Мы в опасном положении

Лос-Анджелес - 29 April 1973
Наш единственный защитник – это Кришна, наш единственный долг – служить Кришне. Преданные должны заботиться о своём теле, потому что оно принадлежит Кришне. Важные элементы шаранагати. Кришна любит равно каждого, потому что все Его неотъемлемые части, но Он с особой заботой относится к Своему преданному.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:27:42 | качество: mp3 96kB/s 18 Mb | прослушано: 84 | скачано: 216 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:03 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, глава восьмая, текст тридцать семь. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 29 апреля 1973 года в Лос-Анджелесе.
Преданный:
— Перевод: «О мой Господь, Ты выполнил все обязанности Сам. Неужели сегодня Ты покинешь нас, несмотря на то что мы полностью положились на Твою милость и, кроме Тебя, нас некому защитить теперь, когда все цари стали нашими врагами?»
[ШБ 1.8.37]

00:00:45 Шрила Прабхупада:
Итак, эта беседа происходила между Кунти и Кришной, в то время как Кришна отъезжал домой после того, как установил Пандавов во главе их царства и когда закончилась битва на Курукшетре. Кришна возвращается домой в Двараку. И Он просит отпустить Его. Он прощается со Своей тётей. И тогда Кунти возносит эту молитву, напрямую спрашивает Его: «После того, как Ты исполнил Свой долг, неужели Ты в действительности собираешься покинуть нас, оставив нас одних?»
Таково положение преданного. Здесь сказано: «Кроме Тебя нас некому защитить». Таково наше положение. Анйат означает ничто другое. Это совершенное предание. Как, например, Нароттам дас Тхакур говорит [санскрит]. «Нанда-сута, Кришна, Ты стоишь здесь вместе с дочерью царя Вришабхану, вы оба здесь». Мы не хотим видеть Кришну одного.
Почему все кашляют? В чём проблема? Вчера я тоже слышал кашель. В чём проблема?

00:02:43 Преданный: По-моему, простуда гуляет. Простуда гуляет.
Шрила Прабхупада: У вас что, нет достаточно тёплой одежды? Вы заболеваете? Вы должны организовать это, вы должны заботиться о своём здоровье. В «Бхагавад-гите» сказано: йукта̄ха̄ра [БГ 6.17]. Вы должны питаться, чтобы поддерживать здоровье в нормальном состоянии. Также нужно заботиться о других потребностях тела. Если вы заболеваете, как вы можете практиковать сознание Кришны? Как, например, Брахмананда сегодня не мог сегодня поехать. Мы должны быть осторожными, заботиться о здоровье, мы не должны есть слишком много или слишком мало – лучше есть меньше чем больше. Вы не умрёте, если будете меньше есть, но вы умрёте, если будете передать. Люди умирают не от недоедания, а от переедания. Таков должен быть принцип. Медицина всегда запрещает есть больше, чем нужно. Обжорство – причина диабета, а недоедание – причина туберкулёза. Это медицинский факт. Поэтому мы не должны ни недоедать, ни переедать. В случае детей, они могут переедать, но взрослые не могут совершать подобную ошибку. Дети могут всё переварить, они весь день играют. Так или иначе, мы должны заботиться также о нашем здоровье.

00:04:49 Санатана Госвами страдал очень сильно от кожной болезни, и Чайтанья Махапрабху обнимал его. Бывает два вида кожной болезни: сухая и влажная. Иногда эти язвы, они сухие, иногда – влажные. Тело Санатаны Госвами всё было покрыто влажными язвами, и Чайтанья Махапрабху обнимал его. Эти выделения прилипали к телу Чайтаньи Махапрабху, и Санатана Госвами чувствовал сильный стыд: «Я страдаю от этой болезни, и Чайтанья Махапрабху обнимает меня и эти выделения остаются на его теле. Насколько я несчастен!» И он решил: «Завтра я расстанусь с жизнью, вместо того чтобы позволять Чайтанье Махапрабху обнимать меня». На следующий день Чайтанья Махапрабху спросил: «Ты решил совершить самоубийство? Ты думаешь, что это тело принадлежит тебе?» Санатана молчал. Чайтанья Махапрабху сказал: «Ты уже отдал это тело мне, как ты можешь убить его?» Конечно, с того дня эти струпья исчезли, но наше тело, те, кто сознаёт Кришну, те, кто трудится для Кришны, не должны думать, что их тело принадлежит им. Они уже отдали его Кришне. Поэтому нужно о нём хорошо заботиться, не пренебрегать. Как, например, вы заботитесь о храме, потому что это место Кришны. Аналогичным образом мы не должны чрезмерно заботиться, но какую-то заботу мы должны проявлять, чтобы не заболеть, так или иначе.

