Нам недостаёт осознания Бога

Хайдерабад - 21 апреля 1974
Миссия человеческой жизни – обрести знание (гьянам) и развить отрешённость (вайрагьям). К непреданным Кришна приходит как Смерть. Увидеть Бога можно духовным зрением. Он вкус воды и свет солнца. Семейная жизнь должна быть связана с сознанием Кришны. Госвами были лидерами общества, но отреклись от всего. Бедность – это недостаток знания. Господь даёт разум искренним преданным. В чём отличие материального от духовного. Каждый уже обладает сознанием Кришны. Путь бхакти-йоги – это путь очищения нашего сердца.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:40:30 | качество: mp3 128kB/s 37 Mb | прослушано: 112 | скачано: 99 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Шримад-Бхагаватам» Первая песнь, глава вторая, текст седьмой. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 21 апреля 1974 года в Хайдарабаде, Индия.

00:00:17 Преданный:
— Перевод: «Благодаря преданному служению Личности Бога, Шри Кришне, человек тотчас же обретает беспричинное знание и избавляется от привязанности к миру».
Шрила Прабхупада:
Ва̄судеве бхагавати
бхакти-йогах̣ прайоджитах̣
джанайатй а̄ш́у ваира̄гйам̇
джн̃а̄нам̇ ча йад ахаитукам

[ШБ 1.2.7]

00:00:44 Итак, миссия человеческой жизни состоит в том, чтобы обрести знание, гьянам, и ваира̄гйам̇, развить отрешённость. Гьянам – это понимание нашего истинного «я», кто я. Будучи обусловленными, мы проводим свои дни не в гьянам, но в невежестве, как животные. Животные не обладают гьянам. Они идут дорогой жизни, отождествляя себя с телом. Собака думает: «Я собака. Я тело». Она не понимает, собака она или кошка. Собаками или кошками называем их мы. Но при этом животное прекрасно знает: «Я тело». Но это не гьянам.

00:01:55 Возможность обрести это знание приходит к нам, когда мы перестаём быть кошками и собаками, когда мы становимся людьми. Тогда мы можем понять: «Я не тело». В этом разница между кошками и собаками и людьми. Животные не знают, что они не тело, что они души, это им неведомо. Они знают только то, что я тело и так или иначе должен удовлетворять потребности своего тела. Этим они и занимаются денно и нощно: они трудятся, чтобы удовлетворять потребности своего тела, потому что у них нет гьянам.

00:02:42 Но, если говорить о человеке, то это не его предназначение. Поэтому «Веданта-сутра» говорит: атхато брахма-джигьяса. Человеческая форма жизни, которую мы обретаем, пройдя долгий путь эволюции, перерождаясь в восьми миллионах четырёхстах тысячах форм жизни. Говорится: идам шарирам – мы обретаем человеческое тело только после того, как много раз переродимся в других более низких формах жизни. Нам приходилось рождаться во множестве форм жизни, чтобы в конце концов стать человеком.

00:03:47 Поэтому человеческая жизнь не предназначена для растрачивания времени и сил, чем занимаются кошки и собаки, вот что такое гьянам. Прожигать свою жизнь как животные – значит есть, спать, защищаться, заниматься сексом. Всё это потребности тела. Всё это общие принципы для кошек, собак, для людей.
Но что значит «быть человеком»? Человек способен понять, в чём ценность жизни, в чём заключается проблема жизни и как найти решение этой проблемы – вот что такое человеческая жизнь. Мы, как люди, не должны проживать свои дни как кошки и собаки, просто всё время занимаясь тяжёлым трудом. В шастрах снова и снова даётся это предупреждение: человеческая форма жизни не предназначена для удовлетворения чувств, что требует серьёзных усилий. Есть необходимо, но свинья питается отвратительной пищей, она питается экскрементами. Весь день она ищет, где эти экскременты, где испражнения. Аналогично, если человеческая цивилизация живёт по тому же принципу: ради еды человек трудится денно и нощно, то он ничем не лучше свиньи. Такую жизнь нельзя назвать человеческой.

