В Ведах есть всё знание

Каракас - 24 февраля 1975
Дхарма - определённые свойства, которые невозможно изменить. Свойство живого существа – служение. Кому служим: своим чувствам или Богу? Знание «Бхагаватам» не базируется на ложном представлении о служении. В Ведах есть всё знание. «Шримад-Бхагаватам» – зрелый плод древа Вед. Слушать «Бхагаватам» можно только от осознавшей себя души. Что такое мукти. Поклонение полубогам ради материальных благ. Ответы на вопросы. Бхакти и желание освобождения.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:57:21 | качество: mp3 192kB/s 79 Mb | прослушано: 148 | скачано: 65 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», песнь 1, глава 1, текст 3. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 24 февраля 1975 года в Каракасе, Венесуэла.

00:00:53 Вчера вечером мы обсуждали стих дхармах проджджхита-каитаво`тра, где говорится, что «Шримад-Бхагаватам» свободен от религии, преследующей материальные цели. Мы уже говорили, что дхарма – это не какая-то вера, слепая вера. Дхарма – это подлинное качество. Например, вода жидкая, таково свойство воды. Это дхарма. Камень твёрдый, это свойство камня, это его дхарма.

00:02:08 Вера – это нечто иное. Сегодня я верю в это, завтра я верю во что-то другое. И мы это видим в реальной жизни: иногда индус меняет свою веру на христианство или на ислам, или христианин меняет свою веру на какую-то другую веру. То есть вера может измениться. Но свойства измениться не могут. Например, вода жидкая. И это свойство воды. Это свойство текучести нельзя отнять у воды.

00:03:16 Итак, на санскрите, или в ведических текстах, словом дхарма обозначаются определённые качества, которые невозможно изменить.
Давайте задумаемся, каковы свойства живого существа? Свойство живого существа в том, что каждый из нас служит тому, кто превосходит нас. Никто из сидящих в этом зале не может сказать, что я не служу никому. Если кто-то никому не служит, это означает, что он служит собственным чувствам. Весь материальный мир существует только потому, что люди заняты служением своим чувствам. Ради чувственных наслаждений человек может идти на очень рискованное дело.

00:04:55 Никто не может сказать: «Я не служу». Это свойство живого существа, и оно называется дхармой. Шри Чайтанья Махапрабху сказал: дживера ‘сварупа’ хайа. Это означает, что мы живые существа, наше истинное свойство – это служить Богу, нитйа кришнадас. Но мы оставили это служение Богу, и поэтому сейчас мы заняты служением чувствам. И, поскольку мы по своей изначальной природе являемся слугой, поэтому либо мы служим Верховной Личности Бога, или Абсолютной Истине, либо, если мы не хотим служить Абсолютной Истине, мы вынуждены служить своим чувствам. Поэтому говорится: «Шримад-Бхагаватам» полностью свободен от религии, преследующей материальные цели, дхармах проджджхита-каитаво`тра.

00:06:55 В материальном мире все пытаются быть господами. Но в действительности все слуги. Например, человек в семье, глава семьи. На самом деле он слуга своей жены, своих детей, даже своих слуг. Он слуга, но он думает, что я господин этой семьи, глава! Особенно в вашей стране. Если муж не может удовлетворить свою жену, они разводятся, сразу. Хотя он называется мужем жены, на самом деле он её слуга. Глава семьи, чтобы родственники оставались довольны, он должен служить всем им. Если он не удовлетворит хотя бы одного из членов семьи, даже своего слугу, это вносит разлад во всю семью. Поэтому по своей изначальной природе мы все слуги, но по ошибке мы служим своим чувствам. Почему я служу своей жене? Потому что она даёт мне возможности для чувственных наслаждений. На самом деле я даже не своей жене служу, а собственным чувствам.

00:09:31 Таким образом, если провести анализ каждого, то вы увидите, что все заняты служением своим чувствам. Поэтому моё изначальное свойство, моё изначальное качество, моя природа – служить, но я направляю это служение не туда, куда нужно. Поэтому в этом стихе говорится дхармах проджджхита-каитаво`тра. К аитавах значит обман, все служат своим чувствам, но думают, что они господа. И это к аитавах – это обман, или майя. Вывод следующий: поскольку по своей изначальной природе мы слуги, мы должны оставаться слугами, не пытаться в своей иллюзии стать господами.

