Как обрести полное умиротворение
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Лекция по Шримад Бхагаватам, 1 песнь, глава 2, текст 6. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 12 ноября 1973 года в Дели, Индия.
00:00:26 Вчера мы обсуждали этот стих ahaituky apratihatā yayātmā suprasīdati. Один человек разговаривал со мной в комнате. Он спросил: «Как обрести совершенное умиротворение?» Вчера мы говорили об этом. yayātmā suprasīdati. Супрасӣдати. Прасӣдати означает удовлетворение, полное удовлетворение. Супрасӣдати - ещё большее удовлетворение. Как обрести это?
00:00:23 स वै पुंसां परो धर्मो यतो भक्तिरधोक्षजे ।
अहैतुक्यप्रतिहता ययात्मा सुप्रसीदति ॥ ६ ॥
sa vai puṁsāṁ paro dharmo
yato bhaktir adhokṣaje
ahaituky apratihatā
yayātmā suprasīdati
(Шримад Бхагаватам 1.2.6)
Перевод: Высшим занятием (дхармой) для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным.
00:01:11 Таков путь. Путь развития нашей любви к Верховной Личности Бога. Мы не знаем об этом, у нас есть склонность любить. Любовь подразумевает кого-то другого, любовь... Невозможно любить в одиночку. Должен быть некто другой, кого я люблю. Кто-то любит меня. Как только мы говорим о любви, то мы должны подразумевать существование объекта любви, того, кто любит, и самой любви. Према.
00:02:18 [Санскрит]. Итак, у нас есть склонность любить, любить кого-то. Любить свою семью прежде всего. Любовь начинается со своего дома: с отца, матери, брата, сестры. Затем ваша любовь приобретает более обширные границы, распространяясь на общество, на общину, на нацию. Так она может достигнуть международных масштабов. Но где это кончается? Ваша любовь может расширяться, но до тех пор, пока вы не полюбили Верховную Личность, вы не сможете обрести умиротворение. В этом секрет.
00:03:10 Например, если мы поливаем дерево. Вы можете лить воду на листья, на ветви, на почки, на цветы. Вы можете каждую из этих частей дерева поливать очень тщательно, но если вы забываете лить воду под корень, то все бесполезно. Вы просто напрасно тратите время. Таково наставление шастр. Это очень практичный пример. Если мы льём воду под корень дерева, то естественным образом все ветви, почки, листья, цветы, плоды получают питательную энергию. Вода распространяется в каждую часть дерева. Это практический пример, тут спорить незачем.
00:04:15 Дается ещё один пример. Если вы кладете пищу в желудок, то энергия будет распространяться по всем частям тела. Если вы хотите служить каждой части тела в отдельности, вы кормите сладостями глаза или уши, вы просто попусту тратите своё время. Если вы хотя бы одну сладость положите в желудок, вы сразу же почувствуете прилив сил, ваши глаза будут наслаждаться, ваши уши, нос, руки, ноги, волосы, все. Таков метод.
00:05:02 Итак, мы придумали множество разных видов любви, исключающих Бога. В этом наша беда. Как только мы произносим имя Бога, люди говорят: "Ой, езжайте в Калькутту, здесь незачем это говорить." Таково положение вещей. Люди питают сильную неприязнь.
Наши шастры говорят, что когда вы забываете Бога, когда вы перестаете быть религиозным... Быть религиозным — значит стать преданным Бога. Вот что такое религия, очень просто. Религия — это не ритуальные церемонии. Люди говорят: "Это моя религия, такие-то ритуалы я должен совершать. В вашей религии у вас есть свои ритуалы. Эти ритуалы могут отличаться в зависимости от времени, от людей, от страны, от климата.
00:06:09 Могут быть какие-то небольшие отличия. Например, мы едим... Кто-то ест одно, кто-то ест другое, но сам процесс поглощения пищи и получение пользы от этого процесса одинаково для всех, разницы нет.
Так, вы можете исповедовать любую религию, это не важно. Вы можете стать христианином, можете стать индусом, можете стать буддистом, можете стать сикхом, кем угодно. Есть сотни тысяч разных религий. Это не важно.
00:06:45 Но критерий в том, научились ли вы любить Бога. Вот критерий истинности религии. И есть объяснение. Если вы научились любить Бога, то совсем не важно, какую религию вы исповедуете. Бхагавата очень либеральна. Там не говорится, если вы следуете религии индусов или если вы следуете такой-то религии, то тогда вы сможете понять Бога. Нет, там такого не сказано.