00:07:20 Кунтидеви говорит: [санскрит]. Это называется полной зависимостью. Путь предания, шаранагати, состоит из шести элементов. Шесть элементов составляют полное предание Кришне. А̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣ [«Хари-бхакти-виласа» 11.676]. Первый элемент шаранагати – это принимать всё, что благоприятствует для служения Кришне, а̄нукӯлйам. Совершенное бхакти – значит принимать всё, что благоприятствует преданному служению. И пра̄тикӯлйасйа варджанам – отвергать всё, что не благоприятствует сознанию Кришны. Поэтому мы запрещаем, у нас есть определённые ограничения, потому что некоторые вещи не благоприятны. И мы говорим так же, мы призываем делать что-то, например, повторять шестнадцать кругов Харе Кришна. Это благоприятно. Итак, шаранагати означает отказываться от неблагоприятных элементов и принимать благоприятные. Следующий элемент – верить, что Кришна защитит меня. Полностью верить в это. Также считать себя одним из слуг Кришны. Из этого состоит шаранагати.

00:09:19 Итак, здесь Кунти говорит: «Если, мой дорогой Кришна, Ты думаешь, что у нас сейчас всё хорошо, мы вернули себе царство, всё наилучшим образом произошло, и Ты хочешь оставить нас – это не самое лучшее предложение, потому что мы всё ещё не свободны. Дело в том, что мы убили множество царей. Все их родственники, друзья замышляют добраться до нас и снова сразиться с нами. Вот в таком мы положении. Они по-прежнему замышляют. Поэтому не думай, что мы уже освободились от всех опасностей, нет. И кроме Твоих лотосных стоп у нас нет иной защиты. Таково наше положение». И так обиняками она просит Кришну: «Не покидай, не покидай нас. Не думай, что мы сейчас в безопасности, мы не в безопасности. Без Твоей защиты мы всегда в опасности». Таково положение преданных.

00:10:44 На самом деле мы находимся в опасном положении в этом материальном мире. В любое время майя может нагнать нас, схватить нас. Как только мы проявляем некоторую нерадивость, считая, что ну сейчас я свой долг исполнил – можно немного расслабиться. Нет, расслабляться нельзя. Мы всегда должны быть начеку. Шрила Рупа Госвами написал один стих: авйартха-ка̄латвам̇ [ЧЧ Мадхья 23.18]. Преданный должен быть очень внимательным, должен понимать, не трачу ли я понапрасну своё время. Занят ли я сейчас служением майе или служением Кришне? Нужно всегда быть бдительным.
Это признаки продвинутых преданных. Какие: на̄ма-га̄не сада̄ ручих̣ – он никогда не устаёт повторять святое имя, петь его и танцевать. Он не испытывает усталости, на̄ма-га̄не сада̄. Сада означает всегда, ручи – он испытывает вкус, ему это очень нравится. Это вкус.

00:12:28 Этот вкус, чтобы пробудить его, нужно время. Как, например, Рупа Госвами. Когда он повторял святое имя, он думал: «У меня только один язык и два уха. Что я смогу повторить этим?» Он думал: «Ах, если бы у меня были миллионы языков, триллионы ушей, как бы я мог тогда насладиться воспеванием Твоего имени!» Мы не должны подражать этому, но, по крайней мере, мы должны быть очень внимательны в том, чтобы завершать шестнадцать кругов минимум. На̄ма-га̄не сада̄ ручих̣. Мы должны взращивать свой вкус к пению святого имени, повторению, на̄ма-га̄не сада̄ ручих̣.