00:11:09 По опыту мы можем видеть, что, рассеивая своё служение на множество объектов, мы никому не доставляем удовлетворения, равно как и себе. Давайте вернёмся к примеру с семейной жизнью. Человек всей душой и сердцем всю свою жизнь служил своей семье. Теперь он стал стариком, и он просит разрешения у своей жены: «Моя дорогая жена, я так долго служил семье, позволь мне принять санньясу теперь». Но жена никогда не даст ему своё разрешение. Она никогда не разрешит ему. Она скажет: «Что ты сделал? У меня ещё столько дел! Твой сын ещё не встал на ноги как следует, твоя дочь ещё не замужем, как ты можешь принять санньясу? Ты не имеешь права так поступить!» Так что на самом деле он слуга жены, но он думает: «Я глава семьи. Я господин семьи». Это майя.

00:12:54 И любая религиозная система, базирующаяся на этом ложном представлении, тоже является обманом. Поэтому и говорится: дхармах проджджхита-каитаво`тра. К аитавах значит обман. То есть это не дхарма, это не наше свойство, а свойство в том, что я вечный слуга Бога. Так что вместо того чтобы служить Богу, если я служу собаке (God-dog), то это называется обманной религией.
Никто не должен служить собаке. Но поскольку я слуга по своей природе, но я недостаточно занят как слуга Бога, поэтому я завожу собаку, чтобы служить ей. Поэтому вывод такой, что по своей изначальной природе мы слуги, слуги Бога, но, вместо того чтобы служить Богу, я сейчас занят служением собаке.

00:14:42 Итак, знание «Бхагаватам» не базируется на ложном представлении о служении. Каков же вывод? Поэтому следующий стих говорит нигама-калпа-тарор галитам пхалам. Настоящее служение описывается здесь как суть всего Ведического знания. Нигама значит Веды, это называется калпа-тарох. Калпа-тарох значит древо желания. Ведическое знание настолько совершенно, что из Вед можно подчерпнуть любого рода знание. Вы можете подчерпнуть из Вед всевозможное знание: социальное, политическое, научное. Есть много отраслей знания, даже инженерия, медицина… Медицина называется аюрведой, то есть это ведическое знание о жизни. Есть также дханур-веда, воинское искусство.

00:17:17 В Ведах говорится даже о летательных аппаратах. Не только о самолётах, но есть три других науки. Они называются капотовахи. Ка значит небо, пото значит корабль. То есть, есть наука, описывающая как изготавливать летательный аппарат.
Есть также другая наука, имеющая то же название капотовахи. Капото значит голуби. Вы можете обучить голубей так, чтобы они перелетали с места на место.

00:18:20 Есть ещё одна наука под названием акашпатол. Значит в акаше, то есть в небе, вы можете летать при помощи определённого аппарата. Есть также такие мантры, допустим, я сижу на этом троне и, повторив определённые мантры, я могу поднять этот трон в небо. В «Шримад-Бхагаватам» мы читаем про…Капиладева? Нет, про Кардама-муни, отца Капила-дева, который изготовил летательный аппарат, напоминающий целый город: большой, огромный, с большими зданиями, с озёрами, с садом и с множеством людей. Он летал по небу с планеты на планету.
Поэтому говорится: нигама-калпа-тарох. Калпа-тарох значит древо желаний. Так Веды сравниваются с древом желаний.

00:20:15 Древо желаний – что это такое? Например, в этом материальном мире вы можете подойти к манговому дереву, и вы получите с него манго, но вы не сможете сорвать с него самосы. Но в духовном мире на духовных планетах есть такие древа желаний, которые могут дать вам всё, что угодно. Вы можете подойти к любому дереву и получить с него всё, что вам нужно. Это называется калпа-тарох.
Веды называются калпа-тарох, потому что вы можете получить любое знание из ведических текстов. Веда — значит знание. Слово «веда» значит знание. Веды – это тексты, из которых можно получить любое знание. Согласно санскритской грамматике есть корень видхату. То есть «зная», из этого корня видхату происходит слово веда.

00:22:04 Итак, автор говорит, что «Шримад-Бхагаватам» является сутью ведического знания. Ведическое знание сравнивается с деревом, а на дереве есть плоды. Итак, «Бхагаватам» – это плод древа Вед. Почему в вашем дворе растёт дерево? Потому что оно приносит плоды. Если плодов нет, то это бесполезное дерево. Здесь сказано: нигама-калпа-тарор галитам пхалам – ведические тексты подобны древу желаний и «Бхагаватам» подобен спелому плоду этого дерева. А галитам пхалам – эти слова говорят, что этот плод, он поспевает на этом дереве, и он очень вкусен. Обычно ради торговли, ради бизнеса, плоды срывают с дерева ещё незрелыми, и затем они доспевают уже в искусственных условиях. Этот плод, который срывается с дерева неспелым, и он искусственно дозревает, он не очень вкусный. Если же фрукт доспел на дереве полностью, то он очень вкусный.

