Лидеры-мудхи сами являются слугами Кали
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Лекция по Шримад Бхагаватам, Первая Песнь, глава шестнадцатая, текст 17, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 12 января 1974 года в Лос-Анджелесе.
00:00:14 Преданный: Перевод: «Теперь я расскажу вам, что случилось в то время, когда Махараджа Парикшит проводил свои дни, слушая рассказы о добрых делах своих предков и был погружен в мысли о них.
00:00:30 Шрила Прабхупада: итак, вопрос состоял в том, как Махараджа Парикшит наказал Кали- югу. Это глава называется: «Как Парикшит встретил век Кали». Почему он наказал Кали? Потому что здесь сказано: пурвешам вритьям андвахам. Он всегда находился на том же уровне, на котором находились его предки. Это называется аристократией. Каждая семья или каждая каста, прежде всего должно быть деление, затем семья, община, общество, затем семья.
00:01:30 Итак, Парикшит Махарадж принадлежал к царской семье, его предки принадлежали к династии Бхарата, Бхарата вамша. Поэтому, члены династии Бхараты именуются бхаратами. Кришна обращался к Арджуне, называя его Бхарата. К Махараджу Дхритараштре также обращались, как к Бхарате. К Видуре обращались, как к Бхарате. Много раз это можно прочесть.
00:02:18 Итак, потомки династии Бхараты, все они, когда родился Парикшит Махарадж, я уже рассказывал об этом, ученые астрологи составили новорожденному гороскоп. В гороскопе описывались качества этого ребенка, этого новорожденного. Там говорилось, что он будет таким – то героем, он будет таким-то преданным. Об этом говорил гороскоп, о том, что будет в будущем.
00:03:04 Итак, Махараджа Юдхиштхира с нетерпением хотел узнать об этом, и ученые брахманы сообщили ему и потом он сказал им: «хорошо, спасибо вам за ваши вычисления и прежде всего я хотел бы узнать, будет ли он следовать своим предкам. Я хочу узнать об этом». Такой вопрос он задал. Потому что династия Бхараты, они были правителями мира, императорами и великими преданными в тоже время. Эти императоры и цари, они не были только сборщиками налогов. Нет. Они были раджарши. Раджарши – это царская династия. Но, по своим качествам они были святыми, великими святыми. Раджа и риши, таких людей называют раджарши. Раджа — значит царь, а риши – святой. Есть множество примеров раджарши, например раджарши Джанака, Джанака Махарадж, раджарши Прахлада Махарадж, раджарши Дхрува Махарадж, раджарши Юдхиштхира Махарадж, раджарши Парикшит Махарадж.
00:04:40 Почти все цари, когда на земле существовала монархия и это единственный строй, который следует принимать, но в настоящий момент демократия упразднила монархию и люди избирают своим монархом какого- то мошенника. Это называется демократией. Но в конце концов вы должны избрать такого человека. Ноги не нужно вытягивать перед Божеством. Необходима монархия, потому что монарх раджарши он должен быть раджарши, святым человеком. Не будучи святым, как может он стать представителем Бога? Царь должен быть представителем Бога. Пока у него не будет божественных качеств, качеств святого человека, если он не будет великим преданным, как он может стать главой государства? Например, полубоги на райских планетах, их царем, царем рая является Индра.
00:06:00 В материальном отношении Индра очень богат, хотя они стремятся к материальным наслаждениям, их наслаждения, материальные наслаждения невозможно даже сравнивать с материальным наслаждением, доступным на земле. Их уровень жизни в тысячи, тысячи раз лучше, они живут значительно дольше, у них гораздо больше возможностей для наслаждения. Чем выше вы поднимаетесь, тем выше уровень жизни, в тысячи раз. Например, на этой планете мы также видим, что уровень жизни в одной нации выше, чем таковой другой нации. Вы американцы, уровень вашей жизни с материальной точки зрения, то есть у вас больше возможностей, вы их сами создали ваши хорошие возможности. Чем более разумен человек, тем быстрее он создает по милости Бога себе возможности. Например, в этой Америке жили индейцы, но они не могли развивать страну. Однако, когда сюда приехали европейцы, и обосновались в этой стране, сейчас это страна стала страной первого мира в сравнении с другими странами. Это проявление разума.
