Жизнь для Кришны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», песнь первая, глава восьмая, текст сорок восемь. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 28 октября 1974 года в Майапуре.
Преданный:
— Перевод: «Царь Юдхиштхира сказал: О мой жребий! Я самый великий грешник! Только взгляните на моё сердце, погружённое во мрак невежества! Это тело, которое в конечном счёте предназначено служить другим, уничтожило множество вражеских фаланг».
00:00:32 Шрила Прабхупада:
— ахо ме паш́йата̄джн̃а̄нам̇
хр̣ди рӯд̣хам̇ дура̄тманах̣
па̄ракйасйаива дехасйа
бахвйо ме ’кшаухин̣ӣр хата̄х̣̣
[ШБ 1.8.48]
00:00:49 Итак, Юдхиштхира Махарадж говорит, что тело наше предназначено для других, это чужое тело. Всех интересует своё тело, кого интересует чужое тело? Я ем для поддержания своего тела, не вашего тела. Это замечательный аргумент Юдхиштхиры Махараджа: прежде всего убедитесь, ваше это тело? Если ради материальных наслаждений, удовлетворения, вы совершаете столько грехов, прежде всего задумайтесь: а это тело вообще ваше?
Прежде всего нужно понимать, что это тело дано нам родителями. В действительности тело принадлежит отцу и матери. К примеру, рабы продают своё тело хозяину. Если кто-то содержит ваше тело, то и оно принадлежит ему. Допустим, вы работаете где-то, и он платит вам деньги для поддержания вашего тела. Тогда в действительности это тело поддерживается для того, кто платит. Мы видим, столько людей едут на другую сторону реки, торопятся туда, потому что продали своё тело тому хозяину, который платит им. В противном случае, почему они везут свои тела туда?
00:03:02 В действительности, тело принадлежит другим. В духовном смысле тело принадлежит Кришне. Но когда мы забываем о наших отношениях с Кришной – тело принадлежит кому-то ещё, это факт – и затем мы думаем, что тело принадлежит моему отцу, моей матери... иногда мы так не думаем. Итак, почему с материальной точки зрения если тело не принадлежит мне, так зачем мне совершать столько грехов ради других?
Юдхиштхира Махарадж раскаивается. «Сотни, тысячи воинов, лошадей, слонов убили мы», – говорит он. Акшаухини состоит из шестидесяти четырёх тысяч слонов, шестидесяти четырёх тысяч лошадей и так далее. Я не помню точно, но чего-то там было шестьдесят четыре тысячи. Колесниц. Сейчас как это называется? Группа солдат?
00:04:40 Преданный: — Фаланга.
Шрила Прабхупада: — Ещё есть такое название...
Преданный: — Дивизион.
Шрила Прабхупада: — Дивизион, да. Один дивизион армейский состоит из множества коней, слонов, колесниц. Есть разные категории воинов: кто-то сражается, сидя на спине слона, кто-то в кавалерии, на лошадях. До сих пор это есть. Кто-то на колеснице, кто-то просто пехотинец. Одна акшаухини – это шестьдесят четыре тысячи слонов, колесниц, лошадей и пехотинцев. Вот это один дивизион. Итак, сам Кришна отдал много дивизионов Дурьйодхане. В целом восемнадцать дивизионов или даже больше. Они все были убиты.
00:05:58 И действительно, здравомыслящий человек рассуждает: «В конце концов, целью этого всего было то, чтобы меня посадили на трон государства. И ради меня столько людей и животных были убито!» Здесь говорится: «Полная фаланга, состоящая из 21 870 колесниц, 21 870 слонов, 109 650 пехотинцев и 65 600 всадников, называется акшаухин̣ӣ». Вот восемнадцать таких фаланг было с одной стороны. Многие акшаухини были убиты на поле битвы Курукшетра. Махарадж Юдхиштхира, самый благочестивый царь в мире, берёт на себя ответственность за убийство такого громадного количества живых существ, поскольку битва произошла ради восстановления его на троне.
