Ответственность
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:03 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, восьмая глава, текст пятьдесят один. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 13 мая 1973 года в Лос-Анджелесе.
Преданный: — Перевод: «Я убил множество друзей женщин, посеяв такую вражду, что это невозможно искупить никакой материальной благотворительностью»
[ШБ 1.8.51].
00:00:40 Шрила Прабхупада: — Итак, здесь в особенности говорится о женщинах, стрӣн̣а̄м̇. До этого говорилось о ба̄ла-двиджа, в предыдущем стихе. Бала – это значит дети. Двиджа – значит брахманы, вайшнавы, те, кто целиком посвятил себя духовному знанию. Брахма джа̄на̄тӣти бра̄хман̣ах̣ – тот, кто знает Абсолютную Истину, Брахман.
Итак, дети, брахманы. А здесь сказано стрӣ, женщины. Согласно ведической политике дети, брахманы, старики и женщины не виновны. На них не распространяются все законы государства. Их никогда не считают всерьёз виновными. Они считаются невинными и нуждаются в защите. Но сейчас все с пеной у рта скандируют, что женщины должны получить равные с мужчинами права. Но это не соответствует ведическим традициям. Ведическая традиция состоит в том, чтобы женщина всегда находилась под защитой. Она не является независимой. Как ребёнок. Все эти дети: за ними всегда присматривают матери. Ребёнок бежит туда, но мать заботится о нём.
00:03:18 Эта зависимость необходима. Если ребёнок говорит: «Я независим», – это не пойдёт ему на пользу. Ребёнок нуждается в заботе, это хорошо. Аналогично, женщины тоже. Например, старики, как я. Обо мне всегда заботятся. Точно так же брахманы, нужно всегда заботиться о брахмане. Прежде всего нужно защищать их, святых людей. Вот что такое цивилизация, вот что такое человеческое общество. Нельзя обращаться с детьми, женщинами, брахманами как с кошками и собаками, это не цивилизация.
00:04:10 Итак, Махарадж Юдхиштхира глубоко раскаивается: «Я убил стольких людей! Некоторые из них – мои отцы, братья, сыновья, мужья женщин. И поскольку я убил их, теперь женщины остались без опекунов». Только представьте себе, насколько велика была его печаль! Он рассуждал о положении женщин. И люди обвиняют Индию за то, что там женщины считаются чуть ли не рабами. А здесь царь с таким глубоким раскаянием думает о женщинах, разве это подтверждает, что в Индии к женщинам относятся как к рабам? Кто так относится к рабам? Кто так беспокоится о них? Вот что значит царь. Царь должен обеспечивать защиту каждому, особенно беззащитным, беспомощным.
00:05:29 Итак, в детстве девочку защищает отец, когда она подрастает, хотя отец готов защищать её во всех отношениях, тем не менее, к этому времени у неё возникают сексуальные желания, и при этих обстоятельствах долг отца – вручить девушку порядочному юноше, чтоб тот защищал её. И это называется браком. Каньядан. В соответствии с ведической культурой канья, то есть дочь, отдаётся в дар подходящему юноше. Я могу подтвердить это. В детстве мои сёстры вышли замуж, когда им было от девяти до двенадцати лет. Моя старшая сестра вышла замуж, когда ей было девять лет, ещё до того, как я родился, она старший ребёнок в семье. Моя вторая сестра вышла замуж в двенадцать лет, а третья сестра была отдана в одиннадцать лет. Итак, к двенадцати годам девушку нужно выдать замуж. Таков был долг отца. Я помню, поскольку моей второй сестре уже исполнялось двенадцать лет, моя мама говорила отцу: «Я брошусь в реку и утоплюсь, если дочку не выдашь замуж!» Отец был очень обеспокоен: «Да, я пытаюсь! Что я могу поделать?»
