Как мы можем понять величие Бога

Нью-Йорк - 10 April 1973
Бог повсюду, Он велик, но этого понимания недостаточно. Когда вы вступаете в отношения с этим Великим – это совершенство. Он невидим для тех, у кого нет глаз, но их можно очистить. Признаки человека в добродетели. Даже добродетель необходимо очищать. Сознание Бога не означает, брать что-то у Бога с каким-то мотивом, а наоборот – отдавать всё Ему. Кришна запределен материальной природе. Бог являет Себя преданному. Видеть Бога, говорить с Богом, вернуться к Нему домой – всё это возможно и это цель Движения Сознания Кришны.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:32:15 | качество: mp3 96kB/s 22 Mb | прослушано: 278 | скачано: 247 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:03 Лекция по Шримад-Бхагаватам, первая песнь, глава восьмая, текст восемнадцатый. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 10 апреля 1973 года в Нью-Йорке.
Преданный:
— Перевод: «Царица Кунти сказала: О Кришна, я склоняюсь перед Тобой, ибо Ты — изначальная Личность, и на Тебя не влияют качества материального мира. Ты существуешь внутри и вне всего, и все же остаешься невидимым ни для кого».
[ШБ 1.8.18 https://vedabase.io/ru/library/sb/1/8/18/]

00:00:45 Шрила Прабхупада:
— Итак, таково положение Бога: Он повсюду. Он пребывает внутри вселенной, Он пребывает внутри атома. [Санскрит]. Это «Брахма-самхита». Распространяя Себя в одну из Своих полных частей, Он пребывает в этой вселенной. И не только в этой, но также в каждом атоме. Анор анийан махато махийан [Катха-Упанишад 1.2.20]. Таково качество Бога: Он может стать больше величайшего. Например, у нас есть такое понятие величайшего – это вселенная. Мы не можем даже представить себе, насколько необъятна эта вселенная. Но такие вселенные выходят с дыханием Маха-Вишну. Когда Он делает выдох, из Него выходят бесчисленные вселенные; когда Он вдыхает – все эти вселенные входят в Него обратно. Бхӯтва̄ бхӯтва̄ пралӣйате [БГ 8.19]. Они рождаются и снова исчезают. С одной стороны, бесчисленные вселенные могут войти в ноздри Маха-Вишну. С другой стороны, Он может войти даже в атом.

00:03:07 Это сознание Бога. Он больше величайшего. Как правило, мы говорим: «Бог велик», – но мы не знаем, насколько Он велик. Люди говорят: «Бог велик», – но у нас нет понятия о том, насколько Он велик. Он настолько велик, что может проглотить бесчисленные вселенные в Своём животе. Например, когда мама потребовала у Кришны: «Покажи мне, что ты не ел, докажи, что ты не ел землю. Друзья пожаловались, а ты говоришь, что ты не ел землю. Я прошу тебя: открой рот». И когда Он открыл рот, она увидела во рту все вселенные. И Он доказал: «Моя дорогая мама, не только немного земли, но там в Моём рту целая вселенная». Когда мама Яшода изумилась, она подумала, что это какая-то иллюзия: «Хорошо, не ешь больше». Она не знает, что это Верховная Личность Бога. «И чтобы явить мне Свою милость, Он стал моим ребёнком», – она не знает этого. Она всё время думает: «Это мой ребёнок. Он подчиняется мне». Таковы отношения между Верховной Личностью Бога и Его преданными.

00:04:55 Вот чего мы хотим. Мы должны понять: Бог очень велик, но этого недостаточно. Когда вы вступаете в отношения с этим Великим – вот это совершенство. Это совершенство. Предположим, ваш президент очень велик. Хорошо, все знают: президент очень велик. Ну и что с того? Но когда вы действительно построите с ним отношения: станете его другом, слугой, секретарём… Так или иначе, если я как-то связан с этой великой личностью, это пойдёт мне на благо. В противном случае, какой в этом толк? «О, президент Никсон очень великий!» Ну и что? Есть много великих! А какое благо это мне приносит?
И этому учит сознание Кришны. Философы-майавади, они просто молчат. «О, Бог очень велик!» Но они не могут представить себе, насколько Он велик. Однако преданный может понять Его величие, он может видеть, что бесчисленные вселенные пребывают во рту Господа. Таково положение преданного. Знания о том, что Бог велик, недостаточно. Бог, конечно же, велик, это правильно. Но до тех пор, пока вы не построите отношения с этим великим, вы не сможете наслаждаться по-настоящему Богом и пониманием Его величия.