Вы можете следовать любой религии, это не имеет значения. Но критерий вашей религиозности в том, что продвигаетесь ли вы в развитии любви к Богу. Если же мы видим, что вместо того, чтобы развивать любовь к Богу, вы любите кого-то другого, кто не является Богом...
00:07:37 Конечно, Бог есть все, это уже другой вопрос. Без Бога ничего не может существовать, тем не менее есть центральный момент. И в Бхагавад-Гите сказано, что так как все является энергией Верховной Личности Бога. Но все не есть Бог, это тоже объясняется.
Кришна говорит: "Я в Своем безличном проявлении пронизываю собой все. Но я не там."
00:08:20 Это очень просто понять. Например, солнечный свет распространяется по всей вселенной. Но если вы стоите под солнечным светом, вы не можете сказать: "Я нахожусь на планете Солнце." Нет, это не так. Само Солнце находится в 150 миллионов километров от вас. Но Солнце не отличается от солнечного света, это тоже факт. Тем не менее вы не можете сказать, так как солнечный свет проник в вашу комнату вы не можете сказать: "Я непосредственно нахожусь в соприкосновении с Богом Солнца или нахожусь на планете Солнце." Нет. Это называется [санскрит]. Философия одновременного непостижимого единства и различия.
00:09:12 Итак, все есть Бог, это факт. Тем не менее, все не является Богом, это тоже факт. Вы должны понять эту философию. Все есть Бог, без энергии Бога... Опять же, весь этот материальный существует, покоясь на солнечном свете. Все ученые знают, что мир зависит от солнечного света. Но в то же время солнечный свет отличен и неотличен от Солнца. Точно так же, всё, что мы ощущаем — это энергия Бога, [санскрит]. Это энергии Бога. Всё это мироздание. Однако, когда мы говорим о любви, мы должны найти изначальный источник этой энергии. Это Кришна.
00:10:12 Кришна говорит: [санскрит]. Когда человек понимает, что все исходит, как говорит Веданта-сутра: [санскрит]. Сейчас ты стал человеком, и твоя жизнь предназначена для вопрошания об Абсолютной Истине, о Брахмане. Что такое [санскрит]? Дается сразу же ответ: [санскрит]. Брахман, или Абсолютная Истина — это то, из чего все исходит.
00:10:56 Этот ответ, смысл Брахма-сутры, содержится в Бхагавад-Гите. Вы должны понять, что такое Абсолютная Истина, откуда всё изошло, что является началом всего бытия. Ответ дается в Бхагавад-Гите: "Тот, кто знает эту тайну, что Я источник всего, всё исходит из меня. Тот, кто постиг этот факт, тот посвящает себя служению Господу. Почему? Буддха, потому что он понимает по-настоящему, что Кришна - источник. Это повторяется в другом месте: [санскрит].
00:12:10 Это непросто - по-настоящему понять Кришну. В другом месте сказано:
манушйа̄н̣а̄м̇ сахасрешу
каш́чид йатати сиддхайе
йатата̄м апи сиддха̄на̄м̇
каш́чин ма̄м̇ ветти таттватах̣
Из многих тысяч людей, миллионов людей, сахасрешу, сахасрешу - означает многие тысячи тысяч. Так, один человек из этих людей старается стать сиддхой, совершенным. В чём заключается совершенство? Совершенство заключается в том, чтобы прекратить, остановить круговорот рождения и смерти, старости и болезней. Вот что такое совершенство.
00:13:05 [Санскрит]. Все стараются достичь совершенства. Вся по всему миру сводится к тому, чтобы достичь этого совершенства. Так, идеал совершенства будет разниться, в зависимости от разных людей. Кто-то считает: "Если у меня будет хорошая вилла или большой счет в банке или красивая жена и дети, семья, тогда моя жизнь совершенна." Кто-то другой думает: "Если я смогу осчастливить свою страну по сравнению с другими странами, то это совершенство." Итак, есть разные виды совершенства, но истинное совершенство... Они не знают, что это такое.
00:13:58 Об этом говорится. Шастры говорят, что я душа, я не тело, [санскрит]. В этом теле находится дехи, дехи - это владелец тела. Это дехи меняет одно тело на другое. У нас есть этот опыт в нашей жизни. С детства , с младенчества, к детству, от детства к юности. Мы меняем наше прошлое, настоящее меняется, поэтому после того, как это тело будет уничтожено, Я не теряет своё существование. Я приму следующее тело. Какое тело, это будет зависеть от моей деятельности.