00:05:54 Человеческая жизнь должна быть спокойной. У людей должна быть возможность доставать себе пищу без особого труда, питаться нормально и свободное время уделять сознанию Кришны – вот что такое человеческая жизнь. Мы не должны уподобляться свиньям и собакам и посвящать всё своё время поиску наслаждений. Если мы так поступаем, то Кришна даст нам возможность работать с утра до вечера, с вечера до утра, чтобы обеспечить себя возможностью есть, спать, совокупляться, защищаться. Именно сейчас это и происходит. Мы этого хотели.

00:06:37 В Бомбее мы живём в шести зданиях, в которых живут квартиросъёмщики, и они обеспокоены, потому что мы сейчас захватили эту землю. Они думают, что Свамиджи нас изгонит отсюда когда-нибудь. Я сказал им: «Здесь нет моих детей, и моя бывшая семья не собирается переезжать ко мне. Если, допустим, я освобожу эти дома, в этом случае я наполню их своими преданными. Так почему бы вам не стать преданными? Я же никаких денег с вас не прошу!» Но они на это не соглашаются. Таково положение: даже если вы предлагаете им: «Приходите к нам, живите с нами спокойно, принимайте прасад и повторяйте Харе Кришна», – они не согласятся. У нас по всему миру сто филиалов. По крайней мере десять тысяч человек. И мы не работаем, мы просто повторяем Харе Кришна и даём людям прасад. И мы не испытываем ни в чём дефицита. Йога-кшемам̇ ваха̄мй ахам [БГ 9.22].

00:07:56 В действительности, нет недостатка в пище. Кришна так добр, Господь настолько добр: Он кормит многие миллионы, триллионы живых существ! В Африке живут миллионы слонов. Кто их кормит? Кришна их кормит. Итак, эти экономические вопросы, вопросы перенаселённости, на самом деле не являются по-настоящему проблемами. Проблема в том, что людям не достаёт сознания Бога. Вот это проблема, поэтому мы страдаем. Это не я придумал. Об этом говорил мой Гуру Махарадж. Он сказал: «Я не вижу никакого дефицита в этом мире, кроме недостатка понимания Кришны». Вот и всё.
Это гьянам. Гьянам означает, что я не принадлежу материальному миру. Моё тело материально, но я отличен от тела. Это гьянам. Я должен удовлетворять потребности своего тела, я не должен ими пренебрегать. Но мы не должны делать только это. Мы вечные души. У души есть свои потребности, и мы должны удовлетворять их, тогда мы будем счастливы.

00:09:44 Это возможно, как предписывается здесь: прежде всего гьянам и ваира̄гйам̇. Человеческая форма жизни предназначена для гьяны и вайрагьи. Гьяна значит вайрагья, и вайрагья недостижима без гьяны. Это два взаимозависимых термина. Гьянам значит я не тело, и всё, что связано с моим телом, так же не является моей потребностью. Вот это гьяна. Как только мы понимаем, что совсем не обязательно посвящать всего себя удовлетворению потребностей своего тела, это называется отрешённостью, или вайрагьей. Без гьяны мы лишь думаем о том, как удовлетворять чувства, а тело состоит из чувств.

00:10:59 Итак, из-за отождествления себя с телом, из-за агьяны, из-за невежества мы посвящаем всех себя удовлетворению своих чувств. Это агьянам, ахам̇ мамети. Весь мир преследует только одну цель – услаждение своих чувств. Мужчина и женщина, самка и самец, живут на основе этой идеи чувственного наслаждения. Поэтому, как только девочка подрастает или юноша подрастает, родители женят их, потому что чувство, желание удовлетворять чувства, очень сильно. Поэтому, согласно ведической традиции, или согласно системе человеческой цивилизации, человек должен жениться.

