Кришна доступен для служения

Чикаго - 04 июля 1974
Всё принадлежит Богу. Кришна приходит, чтобы напомнить нам о том, что материальный мир – это не наше место. Хотя Кунти была тётей Кришны, она обращается к Нему как к Верховной Личности Бога. Бог – изначальная личность и тот, кто никому не подчиняется. Он за пределами этого материального мира. Бог невидим для всех, но Он так добр, что предстаёт перед преданным в форме Божества (арча-виграха). Греховный человек неспособен постичь Бога.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:27:18 | качество: mp3 128kB/s 24 Mb | прослушано: 184 | скачано: 112 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по Шримад-Бхагаватам, песнь первая, глава восьмая, текст восемнадцатый. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 4 июля 1974 года в Чикаго.
Шрила Прабхупада:
ом намо бхагавате васудевая
кунтй ува̄ча
намасйе пурушам̇ тва̄дйам
ӣш́варам̇ пракр̣тех̣ парам
алакшйам̇ сарва-бхӯта̄на̄м
антар бахир авастхитам
[ШБ 1.8.18]

00:01:04 Эта молитва Кунти по отношению к Кришне. После того, как закончилась битва на Курукшетре, когда Кришна уезжал в своё царство, Двараку, в этот момент Он пошёл получить благословение от Кунти. Кунти была тётушкой Кришны, сестрой Его отца. И Он пошёл попрощаться со Своей тётей. И тогда Кунти вознесла вот эту молитву. Хотя Кунти знала, что Кришна её племянник, сын брата, тем не менее, она знала, что Кришна – Верховная Божественная Личность. Кришна приходит сюда в облике обычного человека, но Он приходит с целью восстановить принципы религии, как об этом говорится в «Бхагавад-гите».
Всё, что вы видите, – это собственность Бога, собственность Кришны. Так же как иногда хозяин отправляется посмотреть свои владения, убедиться в том, что дела идут хорошо. Всё принадлежит Богу. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: сарва-лока-махеш́варам [БГ 5.29]. Современный мир совершает ошибку. Не только современный, эту ошибку вообще совершают в материальном мире: люди не знают, что всё принадлежит Богу. Это факт. Мы сражаемся: «Это моя земля, это твоя земля», – мы сражаемся, умираем, а земля остаётся. Земля не уходит со сражающимися. Они сражаются друг с другом, говорят: «Это моя земля, моя». Но земля остаётся, и те, кто сражается, уходит. Вот что происходит. Тем не менее, мы не понимаем, что земля не принадлежит ни вам, ни мне – она принадлежит Кришне.

00:04:19 Так или иначе, чтобы напомнить нам, Кришна приходит в этот мир. Он напоминает: «Никакая земля вам не принадлежит. Бхокта̄рам̇ – Я наслаждающийся. Сарва-лока-махеш́варам – Я владелец всех планет». Это факт. И Кунти знала это: «Мы сражались в битве на Курукшетре, но в действительности Кришна является высшим владельцем». Поэтому она возносит свои молитвы: «Ты пурушам». Пурушам – значит наслаждающийся. К Кришне не обращаются как к женщине.
Как, например, не в вашей стране, но в Индии есть много преданных Дурги. Они считают Дургу Верховным Господом. Дурга, она всевышняя, это всевышняя сила, энергия, в этом материальном мире. Высшая энергия, внешняя энергия, её называют Дургой. Что значит Дурга? Это которую очень трудно превозмочь. Все пытаются преодолеть трудности этого материального мира, но это очень, очень трудно. Поэтому в «Бхагавад-гите» сказано: [санскрит]. Вы не можете преодолеть эти строгие законы материальной природы, не сможете. Вот в этом состоит наша борьба за существование. Материальная природа ставит нам какие-то препятствия, мы пытаемся их преодолеть – вот что значит борьба за существование. И это происходит из жизни в жизнь. В любой жизни: в человеческой или в животной, эта борьба всё равно имеет место, она неизбежна. Постоянные беспокойства.

