Иллюзия благополучной материальной жизни

Хайдерабад - 23 апреля 1974
Практика дхармы призвана свести страдания материальной жизни к нулю. Упорядоченное человеческое общество – это варнашрама. Смысл проведения пуджи полубогам в том, чтобы следовать определённым ограничениям. Из-за стремления к деньгам и чувственным наслаждениям люди запутываются. Пока человек не начнет поступать благочестиво, он не сможет постичь Кришну. Материальное тело – источник страданий. Разумный человек задумается о том, как обрести вечное счастье.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:35:19 | качество: mp3 128kB/s 32 Mb | прослушано: 387 | скачано: 118 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Шримад-Бхагаватам» песнь Первая, глава вторая, текст девятый. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 23 апреля 1974 года в Хайдарабаде, Индия.
Перевод:
— Выполнение любой предписанной деятельности не преследует никакой иной цели, кроме достижения окончательного освобождения. Ею ни в коем случае не следует заниматься ради материальной выгоды. Более того, по словам мудрецов, тот, кто занимается таким высшим служением, никогда не должен использовать материальные достижения для более изощрённого удовлетворения своих чувств.

00:00:41 Шрила Прабхупада:
дхармасйа хй а̄паваргйасйа
на̄ртхо ’ртха̄йопакалпате
на̄ртхасйа дхармаика̄нтасйа
ка̄мо ла̄бха̄йа хи смр̣тах̣

[ШБ 1.2.9]
Мы начали это обсуждение дхармы. Несколько раз мы описывали дхарму: свойства, присущие от природы, – это называется дхармой. Люди пользуются дхармой ради услаждения чувств: как правило, люди ходят в церковь, в храм, чтобы просить каких-либо материальных благ. Это начало, начало сознания Бога.

00:01:51 Четыре категории людей, то есть обусловленных душ. (Почему вентилятор перестал работать?) Итак, благочестивые люди, не обычные, а праведные. По этой причине, согласно ведическим принципам, людей учат становиться благочестивыми, пунья-карма – это урок нравственности. Не следует водиться с дурджана. Дурджана – это те, кто чрезмерно привязан к материальным наслаждениям, их называют дурджана [Чанакья Пандит]. В действительности человеческая жизнь предназначена для тапасьи, не для того чтобы уподобляться кошкам, собакам, свиньям – только есть и наслаждать чувства. Это не человеческая жизнь. Согласно ведической цивилизации человеческая жизнь предназначена для того, чтобы найти решение всем проблемам.

00:03:21 Здесь сказано: дхармасйа ча а̄паваргйа. А̄ – значит отрицание, паварга – это па, пха, ба, бха, ма. Те, кто знаком с санскритской грамматикой, знают, что есть пять варг: ка-варга, ча-варга, та-варга, есть так же па-варга. Па, пха, ба, бха, ма. Итак, паварга. Что это значит? Живые существа ведут материальную жизнь в разных сферах. Прежде всего, одна из сторон материальной жизни – это париш́рама, тяжёлый труд, его обозначают слогом па. Париш́рама. Затем пха: труд этот настолько тяжек, что порой пена выступает на губах. Иногда мы видим у лошадей, у коров или быков, собак, да и у нас тоже язык порой высыхает после тяжёлого труда, и пена выступает. Это пха. Па, пха и ба. Ба – значит вьяртхата. Несмотря на все эти старания, мы не находим удовлетворения в материальных наслаждениях – это называется вьяртхата. Па, пха, ба, вьяртхата. И затем бха.

