Кришна рождается по-другому

Майапур - 12 October 1974
Богу не зачем что-либо делать, однако Он приходит, чтобы прославить преданных. Как только вы становитесь дорогим Кришне, все ваши проблемы решаются. Одно лишь понимание ахам брахмасми не принесёт удовлетворение, нужно двигаться дальше и обратиться к преданному служению. Отец – это тот, кого эксплуатируют. Вайшнавское представление – относиться к Богу не как к отцу или матери, а как к сыну, служить Ему. Как понять противоречие: Кришна нерождённый, но Он рождается. Пунья-шлока и Уттама-шлока.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:30:07 | качество: mp3 128kB/s 27 Mb | прослушано: 105 | скачано: 255 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», песнь первая, глава восьмая, текст тридцать два. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 12 октября 1974 года в Майяпуре.
Преданный:
— Перевод: «Одни говорят, что Нерождённый рождается для того, чтобы прославить праведных царей, другие — что Он рождается на радость царю Яду, одному из Своих самых дорогих преданных. Ты появляешься в его семье так же, как сандаловое дерево появляется в горах Малайи».

00:00:37 Шрила Прабхупада:
кечид а̄хур аджам̇ джа̄там̇
пун̣йа-ш́локасйа кӣртайе
йадох̣ прийасйа̄нвава̄йе
малайасйева чанданам

[ШБ 1.8.32]

00:00:55 Итак, Кришне не зачем что-либо делать, Он Всевышний. На тасйа карйам каранам [«Шветашватара-упанишад», 6.8] – это определение содержится в Ведах: «Богу не зачем что-либо делать». Он самодостаточен. И у Него нет никаких устремлений. К примеру, мы думаем о том, чтобы купить эту землю или ту землю. Зачем Кришне об этом думать, Ему принадлежит вся земля. Так что Ему не зачем что-либо покупать, у Него уже есть всё.
Так почему же Он приходит? Как Кришна Сам говорит, Он приходит ради паритра̄н̣а̄йа са̄дхӯна̄м̇ вина̄ш́а̄йа ча душкр̣та̄м [БГ 4.8]. Он хочет защитить преданных, прославить преданных. В этом Его задача. В противном случае у Него нет задач, Ему не зачем что-либо делать. Как, например, преданному тоже нечего делать, кроме как служить Кришне, позаботиться о том, чтобы Кришна был доволен. Точно так же Кришне не зачем чем-либо заниматься, но Он хочет прославить Своего преданного. Таков взаимный обмен. Если вы посвящаете свою жизнь прославлению Верховного Господа, Господь также готов услужить вам, Он будет прославлять вас. В противном случае у Него нет занятий.

00:02:47 Поэтому сказано: прийасйа, йадох̣ прийасйа [ШБ 1.8.32]. Царь Яду стал очень дорог Кришне благодаря своему служению. Прийасйа. Как Кришна очень дорог преданному, точно так же преданные очень и очень дороги Кришне. Есть ещё один стих: сва-па̄да-мӯлам бхаджатах̣ прийасйа [ШБ 11.5.42]. Если человек служит лотосным стопам Кришны, он становится очень, очень дорогим Ему. Бхаджатах̣ – тот, кто просто служит лотосным стопам Кришны, и у него нет других занятий, он становится прийа. Но как только вы становитесь прийа, как только вы становитесь дорогим Кришне, все ваши проблемы решаются. К примеру, если вы становитесь дорогим ребёнком очень богатого человека, то разве у вас есть проблемы? Естественным образом он позаботится обо всём. Поскольку вы стали дорогим ребёнком, любимым ребёнком великого человека, какие у вас проблемы? У вас нет проблем. Вот и мы должны стать очень дорогими Кришне, тогда все наши проблемы решатся.

00:04:31 Эти негодяи, карми, они не знают об этом. Они хотят стать счастливыми за счёт своих усилий – таких называют карми. Они тяжело трудятся ради чего? Ради того же самого – стать счастливыми. А преданный тоже старается стать счастливым, все стараются. Все стараются обрести счастье, потому что стремление к счастью наше естественное стремление, анандамайа-бхйасат [«Веданта-сутра» 1.1.12]. Все пытаются стать счастливыми, но карми, и гьяни, и йоги не знают, как обрести совершенное счастье. Они прилагают свои усилия. Карми пытаются тяжело работать, денно и нощно, чтобы заработать денег – так или иначе, любыми методами достать денег, хорошую машину купить, хороший дом, чтоб был большой счёт в банке. Таковы цели карми.