00:24:36 Ещё один момент: если этот плод на дереве надкусил своим клювом попугай, то он становится ещё более вкусным. Итак, здесь говорится, что «Шримад-Бхагаватам» является не только спелым плодом ведического дерева, но его вкусил Шукадева Госвами. Шукадева Госвами – осознавшая себя душа. Шукадева Госвами – освобождённая и просветлённая личность, поэтому, если слушать «Шримад-Бхагаватам» от него, это вкусно и действенно. Потому что объясняет это Шукадева Госвами, а не какой-то профессионал-чтец третьего класса.

00:26:09 Шукадева Госвами призывает слушать ведические тексты: «Бхагаватам», «Бхагавад-гиту» – от просветлённой личности. Шукадева Госвами говорит, что хари-катхамриту, то есть «Бхагаватам», «Бхагавад-гиту», нектарные повествования о деяниях Верховной Личности Бога, не нужно слушать от авайшнава – неосознавшего себя человека.
Вайшнав – это тот, кто поклоняется Верховной Личности Бога, Вишну. Вишну является экспансией Кришны. В ведических текстах сказано, что у Господа Кришны есть полные экспансии, их очень много, начиная с Рамади. Господь Рамачандра, Парашурама и Баларама – есть три Рамы. И также Матсья-аватара, Курма, Вамана, Калки-аватара и так далее. Некоторые из них упомянуты в «Бхагаватам», но изначальной личностью является Кришна.

00:29:53 Идея в том, что Шукадева Госвами не является профессиональным чтецом «Бхагаватам». Он осознавшая себя душа. Поэтому рекомендуется слушать «Бхагаватам» из уст Шукадевы Госвами. Или представителя Шукадевы Госвами. Представитель – этот тот, кто строго следует принципам Шукадевы Госвами.

00:29:43 Сначала Шукадева Госвами рассказал «Шримад-Бхагаватам» Махараджу Парикшиту. На этом собрании присутствовал Сута Госвами. Здесь в «Шримад-Бхагаватам» сказано сута-увача, что значит: Сута Госвами, услышав от Шукадевы Госвами «Бхагаватам», повторил его в лесу Наймишараньи. Где-то две с половиной тысячи лет назад в Наймишараньи состоялось большое собрание. Это место Наймишараньи до сих пор есть в Индии, сейчас оно называется по-другому – Нимсар. Оно находится где-то в двухстах милях от Лакхнау. В Наймишараньи до сих пор находится много хижин, и люди отправляются туда, чтобы посетить это место паломничества. Итак, вот этот «Бхагаватам» был рассказан в Наймишараньи.

00:31:46 Итак, здесь говорится, что «Шримад-Бхагаватам» является сутью всех ведических текстов и впервые его рассказал Шукадева Госвами. Ведическая литература наполнена знанием, я уже об этом рассказал, и сутью ведических текстов является «Шримад-Бхагаватам». Среди учёных кругов в Индии принято говорить видья бхагавад авадхи, что означает, что твоё образование должно включать «Шримад-Бхагаватам». Тогда оно будет полноценным. И тогда мы поймём наше изначальное положение и наши истинные качества.

00:33:00 В «Шримад-Бхагаватам» говорится об освобождении, употребляется слово мукти. «Шримад-Бхагаватам» определяет слово мукти следующим образом: это значит отказ от нашей фальшивой деятельности и утверждение в нашем изначальном положении, наших изначальных занятиях. И наше изначальное положение, наши изначальные качества в том, что мы вечные слуги Господа Кришны. Если мы утвердимся на этом уровне, на нашем вечном положении, будем служить Кришне, то это мукти. Мукти значит отказ от ложных представлений о жизни и принятие истинных представлений, это называется мукти. И Кришна в «Бхагавад-гите» определяет мукти этими словами: сарва дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа. Сарва дхарман значит все эти ложные религиозные системы. Иначе почему Он призывает паритйаджйа – отставь это? Потому что это ложно, это обман. Истинная дхарма это мам экам шаранам враджа, предайся только Мне. Это религия.