00:12:05 Как только они женятся, чувства, желание удовлетворять чувства связывает их по рукам и ногам. Мы уже испытываем влечение: мужчина испытывает влечение к женщине, женщина испытывает влечение к мужчине; и, как только они соединяются, эта привязанность, это влечение становится ещё сильнее. И затем, атах̣ гр̣ха, как только они женятся, соединяются, им необходима квартира, гриха; кшетра – земля, угодья, для того чтобы выращивать пищу; дети; а̄пта – друзья; ато гр̣ха-кшетра-сута̄пта-виттаир [ШБ 5.5.8], и деньги.

00:13:15 Так живое существо запутывается, и её психология ахам̇ – я тело и эта собственность моя. Это чувство усиливается, мохах̣. Мохах̣ – что это значит? В действительности мне не принадлежит ничего, потому что, как только приходит смерть, мне придётся сменить тело. Человеку приходится менять тело, и, как только он поменяет тело, всему приходит конец: его собственности, жене, детям, стране, обществу – всему. Кришна приходит как мр̣тйух̣.

00:14:00 Кришна приходит как Шри Кришна, Шьямасундра, двибхуджа-муралидхара. Он приходит время от времени, йада̄ йада̄ хи дхармасйа [БГ 4.7], ради преданных. Преданные хотя видеть Его, поэтому Он приходит. Но к непреданным Он тоже приходит, однако они не могут видеть Его, но Кришна приходит как Смерть, и тогда они видят: вот Кришна.
Например, Нрисимхадев. Прахлада Махарадж был преданным. Он повторял мантру Харе Кришна. Отец возмущался: «Почему ты повторяешь Харе Кришна? Какой Кришна? Где этот Бог?» Такова психология атеистов: они просто отрицают Бога, Кришну. Атеисты были всегда, как и теисты. Но люди верующие всегда видят Бога, преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена [«Брахма-самхита», 5.38] – это теисты. Санта – те, кого называют теистами, те, кто достигли высокого уровня в преданном служении, именуются сантами, святыми людьми, преманджана, потому что у них есть любовь к Богу.

00:15:34 В предыдущем стихе говорилось: са ваи пумсам паро дхармо [ШБ 1.2.6]. Необходима эта культура. Вы можете принадлежать к любой религии, это неважно. Вы можете стать индусом, мусульманином, христианином, брахманом, кшатрием – это неважно. Но если вы религиозный человек, то ваша духовность определяется тем, насколько вы развили любовь к Богу.  Са ваи пумсам паро дхармо – таков тест. В противном случае ваше вероисповедание бесполезно. Вы можете быть индусом, мусульманином – как бы вы себя ни называли. Но истинный тест в том, развили ли вы любовь к Богу. Вот чего мы хотим. Если у вас есть любовь к Богу, вы можете видеть Бога всегда, каждое мгновение. Садайва – значит 24 часа в сутки.

00:16:42 Люди спрашивают: «Видели ли вы Бога?» Увидеть Бога не так трудно. Вы просто должны обрести необходимые качества: вы должны обрести любовь к Богу, тогда вы сможете видеть. Таков принцип. Если же вы не развили сознание Кришны, сознание Бога, вы так же можете увидеть Бога по-своему, как предписывается в шастрах. Например, Кришна говорит: «Я вкус воды». Вы пьёте воду, как только вы пьёте, думайте: «Вот Кришна, Он вкус этой воды». Разве это трудно? Это совсем не трудно. Прабха̄сми ш́аш́и-сӯрйайох̣ [БГ 7.8].

00:17:45 Но допустим, вы забыли о Боге, когда пьёте, ненамеренно, неумышленно. Но можете ли вы отрицать, что вы не видите солнечного света или лунного, как это возможно? Они говорят: «Вы видели Бога?» Вы тоже видели Бога! Потому что Кришна говорит: прабха̄сми ш́аш́и-сӯрйайох̣ – «Я свет солнца». Кто не видел света солнца? Вы должны начать смотреть именно вот так, в таком свете. Тогда, если вы помните о Кришне, то это то же самое, что видеть Его.
Не думайте, что видеть означает «видеть глазами». Духовное видение означает, что вы можете видеть, повторяя Имя или описывая Бога, потому что Кришна абсолютен. Абсолютен. Вы можете воспользоваться любым из этих методов. Если вы слушаете о Кришне – вы видите Его. Если вы говорите о Кришне. Повторяете Его имя – вы видите Кришну. Если вы думаете о Кришне – вы видите Кришну. Таков процесс. Это называется бхакти-йога.