00:13:20 Прӣтис тад-васати-стхале – мы должны углублять своё желание жить в месте, где живёт Кришна. Кришна живёт везде, таково видение просветлённых преданных. На самом деле, Он живёт везде, но, тем не менее, поскольку мы находимся в низком положении, мы должны знать, что Кришна находится в храме. Кришна находится повсюду, но для нас, поскольку у нас нет такого видения, нет способности увидеть Кришну, находящегося повсюду, мы должны приходить сюда, в храм и видеть здесь Кришну.
Кришна по Своей милости низошёл сюда в той форме, в какой я могу воспринимать Его, это милость Кришны, и это храм. У Кришны тело полностью духовно, но наши глаза не способны увидеть это духовное тело. Сад-чит-ананда виграха. Мы привыкли видеть материальные формы, джада. Грубое появление. Мы можем видеть камни, металл, дерево. Можем видеть все эти материальные элементы, но Кришна есть всё, поэтому, чтобы наши несовершенные глаза могли видеть Его, Кришна предстал перед нами в форме камня, но Кришна не камень. Не подумайте, что мы поклоняемся камню. Мы поклоняемся Кришне. Но, поскольку мы не можем видеть ничего, кроме камня, поэтому Кришна милостиво явился в форме, вырезанной из камня. Таков вывод, таково заключение.

00:15:19 Итак, прӣтис тад-васати-стхале – необходимо проявлять желание жить в окружении, в атмосфере храма. На̄ма-га̄не сада̄ ручих̣ – мы должны усиливать, углублять желание всё больше повторять святое имя. И нужно всегда считать себя зависимым от Кришны. Это сознание Кришны. Всегда думать, что без Кришны моя жизнь бесполезна. Без Него я в опасности. На самом деле мы в опасности без Кришны.
Кунти возносит эту молитву: «Кришна, Ты думаешь, что сейчас мы в безопасности, но я не думаю, что нам ничего не угрожает, мы всегда находимся в опасности. Так, если Ты думаешь, что нам ничего не угрожает, то кто защитит нас? Дело в том, что у нас нет других защитников кроме Твоих лотосных стоп». Пада̄мбуджа̄т, пада – значит стопы, амбуджа – лотос. «Кроме как Твои лотосные стопы у нас нет другого прибежища. Нет другого прибежища. Что же касается нашей безопасности, то нас уже окружает множество врагов. Потому что в войне чей-то отец погиб, и его сын готов сражаться с нами, потому что мы отнюдь не свободны сейчас».

00:17:17 Она обращается к Кришне как к Прабху, хотя Кришна подошёл к Кунтидеви, чтобы взять пыль с её стоп на Свою голову. Она старше Его, но Кунтидеви обращается к Нему, называя Его Прабху, Господь. Кунтидеви не называет Его… Она спрашивает своего возлюбленного племянника, но она знает, что: «Кришна, хотя и играет роль моего племянника, сына моего брата, тем не менее, Он Прабху, Он Верховный господин». Поэтому она и обращается к Нему: Прабху.

00:18:00 Джиха̄саси. Джиха̄саси означает: «Ты действительно покидаешь нас?» Сухр̣до – это благожелатели. Ануджӣвинах̣ – они живут только по Твоей милости. Наша жизнь продолжается только по Твоей милости. Это признаки по-настоящему сознающего Кришну человека. Необходимо всегда считать себя находящимся в опасности без Кришны. Это первая ступень. И приняв прибежище у лотосных стоп Кришны, нужно всегда чувствовать себя в безопасности – теперь я пребываю под защитой. Кришна говорит: каунтейа пратиджа̄нӣхи на ме бхактах̣ пран̣аш́йати [БГ 9.31]. Это факт. Если вы стали чистым преданным Кришны, вам ничто не угрожает, пран̣аш́йати. Кришна защищает каждого. Без Его защиты никто не может прожить даже мгновение, это факт.

00:19:24 Итак, если вы думаете, что Кришна защищает всех – так зачем тогда становиться каким-то особенным преданным? Нет, есть смысл. Как, например, царь защищает каждого, каждого своего горожанина, он защищает, это его долг, но с особым тщанием он защищает своих людей. В этом разница. В этом нет ничего неестественного. Один человек непосредственно занят службой в правительстве, служит президенту, и когда он оказывается в трудном положении, ему оказывается особая защита. Хотя президент Никсон защищает как президент каждого гражданина страны, но те, кто лично общаются с ним, служат ему, получают особые привилегии. В этом нет ничего неестественного, это вполне естественно, это не пристрастие.