00:07:35 Но затем пришло следующее поколение. Я тоже был семейным человеком, вы знаете. Я женился, когда моей жене было всего одиннадцать лет. В четырнадцать лет она родила первого ребёнка. Следующее поколение, когда моя старшая дочь вышла замуж в шестнадцатилетнем возрасте, то есть потолок уже несколько поднялся. Я тоже был очень обеспокоен, потому что дочери уже было шестнадцать лет. Но сейчас всё изменилось. Никто не придаёт значение тому, вышла замуж дочь или нет. Но это не хорошо.
Ещё одна проблема состоит в том, что повсюду, по всему миру, женщин становится больше в среднем чем мужчин. Если каждая женщина должна выйти замуж, то на всех не хватит мужчин. Поэтому в соответствии с ведическими ритуалами те, кто относится к высшей касте, например, кшатрии или брахманы, особенно им, но и другим тоже, позволялось иметь несколько жён. Полигамия была разрешена. Например, наш почитаемый Кришна женился на шестнадцати тысячах девушках. Он Бог. Если у вас нет стольких жён – как вы можете быть Богом? Но не подумайте, что каждой жене приходилось ждать шестнадцать тысяч дней, чтобы встретиться с Ним, нет. Это Бог, Он распространял Себя в шестнадцать тысяч форм, чтобы каждая жена могла наслаждаться обществом своего мужа.
00:10:15 Если говорить о Кришне, то почему только шестнадцать тысяч? Если бы у Него было шестнадцать миллионов, тем не менее, этого бы было недостаточно. Потому что в «Бхагавад-гите» сказано: Верховный Господь пребывает в сердцах всех живых существ. Итак, все живые существа. Если Кришна может распространить Себя в столько форм, чтобы жить в сердцах всех живых существ, из сердца Он проявляется во вне, чтобы стать мужем какой-то женщины, разве это представляет трудность для Кришны? Совсем нет.
Суть в том, что Махарадж Юдхиштхира был очень ответственным царём. Только представьте себе, Арджуна тоже до битвы размышлял, он спорил с Кришной: «Если я убью своих братьев, все мои невестки овдовеют!» А в Индии в те времена вдовы не выходили повторно замуж. Почему? Потому что женщин больше чем мужчин, если вдовы снова выходят замуж, тогда у незамужних девушек уже не будет возможности найти себе мужа. Поэтому не было такого как повторный брак вдовы. Это позволялось только в том случае, если девушка не видела никогда своего мужа или если у неё не было детей.
00:12:21 Раньше в наши дни, в молодые мои годы, хотя девушка выходила замуж в очень раннем возрасте, ей не позволялось встречаться со своим мужем до тех пор, пока она не подрастала, пока не достигала половой зрелости. Она жила со своими родителями, но она знала, что у меня есть муж. И это сознание для женщины на психологическом уровне приносит очень большее наслаждение: «У меня есть муж!» Это очень хорошая система. Когда девушка подрастает, достигает половой зрелости, происходит ещё одна церемония. Это как второй брак, вторая свадьба. Девушка отправляется к своему мужу, чтобы жить с мужем. Такова была традиция.
00:13:21 Итак, о женщинах в ведической культуре очень заботились. И до сих пор это так. Это обязанность отца: до тех пор, пока она не вышла замуж, отец обязан оказывать ей всяческую защиту. Поэтому отец желает, чтобы дочь вышла замуж, чтобы снять с себя это бремя ответственности. Это тяжёлое бремя. Это называется каньядан. На самом деле слово это произносится как канья-дая. Путра-рина. Рина означает долг. Если вы должны кому-то, вы можете не заплатить, сказав: «Сэр, у меня нет денег. Делайте со мной, что хотите, но я не могу заплатить». Однако дая означает тяжёлое бремя, и вы должны избавиться от него. Дая означает огромная ответственность. Дая-бхак. Например, когда сын наследует собственность отца, это называется дая-бхак. Таков закон.
Точно так же, это главная обязанность отца – выдать дочь замуж. А затем долг мужа, например, это было в нашей жизни, когда мы проводим в нашем обществе свадебную церемонию, мы просим мужа пообещать, он берёт под свою ответственность девушку на всю свою жизнь. И девушка соглашается служить юноше до конца своей жизни, нет и речи о разводе.