00:14:51 Например, если мы заболели, если мы заразились определенной инфекцией, мы будем страдать именно от этих микробов. Это пример из жизни.
Законы природы так работают, что если вы заразились определенной инфекцией, то вы будете страдать именно от этой болезни. В зависимости от того, какой образ мыслей вы создаёте своей деятельностью, в следующей жизни у вас будет определенный склад ума, определенная психология. Это закон природы. Но мы этого не знаем.
00:15:27 На самом деле, пракрити, природа управляет нами в зависимости от наших желаний. Желания — это осквернение, это осквернение нашего сознания. И мы в зависимости от этого создаём разные тела для себя. Так, наша истинная... Наши страдания в переселении из одного тела в другое, но мы не знаем об этом. Нет ученых, которые учат этому. Но в Бхагавад-Гите сказано: [санскрит]. Вам придется родиться снова, в других местах.
00:16:06 В Шримад Бхагаватам тоже говорится: [санскрит]. В зависимости от того, какие ситуации вы создаёте в жизни. В Бхагавад-Гите сказано: [санскрит]. В момент вашей смерти то положение, в котором вы оказались, которое вы создали, будет определять ваше будущее. Потому что ум присутствует, ум — это тонкая энергия, разум — это тонкая энергия. Ум, разум и эго. У вас есть тонкое тело. Вы лишаетесь своего грубого тела, но тонкое тело переместит вас в другое грубое тело. Оно переместит вас в чрево следующей матери, и в зависимости от вашей кармы с помощью матери вы получите тело и выйдете на свет и начнёте действовать.
00:17:07 Так действует природа: [санскрит]. Аханкара. Тот, кто гордится, считая себя таким-то, таким-то, великим или маленьким. Можно гордиться, но человек не знает при этом, как действует пракрити. Вы можете быть великим человеком в этой жизни, но это не означает, что вы останетесь в следующей жизни великим человеком. Вы можете стать великим, а можете стать маленьким. Все определяется вашей кармана, вашей деятельностью.
00:17:49 Приведу знакомый пример. Допустим, вы премьер-министр. Но если вы заразились, вам придется страдать. Не подумайте, что природа вас простит: "О, ты премьер-министр. Ты заразился и поэтому не будешь страдать." Нет, вам придется страдать. Так, это лишь вопрос формирования ума, разума. Поэтому если вы всегда в своём сознании, в своём уме будете поглощены в мысли о Кришне, то в следующей жизни у вас будет тело, как у Кришны. То есть, сат-чит-ананда-виграха. Тело Кришны не такое, как у нас.
00:18:37 Но мы думаем, что Кришна подобен нам. Это тоже осуждается в Бхагавад-Гите: [санскрит]. "Мошенники, глупцы думают, что Я обычный человек." Великие ачарьи нашей страны: Шанкарачарья, Рамануджачарья, Мадхвачарья, Нимбарка, Шри Чайтанья Махапрабху, многие-многие великие учителя признали эти слова: Кришна ту бхагаван сваям. Неужели они глупцы, поклоняются обычному человеку?
00:19:17 Неужели они глупцы, такие великие учёные, такие великие учителя? Нет, только глупцы считают Кришну обычным человеком. Он приходит, чтобы преподнести нам урок, научить нас тому, кто такой Бог по-настоящему. Бог — это Кришна. Кришна ту бхагаван сваям. Поэтому по Своей Милости Он приходит, предстаёт перед нами, чтобы показать нам, что такое Бог. Но Кришна говорит: [санскрит].
00:19:50 Кто-то говорит: "Хорошо. Почему Бог приходит? Он такой великий, зачем Он приходит?" Но почему бы Ему не прийти? Если Он такой великий, то почему Ему себя ограничивать? И не приходить, если Он такой великий? Разве Он подчиняется вашим законам, которые мешают Ему прийти? Если Он такой великий, то у Него есть свобода. Он может приходить, Он волен приходить. Вы не можете ограничить Его. Поэтому Кришна говорит: [санскрит]. "Я прихожу при помощи собственных законов, не повинуясь вашим законам."
