Вливайтесь в семью Кришны

Майапур - 23 октября 1974
Три категории людей: акама, сарва-кама и мокша-кама. Постичь Кришну не легко, но это возможно только благодаря бхакти-йоге. Движение сознания Кришны позволяет разрубить привязанность к временной семье и вступить в вечную семью Кришны. Йогешвара, владыка всех мистических сил. О силе святого имени.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:37:25 | качество: mp3 128kB/s 34 Mb | прослушано: 66 | скачано: 123 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», песнь первая, глава восьмая, текст сорок третий. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 23 октября 1974 года в Майапуре.
Преданный:
— Перевод: «О Кришн, о друг Арджуны, предводитель потомков Вришни, Ты уничтожил политические группировки, приносившие беспокойство этой планете. Твоя доблесть никогда не убывает. Ты владеешь трансцендентной обителью и нисходишь, чтобы облегчить страдания коров, брахманов и преданных. Ты — владыка всех мистических сил и Ты — учитель всей вселенной. Ты — всемогущий Бог, и я почтительно склоняюсь перед Тобой».

00:00:49 Шрила Прабхупада:
ш́рӣ-кр̣шн̣а кр̣шн̣а-сакха вр̣шн̣й-р̣шабха̄вани-дхруг-
ра̄джанйа-вам̇ш́а-дахана̄напаварга-вӣрйа
говинда го-двиджа-сура̄рти-хара̄вата̄ра
йогеш́вара̄кхила-гуро бхагаван намас те

[ШБ 1.8.43]

00:01:19 Итак, прежде всего Кунтидеви молилась о том, чтобы привязанность к семье… Она была привязана к двум разным семьям: Панду и Вришни – к семье Панду, семье мужа, и семье Вришни, семье отца. Женщина привязана к обеим семьям. И она хотела избавиться от этой привязанности. Это называется анйа̄бхила̄шита̄-ш́ӯнйам̇ [БРС 1.1.11]. Пока мы привязаны к семье, нас будут беспокоить множество материальных желаний, но бхакти начинается, когда все материальные желания прекращаются. Поэтому определение гуру приводится в «Шримад-Бхагаватам». Упаш́ама̄ш́райам [ШБ 11.3.21]. Упаш́ама̄ означает полностью удовлетворённый, когда уже нет никаких желаний.

00:02:53 Сейчас идёт Дурга Пуджа. Она также рекомендуется в ведической шастре для тех, кто желает материального богатства. Материальное богатство – это деньги, богатство и хорошая жена. Ради этой цели шастры рекомендуют поклоняться Дурге. Есть разные цели, и соответственно рекомендуется поклоняться разным полубогам. Но в заключении говорится: [санскрит].

00:03:45 Есть три категории людей: акама – это тот, кто не имеет желаний. У него есть желания, но не материальные желания. Вы не можете убить желания – желания непременно будут. Мы лишь должны изменить качество желания: вместо того, чтобы желать материальных богатств, мы должны желать благословения Кришны, и это духовно. Акама – значит преданные, они не хотят ничего от Кришны. Это бхакты. Бхакты удовлетворены единственно служением Кришне. Поэтому их называют акама – у них нет желаний, нет материальных желаний. Бхакта чувствует неловкость просить у Кришны каких-то материальных удобств для себя. Как, например, Прахлада Махарадж. Когда Прахладе Нрисимхадева предлагал: «Проси у Меня всё, чего пожелаешь», – Прахлада Махарадж удивился. Он сказал: «Мой дорогой господин, я не торговец. Мы в гуне страсти, а Ты предлагаешь мне всевозможные благословения. Я могу попросить у Тебя, но Ты хочешь сказать, что я служил Тебе с ожиданием какой-то награды? Нет-нет. Не искушай меня таким образом». Вот это шуддха-бхакта. Шуддха-бхакта никогда не доставляет беспокойств Кришне ради своего личного блага. Таких называют акама.

00:05:55 Сарва-кама – это карми, обыватели. Они тяжело трудятся, чтобы получить какой-то хороший результат для услаждения своих чувств. Таких называют сарва-кама. И нет предела их желаниям. Например, сейчас идёт Дурга Пуджа, и они будут желать чего: дханам дехи рупам дехи рупавати-бхарйам дехи йашо дехи, дехи, дехи, дехи. И нет конца и края их просьбам. Поэтому их называют сарва-кама. Вы можете продолжать обеспечивать всем этим карми, но он никогда не будет удовлетворён, будет просить всё больше и больше. Пойдите к каким-нибудь бизнесменам, у них кроры и лакхи, но если вы хотите поговорить с ними о Кришне – у них нет времени: «Пожалуйста, возьмите ваши деньги и пожертвования, а дайте нам заняться делом». Поскольку их кама никогда не удовлетворена, поэтому сарва-кама.

