Обязанности царя в Кали югу

Лос-Анджелес - 07 January 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:27:25 | качество: mp3 128kB/s 25 Mb | прослушано: 49 | скачано: 180 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Шримад Бхагаватам 1.16.10, первая Песнь, глава шестнадцатая, текст 10, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 07 января 1974 года в Лос-Анджелесе.

00:00:14 सूत उवाच
यदा परीक्षित् कुरुजाङ्गलेऽवसत् कलिं प्रविष्टं निजचक्रवर्तिते ।
निशम्य वार्तामनतिप्रियां तत: शरासनं संयुगशौण्डिराददे ॥ १० ॥

sūta uvāca
yadā parīkṣit kuru-jāṅgale ’vasat kaliṁ praviṣṭaṁ nija-cakravartite
niśamya vārtām anatipriyāṁ tataḥ śarāsanaṁ saṁyuga-śauṇḍir ādade
Перевод: «Сута Госвами сказал: пока Махараджа Парикшит жил в столице империи Куру, в его царство стали проникать признаки века Кали. Узнав об этом, он ни счёл эту новость слишком приятной. Это, однако давало ему возможность сразиться. Он взял лук и стрелы и приготовился к военным действиям».

00:00:40 Шрила Прабхупада: Итак, Махараджа Парикшит – идеальный монарх. Он был таким могущественным царем, что никто не мог бросить ему вызов, он был настолько могущественным. Поэтому он в мире жил в своей столице Куру Джангале. У него не было никакой возможности сражаться, потому что у него не было достойных ему врагов, с кем он мог бы сразиться. Но, как только до него дошли известия о том, что Кали проник в пределы его царства, ему выпала возможность сразиться.

00:01:43 Спортсменам нравится играть. Это естественно. Тот, кто преуспел в каком – то ремесле, в каком – то искусстве, например, жил некий Бхасмасура, Брахмасура, как его зовут? Бхасмасура. По милости Господа Шивы у Бхасмасуры было тысяча рук и он хотел драться, но он был такой сильный, что никто не смел стать его соперником, поэтому он тренировался на горах, на холмах, разбивал их на куски. Однажды он пожаловался Господу Шиве: «Мой Господь, ты по милости своей предоставил мне эти руки для сражения, но я не нахожу себе равных соперников. Какой тогда прок от этих рук, от стольких рук». И Господь Шива понял, что это демон, он сказал: «Мошенник, однажды тебе встретится враг и тогда твоё желание будет исполнено». И ему пришлось сражаться с Кришной, и Кришна прикончил его. Поэтому это естественное желание.

00:03:37 Итак, у Махараджа Парикшита не было желания сражаться, но он узнал, что Кали проник в его государство. Его предки – Пандавы оставили ему царство, они подумали, наступает Кали, нужно вовремя удалиться от дел, а следующий царь – наш внук позаботится обо всём. Не следует считать, что все должны оставаться дома до тех пор, пока сама смерть не вытеснит его из дома, – это не очень хороший принцип, нужно удалиться от дел вовремя! Такова была система, ведическая система. Допустим, человек живет 100 лет. 25 лет он остается брахмачари, находится под опекой гуру. 25 лет. И гуру учит его оставаться брахмачари, найштика брахмачари. К примеру, мой гуру Махарадж Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада был брахмачари. Он был строгим брахмачари. Он был идеальной личностью.

00:05:13 Это рекомендуется всем: до 25 лет никто не должен иметь каких–либо связей с женщинами. Это брахмачари. Строго следовать этому принципу. В Шримад Бхагаватам описаны правила и ограничения для брахмачари. Брахмачари ходит от дома к дому, собирает милостыню для своего духовного учителя, и он обращается к каждой женщине, как к матери. Не с самого начала это происходит, с пятилетнего возраста. Если ребенка воспитывать, учить звать всех женщин матерью, то естественно его культура будет другой, воспитание, потому что он научился называть всех женщин матерью. Если маленький ребенок получает такое воспитание, то он обращается к каждой женщине, как к своей матери. Такой была традиция и она не только религиозна, она нравственна. Это с нравственной точки зрения хорошо, смотреть на всех женщин, как на своих матерей. До сих пор эта традиция жива в Индии. Даже к незнакомым женщинам, такой брахмачари обращается со словом «матаджи». Возможно она даже годится ему в дочери или во внучки, но из уважения к женщинам, он обращается к ней, как к матери, матаджи. Такова индийская система.

