Кришна равно относится ко всем

Майапур - 08 октября 1974
Бог одинаково относится к каждому, но из-за своей кармы живые существа находятся в разных обстоятельствах. Чтобы мы ни делали – Господь видит всё. Материальный мир не место для спокойной жизни. Разногласия между людьми возникают из-за их безбожия. Вечное время есть Кришна. Тот, кто строго следует словам авторитета, также является авторитетом. Начало духовного образования.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:27:12 | качество: mp3 128kB/s 25 Mb | прослушано: 67 | скачано: 150 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», песнь первая, глава восьмая, текст двадцать восемь. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 8 октября 1974 года в Майяпуре.
Шрила Прабхупада:
–манйе тва̄м̇ ка̄лам ӣш́а̄нам
ана̄ди-нидханам̇ вибхум
самам̇ чарантам̇ сарватра
бхӯта̄на̄м̇ йан митхах̣ калих̣

[ШБ 1.8.28]

00:00:33 Кунтидеви говорит о своём понимании Кришны, о сознании Бога. Её изложение совершенно. Самам̇ чарантам̇ сарватра. Кришна, Верховная Личность Бога, присутствует повсюду, и Он одинаково милостив, Он во всём одинаково относится к каждому. Например, солнце равно распространяет свой свет. В некоторых странах очень облачно, и солнце закрыто облаками. Солнце светит, но из-за нашей неудачливости или чего-то ещё солнце закрыто, и мы не видим. Не стоит думать, что солнце перестало светить, солнце светит. Точно так же Кришна поровну раздаёт Свою милость.

00:02:06 В другом стихе в «Бхагавад-гите» сказано: само ’хам̇ сарва-бхӯтешу [БГ 9.29] – «Я одинаково отношусь ко всем». Иначе как Он может быть Богом? Бог непристрастен. Не стоит считать, что Он милостив ко мне, но не милостив к вам. Бог не может быть таким. Как государство, правительство равно к каждому, ко всем гражданам. Однако почему кто-то идёт в университет и получает там степень магистра, а другой идёт в тюрьму и страдает там много лет? Дело не в пристрастии правительства: кто-то идёт в тюрьму, а кто-то в университет и потом получает ответственное положение. Нет. Наша вина в том, что мы не пользуемся возможностью, средствами, которые даёт нам правительство, или Кришна. Это наша вина.
Почему столько отклонений, почему неравенство существует? Кто-то очень богат, кто-то очень беден. Кто-то питается экскрементами, а кто-то наслаждается вкусным прасадом, халавой. Всё это из-за кармы живого существа. Но Бог равно относится ко всем. Бог непристрастен. Например, сейчас эти негодяи говорят: «Почему Бог не добр к бедным?» Ничего подобного. Нельзя сказать, что Бог не добр к бедным. Бедный человек стал бедным из-за своей кармы.

00:04:31 Даива-нетрен̣а [ШБ 3.31.1]. Даива – значит высшая сила, божественная. Нетрена – значит глазами, или нетрена также означает под руководством или под наблюдением. Что мы ни делали, поскольку Бог пребывает повсюду, самам̇ чарантам̇ сарватра. Кришна повсюду. Ишвара. Верховная Личность Бога находится в сердце каждого. Мы не можем ничего скрыть от Бога. В другом месте сказано: солнце – это глаз Бога. Савита. Савита – означает солнце, Сурья, глаз Говинды. Если вы делаете что-то в любой части мира, вы можете видеть солнце над собой. Это грубый пример. Но точно так же ночью мы видим луну. И Кришна говорит: [санскрит]. Солнечный свет – это тоже Кришна. Если вы думаете: «Я делаю что-то для собственных чувств, для своих наслаждений, никто не видит этого. Я краду сахарный тростник с поля, никто этого не замечает». Но как вы можете говорить, что никто не видит? Солнце видит. Как вы можете скрыться? «Нет, я сделаю это ночью!» – но Луна видит. Как вы можете скрыть?