00:07:10 Других называют мокша-кама. Мокша-кама. Когда люди потерпели фиаско в удовлетворении всех своих желаний в этом материальном мире, вот тогда они хотят стать единым с Богом. Потому что если я стану Богом, тогда все мои желания будут исполнены. Это мокша-кама.

00:07:40 Итак, шастра рекомендует, принадлежите ли вы к группе акама, или к группе сарва-кама, или к группе мокша-кама, – тӣврен̣а бхакти-йогена йаджета пурушам̇ парамам [ШБ 2.3.10]. Поклоняйтесь со всей серьёзностью парамам пурушам̇. Парамам пурушам̇ – это Кришна, бхакти-йогена. Никакой другой системой йоги невозможно поклоняться Кришне кроме бхакти-йоги. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: бхактйа̄ ма̄м абхиджа̄на̄ти [БГ 18.55]. Если вы хотите постичь Кришну, то никакими другими средствами это невозможно. Есть много других средств: карма, йога, гьяна и бхакти. Но если вы хотите постичь Кришну, вам нужно воспользоваться бхакти-йогой, ничем другим. Кришна нигде не говорит, что посредством гьяны, посредством обретения знания, человек может постичь Меня. Они могут делать это, об этом также сказано в «Бхагавад-гите». Развивая знания, спустя много жизней, если такой человек в своих поисках Абсолютной Истины, обретая знания, если он соприкасается с преданным, тогда ему выпадает возможность понять Кришну.

00:09:22 Постичь Кришну не так-то легко. Кришна говорит: [санскрит]. Это не так легко. Однако, любой человек, будь то в карма-йоге, или гьяна-йоге, или дхьяна-йоге, или хатха-йоге, если он встречает с преданным бхакти-йоги, тогда он может понять Кришну. Поэтому Чайтанья Махапрабху говорит: [санскрит, ЧЧ Мадхья 19.151]. Бхакти-лата̄-бӣдж не доступна очень легко. Но она доступна благодаря гуру-кр̣шн̣а-крипая. Поскольку Кришна пребывает в сердце каждого. Если вы действительно стремитесь постичь Кришну, то Кришна поймёт: «Это живое существо пытается понять Меня». И Он посылает гуру. Он чайтья-гуру, Он Сам гуру в сердце, и Он даёт разум. Искреннему человеку Он даёт разум, подсказывает ему: «Прими этого гуру».

00:11:01 Поэтому гуру является внешним проявлением Кришны, поскольку он действует как представитель Кришны. Итак, какова квалификация этого гуру? Тасма̄д гурум̇ прападйета [ШБ 11.3.21]. Вы должны идти и предаться гуру. В Ведах также сказано: [санскрит]. Для кого нужен гуру? Не всем, но тад-виджн̃а̄на̄ртхам̇ са гурум эва̄бхигаччхет [«Мундака-упанишад», 1.2.12]. Следует обращаться к гуру, чтобы постичь тад-вигьяну. Тад-вигьяна – это трансцендентная наука. Таким нужен гуру. Точно так же в «Шримад-Бхагаватам» говорится: вы должны идти и искать гуру, и предаться ему. Зачем? Джиджн̃а̄сух̣ ш́рейа уттамам – если вы джигьясу, как гласит «Веданта-сутра», если вы действительно ищете Абсолютную Истину.

00:12:25 Следующий вопрос будет такой: «А какого гуру мне избрать?» Ш́а̄бде паре ча нишн̣а̄там̇. Гуру – этот тот, кто всецело сведущ в ведическом знании, ш́а̄бде паре. Шабда-брахман. Веда – это шабда-брахман. В материальном мире все эти книги являются материальным звуком, но ведическое знание – это трансцендентный звук. Харе Кришна – это трансцендентный звук. Нароттам дас Тхакур говорит, харинама-санкиртана – это не песня из кинофильма, нет. Это голокера према-дхама. Этот звук… Например, мы слышим: наши приёмники, радио, телевидение ловят звук. Точно так же вы можете поймать этот звук, который передаётся с Голока Вриндавана. Но у вас должен быть определённый прибор, чтобы поймать его. И тогда вы сможете получить послание из Голоки Вриндавана.