00:05:53 Гьяни, когда он насытился всем этим трудом, когда он понимает, что это тяжёлый труд, этот большой счёт банковский не делают меня счастливым, поэтому всё это ложно, вся эта деятельность. Брахма сатьям джаган митья. И такие люди, они питают отвращение ко всему этому, и они обращаются к Брахману. Брахма сатьям. Но брахма сатьям – это факт, однако, поскольку они пытаются постичь Брахман при помощи своих вымышленных методов, они не способны Его постичь. Вы сможете понять Высший Брахман, одно лишь это понимание не принесёт вам удовлетворение, одно лишь понимание ахам брахмасми.

00:06:57 Допустим, если у вас есть деньги, и вы сознаёте, что вы очень богатый человек. Одна лишь эта мысль, что вы очень богатый, вы видите свои деньги в вашем банке, разве это сделает вас счастливым? Нет. Вот когда вы пользуетесь этими деньгами, расходуете их на свои наслаждения, вот тогда вы счастливый. Точно так же одно лишь понимание ахам брахмасми, этот опыт не сделает вас счастливым. Вам необходимо пользоваться своим положением брахмана – это означает бхакти. Это называется шанта-раса, когда мы понимаем: «Ахам брахмасми», – это называется шанта-раса. Вы должны развиваться дальше: это называется дасья-раса, когда вы становитесь слугой Высшего Брахмана. И затем идёте дальше. Одно лишь понимание, что я Брахман, вас не осчастливит.

00:08:15 Простой пример. Если вы знаете, что у вас много денег… К примеру, мы пытаемся купить землю. Но чтобы купить землю, нужны деньги. Деньги есть, но почему я несчастлив? Почему я пытаюсь купить землю? Чтобы использовать эти деньги, вот что необходимо. Любой бизнесмен владеет деньгами, достаточными деньгами, но почему они так активны в своих кругах в бизнесе? Они едут на рынок, на биржу – они пользуются деньгами. Одно лишь понимание: ахам брахмасми – этого недостаточно. Поэтому они падают. Все эти так называемые санньяси, которые лишь понимают: ахам брахмасми – «Я стал Нараяной сейчас». Это ещё не приносит им удовлетворение. Но поскольку у них нет знаний о том, как служить Парабрахману, они снова приходят в материальный мир, на материальное поприще, чтобы совершать здесь служение: открывать больницы, открывать школы, кормить даридра-нараян. Таким образом они воображают что-то, потому что они хотят деятельности.

00:09:34 Итак, осознание Брахмана без деятельности в Брахмане не позволит вам оставаться на положении Брахмана – вы падёте. Патанти адхах̣ [ШБ 10.2.32] – за счёт суровой аскезы, ограничений, они могут подняться до парам̇ падам̇, ахам брахмасми, брахма-пада. Но с этого места, патанти адхах – они снова падают в материальный мир. Почему? Ана̄др̣та-йушмад-ан̇гхрайах̣: «Поскольку они не научились тому, как почитать Твои лотосные стопы». Поскольку они имперсоналисты, они думают: «У Брахмана нет ног, как же можно принять прибежище у лотосных стоп, Он безличен». Поэтому используется это слово: ана̄др̣та-йушмад-ан̇гхрайах. Ан̇гхрайах означает нога, или лотосная стопа. Но поскольку у них нет этой информации, и даже если у них есть это знание, они не склонны служить, поэтому они падают. Таково их положение.

00:10:67 Итак, наша задача не просто осознать ахам брахмасми. Об этом сказано в «Бхагавад-гите»: брахма-бхӯтах̣ прасанна̄тма̄ [БГ 18.54]. Когда вы понимаете, что вы не тело, вы вечная душа, тогда, если вы действительно это осознаёте… Тогда, когда я понимаю, на джа̄йате мрийате ва̄ [БГ 2.20] – душа не умирает. Карми тяжело трудятся, потому что они знают: «Если я не буду тяжело трудиться, если я не заработаю денег, я умру от голода». Но если вы действительно осознали Брахман, если вы понимаете: «Я не умру», – то к чему вам действовать, ради чего? Вы не умрёте. Если какой-нибудь врач даст вам таблетку: «Вот, съешь эту таблетку, и ты не умрёшь», – тогда вы перестанете работать, потому что вы не умрёте.

