Просто слушайте о Кришне

Лос-Анджелес - 28 апреля 1973
Мы страдаем из-за того, что нарушаем законы Бога. Кришна приходит в этот мир, чтобы дать нам метод избавления от постоянных страданий в жизни – это бхакти-йога. Первый шаг – это слушание, шраванам. Затем киртанам, говорить о Кришне, повторять святое имя. Смаранам – это третья ступень, медитация на Господа. Проповедь даёт возможность людям слушать о Кришне. История о Сарвабхауме Бхаттачарье и Господе Чайтанье. Толкования майавади скрывают истинный смысл «Веданты». Мощный поток материальной природы не опасен для того, кто 24 часа в сутки помнит о Кришне.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:26:24 | качество: mp3 96kB/s 18 Mb | прослушано: 48 | скачано: 128 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:03 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, глава восьмая, текст тридцать шесть. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 28 апреля 1973 года в Лос-Анджелесе.
Преданный: «О Кришна, те, кто постоянно слушает и повторяет рассказы о Твоих трансцендентных деяниях, воспевает их или испытывает наслаждение, когда это делают другие, несомненно, созерцают Твои лотосные стопы, которые одни способны положить конец круговороту рождения и смерти»
[ШБ 1.8.36]

00:00:43 Шрила Прабхупада: Итак, в предыдущем стихе объяснялось: любой, пришедший в этот материальный мир, бхаве, асмин – в этом, все они в поте лица трудятся, они идут на множество трудностей. Подобно ослам, они работают, клиш́йама̄на̄на̄м. Они не могут выдержать всего этого груза, но их нагружают. Если вы можете выдержать какой-то груз, это нормально, но если вы не можете, если груза слишком много, вам становится очень трудно идти.
Итак, в предшествующем стихе даётся совет: ш́раван̣а-смаран̣а̄рха̄н̣ам. Нам следует избавиться от этой мучительной жизни, клиш́йама̄на̄на̄м авидйа̄-ка̄ма-кармабхих̣. Они породили ка̄ма-кармабхих̣ – похотливые желания. Они полны этих желаний. Они породили деятельность, тяжёлый труд. Поэтому клиш́йама̄на̄на̄м – они всегда, постоянно страдают. И потому, чтобы ослабить эти страдания шастра советует: смаранам арханам.

00:02:36 Кришна приходит в этот мир, чтобы учредить систему, благодаря которой можно избавиться от этих постоянных страданий в жизни. Поэтому Кришна говорит: йада̄ йада̄ хи дхармасйа гла̄нир [БГ 4.7]. Если вы страдаете… Если вы нарушаете закон, вам приходится страдать. У нас есть такой опыт: если мы нарушаем законы страны, нам приходится страдать. Аналогичным образом, религия – это законы Бога. Люди не знают об этом, о религии. Они думают, что религия – это просто вера. Вы можете во что-то верить, я могу во что-то верить. Я могу верить вам, вы можете не верить мне. Но это не религия.

00:03:26 Религия… Люди говорят: «Я не верю в Бога». Как, например, есть такая большая миссия, они говорят: «Можете придумать собственный путь. Йата мат тата пат. Всё, что вы думаете – это нормально, это правильно», – такова их философия. Но это не наука. Допустим, я сумасшедший, а разве все мои мысли хороши? Два плюс два равно четырём, это наука, но если по моим убеждениям два плюс два равно пяти или два плюс два равно трём? Нет, это неправильно.
Итак, дхармасйа гла̄нир бхавати. Это означает, что существуют законы Бога. Если вы нарушаете законы Бога, это называется дхармасйа гла̄нир. Гланир – значит отклонение.

00:04:27 Таким образом, мы страдаем из-за того, что нарушаем законы Бога. К примеру, мы страдаем, нарушая законы государства, аналогично, как только мы нарушаем законы Бога, нам приходится испытывать множество мучений.
Как же выбраться из этой ситуации? Для этого существует бхакти-йога. Кришна приходит, для того чтобы вызволить вас из этого положения. Дхармасйа гла̄нир. И, как говорит Кришна, как Он Сам советует: «Поступай так». Если вы примите, если воспользуетесь этим методом, то вы обретёте освобождение. И этот метод заключается в шраванам киртанам вишнох – бхакти-йога.

00:05:31 Прахлада Махарадж сказал, что тот, кто посвящает себя этим видам деятельности: шраванам киртанам вишнох – кто слушает, кто повторяет святое имя… Слушать означает слушать о ком-то, о его деяниях, о его образе, о его качествах, о его окружении и так далее. Если я хочу послушать о вас, у вас должна быть какая-то деятельность. Как, например, история. Мы слушаем о истории. Что такое история? История – это запись определённых событий разных людей в разные эпохи. Вот что такое история.

