Такая цивилизация не сможет помочь

Лос-Анджелес - 23 December 1973
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:29:19 | качество: mp3 96kB/s 20 Mb | прослушано: 53 | скачано: 180 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Шримад Бхагаватам 1.15.45, Песнь первая, пятнадцатая глава, текст 45, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 23 декабря 1973 года в Лос-Анджелесе.
सर्वे तमनुनिर्जग्मुर्भ्रातर: कृतनिश्चया: ।
कलिनाधर्ममित्रेण द‍ृष्ट्वा स्पृष्टा: प्रजा भुवि ॥ ४५ ॥

сарве там анунирджагмур бхра̄тарах̣ кр̣та-ниш́чайа̄х̣
калина̄дхарма-митрен̣а др̣шт̣ва̄ спр̣шт̣а̄х̣ праджа̄ бхуви

00:00:23 Преданный: Перевод: «Младшие братья Махараджи Юдхиштхиры заметили, что век Кали наступил во всем мире и, что жители их царства уже испытывали на себе влияние безбожной деятельности, поэтому они решили последовать по стопам своего старшего брата».

00:00:41 Шрила Прабхупада: Калина, мы читаем калина дхармена, калина адхарма. Эти два слова объединены вместе [не понятно] в калина дхармена. Итак, Кали – это время раздоров, бессмысленных раздоров. Калина – эпоха Кали. Сейчас идет эпоха Кали. Есть четыре эпохи: Сатья, Трета, Двапара, Кали. Постепенно всё приходит в упадок. Так устроено природой, что всё деградирует. Такова природа, фактор времени. К примеру, вы строите очень хороший дом, очень красивый, но с годами он стареет. Ваше тело, мое тело в юности очень красивое, но со временем оно превращается в уродливое, как у меня. Таково действие времени. Точно также в природе есть четыре эпохи: Сатья юга, Трета юга, Двапара юга, Кали юга. Подобно временам года.

00:02:33 В Сатья югу люди очень строго следовали религиозным принципам, досконально. Это Сатья юга. В Трета югу произошел упадок в 25 %, то есть иными словами осталось лишь 75 % религиозных принципов, остальное стало безверием. В Двапара югу процент религиозности уменьшился до 50 %, а в Кали югу – 75 % безверия и 25 – религиозности и постепенно это сводится к нулю. Когда уже не останется религии, тогда наступит конец, наступит уничтожение и снова начнется Сатья юга. Так эпохи меняют друг друга, Сатья юга, Трета, Двапара, Кали. Сатья юга длится приблизительно 1 800 000 лет, один миллион восемьсот тысяч лет. Трета юга длится где – то 1 200 000 лет. Двапара юга 800 000 лет. И Кали юга 400 000. Сейчас идет начало Кали юги. Из 400 000 лет прошло всего лишь 5000. Не 400 000, а 432 000 лет длится она. Эта цифра приводится в ведической шастре. Из них прошло уже 5000 лет. Кали юга началась после битвы на Курукшетре. Прошло лишь 5000 лет Кали юги. Осталось еще 427 000 лет.

00:05:02 Друзья Кали. Скажи мне, кто твой друг, я скажу, кто ты. Кали юга – эта эпоха безверия, поэтому люди ссорятся и дерутся друг с другом. Ссоры и раздоры. Общества сталкиваются друг с другом без необходимости. Люди образуют общество, группу, все они негодяи. Возникает другая группа негодяев и они будут без толку сражаться друг с другом. Например, национализм. Это просто группа негодяев. Почему негодяев? Потому что они неверующие, поэтому негодяи. Великие люди, великие ученые, тем не менее они негодяи. Да, они негодяи. Почему? Потому что они не верят, они не знают Бога, поэтому они негодяи. Это единственный критерий. Знаете ли вы Бога? Нет. Тогда вы негодяй. Никаких критерий больше нет. Один критерий. Одного достаточно. Знаете ли вы Бога?