00:14:05 Есть разные планетарные системы: в духовном мире и в материальном мире. В духовном мире наивысшая планета называется Голока Вриндавана. Это собственная обитель Кришны. В «Бхагавад-гите» сказано: «Если вы отправитесь в Мою дхаму, на Мою планету, то вы уже не вернётесь». Ма̄м̇ хи па̄ртха вйапа̄ш́ритйа [БГ 9.32]. Обо всём этом сказано.

00:14:50 Итак, здесь Кунтидеви говорит: «Пожалуйста, помоги мне разорвать мою привязанность к своей семье. Пожалуйста, разруби. Пожалуйста, помоги мне разрубить эту связь с семьёй». И затем Кунти говорит: [санскрит]. Итак, движение сознания Кришны позволяет разрубить эту связь привязанности к семье и вступить в семью Кришны. Мы не говорим о пустоте, не призываем к ней. Мы не имперсоналисты, не последователи философии пустоты. Философы-майявади, имперсоналисты, они думают: «Кришна – личность, действия Кришны – это всё действия личности, так что это тоже майя». Поскольку они нирвишешавади, их конечная цель – это нирвишеша-брахман. Так что всё, они не могут принять ничего личностного. Философия буддистов – это ноль, шуньявади. Нирвишеша-шуньявади. Весь мир теперь развращён этими двумя философиями: нирвишеша-шуньявади – имперсонализмом и философией пустоты.

00:16:35 Но философия вайшнавов – это не философия пустоты и не имперсонализм. Философия вайшнавов значит знать Абсолютную Истину как личность. Имперсональное понимание Абсолютной Истины – это частичное знание, оно не полное. Поскольку Абсолютная Истина – это сат-чит-ананда виграха. Виграха – означает форма. В «Шримад-Бхагаватам» Абсолютная Истина описана так: таттва. Итак, постижение Брахмана – это лишь осознание части сат. Потому что Абсолютная Истина – сат-чит-ананда. И понимание Параматмы – это часть чит, сознание чит. Здесь сказано: Бхагаван. Бхагаван – это личностный аспект, и это высший аспект, высшее понимание Абсолютной Истины.

00:18:08 Итак, гьяни могут достичь вершины постижения Абсолютной Истины. «Если человек действительно ищет знания, если он действительно мудрый человек, то признак этого будет заключаться в том, что он предастся Мне», – Кришна говорит. Бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте [БГ 7.19]. И это возможно спустя многие жизни поиска. Это невозможно для карми. Карми называют мудхами. Потому что они не знают ничего кроме тяжёлого труда и награды за это. У них нет других амбиций. Поэтому Кришна говорит: [санскрит]. Так что мы не должны оставаться мудхами. По крайней мере, мы должны подняться на уровень гьяни. Карми и гьяни, йог, бхакта – шаг за шагом.

00:19:27 Итак, Кунти говорит: «Пожалуйста, помоги мне отрезать эти отношения категории мудха. И затем даруй мне привязанность к Тебе». Твайи ананйа-манасах. Это бхакти. Мы должны отбросить иллюзорную привязанность. Здесь наши привязанности иллюзорны, они не будут продолжаться вечно. Мы хотим жить в семье как муж, жена, дети, отец, мать, но здесь невозможно жить вечно. Это невозможно. Мр̣тйух̣ сарва-хараш́ ча̄хам [БГ 10.34]. Кришна говорит: «Ты можешь думать, что ты очень счастлив в семейных отношениях. Но Я не позволю тебе оставаться здесь. Я в образе Смерти отниму у тебя всё». Мр̣тйух̣ сарва-хараш́ ча̄хам. Мы должны это понимать.

00:20:59 Поэтому разумные люди должны вопрошать: «Как нам вступить в семейную жизнь и наслаждаться при этом вечно?» Это семья Кришны. Вступите в семью Кришны, в семью Вриндавана, где у Кришны есть отец, мать, друзья, возлюбленная, коровы, Его сад, Его Ямуна. Вступите в эту семью, и тогда йад гатва̄ на нивартанте [БГ 15.6]. Тогда вам не придётся возвращаться снова в эту временную семью, которая не будет существовать всегда. Если вы вступите в семью Кришны, поэтому Кришна и приходит, Кришна так добр. «Ты так любишь семейную жизнь, вот смотри: у Меня есть моя семья. Я не безличен. У Меня есть моя семья, у Меня есть отец, мать, у Меня есть мой друг, возлюбленная, Радхарани</, гопи. У Меня есть всё. Ты тоже можешь вступить в эту семью. Приходи, почему ты гниёшь здесь?» Такова миссия Кришны.

