Целомудрие и верность Гандхари

Майапур - 14 июня 1973
Как люди воспринимают движение сознания Кришны в Индии и на Западе. Человеческая жизнь предназначена для аскезы. Тапасья (аскеза) – это добровольное воздержание. Совершать тапасью нужно ради того, чтобы возродить своё изначальное сознание, сознание Кришны, а не ради материальных целей. Гандхари, жена Дхритараштры, одна из самых возвышенных, целомудренных жён, о которых говорят шастры, она была великим аскетом. Мы должны учиться титикше, терпению.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:32:48 | качество: mp3 96kB/s 22 Mb | прослушано: 84 | скачано: 155 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:03 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», песнь первая, девятая глава, текст сорок восьмой. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 14 июня 1973 года в Майапуре, Индия.

00:00:26 Шрила Прабхупада: Если бы эта лекция проходила сейчас в Лос-Анджелесе, этот зал был бы наполнен людьми. В этом разница между Индией и западными странами: они очень серьёзно воспринимают сознание Кришны. Здесь люди отвергают это. Индийцы отвергают. Есть такая пословица. Они утратили собственную культуру и теперь стали попрошайками. Они собираются попрошайничать за рубежом. Когда я читал лекцию в университете Беркли, где-то в 1966 году, поднялся один индийский студент и сказал: «Свамиджи, что может сделать это движение сознания Кришны? Нам теперь необходима технология». Я ответил: «Да, вы хотите технологий. Поэтому вы попрошайка. Я не попрошайничаю, я приехал сюда, чтобы дать что-то. В этом разница. Я пришёл сюда, чтобы принести культуру. А вы приехали сюда, чтобы подражать западной технократической цивилизации. В этом разница. Вы остаётесь попрошайкой, а я дающим. В этом разница». И по-прежнему я остаюсь тем же: я даю, а не беру.

00:03:02 Многие свамиджи приезжали туда до меня. Они не давали, но брали что-то. И возвращались и рассказывали о себе как о санньяси, вернувшихся из-за рубежа. Они просто эксплуатировали людей. Они даже отказались от своей изначальной одежды. Все знают: я никогда не менял своего одеяния, скорее я дал эту одежду жителям Запада, и они приняли её. Представители Рамакришны пришли ко мне и попросили меня носить пиджак, брюки, шляпу – потому что они так делают. Они, так называемые свами, носят костюм, брюки, шляпу.

00:04:05 Такова культура. Эта культура предназначена для человеческого общества. К счастью, эта культура развивалась на этой земле, Бхарата-варше. К сожалению, люди сейчас в таком невежестве, что они отказываются от этой культуры. И это самая печальная сторона нашего движения. Так или иначе, моя миссия заключалась в том, чтобы приехать в Америку, и если некоторые из юношей и девушки Америки, молодое поколение, примет это, то я привезу их сюда, чтобы показать этим мошенникам то, насколько велика эта культура. И некоторая часть населения теперь осознают это.

00:05:18 Итак, здесь сказано: га̄ндха̄рӣм̇ ча тапасвинӣм [ШБ 1.9.48]. Гандхари – жена Дхритараштры. Здесь о ней сказано, как о тапасвини. Тапасвинӣм. Она была женой, семейным человеком, у неё были дети. Не только один ребёнок – у неё было сто сыновей. Тем не менее, здесь к ней обращаются как к тапасвини. Тапасвини – это тот, кто совершает суровое подвижничество.

00:06:13 Дело в том, что человеческая жизнь предназначена для аскезы. Человеческая жизнь не предназначена для излишеств. Тапасья. Таков принцип человеческой цивилизации. Шуддхйед саттвам [ШБ 5.5.1], наша жизнь. Мы вечны, каждое живое существо вечно. Но мы подвержены рождению и смерти. Почему? Потому что мы не чисты. Например, когда вы не чисты, к вам приходят болезни, инфекционные болезни. Если вы содержите себя в чистоте, следуете принципам гигиены, то никакая инфекция к вам не пристанет.

