Цель жизни - удовлетворить Кришну

Майапур - 16 October 1974
В любом возрасте люди заняты своими проблемами, они тяжело трудятся ради чувственных удовольствий – и никого не интересует сознание Кришны. Преданный также трудится, но у него есть цель: удовлетворить Кришну. История из «Хитопадеш». Не удовлетворяя Кришну, мы не сможем стать по-настоящему счастливыми. Метод таков: слушать о Кришне. Постепенно вы почувствуете наслаждение от этого. Считать, что у Бога нет формы – это просто другой способ отрицания Бога. Изучать «Бхагаватам» нужно по порядку.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:30:36 | качество: mp3 128kB/s 27 Mb | прослушано: 193 | скачано: 228 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», песнь первая, глава восьмая, текст тридцать шестой. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 16 октября 1974 года в Майапуре.
Преданный: «О Кришна, те, кто постоянно слушает и повторяет рассказы о Твоих трансцендентных деяниях, воспевает их или испытывает наслаждение, когда это делают другие, несомненно, созерцают Твои лотосные стопы, которые одни способны положить конец круговороту рождения и смерти».
Шрила Прабхупада:
ш́р̣н̣ванти га̄йанти гр̣н̣антй абхӣкшн̣аш́ах̣
смаранти нанданти тавехитам̇ джана̄х̣
та эва паш́йантй ачирен̣а та̄вакам̇
бхава-права̄хопарамам̇ пада̄мбуджам

[ШБ 1.8.36]

00:00:52 В предыдущем стихе говорилось: бхаве ’смин клиш́йанти. В этом проблема: клиш́йанти. Просто труд, и клишйанти – страдания. Страдания от тяжёлой работы. Все страдают, клишйанти. Все очень тяжело трудятся ради того, чтобы поддерживать себя, бороться за существование. Здесь в материальном мире вам приходится очень, очень тяжело работать, просто чтобы поддерживать себя, что говорить о чувственных наслаждениях. Таково положение.

00:02:02 Если вы тяжело работаете, по крайней мере, у вас есть какое-то ожидание. К примеру, обычно юноша получает образование, потом тяжело трудится, чтобы потом сдать успешно экзамены. И он сдаёт их. Затем он тяжело трудится, чтобы получить хорошую работу. Затем на работе, на службе он работает очень тяжело, чтобы его повысили. И вот он постоянно тяжело трудится. Это не остановить. Но к сожалению, они не знают о цели жизни: зачем мы так тяжело трудимся. И в этом проблема. Как правило, мы тяжело работаем ради чувственных наслаждений, только и всего. Чтобы услаждать чувства. К этому стремится вся цивилизация. Разумный человек должен понимать, что если мы трудимся ради чувственных удовольствий, это делают и животные – в чём тогда разница между нами и ими?

00:03:29 Но они настолько обезумели от чувственных наслаждений, что готовы работать ради… Как, например, люди крадут или операции на чёрном рынке совершают – столько всего. Они тяжело трудятся, даже вор. Он рискует своей жизнью. Он не тяжело трудится, но он рискует своей жизнью. Особенно в странах Запада, взломщики, они рискуют своей жизнью, потому что у них есть закон, что если человек проникает на вашу территорию, в ваш дом, вы можете убить его. Ведь так? Ваш закон очень строг. Если вы вломитесь или войдёте просто без разрешения на чужую территорию, вас могут убить. Я прав или нет? Здесь, в Индии, мы не так серьёзно к этому относимся: столько людей ходят туда-сюда, но в вашей стране, я знаю. Один из наших юношей пошёл нарвать цветов в Лос-Анджелесе, и в него выстрелили. Ну, его не убили, но по нему стреляли.

00:05:00 Так что, представьте себе, ради чувственных наслаждений вор рискует своей жизнью, он не только тяжело трудится. Те, кто не является ворами, они тяжело трудятся, чтобы заработать денег честным путём или не честным. А те, кто не очень честны, чтобы красть, они столько планов строят, идут на разные уловки, рискуя своей жизнью. Так что жизнь в этом материальном мире не легка, поэтому используется именно это слово: бхаве ’смин. Все очень, очень тяжело трудятся, но они не знают, в чём цель: почему они трудятся так тяжело. Они не знают этого.