00:06:15 Итак, как только мы говорим о слушании, возникает следующий вопрос: что слушать? И о чём? Какая тема? И об этом сказано: вишнох. Шраванам киртанам вишнох. О деяниях Господа Вишну или Господа Кришны. Вот что значит слушание. Не подумайте, что мы должны слушать новости из газет. Не такое слушание. Брахма джигйаса. Об этом сказано в Ведах. Нужно вопрошать о Брахме, слушать о Брахме. Например, здесь мы тоже слушаем, повторяем, но на какую тему – мы слушаем и повторяем именно о Кришне. Мы не слушаем сводки новостей о бизнесе, о том, какие цены на то или на это, нет, мы слушаем о Кришне.
Если мы говорим о слушании, то мы также должны говорить о повторении. Мы говорим о Кришне, мы слушаем о Нём – это бхакти. Мы только и делаем, что слушаем о Кришне, повторяем имена Кришны, говорит о Нём. Шраванам киртанам вишнох.

00:07:43 И далее, как только вы достигаете довольно высокого уровня в этом, в слушании и повторении, то на следующей ступени начинается смаранам. Смаранам – мы размышляем. Если вы говорите о чём-то, слушаете о чём-то, то позднее вы будете размышлять об этом, медитировать на это. Смаранам – это третья ступень. Прежде всего нужно начать слушать, шраванам. В противном случае, на что вы будете медитировать? Если вы не знаете темы медитации, то о какой медитации может идти речь? Поэтому прежде всего мы должны слушать об объекте нашей медитации. И для этого мы повторяем, поём, мы слушаем о Вишну, о Кришне.

00:08:37 На самом деле, медитация йоги означает созерцать образ Господа, четырёхрукое вишну-мурти, в своём сердце. Вот что такое медитация. Сейчас негодяи изобрели разные способы медитации, это не медитация. Медитация – это созерцание образа Господа в сердце. Потому что Господь находится в сердце.
Итак, обуздав все чувства… Чувства наши очень беспокойные, они тянут нас в разные стороны, ум наш тянет в разные стороны. Благодаря системе аштанга-йоги, благодаря сидячим позам, благодаря контролю дыхания, определённым позициям – есть разные условия, мы должны их соблюдать. Но все они предназначены для того, чтобы укротить ум и сосредоточить его на образе Вишну – это называется самадхи, пратьяхара самадхи. Итак, аштанга-йога позволяет достичь уровня смаранам. Смаранам арчанам.

00:09:52 Вот это арчанам. Например, мы поклоняемся Божеству. Шри-виграха, поклонение Божеству [Шри Шри Гурваштака 1.3]. Арадханам, поклонение. Нитйа, каждый день. Не подумайте, что мы поклоняемся раз в неделю или раз месяц, нет. Нитйа, двадцать четыре часа в сутки. У вас должна быть такая программа поклонения Божеству, чтобы вы были заняты этим двадцать четыре часа в сутки. Нитйа-нана.

00:10:42 Шрингара, одевать, украшать. Каждый день новые одежды. Или два раза в день новые одежды нужно надевать. Или четыре раза в день. Сколько можете. Шрингара. Кришна исполнен богатств, Он самый богатый наслаждающийся, и мы должны помогать Ему в этом наслаждении. Например, если кто-то подарит мне новую одежду, это мне очень понравится, мне доставит это наслаждение. Точно так же, если вы каждый день будете приносить Кришне наслаждение, предлагая Ему шикарные одеяния. Как сегодня я видел очень красивые одежды для Божеств. Всё должно быть по высшему уровню. Высшей пробы, высшего качества для Кришны. Гопи первоклассные, одежды первоклассные, пища должна быть высшей пробы. Место для отдыха должно быть самым лучшим и даже ещё лучше. Это называется шри-виграхарадхана-нитйа-нана.

00:11:58 В храме нужно поддерживать всегда безупречную чистоту. Все отмечают, что наши храмы очень чистые. Да, храм должен быть очень чистым. Чем тщательнее вы очищаете храм, тем чище становится ваше сердце. Таков метод. Чем красивее вы одеваете Кришну, тем более счастливыми сами становитесь. В настоящий момент мы привыкли смотреть на свою одежду: «Как шикарно я одет». Нет, одевая Кришну, вы почувствуете удовлетворение – это духовное удовлетворение. Это духовное удовлетворение.
Итак, это обязанность духовного учителя – йуктасйа, всегда занимать своих учеников. «Такому гуру, такому духовному учителю я предлагаю свои поклоны», – так говорит Гурваштака.