00:18:57 Поэтому говорится: ва̄судеве бхагавати – если вы научились практиковать бхакти-йогу по отношению к Васудеве, Кришне. Поэтому о бхакти-йоге говорится: ш́раванам кӣртанам вишнох [ШБ 7.5.23]. Не ш́раванам кӣртанам какого-нибудь политика, это вам не поможет. Ш́раванам кӣртанам вишнох. Если вы слушаете о Кришне, если вы повторяете имена Кришны, говорите о Кришне, если вы думаете о Кришне, если вы поклоняетесь Кришне, если вы занимаете себя каким-то служением Кришне, если вы всё предлагаете Кришне – вы будете видеть Кришну 24 часа в сутки. Таков метод. Это бхакти-йога. Бхакти-йога означает постоянная занятость в сознании Кришны.

00:20:03 Об этом сказано в «Бхагаватам». Эти юноши и девушки, посвятившие себя бхакти-йоге, про них можно сказать: сататам̇ кӣртайанто ма̄м̇ [БГ 9.14]. Иногда вы ходите с этими книгами к людям, чтобы вдохновлять их становиться почётными членами. Нам приходится говорить о Кришне, сататам̇ кӣртайанто. Они готовят для Кришны, они танцуют для Кришны, они поют для Кришны, они говорят для Кришны, они ездят по всему миру для Кришны – всё для Кришны. Это сознание Кришны, и это бхакти-йога.

00:20:43 Каждый может применить эти принципы в своей жизни, неужели это трудно? Если вы будете практиковать бхакти-йогу так, практиковать сознание Кришны, то в результате джанайатй а̄ш́у – очень скоро. Потому что великие гьяни, йоги пытаются отрешиться от материального мира.
Что такое система йоги? Йога индрийа-самйамах. Они практикуют яму, нияму, асану, дхьяну, дхарану, пранаяму. Но в чём смысл системы йоги, мистической йоги? Развить отрешённость. Сейчас люди думают, что йога – это просто для здоровья. Но в действительности практика йоги предназначена не для этой цели. Йога – значит связь со Всевышним, это йога. Есть разные виды йоги. Но в «Бхагавад-гите» сказано, кто такой совершенный йог, йогина̄м апи сарвеша̄м̇ [БГ 6.47] – «Тот, кто всегда думаете обо Мне», Харе Кришна. Повторяйте Харе Кришна и вы всегда будете думать о Кришне. Смаранам. Это бхакти-йога, простая практика. Если вы повторяете Харе Кришна, ваш язык сосредоточен на этом и ваш слух сосредоточен на этом – это самадхи. Вы тотчас же погружаетесь в мысли о Кришне, самадхи. Практика йоги подразумевает самадхи, она приводит к самадхи, и это самадхи.

00:22:58 Бхогаиш́варйа-прасакта̄на̄м̇ [БГ 2.44] – но те, кто слишком привязаны к материальному, бхогаиш́варйа, материальному богатству. Апахр̣та – сбитые с толку. Они думают, что при помощи материального наслаждения, материального богатства они станут счастливыми. Поэтому и говорится: апахр̣та-четаса̄м – они не смогут.

00:23:31 Но, если вы практикуете бхакти-йогу, Движение Сознания Кришны в этом и заключается – ва̄судеве бхагавати бхакти-йогах̣ прайоджитах̣. Для чего? Для того, чтобы обрести гьяну и вайрагью. Гьянам – мы отождествляем себя с телом и со всем, что изошло из нашего тела – со своими сыновьями, дочерями. Я связан родственными отношениями со своей женой, поэтому сыновья, внуки, свекровь, зять и так далее. Таким образом мы обрастаем всевозможными связями. Не нужно отказываться от этого в одночасье, но необходимо связать это с сознанием Кришны, и поэтому, даже если есть привязанность, это называется йуктам ваирагйам [БРС 1.2.255].

