Рождение и деяния Кришны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:02 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, глава восьмая, текст двадцать третий. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 3 октября 1974 года в Майяпуре.
Преданный:
Перевод: «О Хришикеша, хозяин чувств и Господь богов! Ты освободил Свою мать Деваки, которую надолго заточил в тюрьму и тиранил злобный царь Камса. Ты также уберег меня и моих детей от опасностей, следовавших одна за другой».
Шрила Прабхупада:
йатха̄ хр̣шӣкеш́а кхалена девакӣ
кам̇сена руддха̄тичирам̇ ш́уча̄рпита̄
вимочита̄хам̇ ча саха̄тмаджа̄ вибхо
твайаива на̄тхена мухур випад-ган̣а̄т
[ШБ 1.8.23]
00:00:56 Кунти описывает качества Кришны. Он трансцендентен, пурушам пракритех парам [ШБ 1.8.18], Он личность – многие качества она уже описала. Она описала Кришну, Его личность. Сейчас она описывает деяния Кришны. Поскольку мы должны знать Кришну. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: [санскрит]. Его рождение и Его деяния трансцендентны, не материальны, поскольку Он пурушам пракритех парам – Он личность, находящаяся за пределами материальной природы. Он не сотворённое существо в материальном мире. Мы должны это понять. Изначальный творец. Это значит, что Кришна существовал до творения. Поскольку Он существовал до творения, Его деяния, Его качества, Его форма не материальны, пракритех парам.
00:02:38 Но Он приходит на землю, в материальный мир. Его деяния направлены на то, чтобы спасти преданных и уничтожить демонов одновременно, мы уже объясняли это. Настоящая Его миссия – защитить преданных. Например, демон Хираньякашипу очень беспокоил Прахлада Махараджу. Чтобы защитить его, Господь пришёл как Нрисимхадева. Так же и здесь Кришна явился. Зачем? Чтобы избавить Деваки, Васудеву, Пандавов. Они находились в очень большой опасности из-за кам̇сена кхалена, завистливого демона Камсы. Так же и Пандавы испытывали трудности от завистливого Дхритараштры и его сыновей. Итак, Кришна приходит паритранайа садхунам [БГ 4.8]. Такова Его миссия. Как Он спас этих честных преданных – вот о чём рассказывает Кунти. Вот что значит изучать Кришну, Его трансцендентные деяния. Вы должны знать, как Он рождается, как Он действует. Если вы изучаете эти две особенности явления Кришны, то вы достигаете освобождения. Только вот эти две стороны. Почему Он приходит, как Он приходит, как Он действует, каково Его положение.
00:04:37 Его положение пракритех парам. Он не живое существо как мы. Хотя мы тоже пракритех парам, но в настоящий момент мы находимся во власти пракрити. Например, человек в тюрьме: он тоже гражданин государства. Его предназначение не в том, чтобы жить в тюрьме, его предназначение в том, чтобы жить на свободе, но по той или иной причине он оказался в суде, его посадили в тюрьму. Обычно граждане, царь или президент, они не живут в тюрьме. Точно так же и мы, вместе с Кришной. Кришна – пракритех парам, и мы тоже пракритех парам, но у нас есть склонность к падению в пракрити. У Кришны нет этой склонности, Он господин. Например, король вне подозрения, так гласит конституция Великобритании. Вы не можете обвинять короля в чём-либо и не можете судить, согласно конституции Англии. Точно так же, как сказано в «Ишопанишад», Кришна апапа виддхам [«Шри Ишопанишад», мантра 8]. Он не может быть преступником как мы, Он выше этого. Ему нельзя вменить какие-либо обвинения в преступлении, апапа виддхам. Папа его не касается. Хотя кажется, что Он совершает нечто, что можно называть папа, грехом, но это не папа. Мы должны понять положение Кришны: пракритех парам.