00:06:47 Поскольку мы воплотились в материальном теле, в этом материальном мире. Если мы оказались в материальном мире, это означает, что мы вынуждены рождаться в разных видах материальных тел. Пока у нас материальное тело, будь то тело человека, или животного, или полубога, всегда будут присутствовать страх и беспокойства. Потому что мы приняли что-то, что-то чуждое нам. Материальный мир чужд живым существам. Живое существо духовно, его истинный дом – в духовном мире. Но, по той или иной причине, живое существо пришло в соприкосновение с материальным миром, поэтому оно страдает. Испытывая тройственные страдания: адхьятмика, адхибхаутика и адхидайвика, оно неизбежно будет страдать.

00:07:51 Поэтому Движение Сознания Кришны задаётся целью избавить живое существо от этих мучений материальной жизни и вернуть его домой к Богу. Это так же миссия Кришны. Кришна также пришёл, чтобы донести до нас: «Это не ваше место. Вы строите столько разных планов, чтобы жить здесь в мире, но это невозможно. Поэтому оставьте все эти абсурдные планы, просто придите ко Мне и предайтесь Мне, и Я защищу вас». Потому что Он отец, а отец хочет, чтобы его нерадивые сыновья… То есть его сыновья, они хотят жить независимо, но у них нет таких возможностей, поэтому отец приходит к ним и говорит: «Возвращайтесь ко мне». Сарва-дхарма̄н. Вӣта-ра̄га-бхайа-кродхах̣ [БГ 2.56]. Всё это объясняется в «Бхагавад-гите».

00:08:56 Итак, Кунти знала это. Поэтому, хотя Кришна присутствовал перед ней как племянник, тётя заслуживает почитания, и Кришна пришёл, чтобы выразить Своё почтение, поклониться ей, прежде чем вернуться домой; но Кунти оказывает почтение Кришне. Поэтому она говорит намасйе: «Я склоняюсь перед Тобой, Кришна». Почему? Пурушам̇ тва̄: «Ты Верховная Личность, поэтому я должна выражать почтение Тебе». А̄дйам – значит изначальный. Изначальная личность. Об этом сказано в «Брахма-самхите».
Ана̄дих̣ – это тот, кто не имеет начала, но он начало всего. Это Кришна. У нас есть опыт того, что всё имеет начало. Начало. Но Кришна не имеет начала. У всех же остальных есть начало. От Кришны в этом материальном мире рождается Брахма, от Брахмы – Нарада и многие другие полубоги. Затем от полубогов мы появляемся, люди. Таким образом, этот мир заселяется. Брахма – первое существо, созданное в этой вселенной, и созданное Кришной. Итак, если говорить об этой вселенной, материальной вселенной, Брахму называют дедом, отцом отца, но Кришна является прадедом: Он отец Брахмы. Поэтому говорится: а̄дйам, изначальная личность.

00:11:08 А̄дйам, что за а̄дйам? Ӣш́варам̇. Ишварам – значит управляющий. А̄дйам ӣш́варам̇ – изначальный управляющий. Мы знаем, что значит управлять. Допустим, я управляю этой организацией, Движением Сознания Кришны. Но это не означает, что я изначальный управляющий. Аналогично, есть много великих людей, магнатов бизнеса, которые управляют своими заводами, но такие бизнесмены не являются изначальными управляющими. Он подчиняется правительству, а правительство подчинено кому-то ещё, то есть народу. Таким образом, мы видим, что в этом мире все кому-то подчиняются. Если даже человеку некем повелевать, он заводит собаку и управляет ей, вы это хорошо знаете, вы вашей стране. Если детей нет, нет жены – ну, собаку нужно завести, контролировать её. Но вот эта склонность контролировать, управлять – она есть у всех. Но никто не является высшим управляющим. Если вы изучите: вот, этот управляет собакой, но им управляет его босс и так далее, и так далее, и так далее. И таким образом вы дойдёте до того, что Брахма является изначальным управляющим в этой вселенной, но он также подчинён Кришне. Поэтому Кришна является изначальным управляющим. И что это означает? Бог – кто никому не подчиняется. Наш опыт говорит, что человек может повелевать кем-то, но при этом кто-то повелевает им. Однако, если (если вы можете) вы найдёте того, кто является управляющим и контролирует всех, но при этом им никто не управляет, – это Бог. Поэтому здесь говорится: [санскрит].