00:05:57 Как правило, как я уже объяснял, человек тяжело работает, чтобы заработать денег, чтобы у него был хороший счёт в банке, чтобы в старости он мог жить спокойно, ни о чём не беспокоясь. Конечно, это невозможно. Потому что, может к тому времени у него будут деньги, но он будет переполнен беспокойствами. Семейный человек, старый человек всегда чинта-магна: «О, этот парень у меня ещё не устроился. А этот ещё образование не закончил. А эта девочка потеряла своего мужа». И где у него покой? Он не может быть спокойным. Клишйанти. Он опять пытается приспосабливаться, детей как-то устраивать. И это продолжается.
Поэтому Шанкарачарья сказал: балас тават крийа-сактах [«Моха-мудгара-стотрам»]. Дети тоже прикладывают много усилий в своих играх, они потеют тоже, но им всё это нравится: они наслаждаются прыжками и разными играми. Йувак… Как это называется?

00:07:23 Преданный: Юноша.
Шрила Прабхупада: Да-да, я пытаюсь вспомнить санскритское название. Молодой человек – он тоже тяжело трудится: «Где женщина? Где женщина? Где девушка? Где девушка?» Он тоже занят. Мальчишка занят, юноша занят своей любовью, он ищет подходящую подругу себе. По прошествии юности, когда человек становится уже пожилым, старый человек тоже преисполнен беспокойств, погружённый в мысли: «Как это сделать? Как то?» Так что все заняты. И ни у кого нет интереса к сознанию Кришны, в этом проблема. Они не понимают этого.

00:08:24 Мы так тяжело трудимся в этой человеческой жизни. Например, мы приняли движение сознание Кришны, вступили в него, мы также тяжело трудимся, чтобы собирать пожертвования, чтобы строить храм, учить людей – это тоже тяжёлый труд. Но у нас есть цель. Мы не бесцельно действуем. Теоретически или практически мы приняли, что, если мы сможем удовлетворить Кришну, тогда наше будущее преисполнено надеждой. У нас есть какая-то надежда. Но какая надежда у этих людей, у этих карми? Нет надежды. Просто как козлы бегут сломя голову. Они не знают о цели жизни. Они не знают, что истинная цель жизни в удовлетворении Вишну, сва̄ртха-гатим̇ [ШБ 7.5.31]. Ягья.

00:09:30 Когда Шри Чайтанья Махапрабху спросил Рамананда Рая, в чём состоит истинная цель жизни, ради которой следует действовать, и тотчас же Рамананда Рай процитировал один стих из «Вишну Пураны». Цель в том, чтобы удовлетворить Вишну, мы всегда должны помнить об этом факте. Что мы вечные слуги, неотъемлемые части Кришны, или Вишну. Как много раз я приводил пример. Есть очень много частей тела, но для чего они предназначены? Для того чтобы удовлетворять желудок. Вы ходите, хватаете что-то, думаете – делаете столько всего, с какой целью? Удовлетворить желудок. Вы зарабатываете деньги, покупаете какие-то товары или продукты, готовите что-то вкусное и кладёте это в желудок. Ведь так?

00:11:02 Есть история, в «Хитопадеш» «Ударендриянам». Удара – это живот, желудок, индрия – значит чувства. Что же это за история? Разные части тела, члены тела: ноги, руки, пальцы – все, организовали собрание и заявили: «Мы трудимся денно и нощно, а этот негодяй желудок только и делает, что ест, ничего не делает. Он ничего не делает! Мы всё собираем, кладём в желудок, а он ест. Хорошо устроился! Устроим забастовку, не будем работать больше». Желудок сказал: «Ну хорошо, бастуйте, что я могу поделать? Я не могу работать, вы можете бастовать». И они перестали работать. Не было пищи, перестали кормить желудок. Постепенно они стали слабыми. Индрии, разные члены тела, стали слабыми. Поскольку если вы не едите ничего, то, конечно же, ослабеете. Затем они собрались снова: «Что такое, почему мы слабеем?» И они решили тогда: «Сэр, мы должны тебя кормить, мы должны работать».