00:07:17 В конечном счёте, это тело должно служить другим. Пока в теле теплится жизнь, оно призвано служить другим. А когда оно умирает, ему суждено стать пищей для собак и шакалов или могильных червей. Даже если тело умирает, оно всё равно предназначено для других. Если вы бросите его на улицу, его съедят животные, стервятники. Так что тело предназначено для других. Если не бросите, если вы сожжёте его, право сыновей сжигать тело – значит, оно им принадлежит. Так что мёртвое это тело или живое – по всей логике тело принадлежит другим. Другая логика состоит в другом: кто заинтересован в содержании тела, которое принадлежит другому? Такова логика. Ещё один момент: все содержат своё тело, совершая множество грехов, хотя тело человеку не принадлежит.
00:08:32 Итак, истинная святость – это понимать, что тело принадлежит Кришне. Мы неверно понимаем, думаем, что тело принадлежит отцу, матери, хозяину или кошкам, собакам, или стервятникам и так далее. Всё это материальные взгляды. Да, с материальной точки зрения мы можем так рассуждать, но в духовном смысле наше тело принадлежит Кришне, поскольку тело состоит из восьми элементов. У нас есть пять элементов: бхӯмир а̄по ’нало ва̄йух̣ [БГ 7.4] – есть земля, вода, воздух, огонь, ум, разум и ложное эго. Это сочетание из восьми элементов материи. Далее есть десять чувств, объекты чувств. Таким образом, тело состоит из двадцати четырёх элементов. Но все эти элементы, Кришна говорит, что “Это Моя энергия”. Тело создано из собственности Кришны. Земля, вода, огонь, воздух – всё это собственность Кришны. Вы не можете создать землю, вы не можете создать воду, вы не можете создать небо – никакие материальные элементы. Они создаются Кришной. И тело, внешнее тело, материальное, оно состоит из этих восьми элементов. Точно так же я тоже принадлежу Кришне.
00:10:38 Джива-бхута. Джива, живые существа, являются пара-пракрити – они высшая энергия. Но это тоже “я”, “моё”. Итак, я как ахам брахмасми. Ведь Кришна абсолютен, и в этом смысле я, энергия Кришны, и Сам Кришна – мы едины. Ахам брахмасми это и означает. Или я принадлежу Кришне. Майавади думают: “Я стал Кришной”. Нет. Философия вайшнавов состоит в том, что я собственность Кришны. Нельзя думать, что я стал Кришной. Как неотъемлемая часть тела, мой палец может заявить: “Я неотъемлемая часть тела”, – он может так сказать. Но палец не может заявить, что он всё тело, это невозможно.
00:11:38 Так что в действительности наше тело принадлежит Кришне. И я тоже принадлежу Кришне. В обоих смыслах я принадлежу другому. Другой –значит Кришна. Итак, логически тело, ум, разум, я сам – всё должно быть занято в интересах Кришны. Вот это настоящее знание. Кришна говорит, Он также кшетра-гья: “Я кшетра-гья. Поскольку Я владею этим телом, и тело – это кшетра, поле деятельности". Например, здесь крестьяне, у каждого из них есть какая-то земля, и они производят зерно или другие продукты, в соответствии со своей способностью, возможностями, и потом наслаждаются этой собственностью. Поэтому таких людей называют кшетра-гья, или кшетри. Поле называется кшетра, а хозяина называют кшетри, или кшетра-гья. Кшетра-гья – этот крестьянин, фермер, он знает, что вот эта размежёванная земля – это моя земля. Кшетра-гья. В действительности эта земля не принадлежит ему, она принадлежит правительству, поскольку он должен платить налог сборщику налогов. Так что в действительности земля не принадлежит ему, она принадлежит правительству.
00:13:35 Точно так же, неужели трудно понять, что хотя я забочусь о своём теле, ращу его, карма, я отношусь к своему телу как к полю деятельности, мы совершаем работу – всё это могут понять, но в конечном итоге это тело принадлежит Кришне, как земля принадлежит правительству. Поэтому Кришна заявляет: кшетра-джн̃ам̇ ча̄пи ма̄м̇ виддхи [БГ 13.3]. Как в городах два налога: налог на собственность и налог на арендуемое имущество. Допустим, мы арендуем дом. Сам дом принадлежит домовладельцу, но постоялец также может сказать: “Это мой дом”. Но в конечном-то итоге дом принадлежит хозяину дома.