00:06:32 Дело в том, что жизнь человека предназначена для постижения Бога. Этот храм предназначен для людей, не для кошек и собак. Если вы не знаете Бога, тогда вы негодяй. Вы в точности, как кошка и собака. Таково заключение. Вы можете протестовать, почему вы меня называете кошками, собаками, но мы говорим, следуя Кришне, великому авторитету. И что говорит Кришна – это истина. Если вы внимательно изучите Его слова при помощи логики, доводов, философии, науки, вы убедитесь, что Кришна в совершенстве прав. Поэтому мы признаем Кришну. Если бы Кришна не был абсолютно прав, с чего бы нам принимать Его? Если Он обычный негодяй, то зачем нам читать Бхагавад Гиту, Его книгу? Все ачарьи, все святые, ученые признавали Его, поэтому мы признали, потому что Он выше всяких несовершенств. В чем разница между обычным человеком и свободной душой? Свободная, то есть не подчиняющаяся никаким условиям материальной природы. Это свободная душа. Свободный тот, над кем не властны законы природы. И Кришна свободный, Верховная Личность Бога. Поэтому Он лишен недостатков и несовершенств.

00:08:32 Например, мы не являемся свободными, поэтому у нас есть четыре несовершенства: мы совершаем ошибки, любой, даже великий человек неизбежно ошибается, потому что он не свободен, над ним властвуют законы материальной природы. Кто здесь на этом собрании может заявить, что «я никогда не совершал ни одной ошибки»? Каким бы великим ученым он ни был, ему свойственно ошибаться. Аналогично – попадать под влияние иллюзии. Иллюзия – значит принимать нереальное за реальное. Это иллюзия. К примеру, иногда мы видим, что солнце встает на Западе, потому что оно отражается в стеклах домов и мы видим его отражение и думаем, что солнце перешло на другую сторону. Солнце светит с этой стороны, но оно отражается в стекле, зеркале, и мы думаем, солнце с этой стороны. Это называется иллюзией. Это пример иллюзии. Что–то нереальное, но кажется, что это так. Нечто не существующее кажется нам реальностью. Это называется майей. Таково объяснение майи. Майя, ма – значит «нет», йя – значит «это». Майя – то, чего нет. Это называется майя.

00:10:39 Итак, обусловленная душа. Ребенок будет рассуждать, хотя солнце на этой стороне, он видит его отражение с другой стороны и думает, что солнце там. Это называется иллюзия. Мы все находимся под влиянием этой иллюзии, потому что принимаем тело за себя. Кто вы? Я – американец. Почему американец? Потому что у меня американское тело. Но я не тело. Но мы принимаем, иллюзия действует на нас. Мы ошибаемся. Но несмотря на подвластность иллюзии и совершения ошибок, я называю себя великим ученым, философом. Поэтому мы обманщики.

00:11:34 Я незнаю реальность, потому что я нахожусь в иллюзии, я совершаю ошибки и тем не менее, я утверждаю – я теолог, ученый, философ. Затем я снова что–нибудь меняю, свои взгляды. Сегодня я говорю одно, завтра – другое, потому что я ошибаюсь, я нахожусь под влиянием иллюзии. Я буду продолжать нести эту чушь. Сегодня одно, завтра – другое. Это называется прогрессом. Что это за прогресс? Если вы не знаете реальности, сегодня вы говорите одно, завтра вы говорите, что–то другое. Вы допускаете ту же самую ошибку. Послезавтра вы снова что–нибудь скажете. Где же ваши знания? Знаний нет, но тем не менее они слывут людьми знающими, получают нобелевские премии. Это обман. И те люди, которых обманывают, принимают это ложное знание. Поэтому всё человеческое общество наполнено обманщиками и обманутыми, наполнено. Брам прамада випралипса каранапатава, если кто–нибудь говорит: почему вы говорите, что эти люди обманщики, обманутые, они находятся под влиянием иллюзии, в майе? Потому что чувства несовершенны. Потому что вы получаете знания с помощью чувств.

