Как познать Кришну

Вриндаван - 17 августа 1974
Разделаться со всей грязью, которая скопилась в нашем сердце за много жизней очень трудно. Думать о Кришне можно, находясь в любых условиях жизни, поэтому преданный не жалуется на судьбу. Мы должны исполнять свои обязанности и в то же время помнить о Кришне, следуя Его наставлениям. Простая медитация: кода мы пьём воду или видим солнечный или лунный свет – мы вспоминаем, что это Кришна. Как только вы пытаетесь стать сознающим Кришну, тотчас же начинается ваше очищение. Когда кто-то другой слушает вас, он тоже очищается. Бхакти-йога – значит перестать думать о материальном.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:19:33 | качество: mp3 128kB/s 18 Mb | прослушано: 72 | скачано: 103 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по Шримад-Бхагаватам, песнь Первая, глава пятая, текст тридцать шестой. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 17 августа 1974 года во Вриндаване.
Шрила Прабхупада:
Нашт̣а-пра̄йешв абхадрешу [ШБ 1.2.18]. Что значит полностью избавиться от оскорблений при повторении мантры Харе Кришна: это как Чайтанья Махапрабху, который сходил с ума в экстатической любви к Кришне. Если мы можем так повторять мантру Харе Кришна, без каких-либо оскорблений, тогда премодайа, таков результат.

00:00:42 И, если же мы почти безоскорбительно, не полностью, но почти повторяем Святое Имя, то мы становимся муктой, освобождённой душой. Мукта. Об этом говорится в другом месте в «Шримад-бхагаватам»: нашт̣а-пра̄йешв. Нашт̣а-пра̄йешв – значит почти закончилось. Не полностью, но почти. Очень трудно разделаться со всей грязью, которая скопилась в нашем сердце за много жизней. Она накопилась там. Столько всего, столько впечатлений – и вдруг, вдруг вы вспоминаете о чём-то, что совершенно не связано с вашей нынешней деятельностью. Вдруг внезапно вы вспоминаете о чём-то, что происходило с вами много-много лет назад. Это означает, что вот эта грязь, она вся накапливается, откладывается в нашем сердце. К примеру, в воде, в пруду иногда вы можете увидеть, как вдруг какой-то пузырь всплывает из глубины. Это означает, что там что-то грязное скопилось и вдруг это проявляется, всплывает на поверхность.
[Обрывы записи]

00:02:13 Мукта-сан̇гах̣ парам̇ враджет [ШБ 12.3.51]. Таково преимущество этой эпохи Кали-юга. У этого века много недостатков. Люди совершают греховную деятельность, создавая всё больше беспокойств для себя и для других. И ситуация сложится так, что больше не будет ни молока, ни злаков, ни сахара – всё это полностью исчезнет с Земли. Сейчас мы ещё получаем это, но в будущем будет невозможно уже получить, вырастить это. И будет недостаток пищи. Отсутствие дождя, ана̄вр̣шт̣йа̄ дурбхикша [ШБ 12.2.9]. С другой стороны будут очень большие высокие налоги. Так что мы должны очень серьёзно отнестись к подготовке, к собственной подготовке для возвращения к Богу. Иначе, если мы снова будем рождаться, снова и снова, бхӯтва̄ бхӯтва̄ пралӣйате [БГ 8.19], нам придётся страдать.

00:03:30 Материальное тело означает страдания. Мы много раз говорили об этом. Люди не понимают этого. Есть разные формы страданий, разные виды тела, но если мы следуем этому методу, как об этом сказано, кр̣шн̣асйа̄нусмаранти [ШБ 1.5.36]. Делая что-то, в то же время мы можем помнить о Кришне.  Анусмаранти. Ану – значит следовать. Вы не можете помнить о Кришне по собственной прихоти, нет. Поэтому используется это слово – анусмаранти. Анусмаранти бхагавач-чхикшайа. Как Кришна лично учил вас.

00:04:31 Например, Кришна говорит… Вода, вкус: расо ’хам апсу каунтейа [БГ 7.8]. Итак, Кришна учит: «Постарайтесь постичь Меня именно так». Не по собственной прихоти: «Я медитирую на что-то», – нет, так не надо. Медитируйте, но в соответствии с волей Кришны, бхагавач-чхикшайа. Как Он учил этому. Он говорит, вы можете медитировать. Тема медитации очень хорошая. Очень легко – расо ’хам апсу каунтейа. Все пьют воду, как только вы достаёте воду и пьёте её, если вы хотя бы немного помедитируете на то, что говорит Кришна: расо ’хам апсу каунтейа – «Я вкус воды», неужели это трудно? Как только вы видите свет: солнечный свет, лунный свет – тотчас же вы вспоминаете о Кришне, вы помните, что этот свет – Кришна. Так что вы можете произносить имя Кришны и вы можете помнить о Кришне. И как только вы вспоминаете Кришну, вы становитесь величайшим йогом. Как только вы помните о Кришне в своём сердце, вы становитесь величайшим йогом, тотчас же. Это необходимо практиковать.

