Варнашрама. Полюбите Кришну

Калькута - 26 February 1974
Варнашрама-дхарма – это начало духовной жизни. В Кали-югу все шудры, поэтому вокруг такой беспорядок. Повиноваться высшему – это естественный инстинкт. Если вы научитесь повиноваться Кришне, не руководствуясь никаким мотивом, тогда вы будете счастливыми. Грехи – это услаждение чувств. Чтобы избавиться от греха, нужно совершать благочестивую деятельность. Кришна очень добр и открыт для каждого.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:29:22 | качество: mp3 128kB/s 27 Mb | прослушано: 318 | скачано: 307 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», Первая песнь, глава вторая, текст шестой. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 26 февраля 1974 года в Калькутте.
Преданный:

00:00:16 — Перевод: «Высшим занятием [дхармой] для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы удовлетворить душу полностью, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным».

00:00:35 Шрила Прабхупада:
— Са ваи пумсам паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
ахаитукй апратихата
йайатма супрасӣдати.

00:00:50 Атма означает тело, атма так же означает ум, и словом атма так же называют душу. Кроме того, есть так же Параматма, Бхагаван, брахмети параматмети бхагаван ити. Йайатма супрасӣдати. Су – значит очень. Не только прасӣдати, но супрасӣдати, очень. Тело наполняется удовлетворением, ум, душа и Верховная Параматма – Он тоже становится удовлетворённым. Это называется паро дхармо. Паро – значит высшая, дхарма – значит предписанные обязанности.

00:01:56 У каждого есть своё призвание, своя предписанная обязанность. Не имеет значения, брахман вы, кшатрий, вайшья, шудра, брахмачари, грихастха, ванапрастха, санньяси – у каждого есть свои предписанные обязанности. Таково человеческое общество.
Человеческое общество, разделённое на эти восемь классов: брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр, брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси – это варнашрама-дхарма, это ведическая цивилизация. До тех пор, пока человеческое общество не поднимется на уровень совершенной варнашрама-дхармы, оно не является человеческим, это общество животных, общество, где не следуют никаким регулирующим принципам. Животные не следуют регулирующим принципам, но человечество обязано следовать регулирующим принципам. Это называется варнашрама-дхарма.

00:03:15 Итак, варнашрама-дхарма также материальна, она не духовна. Варнашрама-дхарма – это начало духовной жизни. Каким образом человек может подняться на уровень духовной жизни? Это регулируемая жизнь. Духовная жизнь – это вишнур арадхйате пантха, когда человек поднимается на уровень поклонения Вишну. Вот это духовная жизнь.

00:03:52 Но людям невдомёк, в чём состоит цель жизни. Они не знают этого. Не только в наше время, но весь материальный мир такой – они забыли. Они думают, те, кто слишком материалистичны, считают: «Я тело, и удовлетворение чувств тела – высшая цель моей жизни». Но это не цель жизни. Цель жизни состоит в том, чтобы отыскать пути и средства, позволяющие удовлетворить Верховного Господа.

00:04:34 Об этом также говорится в этой главе:
атах пумбхир двиджа-шрештха
варнашрама-вибхагашах.

00:04:45 На это собрании председательствовал Сута Госвами. Там так же были многие учёные брахманы, мудрецы. Поэтому он обращался к своей аудитории, называя их двиджа-шрештха. Двиджа – значит дваждырождённый.
Первое рождение человек получает от родителей, второе рождение – от самскары, или благодаря культуре. Брахманы, кшатрии, вайшьи – они проходят самскары. Шудры не проходят самскары. Самскара-варджита означает шудра. В эту эпоху никто не соблюдают самскар, поэтому в шастре сказано: калау шудра-самбхавах.

00:05:37 В Кали-югу почти каждый человек является шудрой, поэтому мы наблюдаем такой беспорядок. Правительством управляют шудры или даже люди ниже шудр, млеччхи. Млеччха раджанйа-рупинах – млеччхи занимают правительственные посты, которые должны занимать кшатрии, достойные кшатрии, смелые, очень могущественные, очень щедрые, которые не убегают с поля битвы – это дух кшатриев.
Брахманы – это сатья, шамо, дамах, титикша.

00:06:22 Итак, людей следует обучать, как брахманов, кшатриев и вайшьев.
Обязанности вайшьев – выращивать злаки, возделывать землю, защищать коров. Если у него излишки продуктов питания, он может торговать ими там, где их не хватает.

00:06:58 В действительности, шастры говорят: калау шудра-самбхавах. Очень мало брахманов, кшатриев или вайшьев. Никто не исполняет свои обязанности. Вместо того, чтобы производить злаки, вайшьи управляют большими заводами. Но заводы не могут производить пищевые злаки, поэтому пищи не хватает. Люди не получают нужно пищи, они голодают, и это естественно будет приводить к беспорядкам и волнениям в обществе. Нет руководства брахманов, царей-кшатриев тоже нет, и шудры также не исполняют свой долг. Так каков же будет результат? Вот результат, мы видим.