00:07:20 Сейчас какие–то беспринципные люди ввели термин «бхенджи», сестра, но это не соответствует шастрам. Согласно шастре всех женщин, кроме своей жены нужно называть мать – такое наставление давал Чанакья Пандит, великий политик и моралист. Он говорил: кто является настоящим ученым? Сам он был очень ученым, и он дает определение настоящего ученого. Каждый, кто смотрит на всех женщин парадаришу, парадара значит «чужая жена», парадаришу, он относится так не к своей жене, но к другим женам. Допустим, у человека одна жена, а все остальные женщины являются женами других людей.

00:08:28 Итак, матриват парадаришу, он относится к другим женам, как к своей матери. Чужая собственность для него всё равно, что мусор, валяющийся на улице. Никто не проявляет интереса к мусору. Точно также, если вас не интересуют чужие деньги, чужая собственность, пусть даже самая мелочь, но вы не прикасаетесь к этому. Так сказано в Ишопанишад. Это наставление Вед. Не прикасайтесь к чужой собственности, берите то, что выделено вам Кришной, Богом, как Его прасад. Только этим вы можете наслаждаться. Ни к чему другому не прикасайтесь даже! Аналогично человек должен быть хорошо воспитан, он должен взять себе одну жену, пройдя религиозную церемонию и довольствоваться ею и не ходить налево к другим женщинам, не изменять! Это Кали – югу, сейчас измена, проституция – обычное дело. Никто не смотрит на чужих жен, как на свою мать. Никто. И женщины не смотрят на чужих мужей, как на своего отца.

00:10:29 Итак, Махараджа Парикшит увидел признаки Кали – юги: измена, проституция, убийство животных, пьянство, употребление одурманивающих средств, азартные игры, когда он увидел, что всё это постепенно начинает проявляться, поскольку век Кали – юга. Сейчас идет Кали – юга. К примеру, перед зимой начинает дуть очень холодный ветер и можно понять, что приближается зима по этому признаку. Конечно, вы не можете остановить приход зимы, но нужно быть осторожным и внимательным, чтобы не заболеть, не простудиться, нужно одеваться хорошо, тепло одеваться. Без толку сражаться со сменой сезонов времен года – это невозможно. Например, сейчас идёт дождь. Какой смысл бороться с тучами, дождем, пытаться остановить их. Это невозможно. Но вы можете взять с собой плащ, зонт, чтобы вам дождь был нипочем! Вот, что вы должны сделать! Итак, Кали – юга наступила, Кали – юга наступила по всему миру не сейчас, а ещё 5000 лет назад, в период правления Махараджа Парикшита. Постепенно люди начали деградировать только в отношении этих принципов: незаконный секс, убийство животных, употребление одурманивающих средств и азартные игры. Это четыре столпа, на которые опирается Кали. Это означает, что 5000 лет назад по всему миру было неслыханно, чтобы люди занимались всем этим. Этого в истории нет.

00:12:38 Будучи царем, он должен был наказывать негодяев, воров, преступников и Махараджа сражу же встревожился, говорится нишам явартам анатиприйам. Когда до него дошли известия об этом, хотя никакой враг не нападал на него, но нападал Кали, Кали нападал. Правиштам, Кали уже вошел в его царство, признаки Кали начали проникать. Чакра – значит «круг», варти – значит «оставаться в круге, в центре круга». Царь или духовный учитель, или глава чего – либо должен быть центром круга и его царство должно было быть сосредоточено вокруг него, он должен быть центром, ниже чакра вартите, внутри его круга, калим правиштам. Как только он услышал, он встревожился, он пожелал наказать преступника. Вот, что такое ответственный царь.

