Поставьте Кришну в центр всего

Лос-Анджелес - 06 мая 1973
Если Кришна доволен, тогда вся вселенная будет довольна, потому что Он является корнем всего творения. Майя – это отсутствие сознания Кришны. Кришна – Уттама-шлока, Его нужно прославлять самыми изысканными словами. Но Он примет любые наши молитвы или подношения, если они будут сопровождаться преданностью, любовью. Кришна любит всё, потому что всё есть проявление Его энергии. Для Него не существует разделения между материей и духом, высшим и низшим, плохим и хорошим, потому что Он Абсолют. Вайкунтха означает отсутствие сомнений или беспокойств. Прежде всего нужно учиться, как сознавать Кришну.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:31:07 | качество: mp3 96kB/s 21 Mb | прослушано: 61 | скачано: 128 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:03 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, восьмая глава, текст сорок четыре. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 6 мая 1973 года в Лос-Анджелесе.
Преданный:
Сута Госвами сказал: «Слушая молитвы Кунтидеви, изысканными словами прославляющие Его, Господь ласково улыбался. Его улыбка была такой же чарующей, как и Его мистическая сила»
[ШБ 1.8.44].

00:00:49 Шрила Прабхупада:
Акхилодайах̣ – просвещая, вдохновляя всю вселенную. Как? Мандам̇ джаха̄са – ласковой улыбкой. Если Кришна доволен и слегка улыбается, тогда вся вселенная будет довольна, акхилодайах̣. Если Кришна доволен, если Он удовлетворён, то будет удовлетворена вся вселенная. Потому что целая вселенная является лишь неотъемлемой частью Кришны. (Что это за звук? Они готовят пир. Это нужно прекратить).
Например, части моего тела, индрийа, чувства, довольны, разные части моего тела довольны, когда и желудок испытывает удовлетворение от пищи. Если желудок чувствует голод, то как вы можете быть удовлетворены? Вы не можете. Даже если есть все возможности для удовлетворения чувств, если же вы голодны, вам это не принесёт радости.

00:02:46 Итак, весь мир испытывает неудовлетворённость, потому что духовный голод не удовлетворён. Кришна является центром. Что значит духовный голод? Мы стремимся удовлетворить свой голод. Кришна является центром, Он корень, мула. Например, поливая корень, вы можете удовлетворить всё дерево: ствол, ветви, маленькие веточки, листья, цветы, плоды – всё, если вы льёте воду под корень. Аналогично, Кришна является корнем всего творения. «Всё исходит из Меня», – говорит Кришна. Что бы вы ни видели – всё это исходит из Кришны. Есть множество других слов, описывающих это.
Что есть этот мир? Этот мир создан из двух энергий: материальной и духовной. В действительности этот мир духовен, но какая-то его часть материальна. Я приведу уже знакомый пример. Моё тело наполнено сознанием, оно чувствует, но некоторые части, например, ногти, не имеют сознания, они не чувствуют. Подстригая ногти, вы не почувствуете никакой боли. Но это лишь небольшая, одна десятая часть сантиметра. Если вы опуститесь ниже, там, где растёт кожа, то вы сразу же почувствуете боль.

00:05:12 Итак, эти обе части – сознательная и бессознательная – существуют рука об руку. Точно так же материальное творение существует рука об руку с духовным творением. Материальное творение представляет собой лишь другую часть духовного творения. Например, облако – это творение солнечного света, не подумайте, что солнечный свет является творением облака, это ошибка современной науки. При помощи солнечного света создаётся облако. Но когда облако создано, оно закрывает солнечный свет. Вы не видите солнца.
То же самое можно сказать про майю. Майя – это отсутствие сознания Кришны, это майя. Отсутствие сознания Кришны. Когда вы забываете о Кришне – это майя. Когда вы помните Кришну, знаете Кришну – это отсутствие майи. Например, у вас есть опыт: когда вы поднимаетесь над облаками, поднимаетесь к солнечному свету, там, где нет облаков. Ниже облаков находится тьма, мы не можем видеть солнца. Солнце светит повсюду, не подумайте, что облако может закрыть солнечный свет. Точно так же Кришна всепроникающий. Кришна пребывает во вселенной, в атомах – повсюду. В каждом сердце есть Кришна, но мы не можем видеть Кришну. Так или иначе, нас покрыла иллюзия майи. Но как только мы входим в атмосферу сознания Кришны, в атмосферу света, то там нет майи. Майя – это иллюзия.