00:06:24 Вы работаете, потому что без труда, без работы вы не можете жить. Ш́арӣра-йа̄тра̄. Нам приходится поддерживать своё тело, поэтому приходится работать. Кришна не говорит, никогда Он не говорил Арджуне: «Я же твой друг, Я Кришна, Я всё за тебя сделаю. Ты можешь тут поспать, тебе не нужно сражаться». Кришна так никогда не говорил: «Ты должен сражаться», – говорил Он. «Но ты должен сражаться и в то же время – йудхйаса ма̄м анусмара [БГ 8.7]». Таков наш долг. Ради существования, существует борьба за существование.
Священные писания предписывают разные обязанности в зависимости от гуны, которая у нас есть. Мы должны работать, но в то же время – курва̄н̣а̄ йатра карма̄н̣и бхагавач-чхикшайа̄. По воле Кришны мы оказываемся в определённых условиях жизни – ну и пусть. Скажем, Кришна сделал меня шудрой, а не брахманом. У шудры тоже есть работа. Если мы просто помним, что Кришна поместил меня в эти условия, я шудра, – это хорошо. Преданный всегда удовлетворён, он не ворчит: «О, меня поместили в эти условия, почему? Почему я не стал царём или учёным брахманом?», – нет. В какие бы условия Кришна меня ни поместил – это правильно, это нормально.

00:08:41 Тат те ’нукампа̄м̇ [ШБ 10.14.8] – это Его милость. По Его милости я оказался в этом положении. Потому что мой единственный долг – помнить о Кришне. А это мы можем делать в любых условиях жизни, на любом уровне. Совершенно не обязательно становится брахманом, индийцем и так далее, великим учёным ведических текстов, нет. Вы можете жить в очень далёкой стране: в Европе, в Америке, вы можете не быть членом семьи брахмана – это не важно. Но вы можете помнить о Кришне. Мы учим этому искусству, благодаря сознанию Кришны. Искусству, что вы можете оставаться в любом положении, в которое вас поместил Кришна, это не имеет значения, но старайтесь постичь Кришну.

00:09:37 «Как же я могу Его постичь?». Когда вы пьёте воду, вы можете понять, что это Кришна, разве это трудно? Кришна говорит: «Я вкус воды». Где тот человек, который не пьёт воды? Разве есть такая страна, где люди не пьют воду? Есть такое место? Так что, что трудного в сознании Кришны? Если вы просто пьёте воду, и сказано: бхагавач-чхикшайа̄. Кришна учит: расо ’хам апсу каунтейа прабха̄сми ш́аш́и-сӯрйайох̣. Есть ли в этой вселенной такое место, где нет солнечного света, нет лунного света? Это повсюду! Так неужели так трудно стать сознающим Кришну? Вы практикуете медитацию. Почему не практиковать эту простую медитацию? Вот Кришна. Вот свет – это Кришна. Вот ведические тексты: ом̇ тад вишн̣ох̣ парамам̇ падам [«Риг-веда»]. Омкара. Омкара сарва-ведешу [БГ 7.8]. И если вам дают красивый благоухающий цветок, вы вдыхаете его аромат, Кришна говорит: «Я этот аромат». Вы можете помнить Кришну так. Так что в любом уголке мира, повсюду, кем бы вы ни были – вы можете помнить о Кришне.