00:06:33 Итак, здесь Кунти говорит: алакшйам̇ сарва-бхӯта̄на̄м [ШБ 1.8.18]. Сарва-бхӯта̄на̄м – все живые существа, алакшйам̇ – Ты невидим. Невидим, хотя антар бахир авастхитам – Ты пребываешь внутри и снаружи. Господь внутри вас. Ӣш́варах̣ сарва-бхӯта̄на̄м̇ хр̣д-деш́е ’рджуна тишт̣хати [БГ 18.61]. Ишвара, Верховный Господь, находится в сердце каждого. Йога учит тому, как обнаружить этого Бога, Параматму, или как научиться медитировать на Него. Сейчас йога сводится лишь к физическим упражнениям, чтобы поддержать хорошее здоровье, чтобы убрать лишний вес – вот что такое йога сейчас. Но это не йога, это лишь упражнения. Настоящая йога – это понимание, что Бог внутри меня, но Он не видим, алакшйам̇. Антар бахир – хотя Он и внутри, и снаружи, тем не менее, я не могу Его видеть.

00:07:58 Итак, медитация – это сосредоточение ума на том, чтобы найти Бога в своём сердце. Это истинное совершенство йоги. Но люди не знают этой науки. Здесь даётся хорошее объяснение: антар бахир авастхитам. Вират-рупа, как например, Арджуна хотел увидеть гигантскую форму Бога, и Бог показал ему. Мы можем видеть эту гигантскую форму в этой вселенной. Она описана в «Бхагаватам». Вы читали о том, что великие горы, холмы являются костями этой гигантской формы. Говорится, что высочайшая планетарная система Брахмалока – это голова. (Как это называется? Череп? Вот эта часть? Нет, на английском…) Череп. Итак, а реки – это вены. Моря – это отверстия, как у вас, например, есть. Так описывается эта гигантская форма.

00:09:27 Итак, эта форма гигантская. В то же время Господь находится в вашем сердце в очень маленькой форме. Итак, Он внутри и снаружи. Мы лишь должны очистить свои глаза, чтобы увидеть Его. Вы можете видеть Бога внутри и снаружи, но не этими глазами. Эти материально осквернённые глаза, или чувства, осквернённые материей, не позволят вам увидеть Бога. Но Бога можно воспринимать, Его можно видеть с помощью этих же глаз, этих же чувств, если они очистятся. И путь очищения есть путь сознания Кришны. Чем больше вы очищаетесь, тем отчётливей вы сможете увидеть Бога внутри и снаружи. Индрийаих̣ [ЧЧ, Мадхья 17.136] – эти чувства не могут воспринимать: не могут видеть, не могут касаться, не могут слышать на̄ма̄ди. Пока вы не очистите их, вы не сможете даже слышать имя Кришны. Пока вы не очиститесь, имя входит в это ухо и выходит в другое. Вы не можете оценить его. Поэтому необходимо очищение.

00:11:01 Люди поражены тремя материальными качествами: добродетелью, страстью и невежеством. Как правило, они заражены двумя низшими качествами: невежеством и страстью, раджас-тамах. Как мы это определяем? «Этот человек находится в гуне добродетели, а этот человек – в гуне страсти, а этот человек – в гуне невежества», – как мы это определяем? По признакам. По признакам. Когда на человека влияют низшие качества – раджас-тамах, страсть и невежество, его признаками являются сильная жадность и похоть, таковы признаки. Как только мы обнаруживаем очень жадного человека или похотливого, можно сделать вывод, что им управляют низшие качества материального мира. И саттва-гуна – это пракаша, освещение.

00:12:22 Когда человек поднимается в гуну добродетели – это брахманические качества. Сатйам шамо дамас титикша [БГ 18.42]. Он становится правдивым, он управляет умом, управляет чувствами. Шама, дама, титикша. Он терпелив, титикша. Арджавам, прост. Шучи – он чист. Гьянам – он знает реальность, какова она есть. Вигьянам – он может применять знание на практике. Астикьям – это значит иметь твёрдую веру в Бога, он знает, что Бог есть. Бог есть, и он знает, что Бог внутри и снаружи. Таковы признаки человека в добродетели.