00:12:29 Таково наше положение. Кришна – бхокта, а мы неотъемлемые части Кришны. Это означает, что мы должны трудиться для Кришны. Если вы не трудитесь для Кришны, вы будете голодать. Но эти негодяи не знают об этом. Точно так же, как вот эти разные члены тела не знали, что, не удовлетворяя желудок, мы умрём, точно так же вот эти негодяи, эти карми, те, кто пришёл в этот материальный мир, не знают, что без сознания Кришны, не удовлетворяя Кришну, они будут только голодать и бороться за существование. Клишйанти. Они будут терпеть фиаско в своих усилиях. Такова философия.

00:13:30 Поэтому бхаве ’смин клиш́йанти. Пустая трата времени. Не зная цели жизни. Цель жизни в том, чтобы удовлетворить Кришну. Снова и снова мы говорим об этом. Поэтому Кришна говорит: «Арджуна, Я даю тебе самое сокровенное знание. Я рассказал тебе подробно Бхагавад-гиту, но поскольку ты мой сокровенный, дорогой друг, Я даю тебе самое сокровенное знание». Гухйатамам̇ [БГ 9.1], используется это слово. Что это? Предание. Это самое сокровенное знание. «Просто предайся и делай то, что Я говорю». Это факт. Если мы действуем, как говорит Кришна, тогда мы будем очень счастливы, в этом нет сомнений. Если же мы не будем так действовать, то мы будем страдать, это факт. Тут даже бессмысленно спорить.

00:14:40 Несколько раз я вам уже говорил об этом. Кришна говорит: парджанйа̄д анна-самбхавах̣ анна̄д бхаванти бхӯта̄ни [БГ 3.14]. Бхаванти, Он говорит: процветайте, станьте здоровыми, ваш ум будет функционировать должным образом, мозг, если будете питаться правильно. Нужно удовлетворять желудок, обязательно. Если желудок удовлетворён, он получает питание – вы получаете энергию. Энергия производится, разные секреты производятся в теле, и они поступают в сердце. Это медицина. Превращаются в кровь, по венам распределяются, по всему телу. Это большой механизм, большой завод. Вы просто должны поставлять сырьё на этот завод, и всё будет выходить.

00:15:40 Точно так же мы должны удовлетворять Кришну, но мы этого не знаем. Эти негодяи думают, что без Кришны, без сознания Кришны, не удовлетворяя Кришну, мы будем приспосабливаться в материальном мире. Это дура̄ш́айа̄ [ШБ 7.5.31]. Всё уже говорилось по этому поводу. Сэр, никогда это не будет возможным. Если вы не примите сознание Кришны, это ваша ошибочная идея, что вы сможете стать счастливым, это дура̄ш́айа̄. Поэтому используется это слово – дура̄ш́айа̄. Аша – значит надежда. Это ошибочная надежда. Опять же, знакомый уже пример приведу. Если все чувства соберутся и издадут резолюцию: «Не будем больше кормить желудок, и нам будет легче, нам не придётся работать тяжело». Но это дура̄ш́айа̄. Это невозможно. Это несбыточная надежда, неосуществимая.

00:17:05 Зачем тогда люди ведут в этом направлении? Эти политические лидеры, социальные лидеры – никто из них не говорит о Кришне. Разные партии: партии коммунистов, другие партии – они строят разные планы, но мир страдает. Поэтому в шастре говорится: андха̄х̣. Андха̄х̣ – значит слепые. Негодяи, они не знают. У них в действительности нет знания, что без сознания Кришны человеческое общество не может быть счастливым. Это невозможно. Они не знают об этом.