00:04:56 Бха – значит бхайа, постоянный страх. Каждая обусловленная душа испытывает страх по поводу того, что же произойдёт дальше. Великие политики, например, в США президент Никсон тоже мучается от страха: «Как со мной поступят эти люди? Разжалуют ли меня?» Эта бхайа неизбежна. Человек тяжело трудится, чтобы его избрали на высокий пост, затем, когда его отвергают, он испытывает бхайю, страх. Сохраню ли я это положение или нет? Никто не свободен, даже Брахма. Великие полубоги тоже боятся. Шастра говорит, что, когда человек привязан к чему-то другому помимо Бога, двитӣйа̄, дело в том, что Бог один, эка брахма. Если человек не постиг Брахман, если он осознал только иллюзию, то он будет испытывать бхайю, страх. Итак, па, пха, ба, бха. Ма – значит смерть.

00:06:27 Итак, это общее изложение паварга. А̄ – значит отсутствие, то есть а̄паварга. Итак, дхарма, эта практика дхармы призвана свести эти состояния, эти страдания материальной жизни к нулю. В этом смысл дхармы. Дхармасйа хй а̄паваргйасйа. А̄паваргйасйа. Свести эти мучительные усилия к минимуму.  Три-та̄па-йантран̣а̄. Есть три формы страданий: адхьятмика, адхибхаутика, адхидайвика. Это жизнь животных: жизнь в отождествлении себя с телом. Поэтому необходимо практиковать дхарму, чтобы избавиться от всего этого. Мы не хотим тяжело трудиться, никто из нас не хочет, но, особенно в настоящее время, и об этом сказано в «Бхагаватам»: в Кали-югу положение вещей будет настолько упадочным, что ради корки хлеба человеку придётся трудиться как ослу, тяжело горбатиться. И уже так происходит. Постепенно деградация будет усиливаться. Об этом сказано в «Шримад-Бхагаватам».

00:07:50 Сейчас рис и пшеницу продают по высокой цене уже: по три рупия за килограмм, но придёт время, вы не сможете купить рис даже за триста тысяч рупий. Особенно рис, пшеница, сахар, молоко и фрукты – то есть са̄ттвикахара, эти продукты закончатся. Поэтому люди учатся есть говядину, с этого начинается. Как ребёнок начинает учиться потихонечку, понемножечку. Потому что людям просто нечего будет есть. Поэтому необходима дхарма, чтобы положить конец этим страданиям жизни. Это истинная дхарма.

00:08:43 Поэтому, чтобы прийти к сути дхармы, подняться на трансцендентное положение, существует дхарма в материальной обусловленной жизни, варнашрама-дхарма. Так гласят шастры. Чтобы общество было настоящим, человеческим, а не обществом кошек и собак, в нём должна существовать варнашрама – это дхарма
На материальном уровне, когда нам приходится заботиться о своём теле, должна существовать варнашрама. И это систематическое, упорядоченное человеческое общество. Если варнашрама-дхармы в обществе нет, то это общество животных. В обществе животных нет варнашрама-дхармы, им это не требуется, они всё равно понять не смогут. Но, если человеческое общество утрачивает варнашраму, оно превращается в общество кошек и собак, и людям приходится терпеть множественные страдания от материальной природы, это неизбежно.

00:10:27 Итак, дхарма прежде всего, имеется в виду эта дхарма: ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣шт̣ам̇ [БГ 4.13]. Эта дхарма: брахмана-дхарма, кшатрия-дхарма, вайшья-дхарма и шудра-дхарма, брахмачари-дхарма, грихастха-дхарма. Мы называем грихастха-дхарма. В противном случае и у кошек и собак есть жена и дети. Почему же тогда это называется грихастха-дхарма, почему это называют дхармой? Дхарма̄вируддхо ка̄мо ’сми [БГ 7.11], Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Половая жизнь, наслаждение чувств, не противоречащее дхарме – это Я».
Поэтому должна существовать дхарма. Свойства. Это качества, свойства брахмана, вот это – качества кшатрия, это качества вайшьи, это качества шудры, брахмачари, грихасти, ванапрастхи, санньяси. Всё это должно быть систематически организовано, и это называется дхарма. Потому что истинное предназначение – дхармасйа хй а̄паваргйасйа, свести страдания материальной жизни к нулю.

