Кто махатма

Лос-Анджелес - 10 January 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:32:14 | качество: mp3 128kB/s 29 Mb | прослушано: 58 | скачано: 197 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Шримад Бхагаватам, Песнь первая, глава шестнадцатая, текст 13-15, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 10 января 1974 года в Лос-Анджелесе.

00:00:00 Преданный: Перевод: «Куда бы ни отправился царь, он постоянно слышал о славе своих великих предков - преданных Господа, а также о славных деяниях Господа Кришны. Он слышал и о том, как Господь защитил его самого от ужасного жара оружия Ашватхамы. Люди также упоминали о сильной привязанности друг к другу потомков Вришни и Притхи, причиной которой была великая преданность потомков Притхи Господу Кеши. Царь очень довольный теми, кто воспевал их славу, в великом удовлетворении, открывал глаза, он щедро их награждал драгоценными ожерельями и одеждами.

00:00:00 Шрила Прабхупада: итак, Махараджа Парикшит объезжает свои владения. И с чем же он встречался в каждом месте? Все превозносили его предков, особенно дедов, панча Пандавов, махатманам. Это необычные люди, махатманам. Есть два слова: махатма и дуратма. Махатма – тот, кто обладает великим умом или великая личность. А дуратма — это злонамеренный человек. Есть два типа людей: злобные и великодушные. Повсюду.

00:00:00 Итак, предки Махараджа Парикшита, сва пурвешам не были обычными людьми, они были махатмами.

00:00:00 Как же можно стать махатмой? Это не очень трудно, при условии, что человек желает стать махатмой. В этом мире нет нечего трудного, при условии, что человек хочет обрести что- либо или стать кем-либо. Как же стать махатмой? Об этом сказано в Бхагавад Гите. [Шрила Прабхупада цитирует на санскрите]. Это махатма. Прежде всего Кришна говорит: са махатма су дурлабха, встретить махатму, великодушного, великого человека — это большая редкость. Тем не менее мы можем попытаться разобраться в признаках махатмы, они описываются в Бхагавад Гите. Когда человек понимает, что Кришна есть источник, изначальный источник всего, как говорится в Веданта- сутре: Абсолютная Истина — это то, из чего всё исходит, это Абсолютная Истина.

00:00:00 Какова же природа Абсолютной Истины? Она жива или не жива? Об этом также говорится. Абигья. Она жива. Это изначальный источник всего, и он должен быть живым. Таким образом, когда человек приходит к выводу, о чем говорит Сам Кришна: «Мой дорогой Дхананджайа, нет нечего выше, нет нечего того, что было бы выше Меня». Люди этого не признают. Если я скажу: нет человека выше меня. Люди рассмеются. Это может быть так, может быть не так, но, если человек очень гордится своей персоной, говорит: нет никого выше меня, то вначале, по крайней мере, люди начинают смеяться над ним. Это естественно. Но, когда Кришна говорит: «Нет никого, кто бы превосходил Меня, нигде». Но кто это признает? Только тот, кто знает, да, Кришна – это Верховная Личность Бога.

00:00:00 Итак, как обрести это знание? Чтобы признать Кришну, например, мы признаем, опираясь на авторитет, мы принадлежим к Движению Чайтаньи Махапрабху. Движение Чайтаньи — это Движение Кришны. Кришна варнам. Он говорил только о Кришне. Таковой была Его миссия. Таким образом, когда человек постигает Кришну, возможно не в совершенстве, Кришну полностью невозможно постичь, это невозможно. Даже Сам Кришна не может постичь Себя. Настолько велик. В этом Его величие. Бог велик. Даже Бог, великий, не может постичь Своего величия. Вот, кто такой Бог. Никто не может Его познать. Но, насколько это возможно? Мы можем это сделать, опираясь на шастры, садху, шастры, гуру, три источника. Благодаря им мы можем понять и прийти к выводу, что Кришна- всевышний. Об этом сказано в Бхагавад Гите. Люди ищут знания, философы, ученые, политики и остальные, очень многие, все стремятся к знанию, брахма джигьяса. Джигьяса, все спрашивают о том, что есть высшая Абсолютная Истина. Только человек способен на это. Ни кошки, ни собаки. Те, кто являются кошками, собаками в обличии людей, не могут задавать таких вопросов, потому что возможно они в человеческой форме, но на самом деле они не лучше кошек и собак. Кто они? Пища, материальная потребность жизни, еда, мы хотим что- то есть, мы должны есть, чтобы поддерживать жизнь в теле, мы должны также спать, когда поедим, не всегда, не на этом собрании, но после еды вы можете поспать. Есть место специальное для сна, это не здесь, это не хорошо спать на лекции.

