Бхакти йога - свобода от анартх
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:01 Лекция по Шримад-Бхагаватам, песнь первая, глава седьмая, текст седьмой. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 24 апреля 1975 года во Вриндаване.
Преданный:
— Перевод: «В человеке, который просто слушает ведические писания, тотчас же пробуждается влечение к любовному преданному служению Господу Кришне, Верховной Личности Бога, которое гасит в нём пламя скорби, иллюзии и страха».
Шрила Прабхупада:
—йасйа̄м̇ ваи ш́рӯйама̄н̣а̄йа̄м̇
кр̣шн̣е парама-пӯруше
бхактир утпадйате пум̇сах̣
ш́ока-моха-бхайа̄паха̄
[ШБ 1.7.7].
00:00:51 В предыдущем стихе мы говорили о том, как освободиться от нежелательного общения, анартха. Материальная жизнь – это вовлечённость во множество нежелательных вещей. Такова материальная жизнь. Особенно в настоящее время, в Кали-югу, мы очень, очень падшие. Итак, человеческая форма жизни предназначена именно для развития сознания Кришны, или духовного понимания жизни. К сожалению, мы очень, очень ленивы, манда̄х̣ [ШБ 1.1.10]. Манда̄х̣ – значит плохой, падший, отвратительный. Всё население в эту эпоху очень падшее, манда̄х̣. Почему манда̄х̣? Они преуспели в создании материальных удобств, но в этом нет необходимости. Истинная потребность состоит в том, чтобы развить наше духовное понимание. Вот что необходимо. Но их это не интересует, манда̄х̣ – что значит медлительные или очень, очень дурные. Они не знают.
00:02:53 Как, например, вы ходите на улицы городов Европы и Америки, и особенно подходят индийцы, и они смеются, они говорят: «Что это такое? Мы отказались от этого так называемого пения Харе Кришна, а эти люди приобщились к этому и поют на улице!» Они думают… Многие студенты в Европе, в Америке, индийские студенты, я хочу сказать, они задают этот вопрос мне: «Свамиджи, как эта мантра Харе Кришна нам поможет? В настоящий момент нам необходима технология». Они бросают мне вызов. Конечно, я отвечаю. Таково положение Индии. Они отказались от Харе Кришна. Они тяжело трудятся, чтобы заработать какие-то деньги на хлеб. И в шастре говорится, что в Кали-югу людям придётся работать так тяжело, как ослам, чтобы заработать на горстку пищи.
00:04:24 В Калькутте мы видели человека со священным шнуром, он тянул тхелу (тележку) и потел. И кто-то, какой-то его знакомый, сказал: «Пандитджи, я выражаю тебе своё почтение», – и этот тхелавала говорит: «Да, дорогой». Таково положение. Брахман тянет тхелу, тележку, работает как осёл. Тянуть тхелу – это даже не дело человека, но, хотя он считает себя брахманом, он тянет эту повозку. Таково положение в Кали-югу. Люди неудачливы. Поэтому Ришабхадева запретил, он говорил: «Человеческая форма жизни не предназначена для такого тяжёлого скотского труда». Таков его совет. Но мы развиваем цивилизацию, и чтобы заработать на еду, мы вынуждены так тяжело трудиться. Это очень незавидная жизнь. Человеческая жизнь должна быть очень спокойной. И мы должны получать себе пищу без необходимости очень тяжело трудиться, а время посвящать продвижению в сознании Кришны. Вот что значит человеческая жизнь. Нам не стоит так тяжело, как ослы, трудиться ради чувственных удовольствий. Это называется анартха.
00:06:42 Анартха – значит нечто нежелательное. И мы можем на практике увидеть: птицы, животные, они живут лёгкой, комфортной жизнью, без особых проблем. Они регулярно встают рано утром: как только начинает светать, тотчас же они встают, разговаривают друг с другом и перелетают с одного дерева на другое. Они съедают один-два маленьких плода. И у них достаточно этих плодов, они не испытывают в этом недостатка. Они живут счастливой жизнью: у них нет проблем с едой, со сном, с сексом – это главные потребности жизни. Почему это должно доставаться с какими-то проблемами? Но в человеческом обществе в этом есть проблемы. И это следствие Кали-юги. Следствие Кали-юги в том, что так называемый материальный прогресс подразумевает безбожие, безнравственность, и люди неизбежно будут страдать за это. Вот что происходит.
