Наш долг-полюбить своего Верховного Отца

Нью-Дели - 11 November 1973
Бог – это Тот, Кто привлекает каждого. Долг (дхарма) человека - найти решение истинной проблемы жизни. Вечное и неизменное призвание (религия) живого существа - это служение. Склонность любить заложена в каждом. Высшая цель жизни – достичь уровня любовного служения Господу. Упадок религии происходит, когда люди забывают о том, как любить Бога.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:33:27 | качество: mp3 96kB/s 23 Mb | прослушано: 358 | скачано: 304 | избрано: 10
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:04 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», Первая песнь, глава вторая, тексты пятый и шестой. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 11 ноября 1973 года в Дели, Индия.
Шрила Прабхупада:

00:00:25 Са ваи пумсам паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
ахаитукй апратихата
йайатма супрасӣдати

00:00:49 Йайатма супрасӣдати – все стремятся к счастью. Атйантика-духкха-нивритти – борьба за существование заключается в том, чтобы свести к минимуму страдания жизни и увеличить наслаждения.

Мы, живые существа, неотделимые части Бога, джива-бхута. Все дживы, живые существа, – неотъемлемые части Кришны, Бога. Когда я говорю о Кришне, я подразумеваю под этим Бога.

00:01:42 У Бога много тысяч имён, но одно имя является главным. Кришна – значит всепривлекающий. Кришна привлекает каждого. Вернее говорят, тот, кто привлекает каждого, является Богом. Бог не может привлекать каких-то живых существ, каких-то людей, но не привлекать при этом других. Своим великолепием, Своим богатством, Своей силой, красотой, знанием, Своей отрешённостью, Своей славой Бог привлекает всех.
Итак, все эти достояния заключены в Кришне. Бхага – значит достояние. Например, иногда мы говорим Бхагаван. Это слово образуется от корня «бхага». Точно так же Бхагаван – это тот, кто обладает всеми достояниями, его называют Бхагаваном.

00:03:10 В наше время появилось множество «бхагаванов», но про них нельзя сказать, что они обладают всеми достояниями. Возможно лишь отчасти. Но Бог, Бхагаван – это Тот, кто самаграсйа, самагра – значит в полной мере. Какой-то богач может объявить, что моё состояние оценивается в столько-то миллионов. Другой может сказать: «Нет, моё состояние больше на два или на три миллиона, чем твоё». Другие могут говорить что-то подобное и так далее. Но никто не может заявить, что мне принадлежит всё богатство. Но в «Бхагавад-гите» вы обнаружите, что Кришна заявляет: сарва-лока-махешварам. Он верховный владелец всех лок. Это признаётся шастрой.

00:04:18 В «Брахма-самхите» сказано: ишварах парамах кришнах. Ишвара – повелитель или могущественный человек, обладающий властью, например, президент или царь. Существует множество ишваров, или повелителей. Вы тоже являетесь ишварой и я тоже, потому что у вас тоже есть какая-то власть, по крайней мере, над своими родственниками или домашними животными. Итак, каждый наделён какой-то властью, потому что мы являемся неотъемлемыми частицами Кришны, но мы не являемся верховными повелителями. Мы повелеваем какими-то существами, но и нами так же повелевает кто-то свыше. Поэтому мы не являемся абсолютными повелителями. Мы относительные повелители.

00:05:30 Но если говорить о Кришне, то ишварах парамах кришнах. Парамах означает верховный. Он повелевает всем и вся, но Им не повелевает никто. Это значит ишварах парамах. Мы ишвары, мы повелеваем, и наша власть ограничивается нашим кругом влияния, но кто-то так же повелевает нами. Попытайтесь понять это. Однако, если говорить о Кришне, то Он повелевает всеми, но Им никто не повелевает. Поэтому Его называют ишварах парамах кришнах сач-чит-ананда-виграхах.

00:06:17 У Бога есть форма. Философы-майявади думают, что Абсолютная Истина безлична, шуньявади. Нет. Абсолют не может быть ни нулём, не безличным. Потому что у повелителя должен быть разум, или мозг. Без мозга как он может повелевать? Но если у вас есть мозг, значит, у вас есть и другие части тела, которые осуществляют волю мозга. Если у вас есть чувства, если у вас есть органы чувств, если у вас есть мозг, если у вас есть какая-то деятельность – значит вы личность. Таков вывод шастры. Поэтому Абсолютный Повелитель не может быть чем-то безличным.