00:00:00 Итак, еда, сон, затем поев, поспав, все знают, у нас появляется половое желание, сексуальные связи. Еда, сон, совокупление, защита. Мы также думаем, как защититься, потому что мир наполнен врагами, это материальный мир и все тяжело борются. Как? Защититься. Это четыре принципа животной жизни. Эти потребности есть, как у кошек и собак, так и у людей. Однако, если мы остаемся поглощенными только этими четырьмя принципами, то мы останемся кошками и собаками и не важно, как бы изысканно не одевался, я остаюсь кошкой или собакой, принадлежу к их категории. Современная цивилизация – это цивилизация кошек и собак, в сущности, просто они одеваются, как респектабельные люди. Так шастры говорят: нет мы должны испытывать человека, является ли он человеком, или кошкой, или собакой. Кто он на самом деле? Мы видим, что люди поглощены удовлетворением этих четырех потребностей: едой, сном, совокуплением, защитой. И эти люди – кошки и собаки. Но, если кто- кто среди них задает вопросы: атато брахма джигьяса, об Абсолютной Истине, они поднялись над уровнем кошек и собак. Это тест. О какой теме человек спрашивает. Например, есть великие ученые, они проводят исследования, можно ли заменить бензин. В глазах обычных людей этот человек может быть великим ученым, но те, кто преуспел в духовной науке, кто обрел духовное сознание, они воспринимают такого человека не лучше, чем кошку или собаку, потому что он заинтересован только в том, как есть, как спать, как заниматься сексом и защищаться.

00:00:00 Вы должны понять, что интересует этого человека. Есть такая поговорка: «скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты». Аналогично, если вопросы, которые вас интересуют — это принципы животной жизни, тогда каким бы великим человеком вы ни были, мы отнесем его к категории кошек и собак. Но кто же находится выше? Выше тот, кто спрашивает об Абсолюте, джигьясу, шрейа уттамам. Этот человек джигьясу. Возможно, в начале он не знает всего, но, если он проявляет любознательность в отношении Абсолютной Истины, то он человек. Попытайтесь понять в чем разница между человеком и животными.

00:00:00 Человек — это тот, кто вопрошает о душе или о духовной мире, о высшей душе, о Боге, о Кришне. Это человек. В противном случае он подобен кошкам и собакам. Очень легко различить, кто кошка, кто собака, а кто человек. Это не трудно. О чем он спрашивает, что его интересует, что он желает в жизни. Все хотят хорошо есть за столом, на стуле, с хорошей красивой тарелки вкусно приготовленную пищу, пусть даже это приготовлено из непонятно чего. Это должно быть вкусно. Это потребность в пище. Если мы проанализируем, то нам не трудно будет понять, кто человек, а кто кошка или собака. Все это можно понять. Когда человек проявляет такую любознательность, джигьясу. Что значит джигьясу? Что значит любознательность? Шрейа уттамам. Есть разные сферы деятельности. Когда человек начинает проявлять интерес к познанию высшей потребности, шрейа уттамам.

00:00:00 Есть две категории: шрейа и прейа. Я уже много раз об этом говорил. Прейа означает то, что нам прямо сейчас доставляет наслаждение. Это называется прейа. А шрейа – это то, что приносит нам благо в конце. Допустим, если вы попробуете какой- нибудь вкусной пищи, она может быть очень вкусна. Есть много примеров. Например, курение. Все знают, ученые, врачи, все говорят, что это дурная привычка и этого следует избегать. Они также пишут предупреждения на пачках, но люди все равно курят. Это называется прейа. Прейа значит то, что вам приятно прямо сейчас. А шрейа, это когда человек отказывается от курения. «Нет», - говорит он. «Я лучше сохраню свое здоровье». Это называется шрейа. Попытайтесь понять в чем разница. Другой пример. Ребенок хочет играть весь день. Даже Кришна играл со Своими друзьями. Маме Яшоде приходилось по четыре раза звать Его. Тогда Он только возвращался. Такова природа детей, они хотят день и ночь играть. Но это не шрейа. Мать, родители заботятся о детях: «мальчик мой, возвращайся домой, искупайся, переоденься, поешь. Уже поздно». Но ребенок не знает, что всё это шрейа, он хочет играть. Попытайтесь понять разницу между шрейа и прейа.