00:17:41 Но по милости Кришны, по милости нашей гуру-парампары мы понимаем. Люди, которые следуют движению сознания Кришны, понимают, что, не будучи сознающими Кришну, никто не может быть счастливым, поэтому мы прилагаем усилия. Но это другое, мы пытаемся сделать людей по-настоящему счастливыми. Сарве сукхинах бхаванту – пусть все станут счастливыми. Иначе какой смысл собирать столько денег, строить большие  здания, приглашать их сюда: «Пожалуйста, приходите, у нас хорошие комнаты, вы получите пищу без тяжёлого труда». Но тем не менее они не приходят. Они не придут всё равно. В этой деревне у нас хорошее здание, мы приглашаем: «Приходите сюда». Но тем не менее, сколько сюда приходят? Поэтому используется это слово клиш́йама̄на̄на̄м. Эти негодяи, глупцы должны страдать. Они должны страдать, нет иного пути.

00:18:56 Далее говорится: [санскрит]. В следующем стихе сказано: ш́р̣н̣ванти га̄йанти. Таков метод. Шринванти. Просто садитесь, вам не нужно тяжело трудиться. Шринванти. Вам не нужно менять своего положения. Просто слушайте. Поэтому используется именно это слово вначале. Какое? Шринванти. Шринванти – значит слушает. Просто слушайте и га̄йанти. Как мы говорим: «Харе Кришна!» И все повторяют: «Харе Кришна!» Шринванти, сначала вы слушаете: «Харе Кришна». Тот, кто ведёт киртан, кто поёт, он говорит: «Харе Кришна». И мы повторяем: «Харе Кришна».

00:20:00 Итак, ш́р̣н̣ванти га̄йанти. Очень простой метод. Ш́р̣н̣ванти га̄йанти гр̣н̣антй. И относится к этому нужно очень серьёзно, нужно принять: «Да, это избавит меня от всех страданий». К этому нужно относиться серьёзно. Абхӣкшн̣аш́ах̣ означает постоянно. Не нужно думать, что сегодня я буду это делать, а затем снова вернусь к своим привычкам. Нет, постоянно. Смаранти, если вы обратитесь к этому, то естественным образом будете думать о Кришне. И постепенно вы будете удовлетворены, вы почувствуете наслаждение. Иначе, как, если это всё будет серым и скучным, как вы будете продолжать? Если вы не будете чувствовать никакого наслаждения, искусственно, вы не будете способны продолжать.

00:21:10 И какие темы вы должны слушать? Тавехитам̇ – прославление деяний Кришны. Например, мы поём: удило аруна пурабо бхаге. О чём мы поём? О деяниях Шри Чайтаньи Махапрабху. О том, что как только рано утром восходит солнце, Шри Чайтанья Махапрабху сразу же начинает свою нагара-санкиртану. Должна быть тема. Если я слушаю, должна быть какая-то тема, о которой я слушаю, и тема эта – это деяния Кришны. Чайтанья и Кришна не отличны друг от друга.

Итак, тавехитам̇ джана̄х̣. Джана̄х̣ – люди. Если люди это делают, тогда каков будет результат? Благодаря этому ш́р̣н̣ванти га̄йанти гр̣н̣антй абхӣкшн̣аш́ах̣, благодаря этому каков будет результат? «Они смогут увидеть Тебя, Кришна». Просто благодаря этому. Кто-нибудь видел Кришну? Кришну нельзя увидеть.

00:22:44 Многие люди спрашивают: «Где этот Бог? Можете вы показать мне Бога?» Это означает, что в общей массе люди не могут увидеть Бога, это невозможно. Поскольку этими глазами, этими чувствами мы не способны воспринимать. Мы не можем понять даже. Как, например, вчера этот человек спрашивал: «Зачем это повторение?» Дело в том, что материальные чувства не могут понять: какой смысл в пении святых имён, зачем это нужно делать. Это невозможно. Но севонмукхе хи джихва̄дау [ЧЧ Мадхья 17.136] – когда мы обретаем настроение служения, здесь мы учим людей тому, как служить, тогда постепенно они смогут понять, что значит имя Кришны, форму Кришны, деяния Кришны.