00:07:43 Итак, уровень жизни, чем выше вы поднимаетесь, тем выше уровень жизни, тем выше разум [не понятно] урдхвам – значит «выше» и атхога чханти тамаса. Есть три качества. Весь этот материальный мир оперируется под влиянием трех качеств. В зависимости от качеств есть разные категории людей. Это называется чатур варньям маям сриштам гуна карма вибагаша. Все находятся на разном уровне. На всех влияет какое- то качество природы: добродетель, страсть, невежество. И соответственно этому есть деление. Кшатрии: считается, что на них действует гуна страсти. У них есть желание управлять, править. Это дух кшатрия править миром. Поэтому один царь кшатрий нападал на другого царя кшатрия. Цель не завладеть чужой собственностью, а это делалось для того, чтобы упразднить того царя, который правит недолжным образом. Например, в вашей стране вы хотите сменить президента, но он все равно держится за свой, свое кресло.
00:09:38 Также, как вы хотите хорошее правительство, хорошего президента, точно также и в былые времена, хотя между царями разгорались сражения, их цель была другая, они не хотели занять чужую собственность, они не хотели становиться большими ворами. Знаете случай с Александром Македонским и вором? Александр Великий поймал одного вора, и он собирался наказать его. И вор взмолился: «господин, ты хочешь наказать меня, но в чем разница между тобой и мной? Я маленький вор, а ты большой вор. Вот и все. Ты силой занял чужое царство, хотя у тебя не т такого права. Но, поскольку ты силен, тем или иным образом воспользовавшись своими возможностями, ты завоевываешь страну за страной. Я делаю тоже самое. В чем же разница между тобой и мной?» И Александр поразмыслил и заключил: «да, я действительно не кто иной, как большой вор».
00:10:59 И он освободил его. «Да, я не лучше тебя». Это, как разбойники. В наше время есть много воров, которые подходят к воровству научным путем, они делают это законно. Есть много адвокатов, много ученых, они причиняют вред, но делают это в рамках закона. Легальные убийцы, легальные обманщики. Столько всего происходит. Каждый из нас сталкивается с таким. Если вы можете защитить себя под прикрытием закона и обмануть других, то это считается нормальным, но вы не можете обмануть власть Всевышнего. Этого вы не сможете сделать. Вор может тайком украсть, но это все равно не останется в тайне. Для Бога нет тайн. В Бхагавад Гите говорится: «Я пребываю в сердце каждого». Предположим, вы планируете какое-нибудь злодеяние. Вы можете обмануть человеческий закон или полицию, людей, но, как вы сможете обмануть Кришну? Он находится в вашем сердце.
00:12:31 «Я пребываю в сердце каждого». Поэтому все ваши мысли, чувства, желания сразу же замечаются: «о, вот этот негодяй хочет это сделать». Кроме того, это происходит внутри, но и снаружи есть солнце и луна, день, ночь, есть 8 свидетелей всем вашим поступкам. [не понятно]. Например, человека наказывают в зависимости от тяжести его преступления. Аналогично, все, что вы делаете, здесь всё в этом материальном мире, все преступно, всё есть преступление. Поэтому «Чайтанья Чаритамрита» говорит: двайте. Двайте – это то, что не является напрямую Кришной. Двайта. Дветийа. Это слово дветийа. Это майа. Дветийа – значит второе. Первое – это Кришна, а майа – это второе. Например, свет. Свет и тьма. Тьме не является первичным. Первичным является свет, а тьма – это отсутствие света. Это тьма, там, где нет света. Точно также у тьмы не существует отдельного существования. Это лишь отсутствие света. Вот и все. Настоящая реальность – это свет.