00:13:28 А̄дйам ӣш́варам̇ – как это так? Пракр̣тех̣ парам – Он за пределами этого материального мира. В «Бхагавад-гите» вы прочтёте этот стих: парас тасма̄т бха̄во ’нйо [БГ 8.20] – есть иная природа. Например, вы видели широкий горизонт, на нём миллионы звёзд, солнце, планеты. Хотя мы видим каждый день всё это, но у нас нет знания, мы не можем сказать, что там, из чего это состоит. Мы такие крошечные, тем не менее, мы думаем: «Где же Бог? Я Бог сам!» Кришна не является таким Богом в воображении, Он настоящий Бог. Поэтому пракр̣тех̣ парам. Пракр̣тех̣ – значит космическое мироздание, но Он за пределами, Он Бог, создатель этого космического мироздания. Поэтому говорится пракр̣тех̣. Пракр̣тех̣ – значит материальная природа. Пара, Он выше, Он за пределами этого всего, но Его не видно. Он невидим.

00:14:48 Бог невидим для всех. Его можно увидеть, вот Бог, но те, кто не обрели глаза, чтобы видеть Бога, они думают: «Это просто кукла». «Эти глупые люди, – они думают, – поклоняются кукле». Нет, Он Бог, Кришна. Это Кришна. Его называют арча-виграха. Кришна соглашается принимать ваше служение. Если вы хотите служить вселенской форме Бога – это невозможно. Где вы найдёте такие огромные одежды, чтобы облачить Кришну в них, если Он предстанет перед вами в Своей вселенской форме? Но Он так добр, Он пришёл в этой форме Божества, потому что Он всемогущий, Он может всё. И то, что вы можете себе позволить: вы можете одевать в это Кришну, вы можете кормить Кришну, вы можете украшать Его – это Его милость. Он становится доступным для вашего служения, это называется арча-виграха.
Итак, преданное служение – это так прекрасно. Я много раз приводил этот пример. Например, перед вашим домом есть небольшой ящик почтовый, красный почтовый ящик. Но если вы поместите ваши письма в этот ящик, это письмо может преодолеть десять тысяч миль, поэтому это почта, это не просто ящик какой-то, это почта. Почтовый офис милостиво, для вашего удобства, разместил свой ящик у вашей двери. Вы можете положить туда свои письма, и они дойдут до адресата. То же самое можно сказать про арча-виграху. Хотя Кришна вселенского размера, тем не менее, Он согласился принимать ваше служение. И это служение будет принято.

00:17:08 Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Если Мой преданный с любовью…» Кришна не голоден, Кришна не приходит к вам, чтобы принимать ваши подношения, поскольку Он голоден, нет. Он не голоден. Он самодостаточен, и в духовном мире Ему служат сотни и тысячи богинь удачи, но Кришна так добр, поскольку, если вы серьёзно любите Кришну, Он готов принять ваши подношения. Патрам̇ пушпам̇ [БГ 9.26]. Даже если вы последний бедняк, Он примет всё, что вы можете собрать: небольшой листочек и немного воды, небольшой цветок. В любой части мира каждый может это найти и предложить Кришне: «Кришна, мне нечего Тебе предложить, я очень беден, пожалуйста, прими это». И Кришна примет. Кришна говорит: тад ахам̇ аш́на̄ми, «Я ем». Итак, главное, это бхакти, это любовь.

00:18:34 Итак, здесь говорится: алакшйам̇. Кришна невидим. Бога не увидеть, но Он так добр, что предстаёт перед вами, видимый вашим материальным глазам. Кришну не увидеть в этом материальном мире, материальными глазами. Например, мы являемся неотъемлемыми частями Кришны, все живые существа, но мы не видим друг друга. Вы не можете видеть меня, я не вижу вас. «Нет, я же вижу вас!» Что вы видите? Вы видите моё тело. А когда душа покидает тело, почему вы плачете? «Мой отец ушёл». Почему ушёл – он же здесь лежит! Так что же вы тогда видели? Вы видели лишь мёртвое тело вашего отца, а не его самого. Так что если вы не можете видеть даже частицу Кришны, душу, как вы можете увидеть Кришну? Поэтому шастра говорит: [санскрит, ЧЧ, Мадхья 17.136]. Вот эти грубые несовершенные материальные чувства не способны видеть Кришну, они не способны слышать имени Кришны, на̄ма̄ди. На̄ма – значит имя. На̄ма – значит имя, форма, качества, игры – всё это не постичь материальными глазами или чувствами. Но если их очистить, если их очистить при помощи метода преданного служения, вы сможете увидеть Кришну. Вы можете видеть Его всегда и повсюду. Но для обычных людей – алакшйам̇, Он невидим. Кришна повсюду, Бог повсюду. Хотя Кришна и снаружи, и внутри одновременно, тем не менее, мы не можем видеть Кришну, пока не обретём глаза, чтобы увидеть Его.