00:00:00 Прейа, в зависимости от положения человека есть разные объекты, которые приносят ему наслаждения его чувствам. Это называется прейа. А шрейа – это благо, которое мы получаем в конце, в будущем. Это высшее благо. Это называется шрейа. Поэтому, человек – это тот, кто вопрошает о своей высшей цели жизни, ему хочется узнать, какова же высшая цель моей жизни. Это человек. Итак, джигьясу. Когда человек становится джигьясу, любознательным, шрейа уттамам. Шрейа в отношении высшей цели жизни и уттамам, тама – значит «тьма». Он говорит о том, что он находится не во тьме, но уттамам, когда он поднимается над полем деятельности во тьме, [не понятно] не оставайтесь в темной сфере деятельности, выходите в сферу светлой деятельности. Когда же человек проявляет интерес к светлой деятельности, то его можно назвать человеком, он становится гьяни. Карми пребывают во тьме, их деятельность лишена смысла. Недавно мы говорили об этом. Вьяртха карма бхих. Вьяртха – значит «бесполезное». Карми думают, что они очень заняты. Если вы попытаетесь встретиться с карми, они скажут: «о, у меня нет времени. Что же вы делаете, сэр, я очень занят. Я зарабатываю деньги». Но шастра говорит: вы просто зря тратите свое время, вьяртха карма бхих. Карми трудятся ради каких – то бесполезных плодов. Каких бесполезных плодов? Почему они бесполезны? Да потому что вам придется сменить ваше тело. Это факт. Верите ли вы в это или не верите, вы каждое мгновение меняете свое тело. Просто у вас нет глаз, чтобы увидеть это. У вас нет мозгов, чтобы это понять. Потому что вы кошка и собака. Вы не можете это понять. Кошки, собаки не могут этого понять, они не знают, что после их собачьей жизни или кошачьей жизни будет еще одна жизнь. Они этого не понимают. Поэтому, всякий кто не понимает этой простой истины о переселении души, не лучше кошки и собаки. Вот такие эти карми. Некоторые из них понимают, по крайней мере они верят в будущую жизнь, но они не знают, как остановить этот круговорот перевоплощений души, они не знают. Карми, они не знают, что смена тела неизбежна и нет необходимости прилагать усилия, они не могут знать, они не могут действовать, они просто думают: «да, есть следующая жизнь, но я пытаюсь устроиться еще лучше». Например, в этой жизни они пытаются устроиться очень хорошо в этом теле. Аналогично, когда они понимают, что, по крайней мере они признают, что есть следующая жизнь и они хотят переместиться на райскую планету, на Сваргу. Но они не знают, что это тоже не есть высшее счастье. Об этом сказано в Бхагавад Гите. Почитайте там внимательно. Потому что даже, если вы вознесетесь на Брахмалоку, на высшую планету этого мира при помощи вашего, вашей благочестивой деятельности или при помощи космического аппарата, конечно это невозможно при помощи космического аппарата туда попасть, но благодаря своей благочестивой деятельности вы можете подняться туда, воспользовавшись правильными методами, но эти карми они хотят просто удобств для своего тела. Они не могут понять, как бы я удобно ни устроился в жизни, мне придется оставить свое тело. А каким будет мое следующее положение, они этого не знают. Их называют карми. И когда человек приходит к этому пониманию, что это тщетные усилия работать ради этого тела, он становится гьяни. Гьяни – это тот, кто проявляет интерес к высшей цели жизни. Как я могу быть вечным. Как я могу обрести вечную жизнь? И он пытается достичь этого положения. Это гьяни.

00:00:00 Так карми, гьяни, йоги, бхакты. Есть четыре категории людей. Гьяни просто рассуждают. Йоги же пытаются практиковать. В этом разница. У них одна цель. Но йог прилагает практические усилия, а гьяни просто теоретизирует. Также, как в науке есть теория и практика. Карми пребывает во тьме. Как бы он не был хорошо одет, он подобен кошкам и собакам. Это карми.

00:00:00 Гьяни, который понимает тщетность всех этих усилий ради телесных удобств, он понимает в конце концов тело не будет жить вечно, зачем же мне тратить свое время и усилия на все это, если есть другая цель. Это гьяни. И йог – это тот, кто практически прилагает к этому усилия. Из йогов, бхакти йог – наилучший. Об этом говорится в Бхагавад Гите. Есть много категорий йогов. Из всех этих йогов, тот йог, который всегда думает о Кришне, является самым совершенным. Он думает только о Кришне. Он может быть многое не знает о Кришне, но он просто думает о Кришне и этого достаточно.

00:00:00 Здесь у нас есть Божество Кришны. Если мы созерцаем это Божество круглые сутки, просто благодаря этому вы станете совершенным, вы станете совершенным просто созерцая Божество и также вы можете слушать, повторять Святое Имя. Есть много методов, 9 методов. Вы можете воспользоваться некоторыми из них, всеми или по крайней мере одним. Вы достигните совершенства. Это бхакти йог. Такое наставление дает Рупа Госвами.