00:24:33 Йуктам ваирагйам – этот термин ввёл Шрила Рупа Госвами. Это вайрагья. Даже если я не могу, но ва̄судеве бхагавати бхакти-йогах̣. Вайрагья будет, если вы поклоняетесь в своей семье Васудеве, Кришне. То в чём проблема? Васудева не займёт у вас много места. Вот Васудева, Кришна. Даже если вы выделите Ему небольшое место, вы можете установить Божество Васудеву и предлагать Ему свою пищу. Предлагайте Кришне, йаджн̃а-ш́ишт̣а̄ш́инах̣ санто [БГ 3.13]. В конце концов, вам приходится готовить. Нет таких домов, где не готовят – все готовят. Но готовьте для Кришны, готовьте замечательный прасад. Это бхакти-йога.

00:25:41 Установите Божество. Не думайте, что Божество нужно устанавливать только в храме, почему не у вас дома? Каждый может это сделать. Кришна может прийти в вашу комнату, маленькое Божество, хотя Он вират-пуруша. Он может стать больше величайшего и меньше мельчайшего, в этом Его величие. Каждый может практиковать бхакти-йогу, следуя руководству авторитетного духовного учителя, который знает науку Кришны. Учитесь у него, это не трудно. Практика бхакти-йоги не трудна.

00:26:23 В действительности, этому следовали в Индии, в каждом доме. У каждого было Божество, по крайней мере, у брахманов, кшатриев, вайшьев были Божества Радхи-Кришны, Сита-Рамы, Лакшми-Нараяны или Нараяна-Шила. В каждом доме им поклонялись. Но мы утратили свою культуру. Мы утратили собственную культуру, возрождайте её, не теряйте возможности человеческой жизни. Практикуйте бхакти-йогу и сознавайте Кришну. И обретите успех в своей жизни.
Такова наша миссия, мы учим этому. Это не бизнес, не думайте, что мы просим денег за то, что учим вас, это бесплатно. Мы просим только о том, чтобы вы повторяли Маха-мантру Харе Кришна. Вы ничего не теряете, вам не нужно ничего платить. Просто делайте как эти юноши: пойте, танцуйте. Это учение Госвами. Повторяйте мантру Харе Кришна. Зачем вам ходить на какие-то танцы в другое место? Танцуйте дома. Организуйте свою семейную жизнь так. Вы будете счастливы. И тогда вы поймёте, каково ваше положение. Это главная миссия человеческой жизни – постичь своё положение.

00:27:53 Санатана Госвами, первый ученик Шри Чайтаньи Махапрабху, когда он пришёл к Шри Кришне Чайтанье Махапрабху в Бенаресе, в Варанаси, в Каши. Он был премьер-министром при Наваб Хуссейн Шахе, он был великим человеком, но, когда он встретил Шри Чайтанью Махапрабху, он решил удалиться от дел и примкнуть к движению сознания Кришны Чайтаньи Махапрабху.

00:28:34 Про Госвами говорится: они были великими лидерами, мандала-пати. Мандала-пати – значит великие лидеры общества. Потому что они были министрами, заминдарами [https://ru.wikipedia.org/wiki/Заминдар], занимали очень видные посты и общались с представителями высшего света, но от всего отказались. Тйактва турнам ашеша-мандала-пати-шреним сада туччха-ват [Шринивас ачарья, Шри Сад-госвами-аштака]. Туччха – значит нечто незначительное. Мы ищем возможности общаться в свете, прославится там среди этих людей, но эти Госвами, хотя и были министрами, они решили… Кем же они стали? Ради блага всего человеческого общества, они облачились в одеяния отшельников. Как в нашем политическом движении, Махатма Ганди тоже носил такую простую одежду нищего, набедренную повязку, как эти Госвами. Это индийская культура. Они отреклись, вайрагья.