00:07:34 Аналогичным образом, каждый из нас, изначально являющихся неотъемлемой частицей Кришны, и качественно обладающий той же чистотой. Кришна – Верховный Чистый, и мы тоже чисты, потому что мы неотделимые части Кришны. Как крупица золота тоже золото. Это золото, это не железо, не какой-то низкопробный металл. То же качество. Аналогично, в «Бхагавад-гите» сказано, Кришна есть Аджа, Он никогда не рождается. Хотя Он Господь всех живых существ, тем не менее, Он нисходит в этот мир по Своему желанию. Наше появление в этом материальном мире тоже продиктовано желанием, но мы приходим не по собственной воле. Наше желание…

00:09:09 Кто там говорит постоянно? В той части всё время кто-то говорит. Как лягушки или жабы весь день, всю ночь квакают, квакают. На самом деле, у нас есть языки. Языки есть и у лягушек тоже. Они пользуются своим языком, приглашая змей: «Пожалуйста, ползи сюда, съешь меня». Вот что они делают. Так устраивает природа. Если мы как лягушки будем только говорить без кришна-катхи, то мы лишь приглашаем скорую смерть к себе.

00:10:16 Поэтому не тратьте попусту своё время на кваканье. Я прошу об этом. Мы привыкли к этому, потому что мы не лучше лягушек. Мы тоже живые существа, но у нас есть возможность прекратить это кваканье и повторять Харе Кришна. У нас есть эта возможность. У лягушек нет этой возможности. Они не могут повторять Харе Кришна. В этом разница между лягушкой и мною. Точно так же, если мы тратим попусту наше время на кваканье, то мы не лучше лягушек. Мы не лучше лягушек. Поэтому не квакайте, когда собираетесь здесь, я прошу об этом. Если у вас есть время, свободное время, просто повторяйте Харе Кришна. Вот чем мы должны заниматься.

00:11:16 Это тапасья. Мы склонны каркать или квакать, как лягушки. Мы склонны к этому, потому что мы тоже обусловленные души как лягушки или любые другие животные, которые также обусловлены материальной природой. Поэтому тапасья, аскеза, необходима, чтобы свести к нулю, чтобы противодействовать, нейтрализовать состояние обусловленности. Сейчас мы обусловлены.

00:12:10 Мы обусловлены четырьмя принципами: рождением, смертью, старостью и болезнями. Такова наша обусловленность. Мошенники-учёные пытаются улучшить условия жизни. Но что представляет собой это улучшение? Смерть остаётся, рождение остаётся, старость остаётся, болезни остаются – никакого улучшения. Если вы хотите улучшить своё положение, если вы хотите вернуться к своему изначальному положению, тогда совершайте тапасью, тогда вам нужна аскеза.

00:13:13 Если вы совершаете тапасью, поэтому мы предписываем такую тапасью: воздержание от незаконных половых отношений. Мы склонны вступать в недозволенные сексуальные связи, это обусловленность в этом мире. Но мы должны отказываться от этого – это тапасья. У нас есть к этому склонность, но тапасья означает добровольное воздержание от этого. Это называется тапасьей. Мой язык приказывает мне, он требует: «Давай пойдём в такое-то место и съедим то-то и то-то». Но если вы укрощаете ваш язык, говорите: «Нет», – это тапасья. «Нет, ты не можешь это есть. Тебе не позволено есть ничего кроме кришна-прасада», – это тапасья. Если мой язык высох, и поэтому я сразу тянусь к чашке чая и пью её – нет, это запрещённый интоксикант, и я поэтому не должен пить чай, это тапасья.

00:14:40 И ради чего мы совершаем такую тапасью? Тапо дивйам. В противном случае, есть много людей, которые тоже совершают аскезу ради каких-то материальных целей. Есть много тех, кто желает скопить денег, начать бизнес с небольшого стартового капитала. Он тяжко, денно и нощно, трудится. В вашей стране есть много таких примеров, например, мистер Генри Форд. Это тоже тапасья. Они претерпели суровые лишения в жизни, чтобы заработать деньги. После смерти или в конце жизни их будут называть: «О, это миллионер! Он начал своё дело с цента, а сейчас он миллионер». И он ожидает этих почестей.

00:15:50 Но нет, мы не говорим о такой тапасье. Потому что сколько бы миллионов долларов вы не накопили, всему этому придёт конец, когда придёт конец вашему телу. После смерти вы не сможете забрать все эти миллионы долларов с собой в следующую жизнь. Но они не знают, что будет следующая жизнь. В следующей жизни он может стать собакой, и как эти миллионы долларов помогут ему? Этого он не знает. Поэтому тапо дивйам. Совершайте аскезу ради того, чтобы возродить своё изначальное сознание, сознание Кришны. Ради этой цели совершайте аскезу. В противном случае, если вы будете совершать аскезу, идти на трудности, на лишения ради какой-то материальной цели – это лишь пустая трата времени. Вы потерпите фиаско, пара̄бхавах̣.