00:07:20 Например, мы видим правительство. Правительство – это безличное слово, однако в верхах правительства находится президент, личность. Личность необходима. Необходима личность, которая будет применять свой мозг. Как же может быть, чтобы без мозга, без разума происходило управление всем этим космическим мирозданием? Это не соответствует логике, это не соответствует шастре.
В соответствии с шастрой Абсолютная Истина, как объясняется в «Бхагавад-гите», таттва (таттва – значит истина). Итак, «Шримад-Бхагаватам» говорит: таттва-вит – тот, кто познал таттву, истину,

00:08:14 ваданти тат таттва-видас
таттвам йадж джнанам адвайам
брахмети параматмети
бхагаван ити шабдйате.

00:08:26 Те, кто действительно знают Абсолютную Истину, им известно, что Абсолютная Истина проявляется в трёх ипостасях: как безличный Брахман, как локализованная Параматма – антарйами, или Сверхдуша. Как Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «В каждом теле находится душа, кшетра-гья». Я не являюсь телом, но я знаю, что это моё тело. Поэтому я кшетра-гья, и тело – это кшетра. Кришна говорит:

00:09:11 кшетра-джн̃ам̇ ча̄пи ма̄м̇ виддхи
сарва-кшетрешу бха̄рата.
Сарва-кшетрешу бха̄рата –
в каждом теле пребывает проявление Бога, или Кришна, под названием Параматма, Сверхдуша.

00:09:33 Итак, Сверхдуша и душа. Оба находятся в теле. Тело сравнивается с деревом. Например, на дереве сидят две птицы, два друга. Один ест, клюёт плод, другой просто наблюдает за ним, упадрашт̣а̄нуманта̄. Это наука. Человеческая жизнь предназначена для постижения этой науки. Это высшая наука, атхато брахма-джигйаса.
Человеческая жизнь не предназначена для того, чтобы растрачивать её попусту как кошки и собаки на сон, еду и секс. Это не человеческая жизнь. В настоящее время люди только и делают, что удовлетворяют эти четыре потребности тела: потребность в еде, во сне, в чувственных наслаждениях и в защите. К сожалению, мы стали хуже животных, потому что животные не испытывают проблем. Даже птицы.

00:10:53 (Из всех живых существ, из 8 400 000 форм, человеческие формы составляют лишь 400 000. Большинство живых существ принадлежат к другим формам жизни. Обитатели вод, насекомые, птицы, звери, деревья, растения и далее – люди).
Они не испытывают проблем. Вы можете наблюдать: рано утром эти попугаи танцуют, чирикают, они не испытывают проблем. Они мгновенно перелетают на какое-нибудь дерево и находят там какой-нибудь плод, едят его. У них нет проблем с питанием, у них нет проблем со сном, и они не испытывают проблем с половой жизнью. У них всегда есть разнополые особи. И они защищаются по-своему.

00:12:06 Итак, на самом деле, всё это не проблемы. Всё это уже настроено в зависимости от вашего тела. Об этом говорится в шастре:
тал лабхйате духкхавад анйатах сукхам
калена сарватра габхӣра-рамхаса.

00:12:23 В зависимости от вашего тела все ваши проблемы уже решены: проблемы еды, проблемы сна, потребность в удовлетворении чувств и защите. Так свидетельствуют шастры. Ваша истинная проблема состоит в том, как наш Панча Дравида Махарадж объяснил, в том, как разрешить проблему повторяющихся рождений, смерти, старости и болезни. Вот в чём ваша проблема.

00:12:52 Поэтому в человеческом обществе существует какая-то система религий, позволяющая решить эти проблемы. Но люди в нынешнюю эпоху настолько в невежестве, настолько сбиты с толку, что не уделяют внимание подлинной проблеме, а тратят всё своё время на разрешение временных проблем, которые уже решены. Мы просто неправильно распоряжаемся предоставленными возможностями.
Итак, как найти решение проблемам жизни? Вот что такое дхарма. Дхарма – это регулирующие принципы, данные человеческому обществу Богом. Я уже много раз объяснял: так же как государство даёт закон, для того чтобы регулировать жизнь, точно так же дхарма является регулирующим принципом в человеческом обществе, чтобы человек смог достичь успеха.

00:14:04 В чём заключается успешная жизнь? Человек стал человеком, пройдя целый путь эволюции. Теперь он должен построить свою жизнь так, чтобы в следующей жизни освободиться из круговорота рождений и смерти. Или по крайней мере вознестись на высшие планеты и обрести высший уровень жизни. Об этом сказано в «Бхагавад-гите».
Вот что такое человеческая жизнь. Подготовьте себя к более высокому уровню жизни или раз и навсегда решите проблему ваших страданий, а именно рождения, смерти, старости и болезни. Вот что необходимо. Это долг человека, это дхарма.