00:06:33 Итак, пара̄сйа ш́актир вивидхаива ш́рӯйате [«Шветашватара-упанишад», 6.8]. Господь всемогущ настолько, что Он может видеть отовсюду, откуда угодно. Что вы делаете, что вы хотите, что вы хотите сделать. Вы ничего не сможете скрыть. Вы можете обмануть материальную полицию, но не можете обмануть Кришну. Если вы совершаете предосудительные действия, то Верховный Господь увидит всё. Он повсюду. Поэтому те, кто сознают Бога, теисты, такова индийская культура, они думают: «Я поступаю плохо, но Кришна, Бог, Он видит это». Даже обычный человек, не имеющий образования, тем не менее, он признает: «Бог увидит». И это факт. Если все сознают Бога, понимают, что Бог повсюду – как человек может поступать греховно? Это невозможно. Если человек сознаёт Бога, если он знает, что Бог повсюду и Он увидит, если я что-то сделаю греховное, обманывая других. Его остановит.
Поэтому сознание Бога настолько важно. Если движение сознания Кришны распространять, если все люди примут его, тогда столько проблем автоматически будут решены. Не будет необходимости в полиции, в ЦРУ. Поскольку если человек сознаёт Бога, он не будет совершать ничего плохого. Но поскольку люди не сознают Бога, они совершают столько преступлений, что практически будет невозможно ими управлять. Поэтому движение сознание Кришны имеет очень большую важность, потому что люди благодаря ему будут понимать этот факт.

00:09:01 Мы создали столько религиозных систем, и индусы сражаются с мусульманами, мусульмане сражаются с индусами: «Моя религия лучше твоей». В других странах тоже евреи сражаются с христианами, христиане с иудеями, и чёрные с белыми, белые с чёрными. Кали. Это результат материального существования. Так действует материальная природа: даже если вы хотите жить очень спокойно, мирно, вам не позволят. Это не место для спокойной жизни. Но если вы думаете искусственно, что мы такие счастливые, мы достигли таких высот нашей материальной цивилизации, окружили себя комфортом… Где комфорт? Никакого комфорта не может быть, потому что обязанность майи напоминать вам постоянно, помещать вас в мучительные условия. Вы не можете жить мирно и счастливо в тюрьме, потому что вы осуждены на эту тюремную жизнь, вы не можете ожидать, что там у вас будут все удобства.

00:10:42 Бог равно добр и милостив ко всем, но мы сражаемся, мы вступаем в разногласия на почве религиозных принципов. Это из-за Кали. Что значит Кали? Мы хотим сражаться, не Бог виноват в этом. Бог равно ко всем относится. Но мы сражаемся из-за того, что у нас неверные представления, мы думаем, что эта религия лучше той религии, а та лучше этой. Каждая религия должна быть хорошей, при условии, что человек сознаёт Бога, следуя ей. Мы говорим об этом. Многие люди задают на Западе эти вопросы: «Можно ли достичь совершенства, следуя христианству?» А почему нет? Вы можете тоже достичь. Но кто следует, прежде всего? Дайте мне посмотреть, кто следует христианству. Христианство говорит, с самого начала, первая заповедь: «Не убий». А вы только и делаете, что убиваете. Где здесь христианство? Христианство не плохо, никакая религия не плохая, но где христианство? Где индуизм? Они все негодяи-безбожники, поэтому возникают разногласия.

00:12:11 Иначе, если бы все сознавали Бога, если все бы знали, что Бог присутствует повсюду: чтобы я ни делал, Он увидит. Он увидит, будучи солнечным светом, будучи лунным светом, Он увидит, будучи водой. Кто может избежать воды? Кто может обойтись без солнечного света? Кто может обойтись без лунного света? Никто! Бог говорит: «Всё это Я», расо ’хам апсу каунтейа [БГ 7.8]. Как вы можете избежать этого глаза Божьего? Как вы можете совершать грехи? Люди не верят в существование божественного, они не верят в существование Бога, их так научили – они не знают, кто такой Бог. В этом беда нынешней цивилизации, безбожной цивилизации. Поэтому они создали хаос во всём мире.