00:07:01 Он не подвержен никакой греховной жизни, поэтому Его называют Ачьюта. Ратхам̇ стха̄пайа ме ’чйута [БГ 1.21]. Ачьюта – это тот, кто не падает. Мы падаем. Поскольку мы очень маленькие духовные искры, а Кришна – огромный костёр. Огонь... Искры, они вылетают из костра, и они тождественны в своих качествах. Они могут жечь; как огромный костёр может жечь, так и маленькая искра: если она упадёт на одежду, то прожжёт это место тотчас же. Так что в качествах они одинаковы. Но когда искра падает на землю, она утрачивает это своё качество, способность жечь. Мы можем практически в этом убедиться. Это качество, способность жечь, пропадает, когда мы падаем из духовного мира, мы приходим в материальный мир, наши духовные качества гаснут. Мы их должны возродить.
00:08:24 Мы должны их возродить, об этом Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: вӣта-ра̄га-бхайа-кродха̄ [БГ 4.10]. Когда мы очищаемся, мы снова возрождаем свои духовные качества, и тогда мад-бха̄вам а̄гата̄х̣. «Тогда душа возвращается, – Господь говорит, – в Мою природу», – то есть возвращается домой. Таков процесс, и это не очень трудно, потому что Кришна говорит: бахаво, многие. Многие, подразумевая, что это не трудно. Многие уже это делали. Поскольку по природе своей мы духовны, просто мы погасли. Как свеча, она гаснет, вы можете спичками снова её зажечь. Настоящими спичками, а не поддельными, вы можете снова зажечь её. Точно так же у нас уже есть духовные качества, они вечны, ахам брахмасми. Вот это качества Брахмана, оно уже существует, нам не нужно его достигать. Мы лишь покрыты не-Брахманом, нужно это устранить, это покрытие.Сарвопа̄дхи-винирмуктам̇ [ЧЧ, Мадхйа 19.170]. Вот это покрытие состоит из обозначений – мы думаем: «Я индиец, я американец, я брахман, я шудра, я этот, я тот». Всё это покрытия. В действительности, я ахам брахмасми.
00:10:13 Кришна тоже Парабрахман. По качеству Он Брахман, и мы тоже Брахман. Но Он Парабрахман. Он в единственном числе, мы во множественном. Этому учат Веды. Он вечный в единственном числе, мы вечные во множественном числе. Он живое существо в единственном числе, мы живые существа во множественном числе. Поэтому в словаре, в Оксфордском словаре, вы прочтёте: «Высшее существо», – Бог – значит высшее существо, Он существо. Он не камень, Он живое существо. Даже словарь это признаёт. Он не мёртвый камень. Это объясняется в «Шримад-Бхагаватам»: джанма̄дй асйа йатах̣ [ШБ 1.1.1]. Высшая Абсолютная Истина является изначальным источником всего творения. Всё, что мы видим: материя и жизнь – всё исходит из Него. Но материя Он или жизнь? Это объясняется: да, Он жизнь. Он жизнь потому, что Он знает. Кто знает? Мёртвый камень не может знать. Если человек не является живым существом, он не может знать, поэтому говорится: [санскрит]. Как же Он знает? Свара̄т̣. Поскольку знать, для того чтобы знать нам нужен учитель, но поскольку Он высшее существо, Ему не требуется никакой учитель, сварат. Это значит независимый. Он знает всё уже. В этом различие между Богом и нами.
00:12:44 Как, например, Кришна говорит: «Я рассказал об этой философии богу Солнца». И Арджуна засомневался: «Что такое Кришна говорит? Он мой современник, я не знаю, как он знает?» И он спросил у Кришны: «Кришна, как мне тебе поверить? Ты передал эту философию богу Солнца миллионы, миллионы лет назад?» И Кришна объяснил: «Да, в то время и ты тоже был, потому что ты Мой вечный друг, но разница в том, что ты забыл, а Я нет». В этом разница. Свара̄т̣ абхиджн̃ах̣. Мы не являемся совершенными, полноценными абхигья, мы не знаем. Я заявляю: «Вот это мои волосы, моя голова», – но я не знаю, сколько на моей голове волос. Ноготь растёт у меня из тела, из пальца, я не знаю, как он растёт. Я ем пищу – я даже не знаю, как она превращается в кровь и другие составляющие, как это передаётся всё по сосудам, по артериям. Это сложное механическое устройство, это тело. Это устройство не является моим творением, это устройство создано материальной природой. Эта машина создана в утробе матери. В соответствии со своей кармой я попадаю в определённое чрево матери, и эта машина, она сделана пракрити, природой. К примеру, вот цветок. Это машина. Семечко прорастает, и из семечка появляется определённый цветок, потому что таково устройство, такова машина, таков механизм. Например, печатная машинка может печатать, но она не может ходить, для этого вы должны воспользоваться машиной, которая бы перемещала вас. Точно так же в природе существуют разные типы машин, и эти машины порождают соответствующие тела.