00:13:12 Итак, здесь сказано: ш́р̣н̣ванти [ШБ 1.8.36]. Кунтидеви говорит, что первое, что нужно делать, ш́р̣н̣ванти – нужно гореть желанием слушать. Все слушают. Люди ходят в школу, в колледж, ради какой цели? Вы платите за обучение, чтобы слушать образованного профессора, учителя, и получать от него знания. Итак, первое – это ш́р̣н̣ванти, поэтому преданный всегда посвящает себя слушанию о Кришне. Ш́р̣н̣ванти – это обязанность преданного. Тавехитам̇. Те, кто взращивают в себе сознание Кришны, прежде всего должны слушать.

00:14:04 Итак, ш́р̣н̣ванти га̄йанти. Если вы действительно слушали о Кришне, то следующим делом вы будете повторять, га̄йанти. Как, например, наши проповедники ходят в центр деревни отсюда, ради какой цели? Ради того, чтобы проповедовать. Чтобы у людей появилась возможность слушать. Они дают возможность людям слушать. Это называется га̄йанти. И гр̣н̣антй – нужно с серьёзностью отнестись к этому, абхӣкшн̣аш́ах̣. Абхӣкшн̣аш́ах̣ означает круглые сутки, без остановки, постоянно. Кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ [ЧЧ Ади 17.31].
Поэтому Чайтанья Махапрабху советует: следует круглые сутки посвятить себя повторению святого имени. Это обязанность человека в сознании Кришны. Слушает он, повторяет, шраванам киртанам. Вы можете следовать одному методу или всем методам. Вы можете просто слушать. Например, Парикшит Махарадж ничего другого не делал, он просто сел перед Шукадевой Госвами и слушал его без остановки в течение семи дней. И затем настал конец его жизни.

00:15:32 Итак, если вы просто будете слушать, не делая ничего другого, вы просто можете сесть в храме, и всякий раз, когда там идёт обсуждение «Бхагавад-гиты», вы просто слушайте. Больше ничего не требуется. Даже если вы не понимаете – пожалуйста, слушайте. Сам этот звук, этот звук мантры, поможет вам. Понимание не имеет такой большой важности. Есть множество невежд, которые не знают грамматики, не знают санскрита. В этом нет необходимости. Апратихата̄. Бхакти – это апратиха, ничто не может воспрепятствовать развитию бхакти. Вы должны просто следовать этому пути. А путь заключается в слушании.

00:16:22 Как, например, Чайтанья Махапрабху. Чайтанью Махапрабху критиковал Сарвабхаума Бхаттачарья в начале. Чайтанья Махапрабху был сыном Джаганнатхи Мишры. И Джаганнатха Мишра и его тесть, то есть дедушка Чайтаньи Махапрабху, Ниламбар Чакраварти, он приходился школьным товарищем отцу Сарвабхаумы. Иными словами, Сарвабхаума Бхаттачарья приходился практически отцом Господу Чайтанье. И он спросил Господа: «Ты ещё юноша, двадцать четыре года, ты принял санньясу. Очень тяжело оставаться санньяси в таком возрасте, потому что столько соблазнов для молодого человека, ты должен слушать Веданта-сутру». То есть слушать очень важно.

00:17:27 Даже в школе майавади, они слушают «Веданта-сутру». Мы тоже слушаем, но мы слушаем истинную «Веданта-сутру». Поскольку они дают ложные толкования, их слушание бесполезно, но мы не перетолковываем «Веданта-сутру» на свой лад, мы слушаем без искажений. Кришна говорит: «Я – Всевышний», – и мы признаём это. Вот что значит слушать. Если же мы даём толкования: «О, Кришна означает это, Курукшетра означает то…» – таким образом вы тратите время зря. Нужно слушать это знание таким, какое оно есть.

00:18:04 Итак, Чайтанья Махапрабху сказал, что он будет слушать «Веданту». Вы знаете, он слушал, и Сарвабхаума Бхаттачарья продолжал говорить, повторяя «Веданта-сутру». Но тот просто слушал, не задавая никаких вопросов. И Сарвабхаума Бхаттачарья тогда спросил: «Мой дорогой мальчик, ты слушаешь, но ты ни о чём не спрашиваешь. Что это такое, ты не понимаешь? В чём причина твоего молчания?» И тот сказал: «Да, я понимаю. Но я молчу, потому что вы объясняете её по-другому. Поэтому я просто слушаю стихи «Веданта-сутры». Я не слушаю вас». Он косвенно сказал. Конечно, он с уважением отнёсся, но он намекнул на то что: «Вы даёте глупые толкования». Он позднее сказал: «Я слышу стихи, и мне они кажутся солнечным светом, но ваши объяснения подобны затеняющей эти лучи туче. Вот что такое ваши объяснения». Никому не нужно пользоваться лампой, чтобы увидеть солнце. Всем могут видеть солнце. Но если оно закрыто облаками, его очень трудно увидеть.