00:08:04 Мы усиливаем свои анартхи и запутываемся в круговороте рождений и смерти. Как только мы получаем какое-то тело, мы наслаждаемся или страдаем какое-то время, и затем нам снова приходится покидать тело. Татха̄ деха̄нтара-пра̄птих [БГ 2.13]. И нет никакой гарантии, какое тело мы получим. Но определённо то, что вы получите тело. По законам природы оно будет вам дано. Оно может быть важнее чем то тело, которое у вас есть сейчас, а может быть и не такое важное. Может, вы получите тело кошки, или собаки, или свиньи, а может быть – тело полубога. Это будет зависеть от кармы. Итак, мы живём вечно – бхӯтва̄ бхӯтва̄ пралӣйате [БГ 8.19], получая одно тело, а затем снова покидая его. Это называется анартха. Анартха упаш́амам [ШБ 1.7.6]. Что такое анартха? Вот что такое анартха! Зачем мне получать другое тело? Я вечный. Почему я получаю это временное тело? Это называется брахма-джигьяса.
00:09:44 Пока в человеке не проснётся это сознание, и он не станет задаваться вопросом: «Почему?», как говорит Кена Упанишад, он даже не человек, он животное. Животное не может задавать вопросы. Собака не может задавать вопросы: «Почему у меня тело собаки, а у моего хозяина тело человека?» Нет, у неё нет такого знания. Но если человек не задумывается: «Я же тоже животное – и эта собака тоже животное. Я живу удобной жизнью, а собака бродит по улице в поисках жалкой пищи. Почему мы в разных условиях?» И шастра говорит: татха̄ деха̄нтара-пра̄птих. Нужно задуматься: «Если я получу другое тело, какое тело я получу? Тело собаки, или человека, или тело полубога?» Нужно задумываться об этом – это признак разума. Не стоит считать, что поскольку у меня сейчас тело американца, мне удобно, или тело индийца, и мне удобно, и я доволен жизнью, я могу заниматься всякой ерундой, какая мне придёт в голову. Нет. Мы находимся во власти строгих законов материальной природы. Таков человеческий разум. Не нужно довольствоваться этим удобным или так называемым «образованным» человеческим телом. Мы должны готовиться к тому, что мы получим дальше – вот это истинное знание. Потому что это анартха. Анартха значит «нежелательное». «Почему я вообще должен получать какое-либо тело? Я вечен, я должен жить вечно», – вот знание человека, и это называется брахма-джигьяса.
00:11:52 Итак, Вьясадева, видва̄н. Он учёный – мы все глупцы. Он из своего сострадания составил это для нас. У поистине образованных, продвинутых брахманов нет проблем, но что касается не брахманов: стри, шудра, вайшья и двиджа-бандху. Двиджа-бандху – это те, кто родился в семье высших сословий, но не придаёт значение истинным ценностям жизни и не знает о духовной жизни, таких людей называют двиджа-бандху. Двиджа-бандху – значит друг двиджи, его нельзя назвать двиджей. Это очень важный термин, двиджа-бандху. Например, сын верховного судьи. Вы можете называть его сыном судьи, но он не судья. Точно так же, сын, родившийся в семье брахмана или в семье кшатрия – высших сословий, если он не действует так же, то его нужно называть соответственно его квалификации. Этому учит Нарада-муни. Если сын брахмана приобрёл качества шудры, то его следует называть шудрой, а не брахманом. К сожалению, особенно в Индии, где у нас есть все шастры, люди действуют против шастр: не имея квалификации брахмана, человек объявляет себя брахманом. Во времена Махараджи Притху, он тщательно следил за тем, совершает ли брахман свою брахманическую деятельность, совершает ли кшатрий свою деятельность кшатрия. Не допускалось, чтобы брахман занимался деятельностью шудры и при этом назывался брахманом. Раньше это запрещалось.
00:14:39 Если мы хотим освободиться от анартхи, то мы должны следовать ведической системе цивилизации. Недавно я рекомендовал губернатору: «Откройте колледж варнашрамы». Так же как мы обучаем врача, инженера или представителя другой профессии, точно так же должно существовать обучение в школе и колледже, так чтобы юноша, человек, мог получить образование брахмана или кшатрия. Это очень просто. Я рекомендовал это. Светское правительство не означает, что пусть люди делают всё, что хотят, нет. Йата мат тата пат [любые пути хороши]. Нет, это неправильно. Обязанность правительства в том, что если кто-то называет себя индусом, правительство должно убедиться, что он действует как индус. Если человек называет себя мусульманином, он должен действовать как мусульманин. В это обязанность светского правительства. Светское правительство может быть беспристрастным, но правительство не должно позволять людям действовать по собственной прихоти: «Пусть делает, что хочет», – нет, это не цивилизация. И мы говорили об этом.