00:36:01 Это слова из «Бхагавад-гиты». Всякий раз Господь говорит: «Когда происходит упадок в дхарме, когда мир лишается истинных чистых качеств, тогда Я являюсь».
Итак, Кришна являлся, чтобы восстановить истинные принципы дхармы, или религии. Кришна пришёл не для того чтобы установить так называемые религиозные системы: индуизм, или ислам, или христианство, ту религию или эту. Нет, не это. Он пришёл, чтобы установить истинную религию. Поэтому Он и говорит: «Оставьте всё это, сарва дхарман паритйаджйа, просто предайся Мне». Поэтому любая религиозная система, которая учит своих последователей направлять своё внимание на разные другие вещи, – это обман.

00:37:34 Например, в Индии есть категория людей, называющаяся майавади. Они рекомендуют людям: поклонитесь любому полубогу, результат будет тот же самый. И это ложная религия. Кришна сказал: «Мам экам шаранам враджа, предайся только Мне».

00:38:06 И можно спросить: а в Ведах ведь рекомендуется поклонение разным полубогам, это разве ложь? Это не ложно, потому что об этом говорят Веды, но это предназначено для материальных благ. Что значит материальные блага? Если вы хотите, допустим, получить образование, вы должны поклоняться такому-то полубогу. Об этом говорят Веды. Если вы хотите красивую жену, то поклоняйтесь такой-то богине. Если хотите быть очень богатым, поклоняйтесь этому полубогу. Есть разные способы, но всё это материальные способы. Поклонение полубогам рекомендуют для тех, кто желает достичь успеха в материальной жизни. Поэтому в «Бхагавад-гите» сказано: те, кто заняты поклонением разным полубогам, они утрачивают разум из-за своих похотливых желаний.

00:40:27 Допустим, если я хочу богатство, или красивую жену, или очень высокое положение, или хорошее образование, – что это такое? Это всё временное, это существует лишь пока существует тело. Нужно проявлять интерес к вечному, потому что все мы вечны. Итак, если мы хотим красивую жену или богатство, мы сможем наслаждаться этим, только пока находимся в этом материальном теле. В следующем теле наши желания уже могут поменяться: допустим, если я получу тело животного, то мне нужна будет жена уже другого рода. Поэтому в «Бхагавад-гите» говорится, что люди, которые желают материального, они получают эти блага лишь на короткое время, пока длиться эта жизнь, но это закончится, с концом тела всё закончится. Поэтому все эти желания: хочу богатство, хочу красивую жену, хочу материальное образование и так далее – всё это не вечно, это временно. По-настоящему учёный человек, которого интересует вечная жизнь не будет заинтересован во всех этих временных вещах. Даже если вы отправитесь на райские планеты, потому что об этом также говорят Веды, это тоже временное положение.

00:43:14 Мукти означает отказ от всех этих материальных желаний и достижение своего изначального положения сознания Кришны. Это освобождение. Не стоит думать, что освобождение – это когда сейчас у вас две руки, а будет четыре, нет. Освобождение означает изменение сознания. Сейчас мы думаем о разных материальных наслаждениях: дайте мне красивую жену, дайте мне большое богатство, дайте мне высшее образование и так далее, и так далее… Дайте мне то, дайте мне это… Этому нет конца. Поэтому «Бхагаватам» призывает: всё это потребности тела, это касается только тела, но вы должны утвердиться в своём изначальном сознании, а именно сознании Кришны. Это мукти, освобождение.

00:45:00 Поэтому по определению бхакти означает аньябхилашита-шунья, когда нет материальных желаний. Желание – значит желать чего-то материального. И это бхакти-марг, то есть просто стремление удовлетворить Кришну, при отсутствии каких-то других желаний, других мотивов. К этому призывает Шри Чайтанья Махапрабху. Мы следуем Шри Чайтанье Махапрабху, и поэтому мы должны следовать Его наставлениям. Каким наставлениям? На дханам – я не хочу богатства, материального богатства, на джанам – я не хочу никаких так называемых последователей, на сундарим – не хочу и красивых жён. Чего же я хочу? Всё это материальное, но мама джанмани джанманишваре – я не хочу даже освобождения. Освобождение означает, что мне не нужно будет больше рождаться, но Он говорит джанмани джанмани – из жизни в жизнь я хочу служить Тебе с преданностью. Это истинное качество, этому нужно следовать.