00:11:29 Ещё один момент: как только вы пытаетесь стать сознающим Кришну, тотчас же начинается ваше очищение. Если вы просто помните или говорите: «Я услышал об этом от своего духовного учителя, или от святого человека, что когда мы пьём воду, вот этот вкус этой воды – это Кришна», и вы согласитесь с этим, что этот вкус – это Кришна, – это проповедь, вы проповедуете. Или тот, кто вас слушает, ш́р̣н̣вата̄м̇ сва-катха̄х̣ [ШБ 1.2.17], если вы просто продолжаете эту деятельность, постарайтесь понять важность проповеди.  Сва-катха̄х̣ кр̣шн̣ах̣. Вы помните и вы проповедуете. Что значит, вы проповедуете? Это значит, что кто-то другой слушает вас, и он тоже очищается. Даже если он не знает, кто такой Кришна, он просто слушает вас – он очищается.
В действительности, сейчас мы видим, как в странах Европы и Америки наши юноши, они ездят на автобусах из деревни в деревню и поют мантру Харе Кришна, и люди становятся преданными. Сколько появилось новых преданных во Франции? Сколько? Десять? Где? Куда ты посылал группу санкиртаны? Это происходит. Наше движение санкиртаны увеличивается в каждой стране: в Европе, в Америке, даже в Африке, в Канаде – повсюду. Почему? Когда Чайтанья Махапрабху путешествовал по Южной Индии, он пел мантру Харе Кришна, и кто-то услышал, как он поёт эту мантру, и он очистился. И он вернулся в свою деревню и тоже начал петь. И другой, кто услышал его, тоже очистился. Такая замечательная вещь.

00:14:04 Таков метод шраванам-киртанам-вишнох. Весь мир может очиститься. Но секрет в том, что тот, кто повторяет, он тоже должен быть очень чистым. По моим наблюдениям, в странах Запада разум у людей более чист чем в Индии. В Индии у людей каша в голове, очень много странных идей. И проповедовать там очень трудно. В странах Запада я говорю: «Вот Бхагаван – Кришна». И они признают. А здесь я скажу: «Вот Кришна», – и человек называет мне разных других бхагаванов, сотни: «Почему Кришна должен быть Бхагаваном?». Люди отклоняются, очень много отклонений.
Поэтому мы изучаем «Шримад-бхагаватам». В начале там сказано: дхармах̣ проджджхита-каитаво ‘тра [ШБ 1.1.2] – все религиозные системы, преследующие материальные цели, выброшены отсюда. Шридхар Свами комментирует это, он говорит: кевала бхагавад-упасана. Маха̄-муни-кр̣те. Махамуни Вьясадева дал нам «Шримад-бхагаватам», зачем, какой прок изучать какие-либо другие книги? Шримад-бхагаватам амалам пуранам – это безупречная пурана. Безупречная пурана означает пурана, которая даёт вам духовное знание без каких-либо примесей. Просто, без каких-либо примесей и изменений. Как Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: сарва-дхарма̄н паритйаджйа ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа [БГ 18.66]. Эти слова Кришны, они лишены какой-либо фальсификации, чего-либо подмешанного.

00:16:38 Когда человек понимает, что такое дхарма без каких-либо примесей, тогда он становится достойным кандидатом для изучения «Шримад-бхагаватам». Кришна-бхакта не стремится к бхукти, мукти, сиддхи. Чего он хочет? Как Бхактивинод Тхакур говорит: кита-джанма хау джатха тува дас [«Шаранагати»]. Он желает: «Мой Господь, позволь, если мне снова придётся родиться, Господи, вот о чём я молюсь: позволь мне в следующей жизни родиться в доме преданного, даже пусть червяком». Родиться в доме преданного не так легко. Это не так легко, но Бхактивинод Тхакур говорит: «Я не достоин, но если Ты милостиво дашь мне тело муравья, позволишь мне родиться муравьём в доме преданного, я это предпочту скорее, чем положение Брахмы, который забыл о Тебе». Таков метод.

00:18:20 Итак, мы должны действовать в соответствии со своей способностью и в то же время повторять мантру Харе Кришна. Кришна дал вам язык, и это не трудно. Курва̄н̣а̄ йатра карма̄н̣и всегда думайте о Кришне, ман-мана̄ бхава мад-бхакто [БГ 18.65]. «Как я могу думать о Кришне постоянно? Ведь это уже набивает оскомину», – кто-то может сказать. Нет, это исполнено разнообразия. Кришна говорит, когда пьёшь воду – думай о Кришне, когда видишь солнечный свет – думай о Кришне, когда видишь лунный свет – думай о Кришне. Денно и нощно можно думать о Кришне. Днём светит солнце, ночью – Луна, так что днём и ночью ты можешь думать о Кришне. Есть множество способов. Кришна – бхагават-ш́икшайа̄. Он учил этому в «Бхагавад-гите». Думайте всегда о Кришне, тогда ваша жизнь успешна. Поэтому бхакти-йога – значит вайрагья. Вы должны перестать думать о материальном: о бхукти, мукти, сиддхи. Вы должны думать только о Кришне. Это духовный уровень. И этому учит «Шримад-бхагаватам» здесь. Старайтесь следовать этому, и ваша жизнь будет успешной.

транскрибирование: Анна Дубровина | 01 июля 2020