00:12:07 Итак, брахма-бхӯтах̣ прасанна̄тма̄. Хорошо, сейчас я вечная душа, я понимаю, что никогда не умру, это прасанна̄тма. На ш́очати на ка̄н̇ кшати – нет нужды скорбеть о чём-то, самах̣ сарвешу бхӯтешу. Но мад-бхактим̇ лабхате пара̄м – если вы не обратитесь к преданному служению, то лишь одно осознание того, что вы Брахман, вам не поможет. Благодаря преданному служению вы можете стать дорогим Господу. Как Арджуна, Кришна называет его бхакто ’си прийо ’си [БГ 4.3] – «Ты Мой преданный и очень дорогой друг». Итак, наша задача так или иначе стать очень дорогими Кришне: как слуга, как друг, или как отец, мать, или как возлюбленная. Так или иначе, сделайте так, чтобы Кришна стал вашим дорогим господином, или сыном, или отцом.

00:13:22 Все так поступают, даже обычные люди, если они сознают Бога, они относятся к Кришне как к Верховному Отцу. Как христиане, они говорят: «Отче, дай нам хлеб наш насущный». Отец означает эта просьба: «Дай мне, дай мне, дай мне». Никто не хочет давать отцу, все хотят брать у отца. Иногда наши ученики, когда они слишком много тратятся, я им указываю на это. Они говорят: «Это мне отец послал деньги». Иногда. «Мой отец послал мне денег». «Ты почему остановился в отеле Ашока?» «Мне отец денег послал». «Ну так почему тогда не попросить твоего отца послать деньги, зачем собирать деньги, записывая в пожизненные члены?»

00:14:22 Итак, вот эта идея отца. Отец – это кто? Если я захочу остановиться в отеле Ашока, он мне пошлёт денег. А не то что я буду посылать деньги отцу, чтобы он остановился в этом отеле. Никто об этом не думает. Отец мне пошлёт денег. Вот такое представление об отце. Отец – значит тот, кого мы эксплуатируем. Итак, вот эта идея о Боге как об отце или о матери – это не плохо. Особенно в Бенгалии у людей представление о Боге как о Матери. Что это такое? То же самое – та, кого мы эксплуатируем. Мы берём что-то у матери или у отца. Но представление вайшнавов о Боге таково, что мы не принимаем Бога как отца или мать, мы относимся к Нему как к сыну. Сын – это тот, кому мы даём. Отец – это тот, у кого мы берём, сын – это тот, кто берёт у отца. Если вы становитесь отцом Бога, тогда вы будете давать Ему, а не брать у Него. Таково вайшнавское представление.

00:15:44 С самого начала жизни сына мать служит ему, отец служит ему, поэтому они совершают служение. Даже Кришна боится мамы Яшоды. Почему? Почему мама Яшода пыталась связать Кришну? Потому что Он помешал служению мамы Яшоды Кришне, вот почему. Мама Яшода пыталась наказать Его: «Ты разбил горшок, раздал масло обезьянам, негодяй! Как же Ты будешь жить? Я ведь для Тебя хранила этот горшок, чтобы Ты ел и Ты был счастлив! А Ты разбил его, раздал это масло обезьянам, поэтому Тебя нужно наказать». Итак, цель её состояла в том, чтобы служить Кришне. Не нужно думать, что Яшода думает: «Это моё масло Он испортил, поэтому Его нужно наказать». Она беспокоится о том, чтобы Кришна не голодал из-за недостатка масла. «Он ребёнок, Он не понимает – Он раздал масло обезьянам».