00:15:25 В «Бхагавад-гите» сказано, что Кришна находится в сердце каждого, и Он распознаёт склонности живого существа, Он понимает: «Оно хочет наслаждаться этим материальным миром вот таким образом». И Самому Господу не нужно ничего делать, Он приказывает материальной природе: «Это живое существо хочет наслаждаться вот так, дай ему эту машину». И вы получаете такую машину. Мы получаем вот такую машину – человеческое тело. Или какое-то живое существо не разборчиво в еде – есть всё, что попадается ему под руку. И Кришна говорит: «Он хочет есть всё, что попадается ему, дай ему вот эту машину, тело свиньи, чтобы он не различал». «Он хочет быть обнажённым? Хорошо, дай ему это тело, пусть стоит пять тысяч лет голым в форме дерева». Жизнь предназначалась для постижения Кришны, но он следует культуре обнажённой цивилизации, стремится обнажаться. Ну хорошо, в следующий раз ты будешь стоять несколько тысяч лет голым на одном месте как дерево.
00:17:01 Так что мы должны понимать природу деяний Кришны. Он не глуп, ниракара. Почему ниракара? Он действует всячески, по-разному. И кто может действовать по-разному, если он не личность? Таков вывод. Если бы он не был личностью, как бы Он мог поступать в зависимости от разных обстоятельств по-разному. Например, мы получаем столько писем из разных центров. Если бы я не был личностью, как бы я мог давать указания? Мёртвый камень не может это делать. Кришна не является мёртвым камнем, поэтому мы должны изучать деяния Кришны. Если мы можем изучать деяния Кришны, если мы можем постичь рождение и деяния Кришны, джанма карма ме дивйам [БГ 4.9], мы тотчас же освобождаемся.
00:18:06 Итак, эти книги: «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гита» и другие книги, пураны и другие, – описывают лишь деяния Кришны, чтобы вы могли понять Кришну. В «Чайтанья-чаритамрите» есть стих: [санскрит]. С незапамятных времён он позабыл о Кришне. Например, можете спросить кого угодно в этой стране даже, не говоря о других странах: «Вы знаете Кришну?» И подавляющее большинство людей скажет: «Нет, мы не знаем, кто такой Кришна». Например, дочь нашего Шьямасундары, Сарасвати. Она проповедует: «Ты знаешь, кто такой Кришна?» И человек может быть даже знает, но, поскольку она ребёнок, он говорит: «Я не знаю». И она говорит: «О, Он Верховная Личность Бога». Она очень разумна, она так скажет. Точно так же мы можем. Мы можем совершать такое служение Кришне. Даже если ребёнок может! Идите, как говорит Чайтанья Махапрабху, [санскрит]. Вы становитесь духовным учителем, если вы поклянётесь: «Я буду проповедовать только о Кришне», – тогда вы духовный учитель.
00:19:57 К примеру, вот ребёнок, Сарасвати, она проповедует: «Ты знаешь, кто такой Кришна?» Человек говорит: «Нет». «Он Верховная Личность Бога», – вот просто так она говорит. «Он Верховная Личность Бога» и «повторяй Его святое имя, Харе Кришна». Если вы так делаете, то вы проповедник, вы духовный учитель. Это так замечательно. Чайтанья Махапрабху говорит: [санскрит]. Он не говорит, что вы должны стать образованным ведическим учёным, в действительности, цель ведического обучения в том, что если вы знаете, что Кришна – Верховная Личность Бога, тогда наступает конец вашим ведическим изысканиям, вы становитесь доктором философии Кришны, просто если вы знаете это. Вы можете не знать детали, но если вы просто верите, вы убеждены твёрдо, что Кришна – Верховная Личность Бога, Он мой господин, Он мой спаситель, если вы принимаете это, то вы становитесь совершенным, вы становитесь освобождённым.