Итак, Кришна говорит: [санскрит]. Можно привести тот же пример. Какой-то клочок земли, какие-то бигхи земли принадлежат какому-то человеку, он может сказать: “Это моя земля". Точно так же другой человек может сказать: “А вот это моя земля”. Третий скажет: “А это моя земля”. Но вся эта земля принадлежит правительству. Аналогично я заявляю: “Это моё тело”. Вы заявляете, это ваше тело. Тот говорит, это его тело. Но в конечном итоге все тела принадлежат Кришне. Это ясное понимание. Неужели трудно понять, что всё принадлежит Кришне? Ишавасьям идам сарвам – всё принадлежит Кришне.
00:15:36 Итак, это знание. И когда вы приходите к верному знанию, после многих жизней. Даже Махараджа Юдхиштхира, конечно, он играет роль обычного благочестивого человека. Благочестивый человек тоже не совершенен. Юдхиштхира Махараджа должно быть думал так: “Да, это тело не принадлежит мне. Но оно принадлежит Кришне. И Кришна пожелал, что это тело должно сражаться для Его удовлетворения”. Арджуна так думал. Поэтому Арджуна – преданный более высокого уровня, чем Юдхиштхира Махарадж.
Юдхиштхира Махарадж учитывал какие-то свои мотивы. Когда Кришна посоветовал ему: “Иди к Дроначарье и солги ему о том, что Ашваттхама, его сын, мёртв, иначе он не умрёт. Иди и скажи ему об этом”. Но тот заколебался. Тот сказал: “Как это так, я никогда не лгал в своей жизни, как я могу пойти и солгать!” То есть он думал о себе: “Если я солгу, то я буду грешником, я буду наказан”, – и так далее. Но преданный не думает так. “Может быть, это греховно, но это удовлетворит Кришну. Я должен это сделать”. Это решение преданного.
00:17:23 Как Кришна иногда заболевает в Двараке. Мы видели этот спектакль в Бомбее. К Нему приходили разные врачи, никто не мог Его вылечить. И тогда Кришна посоветовал Сам какое Ему нужно лекарство: “Если кто-то из Моих преданных даст мне пыль и осыпет ею Мою голову, тогда Я выздоровлю”. Итак, первый преданный Нарада и другие, к ним подходили: “Дайте пыль со своих стоп, Кришна страдает”. “Нет, нет, нет, как я могу дать пыль со своих стоп! Кришна – Верховная Личность Бога!” Но когда к гопи подошли, и когда они услышали, что Кришна болен, и Ему срочно необходима пыль со стоп Его преданных, они тотчас же начали давать: “Возьмите, возьмите!” Они не задумывались: “Если я дам пыль со своих стоп Кришне, я же отправлюсь в ад”. “Ну и что, не важно, даже если я отправлюсь в ад – главное, что Кришна выздоровеет”, – это первое, о чём они подумали.
Вот это величайшие преданные. Они готовы на всё не задумываясь. Вот это чистый преданный. Анйабхилашита-шуньям. Не должно быть личного желания, их не должно быть. Человек должен стараться удовлетворить Кришну. Не должно быть иных мотивов – только удовлетворить Кришну. Это чистое бхакти.
00:19:22 Об этом говорит Вишванатх Чакраварти Тхакур [санскрит]. Это совершенный вывод: “Я исполню желание Кришны”. Но Кришна не присутствует передо мной физически, тогда как мне знать, чего хочет Кришна? Но это не очень трудно. Есть представитель Кришны, духовный учитель. Если вы исполните желание духовного учителя, тогда вы исполните желание Кришны. Об этом сказано. Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит, если вы удовлетворите своего духовного учителя, тогда вы знаете, что я удовлетворил Кришну.
Если вы не удовлетворите своего духовного учителя, тогда вы нигде, вы утратите своё положение. Поэтому вчера мы объясняли десять видов оскорблений. Из десяти видов оскорблений серьёзное оскорбление – это гуру-навагья, неповиновение наказу духовного учителя, гуру. Таково заключение шастры.