00:12:04 Сейчас считают: «Я брахман, как же заработать больше денег, раздавая благословения. Дайте мне пожертвование, я проведу для вас пуджу – вы получите какие-то материальные блага. Эту пуджу проведу, ту пуджу, особенно полубогам, поклоняйтесь Кали-пудже, вы сможете есть мясо. Есть ещё Чанди-пуджа – тогда вы сможете пить вино», – и много всего другого. Это тоже изложено в писаниях, потому что есть разные категории людей, и им даётся эта возможность. Это регулирующие принципы.
Например, кали-пуджа – пуджа богине Кали. Истинное предназначение этой пуджи в том, чтобы есть мясо, потому что ни в каком другом поклонении полубогам не предлагаются в жертву животные. Но есть отдельные полубоги. Но смысл этого в том, что вместо того чтобы покупать мясо на бойне, люди вынуждены следовать определённому ограничению: вы можете есть мясо, но только после того как совершите поклонение этому полубогу. Это ограничение. В этом смысл, иначе же в этом нет никакой необходимости.

00:13:34 Панчанга. Люди читают: сегодня мясо есть запрещено. На самом деле его действительно запрещено есть, но те, кто употребляет мясо, они не могут сразу отказаться от этого, поэтому человек следует этим ограничениям один день или ещё сколько-то. Замысел этого состоит в том, чтобы научить человека следовать каким-то принципам. С какой целью? Чтобы у него ослабло влечение к материальному и появилось желание к а̄паваргйасйа, к освобождению от страданий материальной жизни. Это называется дхармасйа хй а̄паваргйасйа.
Но если человек думает: «Сегодня мы проведём церемонию кали-пуджа, принесём в жертву тысячи коз и будем есть, пить, веселиться», – нет, не в этом смысл. На̄ртхо ’ртха̄йопакалпате. А̄ртха – значит нечто материальное, парама̄ртха – значит духовное. Итак, следование дхарме, религии, неважно какой: индуизму или христианству, смысл этого не в том, чтобы обрести какие-то материальные блага, на упакалпате.

00:14:56 Тогда, а как же насчёт наших материальных наслаждений? Мы же должны их получать.  У нас есть тело, у нас должны быть какие-то возможности. Но об этом также сказано здесь: на̄ртхасйа дхармаика̄нтасйа. А̄ртхасйа – тот, кто действительно считает себя учеником дхармы, эка̄нтасйа, он не должен это делать ради материальных наслаждений. Вам требуются какие-то деньги, своей профессией: либо как брахман, либо как кшатрий, или как вайшья, или как шудра… Уклады брахмачари, грихастхи, ванапрастхи предназначены для духовного продвижения, что же касается материальной жизни, то для этого существуют сословия: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Вам необходимы какие-то деньги, потому что без денег, без источника дохода, как вы сможете жить? Но это не предназначено для чувственных наслаждений, поэтому сказано: на̄ртхасйа дхармаика̄нтасйа.

00:16:16 Например, все зарабатывают деньги только для материальных наслаждений. И в мире столько рекламы чувственных наслаждений: если вы отправитесь в город, вы увидите всевозможные магазины, кинотеатры, отели, винные магазины и так далее, витрины с красивыми сари – всё это для чувственных наслаждений. Но вам требуются деньги, люди хотят денег: «Как же мне найти денег, чтобы купить это красивое сари для своей жены или для моей возлюбленной?» Или: «Как же мне купить это вино?» Или: «Эту машину?» Всё предназначено для камы, для чувственных наслаждений.
Естественно, человек стремится заработать больше и больше денег, ещё сильнее наслаждать чувства – и так он запутывается. Но он не понимает, что запутывается. Поскольку люди сошли с ума по чувственным наслаждениям, они делают всё то, чего делать не следует, викарма. Карма, викарма, акарма. Как правило, люди совершают викарму, то есть запрещённые действия, греховные действия. Они называются викарма. Карма – это не грех, карма – это деятельность, соответствующая указаниям Вед, карма-канда. Но викарма – это деятельность, противоречащая принципам дхармы.