00:15:10 Так как же мы можем обрести эту дхарму? Дхарма – это наши предписанные обязанности. Дхарма – это не просто сантименты. Фактически, сейчас люди воспринимают дхарму, религию, как некую веру, как верования. Но не так описывают её ведические шастры. Веру можно изменить: сегодня вы индус, завтра вы можете стать мусульманином. Или сегодня вы мусульманин, завтра вы можете стать христианином. Вы можете изменить свою веру, своё вероисповедание. Но не это есть дхарма, это не религия.

00:15:50 Религия – это то, чего нельзя изменить. Даже если вы были индусом – стали мусульманином, или были мусульманином – стали христианином, но ваши предписанные обязанности не могут измениться. Например, вы служите в правительстве, в секретариате. Но завтра вы стали индусом, или мусульманином, или христианином. Но означает ли это, что ваше служение в правительстве также изменится? Нет, оно продолжится.

00:16:23 Итак, истинный долг наш в том, что мы служим кому-то. Об этом сказал Шри Чайтанья Махапрабху: джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кршнера ‘нитйа-даса’ – наш истинный долг, наше истинное призвание – служить Кришне, Богу. Это настроение служения из-за того, что мы забыли о Боге, о Кришне, мы служим кому-то другому, это называется майя.

00:16:56 Мы должны служить. Никто не может сказать – на этом собрании присутствует множество людей, мужчин и женщин – никто не может сказать, что я никому не служу, я свободен, это невозможно. Вы должны кому-то служить. И это служение называется дхармой.
Например, соль имеет солёный вкус, сахар обладает сладким вкусом. Сладкий вкус – это дхарма сахара. Острый вкус чили – это дхарма чили, она не может измениться. Если сахар стал солёным – это уже не сахар. Точно так же живое существо наделено вечным неизменным призванием: это служение. И это служение живое существо выполняет под разными именами: служение семье, служение стране, служение общине, служение нации, служение человечеству – под множеством имён. Но это служение.

00:18:04 Однако это служение не может стать совершенным до тех пор, пока оно не будет совершаться с любовью по отношению к Кришне. Это совершенство служения, это называется дхарма. Попытайтесь понять смысл слова дхарма.
Итак здесь Сута Госвами отвечал на вопрос Шаунака-муни в Наймишараньи. Мудрецы спросили, после того, как Кришна ушёл… Кришна пришёл в этот мир

00:18:43 паритра̄н̣а̄йа са̄дхӯна̄м̇
вина̄ш́а̄йа ча душкр̣та̄м
дхарма-сам̇стха̄пана̄ртха̄йа.

И поэтому они спросили, после того как Кришна, защитник дхармы, покинул эту планету, как же дхарма будет поддерживаться? И под чьей защитой она находится сейчас?

00:19:03 Но что такое на самом деле дхарма? Здесь даётся объяснение: са ваи пумсам паро дхармо. Парах – значит высшее. Это не та религия, которую мы имеем в виду: индуизм, ислам, христианство, остальные религии. Это тоже дхарма, но это временные дхармы, однако паро дхармо – это вечная дхарма. Вечная дхарма, санатана дхарма, парах. Парах – значит высшая дхарма.

00:19:39 Адхокшадже – это Бог. Адхах – значит непозволяющий, акшаджа – значит восприятие чувств. Иными словами, вы не сможете постичь Бога своими чувствами. У вас есть глаза, но, если вы захотите увидеть Бога («Покажите мне Бога», – скажете вы), вы не сможете сразу это сделать. Вы должны подготовить свои глаза, чтобы увидеть Бога. Поэтому Бога также зовут Адхокшаджа.

00:20:19 Бога невозможно постичь с помощью материальных чувств. Здесь сказано: адхокшадже, невозможно постичь Абсолютную Истину с помощью чувственного восприятия. Вы должны познавать Её благодаря шрути, слушанию. Слушание – это тоже опыт. Вы слушаете. Таков путь, слушать. Если вы просто слушаете о Боге, то вы сможете увидеть Бога через слух.
Потому что в нашем сердце находится туман грязи, невежества. До тех пор, пока мы не избавимся от этого невежества, мы не сможем постичь Бога. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху предписывает повторение мантры Харе Кришна, чето-дарпана-марджанам, которая позволяет очистить зеркало нашего сердца.

