постичь Кришну. Об этом сказано в Бхагавад Гите. Те, кто посвящает себя праведной деятельности 24 часа в сутки, поэтому мы и занимаем наших учеников практикой бхакти йоги 24 часа в сутки, потому что это праведная деятельность, и они очистятся, они очистятся. Столько раз на дню мы предлагаем арати, прасад, убираемся в храме, одеваем Божеств, говорим о Нем 24 часа в сутки. Мы должны делать это, киртанья сада Хари. 24 часа в сутки. Так мы очищаемся. И как только ваш ум очищается от всей грязи, вы становитесь достойными вернуться домой к Богу. Другие же практики йоги: дхьяна йога, карма йога, гьяна йога – очень сложны для этой эпохи. Но, если вы практикуете бхакти йогу…В эту эпоху, Кали югу рекомендуется Хари киртан, бхакти йога. В разные эпохи, поскольку люди отличались, им предписывались в шастрах разные методы. В Сатья югу люди могли совершать медитацию. В другую югу это невозможно. В Трета югу люди совершали великие ягьи, жертвоприношения. В Двапара югу люди поклонялись в храме. И калаух Хари киртана. В Кали югу, благодаря одному Хари киртану, благодаря воспеванию Святого Имени Господу, вы можете получить тот же результат. Поэтому наш путь - всегда киртан. Итак, благодаря практике бхакти йоги вы обретаете совершенство всех методов йоги и в конце концов вы постигаете Бога. Без труда. Непосредственно это поможет вам вернуться домой к Богу. И это подтверждается в Бхагавад Гите. Всякий, кто понимает Кришну воистину, таттвата – значит «воистину», не поверхностно. Если вы постигаете Кришну по–настоящему, как Он есть, и Он Сам говорит о Себе, это не трудно, если вы просто признаете Кришну, признаете Его слова, если вы последуете им, то вы станете совершенным, и вы удостоитесь вернуться домой к Богу.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 08 September 2023
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 08 September 2023