00:18:06 И мы это наблюдаем. Поэтому Махараджа Ришабхадева говорит: «Мои дорогие юноши, люди сходят с ума по чувственным наслаждениям…» /обрыв записи/
Почему они усиливают это? Нӯнам̇ праматтах̣ куруте [ШБ 5.5.4] – они трудятся только для чувственных наслаждений, у них нет другой цели. Если они идут в кино или в бар, или ещё куда-нибудь – есть столько разнообразных мест, они ходят туда только для материальных наслаждений, ни для какой другой цели. Но шастра говорит: на са̄дху манйе йата а̄тмано. Люди не понимают, что материальное тело предполагает страдания. Они не понимают этого, они думают: «О, какое замечательное тело!» Кошки, собаки могут так думать. Например, свинья думает: «Как я счастлива», – и она толстеет. Она думает: «Я так счастлива!», – в чём её счастье? «Я ем экскременты». Замечательно, где же ты живёшь? В самых несанитарных условиях. Но она думает: «Я счастлива». Это называется майя, иллюзия. Все думают: «Я так счастлив», – хотя тело, это материальное тело – это страдания.

00:20:07 Почему мы включили этот вентилятор? Потому что тело страдает из-за чрезмерной жары, это называется адхидайвика. Сильная жара или очень холодная погода – это тоже страдания, это называется адхидайвика. Но мы думаем: нам так удобно. Мы не задумываемся: «Я не хочу этой жары, почему я вынужден страдать от неё?» Человеку и мысли такой не приходит в голову. А есть ли вообще избавление от всего этого? Я же не хочу это! Но как только вы принимаете это материальное тело, как только вы рождаетесь в нём, состоящем из пяти элементов: земли, воды, воздуха, огня, неба; ума, разума.
Итак, Ришабхадева говорит: нӯнам̇ праматтах̣ куруте викарма. Что значит телесное сознание? Чувства, индрийани пара, чувства играют очень важную роль в нашей жизни. Ради их наслаждений мы идём во все тяжкие и запутываемся, но это нехорошо, на са̄дху манйе. Почему? Йата а̄тмано. Атма, душа, воплотилась в теле благодаря викарме. Поэтому людей следует учить деятельности, сукарме, сукрити. И это сукрити есть сознание Кришны. Сукрити. Люди должны получать эти знания, сукритиван. Пока человек не стал сукритиваном, он не сможет принять сознание Кришны. Поэтому каждого следует вдохновлять стать сукритиваном, пуньяваном.

00:22:38 Пока человек не освободиться от всех грехов, пока не начнёт поступать только благочестиво, джана̄на̄м̇ пун̣йа-карман̣а̄м [БГ 7.28], он не сможет постичь, кто такой Кришна, что такое поклонение Кришне. Поэтому Движение Сознания Кришны помогает людям избавиться от всех грехов, и тогда они станут счастливыми. Потому что сама по себе, по своей изначальной природе, душа чиста. Это как заразная болезнь: вы подхватываете какую-то инфекцию, вы страдаете, у вас лихорадка, боль. Вы идёте к врачу, он даёт вам лекарство, противодействующее этой заразе, и тогда вы становитесь счастливым.
Вот и мы все – неотъемлемые части Кришны, естественно, мы должны быть счастливыми по своей природе, анандамайа-бхйасат [«Веданта-сутра» 1.1.12]. Это наше положение, мы должны быть всегда анандамайа – радостными, счастливыми, это наше положение. Вы видели, как Кришны танцует, точно так же наше положение – это танец с Кришной и счастье, это наше положение.