00:21:29 До тех пор, пока мы не очистим это зеркало от толстого слоя пыли, мы не сможем увидеть своё лицо как следует. Точно так же, до тех пор, пока вы не очистите своё сердце как следует, иными словами, до тех пор, пока ваше сердце не избавится от всех последствий ваших грехов, вы не сможете познать Бога, это невозможно.
В «Бхагавад-гите» сказано: «Они могут увидеть Бога» – тот, кто полностью очистился от всех последствий своих грехов. Это можно сделать без труда, это можно с лёгкостью осуществить. Кришна говорит в «Бхагавад-гите», все в этом материальном мире страдают, пожиная плоды своих грехов, своей прошлой жизни или в этой жизни, это факт. Но Кришна говорит: «Я могу защитить вас от всех последствий вашей греховной жизни, если вы предадитесь Мне».

00:22:58 Итак, что нужно сделать, чтобы избавиться от греховной жизни? Есть очень простой метод. Если вы предадитесь Кришне, это начало бхакти, йато бхактир адхокшадже. Жизнь в бхакти начинается с того момента, когда вы полностью предаётесь лотосным стопам Бога. Это жизнь бхакти.
Здесь сказано, совсем не имеет значения: индус вы или мусульманин, христианин или буддист – не имеет значения. Ваша система религий является первоклассной, если она позволяет вам развить вашу любовь к Кришне, к Богу, Адхокшадже. Так можно проверить. Вы можете выдвигать себя как великого религиозного деятеля, но проверить это можно по тому, насколько вы любите Бога, насколько вы далеко зашли на этом пути.

00:24:05 Здесь, в этом стихе, сказано са ваи пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже. Что я получаю? Допустим, я люблю Бога. Я люблю: склонность любить заложена во мне. Я люблю юношу или девушку, люблю свою страну, люблю свою семью, общество, страну. Эта склонность любить есть в нас, внутри нас, в этом нет сомнений. В каждом, даже в кошках и собаках, потому что они тоже живые существа, у них тоже есть способность любить. Тигр тоже любит своих тигрят. Но когда эта любовь будет направлена на Верховную Личность Бога, тогда мы достигаем совершенства жизни, са ваи пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже.

00:24:58 Какая любовь? Ахаитукй – когда мы любим Бога без какого-либо мотива, без желания: «О, Бог, дай мне какое-нибудь богатство, дай мне того, дай мне сего». Нет. Ахаитукй, беспричинно. Люди ходят в церковь или в храм, любят Бога, потому что хотят денег от Него. Нет, ахаитукй. Как правило, люди идут за этим: «О, Бог, хлеб наш насущный дай нам днесь». Но почему вы просите у Бога хлеба? Хлеб уже даётся вам, он даётся даже птицам и пчёлам, и вам тоже! Но люди не знают о том, что хлеб им уже дан. Зачем беспокоить Бога просьбами о хлебе? Лучше научиться любить Его. Бог даёт нам столько всего, Он не требует от нас просить Его. Бог даёт нам свет, Бог даёт нам воду, бхӯмир а̄по ’нало ва̄йух̣ кхам̇ мано буддхир. Он даёт нам всё, без чего мы не можем прожить. Почему Он не даст нам хлеб?

00:26:10 Итак, «Бхагавад-гита» говорит, эти люди, даже если они идут к Богу, чтобы что-то просить, какие-то материальные блага, они тоже благочестивые души, сукритинах. Сукрити – значит благочестивые души. Их антиподы, душкр̣тинах̣, никогда не идут к Богу. Например, коммунисты. Они говорят: «Что за вздор – Бог? Мы сами сделаем себе пищу, мы сами создадим своё счастье». Таких людей называют душкр̣тинах̣. Душкр̣тинах̣ – грешные люди, на самом деле, они не знают, что без воли Бога невозможно ничего получить. По крайней мере, тот, кто признаёт власть, идёт к Богу, обращается к Нему, чтобы попросить хлеба, или денег, или ещё чего-нибудь, – это благочестивые души. Так их описывает «Бхагавад-гита»: сукр̣тино ’рджуна. Те же, кто не знает ничего, те, кому всё равно до Бога, их называют душкр̣тинах̣.

00:27:14 Итак, любовь к Богу – это высшая цель. Чайтанья Махапрабху так же говорил: «Према пум-артхо махан», – высшая цель жизни – это достичь уровня любовного служения Верховному Господу. В этом истинное совершенство. И об этом говорится здесь: ахаитукй апратихата. Апратихата – это означает, что эту любовь невозможно остановить. Если вы любите кого-то в этом материальном мире, если у вас, например, нет денег, то вы встретитесь с препятствиями на своём пути любви. Однако любовь к Богу невозможно ничем остановить. Если вы хотите любить Бога, вам ничто материальное не помешает.