00:20:34 Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: само ’хам̇ сарва-бхӯтешу [БГ 9.29] – «Я равно отношусь к каждому». Он Бог, как Он может пристрастно относиться к кому-то? Нет, само ’хам̇. Самата. Это естественно. Например, какой-нибудь человек, он любит всех детей, но он проявляет особую любовь к своим детям. Это естественно. Это не пристрастие. Никто не будет ему ставить это на вид: «Почему вы любите больше своих детей, чем остальных?» Это естественно, это не пристрастие.
Точно так же Кришна любит равно каждого, потому что все Его неотъемлемые части, но Он с особой заботой относится к Своему преданному. Поэтому Он говорит: каунтейа пратиджа̄нӣхи на ме бхактах̣ пран̣аш́йати. Его бхакта, Его преданный, Он всегда заботится о том, чтобы у преданных всё было хорошо. И преданные всегда, не покладая рук, трудятся, чтобы удовлетворить Кришну: одевая Его, кормя Его, служа Его – всегда заняты. Точно так же Кришна тоже всегда занят тем, чтобы заботиться о Своих преданных, чтобы осчастливить их. И это близкие отношения с Кришной.

00:22:07 Обычное живое существо тоже имеет отношения с Кришной, но когда оно становится преданным, эти отношения становятся близкими. Оно становится Его близким другом. Поэтому Кунти просит Кришну: «Как Ты можешь нас покинуть? Мы Твои близкие друзья». И ануджӣвинах̣. Ануджӣвинах̣ означает: «Мы живём только по Твоей милости. Поэтому не думай, что сейчас мы в безопасности и Ты можешь нас покинуть. У нас нет кроме Твоих лотосных стоп другого прибежища. Пожалуйста, не покидай нас». Такова была молитва Кунти.

00:22:52 Подобным образом Нароттам дас Тхакур говорит: «Я полностью предался. Ты можешь дать мне Свою милость…», потому что без сознания Кришны, когда человек думает: «Я сам защищу себя, моё общество позаботится обо мне, моё государство позаботится, моя община. Зачем мне Бог?» – так в общей массе люди думают. «У меня столько покровителей, столько защитников, зачем мне Кришна? Эти чудаки, у которых нет никаких защитников, могут обращаться к Кришне», – вот так люди думают. Но это неправильно. Если Кришна вас не защитит – вас никто не защитит.
Так сказано в «Шримад-Бхагаватам». Когда Прахлада Махарадж молился Кришне, Нрисимхадеве, он говорил: «Мой дорогой Господь, ба̄ласйа [ШБ 7.9.19], не стоит думать, что, так как у ребёнка есть отец и мать, он полностью находится под защитой, нет, это не так». Если Кришна ребёнка не защитит, несмотря на то, что у него может быть тысячи отцов и матерей, он не будет под защитой, это факт.

00:24:31 Точно так же он говорит: [санскрит]. Не подумайте, что хороший врач и качественное лекарство может защитить вас, нет. Допустим, кто-то страдает от какой-то болезни, и он очень богат. Он может нанять лучшего врача, получить лучшее лекарство. Но означает ли это, что ему гарантирована жизнь? Нет. Если Кришна не защитит его, несмотря на самое лучшее медицинское обслуживание, лучшие лекарства, он умрёт. Это факт. Так же, если у вас хороший надёжный корабль, нет гарантий, что вы не утонете в океане. Нет, в любой момент, если Кришна не защитит вас. Вот такое у нас положение.

00:25:28 Итак, мы можем изобрести множество средств противодействия, множество средств для нашей защиты – в этом проявляется научный прогресс – в борьбе за существование. Природа докучает нам, доставляет нам трудности, и люди, так называемые учёные, пытаются изобрести что-то, чтобы противостоять этим трудностям. Это называется борьба за существование. Но это невозможно. Если Кришна вас не защитит, ваши изобретения бесполезны.
Итак, царица Кунти знает об этом. Хотя Кунти приходится матерью великим воинам: Арджуне, Бхиме, тем не менее, она думает: «Они недостаточно сильны, чтобы защитить нас. Мои сыновья – такие великие воины, но это не защита. Кроме Тебя никто не защитит». Поэтому она говорит: йеша̄м̇ на ча анйад – «Не подумайте, что кто-то может защитить нас кроме Твоих лотосных стоп». Это очень хороший стих для преданной души, которая ищет защиты у Кришны. Если мы остаёмся в этом положении, считая, что наш единственный защитник – это Кришна, наш единственный долг – служить Кришне, тогда наша жизнь успешна. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 23 March 2021