00:07:47 Итак, здесь Кунтидеви, Сута Госвами говорит: пр̣тхайа̄ – это одно из имён Кунти, Притха. Её отца звали Махараджа Притху, поэтому её зовут Притха, дочь Притху. Когда Кунти изысканными словами прославляла Кришну, поэтому Кришну называют также Уттама-шлока. Так как Кришна – Всевышний, Его следует прославлять самыми возвышенными, самыми изысканными словами, выражая самые возвышенные чувства. Мы не должны использовать дешёвый язык или какие-то дешёвые представления. Как, например, когда мы возносим молитвы Кришне, мы следуем по стопам Господа Брахмы. Брахма вознёс эту молитву в «Брахма-самхите» [санскрит]. Каждое слово исполнено смысла.
Итак, к Кришне нужно обращать самые избранные, самые лучшие эпитеты. Уттама-шлока, слова, составленные самым изысканным образом. И у нас много таких молитв, потому что многие преданные, такие как Кунти, предлагают свои молитвы, и мы можем учиться тому, как молиться Кришне. Вместо того, чтобы писать их сами, если в начале мы следуем по стопам великих преданных Кришны, если мы следуем их принципам, если эти молитвы проникают в наше сердце, то это очень нам поможет, потому что Кришна будет доволен нами.

00:10:39 Молитвы майявади – что это за молитвы? Это всё равно что обзывать Кришну. Вот что значит их молитвы. Они возносят молитвы Верховному: «У Тебя нет глаз, у Тебя нет рук, у Тебя нет ног, Ты не можешь говорить…» – и так далее. Всё это, они всё отрицают. Разве это молитва? Если я скажу, у вас нет глаз, то это всё равно что сказать, что вы безглазый. Если у вас нет ног, это означает, что вы хромой. Если вы не слышите, значит вы глухой. Если не можете говорить, значит немой. Разве это молитва? Если я скажу: «Мой дорогой господин, вы слепой, вы хромой, у вас нет глаз». Вот так эти негодяи молятся. Они не знают имени Всевышнего. «О, мой дорогой, Ты безногий, Ты безрукий», – это не молитва.

00:11:54 Молитва должна содержать описание деяний Господа. Например, Брахма возносит молитву: сурабхир абхипалайантам [БС 5.29] – «Кришна, Говинда, Ты так любишь Своих сурабхи, коров, Ты всегда водишь их в лес, наслаждаешься со Своими пастушками». Майявади подумают: «Что это такое? Бог стал пастушком? Как это возможно? Он должен быть очень возвышенным, как это Он может стать пастушком?» Но он не знает природы Господа. Господь свободен, Он любит всех. Он любит Своего великого преданного, Он любит коров, телят, Он любит деревья, фрукты, цветы, воду – всё. Потому что всё есть проявление Его энергии.
Например, вы любите каждую часть своего тела. Если у вас заболит голова, вы заботитесь, но если заболел палец – разве вы не заботитесь о нём? Нет. Вы можете потратить много денег на то, чтобы излечить себя от головной боли, и точно так же вы можете потратить огромную сумму, если у вас заболит палец на ноге. Итак, Кришна, будучи Абсолютным, не разделяет, что это голова – это важная часть тела, а это нога – неважная часть тела. Нет, Он этого не делает.

00:13:40 Итак, это разделение по кастам. Кришна говорит: [санскрит]. К примеру, у нас есть разные части тела. Голова должна функционировать очень хорошо, потому что без мозга тело не будет действовать. Поэтому, несомненно, функция головы очень важна. Точно так же важны ноги. Поэтому мозг Кришны, Его мыслительные способности, и Его способность ходить – между ними нет разницы. Так же между этими функциями в нашем теле нет разницы. Но, поскольку мы находимся в материалистическом мире, в двойственном мире, мы проводим эту разницу: это высшее, это низшее. Но для Кришны нет таких понятий: высшее и низшее – всё есть Кришна.

00:14:47 Философы-майявади говорят, что, нисходя в этот мир, Кришна воплощается в материальном теле. Но эти глупцы не знают, что у Кришны нет материального тела, для Кришны всё духовно. У Кришны нет материального тела, это только для нас существует разделение между материей и духом. Но Кришна, будучи изначальным источником всего, есть Абсолютный дух, Высший дух. Для Него не существует такого разделения. Я много раз уже приводил такой пример. Например, для инженера-электрика нет разделения между нагревателем и охлаждающим прибором, между теплом и холодом. Инженер-электрик равнозначно воспринимает как нагреватель, так и холодильник. Для Господа нет разделения между материей и духом, это разделение существует только для нас, потому что мы находимся в мире двойственности, в относительном мире. Этот мир относителен. Мы не можем хорошо действовать в материальном сознании, но для Кришны такого явления не существует. Кришна абсолютен. Он не разделяет между материей и духом.

