В основе всего - Бог

Каракас - 21 февраля 1975
Васудева - изначальный источник всего. Бог присутствует повсюду и находится в сердце каждого, и также в атоме. Две категории экспансий Господа: свамша и вибинамша. Хотя Он распространяет Себя в безличной форме повсюду, тем не менее, Он существует как отдельная изначальная Личность. Сверхдуша указывает направление индивидуальной душе. Всё есть Бог, но всё – не есть Бог. Является ли источником жизни материя или жизнь? У Бога нет отца, источника. Господь Брахма не является изначальным источником всего. Чтобы получать наставления Господа из сердца, нужно практиковать бхакти-йогу. Повторение Харе Кришна подразумевает размышление о Кришне. Что значит быть совершенным йогом. Йога-сиддхи. Разум – среда между душой и умом. Движение Сознания Кришны основано на философии и науке. Ответы на вопросы. Место, где нет майи. Сколько разных путей существует для самосознания. Что значит «вначале было слово и слово было Богом». Высочайшая религия та, которая помогает человеку полюбить Бога.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:47:19 | качество: mp3 192kB/s 65 Mb | прослушано: 336 | скачано: 99 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01Лекция по «Шримад-Бхагаватам». Песнь 1, глава 1, текст 1. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 21 февраля 1975 года в Каракасе, Венесуэла.

00:00:28Итак, вчера вечером мы говорили об изначальном источнике всего. Итак, здесь объясняется – «Ом намо бхагавате васудевайа». Это определяет, что Васудева, Верховный Господь, – есть Васудева, поскольку Он присутствует повсюду. Сегодня вечером состоялась дискуссия о том, что у Бога нет какого-то конкретного имени, но Его называют разными именами в зависимости от различных Его деяний. Например, Бог присутствует повсюду, потому Его имя – Васудева. В «Брахма-самхите» сказано, что Бог находится в этой вселенной – андантара-стха, и не только во вселенной, но Он находится в сердце каждого, и также в атоме. Поэтому Бог безграничен.

00:01:55Бог не ограничен тем, что у Него только гигантская вселенская форма. Но Он также способен войти в атом. Поэтому на ведическом языке Бога описывают так: анор анийан махато махийан. Он больше величайшего и меньше мельчайшего.
У Бога две категории экспансий: Он распространяет Себя как свамша, или личные экспансии, а другая Его экспансия – это вибинамша, отделённые экспансии. Итак, Бог распространяет Себя лично, то есть Он распространяет Себя как Рама, Нрисимха, Вараха, Вамана и множество других воплощений. Это Его личные экспансии. И вот Господь Чайтанья, Нитьянанда – Они тоже являются личными экспансиями. Это одна категория экспансий. Другая категория экспансий – это вибинамша, например, мы. Мы тоже экспансия Бога. Но вибинамша означает «мельчайшая частица». Например, солнечный свет. Солнечный свет является сочетанием ярких корпускул. Очень маленькие частицы светящиеся, их сочетание именуется солнечным светом. И мы, живые существа, являемся тоже маленькими светящимися корпускулами Бога.

00:04:25Таким образом Бог распространяется повсюду. Майавади-философы, имперсоналисты считают, что, если Бог распространяет Себя повсюду, то как Он может быть Личностью? Это объясняется в «Бхагавад-Гите». Кришна, Бог, говорит, что Я распространяю Себя в Своих личных формах повсюду. Всё существует благодаря Мне. Тем не менее Я не являюсь всем.

00:05:19Например, этот микрофон также является экспансией, энергией Бога, но это не означает, что мы должны поклоняться микрофону. У Бога есть такое могущество: хотя Он распространяет Себя в безличной форме повсюду, тем не менее, Он существует как отдельная изначальная Личность. Можно привести в этой связи такой пример: у отца может быть двести детей, но это не означает, что сам отец прекращает существование. Эти дети являются экспансией отца, но отец остаётся отцом.