00:24:01 Но мы пришли в материальный мир, чтобы наслаждаться независимо от Кришны. Поэтому иллюзорная энергия схватила нас. Как только мы забываем или отказываемся наслаждаться с Кришной, например, богатый человек, знаменитый человек, наслаждается, и вместе с ним наслаждаются его слуги. Слуги, живущие в доме богача, не являются бедными: они едят то же самое, они ездят на той же машине, что и хозяин. Скорее, наоборот, водитель, он сидит спереди, а хозяин – сзади. Таким образом мы неотъемлемые части Кришны.
Это как семья. Зачем мы идём на риск, заводим семью? Ради наслаждения. Как я могу быть счастливым, если я одинок, если у меня никого нет? Почему я женюсь? Если я женюсь, у меня появятся дети и разная ответственность. Но зачем я иду на всё это, на все эти тяготы семейной жизни? Ради счастья. Точно так же Кришна – это самая счастливая Личность. А мы же – неотъемлемые части Кришны, мы призваны всегда находиться с Кришной. Если Он счастлив – мы счастливы, таково наше положение.

00:25:43 Но мы забыли об этом. Мы хотели быть счастливыми. Есть много тому примеров: сын очень богатого человека хочет стать счастливым без своего отца, он хочет быть независимым от него. И он уходит из дома и начинает скитаться. Но он несчастен. Есть много таких примеров. И в конце концов он возвращается к отцу. Такое и у нас положение в материальном мире. По своей природе мы исполнены счастья: анандамайа-бхйасат, сач-чит-ананда. У нас есть вечная жизнь: сат, чит – исполненная знания и блаженства, как у Кришны. Поскольку мы неотъемлемые части Кришны, мамаива̄м̇ш́о джӣва-бхӯтах̣ [БГ 15.7]. Как Кришна хороший – я тоже хороший, если Кришны счастлив – я тоже счастлив, если Кришна радуется – я радуюсь.

00:26:46 Откуда у нас это представление о счастье? Потому что мы часть Кришны. Например, Кришна танцует с гопи, мы тоже хотим танцевать с юными девушками здесь, в материальном мире. Откуда эта идея взялась здесь? Она уже существовала. Мы неотъемлемые части Кришны, поэтому у нас есть эта склонность. Но всем этим можно наслаждаться, но не в одиночку, не здесь в материальном мире, а если мы вернёмся домой к Кришне, к нашей истинной настоящей жизни. Поэтому Кришна приходит сюда, Он являет Свой танец раса во Вриндаване, чтобы привлечь падшие души: «Если вы хотите наслаждения, почему бы вам не вернуться ко Мне?» Вот наслаждение! Вот наслаждение, вечное наслаждение. Почему вы гниёте в материальном мире и запутываетесь, иногда рождаетесь Брахмой, иногда червём в испражнениях. Разнообразные наслаждения. Зачем? Почему вы так одурачиваете себя?

00:28:09 Поэтому Кришна говорит, Он приходит сюда, сарва-дхарма̄н паритйаджйа [БГ 18.66], и призывает: «Иди ко Мне, зачем ты подвергаешь себя этим беспокойствам и страданиям?» Но люди не прислушивается к Нему, в этом проблема. Это беда. Кришна показывает нам, что такое настоящее счастье с Кришной во Вриндаване.
Шукадева Госвами говорит, он начинает описывать, как Кришна играет с пастушками: иногда пастушки побеждают Кришну, и Ему приходится возить пастушка на спине. Шукадева Госвами спрашивает: «Кто эти пастушки? Они играют с Кришной. Они не обычные пастушки. Кр̣та-пун̣йа-пун̃джа̄х̣ [ШБ 10.12.11] – они удостоились этой возможности играть с Кришной спустя многие жизни, проведённые в праведных делах».