00:22:34 Итак, в движении сознания Кришны мы учимся в этой жизни, как войти в семью Кришны. Вы можете войти в семью Кришны, как вам хочется. Есть пять рас: шанта-раса, дасья-раса, сакхья-раса, ватсалья-раса и мадхурья-раса. И отражение этих рас мы наблюдаем также и в этом мире. Теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ винимайах̣ [ШБ 1.1.1] – материальный мир является отражением мира духовного. Здесь есть расы: шанта-раса, дасья-раса. Здесь тоже есть слуга и господин, друзья, мать, отец и сын, возлюбленные. Всё есть. Но здесь это имитация, чха̄йа̄. Это не реальность.

00:23:45 Если же вы хотите настоящих дружеских отношений, то дружите с Кришной. Поэтому имя Кришны – Кришна-сакха. Здесь сказано: ш́рӣ-кр̣шн̣а кр̣шн̣а-сакха – «Мой дорогой Кришна». Кунтидеви не сказала: «Ты мой племянник», – нет. Это не духовные отношения. Но кр̣шн̣а-сакха. Арджуна связан с Кришной вечно, он вечно Его друг. Почему вечно? Где доказательство? Оно есть в «Бхагавад-гите», когда Арджуна спросил, Кришна говорил ему: «Я рассказал об этой науке йоги миллионы лет назад богу Солнца». И тогда, чтобы прояснить этот вопрос, Арджуна ради нас спросил: «Мой дорогой Кришна, мы современники с Тобой, Ты родился в другой день в тот же год со мной, как я могу поверить, что миллионы лет назад Ты рассказывал эту философию богу Солнца?» И каков ответ? Кришна ответил ему: «Мой дорогой Арджуна, и ты, и Я много раз приходили в этот мир, но ты забываешь, а Я не забываю. Я не забываю».

00:25:36 Поэтому Арджуна всегда с Кришной. Не стоит думать, что в этом поколении, в этом тысячелетии Арджуна друг Кришны, нет, он Его вечный друг. Его дружеские отношения с Кришной никогда не прервутся. Так что если вы хотите наслаждаться расой, вкусом, дружеских отношений – подружитесь с Кришной. Кришна готов подружиться с вами, поэтому Он приходит: «Пожалуйста, приходи, стань Моим другом». Но мы отказываемся. Сделайте Кришну своим другом. Пусть Кришна станет вашим сыном, тогда вы никогда не будете скорбеть: «О, я потерял своего сына! О, мой сын испортился». Нет. Это сознание Кришны.

00:26:39 Мы в этом материальном мире устраиваем временные отношения, которые разрываются. Столько семей! Кто знает, какой семье я принадлежал в моём прошлом рождении, в прошлой жизни? Мы меняем свою семью, потому что семья – это тело. Я считаю, что я принадлежу к этой семье, потому что моё тело вышло из этой семьи. В следующей жизни тело выйдет из другой семьи. Что это за отношения с семьёй? Это называется майей. В материальном мире не может быть ничего реального – всё это иллюзия. Так называемая семья, так называемая дружба, так называемые возлюбленные, так называемые родительские отношения, сыновьи.

00:27:42 Прахлада Махарадж об этом говорил. Прахлада Махарадж сказал Нрисимхадеву: «Мой Господь, я совсем не пекусь о своём благе, потому что я знаю, что если я просто буду помнить о Твоих трансцендентных играх где угодно…» Если мы повторяем мантру Харе Кришна или рассказываем игры Кришны – это как океан. И Прахлада Махарадж говорит: «Я научился этому искусству, поэтому у меня нет проблем. У меня есть одна проблема: я думаю, вот эти люди, у которых нет влечения к Тебе, они только и делают, что ма̄йа̄-сукха̄йа [ШБ 7.9.43] – они устраивают гигантские системы, чтобы достичь счастья, которое не будет существовать долго, после смерти всё закончится. Я думаю только о них. Они вимӯд̣ха̄. Они не задумываются, что они сами вечны».

00:29:18 Нитйо нитйа̄на̄м̇ четанаш́ четана̄на̄м [«Катха-упанишад», 2.2.13] – это ведическая мантра. Кришна – Верховная Личность Бога, нитйо нитйа̄на̄м̇. А мы живые существа, мы тоже нитйа. Мы во множественном числе, а Кришна в единственном. Четанаш́ четана̄на̄м. Мы вечно живём, мы не мертвы. Мы не мертвы, и Кришна тоже не мёртв. Мы не умираем. Так почему вы умираете? Вот о чём нужно спрашивать. Атхато брахма джигьяса. Пока этот вопрос не возникнет в голове человека – он осёл. Итак, необходимо задавать этот вопрос. Наше движение сознание Кришны призвано вдохновить людей задавать этот вопрос. Например, политические лидеры, они спали. И Ганди и другие политические лидеры, они взбудоражили всех: «Зачем вам зависеть от британцев, от их власти?» Это просто пример. Наше движение таково: вы вечны, зачем вам гнить в материальном мире, где не может быть вечной жизни, всё временно. Всё временно.