00:06:32Таким образом, Он – Васудева, что означает, что Он присутствует повсюду. В «Бхагавад-Гите» Он говорит, что Его руки, ноги, глаза повсюду. Поскольку неотъемлемые части Бога, будь то вишну-таттва или джива-таттва, присутствуют повсюду.
Помимо это Бог пребывает в сердце каждого как Сверхдуша. Итак, Сверхдуша указывает направление индивидуальной душе. Поэтому в «Бхагавад-Гите» сказано: сарвасйа чахам хриди саннивиштах. Хриди значит «в сердце», Я пребываю в сердце каждого. Поскольку Бог пребывает в моём сердце, Он указывает мне направление. И поэтому мы помним о Боге или забываем Его благодаря Ему. Иногда мы что-то забываем и пытаемся вспомнить, и Бог сразу помогает нам, напоминая, и мы говорим: «А, да-да-да, теперь я вспомнил». Мы говорим: «О, теперь я помню!» Это означает, что мы забываем, но Кришна напоминает нам: вот - и мы вспоминаем. Таким образом Бог в Своей полной экспансии присутствует повсюду. Поэтому Его имя – Васудева.

00:09:13И Васудева является источником всего. «Бхагавад-гита» говорит, что каждый, кто понял, что всё, что мы видим – это Васудева… Тем не менее, хотя мы всегда должны помнить, что Васудева есть всё, всё – не есть Васудева. Например, в вашей стране есть большие заводы, например, завод Форда в Америке. Это огромный завод, и на заводе повсюду ощущается присутствие мистера Форда. Но если вы хотите встретиться с мистером Фордом, вы не можете просто посмотреть на машину «форд» и довольствоваться этим. На машине тоже написано «форд». То есть если вы хотите увидеться с мистером Фордом и просто смотрите на машину и говорите: «О, я встретился с мистером Фордом», - это глупо. Машина – это форд, но Форд – это не машина.

00:10:59Таким образом попытайтесь понять: всё есть Бог, но всё – не есть Бог. Попытайтесь понять это именно так: всё есть Бог, но всё – не есть Бог. Не будьте сбиты с толку этой философией майавади, что всё есть Бог и на этом моё знание заканчивается.
Источник всего. Что есть природа этого Источника? Васудева есть всё, мы это приняли. Но является ли Васудева живым существом или мёртвой материей?

00:12:04В наше время, согласно теории учёных, жизнь состоит из химических веществ. То есть это материя. Об этом ещё пять тысяч лет назад говорил Вьясадева: источник жизни – жизнь или материя? Итак, он говорит, что источником всего является жизнь, потому что Васудева есть жизнь. И вот мы приходим к аргументам и доводам. Является ли источником жизни материя или жизнь – вот это нужно обсудить.

00:13:14Итак, здесь говорится, что источником является жизнь, потому что здесь сказано: … Например, если меня считать источником этого движения «Сознание Кришны», это означает, что я знаю прямо или косвенно всё об этом движении. Если я не знаю всего прямо или косвенно об этом движении, то я не могу называться основателем-ачарьей.
И как только Источник становится знающим… Если принять, что Он знающий, значит нужно принять, что Он жизнь. Поэтому мёртвая материя не может быть знатоком всего. Итак, здесь сказано: йато `нвайад итараташ чартхешв абхигйах сварат. Абхигйах означает «знающий, сознающий». Изначальный Источник всего обладает разумом, Он знает.

00:15:16Любой материальный объект, например, микрофон. Микрофон является комбинацией каких-то материалов: металлов, каких-то проводов, пластика. И всё это не собирается автоматически, то есть тот человек, который знает ремесло, он может соединить это всё в нужном порядке, и это заработает. Если этот микрофон сломается, я должен буду отнести его к тому, кто знает, косвенно или прямо, из чего он состоит. Поэтому Источник всего, или изначальный Источник всего, называется знающим, Он не мёртвая материя. Поэтому здесь говорится: абхигйах, что значит «знает в совершенстве».