00:07:50Поэтому, и это материальная дхарма. Это вибхага, или разделение, должно быть в обществе, иначе хаос неизбежен. Например, в вашем теле есть отделы: отдел мозга, отдел рук, отдел живота и отдел ног. Итак, эти отделы необходимы. Если у вас нет мозгов, как вы сможете управлять остальными своими чувствами? Если в ваших руках нет силы, как вы сможете защищаться? Если у вас не переваривается пища, как вы сможете жить? Если нет ног, если нет рабочего класса, как вы будете ходить? Это естественное деление, поэтому варнашрама-вибхагашах – это разделение на варнашраму должно быть. Это человеческое общество.

00:09:00 В «Бхагавад-гите» всё очень обстоятельно описывается:
анна̄д бхаванти бхӯта̄ни
парджанйа̄д анна-самбхавах̣.

Обрыв записи.

00:09:20 Как только животных откормят, как только они вырастают, их посылают на бойню, вот что делается. Как же в такой ситуации не ожидать пищевого кризиса. Это неизбежно, поскольку мы не следуем указаниям Верховного Господа. А дхарма означает следовать указаниям Верховного Господа.
Вы не имеете права придумывать дхарму: это такая религия, это сякая религия – всё это фальшивка. Настоящая дхарма – это сарва-дхарма̄н паритйаджйа, вот это дхарма. А всевозможные фальшивые дхармы: индуизм, ислам, эта религия, та религия – это не дхарма.

00:10:11 Поэтому здесь сказано: са ваи пумсам паро дхармо. Парах – значит Всевышний. Что же это такое? Йато бхактир адхокшадже – та религия, которая учит преданию Верховному Господу, является совершенной, все остальные религии – фальшивые. Это не религии.
К примеру, добропорядочные граждане – это те, кто подчиняется законам государства, правительства. Это хорошие граждане. Аналогично, настоящий религиозный человек – это тот, кто следует законам Всевышнего Господа. К сожалению, люди теперь не знают даже о том, кто такой Верховный Господь, хотя Господь, Верховный Господь Кришна, присутствует перед ними. Тем не менее, они думают, что Верховный Господь – ниракара.

00:11:12 Ниракара – значит пустота. Как Верховный Господь может быть ниракарой? Если Верховный Господь – это Верховный Отец, мы знаем: я личность, мой отец – личность, его отец тоже личность и его отец. И таким образом, если вы дойдёте до самого верху и обнаружите там Верховную Личность Верховного Господа, почему Он должен быть безличным?

00:11:44 Безличное – это лишь проявление Всевышнего, Верховной Личности, но в конечном итоге брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате. В конечном итоге Абсолютная Истина является Высшей Личностью. Так сообщают Веды. Так же как мы все нитья, вечные, мы все так же живые существа, но есть другой, верховный нитья, вечный, верховный четан, живое существо, и это Бог, это Кришна. Поэтому в «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Нет никого, никакого живого существа, превосходящего Меня». Это Кришна.

00:12:41 Итак, здесь сказано: вы обязаны исполнять свои предписанные обязанности, но, как говорит Кришна, сарва-дхарма̄н паритйаджйа мам экам шаранам враджа – это настоящая дхарма. Сарва-дхарма̄н паритйаджйа. Мнение о том, что я этот, я такой-то, я следую этой дхарме, той дхарме – это не дхарма. Дхарма – это естественный инстинкт. Естественный инстинкт – значит повиноваться высшему, старшему.

00:13:14 Каждый из нас призван подчиняться Всевышнему. Может ли кто-то сказать, что я не обязан подчиняться никому старшему, есть ли такой? Этого не может быть! Вы обязаны повиноваться. Об этом как раз я говорил в Москве с профессором Котовским. Я бросил ему вызов. В чём разница между вашей философией и нашей? Вы обязаны повиноваться какой-то личности, и я тоже вынужден повиноваться кому-то. Вы повинуетесь Ленину, а я повинуюсь Кришне. В чём тогда разница между Вами и мной в отношении философии? Но судить нужно по следующему критерию: стану ли я счастливым, следуя Кришне или Ленину? Вот по чему надо судить. Не думайте, что вы, коммунисты, можете делать что-либо, не следуя старшему, не следуя лидеру, это невозможно. Потому что это естественно.

00:14:24 Поэтому Чайтанья Махапрабху говорил: джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣шн̣ера ‘нитйа-да̄са’. Наше изначальное, реально положение – это повиноваться указаниям Кришны. Но мы решили не повиноваться ему, мы повинуемся Ленину. В этом проблема. Мы обязаны кому-то подчиняться, но мы решили подчиняться не Кришне, но Ленину.