00:14:36 Итак, всё творение. К примеру, настоящей реальностью является солнце. Постарайтесь понять. Это просто. Солнце, но, когда его закрывают облака, это называется тьмой. Или, если его закрывает другая планета, то мы обнаруживаем повсюду тьму. На самом деле свет есть всегда. Если вы поднимитесь над облаками, вы окажитесь в солнечном сиянии и у всех есть этот опыт. Когда самолет только взлетает, может быть очень темно, но, когда вы поднимаетесь над облаками на десять километров вверх, то вы видите там яркий солнечный свет. Опять же, если вы утром взлетели, когда светит солнце, допустим утром и вы полетите на запад, то вы так и не увидите ночи, ночь так и не наступит, всегда будет светло. Иногда с нами такое происходит. Мы вылетаем из какого-то города в 10 часов утра и отправляемся на запад, мы летим несколько часов, но солнце все равно стоит на том месте и светит. На самом деле нет нечего материального, всё духовно. Что значит духовно? Иша васьям идам сарвам, всё принадлежит Богу. Однако, когда мы думаем, что Бога нет, я - Бог, это моё, вот это тьма, это сознание есть тьма.
00:16:37 Итак, Движение сознания Кришны – это означает находиться выше материальных представлений, ахам мамети. Это представление о том, что я владелец, всё принадлежит мне, вот это, этот взгляд, эта идея называется иллюзией. Эта иллюзия усиливается, если мы начинаем прибегать к умственным рассуждениям и в конечном итоге такой мудрствующий философ остается во тьме, но он считает, что он достиг освобождения. Это просто проявление тьмы, проявлением тьмы. Об этом сказано в Шримад Бхагаватам. Шрила Прабхупада цитирует на санскрите. Так зовут Кришну. Вынести его.
00:18:04 Прахлада Махарадж говорит: «Мой Господь, Аравиндаакша». Это одно из Имен Кришны. Как я объяснял вчера, у Бога нет имени, но у Него тысячи и миллионы имен, которыми называют Его в зависимости от Его отношений с преданным или этим миром. Я уже говорил вчера об этом. Кришну называют Девакинанданой, потому что он состоит в отношениях с Деваки, поэтому Он стал Девакинанданой. Кришну называют Яшоданандана. Кришна также…Одно из Имен Кришны — это Аравиндакша. Аравинда, потому что Его глаза напоминают лепестки лотоса, аравинда набхьи. Аравинда набха – это Вишну, Господь Вишну, Гарбходакашайа Вишну, из чьего пупка вырастает лотос. Поэтому Его называют Аравинда набха.
00:19:17 Здесь к Кришне обращаются: Аравиндакша, йеанье Аравиндакша, йеанье, анье означает «без особого внимания», другие. Важных лиц перечисляют особенным образом: вот господин такой – то и такой-то, а остальных просто упоминают.
00:19:42 Итак, другие, йеанье, кто эти другие? Йеанье Аравинда вимукта манина. К этим другим относится люди менее разумные, которые считают, что сейчас я достиг освобождения, сейчас я стал богом при помощи мистической йоги, медитации. Поэтому говорится манина. Манина – значит они ошибочно так рассуждают. На самом деле они не освобождены, они во тьме, но по глупости своей они думают, что стали Богом. Как вы можете стать Богом? Разве в ваших это силах? Что вы явили такого, чтобы подтверждало, что вы Бог? Мы признаем Богом Кришну, Господа Рамачандру в виде их деяния. Кришна в семь лет поднял холм Говардхана, Говардхан дхари, Гиридхари. А вы кто? Вы не можете поднять даже груз, весом в 5 килограмм, и вы вдруг стали Богом. Эти так называемые Боги находят поддержку так называемых преданных. Всё это невежество, поэтому говорится манина. Они думают, рассуждают: «я стал Богом». Но, что у вас за сила? Что вы такого сделали, что стали Богом.
00:21:25 Но они глупые, они не оценивают силу этого положения Бога, но они думают. Поэтому говорится манина. Находясь дома, вы можете себя считать владельцем банка Америки, вы можете стать таким безумцем, но по-настоящему стать собственником банка Америки — это нечто совсем другое, но эти глупые люди, они думают: «я Бог, я привожу в движение солнце». Возможно, вы знаете, что такова их медитация. Эти негодяи эти доги, не боги, они так думают. Я привожу в движение солнце, землю. Поэтому говорится вимукта манина. Манина. Они думают по глупости. Почему они думают так по глупости? Мы же видим, что они такие знающие, они могут привести столько доводов в пользу того, что они стали Богом. Шридхара Свами говорит об этом. Он называет это вакчатурья. Их так называемые объяснения о том, что они стали Богом, называется словом вакчатурья, жонглерством словами, чтобы одурачивать других глупцов.