00:16:34Итак, абхигйах. Можно сказать, что совершенное знание должно быть получено от вышестоящей личности. Например, если я хочу узнать о механическом устройстве этого микрофона, я должен обратиться к знатоку, который может объяснить мне, из чего он состоит. Поэтому можно задать такой вопрос: «Изначальный Источник всего есть знаток всего. Но откуда Он взял знание?» Например, иногда атеисты спрашивают: «Если Бог – изначальный отец всего, то кто является отцом Бога?» Ответ в том, что у Бога нет отца, Он самодостаточен. Поэтому используется слово «сварат». Сварат значит «самодостаточен».

00:18:29Что касается нас, у нас есть отец, у него есть свой отец, у того – свой отец и так далее. И когда мы приходим к той личности, у которой отца нет, это Бог. И так можно определить: если найдёшь того, у кого нет отца – это Бог. Если придёт негодяй и скажет: «Я Бог», спросите его: «У тебя есть отец?». Как только он скажет: «Да, у меня есть отец», значит он собака! (God – dog) Я знаю, что в вашу страну приезжает множество лжебогов. Но спросите у них, проверьте их: «У вас есть отец?», если он скажет: «Да, у меня есть отец», значит можете сказать ему: «Ты собака!»

00:19:41Поэтому одно из имён Бога – нерождённый. Нерождённый значит, что Он не был зачат никаким отцом. В Ведах на санскрите сказано «анадир адир». Анадих значит, что у Него нет источника, но Он адих, Он изначальный источник всего. Поэтому говорится: анадир адир. Анади означает, что Он не имеет источника, но все существуют благодаря Ему.
Это простое понимание и не составляет труда понять Бога. Анадир адир, у всех есть свой отец, и у него есть свой отец и так далее. Ади означает изначальный источник, но, когда вы подходите к Кришне, или к Богу, у Него нет ади, Он самодостаточен. Постарайтесь понять эту простую формулу понимания Бога: у Бога нет источника, Он – источник всего.

00:21:51Следующий вопрос, согласно Ведической информации изначальная личность есть Господь Брахма? Когда возник мир, и первым изначальным существом был Господь Брахма. Из Брахмы изошли все остальные живые существа, так происходило творение. Кто-то может по ошибке заключить, что Господь Брахма является изначальной Личностью Бога, потому что никто не знает, от кого он родился. Но Господь Брахма не является изначальным источником всего, хотя он создал эту вселенную, он не изначальный источник. Поэтому здесь объясняется, что изначальная Личность – это Васудева, или Кришна, и Он дал разум Брахме, чтобы создать эту вселенную.

00:23:40Но если мы выскажем этот аргумент: «Ведь Брахма был один, как он мог получать наставления от какой-то личности свыше?» Поэтому говорится: «тене брахма хрида», – Верховная Личность Бога, Васудева, дал наставления Брахме из сердца. И это прерогатива не только Брахмы. Кришна, как мы уже сказали, находится в сердце каждого, если вы хотите обратиться к Нему за советом, Он может дать вам его, дать вам наставления. Единственное условие, что вы должны стать таким же квалифицированным, как Брахма, чтобы получать наставления из сердца от Него. И в чём заключается эта квалификация? Об этом говорит «Бхагавад-гита». Кришна говорит: «Я нахожусь в сердце каждого, но нужно лишь обрести квалификацию, чтобы слышать Меня». И в чём же состоит эта квалификация? В том, что нужно практиковать бхакти-йогу. «Бхаджатам прити-пурвакам» - это означает бхакти-йога, то есть всегда с любовью служить Господу.

00:26:14Итак, «тешам» – те, кто 24 часа в сутки посвящает себя служению Господу с любовью. Только таким Он даёт наставления поступать так-то и так-то. И что это за наставления? «Йена мам упайанти те» - это наставления, которые дают ему возможность вернуться домой к Богу.
Здесь, в материальном мире мы боремся за существование, поэтому мы здесь несчастливы. Поэтому Кришна говорит: «Сарва-дхарман паритйаджйа - отбрось эти ненужные занятия и просто предайся Мне». И когда мы предаёмся, это предание заключается в ом намо бхагавате васудевайа. Иными словами, Кришна, Васудева, я принимаю Твоё предложение, я выражаю Тебе своё почтение. Тогда вы начинаете своё служение Кришне и постепенно вы получаете наставления изнутри: поступай так-то, поступай так.