00:29:34 Вот Кришна. Кто это? Верховный Брахман, Парабрахман. Гьяни хотят постичь Высший Брахман, сата̄м̇ брахма-сукха̄. Они стремятся к брахма-сукхе. Но вот источник брахма-сукхи, брахман̣о а̄хам пратишт̣ха [БГ 14.27]. Есть источник света, источник сияния. Источник этого света – это Солнце, планета Солнце. И по аналогии, кто является источником брахмаджйоти – Кришна говорит: «Я источник, из Меня он исходит». Источник брахма-сукхи.
Те, кто следует принципу служения Богу, то есть преданные. Преданные никогда не хотят сливаться с сиянием Брахмана, саюджья-мукти, они никогда не согласятся на это. Они хотят сохранять свою индивидуальность и наслаждаться с Кришной. Такова философия вайшнавов. Пара-даиватена – Верховный Господь. Те же, кто пребывает под влиянием майи, думают, что Кришна – обычный ребёнок, нара-да̄ракен̣а. Но в конце концов, эти мальчики, которые играют с Кришной, вознеслись во Вриндаван, чтобы играть с Кришной, благодаря тому, что многие жизни вершили благие дела. Чтобы играть с Кришной, чтобы стать спутником Кришны, чтобы танцевать с Кришной, нужно совершить необыкновенное.

00:31:43 Мы хотим этого, мы хотим это делать здесь: мы построили много спортивных клубов, танцевальных клубов, потому что мы хотим это делать. Но мы хотим это делать в материальном мире, в этом наша проблема. Вы можете делать это с Кришной: просто станьте сознавать Его – и вы получите эту возможность. Зачем вы страдаете здесь? Чтобы развлекаться, танцевать. Прекратите своё болезненное состояние материальной жизни. Тйактва̄ дехам̇ пунар джанма наити [БГ 4.9].

00:32:21 У нас материальное тело. Материальное тело – это источник всевозможных страданий. При помощи искусственных методов, так называемых научных достижений, мы пытаемся латать эти дыры, но это не доставляет настоящего счастья. Вы можете продолжать латать дыры бесконечно – это майя. Истинный смысл этих слов в том, что каждый хочет наслаждаться, но майя не позволит. Вы можете построить замечательный небоскрёб, но обеспечили ли вы себе гарантию, что сможете наслаждаться этим домом? Нет, сэр, такой гарантии нет. В любое мгновение природа можете приказать вам: «Убирайся прямо сейчас!» Нет, нет, у меня здесь ещё дела остались! «Нет, дорогой, убирайся прямо сейчас». Можете ли вы воспрепятствовать этому? Тогда почему вы планируете? Не это следует планировать, вам никто гарантии не даст.

00:33:32 Зачем тогда вы идёте на все эти беспокойства? Поэтому нӯнам̇ праматтах̣ куруте викарма – денно и нощно они трудятся как ослы, но им никто не гарантирует, что ему позволят насладиться этим счастьем, ради которого он так горбатится. Такой гарантии нет. Поэтому Ришабхадева говорит: «Мои дорогие юноши, это не очень хорошо». Потому что мы получили тело благодаря своему тяжёлому труду и планам в прошлой жизни. Йата а̄тмано ’йам асанн апи клеш́ада. Вы что, опять хотите получить очередное тело, чтобы страдать в нём? Разве это разумно? Вы уже страдаете, у вас уже есть материальное тело, которое доставляет вам страдания, вы получили его благодаря своей прошлой деятельности, и вы снова хотите получить очередное тело и страдать? Разве это разумно? Нет.

00:34:41 Так поступают только сумасшедшие. Разумный человек задумается: «Как же мне обрести вечное счастье?» И это сознание Кришны. Кришна говорит: это совершенство. Это настоящая жизнь. Примите сознание Кришны и следуйте ему. Мы открываем центры по всему миру, чтобы предоставить людям эту возможность. Не думайте, что это наши фантазии – всё это основано строго на шастрах, всё это авторитетно, в этом нет ошибок. Если вы примите это Движение Сознания Кришны, вы будете вечно счастливы. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | 07 мая 2020