00:13:16 Поэтому движение сознания Кришны – очень, очень важное движение. Здравомыслящие люди понимают это. Например, в Австралии класс священников, они поняли, что это движение ведёт людей к Богу, обратно к Богу. Вы продвинутая цивилизация, продвинутая в материальном смысле, науке, но что вы сделали? Вы лишь создали хаос. Поэтому мы говорим, наш журнал называется «Обратно к Богу». Вы уже закончили свои дела, теперь постарайтесь вернуться к Богу. Как, например, если мы не видим солнца, если мы всегда спиной к солнцу, то мы будем видеть только длинную тень нашего тела, чёрную тень, вот и всё. Но если вы повернётесь к солнцу, вы не увидите чёрной тени, вы увидите – всё озарено светом. Вы должны только повернуться. Итак, мы назвали этот журнал научным образом: «Обратно к Богу». Если вы обернётесь к Богу, обернётесь лицом, то всё будет озарено светом. Там, где есть Бог, там нет невежества.

00:14:45 Я не выдумал этого, есть стих в «Чайтанья-Чаритамрите» кр̣шн̣а — сӯрйа-сама; ма̄йа̄ хайа андхака̄ра [ЧЧ, Мадхья 22.31]. Кришна – сурйа-сама, Кришна подобен солнцу. На солнце нет тьмы, разве можно думать, что там есть тьма? Нет, там нет никакой возможности для тьмы. Солнце всегда яркое. Точно так же это пример духовного мира – солнце, Кришна – сурйа-сама. Если вы отправитесь в духовный мир, там всё озарено светом. [Санскрит]. Это описание духовного мира. В духовном мире нет необходимости в солнце, поскольку там все светятся, каждая планета. Там есть всё.
Если мы станем сознавать Кришну, не может быть тьмы, не может быть невежества, не может быть греховной жизни – всё ярко, всё исполнено мира. Поэтому мы обязаны принять сознание Кришны, если мы хотим спастись из плена майи. И это также подтверждается в «Бхагавад-гите»: [санскрит]. Метод таков.

00:16:48 Вечное время. Мы исчисляем прошлое, нынешнее, будущее время, но в действительности в духовном мире нет такого явления как прошлое, настоящее и будущее. Поэтому иногда мы задаём вопрос: «Откуда взялся Бог?» Столько странных вопросов люди задают. Но Бог существует вечно. Это факт. Этого мы не можем понять. Поскольку мы находимся в материальном мире, у нас нет опыта вечности. Что такое вечность? У нас нет этого опыта. Мы видим, что всё здесь создаётся, какое-то время существует и уничтожается. Таков наш опыт.
Есть прошлое, настоящее и будущее, но оно делится на шесть стадий: рождение, затем развитие, затем пребывание в равновесии какое-то время, затем побочные продукты, затем увядание и затем конец. Шад-викара. Шад-викара – наше тело. Итак, вечность. Вечность подразумевает отсутствие шад-викары, шести изменений. Нет рождения, нет смерти, нет увядания, нет побочных продуктов. Всё вечно. Всё существует вечно.

00:18:42 Итак, ка̄лам – это вечное время есть Кришна. Тва̄м манйе: «Я думаю, что вечное время – это Ты, Кришна». Это факт. И ӣш́а̄нам. Ишанам – значит верховный властелин. Ишварах парамах кришнах [Брахма-самхита 5.1]. Властелин – значит ишвара, ишвара – значит властелин. Он Верховный властелин. Он повелевает всем творением. Ишанам. Ка̄лам ӣш́а̄нам. Но кто Им повелевает? Никто. Ана̄ди – Он без начала. И без конца, и без начала. Ана̄ди или нидханам̇. И также вибхум, Верховный.

00:19:38 Вот что значит Кришна. Мы должны учиться у великих учителей. Вот Кунти, она учитель, поэтому её утверждения записаны в шастре. Что такое шастра? Шастра – это запись слов великих учителей, вот что такое шастра. Например, в суде кладут свод законов, справочники по правовым вопросам, и что это такое? Это слова каких-то авторитетов в этой области. И точно так же шастра значит шас-дхату, шастра – значит оружие, и также шастра – значит книги законов. И что они собой представляют? Это законы авторитетов. И точно так же шастра – это слова авторитетов. И Кунти является авторитетом. Кунти является авторитетом. И каким образом она им стала? Потому что она следовала за авторитетом: за Брахмой, Нарадой, Сваямбху.