00:20:57 Кришна помогает нам множеством способов. Он приходит Сам, чтобы помочь нам, чтобы вызволить нас из плена майи. И Он советует: сарва-дхарма̄н паритйаджйа. Если Он не присутствует физически, Он оставляет за собой “Бхагавад-гиту”, чтобы другие могли читать её и пользовались преимуществом этих возвышенных наставлений Кришны. Итак, Он помогает нам изнутри. Изнутри. В шастрах есть эти утверждения, Он изложил ведическое знание в сердце Брахмы. Брахма – значит ведическое знание, шабда-брахман – Он рассказал это Брахме. Поскольку в то время не было никого, кто дал бы ему наставления. Но каким образом Брахма получил знание Вед? Потому что Кришна дал ему это знание. Кришна хойте чатур мукха – Бхактивинод Тхакур пел. Чатурмукха – это Брахма. Итак, получив наставления от Кришны, Брахма обрёл желание служить Кришне. Поэтому он написал “Брахма-самхиту”. Он понимает: “Вот ади-пуруша. Я единственное создание сейчас во вселенной, я получаю наставления от Кришны хрида, из своего сердца”.
00:22:46 Итак, когда Кришна даёт наставления из сердца, Его называют чайтья-гуру. И проявлением чайтья-гуру является духовный учитель, который лично присутствует. То есть Кришна помогает нам двумя способами, Кришна очень добр. Гуру-кришна-крипа. Кришна помогает нам изнутри, но иногда мы настолько глупы, это естественно, мы не можем понять. Поэтому Он посылает Своего представителя, чтобы тот извне давал нам наставления. Так что Он помогает как изнутри, так и извне. И нет разницы между наставником изнутри и наставником извне, мы должны пользоваться этими наставлениями.
Это называется вйаваса̄йа̄тмика̄ буддхир [БГ 2.41], решительность. Если мы утвердимся, будем решительны, когда мы поймём, что всё, что я услышал от своего гуру, я должен исполнять это, и мне нет дела до своих личных удобств или неудобств, это самое главное в жизни. Тогда ваша жизнь будет совершенна. Тогда ваша жизнь совершенна. Если я буду что-то добавлять, что-то убавлять, что-то менять именем Кришны и гуру, то тогда мы испортимся. Нет, мы должны получать наставления как они есть.
00:24:31 Кришна говорит... Например, Кришна говорит Юдхиштхире: “Иди и солги”. И Он говорит Арджуне: йудхйасва ма̄м анусмара [БГ 8.7], “Сражайся”. Он не даёт всем одинаковые наставления. Кришна знает, кто способен сделать что-то конкретное. И так же гуру знает это. Не стоит думать, что всем даётся одно наставление, одинаковое наставление. Потому что все разные, это не имперсонализм, не однобокость. Нет, разнообразие. Кришна – анандамайа. Ананда означает: разнообразие – мать наслаждения. Если не будет разнообразия, откуда взяться ананде? Кришна – сатчитананда.
Так что деятельность Кришны очень разнообразна. Майавади не могут этого понять. Они понимают только то, что мы едины. Нет, есть разнообразие. Кришна наслаждается разнообразием. Чинтамани-дхама, Он живёт там. Есть сурабхи там, Он пасёт коров, Он играет с пастушками, Он шутит с гопи. Он наслаждается их обществом. Это исполнено разнообразием. Он зависит от мамы Яшоды.
00:26:20 Итак, жизнь Кришны многообразна. Без разнообразия не может быть наслаждения. Поэтому существуют так же разнообразные наставления. И они даются духовным учителем: “Ты делай это, ты делай то”. Поскольку Кришна не однобок. Итак, как сокровенный представитель Кришны, мы должны следовать наставлениям духовного учителя. И, в частности, это дано мне, и я должен их исполнять, не принимая в расчёт какие-то свои мотивы.
И это совершенство жизни, потому что в конце концов тело предназначено для Кришны, ум предназначен для Кришны, я также неотъемлемая часть Кришны. Поэтому всё принадлежит кому-то другому. В конце концов этот кто-то – Кришна. Если мы сосредоточим свой ум на лотосных стопах Кришны и будем служить Ему, тогда наша жизнь будет совершенной. Спасибо вам.