00:23:45 Это объясняется здесь. Если вы следуете этому методу, ш́р̣н̣ванти га̄йанти гр̣н̣антй, тогда очень скоро, не нужно ждать миллионы лет, нет, ачирен̣а – сразу же. Если человек действительно серьёзен. Если он не совершает оскорблений, тогда ачирен̣а. Пада̄мбуджам – «Он сможет увидеть Твои лотосные стопы». Никто не может увидеть, но, если человек удачлив, если он может увидеть – это возможно благодаря этому процессу. Это возможно.
То какой будет результат? Ему не нужно будет уже тяжело трудится, без цели в жизни, денно и нощно. Всему этому придёт конец. Как только человек сможет увидеть пада̄мбуджам, лотосные стопы Кришны, тогда тотчас же бхава-права̄ха.

00:25:26 Кто же может увидеть, если он духовно не продвинут? Прежде всего, все находятся под влиянием представлений о том, что Бога нет. Можно и по-другому отрицать Бога: «Да, Бог есть, но у Него нет формы. У Него нет головы, нет ног, нет того, нет сего». Это другой способ отрицать Бога. Определение от противного. То есть один говорит прямо: «Бога нет», другой говорит: «Да, Бог есть, но у Него нет ног, нет рук, нет рта, нет этого, нет того. Где же Бог?» Это просто другой способ отрицать Бога. Философия майавады.

00:26:18 Итак, преданные не имперсоналисты. Прежде всего они видят лотосные стопы Кришны. Они не говорят: «У Него нет ног, рук, головы». Например, Упанишад «Брахма-самадж», Рабиндранатх Тагор говорит: «Охе туми. Охе туми». Кто этот «Охе» – они не знают. Охе. Имперсоналисты. Охе туми. В «Брахма-самадже» они так молятся: «Охе». Почему Охе? Если вы знаете Бога, так обращайтесь к Нему по имени. Например, мы говорим: хе кришна каруна-синдхо. Мы знаем, кто такой Бог. Мы не говорим: «Охе». Охе, зачем? Нет. Мы знаем: хе кришна. Мы напрямую обращаемся к Кришне. Хе кришна каруна-синдхо.

00:27:26 Таково благо, которое получают преданные. Благодаря этому методу: ш́р̣н̣ванти га̄йанти гр̣н̣антй, вы сразу же, ачирен̣а – очень, очень быстро. Чем искреннее вы, тем быстрее вы сможете увидеть лотосные стопы Господа. Пада̄мбуджам – вы сможете увидеть лотосные стопы Господа. И именно так это нужно делать. Прежде всего, вы должны созерцать Его лотосные стопы, затем постепенно бёдра, поднимая взгляд выше, и в конце концов, вы можете созерцать прекрасный лик Господа.

00:28:06 Поэтому «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, вторая песнь – это две лотосные стопы Господа. Мы должны читать очень внимательно, потому что мы прежде всего должны созерцать пада̄мбуджам. Не нужно перепрыгивать сразу, чтобы смотреть на лик Господа, как это делают сахаджии. Они читают «Бхагаватам» сразу с раса-лилы. Раса-лила – это уже улыбка Кришны. Когда Кришна наслаждается Сам, очень сладостная улыбка Кришны. Не пытайтесь увидеть сразу же это улыбающееся лицо Кришны, Его улыбку. Сначала постарайтесь увидеть лотосные стопы Кришны, пада̄м, и затем постепенно поднимайте взгляд. Когда вы привыкните, как только вы закрываете глаза, сразу же видите лотосные стопы Кришны и затем вы идёте выше и выше.

00:29:04 Таков «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, вторая, третья, четвёртая. Так вы должны дойти до десятой песни. Десятая песнь – это голова Господа. В десятой песне есть главы, пять глав, это улыбка Господа. Не старайтесь увидеть улыбку Кришны сразу же. У вас не получится. Для этого требуется квалификация. Для этого требуется время. Но если Кришна доволен, Он может показать вам Свою улыбку сразу же. Это Его особая милость. Но, как правило, нужно сначала увидеть лотосные стопы Кришны. И совершать усилия должным образом, шраванам киртанам вишнох смаранам. Таков процесс. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 22 March 2021