00:13:26 Итак, существует три класса людей. Движение Сознания Кришны предназначено для того, чтобы вывести людей из влияния низменных качеств: невежества и страсти – на уровень добродетели. Но даже эту добродетель необходимо очищать. Материальный мир таков, что даже на добродетель здесь нападают остальные низшие качества. Великие люди, очень хорошие люди, тем не менее, не лишены множества изъянов. Прежде всего мы должны подняться на уровень добродетели, на уровень брахмана. Но затем вы должны очищать эту добродетель, саттвам-вишудхам, вишудхам-саттва, васудева-саттва – вы должны подняться на уровень Ва̄судевы. И тогда мы сможем понять Бога. Не подумайте, что Бог – некая дешёвка, Его можно очень легко понять, находясь под влиянием материальных гун, особенно низших гун. Итак, в настоящий момент большинство людей находятся под влиянием низших материальных качеств: невежества и страсти. Поэтому вы видите, что по всему миру все жадные и похотливые. Каждый человек. В такой ситуации это очень трудно. Алакшйам̇ сарва-бхӯта̄на̄м.

00:15:09 Итак, до тех пор, пока вы не измените это качество… Это качество можно изменить, не подумайте, что это какой-то стереотип. Как эти европейцы, американские юноши и девушки приходят в Сознание Кришны, почему? Они изменили свои качества, следуя путём, у нас есть путь, следуя этим путём, мы можем изменить наши качества. Этот путь объясняется в «Бхагавад-гите»: [санскрит, БГ 14.26]. Кришна говорит: «Тот, кто посвятил себя бескорыстному служению Мне, авйабхича̄рен̣а, лишённому мотивов, чистому преданному служению…». Тот, кто занят таким служением Господу, чистому, беспримесному. Беспримесному означает – лишённому всяких мотивов. Анйабхилашита-шунйам [БРС 1.1.11]. У него абсолютно нет других мотивов.

00:16:24 Как правило, люди ходят в храм, в церковь или в мечеть, как правило, с каким-то мотивом. Например, в христианском мире люди идут и просят Бога дать им что-то. «Мы будем молиться Богу, и Он обязан нам дать, и тогда я поверю в Бога», – вот такова ситуация. Если же Он не исполняет мои прихоти – мне на Него наплевать. Они не хотят становиться слугой Бога, они хотят сделать Бога своим слугой. «Бог, дай нам хлеб наш насущный», – хорошо, Господь даёт вам ваш хлеб насущный, зачем вы Его просите? Зачем вы Его беспокоите? Он кормит миллионы, триллионы живых существ, почему не вас? Он тоже даст вам. Не в этом наша проблема. Не подумайте, что Бог не кормит, Он даёт нам всё необходимое, нам даже не нужно просить. Разве животные ходят в церковь и просят хлеба? Они получают достаточно пищи. Они получают достаточно.

00:17:40 Поэтому сознание Бога не означает, что мы берём что-то у Бога с каким-то мотивом, нет, мы отдаём всё Богу – вот что такое сознание Бога. Как например, когда мы принимаем Бога своим ребёнком – это лучше, чем принимать Бога отцом, потому что от отца мы только берём: «Отец, дай мне это, дай мне то, дай мне это, дай мне то». Но если же вы признаёте Бога как своего ребёнка, вы должны Ему давать всё.
Таково представление гаудия-вайшнавов. Яшодамайа. Она поклоняется Богу как ребёнку, и так она всегда способна служить Ему. Она заботится о том, чтобы Кришна не испытывал никаких неудобств, мама Яшода всё время печётся об этом. Кришна очень озорной, как бы Он не столкнулся с какими-нибудь обезьянами, не упал в воду, не обжёгся в огне – она всё время в беспокойствах. И это сознание Кришны. Она постоянно печётся о том, чтобы защищать Кришну, это лучшее служение. Кришна не нуждается ни в чьём служении, Он совершенен, пурнам. Но, чтобы удовлетворить Своего преданного, Он становится зависимым. Он беспокоит маму: «Я хочу есть! Почему ты Меня не накормишь? Я буду воровать масло из твоих амбаров».