00:47:21 Итак, это суть ведического знания. Суть ведического знания – это Веданта. Есть четыре Веды и много отраслей ведического знания: восемнадцать Пуран и сто восемь Упанишад. Суть всего этого в сочетании является «Шримад-Бхагаватам». Вьясадева является автором этих текстов. Не автором, но он их записал. Раньше не нужно было писать, потому что люди были очень разумны: как только они один раз слышали от духовного учителя, они запоминали это навсегда. Таким было положение вещей пять тысяч лет назад, но сейчас память не настолько остра, поэтому он оставил все эти ведические тексты, ведическую традицию в форме записанных текстов. «Веданта-сутра» является сливками всего ведического знания, всех ведических текстов, а «Шримад-Бхагаватам» является дальнейшим объяснением «Веданта-сутры».

00:49:05 Поскольку Вьясадева знал, что позднее эту «Веданта-сутру» будут неверно истолковывать множество негодяев, он оставил комментарий к «Веданта-сутре» в форме «Шримад-Бхагаватам». Поэтому, если мы слушаем «Шримад-Бхагаватам» от Шукадевы Госвами и в его ученической преемственности, то даже после освобождения мы будем наслаждаться жизнью. Расам алайам – алайам означает освобождение, это означает, что материальной жизни наступает конец, начинается духовная жизнь, а в духовной жизни вы так же будете наслаждаться «Шримад-Бхагаватам».

00:50:23 Но для кого это предназначено? Здесь сказано: мухур ахо расика бхуви бхавуках – для очень вдумчивых людей и для расика – для тех, кто стремится наслаждаться трансцендентным вкусом, они могут понять «Шримад-Бхагаватам» и наслаждаться им.
Хорошо, есть ли вопросы?
Вопрос: каково положение человека, который вступает на путь преданного служения ради достижения освобождения:

00:50:53 ШП: Это не чистое бхакти. Это не бхакти, вы можете стать на путь преданного служения с любыми мотивами, и ваши желания будут удовлетворены, но любой, кто желает освобождения при помощи преданного служения, не является чистым преданным. Это называется гьяна-мишра-бхакти, то есть бхакти с примесями гьяны.

00:51:42 Как я уже объяснил, истинное бхакти – это анйабхилашита-шуньям гьяна-кармади-анавритам, то есть отсутствие любых желаний, кроме желания служить Кришне. Это чистое бхакти. Гьяна-кармади-анавритам, что значит: карми желают вознестись на райские планеты, гьяни, они хотят слиться с бытием Всевышнего, достичь освобождения, но бхакти не должно покрываться желаниями гьяны и кармы. Оно должно быть полностью лишено этого – вот это бхакти. И бхакты, которые желают освобождения, не являются чистыми бхактами.

00:52:48 Ведь зачем преданному стремиться к освобождению? Как только он становится бхактой, он уже освобождён. Об этом сказано в «Бхагавад-гите»: любой, кто занят чистым преданным служением, трансцендентен ко всем трём качествам материального мира и он уже находится на уровне Брахмана.
Освобождение означает находиться на уровне Брахмана. Но бхакта он уже освобождён. Шрила Билвамангала Тхакур сказал: «Мы преданные, поэтому мукти, освобождение, стоит у моей двери со сложенными ладонями и спрашивает: "Что я могу сделать для тебя?"»

00:54:16 Зачем, в таком случае, чистому бхакте желать освобождения? Освобождение стоит у дверей чистого бхакты как служанка, желая служить ему. Поэтому преданный не стремится к освобождению.
Вопрос: Возможно ли достичь освобождения при помощи других религиозных систем?
ШП: Нет других религий, кроме сознания Кришны, всё это обман. Мы уже говорили об этом. Дхармах проджджхита-каитаво – все религии, преследующие материальные цели, выброшены из «Бхагаватам».

00:55:06 Реплика: Пока вы не приехали сюда, не было возможности достичь освобождения…
ШП: Ну, это вам судить. (смех) Если я соглашусь, то это будет саморекламой. Вы разумны, вы можете судить сами. Но я не принёс ничего, придуманного мной, я лишь принёс «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиту», вот и всё.
Вопрос: Иными словами, до сих пор, то есть до нынешнего времени, у людей не было возможности достичь освобождения?

00:56:07 ШП: Ну почему нет? Дело в том, что они не обучены. Например, христиане. Они называют себя христианами, но они нарушают все принципы христианства. Например, один из принципов христианства – не убей, но они очень умело убивают. Так где здесь христианство? Кто христианин?
Вопрос: Как люди в общей массе могут понять, что преданный чист?
ШП: Я уже объяснил, у него нет материальных желаний, кроме желания служить Кришне, Богу. Это преданный. Это чистый преданный.
Хорошо. Повторяйте Харе Кришна!

транскрибирование: Анна Дубровина | 24 ноября 2019