00:20:27 Например, иногда мы оказываемся в тюрьме. Нас приговаривают к тюремному заключению не по нашим законам, а по законам государства. Точно так же, этот мир — это тюрьма. Вся эта вселенная, материальная вселенная — это тюрьма. Здесь нет свободы. Мы считаем, что мы свободны. На самом деле, ни у кого нет свободы. Небольшая инфекция, и вы сразу же заболеваете. Где ваша свобода? Если вы съедаете чуть больше, чем можете переварить, то сразу же начинаете болеть. Где ваша свобода? Поэтому нас называют обусловленной душой, [санскрит]. Пракрити заботится здесь обо всём. В другом месте Кришна говорит: [санскрит].
00:21:29 Майя предоставила вам средство передвижения - тело. И мы заключены в этом теле. И Кришна, или Ишвара, или Параматма, тоже находится в этом теле. И так, в зависимости от вашего желания в прошлой жизни Кришна посредством майи даровал вам определённое тело. И вы сейчас действуете, в зависимости от вашего желания. Это называется [санскрит]. Поэтому мы должны понять эту тонкую науку. Но в современной образовательной системе об этом не говорят, этому не учат. Хотя Бхагавад-Гита есть, и она является наследием Индии, по крайней мере. Потому что она была рассказана, наука Бхагавад-Гиты, была рассказана очень давно. Об этом сказано в Бхагавад-Гите: На Солнце [санскрит].
00:22:44 В этой книге есть всё. Это очень важное писание Бхагавад-Гита. Или Шримад Бхагаватам. Движение Сознания Кришны — это не какая-то выдумка нашего плодотворного ума, нет. Мы ничего не выдумываем. Мы просто повторяем. Но мы пытаемся объяснить это так, чтобы это было понятно нашим современникам, в противном случае... Мы ничего не выдумываем, потому что никто не может придумать совершенное знание, потому что все мы несовершенны, наши чувства несовершенны. Каким бы учёным мы не были, наши чувства остаются несовершенными, поэтому мы не можем дать совершенное знание. Совершенное знание можно получить только свыше, поэтому в Бхагавад-Гите сказано: [санскрит].
00:23:42 Как только утрачивается традиция обретения совершенного знания, то изначальный смысл для людей теряется. Иногда эта традиция нарушается, система парампары. Как например, в наши дни все с гордостью заявляют, что читают Бхагавад-Гиту, но перетолковывают её на свой лад. Все, как хотят, дают собственные комментарии на Бхагавад-Гиту. Это современный подход. Поэтому существует 664 издания Бхагавад-Гиты, и все комментируют её по-своему. И я слышал, есть один доктор. Он толковал Бхагавад-Гиту как беседу между пациентом и врачом. Вот так. Все, как хотят, интерпретируют её.
00:24:38 Иногда даже в нашей стране тоже. Мы видим, что Махатма-Ганди хотел истолковывать Бхагавад-Гиту как книгу, проповедующую ненасилие. Это очень трудно доказать, потому что Бхагавад-Гита была рассказана на поле битвы, Курукшетре. Как можно доказать принцип ненасилия с помощью этой книги? Это очень трудно. Не в этом заключается путь постижения Бхагавад-Гиты. Бхагавад-Гиту необходимо понимать, как наш свамиджи сразу же сказал: "Необходимо понимать в традиции парампары." Кришна сказал Арджуне, что в настоящий момент традиция парампары нарушена. Парампара была утрачена, потому что из-за множества разных неверных толкований, поэтому Я избрал тебя, чтобы восстановить парампару. [Санскрит].
00:25:53 "Почему Ты доверяешь мне, я не ведантист, я не санньясе. Я не великий учёный, я воин. Почему же Ты пытаешься дать наставление Бхагавад-Гиты мне?" Может возникнуть такой вопрос, ведь Арджуна был семейным человеком. Он не был санньясе, не был он и ведантистом. От воина никто не ожидает, что он станет ведантистом. Он был кшатрием, он знает, как сражаться. И Кришна говорит: "Я рассказываю это тебе. Почему? Бхактосьи-прейосьими, ты Мой дорогой друг, поэтому Я рассказываю это тебе."