00:23:01 Вот и всё. Поэтому в Бхагаватам, в другом месте сказано, если прославляют их, превозносят того, кто не является преданным, называют его возвышенной душой. Откуда, от кого исходят эти восхваления? [не понятно]. Эту хвалу воздают такие же собакоподобные люди, свиньи, поедающие испражнения, верблюды и кхара, ослы. Вот эти категории людей прославляют других, больших животных. Потому что, каждый кто не является преданным Господа, не является [не понятно], он не заслуживает хвалы, он глупец, негодяй. Таков наш вывод. Это обоснованное заключение, потому что Кришна говорит об этом. Мудха. Мудха — значит негодяй.
00:24:31 У нас есть простой тест, определяющий является ли человек преданным или нет: если мы понимаем, если мы определяем, что он преданный, то мы оказываем ему почтение, да, это вайшнав. И даже Ямарадж говорит: «Я склоняюсь в почтении перед вайшнавом». Но, если мы видим, что он не преданный, он просто, он заявляет, что он бог, всевышний, то в соответствии с формулой Бхагавад Гиты, мы делаем вывод: мудха. Потому что мудха не предается. Таков тест. Всякий, кто не предался принципам Бхагавад Гиты, это тест. Если он не предался Богу, Кришне, он мудха. Это также объяснено в Бхагаватам. Почему они мудхи. К примеру, существуют причины и следствия. Если у человека нет денег, его называют бедняком. Аналогично, если у человека нет такого побуждения предаться Богу, то он мудха, мудха. Но он думает, что он обрел освобождение, что он стал един с Богом, он сам бог, все- бог, поэтому эти люди мудха.
00:26:29 Вимукта манина, здесь используется мягкое выражение, потому что об этом говорит Вьясадева, он преданный, он использует довольно мягкое выражение: вимукта манина, они в иллюзии думают, что они достигли освобождения, но, когда Кришна говорит о них, поскольку Он Верховный Господь, Он говорит: «они мудхи, негодяи». Как, например отец может спокойно назвать своего сына негодяем, или духовный учитель может называть своего ученика негодяем, потому что он занимает высшее положение. Другие же, в обращении с таким негодяем, прибегают к более культурным эпитетам. Он явный негодяй, но, чтобы не портить отношения, как Кришна говорит с Арджуной, Он не сказал ему прямо: «мой дорогой Арджуна, ты – последний негодяй. Ты последний негодяй». Потому что они были друзьями.
00:27:28 Он так не сказал, но Он сказал: «Мой дорогой Арджуна, ты сокрушаешься о теле, но это не повод для скорби». На самом дело это так, как он думал: «мой дед, мои братья, они погибнут» и он выдвигал очень серьезные философские аргументы, нес всякую нелепость. Кришна сказал: «в конце концов их телам придет конец. Тело твоего деда или твоих братьев. Даже, если мы не убьем, со временем всему этому придет конец. Это факт». Поэтому ашочьям, почему ты так беспокоишься, желая сохранить их тела? И в тоже время ты пытаешься обосновать это серьезными философскими аргументами. Прагьявадам. Прагья – значит философия. Прагьявадам, но [не понятно], настоящий ученый не будет придавать этому большого значения, а это значит, что ты глупец. Это означает, что ты глупец. Как бы в кавычках Он говорит: «пандит» – ученый человек так не поступает. Как это на английском? Яне помню. Если я говорю с кем- то, я говорю ему, какое – то время назад у меня из дома украли кое- что и человек, укравший, он очень похож на тебя, вы как бы говорите не прямо человеку: «ты тот, кто украл у меня собственность», но вы можете сказать это вежливо: «он похож на вас». Понимаете?