00:19:33 Итак, эта философия, философия гаудия-вайшнавов, очень возвышенна. Мы принимаем Бога как того, кто ниже нас. Кришна говорит в «Чайтанья-Чаритамрите»: «Все поклоняются Мне в духе благоговения, но если кто-то поклоняется Мне без благоговения, без почтения, и обращается со Мной как с нечто незначительным – Мне это нравится. Мне это нравится». Эти отношения вы можете обрести в философии гаудия-вайшнавов. Мама Яшода относится к Кришне, считая Его совершенно беспомощным: «Это мой ребёнок, если я не защищу Его, Он умрёт!» Поэтому Кришна чувствует Себя очень обязанным маме Яшоде. А если кто-то приходит к Богу: «О, Бог, такой великий!» Он слушает, но когда мама Яшода приходит и отчитывает Его – Ему это очень нравится. Очень нравится.

00:20:54 Итак, хотя Кришна приходится племянником Кунти (Кунти была сестрой отца Кришны), но поскольку она была преданной, она знала, что, хотя Кришна, казалось бы, играет роль моего племянника, Он – сама Верховная Личность Бога. Поэтому она говорит: «Ты Ишвара, Ты повелитель». Какой повелитель? Есть множество разных повелителей, распорядителей – тех, кто распоряжаются поставками питания или заведуют гостиницами, нет, не такой. Пракр̣тех̣ парам – Твоё положение запредельно материальному миру, пракр̣тех̣. Пракрити означает материальный мир, пракр̣тех̣ парам. Иными словами, повелители, находящиеся в этом материальном мире, в какой-то определённый момент времени рождаются и в какой-то момент им приходит конец. Например, ваш президент Никсон. Он повелитель вашей страны, но его власть была дана ему в определённый день, и когда-то она закончится.

00:22:29 Итак, Кунти говорит: «Ты не такой повелитель. Твоя власть не начинается в какой-то момент времени и не заканчивается». Поэтому пракр̣тех̣ парам. В материальном мире у нас есть какая-то власть, у каждого, но у неё есть начало и конец. Так же как наша жизнь начинается и заканчивается, всё здесь в материальном мире имеет начало и конец. Но власть Кришны не такая. Кунти говорит: намасйе пурушам̇ тва̄дйам. «Ты изначальная личность. Ты создал это мироздание. До сотворения космоса Ты был властелином, и, когда это мироздание прекратит существовать, Ты останешься повелителем». Поэтому пракр̣тех̣ парам. «Внутри пракрити, внутри материальной природы, всё имеет начало и конец, всё ограничено, но Ты не такой властелин, пракр̣тех̣ парам. Ты вечный».

00:23:44 Ещё одно понимание таково, что, поскольку Кришна является повелителем, запредельным этой материальной природе, следовательно, Он не является производным этой материальной природы. Философы-майавади не могут этого понять, им не хватает знания. Если Бог создал этот материальный мир, то Он не должен быть чем-то, принадлежащим этому материальному миру. Потому что Он существовал до творения, и Он будет существовать после уничтожения этого мироздания. Как же Он тогда может быть чем-то от этого материального мира? В материальном мире всё имеет начало и конец, но Бог запределен этому материальному миру, Он существовал. Он сказал: «Да будет мир», – как в вашей Библии сказано, и мир возник. Как же Он может быть одним из сотворённых существ? Мироздание возникло по Его воле.

00:24:53 Ещё один момент в том, что Его желания, Его воля не принадлежат этому материальному миру, они духовны. Пракр̣тех̣ парам. То есть они выше материального мира. В «Бхагавад-гите» вы прочтёте, что есть две природы: пара и апара. Итак, материальная природа – это апара. Апарейам итас ту виддхи ме пара̄м [БГ 7.5]. Апарейам. Бхӯмир а̄по ’нало ва̄йух̣ [БГ 7.4] – земля, вода, огонь, воздух, небо. Эти пять элементов в «Бхагавад-гите» описываются как бхинна̄ ме пракр̣тир ашт̣адха̄, как отделённая энергия, энергия низшего порядка, но за пределами этой энергии низшего порядка, Господь говорит: «У Меня есть высшая энергия». Какая? Джива-бхута. Джива-бхута – это живые существа. Йайедам̇ дха̄рйате джагат. Мы, живые существа, джива-бхута, мы выше материи, потому что мы управляем материей. Например, мы были у реки, мы видели очень много материальных объектов, но кто их создал? Живые существа. Материя не превращается в разнообразные формы без прикосновения живого существа. Каждый может это понять. Большой корабль, как он возник? Потому что живое существо спланировало, спроектировало его, собрало материалы и произвело его. Поэтому, эта низшая энергия, материальная энергия, подчинена духовной энергии.