00:26:37 Итак, таков путь понимания. Вы должны стать дорогим другом Кришны. Тогда вы поймете Бхагавад-Гиту. В противном случае, в течение тысяч лет мы можете продолжать читать Бхагавад-Гиту, не поймёте даже слова из неё. В этом секрет, [санскрит]. Так, наша обязанность. Мы учим Бхагавад-Гите, Шримад-Бхагаватам, как они рассказаны великими учителями. Мы не добавляем ничего, ничего не отнимаем. Кришна говорит:
ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
00:27:18 Таков путь. Ман-мана - всегда думай обо Мне. И мы говорим: "Повторяйте Харе Кришна." Если вы повторяете имя кого-либо, имя вашего друга, вашего родственника, вы сразу же вспоминаете об этом человеке. Это не очень трудно, если вы слушаете по телефону чью-то речь, как только слышите голос, вы сразу же понимаете, тут же узнаёте человека на другом конце провода. Итак, путь повторения Святого Имени позволяет вам всегда думать о Кришне, 24 часа в сутки.
00:28:01 Чайтанья Махапрабху советует: киртанья садах харих. И какого блага, блага в том, что Кришна абсолютно чист. И вы тоже очищаетесь. Например, если вы соприкасаетесь с огнём, вы нагреваетесь все больше и больше. Например, если вы поместите железный прут в огонь, он нагревается, нагревается всё больше и больше и в конце концов он накаляется докрасна. И когда он становится раскалённым, он уже не железный прут. Это уже огонь. Прикоснитесь им к чему-либо, и оно воспламенится. То же самое, если вы постоянно соприкасаетесь с Кришной, вы приобретаете качества Кришны. У вас есть эти качества, потому что вы неотъемлемая часть Кришны. Если Кришна золото, вы неотъемлемая часть Кришны, поэтому вы тоже золото. Но в настоящий момент так как золото покрыто грязью.
00:29:04 В настоящий момент мы, души, мы неотъемлемые части Кришны, мы такие же, как Кришна. Но мы покрыты этим материальным телом, поэтому мы должны освободить себя от материального тела. Это называется сиддхи, совершенством. Итак, манушйа̄н̣а̄м̇ сахасрешу. Никто не знает, как достичь совершенства. Люди тяжело борются ради достижения совершенства на индивидуальном уровне, на общественном уровне, национальном, но они не знают, что такое совершенство. Вот что такое совершенство - [санскрит]. Если вы избавите себя от необходимости рождаться вновь, вновь получать материальное тело, это совершенство. Так предписывают шастры. Таковы предписания шастр.
00:30:14 Не пытайтесь стать Гуру, не пытайтесь принимать так называемого Гуру. Кого? Который не может спасти вас из круговорота рождения и смерти. Так предписывают шастры. Не подумайте: "О, Гуру дал мне такую-то мантру. Я был бедным человеком, сейчас стану богатым." Нет! Истинное предназначение жизни в том, чтобы выбраться из круговорота рождения и смерти. Вот чего мы должны желать. Есть очень простой метод, если вы станете осознавать Кришну, если вы разовьёте своё сознание Кришны, вы поймёте, благодаря сознанию Кришны вы поймёте, кто такой Кришна. В противном случае, если мы поверхностно мы будем пытаться понять Кришну, мы подумаем, что Кришна простой смертный.
00:31:10 Об этом сказано в Шримад Бхагаватам. Шукадева Госвами объясняет, что, когда Кришна играл с пастушками. Он описывает: [санскрит]. Эти мальчики, играющие с Кришной, - обычные пастушки. Крита-пунья-пунджах. Что значат эти слова: крита-пунья-пунджах? А то, что они обладают огромным запасом благочестия. И теперь, благодаря этому, они обрели возможность играть с Кришной. И кто такой Кришна, этот мальчик Кришна? Является целью брахма-сукха, брахма-сукха анубхути. Ему поклоняются преданные. А те кто [майашрита], те кто пребывает в плену майи, считают Его обычным мальчиком. Но Он не обычный мальчик.
00:32:29 Так, благодаря осознанию Кришны, благодаря постоянному размышлению о Кришне. Как Кришна советует:
ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
Если вы соедините всю свою жизнь с этими принципами, если будете думать о Кришне мам-мана, если будете преданным Кришны, мад-бхакто мад-йаджи, если станете поклоняться Кришне, если вы ни на что не способны, из этих 4 принципов если вы хотя бы один сможете выполнять, если вы будете просто приходить и кланяться Кришне, то вы получите благо. Кришна говорит: ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣ смаран̣ам̇. Таким образом, если вы будете оставаться в соприкосновении с Кришной, то это совершенство.