00:16:38 Даже если, вознося молитвы Кришне, мы косноязычны, поскольку Кришна абсолютен, Кришна примет их. Бхава-грахи Джанардана. Джанардана, Кришна, смотрит на то, насколько чисто ваше сердце для служения Кришне. Кришна не обращает внимание, насколько правильно с точки зрения грамматики составлена ваша молитва. Поэтому Прахлада Махарадж говорит, когда другие полубоги боялись подойти к Нрисимхадеву, Брахма попросил Прахлада: «Ты вознеси Ему молитвы». И Прахлада Махарадж говорит: «Какую же молитву мне предложить Верховному Господу? Такие великие полубоги, как Брахма и остальные, присутствуют здесь. Здесь находится даже богиня удачи Лакшми. И они боятся или неспособны должным образом прославить Кришну, Нрисимхадева, чтобы успокоить Его. Он в сильном гневе, все боятся Его». И Прахлада Махарадж говорит: «Я родился в низкой семье, мой отец Хираньякашипу, как же я могу возносить молитву? Если даже великие полубоги не смогли молиться Господу, удовлетворить Его. Что же я могу сделать?» Таково смирение вайшнава.

00:18:34 Вайшнав настолько смиренен. Брахма повелел ему: «Молись, и твои молитвы будут услышаны». И Прахлада Махарадж рассуждает: «Я понимаю, что Кришну не удовлетворят молитвы брахмана, наделённого двенадцатью добродетелями. Кришну удовлетворяет лишь преданность – я это понимаю. Потому что все эти великие полубоги во главе с Брахмой не смогли, они просят меня. Это означает, что Кришну удовлетворяет только бхакти».
И это факт. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» [санскрит]. Кришна говорит: «Небольшой цветок, немного воды, небольшой плод, если кто-то предлагает Мне это с преданностью и любовью, Я приму». Кришна не голоден, Он не голодает. Он самоудовлетворён, пурна. Однако, если преданный предлагает Ему что-то с любовью, преданностью, Он принимает это. Поэтому не думайте, что, если мы приготовили для Кришны изысканное обильное кушанье, Кришна обязан это есть. Нет, для Кришны не существует слово «обязан», вы не сможете заставить Кришну, это невозможно. Кришна будет смотреть, насколько вы любите Его, и тогда Он примет. В противном случае Он отвергнет.

00:21:04 Поэтому те, кто не является преданными, те, кто не получили посвящение, те, кто не повторяют святое имя регулярно, – Кришна не принимает их подношения. Мы должны быть очень осторожны. Мы должны знать наше положение. Насколько я искренне следую принципам преданного служения. И тогда Кришна примет. Самое главное – это бхакти. Итак, возносите ли вы Кришне молитвы или предлагаете Ему пищу – всё должно сопровождаться бхакти, преданностью, любовью. И тогда Кришна примет.
Кунти молится, она женщина, она не очень учёная. Тем не менее, то, что она предлагала Кришне, кала-падаих̣, по её способностям, как она смогла, какие слова она смогла подобрать, она предложила их Кришне. Она поклонялась с помощью них Кришне. Ради какой цели? Акхилодайах̣. Ради просвещения всей вселенной. Для акхилодайах̣. Молясь Кришне. Если мы молимся Кришне, всё преисполняется благодати. И тогда, чтобы вы ни говорили Кришне, всё это будет приемлемо. Что бы вы ни говорили. Потому что Кришна есть всё.

00:23:07 Если вы говорите: «Кришна является самым благородным человеком», – это приемлемо. Если вы говорите: «Кришна – самый последний воришка», – это тоже будет приемлемо. Это абсолютно. Потому что Он украл много масла, Он известен своим искусством воровать масло, и помимо этого было много всего другого. Если вы говорите: «Кришна – величайший обманщик», – это тоже будет приемлемым. Если вы говорите: «Кришна – самый великодушный», – то это тоже приемлемо. Всё это абсолютные качества Господа. Об этом говорится в «Бхагавад-гите», в «Веданта-сутре»: джанма̄дй асйа йатах̣. Он тот, из кого всё исходит. Итак, эти слова. Мы считаем: это слово плохое, это слово хорошее. Для Кришны этого не существует. Кришна абсолютен. Скорее, то, что вы считаете плохим, это становится хорошим, когда это применяется к Кришне. Вот что такое сознание Кришны.