00:28:06 Ахаитукй апратихата – вашу любовь ничем не остановить. Вы можете быть самым последним бедняком, тем не менее вы можете любить Бога. Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Патрам̇ пушпам̇ пхалам̇ тойам̇ йо ме бхактйа̄ прайаччхати». Патрам̇ – небольшой листок, немного воды, небольшой цветок, маленький плод. Патрам̇ пушпам̇ пхалам̇ тойам̇. Если вы предложите это Кришне: «Мой Господь, мой Кришна, я очень бедный человек, я не могу дать Тебе ничего, но я собрал немного маленьких фруктов, немного цветов, немного воды. Я пришёл, чтобы предложить их Тебе». Кришна говорит: «Да, тад ахам̇ бхактй-упахр̣там аш́на̄ми». Он не голоден, но Он хочет вашей любви. Он хочет вашей любви. Поэтому Он приходит, Сам приходит.

00:29:10 Что такое дхармасйа гла̄нир? Когда люди забывают о том, как любить Бога, это называется дхармасйа гла̄них, упадок религии. Итак, Он приходит, чтобы научить, и в конце концов Он учит, и в середине «Гиты» говорит: «Ман-мана̄ бхава мад-бхакто мад-йа̄джӣ ма̄м̇ намаскуру». Это учение Бога, если вы просто думаете о Боге, ман-мана̄ бхава мад-бхакто – стань преданным Бога, поклоняйся Богу.

00:29:47 Вы приходите сюда, вы здесь видите Бога, вы кланяетесь Ему и вы получаете благо, да? Это называется агьта-сукрити. Те, кто приходит сюда, те, кто принимает участие в этой церемонии аратрики, танцует, выражает какое-то почтение – всё это откладывается на вашем счету, всё это будет вам в заслугу. Если вы, например, откладываете на счёт на свой по одной рупии, в конце концов вы накопите сто тысяч рупий. Точно так же мы даём возможность по всему миру, открываем храмы Радхи-Кришны, мы даём людям возможность славословить Бога. Это откладывается на вашем вечном счету. Если люди сразу могут принять сознание Кришны, это очень хорошо. Но если не можете, то, если вы будете принимать участие в этом, это никогда не будет напрасным.

00:30:52 И каждый может присоединяться. Кришна не предназначен только для индусов, для индийцев. Это ошибка. Сейчас люди Запада, европейцы, американцы – они понимают это. Они не говорят: «Зачем я должен служить Кришне, это индийский бог, он для индусов». Нет, Кришна для всех. Как например солнце. Сначала солнце восходит в Индии, потом постепенно оно восходит в Европе, но означает ли это, что солнце европейское или индийское, что это разные солнца? Нет, солнце одно. Точно так же Бог один для всех.

00:31:35 Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Сарва-йонишу каунтейа». Сарва-йонишу – значит 8 400 000 форм жизни. Есть множество форм жизни, и Он говорит: «Ахам, Я отец, дающий семя, мамаива̄м̇ш́о джӣва-бхӯтах̣ – каждое живое существо Моя неотъемлемая частица». Как сыновья и дочери – это неотъемлемые частицы отца. Поэтому в некоторых религиях к Богу обращаются как к Верховному Отцу. На самом деле, так и есть, Он наш Верховный Отец. Это наш долг – наслаждаться собственностью отца. Точно так же наш долг – любить Всевышнего Отца.

00:32:25 Таков смысл Движения Сознания Кришны. И это невозможно остановить, ахаитукй апратихата йайатма супрасӣдати.
Все хотят умиротворения, атма. Атма – значит тело, атма так же означает ум, и так же атма – это душа. Йайатма супрасӣдати. Прасӣдати – это означает, тот, кто обретает удовлетворение, а су означает огромное.

00:32:55 Итак, до тех пор, пока вы не научитесь этому искусству любви Бога, вы не сможете обрести счастье, это факт. Чем скорее вы научитесь этому… И эта возможность открывается вам в человеческой форме жизни. Вы можете научиться этому. И метод очень простой, особенно в эту эпоху. Об этом сказано в «Шримад-Бхагаватам»: просто повторяй имя Кришны, эту маха-мантру Харе Кришна, мукта-сангах – человек обретает свободу от всей грязи, накопившейся в нём в эту эпоху. Мукта-сангах парам враджет – он достигает высшей обители, возвращаясь к Богу.

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 27 January 2020