00:30:01 Политическая вайрагья – это уже нечто иное. Политическая вайрагья означает, что я не хочу чего-то, не хочу чего-то для себя, но для своих сыновей, для своих внуков, для своих соотечественников… Это не такая вайрагья. Вайрагья означает ва̄судеве – я не хочу ничего для себя, я хочу всего для Васудевы. В этом разница между политической подвижнической жизнью и духовной подвижнической жизнью.

00:30:32 Итак, эти Госвами были духовными подвижниками, вайрагья. Дина – значит бедная прослойка населения. В массе своей люди очень бедны, потому что они не обладают знанием о цели жизни, им не хватает знания. Бедные означает бедные знанием. Материальная собственность ещё не делает вас богатым. Материальное приходит и уходит, та̄м̇с титикшасва бха̄рата [БГ 2.14]. Но в действительности никто по-настоящему не счастлив. Даже если у вас есть достаточно денег, тем не менее, вы остаётесь несчастным. Но люди этого не могут понять. В действительности, бедность – это недостаток знания. Поэтому истинное богатство – это обретение знания. Это истинное богатство. Таких людей называют брахманами, брахма джанатити брахманах. Поэтому брахман пользуется уважением в обществе, даже у царей. Такой была традиция в Индии. Потому что они были богатыми знанием.

00:31:50 Итак, требуется богатство знанием, гьянам. И вайрагья. Вайрагья тоже необходима, потому что мы запутались в материалистической жизни. Жизнь за жизнью, я не знаю, каким будет моё следующее тело. Начнётся следующая глава. Так проходит наша жизнь. Поэтому мы должны развить непривязанность к материальной жизни. Но люди настолько невежественны. Они не воспринимают это всерьёз. Они думают: «Да пусть идёт как идёт, мы не против. Что случится, то случится». Но это неправильно, мы должны обладать знанием.
С самого начала «Бхагавад-гита» говорит об этом знании. Люди говорят красивые слова, но всё это связано с телом, всё вращается вокруг тела, аш́очйа̄н [БГ 2.11]. Если человек пандит, то он не придаёт телу большого значения. Если же он глупец, негодяй, то его интересуют только вопросы тела.

00:33:07 Вот что такое гьяна. Но этой гьяны можно достичь очень легко. Как? Как – легко? Об этом также сказано в «Бхагавад-гите»: если вы посвящаете себя преданному служению Верховному Господу Кришне, Васудеве, тогда Васудева, Кришна, будет с вами. Он уже находится в вас. Не думайте, что вам нужно искать Васудеву где-либо. Васудева повсюду, Он внутри также. Васудева находится внутри этой вселенной, в вашем сердце и даже в атоме. Вы должны лишь отыскать Его.

00:34:05 Как же мы сможем отыскать? Как только вы посвятите себя служению Васудеве с любовью и верой. Этому учат в Сознании Кришны. С любовью и верой. Васудева уже есть, Он знает, кто вы такой. Вы не сможете Его обмануть. Когда Он поймёт, что сейчас вы серьёзно намерены постичь Его, дада̄ми буддхи-йогам̇, Он говорит: «Я дам буддхи-йогу». Буддхи-йога – это бхакти-йога.
Что значит буддхи-йога? Это то, при помощи которого, Господь говорит, можно достичь Меня. Об этом ясно сказано в 18 главе: бхактйа̄ ма̄м абхиджа̄на̄ти [БГ 18.55]. Поэтому буддхи-йога – это бхакти, или бхакти-йога. Потому что без бхакти вы не способны постичь Кришну. А здесь Кришна говорит: «Я даю ему буддхи-йогу, разум. Мой дорогой преданный, пожалуйста, делай это, и ты придёшь ко Мне».