00:28:41Это не составляет труда ни для кого, это очень просто. Что это значит – «ман-мана бхава мад-бхакто» – всегда думай обо Мне, стань Моим преданным. Пока человек не стал преданным, он не может всегда думать о Кришне, это невозможно. С другой стороны, тот, кто думает о Кришне 24 часа в сутки, является преданным. Поэтому мы распространяем эти новости: повторяйте Харе Кришна. Повторение Харе Кришна подразумевает размышление о Кришне. Кришна говорит: «Ман мана бхава – всегда думай обо Мне».
В другом месте Он говорит: «Любой, кто всегда думает обо Мне в сердце, является совершенным йогом». Система йоги очень популярна в вашей стране, но это как раз пример того, когда человек становится совершенным йогом. И вам не нужно подвергать себя многочисленным трудностям: зажимая свои ноздри, нагибая голову и так далее. Просто повторяйте Харе Кришна – и вы становитесь совершенным йогом.

00:30:37И как только вы становитесь первоклассным йогом, вы обретаете все силы. Возможно, вы не знаете, но существует восемь йогических совершенств, восемь видов силы. Одна лишь гимнастическая йога – это ещё не йога. Вы должны развить эти мистические силы: анима, лагхима, махима и так далее. Анима – это значит вы становитесь меньше мельчайшего. Тот, кто достиг совершенства в йоге, его можно запереть где угодно, и он выйдет. Это йога-сиддхи. А не то что йога запирают, но он не может выбраться. Это просто гимнастика. Вы можете обрести йога-сиддхи, когда станете совершенным йогом. (Махима) Вы можете плавать по воздуху - это называется лагхима. Сейчас самолёт может летать по воздуху с огромной скоростью, но, когда вы достигаете йога-сиддхи, вы можете двигаться со скоростью света, вы можете оказаться в любом месте мгновенно. Это даже быстрее чем скорость ума. Например, вы сидите здесь, а ваш родной дом может находиться за десять тысяч миль отсюда, и вы можете в своих мыслях мгновенно перенестись туда, такова скорость ума. Мгновенно вы не можете перенести туда своё тело, но ум вы можете перенести. Почему это возможно? Потому что ум тоньше грубого тела. В «Бхагавад-гите» говорится о тонких чувствах. Например, есть грубое тело, и грубое тело состоит из чувств, но более тонкое чувство – это ум.

00:33:59Итак, система йоги направлена на контроль ума. Управляя умом, вы можете повелевать чувствами, потому что ум является господином чувств. Над умом находится ещё более тонкий разум. Вы можете воспитывать свой ум при помощи разума. И это наилучший разум, когда человек занимает свой ум с его помощью в сознании Кришны. И тогда вы будете получать наставления изнутри, от Верховной Личности Бога, где бы вы ни находились.

00:35:03Итак, когда мы очистим свой ум, мы сможем всё это постепенно понять. В настоящий момент вследствие осквернённости материей наш ум осквернён многими материальными мыслями. Если очистить ум, то вы подниметесь на духовный уровень. И это разум – среда между душой и умом. Прежде всего это тело, ум ещё тоньше тела, тоньше ума – разум, и тоньше разума – душа. Если вы занимаете свой ум постоянно лотосными стопами Кришны, то он очищается. И этому учит Движение Сознания Кришны – сосредоточению ума на лотосных стопах Кришны, это называется бхакти-йогой. Если практиковать эту бхакти-йогу, то вы достигнете совершенства жизни во всём. Мы распространяем бхакти-йогу по всему миру, здесь находится один из центров, воспользуетесь этой возможностью.

00:37:09Это движение основано не на сантиментах, но на философии, на науке, это авторитетное движение. У нас есть около пятидесяти книг о Движении Сознания Кришны. Вы можете их читать, вы можете спрашивать у преданных, если не понимаете, и повторяйте Харе Кришна и достигайте совершенства своей жизнью.
Спасибо вам большое, если у вас есть вопросы, вы можете задать их.
Обрыв записи.