00:15:22 Итак, отец отдаёт девушку на попечение хорошего юноши. Пусть он даже не богат, это не важно, он должен быть ответственным юношей. А не как в наши дни: «Я женюсь на тебе сегодня, а завтра я уйду, оставлю тебя». До сих пор в Индии вы можете увидеть, что даже самый бедный человек, муж с женой живут счастливо в мире. До сих пор вы это найдёте там. Я видел в Ахмедабаде, однажды я увидел на улице одну семейную пару, которые тянули тхелу, ручную тележку, нагруженную тяжёлым грузом, и маленький ребёнок сидел на этой тележке, то есть их ребёнок. Это были люди из сословия рабочих. Обычные рабочие, бедные люди, но они жили как муж и жена, и вместе с детьми, счастье, до сих пор это есть.
00:16:31 Итак, семейная жизнь – это обязательное условие в ведической системе, потому что кто будет отвечать за женщин? Они нуждаются в защите. Отец естественно должен заботиться о них или муж. И когда она становится старой. Например, Чайтанья Махапрабху заботился о своей овдовевшей матери. Когда он принял санньясу, мать очень расстроилась: «У меня нет мужа, а этот мальчик собирается принять санньясу». Это было естественно, но это другой случай. Ради Кришны мы можем пренебречь нашим долгом. Ради Кришны. В шастре сказано: тот, кто всей душой предался Кришне, больше не связан никаким материальным долгом. Но, если человек ещё не полностью предался Кришне, он должен исполнять добросовестно все свои обязанности.
00:17:59 Итак, смысл здесь в том, что Юдхиштхира Махарадж был настолько ответственным царём, что за обычных женщин, за воинов: солдаты, офицеры, главнокомандующие – все они погибли, и теперь он думает о том, как же защитить этих женщин, оставшихся без мужей. Представьте себе, насколько он был ответственным царём! И он рассуждает: «Тот грех, который я совершил, убив их мужей, сыновей, отцов, даже если я раздам пожертвования…» Например, в вашей стране есть департамент соцобеспечения, который помогает беспомощным девушкам финансово. Он сказал: «Этого не будет достаточно, я не смогу искупить тот вред, который я причинил. Даже если я дам какие-то деньги, какие-то пожертвования, они не будут счастливы, потому что они потеряли своих защитников». Это называется ответственный царь. Он думал о детях, естественно.
00:19:28 Я раньше говорил вам, что у нас есть один гуру-брат, немец, он сказал, что во время Первой мировой войны, которая началась в 1914 году, все мужчины были убиты, и женщины отправились в церковь. Жёны, сёстры, дочери, матери – они молились за то, чтобы их родственники вернулись. Но кто вернулся? Они все погибли. И они стали атеистами. Они решили, что Бога нет. Потому что они молились за возвращение своих родственников. Таково наше положение. Мы хотим поклоняться Богу, если Он будет исполнять наши желания. Я буду Ему приказывать, а Он исполнять. В противном случае Бога нет, мне не нужен никакой Бог. Он должен удовлетворять мои чувства: я хочу этого и Ты должен исполнить.
00:20:50 Как коммунисты, они просили народ идти в церковь, и говорили: «Молитесь». И те молились по-христиански: «О, Господи, хлеб наш насущный дашь нам днесь». И когда они выходили, коммунисты спрашивали: «Ну что, Бог дал вам хлеб? Нет? Попросите нас!» «О, коммунисты, друзья, товарищи, дайте нам хлеба!» «Возьмите, сколько хотите». Итак, обычно люди думают, что хлеб дают эти мошенники. В действительности, хлеб даёт Бог. И поскольку Бог не смог дать им хлеба в церкви, они стали коммунистами. Таково положение вещей.