00:20:44 Итак, движение Сознания Кришны предназначено для того, чтобы открыть эти глаза, позволяющие увидеть Кришну. Если вы можете видеть Кришну, антах бахих, тогда ваша жизнь успешна. Поэтому шастра говорит: антар бахир [Нарада Панчаратра]. Все пытаются стать совершенными, но совершенство означает – когда вы можете видеть Кришну внутри и снаружи, это совершенство. Если вы смогли поклоняться Кришне, тогда вам незачем больше совершать какие-то другие аскезы, какое-то подвижничество, постигать себя, постигать Бога. Существует столько разных методов аскезы. Иногда люди идут в лес, чтобы найти там Бога. Есть разные методы. Но шастра говорит, что в действительности, если вы поклоняетесь Кришне, то вам нет больше никакой нужды подвергать себя какой-то аскезе, какому-то подвижничеству. И нарадхито йади харис тапаса татах ким, в конце концов, если вы, совершая суровую аскезу, ограничивая себя, не постигли Кришну, то какой прок в этом всём? Это всё бесполезно. Аналогично, если вы можете видеть Кришну двадцать четыре часа в сутки, внутри и снаружи, – это цель всей вашей тапасьи.

00:22:53 И здесь Кунти говорит: «Хотя Кришна внутри и снаружи, поскольку у нас нет глаз, чтобы увидеть Его, алакшйам̇, Он невидим». Например, Кришна присутствовал на поле битвы Курукшетра, но лишь пять Пандавов и их мать Кунти, только они могли понимать, что Кришна – Верховная Личность Бога. И несколько других людей. То есть, хотя Кришна присутствовал на земле, кто-то относился к Нему как к обычному человеку. Поскольку Он был очень добр к человеческому обществу, Он лично пришёл. Но, тем не менее, поскольку у них не было глаз, чтобы увидеть Его, они Его не видели. Поэтому Кунти говорит алакшйам̇: «Ты невидим, хотя Ты антах бахих, сарва-бхӯта̄на̄м». Кришна находится не только в сердце преданного, Он находится в сердце каждого. Хр̣д-деш́е [БГ 18.61], вот здесь, в сердце. Кришна находится там. Поэтому йога предполагает медитацию, чтобы найти Кришну в сердце. Вот что такое медитация.

00:24:32 Итак, положение Кришны всегда трансцендентно. Если мы признаём этот трансцендентный процесс, принимаем его, процесс сознания Кришны, эти регулирующие принципы, и стараемся освободиться от греховной жизни… Поскольку вы не можете увидеть Кришну, постичь Кришну, продолжая грешить, это невозможно. Люди категории душкр̣тинах̣ [БГ 7.15], крити – значит успешные в чём-то, но душкрити – в чём их успех: они очень успешно грешат. Поэтому мы просим, это не просто просьба, это наши правила: человек должен быть свободен от грехов, не должен совершать греховной деятельности. Есть четыре столпа греховной жизни: это незаконная половая жизнь, употребление мяса, употребление одурманивающих средств и азартные игры. Итак, нашим ученикам мы советуем, и даже не советуем, а они обязаны этому следовать, иначе они просто падут. Поскольку греховный человек неспособен постичь Бога. С одной стороны, мы должны практиковать, следовать этим регулирующим принципам и методу преданного служения, с другой стороны, мы должны избегать греховной деятельности. И тогда Кришна, Он будет присутствовать. И вы сможете говорить с Кришной, вы можете быть с Кришной. Кришна так добр. Как, например, Кунти разговаривает с Кришной как со своим племянником. Аналогично, вы можете говорить с Кришной как со своим сыном, как со своим мужем, как со своим возлюбленным, другом, господином – как хотите.
Итак, я очень рад видеть этот храм в Чикаго. Вы успешны, этот зал очень красивый. Продолжайте совершать служение и постигайте Кришну, и тогда ваша жизнь будет успешной. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | 29 июля 2020