00:13:15 Есть пять чувств, познающих чувств и пять действующих в соответствии с этим знанием чувств. Есть также объекты чувств. Например, у вас есть глаза, вы должны видеть какой–то объект, рупа–форму. Знание, которое вы получаете при помощи глаз, это некая форма, понимание формы. Аналогично знание, получаемое благодаря ушам, предстаёт в форме звука, потому что физические компоненты состоят из звука, из света, из формы. Это все физические проявления. У нас есть чувства, с помощью которых мы приобретаем знания. Пять познающих чувств, пять действующих чувств, пять объектов чувств, и я сам. Это 16 элементов. Далее, 5 материальных элементов – это земля, вода, огонь, воздух и три тонких. В общей сложности – восемь. Таким образом весь мир, вся вселенная, космическое мироздание представляет собой сочетание этих восьми компонентов, двадцати четырех компонентов. И за пределами этих 24 элементов нахожусь я – душа. Выше меня – Сверхдуша. Это знание. Итак, если у нас нет этого знания, мы несовершенны. Не будучи совершенными…если, мы слушаем, кто не совершенен, то просто пустое времяпрепровождение и это признак Кали юги. Поэтому говорится: калина адхарма митрена. Адхарма митра. Из этого состоит невежество. Друзья, какие друзья помогают мне пребывать мне в этом вечном невежестве. Это недозволенные половые отношения, одурманивающие средства, мясо, азартные игры, это четыре друга. Общаясь с этими четырьмя друзьями, вы с легкостью проторяете свой путь вглубь Кали юги. Это факт.

00:16:10 Итак, в былые времена цари, люди правящие, царь – это исполнительная власть правительства, они понимали, что сейчас это время приближается. Дриштва, они видели воочию, потому что, как только люди начинают предаваться этим четырем грехам: недозволенным половым отношениям, мясоедению, одурманивающим средствам, азартным играм, все могут понять, что это Кали юга. Дриштва. Как они видели? Они видели это воочию. Они знают, как это видеть. Например, в химической лаборатории ученые видят качества того или иного химического вещества, и они говорят: здесь правильно, здесь неправильно, чего–то не достает, это не чистый компонент, в него что–то добавлено. В каждом химическом учебнике приводятся характеристики того или иного вещества. Например, цианистый калий, никто из химиков не знает, каков он на вкус, потому что, как только они его попробуют, им придет конец. Цианистый калий, вы знаете. Поэтому в учебниках не говорится о вкусе цианистого калия, никто потому что не пробовал. В Индии есть такая поговорка: [Шрила Прабхупада цитирует на санскрите]. Например, делика ладду – это жаргон. Делика ладду – это ладду сделано так, что тот, кто попробовал его, будет плакать, а тот, кто не пробовал, будет плакать. С этим можно сравнить цианистый калий. Химики, они не знают, каков он на вкус, поэтому они говорят: мы не знаем, анализ не совершенный. Те, же кто попробовал, не могут уже нечего сказать. Так, делика ладду, так называют проститутку в Дели, делика ладду. Мы не хотим об этих вещах говорить. Речь даже не об проститутке, а вообще о половой жизни. Ее можно сравнить с этим, каждый, кто попробовал, расстроен. Тот, кто не попробовал, тоже расстроен. Таково положение.

00:19:31 Майтхунади – означает половые отношения. Это наслаждение сравнивается с чесоткой. Всё это описано. Грихаметхи – это так называемый домохозяин. Есть два слова: грихаметхи и грихастха. Грихастха – это ашрам, грихастха ашрам. Когда человек живет с женой и детьми, но его цель – развитие сознания Кришны. Это грихастха ашрам. Как мы рекомендуем. А там, где такой попытки не предпринимается, человек не старается развить сознание Кришны, а живет лишь, как животное. Потому что животное тоже вступает в половые отношения, тоже рожают детей, тоже едят, тоже работают. Такая жизнь, семейная жизнь, работать день и ночь, просто ради удовлетворения своих чувств по ночам. Об этом тоже сказано в Бхагаватам. По ночам они либо спят, либо наслаждаются сексом, а днем они только и делают, что тяжело работают, чтобы заработать денег. Когда деньги появляются они тратят их на поддержание семьи. Нидра – значит сон; хрийате – значит ночь прошла. Тот, кто нашел возможности для наслаждения сексом, ночь прошла. У каждого есть практически такой опыт. Две вещи: сон или секс. Днем чартхехайа, артха, артха – значит деньги; ихайа – он пытается их заработать. Хорошо. Они получают деньги и потом что? Кутумба бхарани анавайа, они тратят их на кутумбу, на своих родственников. И где же остается времени на сознание Кришны? Это называется грихаметхи. Но грихастха – это те, кто каждую свою минуту используют для Кришны. Итак, человеческая цивилизация – это грихастхи, а не грихаметхи. Если вы стали грихаметхи, то вы как кошки и собаки. Если вы стали грихастхой, то это хорошо, тогда вы продвигаетесь по пути самоосознания. Вот, что требуется.