00:17:10 Дело в том, что человек – глупец, он не знает, ради чего нужно стараться. Например, Хираньякашипу, он тоже совершал тапасью. Своей аскезой он заставил дрожать всю вселенную. Пришёл Брахма «Зачем ты совершаешь такое суровое подвижничество?» Он стоял на кончиках пальцев. Пришёл Брахма: «Ради какой цели ты совершаешь тапасью?» «Я хочу стать бессмертным». Он сказал: «Это невозможно, ты не сможешь стать бессмертным». Но он всяческими уловками хотел обрести бессмертие. Ради чего? Есть много деревьев, которые стоят по десять тысяч лет. Неужели это такая успешная жизнь – стоять на одном месте десять тысяч лет, не двигаясь? Или если вы будете жить очень долго, тысячи лет, Брахма живёт многие миллионы лет?

00:18:33 Итак, люди пребывают в невежестве. Они проходят через лишения добровольно ради каких-то временных, преходящих благ, которые осуждают писания. Шастра говорит, если вы добровольно идёте на какие-то лишения, совершаете тапасью, вы должны делать это ради осознания Бога, тапо дивйам. Это дарует вам вечное счастье. Если же вы совершаете аскезу ради какой-то материальной цели, это принесёт вам временное, так называемое, счастье. Но с концом вашего тела всему придёт конец.

00:19:25 Поэтому эта тапасвини, Гандхари, её называют здесь тапасвини. Она хотела быть целомудренной, верной женой. Что это даёт? Если женщина становится целомудренной, верной женой, то в следующей жизни она получает возможность стать мужчиной. Потому что согласно ведическим писаниям рождение в женском теле – это рождение невысокого порядка. Об этом сказано в «Бхагавад-гите». Есть рождение высокого и невысокого порядка, и согласно пониманию Вед, женское тело ниже мужского. Поэтому если ей повезёт обрести хорошего мужа, преданного, если она будет верной женой ему, то следующая её жизнь будет успешной. Это называется тапасьей.

00:21:08 Итак, Гандхари сделала это. До сих пор в Индии браки не заключаются по наитию, по легкомыслию. Мать и отец, особенно в аристократических семьях, в царских семьях, даже на Западе, родители находят мужа или жену. Точно так же в Англии король Эдвард VIII дружил с обычной девушкой из безвестной семьи, однако придворные не позволили ему жениться на простолюдинке. Тогда премьер-министром был мистер Болдуин. Он сказал ему: «Либо тебе придётся расстаться с этой простолюдинкой, либо тебе придётся расстаться с империей». И поддавшись чувствам, он расстался с империей. Позднее он очень сожалел. А его второй брат – Георг VI. Георг VI – это отец нынешней королевы Елизаветы. До сих пор эта традиция существует в аристократических семьях: муж и жена должны выбираться родителями.

00:22:48 Итак, Гандхари была дочерью из Афганистана, Гандахар. До сих пор это название есть, Гандахар. Раньше эту страну называли Гандхаром. Итак, Гандхари – значит принцесса Гандхара. Когда ей сообщили, что её будущий муж слепой, Дхритараштра был слеп от рождения, она тотчас наложила на себя аскезу: добровольно она закрыла свои глаза повязкой, чтобы жить также, как её муж-слепой. «Мой муж слеп. И хотя я не слепа, я тоже должна жить как слепая». С этого началась аскеза Гандхари.

00:24:01 Гандхари была столь верна. Это одна из самых возвышенных, целомудренных жён, о которых говорят шастры. И она следовала за своим мужем всегда, во всех обстоятельствах. В конце концов, когда всему пришёл конец во время сражения на Курукшетре, не осталось Кауравов – никто из сыновей и внуков Дхритараштры не остался в живых. Тем не менее, Гандхари с верностью служила своему мужу. Дхритараштра жил с племянниками: с Юдхиштхирой и его братьями. И они заботились о своём дяде, как о своём старшем дяде. Они оказывали ему всяческое уважение. Но туда пришёл Видура, и он стал осуждать его. Он сказал: «Как тебе не стыдно? Всю свою жизнь ты оставался врагом своих племянников, и сейчас все твои потомки погибли. И ты живёшь здесь, как собака. Они дают тебе кусок хлеба, и ты ешь и живёшь здесь. Неужели тебе не стыдно? Ты стал стариком».