00:00:00 Так или иначе просто займите свой ум Кришной, тем или иным способом. Кришна также говорит: сататам юктанам, «всегда беспрестанно привязан ко Мне». Прити пурвакам, здесь сказано прити. Прити [не понятно], с любовью. С любовью или без любви. Без любви вы не можете думать о Кришне. Это невозможно. Если вы думаете о Кришне, значит есть какой – то оттенок хотя бы любви, он должен быть. По мере того, как вы больше думаете о Кришне, ваша любовь к Кришне будет усиливаться. И это рекомендует Шри Чайтанья Махапрабху. Это наша высшая цель жизни: према пумартха. Люди, карми хотят быть религиозными, они идут в храм, церковь ради каких- то материальных благ: «О, Бог, дай нам хлеб наш насущный. Такова их цель. И тем не менее это тоже хорошо. Мы много раз говорили об этом.

00:00:00 Далее гьяни. Мы говорим о махатме сейчас. Махатм нужно искать не среди карми, но среди гьяни, среди гьяни. Например, в Индии мы называли одного человека махатмой, но в соответствии с шастрой, он не является махатмой. Я говорю о Махатме Ганди. Он не находился на уровне знания, он пребывал на уровне кармы, он был карми. Он хотел освободить своих соотечественников от власти англичан. Такой была его цель. Однако, поскольку он не был гьяни, он не понимал, зачем я пытаюсь изгнать одних людей ради блага других? Это большая тема.

00:00:00 Итак, каждый, кто находится в поле карми, не является гьяни. Он не гьяни и не махатма. Но кто же махатма? Об этом говорится в Бхагавад Гите. Проведя множество жизней в бесполезном труде, рождаясь среди деревьев, животных, кошек, собак, это эволюция. Когда человек начинает прилагать старания ради постижения высшей цели жизни, он становится гьяни. Гьяни тоже сразу не сможет понять, что Кришна является высшей целью жизни. Они не могут этого понять, хотя об этом сказано: ведаиш ча сарва [не понятно], изучая Веды, какое же знание мы должны обрести? Когда мы обретаем знание о том, что Кришна есть Верховный Господь, это совершенство постижения ведического знания. Но эти так называемые гьяни они просто книжные черви, они просто читают четыре веды. Они говорят: нас интересуют веды, нас не интересует Кришна. Как, например эти ягика брахманы, им интересно было изучать только веды, но их жен интересовал Кришна и они достигли совершенства.

00:00:00 Таким образом карми сразу дисквалифицируются. Гьяни, когда они развивают знания, и на это иногда требуется ни одна жизнь, потому что сразу они не согласятся с тем, что Кришна является высшей целью, они удивятся, как это Кришна? Он же был пастушком, Он играл с коровами, телятами. Как это может быть? Это майя. Поэтому их называют майавади. Они не могут понять, они не могут понять положение Кришны, хотя они изучают веды. Итак, те гьяни, поэтому им приходится стараться постичь положение Кришны. На это уходит много, много жизней, бахунам джанмане манте, они не способны это сделать за одну жизнь, им придется рождаться, они не способны обрести свое так называемое освобождение, потому что, если вам приходится рождаться, что это за освобождение? Это не освобождение. Освобождение означает свобода от рождения в этом материальном мире. Вот, что такое освобождение. Бхагавад Гита говорит, те, кто культивирует знание, не достигают мукти, потому что им приходится снова рождаться. Таким образом, когда такой человек действительно приходит к пониманию, он предается Кришне и тогда, вот это махатма. Когда он понимает, что Кришна, либо совершенство знания – это постижение высшего источника, из которого все исходит, но они не знают, ученые, философы не знают, они лишь философствуют, на самом деле они не знают. Но, когда человек знает, тогда он совершенен. И что такое знание? Вот это махатма. И дается более подробное объяснение, чем же занимается махатма. Допустим он понимает, он предается Кришне и что же он делает? Он, что просто знает и предается? Нет. Он посвящает себя служению. Он не станет говорить: «О, я постиг Кришну. Теперь прилягу посплю». Это не махатма. Но Васудева сарвам ити дайви пракрити машитах. Дайви – значит духовная энергия. Он пребывает в духовной энергии, не в материальной энергии. [не понятно]. Духовная энергия и каков признак пребывания в духовной энергии? Бхаджанти. Он всегда повторяет Харе Кришна. Вот это махатмы.

00:00:00 Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 01 March 2024
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 01 March 2024