00:37:56ШП: Самадхи – значит всегда думать о Кришне.
- Она говорит, что в храме много майи и что люди, которые живут в храме – обманщики.
ШП: А где нет майи? Назовите мне место, где нет майи, мы туда отправимся. В этом храме нет майи, но поскольку я в майе, я думаю, что храм – это майя. Об этом сказано в «Бхагавад-гите»: «Любой, кто предаётся Мне, преодолевает влияние майи». Поэтому любой, кто в этом храме, они преданные, поэтому они не в майе.
- Сколько разных путей существует для самосознания?

00:39:46ШП: Только один путь. Бог один и осознание Его – это один путь. Не может быть двух путей. Например, Индия. Индия находится отсюда куда? В восточную сторону, да. Это просто пример. Вы не можете найти на западной стороне Индию. Как например, Колумб. Он хотел открыть Индию, и он отправился не на восток, а отправился на запад и вместо этого открыл Америку. Так, если вы хотите отыскать Бога, вы должны избрать верный путь.
Об этом говорит «Бхагавад-гита». Господь никогда не говорит, что при помощи кармы, гьяны и йоги можно достичь Бога. Это невозможно. Только при помощи бхакти. Если вы хотите получить Бога, то вы должны совершать это преданное служение, если же вы хотите майи, то вы можете избрать разные пути. Только один прямой путь.

00:41:55- Он говорит, что Колумб тоже, если бы он продолжал плыть, он бы приплыл в Индию.
ШП: Да, вы правы. Если бы Колумб плыл ещё дальше, дальше на запад, он бы доплыл до Индии. Это значит, если вы идёте другим путём, то вы достигнете Бога, но спустя много-много жизней. Так что если вы хотите потратить много времени на достижение Бога, то вы можете избирать другие пути, разные пути. Но если вы хотите это сделать сразу же – встаньте на путь бхакти. Например, есть лифт и есть лестница. Вы можете и по лестнице достичь верхнего этажа, но если есть лифт – зачем идти по лестнице? Воспользуйтесь лифтом, и он мгновенно вас довезёт до верхнего этажа, а по лестнице вы будете весь день идти. Поэтому неразумные люди избирают другие пути, но разумный человек избирает путь бхакти-йоги.
Обрыв записи.

00:43:44ШП: Он говорит, что он Сын Бога, и мы это признаём. … Да, поскольку все души и Христос тоже душа, поэтому они едины.
Он говорит, что вначале было слово и слово было Богом. Что это значит?
ШП: Это означает, что Бог был и Бог личность, Он может говорить и это Его слово. Было слово, слово Бога, это означает, что Бог личность. И поскольку Он личность, у Него есть сын – Христос.
Он говорит, Бог свет и Он внутри нас.

00:44:49ШП: Да, каждый скажет так. Любой, кто обладает знанием. Если вы исследуете Библию, то вы тоже обретёте это знание. Мы хотим общаться с теми людьми, кто обладает знанием о Боге. Вопрос не в «Бхагавад-гите» или в Библии. Мы хотим, чтобы вы стали сознающими Бога, для этого существует наше Движение.
В «Шримад-Бхагватам» нет упоминания ни о христианстве, ни об индуизме, ни о исламе, ни о буддизме. В «Бхагаватам» говорится «ваи пумсам паро дхармо»: высочайшая религия – это та, которая помогает человеку полюбить Бога. И мы учим людей любить Бога, такова наша миссия. Мы не говорим: «Станьте христианином, или индусом, или мусульманином», - нет. Станьте любящим Бога.

00:46:30Итак, в сравнении со всеми остальными процессами, тот процесс, который мы рекомендуем, - самый лёгкий. И с этим согласился один из священников в Бостоне. Он сказал, что эти юноши и девушки – они наши соотечественники, наши ребята, когда этого Движения не было, они не ходили в церковь, но сейчас они сходят с ума по Богу.

Поэтому это самый лёгкий способ очиститься и вернуться домой к Богу. Спасибо большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | 16 октября 2019