00:17:08 Но Кришна знает, что эти обезьяны – не обычные обезьяны. Эти обезьяны родились во Вриндаване, они пришли к Кришне, разве вы думаете, что это обычные обезьяны? Они преданные. Они преданные, они играют в роли обезьян ради удовлетворения Кришны. Всё это сложные значения в понимании лилы Кришны. Поэтому Кришна говорит: джанма карма ме дивйам йо джанати таттватах̣ [БГ 4.9]. Поэтому мы должны постигать Кришна-лилу, Кришну на основе этих книг: «Бхагаватам», «Бхагавад-гиты», но не непосредственно, не напрямую. Поэтому Чайтанья Махапрабху рекомендует: бхагавата гийа паро бхагавата стхане. Просто постарайтесь постичь Бхагавату или Бхагавана, слушая того, кто постиг себя, а не профессионала.
А̄хур ̇ джа̄там̇ [ШБ 1.8.32] – противоречие. Итак, Кришна говорит: аджо ’пи [БГ 4.6] – «Хотя Я не рождён, Я не рождаюсь». Аджо ’пи санн авйайа̄тма̄ бхӯта̄на̄м ӣш́варо ’пи сан. Он высшее существо, Он повелитель каждого. Он никогда не рождается, тем не менее, Он рождается. Это противоречие. Он никогда не рождается, аджа, но в то же время здесь сказано: кечид а̄хур аджам̇. Бог, или Кришна, аджа, Он никогда не рождается. Но опять же говорится: джа̄там̇ – Он родился.

00:19:14 Следует понять это противоречие. Есть много таких противоречий в Ведах. Паш́йатй ачакшух̣ [«Шветашватара-упанишад» 3.19] – Кришна, или Бог, видит, но у Него нет глаз. Точно так же Кришна рождается, хотя никогда не рождается. Это противоречие. У Него нет ног, но Он так быстро движется, никто не может с Ним состязаться. Это утверждение Вед, вы прочтёте это в Упанишадах. Апа̄н̣и-па̄до – у Него нет ног, у Него нет рук. Но джавано грахӣта̄ – если вы предложите Ему что-то, Он принимает это. Кришна говорит (это не я говорю, это Кришна говорит): [санскрит].
Итак, если у Верховного Господа, у Бога, нет рук, нет ног, как же Он может ходить? Например, Сакши-гопал. Сакши-гопал был Божеством, казалось бы, Он сделан из камня. А преданный просит Его: «Мой Господь, Гопал, Ты должен прийти и засвидетельствовать». Гопал улыбался и сказал: «Как ты можешь ожидать, чтобы Божество ходило? Чтобы Я пошёл и засвидетельствовал ради тебя». Но бхакта говорит: «Если Божество может говорить и улыбаться, то Оно и ходить может». Такова вера преданного. С другой стороны, они согласились, другая сторона, они сказали: «Если Гопал придёт и засвидетельствует, тогда мы отдадим за тебя нашу сестру». Поскольку тот человек был атеистом, он думал: «Как Божество может прийти? Оно же никогда не ходит». И вот в этом разница между преданным и непреданным. Непреданный не может понять. Непреданный будет считать так: «Если говорится, что у Бога нет глаз, как Он может видеть? Если у Него нет ног, как Он может ходить? Если у Бога нет рук, как Он может принимать ваши подношения?»

00:21:54 Поэтому каким должен быть вывод: аджо ’пи. Хотя Кришна никогда не рождается, но при этом рождается, Он родился, поэтому Его рождение – не такое как у нас. Он не рождается, но Он родился. Поэтому разумный человек придёт к такому выводу, что Его рождение не такое как наше. Поэтому Кришна говорит: джанма карма ме дивйам [БГ 4.9]. Всё это трансцендентно, это не обычное рождение. Обычное рождение – это то, что происходит в результате союза мужчины и женщины, возникает беременность, затем из утробы появляется младенец – это не так в случае с Кришной. Например, солнце восходит утром, удило аруна пурабо бхаге. Перед восходом солнца небо краснеет, и затем появляется солнце. Если кто-то скажет, что восток – это место рождения солнца, разве это так? Нет. Солнце всегда пребывает в небе, но нашим ограниченным глазам кажется, что солнце сейчас зашло, оно появилось. Солнце не восходит и не заходит – оно всегда существует. Ваши несовершенные глаза видят восход и заход.