00:35:20 Поэтому говорится ахаитукй. Преданный всё понимает без каких-либо излишних усилий, каким образом? Потому что Васудева даёт ему разум. Не думайте, что искренний преданный не обладает знанием. Он обладает совершенным знанием, потому что этим знанием наделил его Верховный Господь изнутри. Как Он это сделал? Например, в случае с Господом Брахмой Он наделил его знанием, позволяющим тому создать вселенную. Аналогично Он даст разум и вам тоже, если вы станете искренними в служении Васудеве.

00:36:17 И, как только вы обретаете знание, вы естественным образом потеряете интерес к материальным чувственным наслаждениям. Материальный мир подразумевает наслаждение чувств, а духовный мир – это мир, где стремятся услаждать не свои чувства, а чувства Верховной Личности Бога. Вы должны научиться постепенно.
Чем отличается материальное от духовного? И это объясняется в «Чайтанья-Чаритамрите» прекрасно, в двух строках: похоть, кама, материализм – что это такое? А̄тмендрийа-прӣти-ва̄н̃чха̄ [ЧЧ Ади. 4.165] – когда человек желает удовлетворять свои желания, это называется камой. И кр̣шн̣ендрийа-прӣти-иччха̄ дхаре ‘према’ на̄ма – то же самое, если вы хотите удовлетворять чувства Кришны, то тогда вы становитесь преданным.

00:37:25 Посмотрите на поведение Арджуны: он сначала хотел наслаждать свои чувства. Он сказал: «Дорогой Кришна, если я убью своего деда, своего учителя Дроначарью, как это возможно? Я не могу так поступать. Там же мои братья». Так он хотел услаждать свои чувства. Но, когда Кришна рассказал ему «Бхагавад-гиту», после этого Он спросил у Арджуны, что же ты решил? Йатхеччхаси татха̄ куру [БГ 18.63]. И тот сказал: нашт̣о мохах̣ смр̣тир лабдха̄ тват-праса̄да̄н [БГ 18.73] – «По Твоей милости сейчас моя иллюзия развеялась. Теперь я обрёл своё изначальное сознание Кришны». Что это значит? Мой долг удовлетворять Тебя, а не свои чувства. И вот тогда он стал преданным.

00:38:23 Ва̄судеве бхагавати – если вы посвящаете себя служению, следуете регулирующим принципам, в начале вы обязаны следовать регулирующим принципам. Затем пробуждается спонтанная любовь. Всё это должно появляться у нас. Это уже внутри вас, вы лишь должны разбудить это. Каждый уже обладает сознанием Кришны. Не подумайте, что это нечто искусственное. У нас уже есть любовь к Богу, потому что мы неотделимые части Бога, но сейчас это сокрыто из-за материального влияния. Это как зеркало, покрытое пылью, вы не можете рассмотреть ничего там. Но очистите его – и вы разглядите своё лицо.

00:39:23 Точно так же бхакти-йога, путь бхакти-йоги, – это очищения зеркала вашего сердца, и, когда оно гладкое и чистое, вы увидите, каково ваше положение, каково ваше призвание и как вы сможете стать счастливым. Всё это придёт.

00:39:43 Поэтому мы просим: отнеситесь к этому Движению Сознания Кришны с большой серьёзностью и постарайтесь применить, занять себя в служении Васудеве. Это очень просто. Даже если вы не способны ничего делать, просто следуйте наставлениям Кришны. Как Кришна говорит: расо ’хам апсу каунтейа [БГ 7.8]. Вы пьёте воду, когда вы делаете это, чувствуете вкус и вспоминаете, что этот вкус – Кришна. Разве это так трудно? Совсем не трудно. Вы должны просто согласиться. Как только утром вы видите свет солнца, вспоминайте, что это Кришна. Как только вы вечером видите лунный свет, помните, что это Кришна. Что уж говорить о том, когда декламаторы Вед, брахманы, поют ом̇ тад вишн̣ох̣ парамам̇ падам̇ [«Ригведа» 1.22.20] утром. Вы вспоминаете: «О, это Кришна! Это омкара». Таким образом думайте о Кришне, и ваша жизнь будет успешной.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | 30 марта 2020