Они воспринимают Бога как некоторое успокоение. Как это называется? Опиум. Когда нет другой возможности, нет другого источника. И по всему миру люди на самом деле не знают, кто есть Бог, каковы наши отношения с Ним. Каково положение Бога. Это мы узнаем только в движении сознания Кришны. Об это мы можем сказать с гордостью: кто Бог, какова философия, что Он делает, как Его зовут, каков Его адрес, как зовут Его отца – мы знаем всё. Таково наше положение.
00:22:30 Итак, царь должен быть очень ответственным за подданных, за их благополучие, счастье. Юдхиштхира Махарадж был именно таким царём. Каждый царь был таким. Это был долг каждого царя заботиться об этом. Вы уже читали, что в период правления Юдхиштхира Махараджа не было чрезмерной жары или чрезмерного холода, не было болезней в стране. Потому что царь был настолько совершенным, настолько праведным, настолько богобоязненным, что всё это не беспокоило людей. И граждане следовали законам царя, и всё было спокойным. Люди жили в мире.
А не как сейчас: чиновники все мошенники, они только облагают налогами, а все пусть горят синим пламенем. Никто никого не защищает: ни детей, ни женщин, ни брахманов. Никакой защиты, идите вы все в ад. Если хотите, можем вам оказать какую-то финансовую поддержку и не более. Нет, царь должен быть настолько ответственным, чтобы заботиться о том, чтобы с гражданами было всё благополучно, особенно с брахманами, с детьми и женщинами. Это обязанность царя.
Продолжай читать. Комментарий.
00:24:18 Преданный: «Грихамедхи – так называют людей, занимающихся благотворительностью исключительно ради собственного материального благополучия. На пути такого материального процветания иногда встают препятствия в форме греховной деятельности, так как при исполнении своих материальных обязанностей материалист вынужден грешить, даже ненамеренно. Для освобождения от последствий таких грехов Веды рекомендуют несколько видов жертвоприношений. В Ведах сказано, что, выполнив ашвамедха-ягью (жертвоприношение коня), можно освободиться даже от греха брахма-хатьи (убийства брахмана). Махараджа Юдхиштхира совершил ашвамедха-ягью, однако он считал, что даже такие жертвоприношения не могут освободить его от совершённых им великих грехов».
00:25:05 Шрила Прабхупада: Да. Предположим, вы сделали что-то неверное, и суд назначает вам штраф: ты совершил ошибку. Например, один человек ударил одного из наших студентов, и тот умер, и его оштрафовали на 20 000 долларов. Итак, все знают: если я ударю кого-нибудь или убью кого-нибудь, если произойдёт автоавария, то будет множество неприятностей, и мне назначают штраф. Но эти несчастные случаи продолжают происходить, никто не проявляет внимания, осторожности. Таково положение в обществе. Если человек не проявляет внимания: зачем я гоняю с такой бешеной скоростью, сломя голову, причиняя увечья другим и повреждая собственную машину, зачем мне все эти беды? Нужно осторожно водить, внимательно. Вот что необходимо. Одного лишь искупления, недостаточно просто заплатить штраф за своё нерадивое поведение, нужно быть сознательным и ответственным человеком.
00:26:48 Итак, грихамедхи. Есть два слова: грихамедхи и грихастха, я много раз объяснял. У грихамедхи нет философии, он живёт как кошки и собаки. У каждого животного также есть семья, дети, жена. И те, кто безответственно относится к своей жизни, кто лишён сознания Кришны, их называют грихамедхи. Те же, кто живёт с семьёй, женой и с детьми, но имеют чувство ответственности, понимают, что моя жизнь предназначена для развития моего дремлющего сознания Кришны, таких людей называют грихастхами. Есть два определения.
Поэтому не становитесь грихамедхами, цель жизни которых – это жена и несколько детей. Это есть у кошек и у собак тоже. Если вам неудобно жить одиноким как брахмачари – хорошо, женитесь, живите с женой, но живите ответственной жизнью, развивайте сознание Кришны. Это грихастха. Грихастха не живёт как кошки и собаки. Спасибо вам большое.