00:14:55 В Индии сейчас это очень популярно. Но так вы не станете счастливыми, поэтому «Бхагаватам» говорит:
са ваи пумсам паро дхармо
йато бхактир адхокшадже.

Если вы научились повиноваться Верховной Личности Бога, Кришне, тогда вы будете счастливыми, йайатма супрасӣдати.

00:15:21 Это правда. До тех пора, пока люди не примут сознание Кришны и не поймут, и не научатся тому, как повиноваться Кришне, Верховной Личности Бога, они не могут ожидать никакого мира, не может быть никакого счастья.

00:15:40 Здесь говорится: ахаитукй апратихата – мы должны следовать, повиноваться, но при этом не руководствоваться каким-либо мотивом. Например, эти европейцы, американцы – они подчиняются Кришне или представителю Кришны без каких-либо условий. Они не пришли сюда, чтобы повиноваться мне ради того, чтобы заработать себе на жизнь или ради какой-то другой материальной цели. Они пришли не за этим, у них достаточно денег. У них достаточно денег: они могут сотню раз выкупить Индию, но зачем они пришли? Вот это настоящая паро дхарма.

00:16:24 Это высшая религия – повиновение Верховной Личности Бога или Его представителю. Потому что мы должны учиться через представителя Кришны. Так предписывает шастра: ачарья, духовный учитель, – представитель Кришны. Кришна говорит: «Ачарья – это Я Сам». Удовлетворяя ачарью, можно удовлетворить Верховного Господа. Ачарьяван пурушо веда – истина известна тому, кем руководит ачарья. Так предписывает Веда.

00:17:30 Поэтому здесь сказано: ахаитукй апратихата. Не обращайтесь к Верховной Личности Бога за какими-либо материальными благами, это не чистая преданность. Чистая преданность должна быть лишена какого-либо мотива, и её нельзя остановить. Возможно, мы сталкиваемся со множеством препятствий, но тот, кто является чистым преданным, не прекратит исполнять свои обязанности. Поэтому говорится: ахаитукй апратихата. Когда человек достигает этого уровня – атма супрасӣдати.

00:18:14 Есть очень хороший пример: Дхрува Махарадж был оскорблён его мачехой и поэтому он пожелал, следуя указанию своей матери, молиться Богу, чтобы отомстить мачехе за оскорбление. Он отправился в лес, он медитировал, он практиковал, он желал достичь Верховной Личности Бога. Через полгода он увидел Верховную Личность Бога. Но когда он увидел Верховного Господа, это принесло ему полное удовлетворение, и он сказал: «Господин, я пришёл, чтобы искать кусочки битого стекла, теперь я обрёл дивья-ратну – драгоценнейший камень».

00:19:17 Вот что такое удовлетворение. Мы ищем столько всего, чтобы найти удовлетворение, но, если мы попытаемся обратиться к Верховной Личности Бога, мы не знаем этого, но, если мы попытаемся сделать это без какого-либо мотива, тогда йайатма супрасӣдати. Если вы хотите действительного покоя, мира в душе, то ищите Кришну и предайтесь Ему.

00:19:48 Разве это трудно? Кришна Сам вещает об этом: сарва-дхарма̄н паритйаджйа мам экам шаранам враджа. Тем не менее вы настолько глупы! Он заверяет: «Я защищу тебя от всех последствий твоих грехов». Мы страдаем в этом материальном мире, потому что мы постоянно совершаем грехи в своей жизни. Грехи – это услаждение чувств. Махараджа Ришабхадева предупреждает так же своих сыновей об этом: «Эти мошенники только и делают, что ищут чувственных услад и в своих поисках они идут на всевозможные грехи».

00:20:44 Как Кришна дал нам столько продуктов в пищу, но тем не менее мы убиваем животных. Ради удовлетворения языка мы посылаем на бойню регулярно множество животных, и вы хотите при этом быть счастливыми! Вся ваша жизнь наполнена грехом, и вы хотите быть счастливыми, это невозможно!

00:21:06 Поэтому говорится, что, если вы разовьёте любовь к Кришне, это невозможно до тех пор, пока вы греховны. Кришна-бхаджан не так легко обретается. Йешам тв анта-гатам папам – тот, кто освободился от всякого греха. Йешам тв анта-гатам папам. Как мы можем избавиться от греха? Вы можете избежать греховной деятельности, пуньйа-карманам, исполняя пунья-карму – благочестивые виды деятельности. И что это такое? Простая благочестивая деятельность – это шринватам сва-катхах кршнах пунйа-шравана-кӣртанах. Если вы просто будете слушать о Кришне – это благочестивая деятельность. Вы сидите здесь, вы терпеливо слушаете, вы не уходите, таким образом вы обретаете плоды благодеяний.