00:19:31 Таким образом, толкования майавади подобны этому облаку: они скрывают истинный смысл «Веданты». Они делают так. Они никогда не признают прямого значения: курукшетра дхармакшетра. Даже великие политически лидеры, они искажают смысл. Они говорят, курукшетра означает это, дхармакшетра означает то. Нет, наша политика такая: мы слушаем оригинал, как он есть. Тогда это будет иметь эффект. Нужно слушать неискажённое знание о Вишну.
Смаранти – это тоже медитация, памятование. Смаранти нанданти [ШБ 1.8.36]. Нанданти означает ликование, наслаждение, удовлетворение. Нанданти. Кто это делает? Те, кто развивает своё сознание Кришны. Они слушают, ш́р̣н̣ванти га̄йанти гр̣н̣антй абхӣкшн̣аш́ах̣. Такова программа. И она такая везде. Мы должны слушать о Кришне, мы должны говорить о Кришне, мы должны действовать для Кришны. Есть множество разной деятельности, связанной с Кришной. Мы можем связать с Кришной всё. И такие души та эва паш́йантй. «Благодаря этому методу однажды он увидит Тебя», – говорит Кунти.

00:21:28 И что значит увидеть? Когда вы видите Бога, Кришну, каков эффект этого? Бхава-права̄ха. Права̄ха – значит текущий, сейчас. Как Бхактивинод Тхакур говорит: [санскрит]. Например, река течёт очень мощным потоком. Если какое-то животное попало в этот поток, его просто унесёт. Нас сносит этим мощным потоком, одного за другим, потоком материальной природы. Как мы видели в Тихом океане огромные волны. Точно так же мы находимся, нас накрыло этими волнами материальной природы. Мы находимся полностью во власти трёх гун материальной природы, и этот мощный поток материальной энергии уносит нас. Поэтому Бхактивинод Тхакур говорит: тебя сносит этим потоком. Об этом потоке так же говорится.

00:22:53 Первый поток, первое течение – это голод, второе течение – это жажда, третий – джанма мритью – рождение, смерть, старость. Всё это мощные потоки материальной природы. Мы хотим есть, мы изнываем от жажды, нас переполняет скорбь, ш́ока моха, иллюзия, и также рождение, смерть – множество этих течений уносит нас. Я душа, я попала в этот поток материального океана, это течение сносит меня. Но если вы посвящаете себя ш́р̣н̣ванти га̄йанти абхӣкшн̣аш́ах̣ двадцать четыре часа в сутки, тогда этот поток останавливается. Вас больше не будет уносить течением материальной энергии. Бхава-права̄ха упарамам̇. Где вы окажетесь? «У Твоих лотосных стоп». Нужно учиться видеть лотосные стопы Кришны и предлагать им немного туласи и сандаловой пасты. И так этот поток прекращается, этот поток материальной жизни.

00:24:19 В «Шримад-Бхагаватам» есть ещё один замечательный стих. Например, в океане есть течение. Если у вас хороший корабль, надёжный, вы сможете с лёгкостью пересечь это течение. И в «Бхагаватам» даётся такой совет. Вы видели лепесток лотоса, он подобен лодке. Разве нет? Он как маленькая лодочка. Если вы воспользуетесь пада-паллава [ШБ 10.14.58], лотосными стопами Кришны, бхавам, тогда благодаря этой лепестковой лодке, бхава̄мбудхир, этот огромный океан рождения и смерти, ватса-падам̇, становится как лужица, оставшаяся в отпечатке, следе, от копыта телёночка. Ватса-падам̇. Вы, наверное, не видели, но в Индии во время сезона дождей дороги размывает, и коровы и телята ходят по ним, оставляя следы, и там скапливается воды. Вы можете легко перепрыгнуть через эти лужицы, оставленные коровами.

00:25:45 Точно так же этот огромный океан, бхава̄мбудхир, рождения и смерти. Хотя он огромен для остальных, для преданного он становится подобен вот этому маленькому следу. Он может легко перепрыгнуть через него. И так он достигает парам̇ падам̇ – высшей обители. А как насчёт этого мира? Этот мир падам̇ падам̇ йад випада̄м̇ – здесь на каждом шагу опасности. На теша̄м – не для преданных. Это не место для преданных. Этот мир предназначен для людей страдающих, клиш́йама̄на̄на̄м. Поэтому Кунтидеви советует: вот лекарство от ваших страданий, принимайте его и будьте счастливы. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | 12 марта 2021