00:26:46 Поэтому Кришна – пракр̣тех̣ парам, запределен материальной природе. Его тело, Его деяния, Его игры, Его имя, Его образ – всё это нематериально. Поэтому Кришна в «Бхагавад-гите» говорит: джанма карма ме дивйам йо джа̄на̄ти таттватах̣ [БГ 4.9]. Если кто-либо пытается понять Кришну, как Он есть, воистину, то он достигает освобождения. Просто понимая Кришну. Это цель Движения Сознания Кришны – пытайтесь понять Кришну. Не философствуя, но как говорит Кришна, как Бог говорит, или как говорит преданный Кришны о Нём – как царица Кунти. Кунти является преданной Кришны, она говорит: «Ты пракр̣тех̣ парам». Она является авторитетом.

00:27:43 Она является авторитетом в этом, потому что каждый преданный, чистый преданный, – это сокровенные спутники Господа. В противном случае, как Кришна мог бы стать её племянником? Например, Кришна согласился стать сыном Яшодамайи или Деваки, точно так же Он согласился стать племянником Кунтидеви. Кунти произнесла эту молитву, когда Кришна уезжал от неё. После того, как произошла битва на Курукшетре, после того как всё было уже решено, Кришна возвращался в Двараку. И Он пришёл, чтобы выразить почтение Своей тётушке Кунтидеви. И когда они прощались, Кунти вознесла эту молитву Кришне: намасйе. Он приходится ей племянником, но она склоняется перед Ним, потому что она знает: «Он лишь играет роль моего племянника, однако Он Верховная Личность Бога». Поэтому, хотя она и занимает высшее положение по отношению к Нему, потому что она тётушка, она предлагает Ему почтительный поклон.

00:29:07 Итак, Бог невидим. Кому? Тем, у которых нет глаз увидеть Его. Алакшйам̇. Хотя Он повсюду, идам хи виш́вам̇ бхагава̄н [ШБ 1.5.20]. Эта вишвам, эта вселенная, является трансформацией энергии Кришны. Энергия неотлична от источника энергии, поэтому весь мир – это Кришна. Весь мир – это Кришна. Итак, мы должны изменить наши глаза. Эти глаза можно очистить, как сказано в «Брахма-самхите»: преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена [БС, 5.38]. Сантах, святые, те, кто развил в себе любовь к Богу, прему, кто умастил свои глаза бальзамом любви. Как, например, иногда мы наносим такую мазь, или сурьму. Как это называется на английском сурьма, этот порошок? Ну так или иначе. Когда наши глаза очистились, и мы видим ясно – точно так же если мы наносим бальзам любви к Богу на свои глаза, тогда мы сможем увидеть Бога. Как Арджуна, как Кунти видит. Другие не могут понять, что Кришна – Верховная Личность Бога, но Пандавы и мать Пандавов, они знают, что это Кришна, Верховный Господь. Алакшйам̇. Например, Кришна являл Свою вират-рупу на поле битвы Курукшетра. Только Арджуна видел её, никто другой.

00:31:06 Итак, Бог являет Себя преданному. Как, например, Прахлад Махарадж видел, что Нрисимхадев пришёл. Его атеист-отец угрожал ему: «Где твой Бог?» Итак, Господь повсюду, но Он не являет Себя непреданному. Однако тот, кто является преданным, может видеть Его. Не только один раз. Садаива. Садаива означает – всегда. Он всегда видит Кришну, таково положение святого. Хридайешу, в сердце, вилокайанти, они видят. Итак, если вы можете видеть Бога, можете говорить с Богом, если вы можете вернуться домой к Богу, зачем вам терять эту возможность? Эта возможность даётся человеку. Вы можете видеть Бога, можете говорить с Богом, можете вернуться к Нему домой – всё это возможно и это цель Движения Сознания Кришны. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 19 July 2020