00:22:25 Благодеяния очищают сердце. Поскольку наше сердце перегружено всевозможными грехами, поэтому мы страдаем. Но слушая, сата̄м̇ прасан̇га̄т, слушая просветлённую душу, слушая «Бхагавад-гиту», «Бхагаватам» как они есть, вы очистите своё сердце. Абхадра̄н̣и – значит раджо-гуна, тамо-гуна. Даже саттва-гуна также смешана с раджо-гуной и тамо-гуной. Однако, если вы слушаете о Кришне…

00:23:13 Мы открываем по всему миру сотни центров, зачем? Мы даём возможность людям слушать о Кришне. Это не бизнес-центры или какие-либо филиалы деловых компаний, но шраванам киртанам вишнох смаранам. Это школа, где люди учатся слушать о Кришне, говорить о Кришне, поклоняться Кришне, Божеству. Это арчанам. Ванданам – вознесение молитв, дасйам – труд для Кришны, сакхйам – когда вы делаете Кришну своим другом.

00:24:03 Кришне можно служить по-разному. Кришна такой добрый друг. Даже на практике в этом можно убедиться: у нас была тяжелая борьба в Бомбее за нашу землю. Они хотели сломать наш храм, чтобы изгнать нас. Была серьёзная шумиха, все бомбейцы знают об этом, но я просто молился Кришне: «Мой дорогой Кришна, так или иначе, Ты пришёл сюда, Ты поселился здесь. Будет великое оскорбление, если Тебя отсюда сгонят». И Кришна услышал об этом, и мы выиграли эту битву. Сейчас земля наша. Земля наша. Это была серьёзная битва.

00:24:49 Кришна так добр, и преданные видят это. Путана, ракшаси, хотела убить Кришну, но она удостоилась положения, равного положению матушки Яшоды. Кришна так добр! Хотя она пришла, чтобы убить Его отравленной грудью, Он подумал: «Раз я пососал её грудь, она стала Мне как мать». Кришна видит лишь светлую сторону нашей жизни, потому что у всех в этом материальном мире только тёмная жизнь, поэтому старайтесь служить Кришне. Даже если вы совершите Кришне небольшое служение, это может спасти вас от величайшей опасности.

00:25:43 Итак, наше Движение Сознания Кришны предназначено для того, чтобы просто учить людей, как любить Кришну, как стать любимым Кришной – это величайшая религиозная жизнь. Поскольку мы учим любви к Кришне. Если мы, так или иначе, сможем полюбить Кришну, наша жизнь будет успешной.

00:26:17 Но не должно быть никакого мотива. И это невозможно остановить никакими обстоятельствами. Не думайте, что так как человек очень бедный, он не может любить Кришну. Или поскольку он очень богатый, он не может любить Кришну. Конечно, иногда, если человек очень богат, джанмайшварйа, человек очень гордится, и такие люди не приходят к Кришне. Поэтому иногда Кришна дарует милость своему преданному, превращая его в бедняка. Поэтому кто-то боится приходить к Кришне. Но Кришна так же очень добр: если вы станете действительно преданным, у вас ни в чём не будет недостатка, придёт всё, что вы хотите, придёт. Таково положение.

00:27:16 Итак, наше Движение Сознания Кришны учит, даёт людям знание по всему миру. Мы не делим людей на тех или иных. Не думайте, что эти европейцы, американцы, они млеччхи, яваны, они не могут принять сознание Кришны, потому что сознание Кришны предназначено только для брахманов или кшатриев. Они брахманы: каждый, кто становится преданным, лучше брахмана. Так говорит Кришна. Неважно, где он родился, папайони. Кришна открыт для каждого, и Он отец всех форм жизни. Он не индиец и не индус, не мусульманин, Он Кришна, Он Верховная Личность. Поэтому наша единственная просьба: постарайтесь полюбить Кришну, и тогда ваша религиозная жизнь будет совершенной.

00:28:23 Адхокшадже – Он за пределами восприятия чувств. Акшаджа-гьяна – значит чувственное восприятие. Он выше этого, Он трансцендентен. Но вы должны любить, и преданное служение приводит к любви. Прежде всего старайтесь терпеливо слушать. Просто постарайтесь слушать о Кришне. Слушая «Бхагавад-гиту как она есть». Не нужно давать ложных толкований, тогда вы утратите эту возможность. Не нужно следовать за этими негодяями, которые перетолковывают на свой лад «Бхагавад-гиту», нет необходимости в толковании «Бхагавад-гиты», примите «Бхагавад-гиту как она есть».

00:29:12 Кришна говорит: сарва-дхарма̄н паритйаджйа. Примите это. «Чайтанья-чаритамрита» говорит: просто служа Кришне, вы исполняете все обязанности, какие только можно представить. Движение Сознания Кришны – такое замечательное движение, отнеситесь к нему серьёзно и делайте то, что необходимо.

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 07 February 2020