00:29:26 Точно также, Кришна говорит: «каждый, кто не предается Мне, кто не является преданной душой, кто думает, что он стал Богом, считает себя великим ученым, ведантистом, всё это викумта манина. «Теперь мне не нужно ходить в храм». В нашей стране есть такая категория людей, они придумали такую систему, которая оправдывает их нежелание ходить в храм и они проповедуют ее, они не хотят ходить в храм: «зачем вам ходить в храм, чтобы найти там Бога? Бог повсюду». Но, если Бог повсюду, то почему не в храме? Что такого плохого сделал храм? Если Бог повсюду, то Бог есть и в храме. Вы можете называть поклонение Божествам идолопоклонством, но благодаря поклонению Божествам развивается сознание Кришны. Это практический пример. Этот храм был церковью. Сколько лет назад это было? Этот дом был церковью. Когда мы его купили? 4 года назад. И поскольку сюда никто не приходил, эту церковь выставили на продажу, и мы купили ее. Сейчас почему люди приходят? Церковь или храм, если там нет Бога, то почему люди приходят? Та же церковь. Потому что вы не смогли убедить их в науке о Боге, поэтому она опустела. Вы не можете обманывать всех людей всегда. Это невозможно. Вы должны им дать что-то реальное, что-то существенное и тогда они согласятся: да, Бог есть.
00:31:41 Итак, особое качество Парикшита Махараджа. Я уже говорил о махатме. Махатма значит преданный. Махатма — это не политик, махатма – это [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Вот, кто такой махатма. Не отклоняясь, круглые сутки он занят служением Кришне. Это махатма.
00:32:22 Итак, приводится описание Махараджа Парикшита. Здесь сказано, как он занимал себя. Пурвешам. Опять это слово пурвешам. Раньше, в 13 и 15 стихах это слово употреблялось сва пурвешам махатманам. Он был таким ответственным, он всегда думал: не отклоняюсь ли я от пути моих предков Юдхиштхиры, Арджуны. Так он всегда думал. Это была его первой обязанностью, потому что его предки были преданными, раджарши. Юдхиштхира был раджарши, и он хотел поддерживать сове положение раджарши. Поскольку он твердо стоял на положении раджарши, поэтому у него были силы наказывать Кали.
00:33:27 Поскольку в настоящий момент нет раджарши, все они негодяи, глупцы и животные и они занимают высшие посты в правительстве, но они не видят, что есть Кали, они не видят этого, поскольку они сами являются приспешниками Кали. Как они смогут увидеть? Поэтому весь мир сейчас идет на поводу у представителей Кали. Они не могут этому воспрепятствовать. Здесь сказано. Допустим, если вы сами не здоровы, то вы не можете понять, что другие тоже не здоровы. Если вы не ученый, вы не можете понять, что что- то не научно. Если вы сами не врач, то вы не сможете понять, что есть болезнь. Итак, Махарадж Парикшит, поскольку он был раджарши, он строго следовал обязанностям своих предков. Ану ахани, он постоянно об этом помнил, не забывая даже на секунду. Поэтому он увидел, кто такой Кали. Мы избегаем Кали, мы не вступаем в недозволенные половые отношения, не играем в азартные игры, не употребляем одурманивающих средств и не едим мясо.
00:35:14 Это Кали. Постепенно из этой главы вы узнаете об этом. Эти четыре порока являются представителями Кали. В настоящий момент влияние Кали распространилось на весь мир, почти все, 99, 9%. Нельзя сказать, что все 100%, потому что есть какие- то святые люди. Итак, не сомневайтесь, 99,9% населения находятся под влиянием Кали: недозволенные половые отношения, азартные игры, одурманивающие средства и мясо. Как эти люди смогут увидеть, что такое Кали? Они сами находятся под влиянием Кали. Поэтому положение Парикшита Махараджа [не понятно] какое положение он занимал? Не за чем нам так далеко ходить. Даже начинающий преданный, те, кто пытаются освободиться от влияния Кали – юги, наши члены Движения Кришны.
00:36:32 Поскольку они отказались от этих четырех пороков, они способны увидеть, как Кали влияет на других, поэтому Махараджа Парикшит видел это. И поскольку так называемые лидеры, так называемые президенты они сами являются представителями Кали, как они могут остановить эти недозволенные половые отношения, потребление мяса, азартные игры, одурманивающие средства. Они не могут этого сделать. Поэтому вы должны принять прибежище у шастры, тогда вы сможете избежать этого. В противном случае это невозможно.
Спасибо вам большое.
транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 01 April 2024