00:24:28 Например, Кришна посоветовал Юдхиштхире Махараджу «Иди к Дроначарье и скажи ему: “Твой сын мёртв”». Поскольку Дроначарья не умрёт до тех пор, пока он не будет убит горем, услышав о смерти своего сына. Но его сын был ещё жив. Поэтому пока он не испытает потрясения от горя. А он не верил никому, Юдхиштхира Махарадж был правдивым, он был Дхармараджем. И Кришна посоветовал ему: «Иди и солги ему, скажи, что твой сын мёртв». Но Юдхиштхира Махарадж колебался: «О, я никогда не лгал в своей жизни, как я могу сказать это?»
И это было ошибкой Юдхиштхиры Махараджа. Потому что так называемая правдивость или лживость этого относительного мира не применима к Кришне. У Кришны есть план, если мы исполняем план Кришны, то это высшая истина. Но мы не должны подражать до тех пор, пока мы по-настоящему не получили указание делать такое. Например, Кришна лично просил Махараджу Юдхиштхиру сделать это. Если нас Кришна или представитель Кришны не просит об этом, мы не можем нарушать принципы нравственности этого мира. Это невозможно.

00:26:12 Это величайшая философия, и нужно иметь разум, чтобы понять её. Если иногда мы вынуждены делать что-то греховное ради Кришны, не ради других, не ради себя. Если ради себя мы совершаем так называемую благочестивую деятельность, то это тоже грех. Если же мы делаем что-то для Кришны, что по меркам этого мира считается грехом, это праведный поступок. Такова философия Кришны.
Поэтому сказано: ваикун̣т̣хо. Мандам̇ джаха̄са ваикун̣т̣хо. Кришна – это ваикун̣т̣хо. Кунтха – значит беспокойства, сомнения, кунта. Если вы сомневаетесь, если вас терзают тревоги, это называется кунтха. А вайкунтха означает отсутствие сомнений или беспокойств. Другими словами, чтобы вы ни делали для Кришны, в этом нет сомнений или беспокойств. Вайкунтха. Поэтому Его называют Вайкунтха. Есть стих: [санскрит]. Амбариши Махарадж посвятил свой ум размышлениям о лотосных стопах Кришны.

00:28:06 У нас есть разные чувства. Ум является центром всех чувств, поэтому наша первая обязанность – это всегда занимать ум мыслями о лотосных стопах Кришны, всегда размышлять о лотосных стопах. Смартавйах̣ сататам̇ вишн̣ух̣ [ЧЧ Мадхья 22.113]. Всегда. Тогда всё будет в порядке. Если вам нужно говорить – ваикун̣т̣ха-гун̣а̄нуварн̣ане, говорите только о Кришне. И это вайкунтха.  Вы можете говорить о Кришне, о Его играх с гопи. Вы можете говорить о Кришне, о том, как Он убивал Путану, Агхасуру, Бакасуру. И то, и другое суть одно. Некоторые мошенники считают, что говорить о том, как Кришна обнимал гопи, – это очень хорошо. А разговоры о том, как Кришна убивал Путану или других демонов – это не хорошо. Это глупости. Всё, что связано с Кришной, – говорите об этом.
Как, например, в «Шримад-Бхагаватам» есть множество описаний, множество разных других тем, но поскольку все эти темы связаны с Кришной, каждое слово «Бхагаватам» ценно. Ценно каждое слово «Бхагавад-гиты», потому что есть связь. Точно так же если вы свяжете всё со служением Кришне, всё будет во благо, всё будет Вайкунтхой. Это Вайкунтха.

00:29:50 В этом смысл нашего движения сознания Кришны. Мы пытаемся связать всё с Кришной. Поставьте Кришну в центр, и тогда вся ваша деятельность будет духовной. Как только что-либо делается для Кришны – бхакти. В начале вы не можете так делать, всё связывать с Кришной, нет. В начале вы должны учиться прежде всего, как сознавать Кришну. Сейчас мы проходим период обучения, мы не должны подражать: «О, Юдхиштхире Махараджу повелели солгать, поэтому мы тоже будем лгать!» Нет, так не пойдёт. Вы не можете так поступать.
Прежде всего научитесь. Для того, чтобы научиться, вы должны следовать регулирующим принципам, следовать указаниям духовного учителя. И таким образом севонмукхе хи джихва̄дау [БРС 1.2.234]. Когда все ваши части будут заняты служением Кришне, хр̣шӣкен̣а хр̣шӣкеш́а севанам̇ [ЧЧ Мадхья 19.170], тогда вы по-настоящему продвинетесь в духовной жизни. И тогда всё, что вы делаете в сознании Кришны, будет во благо.

транскрибирование: Анна Дубровина | 16 июля 2021