00:31:06 Как же нам достичь этой вечности? Кришна говорит: «Если ты придёшь ко Мне», – Кришна обращается к нам, Он говорит Арджуне: «Если ты можешь вернуться домой к Богу, зачем тебе гнить в материальном мире, временном мире?» «Нет, у меня столько ответственности, сэр! Как я могу примкнуть к Тебе?» И Кришна говорит: сарва-дхарма̄н паритйаджйа – «Оставь всё». «Тогда у меня же будут проблемы?» «Не будет у тебя проблем», – Кришна заверяет.

00:31:58 Поэтому Кришна – не обычное живое существо. Кришна – Высшая Личность. Это описано здесь, кто такой Кришна. Кришна – Йогешвара. Йогешвара. Йога, мистическая сила. Есть много йогов, они могут являть разные мистические силы: анима, лагхима, прапти-сиддхи – много разных. Это не обычные йоги, которые просто практикуют асаны. Но настоящая йога означает обретение совершенства. Анима, когда вы очень маленькие, и йог благодаря своей силе может оставить своё материальное тело, и в духовном своём теле может войти в любое отверстие маленькое. Это называется анима-сиддхи. Так же лагхима-сиддхи – он может стать очень лёгким, он может пройти по воде. Это лагхима-сиддхи. Махима-сиддхи – может стать также очень большим. Есть много сиддх.

00:33:20 Нас это не очень интересует, эти сиддхи, кришна-бхакт. Поскольку как сын богатого человека, он не думает о том, чтобы зарабатывать деньги. Потому что знает: «Мой отец очень богат. Если мне нужны деньги, мой отец даст мне». Точно так же мы находим прибежище у Йогешвары, у повелителя всех мистических сил. Так что, если вы хотите увидеть проявление ашта-сиддхи-йоги – мы принимаем прибежище у Кришны, и Он покажет. А зачем нам идти на эти беспокойства? Зачем? Итак, люди говорят, что на Западе я явил чудеса. Но я не знаю никаких сиддхи, это желание Кришны. Он показал чудо. Кришна доволен: «Ради Меня пришёл этот человек, чтобы служить Мне. Теперь посмотрите, какое это чудо». Поэтому Йогешвара. Вместо того, чтобы стать йогом, вы принимаете прибежище у Йогешвары, и тогда вся йогическая сила будет в вашей власти. Как, например, если сын богатого человека окажется в беде, всё богатство его отца придёт ему на помощь. Так зачем ему стремится к зарабатыванию денег?

00:35:04 И это сознание Кришны. Поэтому Кришна, Кунтидеви вернее, говорит: твайи ананйа-вишайа̄. Без каких-либо других желаний. Она молится. Она не молится какому-то бездельнику, лентяю. Здесь приводится квалификация. Могущество Кришны безгранично, анапаварга-вӣрйа. Если мы принимаем прибежище у Кришны, если мы действительно предаёмся Кришне, тогда вся сила Кришны стоит за вами.

00:35:57 И в эту эпоху Кришна так добр. Несмотря на то, что мы не можем должным образом поклоняться Кришне, тем не менее, где угодно мы можем повторять святое имя Харе Кришна, и Кришна будет присутствовать со всей Своей силой, всем Своим могуществом. Поэтому Чайтанья Махапрабху говорит: намнам акари бахудха ниджа-сарва-шактис [«Шри Шикшаштака», шлока 2]. Имя Кришны тождественно Кришне, и всё мистическое могущество Кришны присутствует с ним. В имени содержатся все энергии Кришны Йогешвары, все энергии Кришны присутствуют в нём, в имени, потому что имя неотлично от Кришны. Поэтому Чайтанья Махапрабху, он сожалеет: этадриши тава крипа бхагаван мамапи – «Мой дорогой Господь, Ты так добр, так милостив, что просто повторяя Твоё святое имя, я могу обрести всё благо личного общения с Тобой, но тем не менее я настолько неудачлив, что у меня нет вкуса к повторению Харе Кришна». Итак, вы настолько неудачливы, что не участвуете в этом движении сознания Кришны, движении Харе Кришна.

транскрибирование: Анна Дубровина | 21 июня 2021