00:14:07 Безответственные цари думают: «О! Люди хотят пьянствовать? Так мы можем обложить налогами употребление спиртного!». Потому что, если вы будете поощрять народ к употреблению алкоголя, а мы наблюдаем это сейчас в Индии. Ганди начал свое движение на этой основе. Никто не пил даже чай, по крайней мере среди его круга никто даже чай не пил, не курил сигарет. Ганди был очень строг. И конечно он не мог налагать запреты, но он выступал против незаконных половых отношений, пьянства, азартных игр, но он запрещал, он ввел запрет во многих штатах. Однако сейчас правительство поощряет это, дает разрешение, да, можете открыто употреблять спиртное.

00:15:14 Это влияние Кали. Употребление мяса. По крайней мере в Индии мы никогда не видели рекламных щитов с рекламой мясных лавок, мясных магазинов. В верхних штатах всегда жили мясоеды, однако мясные лавки находились в местах, сокрытых от глаз общественности. То есть можно было в частном порядке купить мясо. Но, если человек привыкал есть мясо, он не получал возможности каждый день есть его, потому что ни в одной индуистской семье не позволяется употребление мяса или рыбы. В нашем детстве мы видели, в нашей семье так было. Если человек хотел есть мясо, ему нужно было преодолеть сто миль тайком, инкогнито, чтобы никто не знал, он добирался до какого–то злачного отеля и там покупал. Такой была система.

00:16:34 Сейчас курицы у всех на крышах живут. Вот, что значит прогресс. Это Кали вступает в свои права и правительство дает лицензии: «Да, вы можете производить вино!», потому что правительству это сулит большие прибыли. У меня тоже была лицензия для моих, моей врачебной практики, у меня хранился спирт – ректификат, то есть чистый спирт, из которого изготавливается виски, чистый спирт. Я знаю, что стоимость этого чистого спирта, очищенного правительством, составляло одну рупию за галлон, почти четыре литра, но тот же чистый спирт, переработанный спиртной напиток при помощи определенного процесса, не очень сложного, просто добавляются краситель, ароматизатор, за это правительство брало уже по 60 рупий за галлон. Себестоимость одна рупия, они назначали цену в 60 рупий, потому что правительство знало, они знают, что, когда человек становится пьяницей, он будут пить, он будет покупать спиртное за любую цену, за любую цену! Прамата, мата – значит сумасшедший, пра означает пракришта рупена мата, люди уже безумны, находясь под влиянием материальной природы, а наши правительства по всему миру склоняют их: «становитесь ещё более безумными!». Вот, что представляет собой их социальная деятельность.

00:18:41 Махараджа Парикшит не был таким правителем. Обязанность правительства или царя – позаботиться о том, чтобы подданные должным образом поднимались на духовный уровень, на уровень сознания Кришны. Это долг правительства. Поэтому существует социальное деление на брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр. Брахманы должны быть идеальными учителями ведической науки. Кшатрии должны следовать, даже, если для этого нужно применять силу, как это делал Парикшит Махарадж. Как только он услышал, что Кали, эти четыре принципа Кали уже проникли в его царство, он сразу же достал свой лук и стрелы. «Кто этот негодяй, кто пьянствует? Убить его»! Таким был царь. «Убить негодяя»! Если царь убивает одного негодяя за пьянство, другим будет неповадно. Таков был долг царя. Если кто – то вступает в незаконные половые отношения, заслуживает смерти. Или пьяница. Тот, кто ест мясо, заслуживает смерти. Никаких оправданий. Царь собственноручно убивал его. Но прошло каких – то несколько лет и всё это прекратилось.

00:20:18 Правительство должно быть сильным, но правительство желает, чтобы вы катились в ад, употребляя алкоголь и при этом оно наживается на вас, они продают то, что стоит одну рупию за 60. Это бизнес. Это Кали – юга, все действуют в своих личных интересах. Но Движение сознания Кришны является противоположностью этому. Здесь думают только о интересе Кришны. Это сознание Кришны. Нет личных интересов. Они думают о личных интересах, но они не знают, в чем состоит их личный интерес, их истинное благо. Эти негодяи. Я уже много раз приводил этот пример. Неотъемлемые части своего тела. Допустим рука берет очень вкусную сладость и если пальцы подумают: «в наших личных интересах насладиться этой сладостью». Это ошибочная идея. Пальцы берут сладость, но они не могут сами наслаждаться ею. В их личных интересах отдать эту сладость желудку, не разминать его, нужно сразу же отдать её желудку и тогда их личные интересы будут удовлетворены. Пальцы получат питание. Это их личный интерес. Наслаждаться через Кришну, не напрямую. Но эти негодяи не знают этого, они отрицают Кришну. «Почему Кришна? Я Кришна! Я – Бог, я - всё»! Поэтому они страдают, они не знают на самом деле, как удовлетворять личный интерес.