00:21:14 Итак, здесь упоминается нечто особенное: мухур випад-ган̣а̄т. Мухух̣ – значит двадцать четыре часа, или всегда, почти двадцать четыре часа. Мухух – значит снова и снова. Снова и снова. Итак, випад. Випад – значит опасность. Ганат – значит многочисленные. Не одна какая-то опасность, но много разных опасностей. Итак, мухур випад-ган̣а̄т. Кто страдает? Кунти. Кто ещё страдает? Деваки. Деваки – мать Кришны, а Кунти – тётушка Кришны. И та, и другая – не обычные женщины. Мать Кришны или тётушка Кришны – это не обычное положение, для этого требуется совершать тапасью в течение многих жизней, тогда вы можете стать матерью Кришны. Они так же страдают, мухур випад-ган̣а̄т. Всегда, випад. Хотя Кришна был легкодоступным для них, они были матерью, тётушкой Кришны. Но тем не менее, Деваки родила Кришну, но опасность была настолько великой, что она не смогла оставить при себе своего сына, Его нужно было немедленно перенести. Посмотрите, сколько випад. Сколько випад… Мать Кришны не смогла подержать своего сына на коленях. Каждой матери хочется этого, но, поскольку там был Камса, кхалена, она не смогла удержать Его при себе.
00:23:21 Что касается Пандавов, Кришна всегда их сопровождал, Кришна был там, где были Пандавы. Драупади оказалась в опасности, её хотели раздеть Куру, Дурьйодхана, Духшасана. И Кришна дал ей одежду. Для женщины в собрании стольких мужчин, если её раздевают, это величайшая опасность. Величайшая опасность, и Кришна спас. Точно так же была спасена Кунти, в более поздних стихах будут описываться эти опасности. Кунти говорит: вимочита̄хам̇ ча саха̄тмаджа̄ вибхо. «Столько опасностей миновало не только меня, но и моих сыновей».
Факт в том, что даже Кунти или Деваки, которые так тесно связаны с Кришной, но им приходилось сталкиваться лицом к лицу с множеством опасностей. Что говорить про других, про нас! Когда мы в опасности, мы не должны падать духом, мы должны мужаться и вспоминать, что даже Кунти и Васудева и Деваки, они тоже были в опасности, хотя они имели очень близкие отношения с Кришной. Так что опасности этого материального мира не должны нас беспокоить. Если мы действительно сознаём Кришну, мы должны смотреть в лицо опасностям и зависеть от Кришны. Это называется предание. «Я могу быть в опасности, но я предался Кришне, Он обязан спасти меня». Храните эту веру.
00:25:42 Не беспокойтесь, когда вы в опасности, потому что таков этот мир, падам̇ падам̇ випада̄м̇ [ШБ 10.14.58]. Опасность на каждом шагу. Например, мы гуляем на улице, невзначай, вдруг, колючка впивается нам в ногу. Это приводит к тому, что нарыв начинается, и это становится опасно. Так что даже просто гуляя по улице, разговаривая, принимая пищу… На английском есть поговорка такая: между чашкой и губами столько опасностей. Так что вы всегда должны помнить, что этот материальный мир полон опасностей. Если вы думаете: «Мы в безопасности, мы всё знаем, мы очень опытные, мы сделали этот мир прекрасным, счастливым местом», – вы глупец номер один. Падам̇ падам̇ йад випада̄м̇. Но если вы положитесь на Кришну – эти опасности ничто. Об этом говорит Кунти. Вимочита – значит освобождённый от опасностей. А̄хам̇ саха̄тмаджа̄. Такова наука Кришны. Если становитесь сознающими Кришну, искренним слугой Кришны, пусть опасности этого материального мира не беспокоят вас, просто полагайтесь на Кришну, и Он спасёт вас. Спасибо вам большое.