00:23:32 Точно так же Кришна всегда присутствует, всегда существует, но поскольку мы не знаем Кришны, поэтому мы считаем, что Кришна родился от Деваки, Кришна родился в династии Яду. Да, Он появляется. Он появляется, рождается в династии Яду. Зачем? Ради того, чтобы прославить эту династию, потому что она принадлежит преданному, Махарадже Яду. В этом Его цель. Его истинная цель. Махарадж Яду был великим преданным. Здесь говорится: йадох̣ прийасйа – Он, Господь, является, рождается в семье Махараджа Яду. Как Господь Рамачандра родился в семье Махараджа Рагу. Поэтому Господа Рамачандру называют Рагунатхой, Дашаратхи, как Кришну называют Ва̄судевой, потому что Он принял Васудеву Своим отцом.

00:24:46 В действительности Кришна не рождается. Кришне это не нужно. Он может явиться в любой семье. Например, Кришна явился как Матсья-аватара, в семье рыб. Кришна родился как вепрь. Кеш́ава дхр̣та-вара̄ха-ш́арӣра [песня Шрилы Джаядевы Госвами]. Кришна свободен. Он может явиться где угодно. К примеру, говорится: ӣш́варах̣ сарва-бхӯта̄на̄м̇ [БГ 18.61] – Он пребывает в сердце каждого. У каждого живого существа есть Кришна. Кришна уже находится в сердце. Из сердца, если Он появится из сердца перед вами… Как например, Дхрува Махарадж практиковал медитацию на форму Вишну, или Кришны. И вдруг он увидел, что Вишну исчез, и тогда он открыл глаза и увидел Вишну перед собой. Что трудного для Кришны, если Он находится в сердце, если Он появится перед вами, разве для Него это трудно? Но негодяи-атеисты не могут этого понять.

00:26:07 Кришна повсюду. Это объяснено здесь. Он может явиться. Каким образом – малайасйева чанданам [ШБ 1.8.32]. Сандаловое дерево знаменито тем, что оно произрастает в Малайзии, или в Малае. Раньше, насколько я знаю, они выращивали сандаловое дерево в Малайзии. Как называется их столица? Куала-Лумпур. Куала-Лумпур, да. Мы были там. Сейчас вместо сандалового дерева они выращивают каучук. Итак, в былые времена малайа-чандана, Малайзия, малазийский чандан, сандаловое дерево, был знаменит, до сих пор он знаменит. Итак, это дерево чандана может расти повсюду, но оно знаменито тем, что его называют малайан-чандан.
Точно так же Кришна может явиться где угодно, Он независим, но Он явился как потомок династии Яду. Почему? Пун̣йа-ш́локасйа кӣртайе. Преданные именуются пунья-шлоками, Кришну также именуют Пунья-шлока, Уттама-шлока – это одно из имён Кришны. Уттама-шлока. Точно так же преданных называют пунья-шлока. Каким образом они становятся пунья-шлока? Потому что они просто слушают о Кришне, ш́р̣н̣вата̄м̇ сва-катха̄х̣ кр̣шн̣ах̣ пун̣йа-ш́лока-кӣртанах̣ [ШБ 1.2.17]. Каждый, кто всегда находится в соприкосновении с Кришной, является пунья-шлокой, а Кришна – Уттама-шлокой.

00:28:15 Итак, такие термины используются в шастрах. Так же как Кришна – Уттама-шлока, преданные являются пунья-шлока. Как преданный поклоняется Кришне изысканными стихами, уттама-шлокой. Это не обычные поэмы. Это не обычные стихи. Это трансцендентные стихи. Итак, Кришне поклоняются в трансцендентных стихах, на трансцендентном языке, ведическом языке. Это трансцендентный язык. Поэтому эти стихи называются уттама-шлокой.
Итак, когда пунья-шлока, когда преданный достигает высокого уровня, он может поклоняться Уттама-шлоке. Нашт̣а-пра̄йешв абхадрешу [ШБ 1.2.18]. Нитйам̇, ежедневно, регулярно. Как вы ежедневно слушаете «Шримад-Бхагаватам». Если вы будете продолжать это, тогда нашт̣а-пра̄йа – вся грязь из вашего сердца чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ [ЧЧ Антья 20.12], всё это уйдёт, вы очиститесь. И тогда вы станете пунья-шлокой. Просто благодаря слушанью. Итак, мы приглашаем всех стать пунья-шлокой, просто слушая «Шримад-Бхагаватам». Приходите сюда, принимайте прасад, повторяйте Харе Кришна, танцуйте радостно, станьте пунья-шлокой, и вы станете очень дорогими Кришне. Таково совершенство жизни. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 01 February 2021