00:16:28 Эти анартхи будут лишь нарастать, пока мы остаёмся безбожниками, негодяями и демонами. Поэтому здесь даётся такой совет: [санскрит]. Если вы хотите быть порядочным человеком, то есть действовать согласно своему положению: если вы брахман – вы должны действовать как брахман, если вы кшатрий – вы должны действовать как кшатрий, если вы вайшья – действуйте как вайшья, и если вы никто из них, то вы шудра. Если мы будем так жить, как порядочный человек, то мы сможем дальше продвигаться в духовной жизни. Если мы живём глупо, по собственной прихоти, как нам заблагорассудиться: делать всё, что хотим, и другие пусть делают то же самое, чтобы ты ни делал, это всё правильно, йата мат тата пат, – это никуда не годится, это обман. Вы должны действовать согласно шастре, и можно задать вопрос: «А возможно ли сейчас возродить эту древнюю культуру?» Поэтому Чайтанья Махапрабху, он не то что осудил, он отверг. Когда он говорил со Шри Раманандой Раем, Чайтанья Махапрабху задавал вопросы, а Рамананда Рай отвечал. И вначале Чайтанья Махапрабху спросил Рамананда Рая: «Какова цель жизни, са̄дхйа-са̄дхана [ЧЧ, Мадхья 9.255]. Какова цель жизни и как её достичь?» Рамананда Рай был образованным учёным и преданным, и он предписал варнашрама-дхарму. Он сказал: «С этого начинается человеческая жизнь». И он процитировал один стих из «Вишну Пураны»: [санскрит].
00:18:51 Поскольку цель нашей жизни – это достижение Господа Вишну. Представители современной цивилизации этого не знают, на те видух̣ [ШБ 7.5.31]. Не знают, в чём цель жизни. А цель жизни в том, чтобы удовлетворить Господа Вишну, такова цель жизни. К примеру, в обычной жизни добропорядочные граждане, в чём их долг – в том, чтобы следовать законам страны, тогда они добропорядочные законопослушные граждане. Если же они не являются таковыми, их садят в тюрьму. То есть, есть законопослушные граждане, а есть плохие граждане. Точно так же цель человеческой жизни – достичь Вишну, но человек материалистичный не стремится к Верховной Личности Бога, такие люди придумывают собственные планы, основанные на материалистических представлениях. Они стремятся к внешним потребностям, это называется бахир-артха. То есть бахир-артха и анартха – это то же самое. Потому что это не потребности.
00:20:19 Мы родились под влиянием определённых законов природы, и сейчас, вместо того чтобы улучшить это… Это нельзя улучшить, потому что есть провидение, судьба. Если вам суждено насладиться определённым счастьем, оно уже заложено с вашим рождением. Оно уже заложено в том определённом теле, которое вы получили, и вам не нужно это улучшать, вы не сможете это никогда улучшить. Наша главная задача в том, как улучшать свою духовную жизнь, вот что необходимо. Но если вы будете улучшаться в духовной жизни, если у вас есть какое-то желание к материальному продвижению, то это автоматически будет удовлетворено. Вам не нужно отдельно пытаться достичь этого.
00:21:30 Таков вывод шастры: «У тебя есть человеческая форма жизни, твоя единственная задача в том, как продвигаться в духовном сознании, или в сознании Кришны, – это твоя единственная задача». Но поскольку мы окружены столькими нежелательными вещами, анартха, мы запутываемся в круговороте рождения и смерти, старости и болезней в разных их проявлениях. И мы не знаем об этом. Большинство людей этого не знают. Поэтому Вьясадева, поскольку эти глупцы и негодяи не знают об этом, поэтому он составил саттвата самхиту, «Шримад-бхагаватам».
00:22:22 И далее, рекомендуется: [санскрит]. Бхакти-йога – значит свобода от этих анартх, от всего нежелательного, что мы создали. Как же нам освободиться от анартх? Говорится так: нужно регулярно слушать саттвата-самхиту, «Шримад-бхагаватам». Просто благодаря слушанию, даже не требуется её понимать – это слушание настолько могущественно. В другом месте говорится: Кришна-катха – это пун̣йа-ш́раван̣а-кӣртанах̣ [ШБ 1.2.17]. Если вы просто слушаете и говорите о Кришне, вы становитесь благочестивыми. Благочестивыми. Даже если вы не понимаете санскрита или английского, если мы просто горим желанием слушать о Кришне, то мы становимся благочестивыми. Это настолько могущественный метод.