00:21:08 Те, кто следует строго словам авторитета, также являются авторитетами. Например, кто такой юрист? Юрист – это тот, кто хорошо, досконально изучил закон и следует ему. Это хороший юрист. Юрист третьего класса не знает, как следовать закону. Хороший юрист может ссылаться на закон, на книги. «Ваша честь, – скажет он, – посмотрите в таком-то разделе такого-то закона и вы увидите, о чём я говорю». И судья смотрит и видит – да, действительно, и принимает его доводы. Так что авторитет. Маха̄джано йена гатах̣ са пантха̄х̣ [ЧЧ, Мадхья 17.186]. Махаджана. Авторитет – это махаджана. Обычных людей называют джана, обычный человек. Те же, кто является авторитетом, их называют махаджаной.
Итак, эти слова Кунти записаны здесь, в «Шримад-Бхагаватам». Не нужно считать, что она обычная женщина, иначе её слова бы не упоминались в «Шримад-Бхагаватам». Так что мы должны принимать то, что говорит Кунти.

00:22:33 Итак, неверное представление о Боге. Среди великих учителей, среди авторитетов нет неверных представлений. Они присущи обычным людям. Как, например, в Австралии, когда я говорил там, не было никакого непонимания, было согласие между мной и священником. Было полное согласие. Ты был со мной? Нет? Тебя не было. После того, как они послушали мою лекцию в течение часа, они согласились со всем, они аплодировали мне в течение десяти минут. Среди тех, кто действительно является авторитетом, не может быть разногласий. Они спросили: «Каково ваше мнение по поводу Господа Иисуса Христа?» Я сказал: «Он проповедовал сознание Бога, он наш гуру». Каждый, кто проповедует послание Бога, является гуру. И они это очень оценили, и это действительно так.

00:23:38 Вайшнав, который проповедует, пусть он даже проповедует по-другому, в соответствии со временем, местом и аудиторией, им приходится менять что-то, деша-кала-патра, но мы должны смотреть в суть. Если есть сознание Бога, если есть понимание. Например, иногда мы обращаемся за помощью к словарю, к маленькому карманному словарю, а также нам приходится обращаться к большому энциклопедическому словарю. И то, и другое словарь. Но в зависимости от времени, деша-кала-патра. Например, для маленького ребёнка есть маленький словарик, и этого достаточно. Но для человека, знающего высшую математику… Но и для того, и для другого два плюс два всегда четыре. И для того, кто знает высшую математику, и для того, кто просто оперирует арифметикой. Итак, принцип один и тот же. Лишь в зависимости от деша-кала-патры.

00:24:45 К примеру, слова в «Шримад-Бхагаватам» предназначены для людей с очень высоким сознанием, не для обычных людей. Парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇ [ШБ 1.1.2]. Люди завидуют. Они завистливы. «О, он христианин, он мусульманин, он этот, он тот». Нет. Парамо нирматсара̄н̣а̄м̇. Парамахамса. Он не видит: этот мусульманин, этот христианин, этот иудей. Пан̣д̣ита̄х̣ сама-дарш́инах̣ [БГ 5.18]. Он ко всем относится одинаково, он всех рассматривает равным видением, как неотъемлемых частиц Бога, Кришны. Мамаива̄м̇ш́о [БГ 15.7]. Кришна говорит: «Все живые существа – Мои неотъемлемые части». Почему он должен обращать внимание на кожу? Это кожа мусульманина, это кожа христианина, это кожа индуса. Он не на кожу смотрит, он смотрит внутри.

00:25:58 В этом теле находится вечная душа. Это духовное образование, начало духовного образования. Научитесь смотреть внутренним взором, не наружу, а внутрь. Те, кто смотрит лишь наружу, они ослы. Нужно возвысить своё сознание, слушая великих учителей. Если Бог равно относится ко всем, я говорю, зачем нужны индуизм, ислам, христианство? Этого не может быть. Как, например, золото есть золото. Никто не может сказать: «Это индийское золото, это американское золото, это христианское золото, это исламское золото». Золото есть золото.
Так что в действительности для того, кто сознаёт Бога, нет такого разделения. Потому что он знает: Бог присутствует повсюду. Он просто забыл, и это забвение, оно присуще каждому: будь то индус, мусульманин или христианин, это не важно. Но наш долг в том, чтобы исправить это забвение. Избавиться от него, удалить его. Вот что такое движение сознания Кришны.

транскрибирование: Анна Дубровина | 06 января 2021
транскрибирование: Анна Дубровина | 11 января 2021