00:22:17 Мы учим этому. Удовлетворяйте свой личный интерес через Кришну. Мошенники! Они не знают, что их истинное благо, их личный интерес – это Кришна, им это не известно. Поэтому они негодяи. Кришна говорит об этом. Вы думаете, что мы выдумали это слово. Кришна говорит: амам душкритинам мудха прападьянте нарадхамам. Кришна просит каждого: «пожалуйста, предайтесь Мне, бросьте все эти глупые занятия». Это в интересах живого существа. Предаётесь Кришне вы или не предаетесь, что Кришна получает с этого или теряет? У Него столько слуг, Он может создать Себе слуг, Ему, Он не нуждается в ваших служениях, но, если вы предаетесь Кришне, совершаете служение Ему, это в ваших интересах, это в ваших интересах. Они этого не знают.

00:23:45 Слепые лидеры учат всех: «Это в ваших интересах: ешьте всё, что хотите, пейте сколько хотите, продолжайте играть в азартные игры». Вот такие лидеры ничем не ограничивают. Если такой Свамиджи приезжает, он говорит: «нет, нет, можете есть всё, что хотите». О, хороший Свами! А этот Свамиджи очень консервативен. Как Ален Гизнберг сказал мне: «Свамиджи, вы очень консервативны». Потому что я ограничиваю. Но он не знает, что человек извлечет истинное благо тогда, когда вы действительно консервативны, иначе вы просто будете плыть на волнах майи, поэтому Бхактивинод Тхакур говорит: «вас смывают волны материальной энергии, иллюзии. Почему вы себя поставили в такое опасное положение? Иногда вы тонете, иногда вы оказываетесь на поверхности. Это борьба за существование». И как говорит Бхактивинод Тхакур, единственное избавление, если вы последуете этому принципу: «я вечный слуга Кришны», тогда сразу же вы выбираетесь из этого потока майи.

00:25:25 Все, кто находится в материальном мире, несутся на волнах трех гун материальной природы. Иногда вас несет волна благости, иногда страсти, иногда невежества, но всех несут эти волны. Материальные качества природы уносят всех. Необходимо подняться над этим. Как это возможно? Об этом также говорится в Бхагавад Гите 2.45:

00:25:59 त्रैगुण्यविषया वेदा निस्त्रैगुण्यो भवार्जुन ।
निर्द्वन्द्वो नित्यसत्त्वस्थो निर्योगक्षेम आत्मवान् ॥ ४५ ॥

trai-guṇya-viṣayā vedā nistrai-guṇyo bhavārjuna
nirdvandvo nitya-sattva-stho niryoga-kṣema ātmavān

«В Ведах в основном говорится о деятельности в трех гунах материальной природы. Поднимись же над этими гунами, о Арджуна. Перестань зависеть от всех проявлений двойственности, избавься от стремления приобрести или сохранить что-либо в этом мире и утвердись в понимании своего истинного «я»»

00:26:05 Сразу же. Поэтому долг царя, долг правительства, долг отца, долг гуру, долг мужа – позаботиться о том, чтобы его зависящие от него, воспитывались в сознании Кришны и так могли избавиться от смерти.

00:26:37 Люди не знают, что их уносит в этот поток. Майя хватает, бросает нас в круговорот рождений и смерти. Они этого не знают, и они не хотят никакого решения. Хотя никто не хочет умирать. Но ни один ученый, ни один философ не может представить вам никакой информации о том, чтобы остановить смерть. Но есть такой способ. Его предлагает Движение сознания Кришны. Благодаря этому вы можете остановить рождение и смерть, и он возвращается. Все эти знания и методы содержатся в ведических писаниях, в ведической культуре. Люди должны просто воспользоваться этим и тогда они будут счастливы. Это Движение сознания Кришны.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 06 February 2024
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 26 February 2024
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 02 March 2024