00:25:39 И тот очень сожалел: «Мой дорогой брат, что же мне делать?» «Идём со мной прямо сейчас. Идём в лес». И как поучал его Видура, Дхритараштра отправился в лес, и Гандхари пошла за ним. Гандхари никогда не говорила: «Я уже стара, я лишилась своих детей, а эти племянники заботятся обо мне. Зачем мне уходить с мужем?» Нет. Она тоже пошла. Итак, в «Махабхарате» прославляются хорошие качества Гандхари. Поэтому здесь её называют тапасвини. Очень целомудренная, верная жена. Идеальная жена, Гандхари. Итак, читай комментарий.

00:26:44 Преданный: — «Дхритараштра и Гандхари, отец и мать Дурьйодханы и его братьев, были старшими дядей и тётей Махараджи Юдхиштхиры. После битвы на Курукшетре об этой знаменитой чете, потерявшей всех своих сыновей и внуков, заботился Махараджа Юдхиштхира. После такой великой потери жизнь их была омрачена горем, и они жили, фактически, как аскеты».

00:27:15 Шрила Прабхупада: — Поскольку он был старшим дядей, Юдхиштхира Махарадж приходил по утрам, чтобы поклониться ему. И однажды утром, когда он пришёл, он не увидел ни Дхритараштры, ни своей тёти. Он очень расстроился. Потому что он понимал, что они живут в очень тяжёлом положении: «Возможно, я, – подумал он, – оскорбил их, и потому они покинули мой дом». Об этом вы тоже прочтёте. Затем пришёл Нарада и сказал: «Не беспокойся, они отправились в лес, чтобы жить как аскеты. Не пытайся вернуть их». Продолжай.

00:28:06 Преданный: — «Известие о смерти Бхишмадевы, дяди Дхритараштры, было ещё одним ударом для царя и царицы, и потому они нуждались в утешении Махараджи Юдхиштхиры. Махараджа Юдхиштхира сознавал свой долг и вместе с Господом Кришной сразу же поспешил к ним и словами сочувствия утешил охваченного горем Дхритараштру. Господь тоже утешал их.

00:28:31 Гандхари, хотя и жила как преданная жена и добрая мать, была великим аскетом. Известно, что Гандхари добровольно закрыла глаза, так как её муж был слеп. Долг жены — во всем следовать за мужем. И Гандхари была настолько верна своему мужу, что подражала даже его врождённой слепоте. Таким образом, по своим поступкам она была великим аскетом. Кроме того, потрясение, которое она испытала, узнав о гибели всех своих ста сыновей и всех внуков, несомненно, было великим испытанием для женщины. Но она перенесла его стоически. Гандхари, хотя и была женщиной…»

00:29:14 Шрила Прабхупада: Аскет – это тот, кто добровольно проходит через лишения. Титикшавах [ШБ 3.25.21] – это точное слово.
Садху должен быть терпеливым. К примеру, Харидас Тхакур. Вы знаете, насколько терпелив он был. Титикшавах – это качество брахмана. Шамо дамас титикша. Терпение. Нельзя ожидать мирной жизни в этом материальном мире, это невозможно. Поэтому, чтобы практиковать сознание Кришны во всех обстоятельствах, необходимо быть терпеливым. Кришна советовал Арджуне «Будут наслаждения, будут страдания», – здесь наслаждения – это тоже страдания, люди просто не знают об этом. И Кришна советовал: та̄м̇с титикшасва бха̄рата [БГ 2.14]. «Всё это приходит и уходит. Пусть это не беспокоит тебя, попытайся терпеть и делать своё дело».

00:30:50 Точно так же мы живём вместе. Иногда нам приходится сталкиваться с неудобствами. Условия, в которых вы росли в Европе, в Америке, отличаются от таковых в Индии. И возможно это создаёт в вашей жизни трудности, потому что у вас нет всех тех возможностей. Но вы должны учиться терпеть и следовать сознанию Кришны. Итак, если говорить о жизни в аскезе, жизнь в сознании Кришны – это жизнь в аскезе, тапасья. Жизнь без излишеств. Мы должны поэтому учиться титикше. Это одно из качеств брахмана. Далее.
Преданный: — «Гандхари, хотя и была женщиной, по силе характера не уступала Бхишмадеве».

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 22 декабря 2021