00:23:46 Поэтому рекомендуется: [санскрит]. Такой должна быть наша практика. Мы переводим «Бхагаватам» и даём эти переводы всему миру. И вы удивитесь, что мы продаём книги на сумму более тридцати-сорока миллионов рупий в месяц. Это Движение помогает всей человеческой цивилизации. Если человек покупает эти книги… Такова наша проповедь - так или иначе мы даём человеку книгу. Мы этим следуем по стопам нашего Гуру Махараджа. Наш Гуру Махарадж, Бхактисиддханта Сарасвати Госвами, издавал одну небольшую газету, «Дайника Надия Пракаш», на бенгальском. И если какой-нибудь брахмачари шёл и продавал несколько экземпляров, он очень, очень был доволен этим. Он очень был этим доволен. Он рекомендовал и мне также: «Если у тебя появятся какие-то деньги – издавай книги». И он говорил, что вот эта проповедь при помощи печатных изданий – брихад-мриданга. И чтобы удовлетворить его, мы пытаемся издать «Шримад-бхагаватам», «Бхагавад-гиту», «Бхакти-расамрита-синху», «Чайтанья-Чаритамриту». Это очень, очень авторитетные книги. Мы издаём их на английском языке, и по милости Кришны, это уникальный случай в истории, что религиозные книги продаются на сорок миллионов рупий в месяц. Это рекорд, не было таких примеров в истории.
00:26:00 Поскольку мы пытаемся дать эту возможность людям, просто благодаря слушанию они станут благочестивыми. Люди страдают из-за того, что они становятся неблагочестивыми. Человек неспособен постичь Бога, Кришну, пока он не искоренил свою греховную деятельность. Таков принцип. Если человек продолжает совершать неблагочестивую деятельность, он не может в то же время стать религиозным или сознающим Бога. Это невозможно. Итак, Чайтанья Махапрабху предписал очень лёгкий метод обретения благочестия – это повторение или пение маха-мантры Харе Кришна. Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ [ЧЧ, Антья 20.12]. Истинная болезнь находится в нашем сердце: хр̣д-рога-ка̄ма [ЧЧ, Антья 5.45-46]. У нас есть эта болезнь сердца. Что это за болезнь? Кама – вожделение, желание похоти. Хр̣д-рога-ка̄ма. И мы должны излечить сердце от этой болезни. И это произойдёт просто благодаря пению и слушанию мантры Харе Кришна. Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇. Сердце, в нём нет ничего плохого, но оно покрыто вот этой материальной грязью, а именно тремя гунами материальной природы: саттвой, раджо и тамо-гуной. Но если человек просто слушает «Шримад-бхагаватам», благодаря слушанию и повторению мантры Харе Кришна вы очиститесь.
00:28:18 Нитйам̇ бха̄гавата [ШБ 1.2.18]. Если мы воспользуемся этой возможностью. Мы открываем центры по всему миру, просто чтобы дать людям эту возможность. Нитйам̇ бха̄гавата-севайа̄. И тогда, как только сердце очищается благодаря слушанию о Кришне… Чайтанья Махапрабху рекомендует это. «Шримад-бхагаватам» также является кр̣шн̣а-упадеш́а [ЧЧ, Мадхья 7.128], потому что благодаря слушанию «Шримад-бхагаватам» у вас появится интерес к Кришне – упадеше о Кришне. И упадеш, то есть наставления, которые дал Кришна, это тоже кр̣шн̣а-упадеш́.
00:29:17 Такова миссия Шри Чайтаньи Махапрабху: идите и проповедуйте кр̣шн̣а-упадеш́. В этом заключается движение сознания Кришны: мы учим всех наших людей тому, как распространять кр̣шн̣а-упадеш́, сознание Кришны. И тогда анартха упаш́амам̇ са̄кша̄д, тогда всему тому грязному, что оскверняет его сердце, придёт конец, и тогда он обретёт чистое сознание. Чистое сознание – значит сознание Кришны. Чистое сознание – значит понимание, что я очень тесно связан с Кришной, будучи Его неотъемлемой частицей. Как мой палец очень тесно связан с моим телом, неразрывно. Если палец испытывает какую-то небольшую боль – это доставляет мне большие беспокойства, потому что этот палец неразрывно связан со мной. И точно так же у нас есть неразрывная связь с Кришной. И мы падшие, поэтому Кришна также чувствует некоторую боль, и поэтому Он нисходит. Кришна чувствует боль, так станьте сознающими Кришну, и тогда Кришна будет рад. В этом состоит Движение Сознания Кришны. Спасибо вам большое.