00:22:54 Поскольку кошки с собаками не могут стать грихастхами, это невозможно. Если у вас есть собака, найдите самку и скажите: «дорогая собака, вот тебе жена, живите в мире, повторяйте Харе Кришна». «Нет, сэр, это невозможно, потому что я собака. Потому что я собака и поэтому я не могу быть удовлетворена этим, я должна найти другую самку, чтобы совокупиться с ней». Затем драка начинается. Это Кали юга. Без необходимости своими не законными половыми отношениями мы создаем себе врагов, затем нас убивают, наша жизнь кончается. Это грихаметхи. Вам нужно жена. Хорошо. Возьмите жену. В этом нет недостатка. Живите в мире, повторяйте Харе Кришна. Нет, у меня есть жена, я хочу еще, хочу еще другую. Как собаки. Итак, цивилизация собак вам не поможет. Это вам не поможет. Человеческая жизнь предназначена для чего-то другого. Всё это объяснено в Бхагавате. Поэтому мы просим всё человечество читать эти ценные книги, ценные. Они теряют эту возможность. Пусть они читают эти книги и их жизнь будет успешна. Не нужно проживать эту жизнь, как собаки, кошки, свиньи. Об этом сказано в Бхагаватам, в 5 Песне, в 5 главе Ришабхадева говорит, каждое его слово настолько ценно. К примеру, в этих стихах: [Шрила Прабхупада цитирует на санскрите].

00:25:11 Какими они были идеальными братьями. Мой старший брат уходит, удаляется от дел, отправляется в Гималаи, и все братья пошли за ним. Когда старший брат был царем, они действовали ради него, они не сражались друг с другом: «нас пятеро братьев, почему он должен быть царем, я тоже буду царем, поэтому нужно сражаться». Их старшим братом был Махараджа Юдхиштхира, и он был посажен на трон. Другие же братья действовали, как его полководцы. Один брат отправился в одну сторону света, чтобы сражаться, чтобы покорять негодяев. Они сражались, чтобы покорить негодяев, а не ради собственных амбиций. Он был императором и поэтому, если кто–либо поступал не религиозно, он вызывал его на бой и сражался с ним и это называется дхарма ютха. Например, вы содержите полицию или армию. Ради чего? Если появляются преступники, вы наказываете их. Для этого. Это необходимо. Военные силы, полиция необходимы. Сила необходима, потому что будет безверие, будет без религиозность. Поскольку таким было правительство, мы уже обсуждали это.

00:26:41 Во времена Махараджа Юдхиштхиры всё было спокойным. Люди даже не страдали от чрезмерной жары или от чрезмерного холода. Это еще один вид наказания. Например, болезнь – это наказание. Точно также сильная жара или сильный холод – это тоже наказание. Это не очень хорошо. Но во времена Юдхиштхиры Махараджа они не чувствовали этого, люди не испытывали это на себе. Это наказание природы. Например, мне предложили отправиться…как это? Флорида, Майами. Карандар сказал, что там тоже температура снизилась до 7-10 градусов, а там температура всегда высокая. Итак, природа в любое время может измениться. Вы не повелеваете природой, вы находитесь в ее власти. Мы забываем об этом. Такова наша иллюзия.

00:28:00 Мы находимся во власти, целиком и полностью во власти материальной природы и тем не менее мы заявляем о своей независимости. Что за независимость у вас? Всей вашей независимости может прийти конец, стоит только природе один раз пнуть вас и тем не менее вы заявляете о независимости. Вы не можете быть независимыми. Когда вы поднимаетесь над властью материальной природы, тогда вы можете говорить о независимости, но они не знают об этом. Природой повелевает Бог. Об этом они тоже не знают. Например, полиция. Полицией управляет правительство, и вы находитесь во власти полиции. Все это знают. В каком случае полиция не властна над вами? В том случае, если вы не преступник. И кто вас наказывает? Правительство, управляющее полицией. Точно также природа, материальная природа подобно полиции. Как только вы нарушаете законы религии, становитесь приспешником Кали. Тогда вас будут наказывать.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 06 October 2023
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 06 October 2023